58
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
vzaimootnoshenija mezhdu pokolenijami. M., 2009. 2. Dement'eva N. F., Ustinova Je. V. Formy i
metody mediko-social'noj reabilitacii netrudosposobnyh grazhdan. M., 2007. 3. Social'no-
psihologicheskaja adaptacija lic starshih vozrastov v nachal'nyj period prebyvanija v domah-internatah: Metodicheskie rekomendacii / Sost. Ja. F. Dement'eva, E. Ju. Shatalova. M., 2008
Статья поступила в редакцию 23.11.2013 г.
УДК 373
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013 Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А. Дагестанский государственный педагогический университет
В статье описывается модель процесса формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников, и раскрывается ее структура, включающая четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
The authors of the article describe the model of the process of forming the foundations of the Russian civil identity of junior schoolchildren, and its structure, including four blocks: target, information, organization and activity, and diagnostics.
V stat’e opisyvaetsja model’ processa formirovanija osnov rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u mladshih shkol’nikov, i raskryvaetsja ejo struktura, vkljuchajushhaja chetyre bloka: celevoj, soderz-hatel’nyj, organizacionno-dejatel’nostnyj i diagnosticheskij.
Ключевые слова: российская гражданская идентичность, моделирование, модель, компоненты, принципы., источники формирования, технология, условия, результат.
Keywords: Russian civil identity, modeling, model, components, principles, sources of formation, the technology, conditions, results.
Kljuchevye slova: rossijskaja grazhdanskaja identichnost’, modelirovanie, model’, komponenty, principy, istochniki formirovanija, tehnologija, uslovija, rezul’tat.
Для сохранения целостности любой страны необходимо формирование у её жителей гражданской идентичности. Для России, страны полиэтнической, поликонфессиональной, поликультурной проблема формирования российской гражданской идентичности особенно актуальна. Гражданская идентичность не формируется сама по себе, для её формирования необходима целенаправленная, систематическая работа со всеми слоями населения. Основы российской гражданской идентичности закладываются в детстве, поэтому огромная роль в её формировании принадлежит начальной школе. Исследования последних лет
подтверждают, что начальная школа не только формирует у ребенка первичную функциональную грамотность, но и закладывает основы его личностного саморазвития, в том числе и становление основ гражданской идентичности.
В младшем школьном возрасте ребёнок включается в общественно значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с социальными и духовными требованиями, предъявляемыми ему обществом, как гражданину. Младший школьный возраст характеризуется такими психическими новообразованиями (появление опосредованной мотивации,
Психолого-педагогические науки •••
59
возникновение внутренних этических инстанций, зарождение самооценки и др.), которые потенциально являются предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребенка [4].
Исследуя процесс формирования основ российской гражданской идентичности (РГИ) у младших школьников, мы пришли к выводу о необходимости разработки модели этого процесса, поскольку модель представляет собой идеальный объект, подобный исследуемому, и позволяет наглядно, в виде блок-схемы, отобразить структуру объекта исследования и взаимосвязи его элемен-
тов. Процесс моделирования представляет собой определение цели, путей достижения этой цели и условий эффективности осуществления моделируемого процесса. В процессе моделирования мы использовали подходы аксиологический, системный, личностно-деятельностный.
Разработанная модель включает четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический.
Целевой блок определяет цель и задачи формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников.
w
о
ч
ю
=s
о
я
V
ч
Социальный заказ
Требования ФГОС
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ -
Формирование основ российской гражданской идентичности
&
Ч
О
О
Г
<
=
я
ч
я
=
ft
о
Компоненты основ РГИ:
Когнитивный
Эмоционально-
чувственный
Аксиологический
(ценностно-
ориентационный)
Деятельностный
(поведенческий)
◄—►
Принципы формировання^Ч основ РГИ: Аксиологическийй Ориентации на идеал Следования нравственному примеру Идентификации Полисубъектности Диалогичности общения Системно-деятельностной организации воспитания и др.
◄—►
Источники формирования основ РГИ:
Учебная
деятельность
Внеклассная
деятельность
Развивающая
образовательная
среда
и
о
=
я
ч
?н
ч
и
н
=s
=
w
и
V
Б w 3 о
и Ч
о \о
Технология формирования основ РГИ
Условия формирования основ РГИ (организационно-педагогические)
РЕЗУЛЬТАТ
(сформированность основ РГИ)
ч
=
et
Рис. 1. Модель процесса формирования у младших школьников основ российской гражданской идентичности
Цель формирования основ РГИ у младших школьников определяется социальным заказом, сформулированным в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» [7]; отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «форми-
рование национальной идентичности -формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма» [2]; в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников: «воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [5].
60
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
В соответствии с социальным заказом в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одной из основных задач определено «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций» [6].
Решение указанных задач позволит достигнуть цели - сформировать основы российской гражданской идентичности у младших школьников.
Содержательный блок модели представлен структурой гражданской идентичности, принципами формирования основ РГИ, а также источниками формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников.
Формирование гражданской идентичности у младших школьников мы рассматриваем, как единство компонентов когнитивного, содержащего знания о правовой основе организации общества, эмоционально-оценочного, формирующего способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения, ценностно-ориентировочного, воспитывающего толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества; и деятельностного, обеспечивающего участие в общественной жизни образовательного учреждения, ответственность за принятые решения, действия и их последствия [4]. Соответственно, в разработанной нами модели структура гражданской идентичности включает четыре основных элемента:
- когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности наличие представлений об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т. д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой;
- ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых в форме таких эмо-
циональных переживаний как стыд или гордость за свою страну;
- деятельностный - участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
В качестве принципов формирования основ РГИ могут быть приняты принципы, лежащие в основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентированно на определенный идеал, который обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические и др.) определяют основное содержание воспитания и развития личности младшего школьника. Их отбор происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Особое значение имеет принцип единства образовательного пространства во всех регионах России и интеграции этнических нравственных ценностей в общероссийские духовно-нравственные ценности.
Принцип следования нравственному примеру. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Особое значение для развития младшего школьника имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ре-
Психолого-педагогические науки •••
бёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на формирование основ российской гражданской идентичности, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Помимо вышеуказанных в процессе формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников должны, конечно, соблюдаться традиционные принципы воспитания -принцип опоры на положительное в человеке, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип единства сознания и поведения и др.
Источниками формирования основ РГИ являются учебная деятельность, внеклассная деятельность, а также развивающая образовательная среда.
В процессе учебной деятельности становление основ российской гражданской идентичности личности младшего школьника, как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности происходит в ходе изучения следующих предметных областей: Окружающий мир. Человек и общество. Филология. Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Иностранный язык. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Искусство. Изобразительное искусство. Музыка. Технология. Физическая культура.
В ходе изучения предметных областей Окружающий мир, Человек и общество выпускник начальной школы научится различать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
61
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву -столицу России, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; находить место событий, относящихся к личной истории, истории семьи, своего поселения на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
Изучение русского языка, родного языка позволит сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке, как основе национального самосознания, осознание значения русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
Литературное чтение, литературное чтение на родном языке формируют представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности.
Изучение обществознания и естествознания позволит сформировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Изучение основ духовно-
нравственной культуры народов России познакомит школьников с основными нормами светской и религиозной морали, ролью традиционных религий в культуре, в становлении российской государственности.
В содержании предметных программ и учебников должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Важным источником формирования российской гражданской идентичности младших школьников является внеклассная работа.
Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной,
62
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической литературы, публикаций, радио-и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; других источников информации и научного знания.
Ещё одним источником формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников может стать образовательная среда при условии, что она будет насыщенной и развивающей.
Организационно-деятельностный блок модели процесса формирования основ РГИ у младших школьников представлен технологией формирования основ РГИ и организационно-педагогическими условиями формирования основ РГИ.
Технология формирования основ российской гражданской идентичности включает следующие шаги:
- изучение требований ФГОС к уровню сформированное™ российской идентичности у младших школьников;
- определение критериев сформиро-ванности российской идентичности у младших школьников;
- изучение уровня сформированности российской идентичности у младших школьников;
- определение направлений работы по формированию российской идентичности у младших школьников;
- отбор форм и методов работы по формированию российской идентичности у младших школьников;
- организацию работы по формированию российской идентичности у младших школьников;
- анализ результатов работы по формированию российской идентичности у младших школьников и постановку дальнейших задач.
К организационно-педагогическим условиям формирования основ РГИ у младших школьников мы относим следующие:
- организацию процесса формирования основ РГИ у младших школьников на основе подходов аксиологического, деятельностного, системного;
- создание развивающей образовательной среды. Под созданием развивающей образовательной среды мы понимаем создание образовательного про-
странства, обладающего такими качествами, как насыщенность, открытость. Насыщенность означает наличие разнообразных источников информации в школе - хорошей библиотеки, дидактических материалов, оснащенности разнообразными техническими средствами, возможности выхода в Интернет, наличие компетентного педагогического коллектива, создание возможностей для интеллектуального развития детей; открытость - гуманизацию образовательного пространства, установление комфортного психологического климата;
- использование этнопедагогического воспитательного потенциала в процессе формирования основ РГИ: в школах с многонациональным составом учащихся опора на народные традиции, обычаи разных народов, показ того, что в национальных ценностях народов очень много общего, духовно сближающего их, и нет такого, что несовместимо с национальными ценностями других народов, способствует с одной стороны - национальной самоидентификации, с другой - формированию российской национальной идентичности;.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно потребностная, эмоционально-чувственная или интеллектуальная сфера личности. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, мы можем говорить, что основу формирования гражданской идентичности в этом возрасте составляет эмоциональный фон поведения и накопление гражданско-правовых знаний;
- организацию педагогического взаимодействия семьи и школы, способствующего социализации младшего школьника и формированию основ РГИ. Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, использование авторитета старших членов семьи позволяет целесообразно организовать привлечение родителей к организации работы по формированию основ РГИ у младших школьников.
Диагностический блок позволяет оценить результат работы по формированию РГИ у младших школьников. Он включает требования к результатам формирования РГИ, показатели сфор-
Психолого-педагогические науки •••
63
мированности РГИ и методики, позволяющие оценить уровень сформированное™ РГИ у младших школьников.
Требования к результатам сформированное™ РГИ отражены в планируемых результатах освоения ООП НОО.
Показатели сформированности РГИ у младших школьников:
- наличие знаний о России, как о своей большой Родине;
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- социальная активность, понимаемая, как активная жизненная позиция, самостоятельность, вовлеченность в коллектив, дисциплинированность, трудолюбие, любознательность, активность..
В качестве методик оценки уровня сформированности российской гражданской идентичности можно использовать анкету «Оцени поступок», тесты «Я и моя семья», «С чего начинается Родина», «Кто Я» и т. п. Указанные методики позволяют определить уровень сформированности когнитивной составляющей российской идентичности у младших школьников, определить их мотивационную готовность к выполнению основных социальных ролей в обществе, а также раскрыть содержательные характеристики идентичности личности,
Использование предлагаемой нами модели формирования основ российской гражданской идентичности, включающей целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки, позволит организовать работу с младшими школьниками на основе современных требований, сделать процесс формирования основ РГИ более управляемым, а значит, более эффективным.
Примечания
1. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. пособие. Краснодар, 2000. 2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование. М., 2001. 4. Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Панахова А. А. Аксиологический подход к формированию основ гражданской идентичности у младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогичекого университета. Психолого-педагогические науки. 2012, № 3. 5. Концепция
духовно-нравственного воспитания российских школьников. М., 2009. 6. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. 7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.
Notes
1. Bederhanova V. P, Bondarev P. B. Pedagogical design in innovation: Textbook / Krasnodar, 2000.
2. Danyluk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and
education of Russian citizen. M. : Education , 2009. 3. Dakhin A. N. Pedagogical modeling. Moscow, 2001. 4. Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E., Panahova A. A. Axiological approach to building the foundations of civic identity in primary school children // Proceedings of Dаgestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2012, # 3. 5. The concept of spiritual and
moral education of Russian schoolchildren. M., 2009 . 6. Federal State Educational Standard of
primary education. M., 2009. 7. Federal Law “Education in Russian Federation”. M., 2013.
Primechanija
1. Bederhanova V. P., Bondarev P. B. Pedagogicheskoe proektirovanie v innovacionnoj dejatel'nosti: Ucheb. posobie. Krasnodar, 2000. 2. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija
duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshhenie, 2009. 3. Dahin A. N. Pedagogicheskoe modelirovanie. M., 2001. 4. Karahanova G. A.,
Orudzhalieva E. E., Panahova A. A. Aksiologicheskij podhod k formirovaniju osnov grazhdanskoj identichnosti u mladshih shkol'nikov // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogichekogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012, № 3. 5. Koncepcija
duhovno-nravstvennogo vospitanija rossijskih shkol'nikov. M., 2009. 6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. M., 2009. 7. Federal'nyj zakon «Ob
obrazovanii v Rossijskoj Federacii». M., 2013.
Статья поступила в редакцию 12.11.2013 г.