Научная статья на тему 'Пути формирования иноязычной профессиональнокоммуникативной компетентности будущих экономистов'

Пути формирования иноязычной профессиональнокоммуникативной компетентности будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова С. В.

В связи с запросами общества на специалистов, обладающих профессиональнокоммуникативной компетентностью, что предполагает высокий уровень владения иностранным языком в профессиональнотрудовой, бытовой и социальнокультурной сферах, необходимо использовать новые способы подготовки будущих профессионалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе. В данной статье мы рассматриваем некоторые нетрадиционные формы обучения иностранному языку, которые способствуют формированию профессиональнокоммуникативной компетентности студентов экономического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования иноязычной профессиональнокоммуникативной компетентности будущих экономистов»

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Сектор молодых ученых • № 3 (7) 2007 г.

был выход на свободное общение. Такая организация работы по той или иной теме очень эффективна. Во-первых, она интересна студентам, каждый может побыть в разных ролях: руководителя и подчиненного, секретаря, менеджера и т. д. и получить практический опыт общения в «профессиональной» среде. Ролевые и деловые игры воспроизводят деятельность организации, моделируют процессы управления. Дискуссии, «круглые столы», мозговые атаки способствуют повышению уровня коммуникабельности студентов, способности формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Во-вторых, такая организация работы предполагает целостность, так как фирма (дело) развивается, совершенствуется, осваиваются все новые аспекты бизнеса. В-третьих, весь процесс работы предполагает разработку коммуникативной программы, реализацию и свободное комбинирование коммуникативных намерений.

Студенты не испытывают особых затруднений в освоении теоретического материала, так как они изучают его на занятиях по экономике и другим дисциплинам. Соответствие содержания обучения по профилирующим предметам содержанию программы по иностранному языку мы рассматриваем как еще один способ интенсификации работы по формированию профессионально-коммуникативной компетентности студентов-экономистов. Это позволяет создавать ситуации, соответствующие ситуациям реального общения, характерным для данной профессиональной деятельности. Иностранный язык должен стать для студентов логическим продолжением изучения специальных предметов. Ведь чем больше содержание программы по иностранному языку соответствует потребностям и интересам студентов, наполнено для них личност-но-значимым смыслом, тем выше их ценностное отношение к предмету изучения, интерес и потребность в познании. другими словами, цели обучения должны соответствовать потребностям и интересам студентов. При этом процесс усвоения знаний должен контролироваться и стимулироваться преподавателем.

На занятиях по иностранному языку преподаватель имеет большие возможности для осуществления межпредметных связей, особенно по аспекту «профессионально-ориентированный перевод». Межпредметные связи служат основой для формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности. При отборе текстов нужно исходить, прежде всего, из интересов студентов, новизны и актуальности информации. Первостепенное значение межпредметных связей заключается в том, что они помогают систематизировать знания, получаемые на других занятиях, применять их и добывать новые знания путем осуществления этих связей. Они также способствуют интересу к предмету, являются стимулом познавательной и коммуникативной деятельности студентов. Поэтому преподавателю необходимо искать такие формы работы, которые позволяют применять на занятиях по иностранному языку те знания и умения, которые студенты получают на занятиях по другим предметам.

нетрадиционные формы обучения используются на последнем этапе работы над темой или рядом тем, когда уже есть возможность выхода на свободное общение.

одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку является ролевая игра. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. Это наиболее точная модель общения, которая позволяет приблизить речевую деятельность студентов к реальной речевой коммуникации и, таким образом, является эффективным средством формирования профессионально-коммуникативной компетентности. В ролевой игре на занятиях по иностранному языку в условиях коллективной работы студенты приобретают не только навыки говорения на иностранном языке, но и ценностные ориентации, навыки социального взаимодействия, установки, присущие будущему специалисту. Ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию и интерес в изучении иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.

одним из примеров использования ролевой игры в учебном процессе является тема «Поиск работы, интервью при устройстве на работу». Каждый студент выбирает себе роль директора фирмы, секретаря, менеджера по персоналу, кандидата на должность в фирме. организуется официальное общение, состоящее из нескольких сценок: разговор директора и секретаря о размещении объявления с целью поиска кандидата на освободившуюся должность, приход нескольких кандидатов в приемную фирмы, общение с секретарем, прохождение каждым кандидатом собеседования с менеджером по персоналу с оформлением резюме и заполнением анкеты, доклад менеджера о кандидатурах директору, окончательное интервью директора фирмы с понравившимся кандидатом на должность.

Еще одним способом формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих экономистов являются деловые игры. они способствуют расширению личностно-профессиональных возможностей студентов, раскрепощению личности, дают ощущение уверенности в себе. деловая игра как метод обучения выполняет несколько функций: вооружает участников профессиональными знаниями и умениями применять их в деятельности, развивает творческое мышление, самостоятельность, формирует нравственные профессиональные отношения и представления. деловая игра способствует накоплению умений и навыков работы в коллективе, помогает оценить новые социальные отношения в органической связи с этикой профессиональной деятельности и взаимоотношений.

например, деловую игру можно организовать по теме «Оптовая и розничная торговля». Студенты выбирают роли оптовика, розничного торговца, менеджера. Нужно договориться о поставке товара в фирму. Такой диалог включает в себя сразу несколько коммуникативных целей и коммуникативных намерений: запросить, сообщить, получить информацию, обсудить вопрос с целью принятия решения, убедить партнера в чем-либо, выразить сомнение и др.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Для обучения студентов вести неподготовленный спор, словесное состязание на иностранном языке используется дискуссия. Основная черта дискуссии -взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем. Особенностью этого метода обучения является то, что дискуссия позволяет выявить многообразие точек зрения по тому или иному вопросу, сопоставить их в непосредственном общении и провести анализ каждой из них при необходимости. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса, окончательное решение которого и вырабатывается в ходе дискуссии. для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управления беседой. Основой композиционного развертывания дискуссии является оценка и аргументация. К плюсам дискуссии относятся спонтанность высказывания, непринужденность атмосферы, обогащение информацией.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ведение дискуссии на иностранном языке требует высокого уровня развития коммуникативных умений. Поэтому дискуссия может использоваться в качестве итогового контроля, а также по окончании работы над темой или рядом тем.

Примерами организации дискуссий могут служить темы «Плюсы и минусы рекламы», «Женщина и бизнес. Понятия совместимые?», «Защита окружающей среды - забота правительства?», «Плюсы и минусы различных форм организации бизнеса (частное предпринимательство, партнерство, корпорация)» и т.д.

Следующим нетрадиционным способом освоения иностранного языка для студентов является мозговая атака (брейнсторминг), которая должна иметь четкую цель, включать этапы молчаливого генерирования идей, их неупорядоченного перечисления, уяснения идей, голосования и ранжирования идей для достижения цели. Виды мозговых атак: прямая, обратная (начинается с критики идей), двойная (число участников превышает оптимальное число вдвое-втрое с соответствующим увеличением длительности мероприятия), конференция идей (обычно для 4-12 человек на 2-3 дня), индивидуальный мозговой штурм (сам себе и генератор идей и критик).

Например, предложите бизнес-план по улучшению состояния экономики в России, разработайте дизайн одежды для сотрудников Вашей фирмы.

«круглый стол» представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в «круглом столе», учащийся высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: страноведческими, морально-этическими, социальными и др. участие в «круглом столе» требует от коммуникантов достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по обсуждаемой проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» возможно применять на

продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами.

«Круглый стол» может быть использован при изучении темы «конкуренция и ее разновидности». Представители фирм обмениваются опытом, как предотвратить или минимизировать конкуренцию.

Значение нетрадиционных форм обучения, какими являются ролевые и деловые игры, дискуссии, «круглые столы» и т. д. заключается в повышении познавательной активности студентов, создании комфортной среды для их обучения и воспитания, интереса к занятиям, развитии творческого потенциала личности, инициативы, создании условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений.

Проводимая опытно-экспериментальная работа со студентами экономического факультета на занятиях по английскому языку с использованием вышеперечисленных форм работы позволяет отслеживать тенденции в изучении иностранного языка. Тестирование и анкетирование студентов, а также беседы со студентами констатируют положительные результаты таких методов работы.

Результаты оказались весьма положительными. Заметно повысилась мотивация к изучению английского языка. Студенты с большим интересом включались в работу. Они начали осознавать роль иностранного языка для своей будущей профессиональной деятельности. Они отмечают, что занятия по английскому языку способствуют получению новой профессионально значимой информации, которая пригодится им в дальнейшем. Также студенты отмечают межпредметные связи в процессе изучения английского языка: с экономикой, культурологией, социологией, историей, юриспруденцией. Это способствует лучшему усвоению материала. наиболее положительная динамика прослеживается в мотивации к изучению иностранного языка. Это отразилось в том, что студенты стали проявлять больший интерес и активность на занятиях при проведении дискуссий, конференций, «круглых столов». Они отмечают у себя развитие коммуникабельности, умение выслушать партнера по общению, понять его точку зрения. Они стали проявлять больше терпения и вежливости в отношении друг друга, перестали бояться принимать участие в обсуждении той или иной темы. Вот мнения некоторых из них: «Я стала более общительной, менее стеснительной, не боюсь выступать перед публикой», «Занятия по английскому языку помогли мне развить умения слушать, обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения», «Теперь мне проще общаться с людьми, я не боюсь высказать свое мнение, показаться глупой», «я знаю, что это мое мнение по тому или иному вопросу, даже если оно не совпадает с мнением окружающих», «Раньше я предпочитала промолчать, теперь я не боюсь высказать свое мнение», «Мне всегда хотелось высказаться, так как мы обсуждали интересные актуальные темы». Кроме этого, студенты подчеркивают развитие пунктуальности, аккуратности, честности, внимательности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.