Научная статья на тему 'Проявление доминирующих стрессовых факторов у иностранных студентов при обучении в медицинском вузе'

Проявление доминирующих стрессовых факторов у иностранных студентов при обучении в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ / STRESS / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / TRAINING OF FOREIGN STUDENTS / STRESSORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Елисеева Екатерина Валерьевна

Статья посвящена изучению проблемы проявления доминирующих образовательных стрессоров у иностранных студентов медицинского вуза, которые являются наиболее значимыми. Анализ динамики стрессогенности различных факторов в процессе обучения имеет большое практическое значение, а полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами при организации образовательного процесса у иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFASTATION OF THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL

The article investigates the problems of the educational stressors of foreign medical students, as well as the analysis of dynamics in importance of various factors as stressors in the learning process. The practical significance of the study is that the results can be used by educators and psychologists in the organization of educational process for foreign students.

Текст научной работы на тему «Проявление доминирующих стрессовых факторов у иностранных студентов при обучении в медицинском вузе»

[2]. Егорова С.А. Сущностная характеристика и структура экономической идентичности личности // Акмеология. СВ № 3-4/2014.

[3]. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

[4]. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

[5]. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1 М.: Педагогика, 1986.

WAYS OF FORMATION OF POSITIVE ECONOMIC IDENTITY OF THE IDENTITY OF THE SUBJECT

Egorova Svetlana Aleksandrovna, graduate student of department of psychology and pedagogics of the Russian New University, Radio St., 22, Moscow; e-mail: svet.egorova22@gmail.com

Abstract

In article the possible algorithm of work with the main components of economic identity of the identity of the subject within individual psychological consultation is briefly described. Keywords: identity of the subject, structural components, positive economic identity.

УДК159.923

ПРОЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Елисеева Екатерина Валерьевна, кандидат медицинских наук, доцент, Ставропольский государственный медицинский университет, Мира ул., 310, Ставрополь, Россия. 355003; e-mail: elisseevaev@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы проявления доминирующих образовательных стрессоров у иностранных студентов медицинского вуза, которые являются наиболее значимыми. Анализ динамики стрессогенности различных факторов в процессе обучения имеет большое практическое значение, а полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами при организации образовательного процесса у иностранных студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессовые факторы, обучение иностранных студентов.

В процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе возникает необходимость выстраивания определенных отношений, как со студентами, так и с преподавателями. При этом довольно часто условия получения образования являются для студентов стрессом [1,2,3,4]. Стрессогенность образовательной среды усиливается при изучении медицины, что связано с осознанием повышенной ответственности в будущей пофессиональной деятельности. Реакции на стрессовые факторы в процессе обучения для иностранных студентов, несомненно, имеют свои особенности.

Стресс определяется как неспецифический ответ организма на повреждающие или раздражающие факторы окружающей среды. Это сложный процесс, в ходе которого организм приспосабливается к воздействиям и изменениям среды. Основа оценки стресса у студентов - его влияние на обучение. Стресс, способствующий учебе, называется эустресс, и некоторые стрессоры в медицинской школе необходимы для повышения эффективности обучения. Дистресс ограничивает учебные возможности студента. Если студент расценивает свое обучение как вызов, его способность к учебе дает ему ощущение собственной компетентности. Если обучение воспринимается как угроза, стресс вызывает чувство беспомощности и возрастающую тревожность, что снижает эффективность образовательного процесса.

На одни и те же стрессоры могут возникать различные реакции у разных студентов в зависимости от их социального и культурного опыта, личностных предпочтений и учебных навыков. Избыточный стресс в любом случае снижает студенческие достижения в учебе, что связано с повышением тревожности вплоть до паники, желанием принять быстрое необдуманное решение с целью прекратить действие стрессового фактора.

Настоящая работа посвящена исследованию влияния различных факторов, провоцирующих стресс в процессе получении высшего медицинского образования иностранными студентами 2 и 4 курсов медицинского вуза.

Изучение влияния стрессоров проводилось методом анкетирования с использованием «Стрессового опросника медицинских студентов» (Médical Students Stressor Questionnaire -MSSQ) [5]. Опрос проводился среди 45 студентов второго (n=22) и четвертого (n=23) курсов медицинского университета.

Ответы на вопросы позволяли выявить влияние стрессовых факторов пяти групп: связанные с учебным процессом; с личностью педагога; с мотивацией к изучению медицины; с личностными и социальными особенностями. Каждый фактор оценивался по шкале от 0 до 4 баллов с последующим расчетом и оценкой среднего показателя стрессогенности факторов. Установлено, что суммарный показатель стрессо-генности у студентов 4 курса был выше, чем у второкурсников, при этом отмечены различия в реакциях на стрессоры различных групп.

Стрессоры, связанные с учебным процессом, отмечаются на среднем уровне (показатель стрессогенности 1,77) у студентов 2 курса и на высоком (показатель стрессоген-ности 2,53) у студентов 4 курса. Это, на наш взгляд, связано с существенным повышением доли клинически значимых предметов, осознанием ответственности за результаты учебы, пониманием необходимости получения качественных знаний.

Стрессоры, связанные с фактором преподавания (неудовлетворенность качеством лекций, отсутствие обратной связи с преподавателем, нечеткое изложение им заданий и другие), также повышают свою значимость для респондентов в процессе их обучения.

К 4 курсу наблюдается повышение стрессогенности личностных факторов (изменение показателя стрессогенности от 1,68 до 2,14). Не имеют достоверных различий социальные стрессоры (показатели стрессогенности 1,69 и 1,7) и стрессоры, проявляющиеся в процессе совместной деятельности (показатели стрессогенности 1,5 и 1,67 соответственно).

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, о том, что у иностранных студентов медицинского вуза наибольшее стрессовое влияние оказывают факторы, связанные с адаптацией к образовательному процессу в медицинском вузе, влиянием личности преподавателя, а также личностные и социальные особенности иностранных студентов. При этом степень стрессогенности изученных факторов имеет тенденцию к нарастанию в процессе обучения.

Проведенное исследование доминирующих стрессовых факторов у иностранных студентов медицинского вуза в процессе обучения позволяет сделать следующие выводы:

У иностранных студентов, обучающихся в медицинском вузе, от второго к четвертому курсу наблюдается усиление стрессогенности личностных факторов.

Значимым образовательным стрессором является фактор преподавания: неудовлетворенность качеством лекций преподавателя, отсутствие обратной связи со студентами, нечеткое изложение заданий.

Литература

[1] Барабанова, В.А. Вовлеченность субъекта в профессиональную деятельность и ее взаимосвязь с мотивацией. / В.А. Барабанова // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 137-138

[2] Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста. / А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-32

[3] Мишина, Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала. Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. № 4/2012. C. 44-51.

[4] Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107.

[5] Yusoff, M.S.B., Abdul Rahim A.F., M.Jamil Yaacob. The Development and Validity of the Medical Student Questionnaire // ASEAN Journal of Psychiatry. Vol. 11 (1): Jan - June, 2010

References

[1] Barabanova, V.A. Involvement of the subject in a professional activity and its relationship to motivation / V.A. Barabanova // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 137-138

[2] Derkach, A.A. Psychological-akmeological bases and means of optimizing personal and professional development of competitive specialist. / A.A. Derkach // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 22-32

[3] Mishina, E.I. The development of self-reflection in the structure of social capital. Bulletin MGOU. Psychological Science Series. № 4/2012. P. 44-51.

[4] Mishina, M.M. Attributes of the intellectual activity of the individual./ M.M. Mishina// Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 103-107

[5] M.S.B. Yusoff, A.F. Abdul Rahim, M.Jamil Yaacob. The Development and Validity of the Medical Student Questionnaire // ASEAN Journal of Psychiatry. Vol. 11 (1): Jan - June, 2010

MANIFASTATION OF THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL

Elisseeva E.V., Associate Professor, Stavropol State Medical University, 310 Mira Str, Stavropol, Russia, E-mail: elisseevaev@mail.ru

Abstract

The article investigates the problems of the educational stressors of foreign medical students, as well as the analysis of dynamics in importance of various factors as stressors in the learning process. The practical significance of the study is that the results can be used by educators and psychologists in the organization of educational process for foreign students.

Key words: stress, stressors, training of foreign students.

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

Ермолин Артем Витальевич - магистрант заочной формы обучения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606.

АННОТАЦИЯ

Раскрыты различные подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения человека к природе и точки зрения. Рассмотрены разные случаи социально-психологических взаимодействий человека с природой, способствующие развитию экологического сознания личности и общества. Ключевые слова: природные ресурсы, потребительское отношение, социально-психологические факторы, экологическое сознание личности и общества.

В условиях глобализации, приводящей, по мнению Э. Тас-сена, к распространению либерального принципа рыночной экономики на всю планету и проникновению этого принципа во все сферы жизни, проблемы выживания человека и сохранения биосферы Земли обостряются. На необходимость для международного сообщества и российского государства выработать новое экологическое мышление, систему мер по обеспечению безопасности жизни на Земле единодушно указывают стратегически ориентированные экономисты и юристы, экологи и психологи.1

О.С. Дейнека рассматривает следующие противоречие в мире природопользования: выступая условием существования человека и общества, оно по своим результатам направлено против них. Проявлением этого общего противоречия является конкретная концептуальная проблема современной экономической политики, выражающаяся в противоречии между целью экономического роста и сохранением окружающей среды. Отражая прогресс в области производительности труда, ВНП не показывает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды. ВНП характеризуется суммой всех видов деятельности, связанных с денежными величинами, в то время как «неденежные» аспекты экономики иг-

норируются.2 Для обозначения того факта, что прибыльность может возникать из-за искажения деньгами соотношения реальных затрат и результатов хозяйственной деятельности, С.В. Малахов (1991) использует специальный термин - «экономическая слепота» денег.3 Как указывает автор, деньги «не видят» определенные виды затрат, в частности, затраты наемного труда, нервной энергии, разрушение окружающей среды.

Стратегические решения требуют компромисса целей, учета степени экономического роста и методов его обеспечения. Как отмечает В.М. Соколинский, существует даже подход, согласно которому рост рекомендуется делать «нулевым» ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых резервов.4

В переходные периоды развития общества увеличивается давление на природу. Трудности адаптации к экономическим условиям вытесняют со временем переживания значимости адаптации к экологически неблагоприятным условиям. Фрагментарное экономическое мышление либерального рынка сводит товары и услуги к их стоимостному выражению, а социальные и экологические издержки, порождаемые экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни (Варфоломеев, 2002).

В этих условиях поиск решения экологических проблем является неотъемлемой и одной из приоритетных частей государственной политики. Национальная экологическая политика определяет целенаправленную деятельность государства в области охраны окружающей среды и природопользования на длительную перспективу, с опорой на кардинальную трансформацию в сферах производства и потребления, в сознании и поведении людей.

Современное экологическое мышление должно, в частности, опираться на знания и опыт, накопленные в социальной и экономической психологии.

Так, например, в экономической психологии, уделяющей особое внимание проблемам нерационального выбора и типичным ошибкам человека в ситуациях принятия решения, существует понятие «временных предпочтений», которые понимаются как способность отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных.5

В экстремальных политических ситуациях, например, на фоне войн, экологические последствия активных действий совсем не принимаются в расчет. Так, например, использование запрещенных кассетных бомб одной из воюющих сторон в последней войне в Ираке попирало социальную экологию, а регулярные поджоги нефти, инспирированные другой стороной, наносили вред природному комплексу экосистемы. В условиях войн трудно способствовать формированию экологического мышления в глобальном мире.

Политическая воля необходима и для преодоления противоречий структурной политики (совокупности мер, оказывающих воздействие на изменение меж - и внутриотраслевых пропорций в экономике). Требуется взвешенный выбор, выработка логически обоснованной, непротиворечивой системы и гибкой иерархии целей. Так, например, в ситуации, когда необходимо выбирать между сохранением рабочих мест, инфраструктуры отечественной промышленности, с одной стороны, и защитой от опасных выбросов предприятий в атмосферу или охраной заповедных

Отметим, что психологически отношения человека с природой в современном мире обременены противоречиями. С одной стороны, человек является частью природы, и это очень важная часть его экзистенции. С другой стороны, человек отдален, оторван от природы, и это вызывает экзистенциальную вину (Муздыбаев, 1995). Как показали результаты различных отечественных исследований, в системе ценностей

1 Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической

политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.

2 Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.

3 Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. - М., 1992.

4 Соколинский В.М. Государство и экономика. Учеб. пособие - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1996. - 132 с.

5 Дейнека О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2000. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.