ДЖАМОЛДИНОВА Л.А.
Грозненский Государственный Нефтяной Институт имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, ст. преп. каф. « Экономика и управление в НГП», 364902, Грозный, ГСП-2, просп.Революции, 21
пути и перспективы развития системы управления малых
строительных предприятий
В данной статье рассматриваются пути и перспективы развития предприятий малого бизнеса в строительном комплексе. На малый бизнес, и в особенности строительный, должен лечь основной центр тяжести разрешения многих возникших социально-экономических проблем. В этой связи возникает актуальная проблема создания эффективной системы управления производственной деятельностью малых строительных предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес; система управления; строительства Коды классификатора JEL: L74, L88
Малый бизнес играет огромную роль в экономиках развитых стран. Это полигон испытаний и отбора талантливых и эффективных предпринимателей и менеджеров. В Европе малыми предприятиями создается до 70% ВВП, в США - около 40%. Более половины новых малых фирм в США ежегодно банкротятся. Но из оставшихся время от времени формируются новые корпорации, новые технологии и инновации.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что производственная деятельность малых строительных предприятий, работающих в одиночку в условиях неопределенности рынка, не всегда является эффективной. В определенной мере это подтверждается современной практикой деятельности таких предприятий. Они составляют более 80% всех строительных организаций в стране, но на их долю приходится менее четверти выполненного объема строительномонтажных работ. В этих условиях вряд ли можно ожидать, что с их помощью можно будет успешно решать задачи, связанные с ростом масштабов строительства.
Малые разрозненные строительные организации способны выполнять только небольшие подряды, притом не на строительство объектов в целом, а в большей части на комплексы работ, определённые конструктивные элементы возводимых, реконструируемых или ремонтируемых зданий и сооружений [1]. В этой связи возникает актуальная проблема создания эффективной системы управления совместной производственной деятельностью малых строительных предприятий.
К одному из перспективных направлений решения этой задачи, которое безболезненно можно использовать в современных российских условиях, следует отнести повышение уровня интеграции деятельности малых строительных предприятий, добровольное их объединение как равноправных партнеров по бизнесу на ассоциативной основе. При этом ассоциация малых предприятий как форма их кооперации должна решать следующие задачи:
- представлять и защищать общие интересы участников ассоциации в государственных и территориальных органах управления, экономических ведомствах по поводу их хозяйственных прав, взаимоотношений с бюджетами;
- проводить маркетинговые исследования и решать такие производственно-управленческие задачи, как обеспечение информацией их членов о состоянии строительного рынка, новых прогрессивных строительных материалах и технологиях производства работ, рекламировать осуществляемые строительные услуги, подбирать подряды и выполнять процедуру заключения по ним выгодных договоров;
- объединять усилия и координировать совместную деятельность для выполнения крупных подрядных проектов.
В общем случае решение данной задачи может опираться на следующие три основные принципа организации механизма адаптации системы управления:
- использование адаптивных методов управления и целеполагания, позволяющих путем самообучения автоматически выявлять целесообразные формы поведения объекта управления в условиях неопределенности;
- формирование организационной структуры управления с изменяющейся типологией связей между членами ассоциации по мере их привлечения к совместному выполнению под-
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
рядных работ крупного строительного проекта в соответствии с характером текущей решаемой задачи, их функциональных возможностей и специализации;
- построение организационной системы управления с переменной структурой, когда в ассоциацию на временной основе привлекаются новые малые предприятия, например, для выполнения специальных видов работ или при изменяющихся условиях функционирования.
При этом ассоциация совместно действующих в рамках крупного подрядного проекта экономически самостоятельных малых предприятий полностью удовлетворяет следующим основным понятиям науки организационного управления с элементами самоорганизации, выражающимся:
- в наличии автономного, в смысле функционального назначения, элемента или подсистемы (отдельное малое строительное предприятие);
- функционировании всех подсистем на основе элементарных алгоритмов, ориентированных на решение соответствующих подзадач, направленных на удовлетворение стоящих перед ними подцелей, связанных с достижением глобальной цели функционирования всей системы (алгоритм функционирования, направленный на выполнение закрепленных центром управления за малым предприятием подрядных работ, способствующий достижению основной цели, определяемой своевременной сдачей строящихся объектов в эксплуатацию);
- общее или интегральное воздействие на автономные элементы подсистемы (наличие или отсутствие в производстве крупных подрядных проектов, которые не могут быть выполнены отдельными малыми предприятиями);
- единство цели функционирования всех подсистем при наличии у них соответствующей самостоятельной подцели (получение максимально возможной прибыли всеми малыми предприятиями при своевременной сдаче объектов проекта в эксплуатацию). [2]
При этом организационная система управления будет представлять собой сетевую организационную структуру совместно или самостоятельно действующих малых предприятий, каждое из которых функционирует согласно единому для всех элементарному алгоритму, направленному на достижение заданной ему цели.
Другими словами, малые предприятия объединяются и структурируются в случае совместной реализации сложного подрядного проекта и переходят к самостоятельной деятельности при его отсутствии.
Таким образом, самоорганизующуюся систему управления можно рассматривать как сеть взаимодействующих между собой равноправных партнеров - малых строительных предприятий, объединяющихся на договорной основе для выполнения сложных подрядных проектов и совместное целенаправленное функционирование которых координируется и направляется из одного центра, которому каждое предприятие делегирует определенные полномочия.
Учитывая сложность взаимодействия системы управления, как с объектом управления, так и с окружающей средой, в центре управления должны быть четко реализованы следующие стратегические функции:
- сбор и подготовка необходимой для принятия решений информации (подсистема мониторинга);
- принятие решений;
- оптимальная реализация принятых решений.
Очевидно, что реализация на практике всех перечисленных выше функций стратегического управления строительной ассоциацией на основе одной из общепринятых организационных структур в условиях неопределенности трудна.
Из всего выше изложенного можно сказать, что малый бизнес решает задачи конкурентного отбора предпринимателей, продукции, идей, инноваций, занятости, расширения налогооблагаемой базы.
Учитывая тот факт, что строительная отрасль является самой капиталоемкой необходимо, чтобы государство осуществляло поддержку малого бизнеса в строительстве. Основные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства на наш взгляд это дебюрократизация, декриминализация, налоговые льготы, льготное и доступное финансирование, развитие инфраструктуры обеспечения и поддержки предприятий малого строительного бизнеса. [6]
Согласно статистическим данным количество малых предприятий увеличилось в 2005 г. до 994 тысяч, а количество занятых на них составило около 9 млн. человек или 13,4% от общей
численности занятых в экономике. Преобладают малые предприятия в сфере торговли и услуг. В России малыми предприятиями создается около 12% ВВП.
Для успешного функционирования предприятий малого бизнеса Правительством РФ приняты меры, направленные:
- на снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна»;
- установление специальных налоговых режимов;
- расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;
- сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля, и усиление защиты прав малых предприятий в отношении контрольных госорганов;
- введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.
В среднесрочной перспективе правительством планируется:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), в том числе в особых экономических зонах;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет предоставления кредитов государственными банками развития;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
- формирование институтов микрофинансирования и развитие микропредпринимательства, обеспечение доступа к нежилым помещениям.
Для развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере планируется реализация мероприятий, направленных на формирование системы фондов поддержки малых предприятий, предусматривающая, в том числе создание закрытых паевых инвестиционных фондов, финансирующих малые предприятия в научно-технической сфере. [5]
Для формирования организаций микрофинансирования предлагается:
- создать нормативные правовые основы деятельности микрофинансовых организаций, определить их особенности, предусматривающие создание механизмов страхования рисков микрофинансовых организаций;
- разработать программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам;
- содействовать и участвовать в реализации международных программ поддержки микрофи-нансовых организаций, в том числе образовательных программ.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
1. Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
3. Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
4. Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
5. Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудо-
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
вых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.
7. Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов). [3]
В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное.
Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса. Создание достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание эффективной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.
Основными секторами, оказывающими широкий спектр услуг в поддержке малого предпринимательства, являются территориальные центры развития предпринимательства (ЦРП).
Основной целью создания центра предоставления полного комплекса услуг и консультаций для малого бизнеса в одном месте является максимальная экономия времени предпринимателя, реализация принципа «одного окна» в системе малого бизнеса округа. Территориальные центры развития малого бизнеса помогают исследовать проблемы малых предприятий и вырабатывать подходы и механизмы их решения.
Для субъектов малого предпринимательства необходима реализация таких программ как:
- субвенции, субсидии начинающим предпринимателям;
- льготные займы;
- компенсация части процентной ставки;
- венчурное финансирование.
Наличие разветвленной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивает развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами, повышает эффективность институциональной среды, направленной на формирование рыночных отношений в приоритетных направлениях экономического развития.
В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно явиться сокращение административно-барьерного регулирования малого бизнеса и создание эффективной институциональной среды. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. [4]
ЛИТЕРАТУРА
1. Асаул А.Н., Грахов В.П. Маркетинг-менеджмент в строительстве. СПб.: «Гуманистика», 2006.
2. Осадник В. А. Значение интеграции рыночного и ресурсного подходов для стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4.
3. Патрикеев В.Л. Тенденции развития производственных отношений в современном обществе. // Экономика строительства. 1994. № 6.
4. Рахман И.А. Пути повышения конкурентоспособности строительных организаций // Экономика строительства. 2000г. № 6.
5. Серов В.М. Инвестиционно - строительная сфера России: источники и направления повышения эффективности //Экономика строительства, № 1, 2001.
6. Салунский А.И. Строительный комплекс на подступах к рынку. Формы и методы управления, пути развития. Экономика строительства, 1991, № 2.