Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

203
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская гражданская идентичность / дистанционное обучение / формирование / образование / учащиеся. / Russian civil identity / distance learning / formation / education / learner.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

В современном мире, наполненном информационными войнами, атаками на символическое пространство, попытками переписать историю, переформатировать сознание людей в определенном направлении, идентичность становится главным фактором обеспечения национальной безопасности, в особенности это касается российской гражданской идентичности. В условиях пандемии процесс формирования такого вида идентичности имеет свои особенности по его организации в процессе дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY FORMATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

In the modern world, filled with information wars, attacks on symbolic space, attempts to rewrite history, reformat people's consciousness in a certain direction, identity is becoming the main factor in ensuring national security, especially with regard to the Russian civil identity. In the context of a pandemic, the process of forming this type of identity has its own peculiarities in its organization in the process of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 37

Жилинская Мария Сергеевна Zilinskaa Maria Sergeevna

Студент Student

Иванова Елена Александровна Ivanova Elena Aleksandrovna

канд. пед. наук, доцент Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Амурский государственный университет Amur State University

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY FORMATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Аннотация : В современном мире, наполненном информационными войнами, атаками на символическое пространство, попытками переписать историю, переформатировать сознание людей в определенном направлении, идентичность становится главным фактором обеспечения национальной безопасности, в особенности это касается российской гражданской

VМеждународная научно-практическая конференция идентичности. В условиях пандемии процесс формирования такого вида идентичности имеет свои особенности по его организации в процессе дистанционного обучения.

Abstract. In the modern world, filled with information wars, attacks on symbolic space, attempts to rewrite history, reformat people's consciousness in a certain direction, identity is becoming the main factor in ensuring national security, especially with regard to the Russian civil identity. In the context of a pandemic, the process of forming this type of identity has its own peculiarities in its organization in the process of distance learning.

Ключевые слова. российская гражданская идентичность, дистанционное обучение, формирование, образование, учащиеся.

Key words. Russian civil identity, distance learning, formation, education, learner.

Необходимость постоянного совершенствования образовательной системы в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала личности диктуется во многом процессами глобализации и информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями непрерывного образования [1]. Особую актуальность в этих условиях приобретают проблемы формирования этнической духовности и российской гражданской идентичности, которые обусловлены особенностями образовательной и социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания, переходом на дистанционный формат обучения, пересмотром ФГОС в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в сторону поликультурного состава.

Духовное единство народа и объединяющие его моральные ценности являются столь же важным фактором развития страны, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить перед собой и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, проявляющихся в уважении к родному языку, к самобытным этнокультурным ценностям и национальной культуре в целом, к памяти своих предков и истории Отечества [2]. Именно это

«Инновационные аспекты развития науки и техники» национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой для общественной жизни, а также фундаментом для экономических и политических отношений.

Системе образования и воспитания отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества, его сплочении перед внешними и внутренними вызовами, в укреплении социальной солидарности, в повышении роли патриотических и гражданских ценностей, доверия к государству, согражданам, обществу, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, основательно, последовательно и глубоко развитие духовно-нравственных и гражданских ценностей личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни.

В условия пандемии воспитание гражданской идентичности в очной форме оказалось затрудненно, на помощь в данной ситуации приходит система дистанционного обучения. Следует отметить, что под дистанционным обучением (ДО) подразумевается - взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Данная форма обучение в последнее время получила особую актуальность в связи с пандемией коронавируса 2020 г., так, например, многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии.

Организация формирования российской гражданской идентичности в условиях ДО осуществляется при помощи использования новых форм классной и внеурочной деятельности, так среди инструментов образовательных учреждений большое значение начало отводиться таким формам: видеолекции, конкурсы и объявления в официальных аккаунтах социальных сетей учебных

VМеждународная научно-практическая конференция заведений, встречи сотрудников учебных заведений с учащимися в онлайн-режиме с использованием приложений Zoom и Instagram и многое другое. Стоит отметить, что одним из преимуществ формата дистанционной работы является то, что большинство мероприятий открыты для публики, деятельность обеспечивает доступ к официальным ресурсам образовательных учреждений в социальных сетях и на сайтах учреждений культуры, отделов образования областей.

В рамках ДО с учащимися можно организовать совместный просмотр видеофильмов касающихся темы гражданского и патриотического воспитания с последующим их обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения.

Так, например, в свободном доступе в сети Интернет есть такие видеоролики, фильмы, онлайн конференции, сеимнары и лекции, вебинары и многое другое:

Мастер класс, авторы Е.Н. Григорьева, И.В. Васильченко, МАОУ «Лицей «Ступени»» г. Хабаровск, 2016 г., на тему «Формирование гражданской идентичности (на примере программы «Живое краеведение»), режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-fet6AXlnvM

Формирование гражданской идентичности с помощью Учи.ру, вебинар 2020 г., режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Q6VyA3WDvXc

Проект «Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды», 2019 г., режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8gUXUMdXn5c

Вебинар РДОРФА «Формирование российской гражданской идентичности на уроках обществознания», ведущий С.В. Агафонов, 2018 г., режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=lWpnJcTrt40

Формирование гражданской идентичности, Гимназия №1 города Тюмени, 2018 г., режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZDHGYwdPkA0

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Форум «АЛГА». Секция «Развитие гражданского общества, национальная и гражданская идентичность», спикер А.Н. Худолеев, Омск, 2019 г., режим доступа: https://vk.com/video-2227694_456239329

Гражданское воспитание, 12-й класс, Введение в гражданское воспитание, автор Ю. Бабина, 2020 г., режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=jF2c4u7khZ4 (помимо данного файла на Educatieonline.md есть более 3500 видеоуроков для учащихся 1-12 классов по всем школьных дисциплинам с учетом реального и гуманитарного профиля в лицейских класса, в том числе и видеоуроков по гражданскому воспитанию)

Дистанционная педагогическая конференция «Гражданское воспитание подрастающего поколения в условиях культурно-образовательной среды региона», на сайте образовательного центра ПедагогиУм, 2020 г., на этом же сайте можно найти архив докладов участников конференции, режим доступа: https://pedagogium.ru/konferencii/pedagogicheskaya_konferenciya?n=65

На сайте ИНФОУРОК можно найти лекции, методические разработки, видеолекции и др. на такие темы как - «Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО»; «Формирование национальной гражданской идентичности»; «Формирование российской гражданской идентичности обучающихся на уроках «обществознания»»; «Я - гражданин России», классный час «Формирование гражданской идентичности личности обучающихся кадетского корпуса через изучение культурно-исторического наследия и традиций Краснодарского края» и др.

Прямой эфир на тему «Гражданско-патриотическое воспитание, формирование российской идентичности», 2020 г., режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6mh5D6X3WW0

Методический семинар на тему «Формирование гражданской идентичности младших школьников в поликультурном пространстве школы в рамках ФГОС», режим доступа: https://vseuroki.pro/doc/metodicheskiy-semmar-

VМеждународная научно-практическая конференция na-temu-formirovanie-grajdanskoy-identichnosti-mladshih-shkolnikov-v-polikulturnom-prostranstve-shkoly-v-ramkah-fgos.html

Вопросы наставничества и формирования гражданский идентичности, режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DgLOd3zVKb8

Вебинар «Я себя не мыслю без России...», Спикер: С.А. Гонтарь 2020 г., режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=aDplKmdGhEA&feature=emb_imp_woyt

Офлайн-вебинар «Дополнительное образование как инструмент формирования ценностного мира ребенка и гражданской идентичности подрастающего поколения» (объем 4 ч.), режим доступа: https://www.uchmag.ru/estore/e954270/

Фильмы, направленные на формирование гражданских и патриотических качеств у молодежи: «Батальон», «Они сражались за Родину», «Офицеры», «Битва за Москву», «Кандагар», «9 рота», «Офицеры», «Обратный отсчет», «В августе 44», «Мы из будущего», «Диверсант», «Сталинград», и др.

Видеоуроки гражданственности на тему «Права детей», 2020 г., режим доступа: https://vk.com/video-133530354_456239085

В процессе формирования гражданской идентичности также немало важное значение отводится литературе, среди книг с данной тематикой можно выделить: «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Живые и мертвые» К. Симонова, русские народные сказки и др.

Вебинар «Единая гражданская идентичность: общая характеристика и специфика формирования в дошкольном возрасте», режим доступа: https://www.uchmet.ru/events/item/1263447/?utm_source=www.youtube.com&utm_ medium=referral&utm_campaign=event_video_preview

А также отдельно следует отметить, что у учащихся есть доступ к таким сайтам как:

https://cyberleninka.ru/ https://elibrary.ru/ http ://www. scholar.ru/

«Инновационные аспекты развития науки и техники» http ://www.mathnet.ru/

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub

https://www.rsl.ru/

https://indicator.ru/

https:// scholar. google. com/

https://www.scienceresearch.com/scienceresearch/desktop/en/search.html При помощи вышеперечисленных сайтов учащиеся могут обратиться к материалам научных статей, при подготовке домашних заданий, рефератов, эссе, докладов и др. В том числе они могут там найти материалы, касающиеся темы российской гражданской идентичности, например такие статьи как: Н.Л. Иванова «Гражданская идентичность и формирование гражданственности», Т. Водолажская «Идентичность гражданская», А.Ю. Рыкунова «Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей», И.А. Чисникова «Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста», П.Е. Сапронова «Политические символы как способ формирования гражданской идентичности», И.А. Ануприенко «Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности» и многие другие.

В качестве примера можно также привести мероприятия, касающиеся темы формирования российской гражданской идентичности, проведенные в дистанционном формате:

Онлайн акция «Бессмертный полк», МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», режим доступа на сайте лицея http ://lyceum.biz/?p=133 62#more-13362

Дистанционная акция «Пусть сбудутся Вашего мая мечты!», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», режим доступа: http://www.ui-school 1.ru/658-pustsbudutsya-vashego-maya-mechty

Всероссийский военно-патриотический онлайн-квест «Наша Победа», МАОУ дополнительного образования «Центр детского творчества», режим доступа: Группы ВКонтакте: РДШ Иркутская область, РДШ город Усть-Илимск

VМеждународная научно-практическая конференция Участие в поздравлении ветеранов в соц.сетях на странице «3 канала», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», режим доступа: https://instagram.com/news_ustilimsk?ighid=re4o58tdu1x5

Школьная акция «Мы говорим спасибо...», проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени Пичуева Леонида Павловича» режим доступа: https://drive.google.com/drive/u/1/folders/1TLlBlky1ZjhnWzUhP Ym20s462UvVoDnl

Виртуальная экскурсия «Память сильнее времени.», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бусыгина М.И.», режим доступа: http://uischool8.ru/?p=3376

Классный час в 8 «А» классе на платформе Zoom, на тему «Творчество поэта Асадова Эдуарда Аркадьевича на примере его стихотворения «Россия начиналась не с меча». Классные часы в режиме онлайн в других классах на следующие темы: «Блокада Ленинграда», «Пионеры-герои», «Города-герои», «Брестская крепость», «Оборона Москвы», «Подвиг героев-панфиловцев» и т. д.

При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.

Формирование российской гражданской идентичности в рамках ДО, осуществляемое с помощью современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, и имеет следующие формы:

«Инновационные аспекты развития науки и техники» Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Например, проведение онлайн дискуссий, бесед с учащимися с такими вопросами: С чего начинается Родина?; Что предполагает под собой понятие «гражданская идентичность»?; Как определить сформирована гражданская идентичность у человека или нет?; Какие существуют гражданские качества личности? и др. Также можно проводить консультации с учащимися по вопросам российской гражданской идентичности.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет. Например, проведение со школьниками онлайн семинаров по итогам лекций, конференций, раскрывающих вопросы формирования гражданской идентичности, онлайн круглый стол по теме «Гражданская цивилизационная идентичность» и др.

Телеконференции - проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Например, Международная научно-практическая онлайн-конференция «Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве» проводимая с использованием приложений Zoom; Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание гражданина и патриота современной России» проводимая 03.02.2021 в онлайн-формате; Всероссийская конференция «Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России»; онлайн конференция на тему «Что такое гражданская идентичность?»; Всероссийский Форум «Гражданская идентичность в пространстве современной школы» в РГУ имени А.Н. Косыгина; Всероссийская конференция «Гражданская идентичность в пространстве современной школы» 2020 г., и др.

Видеолекции и мультимедиа лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Для самостоятельной работы над лекционным материалом учащиеся также могут

VМеждународная научно-практическая конференция использовать интерактивные компьютерные обучающие программы (учебные пособия). Например, среди таких лекций можно выделить следующие: московские лекции «Современные трансформации российской идентичности»;

A.О. Бороноев: «Проблемы гражданской идентичности российской молодёжи»; Ильдар Нуртдинов «Укрепление гражданской идентичности народов «России»;

B. А. Тишков «Гражданско-патриотическое воспитание, формирование общероссийской идентичности»; Л.М. Дробижева «Общероссийская, гражданская идентичность и межнациональное согласие»; «Гражданская идентичность в контексте развития национального самосознания учащейся молодежи»; и др.

Таким образом, можно сказать, что «гражданская идентичность предполагает установление связей с другими людьми, осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности и, что важно, восприятие значимости этой общности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой. Гражданская идентичность, в отличие от государственной, утверждается и регулируется обществом, а не государством. Важными условиями формирования гражданской идентичности являются активное отношение человека к миру, политическая активность, готовность принимать самостоятельные решения, социальное доверие, которые возникают в процессе становления социальных связей и в результате взаимодействия людей». Формирование гражданской идентичности в условиях дистанционного обучения реализуется при помощи таких форм как: видео- и аудиозаписи, видеоконференции и лекции, и др.

Среди особенностей ДО облегчающих процесс формирования российской гражданской идентичности можно отметить: доступность материалов, аудио и видеолекций, конференций, семинаров и многого другого по данной теме, учащихся легче привлечь к проектной деятельности, у преподавателей есть возможность подготовить красочный и запоминающий материал по лекциям, привлечение учащихся к просмотру фильмов, и чтению книг на тему гражданственности и патриотизма. Возможности ДО дают неограниченные

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

ресурсы по подготовке будущих граждан и патриотов, так как с их помощью и педагоги и учащие смогут плодотворно подойти к совместной, а также и к индивидуальной, деятельности по формированию российской гражданской идентичности. Также следует отметить, что к преимуществам ДО относится то, что у учащихся, как и у преподавателей есть возможность правильно и рационально распределить свое учебное и свободное время, подобрать тот материал по теме гражданской идентичности, который наиболее для них подходит. Благоприятное воздействие на процесс становления российской гражданской идентичности у учащихся оказывает применение видеофайлов, презентаций, фильмов, аудио-рассказов на уроках онлайн, и при подготовке домашних заданий.

Библиографический список:

1. Гребенникова В.М., Узунова Г.П. Тенденции развития непрерывного профессионального образования педагогов // Педагогические науки. - 2020. -№3. - С. 133-137.

2. Сергеева, А. А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) / А. А. Сергеева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 441-443. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39328/ (дата обращения: 26.02.2021).

© М.С. Жилинская, Е.А. Иванова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.