Научная статья на тему 'Пути формирования позитивной экономической идентичности личности субъекта'

Пути формирования позитивной экономической идентичности личности субъекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СУБЪЕКТА / IDENTITY OF THE SUBJECT / СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / STRUCTURAL COMPONENTS / ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POSITIVE ECONOMIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Светлана Александровна

В статье кратко описан возможный алгоритм работы с основными компонентами экономической идентичности личности субъекта в рамках индивидуального психологического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF POSITIVE ECONOMIC IDENTITY OF THE IDENTITY OF THE SUBJECT

In article the possible algorithm of work with the main components of economic identity of the identity of the subject within individual psychological consultation is briefl y described.

Текст научной работы на тему «Пути формирования позитивной экономической идентичности личности субъекта»

SAFETY CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Dronov Alexander A. (Voronezh, Russia) - PhD, Senior Lecturer, Department of aerodynamics and flight safety Military Training and Research Center of the Air Force, «Air Force Academy named after prof. Zhukovsky and Yuri Gagarin «; st. Old Bolsheviks, 54a; dron53@mail.ru

Dronova Tatiana (Voronezh, Russia) - Doctor of Education, professor of educational psychology and pedagogy, Voronezh State University; pr. Revolution, 24; dta8@list.ru

Abstract

The article is devoted to the logistic analysis of options for harmonization of mutual claims of personality, professional activity and security. Keywords: identity, culture, results of operations, safety.

УДК 159.9

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА

Егорова Светлана Александровна, аспирант кафедры психологии и педагогики Российского Нового Университета, ул. Радио, 22, Москва; e-mail: svet.egorova22@gmail.com Аннотация

В статье кратко описан возможный алгоритм работы с основными компонентами экономической идентичности личности субъекта в рамках индивидуального психологического консультирования. Ключевые слова: личность субъекта, структурные составляющие, позитивная экономическая идентичность.

Пути формирования позитивной экономической идентичности личности субъекта нам видятся как система действий, последовательное выполнение которых изменит не достаточно эффективное функционирование субъекта в области его экономической деятельности на более эффективное и придаст данному процессу изменений продуктивный характер. Мы предлагаем работу над формированием позитивной экономической идентичности личности субъекта в рамках индивидуального психологического консультирования [1], поскольку, по нашему мнению, структурные составляющие экономической идентичности личности [2] являются психологическими категориями и видятся нам в следующих компонентах:

- ценностный (место и значимость экономических ценностей в системе жизненных ценностей личности);

- когнитивный (представление о себе как об экономическом субъекте, представления о собственной финансовой и имущественной обеспеченности, представления о настоящем и будущем финансовом положении, опыт прошлого, субъективная оценка экономического статуса);

-поведенческий (экономическая активность и деятельность, целеполагание экономической деятельности, мотивы и потребности);

- эмоциональный (эмоциональные реакции на экономические события)[2].

Мы считаем, что за основу процесса формирования позитивной экономической идентичности личности могут быть взяты следующие психологические приемы:

1) психологическая диагностика проблемной ситуации в системе внешних (социально-экономические условия, трудовая деятельность, семейное положение) и внутренних (личностная организация) факторов. Прояснение текущей экономической ситуации субъекта, анализ и оценка его экономической деятельности;

2) поиск наиболее слабого звена в структуре экономической идентичности личности субъекта (когнитивные представления, поведенческие стратегии, эмоциональные проявления, система ценностей);

3) постановка цели и определение конечного результата, определение личностных и средовых ограничений, критериев достижения, выявление возможных альтернатив и их оценка;

4) планирование, выбор форм, методов и средств достижения, составление программы действий;

5) работа с внешней и внутренней мотивацией;

6) работа с возможным сопротивлением изменениям, вторичными выгодами;

7) психологическая адаптация субъекта в новых условиях.

Для начала нам необходимо выяснить:

- место и значимость экономических ценностей в системе жизненных ценностей личности;

- представления о собственной финансовой и имущественной обеспеченности;

- представление о себе как о экономическом субъекте, форма экономического самоопределения;

- экономический статус и принадлежность группе в результате социальных сравнений;

- представления о собственном настоящем и будущем финансовом положении, опыт прошлого;

- уровень и направленность мотивации, наличие целей и задач в области экономической деятельности;

- экономическую активность и деятельность;

- эмоциональные реакции на экономические события;

-оценку собственных способностей (интеллектуальных,

физических, коммуникативных, творческих) к зарабатыванию денег.

Исходя из полученных сведений, мы будем выстраивать работу с одним из компонентов структуры экономической идентичности личности субъекта или работать сразу с несколькими, так как доказана их взаимосвязь, и изменения в одном неизбежно повлекут за собой изменения в других [2].

Ценностный компонент экономической идентичности, на наш взгляд является детерминирующим поведенческий и когнитивный, так как все, что и зачем мы делаем, и как мыслим основывается на наших убеждениях и ценностях. Понимание своих истинных, глубинных потребностей человеком сужает фокус проблемы, экономит энергию и ускоряет процесс решения проблемы. То, к чему мы стремимся, чего хотим достичь и чем обладать и является для нас ценностью и смыслом нашей деятельности.

В свою очередь поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты детерминируют друг друга, ведь наши чувства, мысли и действия постоянно взаимно влияют, и вызывают соответствующую реакцию, будь-то мысли, действия или эмоции. Влияние эмоций на нашу деятельность хорошо известно из повседневного опыта. В плохом настроении, в состоянии тревоги человек не может собраться с мыслями, зато в состоянии подъема, воодушевления человек смело берется за новую, сложную работу, успешно преодолевает трудности, придумывает неожиданные оригинальные идеи.

В работе с эмоциональным компонентом, важно прояснить эмоциональный диапазон субъекта и желаемые или не достающие ощущения, которые он хотел бы испытывать. Полезно создать образ эмоции, ее почувствовать, прожить [3]. Для этого подойдут техники арт-терапии, танцевальной и телесно-ориентированной терапии.

Для работы с поведенческим компонентом экономической идентичности (экономическая активность и деятельность) мы предлагаем использовать техники нейро-лингвистического программирования, когнитивно-бихевиоральной терапии.

Работа с когнитивным компонентом экономической идентичности личности будет включать в себя исследование рациональных/ иррациональных установок субъекта, его прошлого опыта (своего и других людей), работу с целеполаганием (баланс краткосрочных и стратегических целей), работу с мотивацией внешней и внутренней [4], работу с возможным сопротивлением, работу с ошибками мышления (поиск и изменение убеждений, препятствующих изменениям [1]). Важно показать человеку важность образа мыслей - они влияют на наши эмоции и поведение. Рекомендуем также анализ собственных действий [5] и адекватное их оценивание.

Таким образом, в результате этой работы, на наш взгляд, у субъекта будут происходить личностные изменения, в том числе и изменения экономической идентичности личности в сторону ее большей эффективности, позитивности. Другими возможными вариантами работы могут быть коучинг позитивной экономической идентичности и групповые тренинги, направленные на отработку конкретных навыков (поведенческий, мотивационный, тренинг эмоций, определения и постановки целей, работы с ценностями и убеждениями).

Литература

[1]. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: НФ «Класс», 2004.

[2]. Егорова С.А. Сущностная характеристика и структура экономической идентичности личности // Акмеология. СВ № 3-4/2014.

[3]. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

[4]. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

[5]. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1 М.: Педагогика, 1986.

WAYS OF FORMATION OF POSITIVE ECONOMIC IDENTITY OF THE IDENTITY OF THE SUBJECT

Egorova Svetlana Aleksandrovna, graduate student of department of psychology and pedagogics of the Russian New University, Radio St., 22, Moscow; e-mail: svet.egorova22@gmail.com

Abstract

In article the possible algorithm of work with the main components of economic identity of the identity of the subject within individual psychological consultation is briefly described. Keywords: identity of the subject, structural components, positive economic identity.

УДК159.923

ПРОЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Елисеева Екатерина Валерьевна, кандидат медицинских наук, доцент, Ставропольский государственный медицинский университет, Мира ул., 310, Ставрополь, Россия. 355003; e-mail: elisseevaev@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы проявления доминирующих образовательных стрессоров у иностранных студентов медицинского вуза, которые являются наиболее значимыми. Анализ динамики стрессогенности различных факторов в процессе обучения имеет большое практическое значение, а полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами при организации образовательного процесса у иностранных студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессовые факторы, обучение иностранных студентов.

В процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе возникает необходимость выстраивания определенных отношений, как со студентами, так и с преподавателями. При этом довольно часто условия получения образования являются для студентов стрессом [1,2,3,4]. Стрессогенность образовательной среды усиливается при изучении медицины, что связано с осознанием повышенной ответственности в будущей пофессиональной деятельности. Реакции на стрессовые факторы в процессе обучения для иностранных студентов, несомненно, имеют свои особенности.

Стресс определяется как неспецифический ответ организма на повреждающие или раздражающие факторы окружающей среды. Это сложный процесс, в ходе которого организм приспосабливается к воздействиям и изменениям среды. Основа оценки стресса у студентов - его влияние на обучение. Стресс, способствующий учебе, называется эустресс, и некоторые стрессоры в медицинской школе необходимы для повышения эффективности обучения. Дистресс ограничивает учебные возможности студента. Если студент расценивает свое обучение как вызов, его способность к учебе дает ему ощущение собственной компетентности. Если обучение воспринимается как угроза, стресс вызывает чувство беспомощности и возрастающую тревожность, что снижает эффективность образовательного процесса.

На одни и те же стрессоры могут возникать различные реакции у разных студентов в зависимости от их социального и культурного опыта, личностных предпочтений и учебных навыков. Избыточный стресс в любом случае снижает студенческие достижения в учебе, что связано с повышением тревожности вплоть до паники, желанием принять быстрое необдуманное решение с целью прекратить действие стрессового фактора.

Настоящая работа посвящена исследованию влияния различных факторов, провоцирующих стресс в процессе получении высшего медицинского образования иностранными студентами 2 и 4 курсов медицинского вуза.

Изучение влияния стрессоров проводилось методом анкетирования с использованием «Стрессового опросника медицинских студентов» (Médical Students Stressor Questionnaire -MSSQ) [5]. Опрос проводился среди 45 студентов второго (n=22) и четвертого (n=23) курсов медицинского университета.

Ответы на вопросы позволяли выявить влияние стрессовых факторов пяти групп: связанные с учебным процессом; с личностью педагога; с мотивацией к изучению медицины; с личностными и социальными особенностями. Каждый фактор оценивался по шкале от 0 до 4 баллов с последующим расчетом и оценкой среднего показателя стрессогенности факторов. Установлено, что суммарный показатель стрессо-генности у студентов 4 курса был выше, чем у второкурсников, при этом отмечены различия в реакциях на стрессоры различных групп.

Стрессоры, связанные с учебным процессом, отмечаются на среднем уровне (показатель стрессогенности 1,77) у студентов 2 курса и на высоком (показатель стрессоген-ности 2,53) у студентов 4 курса. Это, на наш взгляд, связано с существенным повышением доли клинически значимых предметов, осознанием ответственности за результаты учебы, пониманием необходимости получения качественных знаний.

Стрессоры, связанные с фактором преподавания (неудовлетворенность качеством лекций, отсутствие обратной связи с преподавателем, нечеткое изложение им заданий и другие), также повышают свою значимость для респондентов в процессе их обучения.

К 4 курсу наблюдается повышение стрессогенности личностных факторов (изменение показателя стрессогенности от 1,68 до 2,14). Не имеют достоверных различий социальные стрессоры (показатели стрессогенности 1,69 и 1,7) и стрессоры, проявляющиеся в процессе совместной деятельности (показатели стрессогенности 1,5 и 1,67 соответственно).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, о том, что у иностранных студентов медицинского вуза наибольшее стрессовое влияние оказывают факторы, связанные с адаптацией к образовательному процессу в медицинском вузе, влиянием личности преподавателя, а также личностные и социальные особенности иностранных студентов. При этом степень стрессогенности изученных факторов имеет тенденцию к нарастанию в процессе обучения.

Проведенное исследование доминирующих стрессовых факторов у иностранных студентов медицинского вуза в процессе обучения позволяет сделать следующие выводы:

У иностранных студентов, обучающихся в медицинском вузе, от второго к четвертому курсу наблюдается усиление стрессогенности личностных факторов.

Значимым образовательным стрессором является фактор преподавания: неудовлетворенность качеством лекций преподавателя, отсутствие обратной связи со студентами, нечеткое изложение заданий.

Литература

[1] Барабанова, В.А. Вовлеченность субъекта в профессиональную деятельность и ее взаимосвязь с мотивацией. / В.А. Барабанова // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 137-138

[2] Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. / А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-32

[3] Мишина, Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала. Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. № 4/2012. C. 44-51.

[4] Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107.

[5] Yusoff, M.S.B., Abdul Rahim A.F., M.Jamil Yaacob. The Development and Validity of the Medical Student Questionnaire // ASEAN Journal of Psychiatry. Vol. 11 (1): Jan - June, 2010

References

[1] Barabanova, V.A. Involvement of the subject in a professional activity and its relationship to motivation / V.A. Barabanova // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 137-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.