Научная статья на тему 'Пути исследования функции воздействия цветов как невербальных средств (на материалах романа Т. Касымбeкова «Сломанный меч»)'

Пути исследования функции воздействия цветов как невербальных средств (на материалах романа Т. Касымбeкова «Сломанный меч») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФОНАЦИЯ / КИНЕСИКА / ТАКЕСИКА / ГАПТИКА / ХРОНЕМИКА / АУСКУЛЬТАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ЦВЕТА / ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / NON-VERBAL MEANS / PHONATION / KINESICS / TAKESHITA / HAPTIKA / CHRONEMICS / AUSCULTATION / COLORS / PARALINGUISTICS MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Элтузерова Гулзина Жаныкуловна

В статье рассматривается роль цветов в художественном тексте как одна из актуальных задач современного кыргызского языка. В качестве основного объекта исследования дана роль цветов, являющаяся элементом кинесической науки. В связи с тем, что функции цвета не изучены полностью в кыргызском языкознании, был выявлен положительный вклад в языкознание. На примере художественных текстов проанализированы значения цветов, переданные в системе текстов романа Т. Касымбекова “Сынган кылыч”. На примере отрывков из текста были проанализированы и даны результаты аналитического исследования художественных красок цветов, отражающих сознание, стилистическую функцию в художественном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути исследования функции воздействия цветов как невербальных средств (на материалах романа Т. Касымбeкова «Сломанный меч»)»

ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦВЕТОВ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ (НА МАТЕРИАЛАХ РОМАНА Т. КАСЫМБEКОВА «СЛОМАННЫЙ МЕЧ») Элтузерова Г.Ж. Email: Eltuzerova660@scientifictext.ru

Элтузерова Гулзина Жаныкуловна - старший преподаватель, межфакультетская кафедра государственного языка, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается роль цветов в художественном тексте как одна из актуальных задач современного кыргызского языка. В качестве основного объекта исследования дана роль цветов, являющаяся элементом кинесической науки. В связи с тем, что функции цвета не изучены полностью в кыргызском языкознании, был выявлен положительный вклад в языкознание. На примере художественных текстов проанализированы значения цветов, переданные в системе текстов романа Т. Касымбекова "Сынган кылыч". На примере отрывков из текста были проанализированы и даны результаты аналитического исследования художественных красок цветов, отражающих сознание, стилистическую функцию в художественном тексте.

Ключевые слова: невербальные средства, фонация, кинесика, такесика, гаптика, хронемика, аускультация, художественный текст, цвета, паралингвистические средства.

WAYS TO STUDY THE FUNCTION OF THE IMPACT OF COLORS AS NONVERBAL MEANS (ON THE MATERIALS OF THE NOVEL T. KASYMBEKOV «BROKEN SWORD») Eltuzerova G.Zh.

Eltuzerova Gulzina Zhanykulovna - Senior Lecturer, INTERFACULTY DEPARTMENT OF THE STATE LANGUAGE, KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER ZH. BALASAGYN, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: the article considers the role of flowers in the literary text as one of the urgent tasks of the modern Kyrgyz language. The main object of research is the role of colors, which is an element of kinesics science. Due to the fact that the functions of color are not fully studied in the Kyrgyz linguistics, a positive contribution to linguistics was revealed. On the example of literary text the meaning of the colors transmitted in the system of texts of the novel by T. Kasymbekov «Broken sword». On the example of excerpts from, the results of the analytical study of artistic colors of colors reflecting consciousness, stylistic function in the literary text were analyzed and given.

Keywords: non-verbal means, phonation, kinesics, takeshita, haptika, chronemics, auscultation, colors, paralinguistics means.

УДК: 811.512.154

Известные ученые, изучившие невербальную семиотику, Г.Е. Крейдлин, В. Биркенбил, А. Мехрабиан в состав невербальных средств включили такую группу наук, как: фонация (пауза, ударение, звуковой режим и различные неязыковые слуховые средства), кинесика (состояние тела человека, поведение, мимические признаки), окулесика (мимика-жесты, вызванные различными движениями глаз), аускультация (слух, восприятие, семиотика влияния звуковых

сигналов), гаптика (обмен информацией на основе контакта рук при прикосновении), ольфакция (особенности запахов при передаче информации), проксемика (влияние пространства, расстояния в обмене информацией), хронемика (время связи и культурно-социальные особенности).

В кыргызском языкознании А. Ботобекова, считается ученым, которая впервые систематизировала и проложила цель исследования в области изучения природы и видов, состав структуры, информационно-разъяснительных особенностей невербальных средств связи.

Ученый подчеркнул, что в распределении состава невербальных средств вышеназванных исследователей не были включены значения цветов при связи, общении и особенностях ношения одежды.

Мы полностью присоединяемся к мнению исследователя о том, что в состав невербальной семиотики нужно включить особенности ношения одежды, использование цвета при обмене информацией.

В соответствии с этой целью, в нашем исследовании наряду с особенностями ношения одежды человеком, цветом одежды, значениями, которые они передают, хотели поговорить и о цвете и его воздествующей функции.

Исходя из этого, полагаем, что в языкознании, в невербальном общении, семиотика цвета имеет свое место и природа этих признаков должна быть изучена и исследована в зависимости от функции, которую они выполняют.

В семиотической науке цвет является одним из многофункциональных признаков. В статье на основании отрывков из художественного текста романа Т. Касымбекова «Сынган кылыч» («Сломанный меч») в зависимости от системы текста поставлена цель проанализировать на основе теоретических и практических идей значение, функцию цвета, как части невербальных средств.

Исходя из национальной специфики, считаем необходимым проанализировать стилистические функции цвета в зависимости от культуры и обычаев народа и дать более точные разъяснения по выполняемой ими функции.

Обычно, если цвета в природе указывают только на цвет вещи, цвет предмета, то попадая в систему художественного текста, кроме того, что обозначает цвет предмета, придают художественную краску повествуемой мысли, событию, описываемому явлению, усиливают его выразительность, экспрессивность, эмоциональность. К примеру,

1. Военачальник был разобщен со своими слугами из-за беспорядка. За ним следовал только один воин. Он неотступно и отставая следовал за ним, как его тень. Конь его был черным, и сам он был черным, хмурым, холодным. Крепко сомкнув губы, его маленькие блестящие глаза с невидимыми белками неподвижно следили за полководцем. На руках черное ружье с прикладом. Ружье было всегда заряжено. Его глаза с невидимыми белками начали дергаться и сверлить спину полководца. Что это? Он легко спрыгнул с лошади. Никто из-за суматохи не обратил на него внимания он спрятав свое черное тело за спину своей черной лошади, выставил за черной гривой лошади ствол ружья. Спешил. Сердце его билось учащенно, и он не смог взять на мишень спину полководца, сам себя испугавшись, вздрогнул и отдернул ружье. Приоткрыв рот будто от жажды, он быстро оглянулся по сторонам и быстро нагнувшись, решился снова высунуть ружье из-за черной гривы... За долю секунды грохнул голос ружья!.. Военачальник вытянулся, как будто вздрогнул, затем тихо согнулся и облокотился на седло... [4, 21].

Как нам всем известно, у кыргызов издревле принято считать черный цвет знаком скорби, потери, утери, глубокой печали, женщины как знак траура носили платье черного цвета и черный платок. Мы знаем, что из-за таких понятий женщинам и девушкам запрещали носить одежду черного цвета.

Этот отрывок описан художником с акцентом на черный цвет, осознавая, что на фоне цвета у читателя будет предчувствие какого-то плохого, неприятного происшествия (и конь черный, черный цвет лица, черное ружье с прикладом,

блестящие, вздрагивающие без видимого белка черные глаза), представляя скрытое нападение на жизнь человека, убийство (спрятав свое черное тело за спину черного коня, высунул ружье из-за черной гривы лошади) в результате безысходная гибель человека, насильственная гибель военачальника (в суматохе слуги отстали от военачальника, только один воин неотступно следовал за ним, как тень) станет обладателем негативно эмоциональной информации.

При этом мы убеждаемся, что писатель выбрал черный цвет, исходя из национальной специфики. Потому что, если у большинства народов черный цвет считается цветом печали и утраты. В качестве примера можно привести соглашение в древнегреческой мифологии царя Эгея и его сына Тесея о знаке парусов на корабле, изображающем белый и черный цвета парусов. В соответствии с взаимным договором, если на судно будет парус белого цвета, то это информация о том, что Тесей жив - здоров и возвращается с победой в Афину. И наоборот, парус черного цвета, будет извещать о его поражении, о смерти Тесея.

И когда Тесей забыв про договор с отцом, не привязал белый парус, царь увидев издали парус черного цвета посчитал, что его сын умер и не выдержав горя бросился в море, таким образом, знаменитая победа Тесея оканчивается смертью отца.

Наоборот, в то же время у отдельных народов синий, красный, белый цвета воспринимаются в качестве знака траура.

Например, в традиции казахского народа, сегодня одежду красного, черного цветов, не ставят на поверхности юрты. О том, что одежда таких цветов ставится на юрту, умершего человека описал казахский ученый Ахметов в своей нижеследующей работе [1, 67].

А в настоящее время, наши соотечественники кыргызские женщины, проживающие в Китае, носят белый платок в знак траура.

Мы не ошибемся, если скажем, что в мировой культуре, традиции этносов в ношении одежды, виды одежды, способ ношения, цвет одежды указывают на условие жизни, социальное положение, культуру, традиции, религию, мораль, мировоззрение страны или какой-либо нации, а в некоторых случаях указывают на природные особенности местности, где они проживают, и в случае необходимости предоставляют необходимую информацию.

По тому, как одевается каждый человек мы можем получить информацию о его социальном статусе, иногда одежда указывает на важные события в его жизни (о свадьбе или трауре).

По одетым униформам мы можем различить владельцев профессий (пилоты, полицейские, пожарные и медицинские работники, повара и т.д.).

Одежда иногда становится центром внимания большинства людей, бывают случаи, когда показывают людей, выделяя от большинства, и, наоборот, в некоторых ситуациях из-за схожести одежды помогают скрыть тайные дела, как воду, которая уходит в песок.

Так, мы считаем, что в зависимости от способа ношения человеком одежды, выбранного цвета, профессии, возрастной специфики, мировоззрения, в науке одежда может стать основным объектом для всестороннего изучения и исследования. К примеру, проанализируем нижеследующий текст:

2. НYЗYп был одет в красный бархатный халат бенареса, на голове синяя чалма, белый камзол из под струящегося халата был подпоясан синим под цвет чалме поясом, на поясе был самый красивый кинжал бухарских ремесленников рукоятка, которой украшена инкрустацией золота и бриллиантов. На ногах желтые сапоги с изогнутым носком. Глаза как лезвия острого ножа. Он поджав желтые губы с редкой желтой бородой смотрел на растилавшееся перед ним зеленую долину с копащашимся многочисленным войском, которое напоминало муравейник [4, 64].

По описанию одежды Нусупа в данном тексте читателю ясно, что он не простой человек, а человек, стоящий во главе народа или возглавлявший народ ( НYЗYп был

одет в красный бархатный халат бенареса, на голове синяя чалма, белый камзол из под струящегося халата был подпоясан синим под цвет чалме поясом, на поясе был самый красивый кинжал бухарских ремесленников рукоятка, которого украшена инкрустацией золота и бриллиантов. На ногах желтые сапоги с изогнутым носком).

Красный цвет у многих народов указывает на власть, высоту. В Византии только императрица имела право надевать сапоги красного цвета. Если смотреть с этих позиций, трудно представить, что обычный человек будет одет в красный бархат, синий пояс, желтые сапоги. Человеку, прочитавшему роман, ясно, что если исходить из анализа социального положения, то бедный человек не то что синий пояс и желтые кожаные сапоги носить будет, а будет ходить в холщовой одежде с котомкой на плече, на ногах будут башмаки и будет еле-еле сводить концы с концами.

Думаем, что наглядно свидетельствуют о жизни бедного населения во времена Кокандского ханства исторические события, явления, эпизоды, описанные в романе "Сынган кылыч".

Красный цвет считается в основном цветом гербов. Флаг красного цвета символизирует восстание, переворот, борьбу. Интересно, что во многих племенах Африки, Америки и Австралии воины, когда готовились к восстанию, раскрашивали лицо, тело в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы во время войны носили одежду красного цвета. Древние китайские национальные вооруженные силы называли себя «красными войсками«, «красными бровями» [6, 2].

Во времена Кокандского ханства в 19-х веках красный цвет также считался символом Восстания. К примеру: «Кыпчаки пришли на майдан все в одетые в сплошной красный цвет. Красная одежда - признак полноты. В то время в красный цвет имели право одеваться только кыпчаки. Только самые уважаемые датки горных селений носили красные бархатные тулупы, шапки с красным верхом, остальные носили пестрые и разноцветные тулупы. Горделивые кыпчакские беки так подчеркивали свою значимость. [4, 165]

Вооруженные Силы Советского государства, сформированные после победы Октябрьской революции 1917 года, стали называться Красной Армией, и никто не будет опровергать, что подвиг красных войск с развевающимся Красным знаменем в красных униформах с красными линиями является исторической реальностью.

«Любое невербальное средство, может предоставить информацию только во время этого разговора. Например, красный цвет светофора означает запрет на движение, пересечение. Этот же цвет теряет свои свойства в качестве признака в других обстоятельствах. Он просто используется только как один из видов цвета. Дорожные правила также являются сигналом только в тех условиях, в которых происходит общение. А в других условиях общения само по себе не может передавать никакую информацию, теряется ценность выражения информации. Следовательно, мы не должны забывать, что один и тот же знак может иметь разное значение в соответствии с семиотической системой, условиями общения» [3, 16].

В данном контексте рассмотрим цвет в качестве невербального средства и, проанализируем его функцию в тексте. Красный-символизирует не только радость, любовь, красоту, благополучие, но и отражает противостояние, месть, войну. Остановимся на семантических различиях между красным цветом, приведенным в художественном тексте, как пример выше, и значением, которое дает ярко красный цвет, приведенный в нижнем тексте.

3. Опираясь на землю, он в последний раз поднял голову, как беркут упавший с высоты со сломанными крыльями и посмотрел в даль и свет с печалью и тоской. Перед его взором весь земной покров показался красным, словно обьятый пожаром, и редкие травы, и камни, и свои черные ворсистые и костлявые руки были ярко-красными, казалось, что всадники, которые мчались на огонь пуль, извивались, визжали, горели внутри пламени. Его глаза обволакливались кровью... [4, 23].

«Красный цвет ассоциируется прежде всего с кровью и огнем. Его символические значения многообразны и противоречивы. У многих народов красный цвет символизирует жару и пламя» [6, 2].

В приведенном выше отрывке из художественного текста писатель через ярко -красный цвет описывает образ человека, находящегося в состоянии между жизнью и смертью, в бреду (перед его взором весь земной покров выглядел красным, словно обьят пожаром, и редкие травы, и камни ,и свои черные ворсистые и костлявые руки были ярко-красными), читатель представляет безжалостную битву на поле боя (всадники, которые мчались на огонь пуль, извивались, визжали, горели внутри пламени).

Обычно, если мы воспринимаем различие между красным и ярко-красным, как усиливающее значение красного цвета, то в контексте художественного текста ярко-красный цвет отражает историю ясно, четко, выразительно, образно и заставляет читателя почувствовать, будто находится в самом центре кровопролитного фронта войны.

Невербальные и паралингвистические средства в художественном тексте определяют душевное, внутреннее состояние героя, его эмоции, его движения и т.д. раскрывая их, играет особую роль в правильном, точном и реальном восприятии ими функции в соответствии с требованиями художественного текста, в зависимости от контекста в произведении.

Например, рассмотрим нижеследующий текст:

4. Глаза Нусупа острые, как лезвие ножа оглядели всех, кто был рядом, и остановились на пятнадцатилетнем мальчике, который стоял среди биев. У ребенка пожелтевшее, как осенний лист, лицо, посиневшие дрожащие губы, еле вздрагивающие ресницы. Одно колено неудобно согнуто, плечо с этой же стороны было опущено, рука болталась, как неживая не примыкая к телу [4, 6].

«Желтый цвет - это цвет золота, который уже издревне воспринимается цветом солнечного заката. Этот цвет, выражая оттенок осени, плодородия, колосьев пшеницы и опавших листьев, также считался и признаком болезни, смерти, того света» [6, 4].

Если у некоторых народов Азии желтый цвет считается признаком траура, глубокой печали, грусти, то в Европе желтый или желто-черный флаг означает карантин, желтый крест - болезнь чума, а у славянского народа - цвет ревности, то в Тибете ревность называют «желтым глазом», а также мы знаем такие названия, как «желтая пресса», «желтый дом».

А древние кыргызы не надевали желтую одежду на маленьких детей, особенно на мальчиков. В их вере желтый цвет считался признаком переживаний, печали, болезни.

Из анализируемого текста следует, что пятнадцатилетний ребенок с ограниченными возможностями, полуживой, больной, с испуганным, дрожащим, замерзшим, оказавшим в безвыходной ситуации видом (пожелтевшее,как осенний лист лицо, посиневшие дрожащие губы, еле вздрагивающие ресницы) оттенки желтого и синего образно и изобразительно описывая перед глазами показывают читателю четко изображение слабого, бедного ребенка (прочитавший далее произведение человек узнав, что на церемонии избрания хана приносится в жертву человек и скот белого цвета понимает, что желтый цвет обозначает последние минуты жизни ребенка).

В заключение: анализом функций цветов, участвующих в описании событий, ситуаций на основе текстов в художественном произведении, установлено, что цвета занимают особое место среди невербальных средств в выражении информации.

Не ошибемся, если скажем, что они придают особый художественный колорит содержанию произведения, повышают функцию воздействия, повышают экспрессивность и вносят особый вклад в художественное мировоззрение в творчестве писателя.

Список литературы /References

1. Ахметов Э. «Табу и эвфемизмы на тюркских языках». Алма-Ата. FbrnbM, 1995.

2. Ботобекова А. Система невербальных средств связи в кыргызских переговорах: дис ... филол. н.:10.02.01. Бишкек, 2007.

3. Ботобекова А. Кыргызские мимики-жесты. Б.: Bilge, 2007. 189 с.

4. Касымбеков Т. «Сломанный меч»: исторический роман. Переработано. 5 изд. Б.: Кыргызстан, 1998. 712 стр.

5. Саматов Кубатбек. Лексико-семантическое и стилистическое значение цветов в словах в кыргызском языке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора фил.н. Бишкек, 2003.

6. «Психология цвета». Пси-фактор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyfactor.org>color/ (дата обращения: 27.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.