недостаточное развитие эмоционального интеллекта, даже при высоком Щ, служит причиной снижения шанса на успех. Осуществление “эмоционального образования” может проводиться посредством прямого обучения, вовлечения участников процесса обучения в совместную деятельность. Программы развития эмоционального интеллекта в учебных заведениях уже дают положительные результаты. Внедрение данных программ оказывает благотворное действие на психическое здоровье обучаемых, улучшение психологического климата, снижение уровня антисоциального поведения, улучшение адаптации.
Нельзя не отметить и возможность развития практических направлений теории эмоционального интеллекта в семейном воспитании.
Особое место занимает применение результатов исследований эмоционального интеллекта в подготовке учителей. Как уже отмечалось, необходимым элементом навыков педагогического общения является способность сопереживания, эмпатии.
Проблема повышения уровня эмоционального интеллекта педагогов связана не только с профессиональной необходимостью, вызванной особенностями деятельности, но и с удовлетворенностью от личностного развития и достижения профессиональных целей.
выводы
Таким образом, выделение изучения эмоционального интеллекта, коэффициента эмоциональности в отдельную сферу исследования являются обоснованными. необходимы дальнейшая разработка методики измерения эмоционального интеллекта и адекватных способов практического использования полученных знаний.
Осуществление «эмоционального образования» важно на всех возрастных этапах, и может стать значимым фактором повышения культуры межличностного общения.
список литературы
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.
3. Андреева И. Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166-168.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-24.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
8. Churchill J. What is intelligence - EQ or IQ? Rising to the next level by managing and increasing your emotional budget // Humanising Language Teaching - September 2000, (http: //www.hltmag.co.uk).
9. Churchill J. Exam success: EQ or IQ // Humanising Language Teaching - September 2004. (http: //www. hltmag.co.uk).
10. Gardner H. Multiple intelligences. N.Y., 1993.
11. Gibbs N. The EQ factor // Time. - October 2, 2005 (http: / /www.time.com/time / classroom/psych/unit5_ article1.html)
12. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., 1993. P. 433-442.
13. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence. 2005 (http://www.unh.edu/emotional_intelligence/).
14. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can emotional intelligence be schooled? A critical review // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. P. 215-231.
УДК 378.147
пути формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку
С. В. КУЗНЕЦОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра иностранных языков (межфак)
В связи с запросами общества на специалистов, обладающих профессионально-коммуникативной компетентностью, что предполагает высокий уровень владения иностранным языком в профессионально-трудовой, бытовой и социально-культурной сферах и способности применять навыки владения иностранным языком в профессиональной деятельности необходимо использовать новые способы подготовки будущих профессионалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе. В данной статье мы рассматриваем некоторые активные методы обучения иностранному языку, которые способствуют формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов экономического факультета.
На сегодняшний день очевидна необходимость вать свою личность и деятельность. Именно они могут
общества в наличии инициативных и самостоятельных адекватно выполнять свои функции, отличаясь высо-
специалистов, способных постоянно совершенство- кой восприимчивостью, социально-профессиональ-
ной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению багажа умений и навыков, освоению новых сфер деятельности. Это предполагает наличие того, что сегодня называют компетентностью. Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности и результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного профессионального сообщества проблем.
Учреждения высшего профессионального образования, выпускающие специалистов в области экономики, готовят студентов для работы в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике, которая предъявляет высокие требования к участникам рынка труда.
Процесс профессиональной подготовки специалиста предполагает приобретение систематизированных знаний, умений и навыков применения их на практике. Результатом профессиональной подготовки является уровень соответствия полученных знаний, умений, навыков возможностям их применения с учетом социального заказа и профессиональных потребностей, то есть, их сформированность и есть компетентность специалиста.
При этом важным является формирование не просто профессиональных знаний, умений и навыков, а наличие профессионально-коммуникативной компетентности, способности коммуникативной организации профессиональной деятельности как проявления степени профессионализма специалиста, обеспечивающей эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Именно организация коммуникативной профессиональной деятельности понимается как проявление степени профессионализма специалиста, обеспечивающей эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения.
Образование призвано создавать необходимые условия для формирования профессионально-коммуникативной компетентности и предпосылки для ее развития, что предполагает повышенное внимание к личности будущего специалиста.
Изменения, происходящие в общественной, культурной и экономической сферах ведут к расширению контактов между людьми, поэтому возрос спрос на специалистов-экономистов, владеющих иностранным языком как универсальным средством профессиональной деятельности. Сегодня очевидна необходимость общества в наличии специалистов со знанием как минимум одного иностранного языка, которые способны к спонтанному общению на иностранном языке в профессиональной сфере. Овладение иностранным языком является одним из условий подготовки профессионала с высоким уровнем профессионально-коммуникативной компетентности. Будущие экономисты должны владеть иностранным языком в ситуациях неофициального или официального общения в бытовой или профессионально-трудовой и социально-культурных сферах.
Процесс обучения иностранному языку является, по сути, моделью процесса общения. Создать процесс обучения как модель процесса общения означает - смоделировать основные, важные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъектов общения, взаимоотношения речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которой обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использование речевых средств.
Занятие по иностранному языку в силу своей специфики является занятием общения и диалога на иностранном языке. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности у студентов в процессе обучения иностранному языку активизируется при помощи коммуникативного взаимодействия, в ходе которого достигается взаимопонимание и диалог участников общения.
Принятие другого участника общения как личности, не позиции «над», а позиции равного является важным условием общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого, то есть к взаимодействию.
Диалогическая форма общения побуждает студентов активно участвовать в рождении новых мыслей. Она учит не только рассуждать, но и приводить свои доводы. Смысл коммуникативного диалога заключается в формировании благоприятного нравственно-психологического климата, который будет обеспечивать плодотворность предметного взаимодействия.
Диалог между преподавателем и студентами -это не только спор, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает возможность понять точку зрения обучающегося, поиск глубокого смысла, доверие к мнению другого. На диалогическое взаимодействие рассчитаны активные методы - дискуссионные, игровые, эвристические.
В работе со студентами экономических специальностей на занятиях по иностранному языку мы используем такие активные методы обучения иностранному языку как ролевые и деловые игры, диспуты, дискуссии, «мозговые атаки», «круглые столы», скетчи и т. п.
С первого семестра занятий по английскому языку студенты по желанию делятся на несколько подгрупп внутри одной группы по 4-5 человек. Каждой подгруппе предлагается создать свою фирму, производящую товары и услуги в соответствии с интересами и желаниями студентов, придумать ей название, историю создания, сроки существования, распределить обязанности. Практика показывает, что создаются совершенно разные организации, занимающиеся пошивом линии одежды для молодежи, производством обуви, мебели, стоматологический кабинет, кондитерская,
туристическая фирма, компания, занимающаяся выращиванием и сбытом цветов и т. п. Каждая тема занятия посвящена какому-либо аспекту бизнеса: «Как начать бизнес», «Организация успешного бизнеса», «Партнерство и частное предпринимательство», «Маркетинг и содействие в продаже», «Развитие производства и планирование», «Калькуляция цен», «Корпоративное финансирование», «Реклама», «Банки и бизнес (виды банков)», «Конкуренция и ее разновидности», «Международный бизнес», «Роль женщин в бизнесе», «Бизнес и окружающая среда» и т. д.
С первого этапа изучения студентами аспектов профессионального английского языка мы вовлекаем их в самостоятельную работу, постепенно увеличивая ее сложность и объем. После изучения теоретического материала по теме, овладения необходимым лексическим и грамматическим материалом студенты делают презентации своих фирм, рассказывают об их деятельности, делятся советами, участвуют в дискуссиях, организуют конференции и т. п., т. е. есть выход на свободное общение.
Такая организация работы по той или иной теме очень эффективна.
Во-первых, она интересна студентам, каждый может побыть в разных ролях: руководителя и подчиненного, секретаря, менеджера и т. д. и получить практический опыт общения в «профессиональной» среде. Ролевые и деловые игры воспроизводят деятельность организации, моделируют процессы управления. Дискуссии, «круглые столы», «мозговые атаки» способствуют повышению уровня коммуникабельности студентов, способности формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Во-вторых, такая организация работы предполагает целостность, так как фирма (дело) развивается, совершенствуется, осваиваются все новые аспекты бизнеса.
В-третьих, весь процесс работы предполагает разработку коммуникативной программы, реализацию и свободное комбинирование коммуникативных намерений.
Студенты не испытывают особых затруднений в освоении теоретического материала, так как они изучают его основы на занятиях по экономике и других дисциплинах.
Соответствие содержания обучения по профилирующим дисциплинам с содержанием программы по иностранному языку мы рассматриваем одним из способом интенсификации работы по формированию профессионально-коммуникативной компетентности у студентов экономических специальностей. Это позволяет создавать ситуации, соответствующие ситуациям реального общения, характерным для данной профессиональной деятельности. В этом случае иностранный язык становится для студентов логическим продолжением изучения специальных дисциплин. Ведь чем больше содержание программы по иностранному языку соответствует потребностям и интересам студентов, наполнено для них личностно-значимым смыслом, тем выше их ценностное отношение к предмету изучения,
интерес и потребность в познании. Другими словами, цели обучения должны соответствовать потребностям и интересам студентов. При этом процесс усвоения знаний должен контролироваться и стимулироваться преподавателем.
Активные методы обучения используются в основном на среднем и завершающем этапах работы над темой или рядом тем, когда уже есть возможность выхода на свободное общение.
Одним из используемых нами активных методов обучения иностранному языку является ролевая игра. Это наиболее точная модель общения, которая позволяет приблизить речевую деятельность студентов к реальной речевой коммуникации и, таким образом, является эффективным средством формирования профессионально-коммуникативной компетентности. Ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию и интерес в изучении иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.
Например, ролевую игру можно организовать по теме «Оптовая и розничная торговля». Студенты выбирают роли оптовика, розничного торговца, менеджера. Нужно договориться о поставке товара в фирму. Такой диалог включает в себя сразу несколько коммуникативных целей и коммуникативных намерений: запросить, сообщить, получить информацию, обсудить вопрос с целью принятия решения, убедить партнера в чем-либо, выразить сомнение и др.
Следующим методом, который мы применяем в обучении студентов экономических специальностей, являются дискуссии.
Участие в дискуссии формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению собеседника, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.
Занятие-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста, что, в конечном счете, способствует формированию профессионально-коммуникативной компетентности.
Примерами организации дискуссий могут служить темы «Плюсы и минусы рекламы», «Женщина и бизнес. Понятия совместимые?», «Защита окружающей среды - забота правительства?», «Плюсы и минусы различных форм организации бизнеса (частное предпринимательство, партнерство, корпорация)» и т. д.
Кроме вышеперечисленных методов мы организуем «круглые столы» (например, при изучении темы «Конкуренция и ее разновидности»: представители фирм обмениваются опытом, как предотвратить или минимизировать конкуренцию, делятся опытом привлечения дополнительного капитала в своих фирмах); «мозговые атаки» (предложите бизнес-план по улучшению состояния экономики в России, разрабо-
тайте дизайн одежды для сотрудников Вашей фирмы); мини-конференции с элементами ролевой игры (представители фирм выступают с докладами о деятельности своих организаций); презентации (каждая фирма делает рекламу своего товара и услуг) и пр.
Такие задания выводят учебную ситуацию за рамки формального общения преподавателя и студентов и превращают учебное взаимодействие в неформальное, личностное. А это значит, что тренировка учебного материала приходит в контексте реального общения.
При проведении занятий мы используем принцип «круглого стола», то есть расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок. Это приводит к возрастанию их активности, увеличению количества высказываний, к более принципиальному характеру дискуссии. Принцип круглого стола присущ наиболее активной форме организации занятия - коллективной. Такая форма взаимодействия отражает особенности профессионального общения на производстве, где специалисты входят в контакт друг с другом в ходе анализа профессиональных ситуаций, подготовки и принятия решений, согласования интересов производственных звеньев и своих собственных интересов.
Использование вышеперечисленных активных методов обучения иностранному языку студентов экономических специальностей с целью формирования профессионально-коммуникативной компетентности позволяет отследить положительные тенденции в изучении иностранного языка. Тестирование и анкетирование студентов, а также беседы со студентами констатируют положительные результаты таких методов работы.
Заметно повысилась мотивация к изучению английского языка. Студенты с большим интересом включаются в работу. Они начали осознавать роль иностранного языка для своей будущей профессиональной деятельности. Они отмечают, что занятия по английскому языку способствуют получению новой профессионально значимой информации, которая пригодится
им в дальнейшем. Также студенты отмечают межпредметные связи в процессе изучения английского языка: с экономикой, культурологией, социологией, историей, юриспруденцией. Это способствует лучшему усвоению материала.
Наиболее положительная динамика прослеживается в мотивации к изучению иностранного языка. Это отразилось в том, что студенты стали проявлять больший интерес и активность на занятиях при проведении дискуссий, конференций, «круглых столов» и др. Они отмечают у себя развитие коммуникабельности, умение выслушать партнера по общению, понять его точку зрения. Они стали проявлять больше терпения и вежливости в отношении друг друга, перестали бояться принимать участие в обсуждении той или иной темы.
Вот мнения некоторых из них: «Я стала более общительной, менее стеснительной, не боюсь выступать перед публикой», «Занятия по английскому языку помогли мне развить умения слушать, обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения», «Теперь мне проще общаться с людьми, я не боюсь высказать свое мнение, показаться глупой», «я знаю, что это мое мнение по тому или иному вопросу, даже если оно не совпадает с мнением окружающих», «Раньше я предпочитала промолчать, теперь я не боюсь высказать свое мнение», «Мне всегда хотелось высказаться, так как мы обсуждали интересные актуальные темы». Кроме этого, студенты подчеркивают развитие пунктуальности, аккуратности, честности, внимательности, ответственности, то есть тех качеств, которые пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, рассмотренные активные методы обучения иностранному языку студентов экономических специальностей, рассчитанные на диалогическое взаимодействие, позволяют активизировать речемыслительную деятельность студентов, развивают самостоятельность, творческие способности, что, в конечном счете, способствует формированию профессионально-коммуникативной компетентности.
УДК 796
к вопросу управления тренировочным процессом в триатлоне
А. А. ЛОГИНОВ, Е. А. УСОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского кафедра физического воспитания
Работа посвящена актуальной проблеме разработке наиболее рациональных подходов управления тренировочным процессом в новом олимпийском виде спорта - триатлон. Определяющим в повышении спортивной результативности в триатлоне является физическая работоспособность в трех, на первый взгляд, несовместимых видах циклической деятельности (плавание, велосипедное педалирование, легкоатлетический бег). В соответствии с этим в работе дается обоснование современных подходов, методов управления и контроля спортивной тренированностью в новом комплексном виде спорта в рамках круглогодичной подготовки, с ориентацией на использование оригинальных тренажерно-исследовательских стендов.
В работах ведущих отечественных исследова- вочного процесса является управление тренировоч-
телей подчеркивается, что одним из перспективных ным процессом на основе объективной информации о
направлений повышения эффективности трениро- структуре соревновательной деятельности и специаль-