Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в иноязычной профессиональной подготовке будущих экономистов'

Реализация компетентностного подхода в иноязычной профессиональной подготовке будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в иноязычной профессиональной подготовке будущих экономистов»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ.

С.В. УЛЬЯНОВА

В связи с запросами общества на специалистов, обладающих профессиональнокоммуникативной компетентностью, что предполагает высокий уровень владения иностранным языком в профессионально-трудовой, бытовой и социально-культурной сферах, необходимо использовать новые способы подготовки будущих профессионалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе.

Одним из современных подходов к проблеме компетентности вообще и иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в частности является компетентностный подход. «Подход» понимается нами как некая сумма научных знаний, используемая для решения той или иной актуальной проблемы.

Компетентность - это такая характеристика квалификации специалиста, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В самом определении понятия «компетентность» отражена способность, применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности, так как профессиональная компетентность невозможна без соотнесения усвоенных знаний с практикой профессиональной деятельности. В процессе такого соотнесения осуществляется синтез усвоенных знаний с их применением в профессиональной деятельности. Этот термин целесообразно применять для описания уровня подготовленности специалиста - выпускника профессиональной школы.

Изменения в профессиональном образовании обусловлены объективными требованиями времени и общества и выражены, прежде всего, в том, что основой подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход, который предполагает не простую передачу знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. Такой подход сегодня активно обсуждается.

Компетентностный подход развивается как альтернатива знаниям, умениям и навыкам, ограничивающим цели обучения и воспитания узким предметным образованием и недостаточно учитывающим сущность компетентности современного специалиста. Компетентностный подход нацеливает, прежде всего, на развитие у студентов способностей, среди которых следует выделить следующие: самостоятельность, познавательную активность, рефлексивное мышление,

способность преодолевать трудности, готовность использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Специфика компетентностного подхода в обучении состоит в том, что усваивается не готовое знание, а подразумевается, что учащийся сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Таким образом, компетентность представляет собой сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Коммуникативная компетентность является составной частью профессиональной компетентности. Термин «коммуникативная компетентность» не является новым в психологопедагогической литературе, однако практически отсутствуют исследования, где этот термин рассматривается по отношению к профессии экономиста. Коммуникативная компетентность является одной из наиболее значимых подсистем в структуре профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность проявляется как умение контролировать свое поведение в процессе общения с людьми, как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с ними, грамотно отстаивать и аргументировать свою позицию, умение добиваться реализации коммуникативной цели с помощью вербальных и невербальных средств. Это идейно-нравственная категория, которая регулирует всю систему отношений человека к социальному миру, природе и к самому себе. Познав уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других.

Опираясь на анализ исследований по проблеме формирования коммуникативной компетентности, мы полагаем, что иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность - это приобретаемое качество и ей можно научиться и развить в процессе обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессионально-коммуникативная компетентность предполагает высокий уровень владения иностранным языком в профессионально-трудовой, бытовой и социально-культурной сферах. На сегодняшний день глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, которая достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации, то есть приобретения необходимого уровня коммуникативной компетенции. Исходя из цели овладения иностранным языком, необходимо использовать новые способы подготовки будущих профессионалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе.

Занятие по иностранному языку в силу своей специфики является занятием общения и диалога на иностранном языке. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности у студентов в процессе изучения иностранного языка активизируется при помощи коммуникативного взаимодействия, в ходе которого достигается взаимопонимание и диалог участников общения.

Диалогическая форма общения побуждает студентов активно участвовать в рождении новых мыслей. Она учит не только рассуждать, но и приводить свои доводы. Смысл коммуникативного диалога заключается в формировании благоприятного нравственно-психологического климата, который будет обеспечивать плодотворность предметного взаимодействия. Диалог между преподавателем и студентами - это не только спор, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает возможность понять точку зрения учащегося, поиск глубокого смысла, доверие к мнению другого. На диалогическое взаимодействие рассчитаны нетрадиционные методы - дискуссионные, игровые, эвристические.

Развитию мышления, формированию собственного мнения, освоению социально значимых профессиональных и личных ценностей, становлению креативности, готовности к самообразованию способствуют нетрадиционные формы и методы организации учебного процесса. Необходимо обладать умением направлять спор, диалог, дискуссию в нужное русло, сдерживать излишние эмоции, категоричность суждений, приводя необходимые аргументы, проявляя гибкость мышления. Такой подход характеризует образовательный процесс как взаимодействие, сотрудничество преподавателя и студентов на основе сочетания инновационных форм и традиционных, давно апробированных приемов организации деятельности. Среди инновационных форм и методов организации занятий по иностранному языку для студентов-экономистов мы используем ролевые и деловые игры, диспуты, дискуссии, мозговые атаки, «круглые столы», миниконференции, скетчи и т.п.

С самого начала занятий по английскому языку студенты по желанию разделились на несколько подгрупп внутри одной группы по 4-5 человек. Каждой подгруппе было предложено создать свою фирму, производящую товары и услуги в соответствии с интересами и желаниями студентов, придумать ей название, историю создания, сроки существования, распределить обязанности. Были созданы совершенно разные организации, занимающиеся пошивом линии одежды для молодежи, производством обуви, мебели, стоматологический кабинет, кондитерская, туристическая фирма, компания, занимающаяся выращиванием и сбытом цветов и т.п. Каждая тема занятия посвящена какому-либо аспекту бизнеса: «Как начать бизнес», «Организация успешного бизнеса», «Партнерство и частное предпринимательство», «Маркетинг и содействие в продаже», «Развитие производства и планирование», «Калькуляция цен», «Корпоративное финансирование», «Реклама», «Банки и бизнес (виды банков)», «Конкуренция и ее разновидности», «Международный бизнес», «Роль женщин в бизнесе», «Бизнес и окружающая среда» и т.д. После изучения теоретического материала по теме, овладения необходимым лексическим и грамматическим материалом студенты делали презентации своих фирм,

рассказывали об их деятельности, делились советами, участвовали в дискуссиях, организовывали конференции и т.п., то есть был выход на свободное общение. Такая организация работы по той или иной теме очень эффективна. Во-первых, она интересна студентам, каждый может побыть в разных ролях: руководителя и подчиненного, секретаря, менеджера и т.д. и получить практический опыт общения в «профессиональной» среде. Ролевые и деловые игры воспроизводят деятельность организации, моделируют процессы управления. Дискуссии, «круглые столы», мозговые атаки способствуют повышению уровня коммуникабельности студентов, способности формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Во-вторых, такая организация работы предполагает целостность, так как фирма (дело) развивается, совершенствуется, осваиваются все новые аспекты бизнеса. В-третьих, весь процесс работы предполагает разработку коммуникативной программы, реализацию и свободное комбинирование коммуникативных намерений.

Студенты не испытывают особых затруднений в освоении теоретического материала, так как они изучают его на занятиях по экономике и других дисциплинах. Соответствие содержания обучения по профилирующим предметам с содержанием программы по иностранному языку мы рассматриваем еще одним способом интенсификации работы по формированию профессионально-коммуникативной компетентности у студентов-экономистов. Это позволяет создавать ситуации, соответствующие ситуациям реального общения, характерным для данной профессиональной деятельности. Иностранный язык должен стать для студентов логическим продолжением изучения специальных предметов. Ведь чем больше содержание программы по иностранному языку соответствует потребностям и интересам студентов, наполнено для них личностно-значимым смыслом, тем выше их ценностное отношение к предмету изучения, интерес и потребность в познании. Другими словами, цели обучения должны соответствовать потребностям и интересам студентов. При этом процесс усвоения знаний должен контролироваться и стимулироваться преподавателем.

На занятиях по иностранному языку преподаватель имеет большие возможности для осуществления межпредметных связей, особенно по аспекту «профессиональноориентированный перевод». Межпредметные связи служат основой для формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности. При отборе текстов нужно исходить, прежде всего, из интересов студентов, новизны и актуальности информации. Первостепенное значение межпредметных связей заключается в том, что они помогают систематизировать знания, получаемые на других занятиях, применять их и добывать новые знания путем осуществления этих связей. Они также способствуют интересу к предмету, являются стимулом познавательной и коммуникативной деятельности студентов. Поэтому преподавателю необходимо искать такие формы работы, которые позволяют применять на занятиях по иностранному языку те знания и умения, которые студенты получают на занятиях по другим предметам.

Нетрадиционные формы и методы обучения используются на последнем этапе работы над темой или рядом тем, когда уже есть возможность выхода на свободное общение. Одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку является ролевая игра. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. Это наиболее точная модель общения, которая позволяет приблизить речевую деятельность студентов к реальной речевой коммуникации и, таким образом, является эффективным средством формирования профессионально-коммуникативной компетентности. В ролевой игре на занятиях по иностранному языку в условиях коллективной работы студенты приобретают не только навыки говорения на иностранном языке, но и ценностные ориентации, навыки социального взаимодействия, установки, присущие будущему специалисту. Ролевая игра придает учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию и интерес в изучении иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.

Одним из примеров использования ролевой игры в учебном процессе является тема «Поиск работы, интервью при устройстве на работу». Каждый студент выбирает себе роль директора фирмы, секретаря, менеджера по персоналу, кандидата на должность в фирме. Организуется

официальное общение, состоящее из нескольких сценок: разговор директора и секретаря о размещении объявления с целью поиска кандидата на освободившуюся должность, приход нескольких кандидатов в приемную фирмы, общение с секретарем, прохождение каждым кандидатом собеседования с менеджером по персоналу с оформлением резюме и заполнением анкеты, доклад менеджера о кандидатурах директору, окончательное интервью директора фирмы с понравившимся кандидатом на должность.

Еще одним способом формирования профессионально-коммуникативной компетент-ости будущих экономистов являются деловые игры. Они способствуют расширению личностнопрофессиональных возможностей студентов, раскрепощению личности, дают ощущение уверенности в себе. Деловая игра как метод обучения выполняет несколько функций: вооружает участников профессиональными знаниями и умениями применять их в деятельности, развивает творческое мышление, самостоятельность, формирует нравственные профессиональные отношения и представления. Деловая игра способствует накоплению умений и навыков работы в коллективе, помогает оценить новые социальные отношения в органической связи с этикой профессиональной деятельности и взаимоотношений. Например, деловую игру можно организовать по теме «Оптовая и розничная торговля». Студенты выбирают роли оптовика, розничного торговца, менеджера. Нужно договориться о поставке товара в фирму. Такой диалог включает в себя сразу несколько коммуникативных целей и коммуникативных намерений: запросить, сообщить, получить информацию, обсудить вопрос с целью принятия решения, убедить партнера в чем-либо, выразить сомнение и др.

Для обучения студентов вести неподготовленный спор, словесное состязание на иностранном языке используется дискуссия. Основная черта дискуссии - взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем. Особенностью этого метода обучения является то, что дискуссия позволяет выявить многообразие точек зрения по тому или иному вопросу, сопоставить их в непосредственном общении и провести анализ каждой из них при необходимости. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса, окончательное решение которого и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управления беседой. Основой композиционного развертывания дискуссии является оценка и аргументация. К плюсам дискуссии относятся спонтанность высказывания, непринужденность атмосферы, обогащение информацией.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ведение дискуссии на иностранном языке требует высокого уровня развития коммуникативных умений. Поэтому дискуссия может использоваться в качестве итогового контроля, а также по окончании работы над темой или рядом тем. Примерами организации дискуссий могут служить темы «Плюсы и минусы рекламы», «Женщина и бизнес. Понятия совместимые?», «Защита окружающей среды - забота правительства?», «Плюсы и минусы различных форм организации бизнеса (частное предпринимательство, партнерство, корпорация)» и т.д.

Следующим нетрадиционным способом освоения иностранного языка для студентов является мозговая атака (брейнсторминг), которая должна иметь четкую цель, включать этапы молчаливого генерирования идей, их неупорядоченного перечисления, уяснения идей, голосования и ранжирования идей для достижения цели. Виды мозговых атак: прямая, обратная (начинается с критики идей), двойная (число участников превышает оптимальное число вдвое-втрое с соответствующим увеличением длительности мероприятия), конференция идей (обычно для 4-12 человек на 2-3 дня), индивидуальный мозговой штурм (сам себе и генератор идей, и критик). Например, предложите бизнес-план по улучшению состояния экономики в России, разработайте дизайн одежды для сотрудников Вашей фирмы.

«Круглый стол» представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в «круглом столе», учащийся высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: страноведческими, морально-этическими, социальными и др. Участие в «круглом столе» требует от коммуникантов достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по обсуждаемой проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» возможно, применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими

смежными темами. «Круглый стол» может быть использован при изучении темы «Конкуренция и ее разновидности». Представители фирм обмениваются опытом, как предотвратить или минимизировать конкуренцию.

Значение нетрадиционных форм обучения, какими являются ролевые и деловые игры, дискуссии, «круглые столы» и т.д. заключается в повышении познавательной активности студентов, создании комфортной среды для их обучения и воспитания, интереса к занятиям, развитии творческого потенциала личности, инициативы, создании условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений.

Проводимая опытно-экспериментальной работа со студентами экономического факультета на занятиях по английскому языку с использованием вышеперечисленных форм работы позволяет отслеживать тенденции в изучении иностранного языка. Тестирование и анкетирование студентов, а также беседы со студентами констатируют положительные результаты таких методов работы. Результаты оказались весьма положительными. Заметно повысилась мотивация к изучению английского языка. Студенты с большим интересом включались в работу. Они начали осознавать роль иностранного языка для своей будущей профессиональной деятельности. Они отмечают, что занятия по английскому языку способствуют получению новой профессионально значимой информации, которая пригодится им в дальнейшем. Также студенты отмечают межпредметные связи в процессе изучения английского языка: с экономикой, культурологией, социологией, историей, юриспруденцией. Это способствует лучшему усвоению материала. Наиболее положительная динамика прослеживается в мотивации к изучению иностранного языка. Это отразилось в том, что студенты стали проявлять больший интерес и активность на занятиях при проведении дискуссий, конференций, «круглых столов». Они отмечают у себя развитие коммуникабельности, умение выслушать партнера по общению, понять его точку зрения. Они стали проявлять больше терпения и вежливости в отношении друг друга, перестали бояться принимать участие в обсуждении той или иной темы. Вот мнения некоторых из них: «Я стала более общительной, менее стеснительной, не боюсь выступать перед публикой», «Занятия по английскому языку помогли мне развить умения слушать, обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения», «Теперь мне проще общаться с людьми, я не боюсь высказать свое мнение, показаться глупой», «Я знаю, что это мое мнение по тому или иному вопросу, даже если оно не совпадает с мнением окружающих», «Раньше я предпочитала промолчать, теперь я не боюсь высказать свое мнение», «Мне всегда хотелось высказаться, так как мы обсуждали интересные актуальные темы». Кроме этого, студенты подчеркивают развитие пунктуальности, аккуратности, честности, внимательности, ответственности, то есть тех качеств, которые пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, рассмотренные формы и методы организации обучения иностранному языку, рассчитанные на диалогическое взаимодействие, позволяют активизировать речемыслительную деятельность студентов, развивают самостоятельность, творческие способности, что, в конечном счете, способствует формированию профессиональнокоммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.