Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / НАВЫК / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА / HEALTH / SKILL / STAGES OF FORMATION OF SKILLS / SKILLS OF SAFE USE OF THE COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарева Н.И.

В статье рассматриваются особенности формирования навыков безопасного использования компьютера у младших школьников. Рассматриваются этапы формирования навыка, а также навыки безопасного использования компьютера, разделенные на две группы в зависимости от видов здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF SKILLS OF SAFE COMPUTER USAGE IN THE SCIENTIFIC LITERATURE AND SCHOOL PRACTICE

The article discusses the features of the formation of skills of safe computer use in primary school children. The stages of formation of skill, and also skills of safe use of the computer divided into two groups depending on types of health are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 372.862

Пономарева Н.И. студент 5 курса

факультет искусств, социальных и гуманитарных наук Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого научный руководитель: Ситникова Л.Д., к.п.н.

доцент Россия, г. Тула

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И

ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования навыков безопасного использования компьютера у младших школьников. Рассматриваются этапы формирования навыка, а также навыки безопасного использования компьютера, разделенные на две группы в зависимости от видов здоровья.

Ключевые слова: здоровье, навык, этапы формирования навыков, навыки безопасного использования компьютера.

Ponomareva N.I. 5th year student Faculty of Arts, Social and Human Sciences Tula State Pedagogical University. L. N. Tolstoy

Russia, Tula Scientific adviser: Sitnikova L.D.

Associate Professor, Ph.D.

THE PROBLEM OF FORMATION OF SKILLS OF SAFE COMPUTER USAGE IN THE SCIENTIFIC LITERATURE AND SCHOOL

PRACTICE

Annotation: the article discusses the features of the formation of skills of safe computer use in primary school children. The stages of formation of skill, and also skills of safe use of the computer divided into two groups depending on types of health are considered.

Key words: health, skill, stages offormation of skills, skills of safe use of the computer.

Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий. С появлением компьютеров мир и возможности людей кардинально поменялись.

Безусловно, польза компьютера очень велика: интерактивные доски, программы для обучения, а также Интернет, открывают большие

образовательные возможности для ребенка и учителя. Но не стоит забывать о том, что компьютер оказывает и отрицательное влияние на ребенка.

Правильный подход к организации работы за компьютером позволит избежать отрицательного влияния на организм ребенка, а польза от его использования будет существенна и неоценима.

Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа стремится обеспечить ребенку возможность сохранения его здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных: «8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Здоровье ребенка - это оптимальный уровень достигнутого развития, его соответствие хронологическому возрасту.

Для исследования здоровья школьников ежегодно врачами и медицинскими работниками проводятся всероссийские диспансеризации. Из их итогов следует, что за последние 5 лет (2013-2018 гг.) общая заболеваемость детей до 14 лет выросла в 1,3 раза, что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.

Компьютер оказывает воздействие на все характеристики организма. Наиболее значимое ухудшение здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет - на период обучения в образовательном учреждении. Именно в школьный период формируется здоровье человека.

Основными причинами ухудшения здоровья школьников при работе за компьютером мы видим в специфическом характере сидячей работы и наличии ряда факторов: напряжение зрения, перегрузка суставов кистей, нарушение правильной осанки, нахождение в замкнутом помещении под действием электромагнитного излучения и т.д.

Развитие младшего школьника протекает достаточно активно и очень важно уже в начальной школе учить детей правильно и безопасно работать за компьютером, чтобы не допустить ухудшения их физического и психического здоровья.

Процесс обучения и развития детей не должен наносить какой-либо вред здоровью учащихся. Учителя должны уделять больше внимания здоровьесберегающим технологиям на своих уроках и внеклассных мероприятиях, тем самым снижая риск ухудшения физического и/или психического здоровья детей при использовании средств ИКТ. Ими неукоснительно должны соблюдаться санитарно-гигиенические условия и правила - соблюдение нормативов СанПиН 2.4.2.2821 - 10. Но очень важно

начинать приобщение детей к компьютеру с обучения правилам безопасной работы с ним и формирования навыков безопасного использования компьютера. Необходимо учить детей обращать внимание на сохранность их зрения, уметь следить за посадкой, за выполнением правил техники безопасности и норм при работе за компьютером и другим важным вещам, необходимым для безопасного использования компьютера ими.

Существуют различные подходы к определению навыка, например, И. А. Зимняя считала, что навык - это упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Существуют также различные подходы к изучению этапов формирования навыка, например, Войтиной Ю.М. предложены такие:

1 этап - аналитико-синтетический: овладение обучающимся структурой и всеми операциями действия;

2 этап - этап автоматизма: доведение навыка до требуемой сложности, скорости, легкости, качества выполнения;

3 этап - этап надежности: закалка навыка, усложнение условий и трудностей.

Опираясь на существующие группы здоровья, определение навыка, этапы его формирования, мы выделили навыки безопасного использования компьютера и разделили их на две группы:

I. Навыки, необходимые для сохранения физического здоровья: навык соблюдения временных рамок при работе за компьютером (15-25 мин.); навык своевременного выполнения гимнастики для глаз, кистей рук; навык контролирования осанки при работе за компьютером; навык соблюдения необходимого расстояния от глаз до монитора (60-70 см); навык выполнения разминки после работы за компьютером; навык соблюдения правил техники безопасности при работе за компьютером (запрещается трогать руками провода и розетки, монитор; работать влажными/грязными руками).

II. Навыки, необходимые для сохранения психического здоровья младшего школьника: навык различения вредоносных ссылок/сайтов и безопасных; навык безопасного общения в сети Интернет; навык распознавания мошеннических действий; навык фильтрации информации, предлагаемой в сети Интернет.

Использованные источники:

1. Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2007. - С.304.

2. Саттарова Н.И. Информационная безопасность в учреждении. Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2003. - 215 с.

3. Стандарт начального общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) // Стандарт начального общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) // Приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089. [Электронный ресурс]. http://www.school.edu.ru (дата обращения: 17.02.2018)

4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2014. - С. 356.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования под редакцией Сафронова И.А. - М.: Просвещение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.