Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Навальный С.В., Шитова Т.В., Плисова В.В. — Пути и перспективы поддержания общественного порядка на местном уровне: поиск консенсуса (философско-правовой аспект) // Право и политика. - 2020. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0706.2020.2.32130 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=32130
Пути и перспективы поддержания общественного порядка на местном уровне: поиск консенсуса (философско-правовой аспект)
Навальный Сергей Викторович
кандидат юридических наук
доцент, кафедра теории и истории государства и права, юридический институт Красноярского
государственного аграрного университета
660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, 117
И tgpnsv@mail.ru Шитова Татьяна Викторовна
кандидат юридических наук
доцент, кафедра Теории права и государства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный аграрный
университет"
660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, 117
И tgp_law@mail.ru
Плисова Владлена Васильевна
старший преподаватель, кафедра Конституционного, административного и муниципального права, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение "Сибирский федеральный
университет"
660075, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6
И plisovav@mail.ru
Статья из рубрики "Государственная безопасность"
DOI:
10.7256/2454-0706.2020.2.32130
Дата направления статьи в редакцию:
07-02-2020
Аннотация.
Проблемы, связанные с развитием общественного порядка и правопорядка являются фундаментальными в теории права и носят во многом дискуссионный характер. В юридической науке уделяется пристальное внимание раскрытию сущности и
категориальному анализу данного института. В гораздо меньшей степени разработано теоретико-правовое обоснование его функционирования в условиях развития местного самоуправления. В статье анализируются взгляды исследователей на представительную природу общественного порядка, определяется ее место в системе местного самоуправления, раскрывается значение его значение в части новых подходов, в том числе с вносимыми поправками в Конституцию РФ. Исследование проведено на основе диалектического метода познания и вытекающих из него научных методов: анализа и синтеза, формально-юридического, системного. Авторами доказывается, что обеспечение общественного порядка осуществляется устойчивым функционированием регулятивных механизмов, в которых задействованы общественные структуры. Значимой в этом вопросе является и роль формирующегося гражданского общества. Дается оценка состояния общественного порядка и показывается, что он представляет собой динамично развивающийся государственно-правовой институт. Обосновывается вывод, что необходимость охраны общественного порядка проистекает из его непреходящей социальной ценности для всего общества в целом. В этом просматриваются возможности обуздания анархии, примирения эгоистических устремлений индивидов и сохранение государством управляемости. Упорядочение негативных явлений в процессе общественного развития способно застраховать общество от внутреннего распада.
Ключевые слова: общество, общественный порядок, местное самоуправление, индивидуальное регулирование, нормативное регулирование, охрана общественного порядка, правопорядок, упорядоченность социальных отношений, общественные отношения, регулятивные механизмы
Реалии современной жизни России подтверждают тезис о том, что охрана общественного порядка является важнейшей задачей как государственной, так и местной власти. Стремление российского народа к построению демократического государства базируется на общечеловеческих ценностях, общепринятых принципах международного права с учетом исторической и национальной самобытности.
Сложный процесс реформирования российской государственно-правовой действительности нацелен на формирование гражданского общества, активно влияющего на государство и которое «представляет собой объединение свободных и
ответственных граждан»... с 243"". Существенными характеристиками такого общества являются: приоритет общепризнанных прав и свобод человека, социально ориентированная рыночная экономика на основе признания разных форм собственности, политический и идеологический плюрализм. Особое внимание следует обратить на стабильность общественного порядка, который «обеспечивается не только жесткой регламентацией границ поведения, но и состоянием правовой жизни, наличием свободы
такого поведения» [2, с 8~14"".
Прогресс общества невозможен без формирования, соблюдения и совершенствования упорядоченности всей системы общественных отношений. В настоящее время перед законодателем стоит сложная задача: формирование правового массива, предназначенного регулировать существующие общественные отношения в государственной и муниципальной среде России. При этом значительная роль в этом процессе отводится «политической системе общества, которая обеспечивает
стабильность и безопасность общества, организацию его деятельности» [3, с- 243"". Органы местного самоуправления, выступая в качестве организационно-правовой
формы объединения граждан, позволяют «вовлечь сообщество муниципального
образования в процесс управления делами на местном уровне» [4, с 25~28"". Значение местного самоуправления в деле демократизации возрастает в силу объективных закономерностей, определяющих направления экономических реформ и усиления финансовой автономности муниципальных образований. Стоит отметить, что принцип добровольности и свободы граждан в решении проблем местного значения в наибольшей мере гарантируется в условиях активного взаимодействия общественных и государственных структур.
Современное общество представляет собой весьма сложное интегральное образование. Процесс его развития отличается динамичностью, а зачастую и противоречивостью. Разработка наукой теоретических положений, характеризующих современный социум, позволит не только использовать значительный опыт развития человечества, но и скорректировать современную практику общественной жизни. Подобно любой сложной системе, «общество сформировалось, существует и развивается в соответствии с
определенными закономерностями» [5, с 207"". Познание сути этих закономерностей дает возможность значительно повысить эффект социального регулирования и установления эффективной системы правопорядка.
Совокупность индивидов, составляющих общество, вынуждена создать специальную организацию для выработки, поддержания и сохранения необходимого порядка собственных взаимоотношений. Причиной этого был «дуализм человеческой природы, вечный спор между биологическим и социальным» [6, с- 37~38"". Эгоистическое стремление удовлетворить свои потребности не может быть достаточно эффективно ограничено другим индивидом, так как неизбежно приведет к столкновениям между ними. Итогом будет царство "кулачного права". Преодолеть данную тупиковую ситуацию стремились еще с древнейших времен. Поиск решения привел к бурному развитию социальной сущности человека. Одним из способом развития общественных отношений был способ поиска компромиссов. В конечном итоге общество выработало классическую формулу взаимоотношений индивидов, озвученную Мирабо, которая гласит, что «права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».
В этой связи становится абсолютно ясно, что необходимость регулирования общественных отношений объективна. Социальное (общественное) упорядочение или регулирование различают двух видов - индивидуальное и нормативное. Разница между ними обусловлена характером применяемых средств воздействия на регулируемые спорные общественные отношения.
Индивидуальное регулирование оказывает влияние на людей при помощи разовых упорядочивающих акций, решений, актов, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Подобный способ социального регулирования можно считать первичным, так как он имеет целью оперативное управление системой общественных отношений и в целом общественным порядком. К числу достоинств индивидуального регулирования, следует отнести возможность объективного учета анализа сложившейся спорной ситуации, позволяющего избрать оптимальное решение. Недостатком его функционирования является "разовость", отсутствие единого порядка решения споров, а также большая возможность для проявления личного усмотрения и субъективизма.
Другая разновидность социального регулирования - нормативное . В этом случае общественный порядок формируется и поддерживается при помощи правил, носящих общий (всеобщий) характер. Деятельность людей, организаций, органов и должностных
лиц в этом случае упорядочивается при помощи определенных стандартов, образцов, моделей поведения в конкретных ситуациях. Оговариваемый вариант поведения предписывается в качестве обязательного (возможного) для всех субъектов общественных отношений, которые оказываются в сфере действия таких правил.
Даже краткий анализ этих двух видов социального регулирования позволяет понять, что второй способ является более сложным и абстрактным. По сути, нормативное регулирование знаменует качественное изменение в процессе формирования и поддержания общественного порядка. Выработка и внедрение в общественную практику единых правил поведения обеспечивает формирование единого, внутренне непротиворечивого общественного порядка. Как уже упоминалось выше, нормативное регулирование существенно снижает проявление случайности, произвола, однако в силу своей абстрактности оно не всегда учитывает с достаточной полнотой все существенные обстоятельства упорядочиваемых общественных отношений. Выходом из сформулированного противоречия будет служить сочетание указанных способов социального регулирования, что позволит обеспечить неуклонное совершенствование и стабилизацию общественного порядка. Обеспечение стабильного общественного порядка осуществляется не только бесперебойным функционированием регулятивных механизмов, весьма «существенной должна быть роль общественных структур в конституционно-политической жизни государства» [7, с 36~4°1.
Возникновение института местного самоуправления свидетельствует о стремлении придать общественным отношениям (по содержанию) вид «стабильной, прогнозируемой и управляемой системы» ^———10~14]. Общественный порядок противопоставляется стихийности, неорганизованности и хаосу. Японское выражение об отсутствии порядка
дословно переводится как "отсутствие и старшего, и младшего"^9———2431. Наличие энтропийных явлений присуще обществу изначально в силу разносторонности и множественности составляющих его элементов. А если добавить и то, что интересы людей могут входить в противоречие друг с другом, то модель общественных отношений становится достаточно неустойчивой. Нарастание неорганизованности в масштабах человеческого общества может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами. Стихийная или преднамеренная утрата обществом стабильности и порядка способна привести общество к гибели (или ослаблению, кризису) и распаду.
Используя категории диалектики, можно считать, что общественный порядок и беспорядок представляют собой противоположности, единство и борьба которых обуславливают развитие общества в качестве основной внутренней причины. В этом случае в зависимости от степени преобладания одной из составляющих общественный порядок может как укрепляться, так и ослабевать. Сдерживание деструктивных тенденций развития общества есть важнейшая задача регулятивных механизмов. Речь идет прежде всего «о возможности достижения установленных целей используя
властные механизмы» [10, с- 89].
Нельзя обойти вниманием и тезис о влиянии на стабильность общественного порядка традиций, обычаев и иных особенностей, которые присущи различным национальным сообществам. Глубокий внутренний кризис современного российского общества повлек за собой идеологический и правовой вакуум, который стал стремительно заполняться вновь приобретаемыми вариантами поведения в критической ситуации. Проблема решения общественного порядка стала отодвигаться на второй план, уступая место желанию обезопасить, прежде всего, свой собственный жизненный уровень. Однако накопление количества не всегда приводит к качественным изменениям. Решение
сиюминутных проблем любой ценой почти всегда имеет обратную сторону. Серьезные стратегические просчеты в экономике, в социальной сфере, нарастание в обществе нигилистических настроений также не способствует укреплению порядка. Нестабильность общества становится хронической болезнью, а «общественный порядок и правопорядок
может превратиться в словосочетания из правовых актов и учебников для юристов» -t11 с. 166-1781.
Упорядоченность социальных отношений выступает в качестве важнейшей предпосылки поступательного развития общества. Стабильность, прогнозируемость существующих общественных отношений является бесспорным признаком здорового общества. Стоит отметить, что концептуальные идеи таких новых теорий права как либертарно-юридической (В.С. Нерсесянц), коммуникативной (А.В. Поляков), естественно-позитивной (В.М. Шафиров), православной (А.М. Величко, В.В. Сорокин) также основываются на определенных ценностях, реальности, идейности, сложившемся порядке. Здесь государство и право находятся в состоянии своего постоянного совершенствования, что отражается в определенной свободе личности, гарантировании естественного права, установлении содержания российской правовой культуры и упорядоченности нравственной, социальной, правовой практики [12, с 281-3111.
В современных условиях успех в деле охраны общественного порядка необходим для общества. Это означает, что все виды публичной власти обязаны предпринимать необходимые усилия для достижения этой цели. Сегодня в обществе дискутируются предполагаемые изменения в Конституцию РФ. В одной из поправок речь идет о том, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Таким образом развитие получает идея о том, что воздействие на общественные отношения должно оказываться комплексно, и где важная роль принадлежит всем органам власти, работающих как на государственном, так и на местном уровне.
Будучи «однажды установленным», общественный порядок постоянно нуждается в охране и совершенствовании. Это происходит в первую очередь потому, что определенная часть индивидов неизбежно будет пытаться достичь удовлетворения своих нужд, невзирая на установленные социально полезные правила построения общественных отношений. Более того, стремление удовлетворить свои потребности, входящие в противоречие с существующими установлениями общественного порядка, порождает ситуацию, при которой пострадать может в первую очередь именно правопорядок. При этом необходимо оговориться, что нами рассматривается ситуация, при которой не обеспечивается должная охрана общественного порядка. Подмена механизма охраны общественного порядка социально значимыми ориентирами в поведении индивида, на наш взгляд, - утопия. Так, например, тезис марксистского учения, утверждавший, что государственная власть в качестве гаранта общественного порядка отомрет в обозримом историческом будущем, социальной практикой не подтвердился.
Кроме того, необходимость охраны общественного порядка проистекает из его непреходящей социальной ценности для всего общества в целом. Возможность обуздания анархии, примирения эгоистических устремлений индивидов и сохранение управляемости тем огромным конгломератом социальных групп, который представляет собой современное общество - само по себе большое достижение. Также нельзя
забывать об общемировых проблемах, к числу которых специалисты в области международного права относят самые различные явления. Это «угроза войны, голод, ухудшение экологической безопасности, экономическая нестабильность, а также резкое усиление преступности, которая все в большей степени приобретает транснациональный
характер» [13, с 243"". Лишь упорядочение деструктивных явлений в процессе развития социума позволит застраховать общество от внутреннего коллапса.
Библиография
1. Навальный С.В. Правовая культура общества в процессе легитимации государственной власти (философско-правовой аспект) / С.В. Навальный; Красн.гос.агр.ун-т.-Красноярск, 2009.-С.243.
2. Свинин Е.В. Правопорядок и юридическая свобода в правовой жизни общества// Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 9 (77). С. 8-14.
3. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учебное пособие / С.В. Навальный; Краснояр.гос.аграр.ун-т.-Красноярск, 2017.С.243.
4. Тепляшин И.В., Власов В.А. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.
5. Закономерность понимается как не зависящее ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. См. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - С. 207.
6. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи.-М., 1997.-С. 37-38.
7. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Роль общественности в укреплении конституционного правопорядка в России // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 36-40.
8. Филиппова Н.А. Территориальный коллектив как субъект конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 10-14.
9. Сенаторов А. Японский опыт местного самоуправления // Пробл. Дал. Востока.-М., 1995. №4. С.35-45.
10. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учебное пособие / С.В. Навальный; Краснояр.гос.аграр.ун-т.-Красноярск, 2017.С.89.
11. Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. 2006. № 3. С. 166-178.
12. Мартышин О.В. Философия права: учебник для магистров. - М.: Проспект, 2017.-С. 281-311.
13. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. - М., 1997. - С. 3 Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.
Рецензия на статью
Предметом данного исследования стали отношения по обеспечению общественного порядка. Автор анализирует потребности в обеспечении общественного порядка с
теоретико-философской точки зрения. При этом, можно сказать, что общественный порядок автор рассматривает и в широком, и в узком смысле. В широком смысле автор под общественным порядком понимает совокупность ценностей, накопленных местным сообществом, на которых базируется конкретное общество и обеспечивает его стабильность. В узком смысле, в данное понятие автор вкладывает в буквальном смысле порядок, как состояние отдельных индивидов. Научная новизна публикации заключается в важных философских рассуждениях автора о способах обеспечения общественного порядка, о необходимости проведения данной работы на всех уровнях публичной власти. Автор много внимания уделяет факторам, влияющим на состояние общественного порядка, в частности, на обычаи, культуру народов, гражданскую ответственность. Актуальность темы связана с обсуждаемым в статье поправками в Конституцию РФ и анализом автора некоторых из них. Кроме того, сама проблема обеспечения общественного порядка до сих пор в нашей стране не решена. В качестве методов научного познания автор использует логический, формально-юридический методы, а также метод моделирования. В качестве замечаний укажем на отсутствие конкретных выводов автора, слабую связь изложенных положений с названием публикации. Автор не затронул проблему обеспечения общественного порядка именно на местном уровне. Структурно рукопись на части не разделена. В ней трудно выделить разделы, поскольку автор не совсем последовательно рассуждает о сущности правопорядка, важности его соблюдения и методах его охраны. С точки зрения оформления. Материал написан профессиональным языком, изобилует цитатами, ссылки на работы других авторов сопровождаются необходимыми ссылками и сносками. На основании изложенного считаем возможным рукопись опубликовать.