Научная статья на тему 'ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1192
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская гражданская идентичность / формирование / школьники / программа / пути и способы. / Russian civil identity / formation / schoolchild / program / ways and means

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

Формирование российской гражданской идентичности является одной из приоритетных целей, определяемых государственными образовательными стандартами общего образования. В многофункциональном государстве российская гражданская идентичность может выступить механизмом адаптации личности в современном гражданском обществе, который позволяет минимизировать противоречия, возникающие на основе религиозных, этнических, культурных и социальных различий между людьми. Поэтому актуальным становится создание программы по её формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND MEANS OF FORMING RUSSIAN CIVIC IDENTITY AMONG SCHOOLCHILDREN

The formation of the Russian civil identity is one of the priority goals defined by the state educational standards of general education. In a multifunctional state, the Russian civil identity can act as a mechanism for the adaptation of the individual in modern civil society, which allows minimizing the contradictions that arise on the basis of religious, ethnic, cultural and social differences between people. Therefore, the creation of a program for its formation becomes relevant.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

«Научные исследования и инновации»

5. Early, M., & Hooper, H. (2001). Implementation of the Vancouver School Davison (Eds.), English as a second Language in the mainstream (pp. 138 150). New York: Longman/Pearson.

УДК 37

Жилинская Мария Сергеевна Zilinskaa Maria Sergeevna

Студент Student

Иванова Елена Александровна Ivanova Elena Aleksandrovna

канд. пед. наук, доцент Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Амурский государственный университет Amur State University

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

WAYS AND MEANS OF FORMING RUSSIAN CIVIC IDENTITY AMONG SCHOOLCHILDREN

Аннотация : Формирование российской гражданской идентичности является одной из приоритетных целей, определяемых государственными образовательными стандартами общего образования. В многофункциональном государстве российская гражданская идентичность может выступить механизмом адаптации личности в современном гражданском обществе, который позволяет минимизировать противоречия, возникающие на основе религиозных, этнических, культурных и социальных различий между людьми. Поэтому актуальным становится создание программы по её формированию.

Abstract: The formation of the Russian civil identity is one of the priority goals defined by the state educational standards of general education. In a multifunctional state, the Russian civil identity can act as a mechanism for the adaptation of the individual in modern civil society, which

VМеждународная научно-практическая конференция allows minimizing the contradictions that arise on the basis of religious, ethnic, cultural and social differences between people. Therefore, the creation of a program for its formation becomes relevant.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, формирование, школьники, программа, пути и способы.

Key words: Russian civil identity, formation, schoolchild, program, ways and means.

В основной образовательной программе ФГОС отмечено, что формирование гражданской идентичности призвано обеспечить сплочение, единство и целостность самосознания личности как гражданина многонационального мира на основе общечеловеческих нравственных и гражданских ценностей. Таким образом, в современном социуме становится актуальным формирование российской гражданской идентичности как залога стабильности и процветания государства.

Актуальность формирования российской гражданской идентичности у школьников также связана с такими проблемами как [1]: средний уровень сформированности у школьников всех компонентов российской гражданской идентичности, особо при этом выделяется ценностно-мотивационный компонент, так как для него характерен очень низкий процент респондентов с высоким уровнем, и эмоционально-оценочный компонент, так как большой процент учащихся имеют низкий уровень в сравнении с другими компонентами; следующая проблема связана с низким уровнем влияния такого фактора как -общее историческое прошлое; ещё одной проблемой можно выделить низкий уровень воздействия среди таких условий как - принятие себя, как части государства, собственная интерпретация исторического прошлого и культурного наследия.

Всё выше изложенное позволяет задуматься о том, как именно формируется указанное качество личности. Так, среди основных путей и способов формирования российской гражданской идентичности у школьников можно выделить такие организационные формы работы как учебная деятельность (уроки гуманитарного цикла, экскурсии, конференции, лекции, семинары и др.) и внеучебная работа (классный час, факультативы, кружковая

«Научные исследования и инновации» деятельность, клубная работа и деятельность общественных организаций,

объединений, и др.); в качестве методов работы в образовательной практике по

формированию гражданской идентичности можно выделить коммуникативные

(беседы по сказкам, литературным произведениям, кинофильмам и др.), игровые

(имитационные и ролевые игры, школьные спектакли и др.), и социально-

деятельностные (экскурсии к памятным местам, технологии социальной пробы,

КТД, социальные проекты и др.) методы.

На основе вышеизложенного, а также результатов социально-педагогического исследования [1, 2] нами была разработана программа «Сформированная российская гражданская идентичность - залог процветания государства» как один из возможных путей и способов формирования российской гражданской идентичности у современных школьников.

Целью программы являлось формирование российской гражданской идентичности у школьников, задачи же были определенны следующим образом: формирование системы общечеловеческих и государственных ценностей, рефлексии; развитие гражданственности, гражданской позиции у респондентов; создание условий для формирования знаний истории своей страны и других народов; формирование эмоционально-положительного принятия своей и чужих этнической и гражданской принадлежности.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 13-18 лет. В её осуществлении участвуют учащиеся, педагог-психолог, преподаватель, психолог, социальный педагог, классный руководитель.

Программа строится на основе следующих принципов [3]:

Непрерывности - предполагает построение воспитания гражданской идентичности, формирование гражданственности, таким образом, чтобы в данном процессе были учтены все факторы социализации школьников на трёх возрастных этапах (младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст), в рамках трёх ступеней образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование).

VМеждународная научно-практическая конференция

Гуманизации и демократизации - предполагают взаимное уважение

педагогов и воспитанников, их открытость к восприятию и принятию гражданских ценностей таких, например как добро, справедливость, толерантность, духовность, мужество и многие другие.

Природосообразности - предполагает необходимость учитывать национально сложившиеся психологические особенности школьника (особенности национального мышления и характера, стилей общения и способов выстраивания взаимоотношений с людьми своей и других национальностей).

Культуросообразности - предусматривает приобщения школьника к ценностям народной и мировой культуры. При этом процесс воспитания, выбранные для его осуществления методы и средства, должны отражать культурные ценности народов мира и учитывать исторически сложившиеся в них традиции, обычаи, а также присутствующие в них стереотипы.

Учета родного языка - основывается на том, что российская гражданская идентичность формируется благодаря чувству единения с наследием Отечества, её историей, традициями и ценностями, а также в большей степени языком. Язык в данном случае выступает как ключевой коммуникативный фактор формирования общества, так как он способствует объединению людей.

Системности - предусматривает формирование четырех основных компонентов гражданской идентичности (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-мотивационный, деятельностный) в их взаимосвязи и взаимообусловленности. При этом важно отметить, что рассматривать данные компоненты необходимо не только в их взаимосвязи, но и по отдельности, рассматривая вклад каждого из них в личность школьника.

Самоактивности и саморегуляции, ориентируются на формировании у школьников способности к критичности и рефлексии, к принятию самостоятельных решений и действий и осознанию своей ответственности за них, развитию гражданской позиции и активности.

Формы, используемые для осуществления программы: индивидуальная и групповая работа, учебная и внеурочная деятельность.

«Научные исследования и инновации» Методы, применяемые для реализации данной программы: словесные

методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение), наглядные методы

(рассматривание предметов, картин и др., просмотр фильмов, наблюдения),

практические методы (исследование, экспериментирование).

Данная программа состоит из следующих направлений:

Когнитивное, которое включает в себя: лекции на следующие темы -

«Особенности истории России», «Характерные черты истории зарубежных

стран», «Особенности культуры в разных странах», «Права и обязанности

гражданина», а также конференцию «Современные тенденции межкультурного

взаимодействия этносов». Данное направление подразумевает формирование у

учащихся знаний в области: истории и культуры своей страны, и других народов

мира, знаний основных способов диалога культур, знаний о своих и чужих

правах и обязанностях, а также развитие гражданской позиции.

Деятельностное состоящее из таких мероприятий как: тренинги на

следующие темы - «Труд - основа гражданской активности», и «Диалог культур

и решение конфликтов», интерактивная игра «Особенности родного края»,

интерактивные лекции «Как строить взаимоотношения с окружающим миром» и

«Как вести себя в многонациональном социуме». Перечисленные мероприятия

предполагают формирование у школьников положительных действий по

отношению к окружающему миру, представителям любых конфессий и народов

мира, формирование умения проявлять особенности поведения народов мира и

умения вести продуктивный диалог с представителями других культур,

конструктивно решать конфликты, а также данное направление программы

направленно на привлечение учащихся к коллективной деятельности и

вовлечение их в общественно-полезную деятельность, жизнь образовательного

учреждения и города, формирование гражданской активности.

Мотивационно-ценностное включающее в себя: интерактивную лекцию

«Ценности в современном мире», тренинг «Действия во благо Родины», «Мои

ценностные ориентации» и «Моя гражданская позиция», просмотр социальных

роликов на тему толерантности. Такие направление программы способствует

VМеждународная научно-практическая конференция формированию у учащихся собственного отношения к существующим

этническим ценностям, ценностным ориентациям, гражданским ценностям, а

также развитие у них уважения ценностей народов мира. Помимо этого оно

решает такие цели и задачи как формирование мотивов действовать во благо

страны, общества, формирование толерантного отношения ко всем людям,

независимо от их этноса, вероисповедания, формирование гражданских,

общечеловеческих ценностных ориентаций. Также оно способствует принятию

важности определения и формирования собственной гражданской позиции.

Эмоционально-оценочное предполагающее наличие следующих мероприятий: круглый стол на тему «Принятие или отвержение своей национальности» и «Анализ ситуаций», тренинг «Самоанализ и самопринятие», просмотр видеороликов на патриотические темы, игра-тренинг «Патриотизм и как я его понимаю». Данное направление направленно на следующие цели и задачи - анализирование своего отношения к принадлежности определенной нации, формирование положительного отношения к своей стране и патриотизма, совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Критерии эффективности реализуемой программы можно определить по степени сформированности основных компонентов российской гражданской идентичности:

Для когнитивного (познавательного) компонента это - наличие у школьников представления о своей национальной принадлежности, знаний об общих и различных этнических признаках народов мира, о происхождении и основных этапах развития народов, а также знания в области родного языка, культуры и традиций родного и чужих народов, национальных символов, выдающихся деятелей культуры и науки, государственных деятелей, истории и культуры разных национальностей, основных исторических событий, этапов развития государства. Помимо этого сформированность данного компонента определяется наличием представления о территории и границах Родины, ее географических особенностях, наличие знаний о государственной организации, ветвях власти, знание государственной символики и праздников, положений

«Научные исследования и инновации» Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, знание основных

религий мира, законов, правил и норм, предъявляемых в любой стране мира,

основных принципов и правил отношения к природе, основ охраны окружающей

среды и природопользования, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий,

правил поведения в ЧС.

Для эмоционально-оценочного (коннотативного) компонента можно выделить следующие показатели - эмоционально положительное принятие своей этнической и гражданской принадлежности, принятие системы гражданских, этнических, нравственных и общечеловеческих ценностей, выраженных в идеале совершенной личности разных этносов, положительное отношение к родному языку и культуре, уважительное отношение к представителям любых народов и конфессий, уважение истории и культуры, культурных и исторических памятников, а также эмоциональные переживания, связанные с жизнедеятельностью родного народа, проявление интереса к своей Родине, уважительное отношение и принятие законов, прав и обязанностей гражданина РФ, уважительное отношение ко всем людям без исключений, эмоциональные переживания, связанные с происходящими общественно-политическими событиями в стране, проявление интереса к своей стране и своему будущему, осознание себя «человеком мира», «гражданином своей страны».

В отношении ценностно-ориентировочного (аксиологического) компонента показателями сформированности являются наличие сформированной системы всех типов ценностей, осознание ценности государства как гаранта прав гражданина, высшей формы самоорганизации общества, рефлексивное отношение к собственному поведению и поступкам.

Показатели сформированности деятельностного (поведенческого) компонента заключаются в использовании родного языка в процессе коммуникации, проявление присущих родному этносу черт характера и поведения, положительные действия по отношению к представителям разных национальностей, культур и религий, гражданская активность в пределах,

VМеждународная научно-практическая конференция установленных законодательством, участие в общественных организациях,

общественно-политических мероприятиях города, страны, выполнение законов,

норм и требований общества, прав и обязанностей гражданина, а также участие

в труде во благо процветания мирового сообщества и для личностной

самореализации, бережное отношение к окружающей природе, умение вести

конструктивный диалог на основе равноправных отношений и взаимного

уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты, и ведение

ЗОЖ.

Показателями сформированности российской гражданской идентичности личности выступают также такие гражданские качества личности как гражданственность, патриотизм, социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности и др.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Будут сформированы основные характерные черты ценностно-мотивационного компонента.

2. У учащихся будут развиты на высоком уровне гражданственность, гражданская позиция.

3. В учебном заведении будут созданы условия для формирования знаний истории своей страны и других народов, а также культурного наследия всех народов мира.

4. Будут сформированы основные элементы эмоционально-оценочного компонента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина, сформированные на высоком (или среднем) уровне у учащихся компоненты российской гражданской идентичности.

Риски реализуемой программы связанны, прежде всего, с нежелание учащихся воспринимать то, что связано с темой гражданской идентичности, и участвовать в мероприятиях направленных на воспитание российской

«Научные исследования и инновации» гражданской идентичности; с нежеланием педагогов идти на контакт и

оказывать помощь в реализации программы; недостаточной материально-

технической базой учреждения; негативное влияние социума на формирование

гражданской идентичности.

Пути преодоления вышеперечисленных рисков могут быть следующими: заинтересовать учащихся, возможно, привлечь интересных личностей; привлечение учащихся в общественно полезную деятельность; побуждение интереса педагогов к данной теме, разъяснение им важности и значимости воспитания российской гражданской идентичности у подрастающего поколения; нахождение дополнительного финансирования программы; просвещение учащихся в область российской гражданской идентичности.

Таким образом, программа по формированию российской гражданской идентичности является в современном мире одним из залогов наличия у школьников психологического здоровья, процветания страны, благополучия каждого отдельного гражданина.

Библиографический список:

1. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Эмпирическое обоснование необходимости воспитания российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. -2021. - №92. - С. 90-96.

2. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Социально-педагогическое исследование российской гражданской идентичности у школьников // Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике. Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. - М.: МИД НТЦ МИСИ, 2020. - С. 632-639.

3. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Научно-практические подходы к исследованию воспитания российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №88. -С. 104-109.

© М.С. Жилинская, Е.А. Иванова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.