Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / УПРАЖНЕНИЯ / ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ / SKILL / WAYS OF FORMATION OF SKILLS / METHODS OF FORMATION OF SKILLS / EXERCISES / TYPES OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Н.И.

В статье рассматриваются пути и методы формирования навыков в целом, а также навыков безопасного использования компьютера у младших школьников. Рассматриваются виды упражнений, их характеристики, а также другие методы формирования навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPING SKILLS, INCLUDING SKILLS IN THE SAFE USE OF COMPUTER

The article discusses the ways and methods of formation of skills in General, as well as the skills of safe use of a computer in primary school children. The types of exercises, their characteristics, as well as other methods of forming skills are considered.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА»

УДК 372.862

Пономарева Н.И. студент 5 курса

факультет искусств, социальных и гуманитарных наук Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого научный руководитель: Ситникова Л.Д., к.п.н.

доцент Россия, г. Тула ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА Аннотация: в статье рассматриваются пути и методы формирования навыков в целом, а также навыков безопасного использования компьютера у младших школьников. Рассматриваются виды упражнений, их характеристики, а также другие методы формирования навыков.

Ключевые слова: навык, пути формирования навыков, методы формирования навыков, упражнения, виды упражнений.

Ponomareva N.I. 5th year student Faculty of Arts, Social and Human Sciences Tula State Pedagogical University. L. N. Tolstoy

Russia, Tula Scientific adviser: Sitnikova L.D.

Associate Professor, Ph.D.

WAYS OF DEVELOPING SKILLS, INCLUDING SKILLS IN THE SAFE USE OF COMPUTER Annotation: the article discusses the ways and methods offormation of skills in General, as well as the skills of safe use of a computer in primary school children. The types of exercises, their characteristics, as well as other methods of forming skills are considered.

Key words: skill, ways of formation of skills, methods of formation of skills, exercises, types of exercises.

Навык формируется успешно лишь при систематических упражнениях. Здесь важен временной интервал между упражнениями: если он слишком большой, то скорость овладения навыком снижается. Величина интервала различается у всех навыков. В среднем упражнения следует проводить раза три-четыре в неделю. Лучше тренироваться шесть раз по 15 минут, чем один раз продолжительностью 90 минут.

Методы формирования навыков: демонстрация приемов работы; упражнения; вербальный отчет обучающегося; разбор действий; организация наблюдения в группе; метод тренажа (тренинга, тренировки); рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактических карточек с изображением правильного и неправильного поведения; сюжетно-ролевые игры;

дидактическая игра; проведение внеклассных мероприятий; организация работы с родителями.

Рассмотрим некоторые из них с точки зрения применения при формировании навыков безопасного использования компьютера с помощью средств ИКТ.

Метод демонстрации используется в обучении очень широко. Большинство объектов и явлений изучаются посредством демонстраций их натуральных образцов или их реальных изображений, макетов, приемов работы. Существует два вида демонстраций: динамические (показ подвижных объектов и их моделей, показ приемов работы) и статические (показ неподвижных объектов, недействующих моделей, схем, таблиц и т. д.).

При формировании навыков безопасного использования компьютера целесообразно использовать динамические демонстрации, а именно демонстрацию приемов практической работы. Это обусловлено следующим: чтобы ребёнок овладел приемом выполнения того или иного действия, он должен четко представлять образ этого действия. Достичь этого вербальным описанием очень сложно.

Также можно использовать статические демонстрации. Показ условных изображений, к которым относятся иллюстрации, плакаты, дидактические карточки, позволяет отметить те важные детали действия, которые нельзя или очень тяжело увидеть в реальной жизни.

Среди представленных методов наибольшей эффективностью отличаются упражнения. Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий, овладение ими или повышение их качества. Достоинство этого метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают несколько видов упражнений.

Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков.

Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.

Использование данного метода позволит нам сформировать навыки безопасного использования компьютера, способствующие сохранению психического здоровья учащихся.

Третий вид упражнений - комментированные упражнения. Используются для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что педагог и учащиеся комментируют выполняемые действия, поэтому они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, и затем вся группа принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока,

способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Данный вид упражнений мы выделили как отдельный метод формирования навыков безопасного использования компьютера -организация наблюдения в группе. Учащиеся объединяются в одну большую группу и по очереди начинают выполнять действия на компьютере, комментируя их. Если учащийся ошибается, его могу исправить одноклассники и продолжить выполнение этого действия.

Внимательность группы поддерживается приемом: преподаватель останавливает ученика, выполняющего действие, обращается к одному из наблюдающих и просит указать, какая ошибка допущена или просит подойти и продолжить действия и т.п. Замечая ошибки и делая завершающий разбор, опытный преподаватель не спешит делать его сам, а привлекает наблюдавших за упражнением. Таким образом происходит и сплочение коллектива, и отработка на практике имеющихся знаний о безопасности при работе за компьютером, их осознание и закрепление.

Нами были выбраны именно эти три метода формирования навыка безопасного использования компьютера, т.к. именно они отвечают указанным выше условиям формирования навыка, позволяют соблюсти основные этапы формирования навыка, позволяют наиболее быстро и успешно достичь желаемого результата.

Также важно проводить внеклассные мероприятия на тему безопасного использования компьютера и организовывать работу с родителями, направленную на осведомление их об опасностях компьютера. Это позволит эффективно и всесторонне формировать у младших школьников навык безопасного использования компьютера.

Использованные источники:

1. Богомолова Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени // Информатика и образование. 2007. №1. С. 86-99.

2. Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2007. - С.304.

3. Саттарова Н.И. Информационная безопасность в учреждении. Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2003. - 215 с.

4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2014. - С. 356.

5. Хвотикова П.Н. Начальная школа - основа знаний. - М.: 2014 - 482 с.

6. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы // Методические рекомендации. - М.: Педагогический поиск, 2004. - С.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.