Научная статья на тему 'Обучение этнической толерантности в интолерантном обществе'

Обучение этнической толерантности в интолерантном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗОВАННАЯ ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЛОНТЕРЫ / МЕДИАЦИЯ / ИНОФОНЫ / MOBILIZATION OF ETHNICITY / ETHNIC TOLERANCE / INTOLERANCE / ETHNIC BOUNDARIES / STATE SYSTEM OF EDUCATION / VOLUNTEERS / MEDIATION / FOREIGN-SPEAKING PUPILS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахманова Юлия Викторовна

Современное российское общество нельзя назвать толерантным. Особую тревогу вызывает воспитание детей в духе нетерпимости и агрессивности. Интолерантность проявляется на разных уровнях: повседневное межличностное общение; система среднего образования, не выполняющая функцию социализации, в том числе и гармонизации межэтнических отношений; политическая система: агрессивная риторика при рассмотрении ключевых проблем современности. В решении данного комплекса проблем делаются только первые шаги: на государственном уровне создание системы службы медиации в школе; на уровне общества волонтерские движения, способствующие адаптации инофонов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic tolerance teaching in intolerance society

The modern Russia is considered as an intolerance society. The urgent problem is intolerance and aggression in process of primary socialization. The interpersonal communication, primary and secondary educational systems and political relationship support the high level of intolerance in our society. The organization school service of mediation and volunteers groups are the very first steps to solve complex problem of intolerance.

Текст научной работы на тему «Обучение этнической толерантности в интолерантном обществе»

УДК 325.1:37.035.6

Ю. В. Рахманова

Обучение этнической толерантности в интолерантном обществе

Современное российское общество нельзя назвать толерантным. Особую тревогу вызывает воспитание детей в духе нетерпимости и агрессивности. Интолерантность проявляется на разных уровнях: повседневное межличностное общение; система среднего образования, не выполняющая функцию социализации, в том числе и гармонизации межэтнических отношений; политическая система: агрессивная риторика при рассмотрении ключевых проблем современности. В решении данного комплекса проблем делаются только первые шаги: на государственном уровне - создание системы службы медиации в школе; на уровне общества - волонтерские движения, способствующие адаптации инофонов в России.

Ключевые слова: мобилизованная этничность, этническая толерантность, интолерантность, этнические границы, система образования, волонтеры, медиация, инофоны

Julia V. Rakhmanova

Ethnic tolerance teaching in intolerance society

The modern Russia is considered as an intolerance society. The urgent problem is intolerance and aggression in process of primary socialization. The interpersonal communication, primary and secondary educational systems and political relationship support the high level of intolerance in our society. The organization school service of mediation and volunteers groups are the very first steps to solve complex problem of intolerance.

Keywords: mobilization of ethnicity, ethnic tolerance, intolerance, ethnic boundaries, state system of education, volunteers, mediation, foreign-speaking pupils

Массовая трудовая миграция в Россию из республик бывшего Советского Союза на сегодняшний день - это данность, с которой нельзя не считаться. Оставив в стороне вопрос о миграционной политике в РФ, вернее ее отсутствии как целостной программы взаимоувязанных действий, сосредоточу внимание на одном из аспектов межнациональных отношений: воспитании толерантности у детей и подростков в современном обществе. На уровне официальных программ, включающих огромное количество мероприятий, вроде бы все обстоит благополучно. Например, в Санкт-Петербурге в период 2011-2015 гг. действует программа «гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности»1. Но фактически мы живем в интолерантном обществе, и эта нетерпимость, нежелание понять и принять другого проявляется в разных аспектах.

Во-первых, на бытовом уровне, уровне повседневного общения нельзя не заметить такой тенденции, как избегание контактов с представителями других этни-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

369

Раздел IV. Этничность в контексте культуры

ческих групп, прежде всего - трудовыми мигрантами из бывших советских республик Средней Азии. Родители советуют не дружить, а иногда и просто запрещают общаться своим детям со сверстниками-«инородцами», любой конфликт между детьми трактуется как ситуация, в которой «приезжий» заведомо виноват, часто взрослые позволяют себе нелицеприятные высказывания дискриминационного характера в адрес представителей данных этнических групп.

Во-вторых, система среднего образования стремится исключить «чужого». Для этого используются как бюрократические процедуры, так и откровенное введение в заблуждение родителей-мигрантов, тем более что многие из них плохо знают российский закон об образовании. Действительно, в нашей системе среднего образования ребенок-мигрант всегда нежеланен. Учителя, перегруженные бюрократической и методической работой, рассматривают его как дополнительную нагрузку; родители других школьников - как учеников, которые «тянут класс назад», не дают нормально учиться их детям, утомляют учителя. Здесь показательна реакция родителей в форме комментариев к предложению депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вернуть норму о приоритетном зачислении в первый класс ребят, старшие братья и сестры которых уже учатся в данной школе (данная норма была отменена два года назад). Реакция людей на эту новость, размещенную на информационной ленте mail. ru, в целом была крайне негативной, а комментарии сводились к тому, что все это делается для удобства приезжих, так как их семьи, как правило многодетные (привести конкретные высказывания невозможно из-за использования некорректных формулировок, вплоть до нецензурной лексики).

Администрация школы опасается конфликтов и нарушений дисциплины, а также падения показателей школы по ГИА и ЕГЭ (особенно если дети мигрантов приходят в школу уже в средние и старшие классы). В межличностном общении учеников незнание или плохое знание русского языка ребятами-мигрантами трактуется как глупость, отсутствие способностей, что приводит к насмешкам, провоцирует конфликты. Вполне понятна и ответная реакция представителей данных этнических групп; как правило, это либо желание замкнуться в себе, свести количество внешних контактов к минимуму, «стать невидимкой»; либо агрессия.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что система образования не выполняет одну из своих основных функций - социализации. Более того, можно предположить, что в отношении межэтнического взаимодействия задача гармонизации отношений вообще не ставится на институциональном уровне. Представители же системы среднего образования в лице директоров школ и чиновников от образования (которые оценивают школы по показателям успеваемости, отсутствию правонарушений в школе или «правильному реагированию» на данные нарушения со стороны администрации школ) стремятся не допустить в школы детей-ми-грантов. Следует понимать, что таким образом закладывается «мина замедленного действия»: полулегальное существование этих детей без учебы, опыта общения в

370 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •

Раздел IV. Этничность в контексте культуры

коллективе сверстников, перспектив личностного и социального развития через получение среднеспециального и высшего образования приводит к маргинализации данной группы и фактически провоцирует рост этнической преступности в недалеком будущем.

Институт среднего образования должен решать эти вопросы системно, на государственном уровне создавать и законодательно закреплять условия для успешной адаптации детей мигрантов, например, вводя в школах дополнительные занятия (и соответствующим образом финансируя их) по русскому языку, правилам поведения, освоению российской культуры и т. п. И хотя это направление работы вроде бы прописано в уже упоминавшейся мною программе «Толерантность», в частности, Раздел №5 как раз посвящен созданию «условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество», дети рассматриваются как «основная целевая группа мигрантов», а среди задач есть и «нормативное, научно-методическое и кадровое обеспечение процесса культурно-языковой интеграции инофонов в петербургское сообщество»2, пока реализацию этой задачи взяли на себя волонтеры проекта «Дети Петербурга», появившегося в апреле 2012 года. Как пишут сами организаторы проекта, «отклик на проблему государственного уровня созрел изнутри общества. В социальных сетях возникло волонтерское движение по обучению детей мигрантов русской культуре. В группе «Вконтакте» объединились неравнодушные граждане. За короткий срок на инициативу откликнулись десятки людей: учителей, логопедов, студентов и просто социально ответственных россиян»3. Координатор проекта Даниил Любаров отмечает, что проект не имеет к государственной программе «Толерантность» никакого отношения: «Суть нашего проекта надполитическая, наднациональная и даже надгосударственная - она общегуманитарная, гуманистическая, культурная». Данный проект полностью волонтерский, некоммерческий его основная задача - адаптировать детей 5-7 лет к школе, хотя волонтеры не отказывают и школьникам, приходящим на занятия, и даже их родителям. Много внимания уделяется и знакомству с культурой Санкт-Петербурга; некоторые петербургские театры дают возможность посещать ребятам свои спектакли бесплатно4.

Но вернемся к рассмотрению аспектов интолерантности в российском обществе. Третий аспект следует искать в политическом поле. Национальная политика РФ в последние несколько лет строится на мобилизации этничности. Для мобилизованной этничности характерно:

- слабая рациональная составляющая при сильнейшей эмоциональной;

- постоянный поиск врага, подпитывание негативных чувств к сформированному образу врага;

- поиск фактов, в том числе и в истории, подтверждающих недружественное отношение представителей данного народа (народов) к русским.

• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2

371

Раздел IV. Этничность в контексте культуры

Действует известная схема: для консолидации вокруг лидера /политической элиты используется мобилизация этничности через поиск внешнего врага; тех, кто пытается смягчить агрессивную риторику, высказывает сомнения в существовании такого врага, объявляют внутренним врагом, «пятой колонной» и т. п. События вокруг Крыма и Украины в целом наглядно демонстрируют как механизм такой мобилизации, так и эффективность подобной политики.

То, что этничность в какой-то мере искусственный конструкт, который базируется на примордиальном восприятии человеком себя как члена определенной этнической группы в противопоставлении с «не-нами», подтверждается той легкостью, с которой политики и специалисты в области массового сознания жонглируют различными этническими идентичностями: события в Югославии конца прошлого века - на первый план выдвигаются идеи панславизма, аналогично обосновывалась и неизбежность сближения «трех славянских народов - русского, украинского и белорусского» или идея создания единого государства с Белоруссией. Сейчас в связи с событиями в Украине идеи славянского единства отброшены, есть четкий образ врага - «бандеровцы» («украинские фашисты») и «наши» - этнические русские («русскоговорящие» - в терминологии защитников Крыма). Таким образом, в полном соответствии с идеями Ф. Барта устанавливаются (восстанавливаются) этнические границы, а затем уже акцентируется внимание на культурном содержании, точнее, различиях, в культурном содержании, для поддержания этих границ.

В субъективном подходе к проблеме этничности Ф. Барта отмечается и еще один важный аспект восприятия этничности: этничность имеет лишь то значение, которое придают ей люди, т. е. в какой-то конкретный момент истории этничность (точнее, этническая идентичность) выходит на первый план и становится наиболее важной среди других идентичностей, а бывают достаточно длительные периоды времени, когда индивид/группа ее просто «не замечает». Сейчас мы наблюдаем конструирование (восстановление) русской этничности через установление новых границ с последующим культурным и политическим наполнением информационного пространства внутри этих границ. Иначе говоря, через подчеркивание культурных различий (конструктивизм) создается (восстанавливается) этничность, которая используется для поддержания этнической группы в состоянии мобилизации с целью решения прежде всего внутриполитических задач (инструментализм).

В нынешней политической ситуации мы наблюдаем будирование негативных чувств, при отрицании базовых, казалось бы, бесспорных ценностей («война - это плохо», «в любой ситуации нужно стремится к мирному урегулированию проблемы», «решать острые вопросы следует не используя «право сильного», а силой убеждения, через обсуждение и взаимные компромиссы» и т. п.). Эскалация агрессии и силовая риторика транслируется в общество посредством СМК; таким образом, закладываются паттерны «решения» подобных проблем и на более локальных уровнях, вплоть до уровня межличностного общения. Результат очевиден и уже

372 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •

Раздел IV. Этничность в контексте культуры

наблюдаем: рост агрессии в российском обществе; неадекватное реагирование на любую ситуацию напряженности, нежелание и неумение вести переговоры для мирного разрешения конфликта, уверенность, что простить обидчика - это проявить слабость, отказ человеку в праве на ошибку.

Следует отметить, что данная проблема признается; а в качестве первого шага для ее решения предлагается ввести в школах службу медиации. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 открыта подготовка специалистов по данному направлению, созданы соответствующие центры подготовки школьных медиаторов5. Но нельзя создать эффективные «островки толерантности» в интолерантном море российского общества.

Примечания

1 Подробнее о программе «Толерантность» можно узнать на ее официальном сайте (URL: http: // dumspb. ru (дата обращения: 05. 03. 2015)).

2 Там же.

3 Дети Петербурга: сайт. URL: http: // detipeterburga. ru (дата обращения: 05. 03. 2015).

4 Подробнее о деятельности волонтерского движения: URL:http: // letidor. ru (дата обращения: 05. 03. 2015).

5 Программа «Метод школьной медиации (Школьный медиатор)»: сайт. URL: http: // mediacia. com / razrspor. htm (дата обращения: 05. 03. 2015).

• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2

373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.