Научная статья на тему 'Сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения'

Сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1199
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / СФЕРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TOLERANCE / INTOLERANCE / SPHERES AND TOLERANCE LEVELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эм Е. А.

Проведен анализ проблемы толерантности на уровне общества, институтов и групп, рассмотрены основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERES AND LEVELS OF DISPLAY INTOLERANCELS OF INSTALLATIONS AND INTOLERANCE BEHAVIOUR

In given article spheres and display levels intolerance installations and intolerance behavior are considered.

Текст научной работы на тему «Сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения»



Актуальные проблемы общей педагогики

правлении. Результатом этой работы будут ослабление напряженности в отношениях с учащимися и большая свобода в учебной деятельности.

Организация по развитию самостоятельности, руководство ею — ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как

составную часть воспитания учащихся старших классов. В связи с этим одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

СФЕРЫ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Е.А. ЭМ,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен анализ проблемы толерантности на уровне общества, институтов и групп, рассмотрены основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. Ключевые слова: толерантность, интолерантность, сферы толерантности, интолерантное поведение.

SPHERES AND LEVELS OF DISPLAY INTOLERANCELS OF INSTALLATIONS AND INTOLERANCE BEHAVIOUR

E.A. EM,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In given article spheres and display levels intolerance installations and intolerance behavior are considered.

Keywords: tolerance, intolerance, spheres and tolerance levels.

Интеграция России в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема изучения толерантности, которая актуализировалась в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире.

Для эмпирического анализа толерантности на уровне общества, институтов и групп необходимо произвести классификацию этого понятия, выделить его основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. Опираясь на стандартный перечень социально-демографических переменных (или переменных социологического анализа), выделим следующие сферы толерантности.

1. Гендерная толерантность — непредвзятое отношение к представителям противоположного

Актуальные проблемы общей педагогики

пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интоле-рантности представляет собой сексизм — формы политики, индивидуального или группового поведения, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.

2. Возрастная толерантность — непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.

3. Образовательная толерантность — терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и наоборот. Очевидно, что данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором.

4. Межнациональная толерантность — отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». Крайние проявления межнациональной интолерантности: этноцентризм — дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в «превосходстве» одних культур над другими; ксенофобия — страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред; агрессивный национализм — мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

5. Расовая толерантность — отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерант-ность представляет собой расизм — дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на

предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

6. Религиозная толерантность — отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм — насаждение какой-либо веры, ее ценностей и традиций (иногда в масштабе целых сообществ) и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

7. Географическая толерантность — непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

8. Межклассовая толерантность — терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев — богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно «диктатуры пролетариата».

9. Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста, низкообразовательных слоев и т.д.

10. Политическая толерантность — отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий. Крайним проявлением внешнеполитической интолерантности является империализм — подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.

11. Сексуально-ориентационная толерантность — непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) — отношение

Актуальные проблемы общей педагогики

к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета.

Безусловно, не все типы интолерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, на возникающие в нем конфликты. Особую опасность представляет собой межнациональная, межконфессиональная, политическая нетерпимость. Если мы вспомним Ольстер и Чечню, практически всю историю ХХ в. в России и 1930—1940 гг. в Германии, то можно осознать цену, которую платит человечество за агрессию и нетерпимость. Из этого вовсе не следует, что мы не должны рассматривать другие типы толерантности, особенно если речь идет о формировании сознания школьников. Трагедии юношей и девушек с нетрадиционным типом сексуальной ориентации, издевательства, которым подвергаются люди с физическими недостатками, невнимание и грубость по отношению к больным и инвалидам, забвение стариков и варварское отношение к ним наших медицинских работников — далеко не полный перечень последствий тех видов нетерпимости, которые, может быть, не приводят к широкомасштабным конфликтам, но оказывают существенное влияние на жизнь многих членов общества.

При анализе концепций толерантности большое значение имеет интерпретация понятия «принятие чужих взглядов и особенностей поведения» как на институциональном, так и на межгрупповом и межличностном уровнях. Очевидно, что принятие отнюдь не является синонимом таких понятий, как «соглашение» или тем более «одобрение». Легко увидеть, например, что межконфессиональная толерантность может и должна формироваться на уровне глубинных и весьма жестких норм и ценностей собственной конфессии, которая нередко достаточно серьезно отличается от норм и ценностей других конфессий. Толерантность означает отсутствие высказываний или поведенческих актов, которые могли бы рассматриваться как уничижительные или оскорбительные для представителей другой конфессии и были бы направлены на ограничение свободы вероисповедания других людей (за-

крытие храмов, ограничение их деятельности и т.д.). При этом отнюдь не исключаются теологические дискуссии или некоторые формы поведения, демонстрирующие степень отчуждения к представителям другой конфессии. Например, запрет детям вступать в брак с представителями другой конфессии. Очевидно, что в связи с этим встает вопрос об общественно допустимой выраженности уровня интолерантности, так как в приведенных выше примерах, несмотря на общественную допустимость теологических споров и запретов на межконфессиональные браки, люди, которые вступают или не вступают в споры, запрещают или не запрещают вступать в браки, отличаются по уровню толерантности. В связи с этим встает вопрос о выделении уровней толерантности (интолерантности) и о понятии общественной допустимости того или иного уровня интолерантности.

Предлагается выделять пять точек на шкале толерантность — интолерантность.

1. Протекционистская толерантность. Суть отношения к объекту толерантности состоит в том, что субъект толерантности (институт, организация или индивид) не только абсолютно непредвзято относится к объекту, но и делает все возможное, чтобы помогать тем организациям или группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантному отношению со стороны общества в целом или его отдельных сегментов; предоставляет определенные квоты для получения работы или зачисления в высшее учебное заведение представителям определенных этнических меньшинств; помогает людям, которые являются объектами интолерантного отношения из-за своих политических взглядов, физических недостатков или сексуальной ориентации и т.д.

2. Ценностная толерантность. Система ценностей и образцов поведения, связанная с неукоснительно жестким следованием принципам толерантности. Как уже неоднократно говорилось в статье, система ценностей должна включать непредвзятое отношение к представителям других социально-демографических групп и готовность принятия (в указанном выше смысле данного термина) высказываний и поведенческих актов, отличных от собственных. В рамках кон-

Актуальные проблемы общей педагогики

струкции идеальных типов предполагается, что субъект не подвергает сомнению принципы толерантности ни во внутреннем диалоге, ни в коммуникациях, носящих непубличный характер.

3. Скрытая интолерантность. Субъект понимает важность принципов толерантности и опасность или моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу внутренних симпатий и антипатий, собственных установок и взглядов относится предвзято к представителям различных социально-демографических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии по отношению к этим группам. В то же время его отношение и высказывания носят явно непубличный характер и не могут влиять на общественные настроения и действия.

4. Вербальная интолерантность. Субъект считает возможным и иногда даже необходимым публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально-демографических групп. Он считает невозможным для себя какие-либо публичные действия — насилие, запреты и т.д., но не считает необходимым скрывать свои взгляды.

5. Агрессивная поведенческая интолерантность. Субъект считает оправданным подготовку и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности.

Эти действия объясняются его пониманием социальной справедливости, сильной степенью отчуждения от объекта, низким уровнем правовой культуры. Нередко такое поведение связано с определенным уровнем социализации или даже установками на девиантное или криминальное поведение. В случае если субъектом является институт, это связано с определенной государственной политикой тоталитарного общества.

Очевидно, что общественные усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы воспитывать протекционистскую или ценностную толерантность и не допускать перерастания скрытой интолерантности в открытые формы.

Литература

1. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

4. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества // Американская социологическая мысль. М., 1996.

5. ГуровВ.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. М., 2004.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 479 с.

В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.

Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.