ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей педагогики
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ ШКОЛЫ
Н.А. СУХАНОВА,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Описаны и проанализированы пути формирования самостоятельности старшеклассников в психолого-педагогической теории и практике, в связи с этим выявлены и обобщены педагогические условия становления самостоятельности учащихся в старших классах школы.
Ключевые слова: самостоятельность, старшеклассник, свойство личности, развитие личности, педагогический процесс, педагогические условия.
WAYS OF FORMATION OF INDEPENDENCE TO THE SENIOR CLASSES OF SCHOOL
N.A. SUKHANOVA,
the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Stavropol state university
Annotation. In article ways of formation of independence of senior pupils in the pedagogical theory and practice in this connection pedagogical conditions of formation of independence of pupils in the senior classes of school have been revealed and generalized have been described and analysed.
Keywords: independence, the senior pupil, property of the person, development of the person, pedagogical process, pedagogical conditions.
Интерес к заявленной проблеме состоит в том, что самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Итак, самостоятельность — это интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли. Возросший интерес к самостоятельности усилил существующее противоречие между потребностями педагогической практики в развитии самостоятельности учащихся и неразработанностью психологически обоснованных дидактических систем, обеспечивающих высокоэффективное развитие этого качества.
Следовательно, раскрывая дидактические аспекты данного психологического явления, стоит
помнить, что важно не передавать учащимся знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителей, работников сферы образования ставится следующая задача — создание условий в школе, классе, в группе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в школе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия.
Самостоятельность — действительно важнейшее свойство личности, влияющее на процесс социализации ребенка. По мнению психологов, самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Самостоятельность представляет собой важнейший компонент в развитии ребенка от рождения. Процесс развития самостоятельности достаточно сложен и противоречив, что объясняется не только интегративностью и многомерностью самого качества, но и другими причинами. Главные из них —
- -Я. -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей педагогики
возрастные и индивидуальные возможности ребенка: это и обучаемость, и особенности волевых процессов, и педагогические, социальные условия, и др., в связи с чем для развития самостоятельности старшеклассников необходимо создать определенные психолого-педагогические условия в школе, а в дальнейшем и на этапе вузовского обучения, когда закладываются основные качества специалиста.
Содержание понятия «самостоятельность» в старшем школьном возрасте раскрыто во многих современных психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях.
Многие современные передовые учителя широко используют в своей работе метод самостоятельного составления и применения учащимися старших классов мультимедиапроектов и практической работы. Это и учитель информатик Н.М. Смирнова (г. Рыбинск, школа № 23, учитель года — 2008), и учитель технологии А.А. Терещенко (г. Москва, школа № 157), и учитель истории и обществознания А.П. Чернявская (г. Ярославль, школа № 1, заслуженный учитель России), и многие другие современные педагоги.
Следовательно, в современной школе активно разрабатываются программы повышения уровня самостоятельности у учащихся старших классов. Такая деятельность необходима по достаточно объективным причинам: старший школьный возраст наиболее благоприятен для развития самостоятельности и необходим в дальнейшем профессиональном самоопределении.
На основе опыта педагогов, указанных в статье, мы можем предложить следующие педагогические условия для развития навыков самостоятельной деятельности учащихся:
1) общепедагогическая направленность уроков должна гармонировать с индивидуальными и социальными аспектами обучения по отношению к изучаемому предмету. Знания, умения и способы обработки получаемой информации являются элементами ученической компетенции — одного из ключевых элементов современной школы. Особая роль отводится системе самозаданий;
2) основная методическая установка проводимых занятий должна базироваться на обучении
учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы в соответствии с изучаемым предметом;
3) основным типом занятий должен быть практикум. Каждый урок темы следует начинать с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Тема завершается выполнением учащимися комплексной работы по созданию интеллектуального объекта, решением задачи, выполнением упражнения, написанием сочинения, переводом текста и др;
4) проверочные задания необходимо обеспечивать с эффективной обратной связью, позволяющей обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность;
5) систематическое повторение должно способствовать более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний;
6) индивидуальную учебную деятельность желательно сочетать с проектными формами работы. Защита проектов создает благоприятные предпосылки для рефлексивной оценки проделанной работы.
В связи с этим предлагаемый психолого-педагогический комплекс условий состоит из:
♦ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на развитие самостоятельности с учетом психологических особенностей учащихся;
♦ конструирования педагогического процесса, опирающегося на актуальные и доминирующие потребности участников образовательного процесса;
♦ педагогического инструментария, способствующего активному вовлечению учеников в различные виды деятельности;
♦ различных спектров видов деятельности: учебной,игровой и трудовой.
Разработанные педагогические предпосылки развития самостоятельности учащихся в обучении могут стать основным материалом в работе каждого педагога. Каждому учителю или в целом педагогическому коллективу осталось лишь собрать их воедино, организовав на их основе последовательную и целенаправленную работу в данном на-
№ 4 / 2011
Вестник Московского университета МВД России
23
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы общей педагогики
правлении. Результатом этой работы будут ослабление напряженности в отношениях с учащимися и большая свобода в учебной деятельности.
Организация по развитию самостоятельности, руководство ею — ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как
составную часть воспитания учащихся старших классов. В связи с этим одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
СФЕРЫ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Е.А. ЭМ,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проведен анализ проблемы толерантности на уровне общества, институтов и групп, рассмотрены основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. Ключевые слова: толерантность, интолерантность, сферы толерантности, интолерантное поведение.
SPHERES AND LEVELS OF DISPLAY INTOLERANCELS OF INSTALLATIONS AND INTOLERANCE BEHAVIOUR
E.A. EM,
the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university
Annotation. In given article spheres and display levels intolerance installations and intolerance behavior are considered.
Keywords: tolerance, intolerance, spheres and tolerance levels.
Интеграция России в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема изучения толерантности, которая актуализировалась в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире.
Для эмпирического анализа толерантности на уровне общества, институтов и групп необходимо произвести классификацию этого понятия, выделить его основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. Опираясь на стандартный перечень социально-демографических переменных (или переменных социологического анализа), выделим следующие сферы толерантности.
1. Гендерная толерантность — непредвзятое отношение к представителям противоположного