Научная статья на тему 'Пути и методы, влияющие на формирование интереса к профессии учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки в педагогических вузах'

Пути и методы, влияющие на формирование интереса к профессии учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРЕС / ПРЕДМЕТЫ ДИРЕЖЕРСКО-ХОРОВОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонян Маринэ Лекдаровна

В статье анализируются пути и методы, способствующие активизации профессионального интереса в период обучения в педагогических ВУЗах на музыкальных факультетах, на предметах дирежерско-хорового цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и методы, влияющие на формирование интереса к профессии учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки в педагогических вузах»

содержания. Приведем примеры используемых нами установок, ориентирующих студентов на создание индивидуального образовательного продукта:

Из предложенного списка выберите тему, которую Вы бы хотели представить в индивидуальном образовательном продукте. Подготовьте проект в импонирующем Вам виде:

Эталон красоты (мнение представителей различных национальностей)? Стоит ли на кого-то ориентироваться?

Таттуирование - украшение или уродование тела? Какой совет Вы хотели бы дать человеку, планирующему сделать татуировку.

Пластическая хирургия - панацея от старения. За и против.

Диета - путь к красоте или болезни? О чем Вы могли бы предупредить человека, решившего сесть на диету?

Библиографический список

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкуль-турной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. -М.: Академия, 2006. - 336 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.

УДК 78

М.Л. Симонян

ПУТИ И МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА

К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье анализируются пути и методы, способствующие активизации профессионального интереса в период обучения в педагогических ВУЗах на музыкальных факультетах, на предметах дирежерско-хорового цикла.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая деятельность, воспитание, интерес, предметы дирежерско-хорового цикла.

В последние годы в России заметно возросли требования к образованию и воспитанию молодого поколения. В связи с этим существенное место в нашем обществе уделяется вопросам совершенствования системы высшего образования. В задачу вуза, в период развития науки и техники, входит не только обучение специалиста высшей квалификации и выработка комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование высоко-интеллектуальной гармонически развитой личности студента. Интерес к творческому становлению личности в целом и в музыкальной педагогике в частности сделал необходимым поиск новых форм и методов развития активности, пытливости, эмоциональности, любознательности сегодняшнего студента.

Подготовка учительских кадров для общеобразовательных школ в педагогическом вузе, а также цели и задачи, будущих учителей музыки на

современном этапе предъявляют высокие требования к профессии учителя.

Следовательно, современное воспитание в -условиях научно-технического прогресса предполагает постоянное совершенствование системы высшего образования. Это обстоятельство требует как улучшение качества учебно-воспитательного процесса и повышение педагогического мастерства, так и более тщательной подготовки молодежи к профессиональной деятельности.

Одно из основных требований сегодня - это, прежде всего хорошая психолого-педагогическая подготовка, которая неразрывно связана с профессиональным интересом.

В процессе подготовки и обучения студентов на музыкальных факультетах в педагогических вузах следует помнить, что учитель музыки должен выполнять не только образовательные функции, но и воспитательные, так как музыка окружает человека с первых лет его жизни, обладает

наибольшим эффектом эмоционального воздействия, затрагивает самые сокровенные чувства людей; формирует отношение к окружающей действительности, развивает умственные способности и активизирует мышление.

Основная задача современного учителя - привить любовь к музыкальному искусству, развить художественно-образное мышление, воспитать грамотного слушателя, пробудить интерес к познанию и осмыслению прекрасного, уметь увязать услышанное в музыке с жизнью.

Нужно не только давать детям теоретические знания, а учить самой музыкой, уметь подкреплять свои слова выразительным исполнением музыкальных произведений, спрашивать и отвечать при помощи музыки. Однако это требует высокого профессионализма, так как музыкально-педагогическая деятельность предполагает свободное владение: инструментом (чаще всего фортепиано), певческими навыками, комплексом музыкально-теоретических знаний. К тому же профессия учителя-музыканта тесно связана с хормейстерскими навыками, так как каждый класс представляет собой хоровой коллектив. Поэтому в период обучения в педагогическом вузе на музыкальных факультетах следует обратить первостепенное внимание на предметы дирижерско-хорового цикла. Хормейстерская деятельность является одной из самых важных сфер в подготовке будущего учителя музыки.

В период учебного процесса, формируя профессиональный интерес у студентов педагогических вузов на музыкальных факультетах, готовя их к практическому труду нужно развивать целый комплекс видов деятельности, необходимых учителю музыки и будущему руководителю хора: организаторскую, музыкально-исполнительскую, управленческую. Это разнообразие навыков и умений включает в себя как общепедагогические, так и специфические качества личности хормейстера, которые следует развивать и формировать в период профессиональной хоровой подготовки.

Необходимо создать условия, при которых профессиональный интерес будет развиваться наиболее эффективно.

Одним из важнейших условий эффективности хоровых занятий, сильно влияющих на интерес, является дисциплина. Очень важен момент сознательной дисциплины, предполагающий внутреннюю убежденность каждого участника

хора, которая должна воспитываться на каждом хоровом занятии. Дисциплина никогда не возникает сама по себе. Она может появится в результате планомерной воспитательной работы, которую ведет руководитель. Дисциплина хорового коллектива во многом будет зависеть от авторитета хормейстера, а также от взаимоотношений хора и руководителя. Руководитель должен быть требовательным в первую очередь к себе, являться образцом дисциплинированного и тактичного поведения. В связи с этим занятия хорового класса должны вестись регулярно, точно по расписанию, а не от случая к случаю. Таким образом, можно сказать, что дисциплина, включающая в себя условия работы хорового коллектива, является необходимой. Это первостепенный стимулятор профессионального интереса в период обучения в педагогических вузах.

Одним из важнейших компонентов, влияющих на профессиональный интерес учителя музыки, является выбор репертуара, как в хоровом классе, так и на уроках дирижирования. Часто молодые педагоги педагогических вузов в силу своей неопытности завышают программу и дают произведения не по силам. Это приносит только вред начинающим дирижерам и сильно отражается в первую очередь на их профессиональном интересе. В такой ситуации одни студенты начинают сомневаться в своих способностях и теряют веру в себя, а другие привыкают формально и поверхностно относиться к исполняемой музыки. Следовательно, при составлении репертуарного плана необходимо соблюдать принцип посиль-ности, который находится в прямой зависимости с интересом к профессии учителя музыки.

Каждый план должен носить индивидуальный характер. При его составлении необходимо учитывать недостатки и достоинства студентов, особенности дирижерского аппарата, темперамент. Индивидуальный план должен иметь ясную методическую направленность. Нужно развивать те виды техники, которые у студента не получаются.

В результате опроса и бесед со студентами-старшекурсниками педагоги не всегда учитывают потребность практики и направленность профессиональных интересов. Составляя репертуар на каждого студента, педагог обязан включать в план хоры без сопровождения, с сопровождением, произведения, готовящиеся к хоровой практике, а также песни школьного репертуара. Педагог обязательно должен владеть не только класси-

ческим, но и современным школьным репертуарам. Уметь оценивать художественную ценность произведения, остерегаться песен с сомнительными художественными достоинствами. Выбирая репертуар для практики работы с хором нужно учитывать исполнительские возможности хорового коллектива, уровень его профессиональной подготовки, а также интересы и вкусы поющих.

Педагог, в результате активизации профессионального интереса применяя прием самостоятельной поисковой деятельности в сфере репертуара может использовать различные формы работы:

1) сам явиться автором-составителем различных методических пособий, песенных и хоровых сборников;

2) может предложить студентам провести конкурс на самую интересную школьную песню, на лучшее ее исполнение или какую-то определенную тематику.

Выпуск методической литературы и проведение подобных мероприятий - доказательство профессиональной активности и интереса, творческого отношения, как студентов, так и педагогов в результате самостоятельного поиска репертуара.

В формировании профессионального интереса большое значение имеет концертные выступления. В год должно быть не более 5-6 выступлений. Очень часто учебный коллектив в период учебного процесса превращается в постоянный концертный хор. Чувство меры в таких случаях необходимо, иначе выступления перестают приносить исполнителю яркие впечатления и становятся будничными. Все это ведет к неизбежной потере интереса к хоровым занятиям.

Говоря об интересе к профессии учителя музыки, нельзя ни сказать о дирижерской технике. Хор - это очень чувствительный музыкальный инструмент, тонко реагирующий на малейший жест дирижера. Отсутствие дирижерской техники повлечет за собой безответную реакцию со стороны хора, в результате которой совместная работа станет невозможной. Говоря о воспитании целого набора различных хормейстерских качеств в процессе обучения, следует учитывать, что основополагающим является свободное владение мануальной техникой. Поэтому предмет дирижирование является ведущим в числе предметов специального дирижерско-хорового цикла при формировании профессионального интереса учителя музыки.

Развитие профессионального интереса у студентов музыкально-педагогических факультетов

в процессе обучения тесно связанно с артистизмом, так как педагогическая профессия предполагает общение с большим количеством людей. Без артистических качеств учителя и заинтересованности в своей профессии невозможно осуществить художественно-коммуникативные функции, к тому же артистизм - это неотъемлемая часть исполнительской деятельности педагога музыканта. Ведь дирижерское искусство - это ни что иное, как актерское перевоплощение посредством музыки. Таким образом, рассматривая артистизм, как необходимый компонент профессии учителя музыки можно сказать, что:

- артистизм тесно связан с интересом;

- уровень артистизма будет зависеть от уровня профессионального интереса;

- задачу артистизма нужно рассматривать комплексно, так как она включает в себя ряд подзадач, а именно: развитие художественно-образного, эмоционально-волевого и художественноинтеллектуального мышления.

Воспитание эмоциональности наитеснейшим образом связанно с музыкально-исполнительской деятельностью будущего учителя, так как живое исполнение музыки на уроке (игра на инструменте или выразительное вокальное исполнение какого-либо сочинения) всегда создает более эмоциональную атмосферу в классе. Следовательно, в период учебы, изучая музыкальное произведение, мы должны добиваться от студента выразительного эмоционального его исполнения.

Огромное значение в процессе хормейстерской подготовки имеет работа над коллоквиумом, т.е. знание биографии композитора и автора слов, изучение исторической эпохи, где происходит действие, осмысление содержания данного сочинения. Музыкально-педагогическая деятельность будущего хормейстера и учителя музыки включает в себя не только исполнительские умения и навыки, но и музыкально-теоретические знания.

Профессия учителя музыки, руководителя хора предполагает психологическое и профессиональное лидерство, поэтому волевые качества следует воспитывать у студентов обучающихся на музыкальных факультетах педагогических вузов. Однако, когда речь идет о воли, необходимо упомянуть о педагогическом такте. Конечно, волю стоит воспитывать, но нельзя педагогу чрезмерно навязывать свое мнение. Нужно оставлять студенту возможность самостоятельно принимать какие-то решения, осуществлять исполни-

тельские задачи. Поэтому педагогический такт -фактор, сильно влияющий на формирование профессионального интереса, особенно, если педагог будет работать с детьми.

Воспитание и развитие художественно-образного мышления является наиболее важным аспектом в процессе хормейстерской подготовки, сильно способствующим повышению профессионального интереса. Невозможно преподавать музыку в общеобразовательной школе, быть ди-рижером-хормейстером не владея художественно-образным мышлением. Нельзя стать музыкантом без воображения. Педагог должен предложить студенту помечтать, мысленно представить, перевоплотиться в тот образ, который студент должен передать. Вне развитого художественнообразного мышления нельзя полностью понять и осмыслить содержание музыкального произведения, раскрыть художественную идею, задуманную автором литературного текста, а значит и проникновенно исполнить его с музыкальной точки зрения. Исполнение разнообразных эпох, стилей и жанров, а также знакомство с различным репертуаром способствует развитию художественнообразного мышления, что приводит к повышению профессионального музыкального интереса.

Итак, добиваясь высоких результатов, повышая профессиональный интерес студента, педагог в повседневной работе для формирования профессионального интереса будущего учителя музыки может использовать самые разные методы и приемы. В результате длительных научных наблюдений, в ходе бесед, в процессе творческой работы со студентами можно сказать, что наиболее эффективными для повышения уровня интереса являются методы:

1) самостоятельного поиска;

2) представление и перевоплощение в данный образ, ассоциативно-образный метод;

3) междисциплинарный.

На современном этапе музыкальные сочинения нельзя изучать отдельно от литературы и истории; живописи и кинематографии; географии и архитектуры, так как для полного понимания исполняемой пьесы необходимо междисциплинарная, говоря современным научным языком, культурологическая связь, поскольку главная задача искусства - образное моделирование мира, его оценка, раскрытие ценностей для человека. Особой спецификой отличаются произведения, написанные для хора, так как все хоровые сочинения исполняются с текстом.

В связи с этим наблюдается тесная взаимосвязь музыки с литературой, а значит и с конкретной исторической эпохой.

Таким образом, в результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что, формируя гармонически развитую личность, воспитывая у будущих учителей музыки организаторские качества, подбирая интересный хоровой репертуар, работая над техническими дирижерскими трудностями, изучая хоровые партитуры на инструменте и вокально, требуя выразительного эмоционального их исполнения, развивая интеллект, художественно-образное мышление и воображение - все это факторы сильно влияющие на формирование профессионального интереса хормейстера в процессе обучения на предметах дирижерско-хорового цикла в педагогических вузах. Это компоненты, от которых зависит уровень профессионального интереса учителя музыки, а также из которых он складывается.

Е.Б. Сперанская

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При формировании межкультурных отношений в студенческих группах по-ликультурного вуза требовалось верное, по нашему мнению, курирование учебных студенческих групп, чтобы каждая в наиболее короткий срок из объединения людей, занятых совместной деятельностью, стала настоящим коллективом. Без ориентирующего влияния преподавателей и общественных организаций группа в коллектив не превращалась. Иногда из-за влияния различных факторов в студенческом коллективе возникали конфликты (от лат. - conflictus -«столкновение»). Нами замечено, что основой сплочения и профилактикой разногласий с человеком любого характера стала творческая работа, учеба (свобода действий, самостоятельность, обмен мнениями, самовыражение каждого) и создание благоприятного психологического климата. Найти дело каждому - одно из профилактических средств конфликта.

Несомненно, куратор в учебно-воспитательном коллективе прибывает не просто членом его, а стержневой фигурой, руководителем и наставником. Он ориентирует совместную деятельность учащихся, регулирует внешнее и внутреннее строение коллектива, формы и нормы межличностных отношений и взглядов. Следовательно, специфика учебно-воспитательного коллектива, исходящая из первой, состоит в том, что в его состав входят представители другого коллектива, коллектива преподавателей.

Главная черта учебно-воспитательного коллектива заключается и в том, что первостепенной вид его деятельности - учение. Факторы сплочения в коллективе, играют также значительную роль, как в учебном, так и в трудовом процессе. Учебно-воспитательные коллективы студентов в нашей стране непременно принимают участие в общественно-полезной деятельности (уборка территории при строительстве новых учебных объектов, полевые работы, субботники). Это является еще одним шагом к сплочению студентов. Коллективистский дух нашего демократичного общества (демос [гр.] - в древней Греции «народ»), инициативность и предпринимательство становятся примером и заражают учащуюся молодежь. Успехи и достижения коллективов у частных предпринимателей по всевозможным источ-

никам информации (в частности из семьи) доходят до студентов и «через механизмы подражания, соревнования и другие формы психического взаимодействия активизируют учащуюся молодежь, побуждают ее к сплоченности и организованным действиям» [1, с. 139]. Первейшая роль в создании учебно-воспитательных коллективов (клубы, секции, отряды и т.д.) принадлежит подростковым и молодежным организациям.

Характерная специфика учебно-воспитательного коллектива - объединение обучения и воспитания в целостный процесс. Учебно-воспитательный коллектив формировался не только для корпоративной учебной деятельности, но и для объединенного воспитания. Воспитательная его функция так же существенна, как и учебная. Руководство школ, колледжей, вузов, государство ставят перед учебными заведениями проблему придать учебному процессу воспитывающий характер. В процессе решения этой задачи у студентов в ходе освоения азов наук, систем научных познаний складывались черты строителя демократического общества.

Необходимая особенность учебно-воспитательного коллектива заключалась в его однородном возрастном составе, что способствовало, по нашему мнению, сходству и общности интересов и целей обучающейся молодежи, высокому уровню взаимопонимания, наиболее полной психологической совместимости. Однако, несомненно, что характерные черты дополнялись видовыми признаками. Некоторые категории учебно-воспитательных коллективов сходились с коллективами других видов: в частности, коллектив учащихся школ близок коллективу учителей данной школы, коллективы студентов колледжей и вузов коллективу преподавателей, коллектив училищ схож по многим признакам производственному коллективу, коллектив военного училища или вуза - воинскому коллективу и др.

Нами замечено, что общение молодых людей имело свои особенности и закономерности. К ним относилось, прежде всего, повышенное стремление к общению с ровесниками, стремление к общению, богатому коллективными волнениями, содействующими удовлетворению возрастных и персональных интересов, развитию склонности найти место своего «Я» в коллективе и в жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.