Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / HEALTH SAVING / FUNCTIONAL LITERACY / HEALTH SAVING LITERACY / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATIONAL PROCESS / KNOWLEDGE / SKILLS / SAFE LIFESTYLE / PRESCHOOLER / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Геннадьевна

В статье автор обосновывает, что преемственность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся предполагает системный подход к разработке содержания, ориентированного на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование поступательной взаимосвязи преемственных целей функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся рассматривается через их сохранение и развитие от этапа к этапу образования. Доказывается, что в построении единой структуры важно обоснование роли и значения каждого используемого педагогического элемента на разных этапах возрастного развития (средств, методов, задач, форм организации, содержания). В предметной сфере, указывает автор, важно выделение общей содержательной линии о здоровом и безопасном образе жизни и согласование методической структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF THE PROCESS OF FORMATION OF FUNCTIONAL HEALTH-SAVING LITERACY OF STUDENTS

In the article the author substantiates that the continuity of the process of formation of functional health-saving literacy of students implies a systematic approach to the development of content oriented towards a healthy and safe lifestyle. The formation of the progressive relationship of the successive goals of functional health-saving literacy of students is considered through their preservation and development from stage to stage of education. It is proved that in the construction of a single structure, it is important to justify the role and importance of each used pedagogical element at different stages of age-related development (means, methods, tasks, forms of organization, content). The author points out that in the subject area it is important to highlight a common content line about a healthy and safe lifestyle and agree on a methodological structure.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 37.013; 37.025; 613.6.01

И. Г. Андреева

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ*

В статье автор обосновывает, что преемственность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся предполагает системный подход к разработке содержания, ориентированного на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование поступательной взаимосвязи преемственных целей функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся рассматривается через их сохранение и развитие от этапа к этапу образования. Доказывается, что в построении единой структуры важно обоснование роли и значения каждого используемого педагогического элемента на разных этапах возрастного развития (средств, методов, задач, форм организации, содержания). В предметной сфере, указывает автор, важно выделение общей содержательной линии о здоровом и безопасном образе жизни и согласование методической структуры.

In the article the author substantiates that the continuity of the process of formation of functional health-saving literacy of students implies a systematic approach to the development of content oriented towards a healthy and safe lifestyle. The formation of the progressive relationship of the successive goals of functional health-saving literacy of students is considered through their preservation and development from stage to stage of education. It is proved that in the construction of a single structure, it is important to justify the role and importance of each used pedagogical element at different stages of age-related development (means, methods, tasks, forms of organization, content). The author points out that in the subject area it is important to highlight a common content line about a healthy and safe lifestyle and agree on a methodological structure.

Ключевые слова: здоровьесбережение, функциональная грамотность, здоровьесберегающая грамотность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитательный процесс, знания, умения, навыки, безопасный образ жизни, дошкольник, младшие школьники.

*Работа выполнена в рамках государственного задания «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (№ 27.7948.2017/БЧ)

Keywords: health saving, functional literacy, health saving literacy, health, healthy lifestyle, educational process, knowledge, skills, safe lifestyle, preschooler, primary school children.

Стратегическим направлением государственной образовательной политики является воспитание здорового подрастающего поколения с наличием устойчивой интеллектуальной и эмоциональной потребности к ведению здорового образа жизни и осознания ее ценности [1 ].

Определенный уровень и стиль жизнедеятельности, формируемый в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к здоровью, предполагает накопление опыта применения знаний и навыков в практической жизни, умения решать практические задачи на основе функциональной грамотности в вопросах здорового и безопасного образа жизни [2; 7].

Функциональная здоровьесберегающая грамотность - это элемент социальной грамотности, позволяющий адаптироваться и успешно существовать в социуме, сохранять здоровье на основе использования опыта и приобретения необходимых новых знаний и умений.

Несмотря на то, что термин «грамотность» изначально определялся ЮНЕСКО как уровень владения навыками чтения и письма, а также способностью иметь дело с печатным словом (1957), современное понимание функциональной здоровьесберегающей грамотности предполагает успешную реализацию накопленных знаний и умений о здоровом и безопасном образе жизни в процессе жизнедеятельности с целью сохранения здоровья и выживания в современном обществе (умение действовать в чрезвычайных ситуациях; оказание первой медицинской помощи; умение обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; на протяжении всей жизни заботиться о своем здоровье; использовать алгоритмы и применять нестандартные самостоятельные решения в ситуациях угрозы личной безопасности).

Функционально здоровьесберегающая грамотность в вопросах здоровья предполагает:

- самостоятельные действия в соответствии с общественными и общечеловеческими ценностями, ожиданиями и интересами в вопросах жизни и здоровья;

- способность к принятию самостоятельных решений;

- умение отвечать за свои решения;

- способность нести ответственность за себя и своих близких в различных жизненных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

Проблема функциональной здоровьесберегающей грамотности в образовании - это проблема поиска механизмов и способов ее формирования в соответствии с требованиями ФГОС. Важным условием процесса успешного достижения функциональной здоровь-есберегающей грамотности является преемственность в процессе обучения и на разных его этапах.

Преемственность как дидактическое условие формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности предполагает установление связи и баланса между ступенями обучения, последовательности изучения и усвоения знаний и умений, формирования способностей и навыков обучающихся и охватывает не только конкретные предметы, но и рассматривает взаимосвязь между ними. Преемственность в образовании - условие успешного воспитания личности ребенка (ФГОС).

Реализация преемственности осуществляется с учетом логики и содержания школьных программных предметов и включения системы дополнительного образования, а также закономерностей их усвоения. Цель - создание единого образовательного пространства, формирующего функциональную здоровьесберегающую грамотность.

Создание такого пространства первоначально предполагает определение общих целей педагогического процесса в вопросах здоровья на всех ступенях обучения и на их основе формирование поступательной взаимосвязи преемственных целей, которые должны сохраняться и развиваться от этапа к этапу. В построении единой структуры важно обоснование роли и значения каждого используемого педагогического элемента на разных этапах возрастного развития (средств, методов, задач, форм организации, содержания). В предметной сфере - выделение общей содержательной линии о здоровом и безопасном образе жизни и согласование методической структуры.

Несомненно, что ведущими в процессе формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности на основе преемственности обучения и воспитания являются психовозрастные особенности [3].

По сути, это тот базис, на который ориентируется методическая структура процесса формирования функциональной здоровье-сберегающей грамотности.

В связи с этим особое значение приобретает дошкольное воспитание и процесс развития этапа формирования фундаментальных индивидуальных качества ребенка, служащих основой для его здоровья в будущем. Именно на этом этапе закладываются основы формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности.

Социализация дошкольника осуществляется не только в семье, но и в детских дошкольных учреждениях, поскольку их посещают 80 процентов детей. В дошкольных учреждениях наиболее значима социальная роль взрослого, его непосредственный пример и отношение к вопросам здоровья, его понимание, что значит быть здоровым и для чего и как здоровье сохранять.

Ведущая роль педагога позволяет реализовать единые подходы к содержательному компоненту функциональной здоровьесбе-регающей грамотности, сохраняя самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром с учетом развития ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода. Условиями преемственности в формировании функциональной здоровьесберегающей грамотности являются гибкость, открытость и адаптивность воспитательно-образовательного процесса на разных ступенях развития и обучения, а также хорошее знание физиологических и психологических особенностей каждого периода развития [4].

Так, основным видом деятельности дошкольника является игровая деятельность, направленная на развитие таких качеств, как умение наблюдать, распознавать, анализировать, формировать оценку и собственное отношение к себе и поступкам других людей. Эти важные качества закладывают основу успешного обучения на следующих ступенях развития ребенка и создают необходимые условия для понимания и усвоения вопросов, связанных с личным и общественным здоровьем.

Именно на этапе дошкольного обучения неосознанно формируются первоначальные представления о здоровье человека и о его значении с опорой на естественные физиологические потребности интенсивно развивающегося и растущего организма ребенка. В этот возрастной период акцент нужно делать на физическое здоро-

вье детей посредством реализации двигательной активности, развития таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мозговой деятельности - равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук. Достигается это посредством игровых приемов, включающих ходьбу, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и подвижные игры с определенными задаваемыми правилами, объясняющими дошкольнику значение этого вида игровой деятельности для здоровья его организма (станешь выносливым, сильным, здоровым - не будешь болеть). У детей должна формироваться привычка ежедневных физкультурных упражнений как элемента здорового образа жизни.

Вопросы здорового образа жизни реализуются и подкрепляются в процессе питания дошкольников (режим питания и значение регулярного приема пищи в определенные часы важны для здоровья, значение определенных продуктов для растущего организма, польза и вред некоторых из них для детей дошкольного возраста должны быть обозначены воспитателем).

Обязательным условием является привитие стойких гигиенических навыков (умывание, чистка зубов, гигиена полости рта, включающая полоскание после каждого приема пищи, личная интимная гигиена, водные процедуры, уход за волосами и ногтями), которые доводятся до автоматизма. Одновременно с усвоением гигиенических навыков должно происходить познание самого себя: развитие представлений о строении собственного тела, название органов и понимание их функций в самом простом виде, понимание того, что гигиенические процедуры являются основой здорового роста и развития организма.

Для усвоения основ функциональной здоровьесберегающей грамотности важно и формирование элементарных представлений об окружающей среде и понимание того, какой она должна быть для здоровья человека, убеждение в том, что каждый из нас может ее улучшить (посадить дерево, не загрязнять воду и воздух, не мусорить). Данные основы понимания вопросов здоровья закладываются воспитателями, наставниками и родителями посредством наглядного примера, бесед, рассуждений, объяснений, игр - всем арсеналом педагогических средств и методов воспитания и обучения.

Своевременное формирование понятий о здоровье и здоровом образе жизни на этапе дошкольного воспитания на основе преемственности позволяет ориентировать на следующем этапе обучения на более глубокое понимание вопросов здоровья и развитие умений самостоятельно принимать решение в вопросах сохранения жизни и здоровья.

В частности, на ступени начального образования осуществляется опора на личный уровень достижений дошкольного детства; на развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста; на формирование положительной мотивации к учению: на желание и умение учиться, на готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; на доброжелательное отношение к учителю, школе; на формирование положительной самооценки; на готовность к активному взаимодействию с окружающим миром; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; развитие навыков общественного поведения; развитие мыслительной деятельности, что, по существу, является процессом совершенствования достижений дошкольного развития.

Известно, что на этапе начального обучения важным является развитие способностей ребенка к самостоятельному решению творческих задач, в том числе и в вопросах здоровья. Накопление знаний в вопросах здорового образа жизни предполагает включение в содержание предметов все больше новых понятий, необходимых для формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности.

В основе обучения лежит подход, обеспечивающий «открытие» нового знания и активное освоение различных способов познания (практическая деятельность, в том числе исследовательского характера, творческие задания, учебные диалоги).

Основной вид учебной деятельности в начальной школе игровой: наблюдение, распознавание, анализ, включающий анализ собственного отношения к поведению, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, беседы, конкурсы, эстафеты. Освоение новых понятий не должно ограничиваться рамками урока, а интегрироваться в социум и являться своего рода системообразующим стержнем процесса формирования функциональной грамотности.

Работа, начатая на уроках, должна продолжаться во внеурочной деятельности, в повседневном общении в быту, со сверстниками, родителями, поддерживаться познавательными инициативами, пробуждаемыми на уроках. Этому способствуют конкретные задания, чтение и получение информации [8].

Задача формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности как условия здорового и безопасного образа жизни на основе преемственности должна опираться на межпредметные связи.

Результатами обучения младшего школьника в вопросах здоровья в начальной школе должны стать личностные характеристики, предполагающие:

- ответственное отношение к здоровью и ведению здорового образа жизни, выражаемое действиями и поступками;

- осознание здоровья как ценности, обеспечивающей его сохранение и сбережение;

- формирование мотивации к сохранению здоровья как условия жизнедеятельности человека;

- сформированность основ здоровьесберегающего поведения в социуме.

Личностные достижения возможны лишь при условии достижения предметных и метапредметных результатов обучения. К ме-тапредметным относятся базовые результаты начального образования, позволяющие осуществлять преемственность на ступени старшей и средней школ.

А именно:

- овладение начальными навыками самостоятельной организации учебной деятельности (умение ставить цель, планировать личную учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных учебных достижений, оценивать собственный вклад в деятельность группы);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства);

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций (коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации).

Ведущими в формировании функциональной здоровьесбере-гающей грамотности в начальной школе являются учебные предметы: физическая культура, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство и «Программа культуры здорового и безопасного образа жизни» в структуре основной образовательной программы начального общего образования, направленная на реализацию требований к формированию личности [5].

Несомненно, что наиболее трудным в процессе обучения вопросам здоровья на основе преемственности является период младшего школьного возраста. Нельзя не отметить ведущую роль педагога в процессе формирования основ функциональной здо-ровьесберегающей грамотности на этапе начальной школы. В рамках предметов начальной школы усвоение знаний о здоровье происходит исходя из постепенного усложнения содержания и включения новых методов и приемов обучения, что позволяет сформировать умения решать практические задачи в вопросах здорового и безопасного образа жизни.

Для наглядности рассмотрим в качестве примера процесс формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся на основе преемственности с первого по четвертый класс начальной школы.

Для учащихся первого класса программный предметный материал предусматривает следующее содержательное наполнение: здоровьесберегающие правила поведения в школе и дома, правила техники безопасности при работе с техникой на занятиях, правила дорожного движения при переходе улицы. Следует отметить, что основные умения у учащихся уже частично сформированы в дошкольном периоде, а именно уход за своим телом (ежедневное выполнение правил гигиены), чистка зубов, мытье рук.

Исходя из этого, включаются дополнительные элементы знаний и практических навыков, с которыми дошкольники могли быть еще не знакомы: режим труда и отдыха, питания, сна, умение правильно сидеть за столом во время занятий в школе и дома (спина прямая, расстояние от книги, тетради или гаджета до органа зрения - 30 см); обращение с острыми, колющими, режущими предметами; умение оказывать помощь при незначительных повреждениях кожи (ссадины, царапины). В этом возрасте возникает необходимость самостоятельно применять на практике правила дорожного движения (переходить улицу в местах пешеходных переходов (по зебре) на зеленый свет светофора) и научиться обращаться за помощью к взрослым или по мобильному телефону службы спасения «112» в сложных и непонятных случаях.

В процессе обучения учащиеся закрепляют получаемые предметные знания на основе деятельности, соревновательных игр. Это позволяет отслеживать результативность и вносить коррективы в дальнейший процесс обучения по формированию функциональной здоровьесберегающей грамотности. При этом текущий контроль усвоения знаний учащихся не предполагают балльную систему, что позволяет проявлять инициативу, создавая мотивацию к обучению у младших школьников.

Преемственность в содержании, ориентированном на здоровье, реализуется посредством содержательных линий, однако усложнение предметного материала второго класса, предусматривающего последовательное изучение вопросов, ориентированных на здоровье с целью приобретения знаний, умений, навыков, также готовит учащихся к деятельности, обеспечивающей способность использовать знания о здоровом и безопасном образе жизни на практике.

Основными организационными формами и методами обучения остаются беседы, практические занятия в форме специальных игровых заданий, эстафеты, конкурсы и праздники здоровья.

Для лучшего усвоения материала и понимания уровня развития ребенка проводятся итоговые задания с применением частично-поискового и проблемного методов обучения, требующего логического решения задач, ориентированных на ведение безопасного и здорового образа жизни. Расширяется объем изучаемого материала при сохранении тематической направленности: основные здоровьесберегающие правила поведения в школе и дома, правила

техники безопасности при работе с техникой на занятиях и порядок оказания само- и взаимопомощи, правила дорожного движения при переходе улицы, при поездках в общественном транспорте и автомобиле.

Тем не менее обучающимся предлагается не только знакомиться с новым материалом и усваивать его, но и учиться объяснять с точки зрения здоровья определенные действия, а именно: для чего необходимо соблюдение распорядка дня: труда (учебы), отдыха, режима питания, сна с точки зрения хорошего самочувствия и успехов в учебе, занятий спортом и физическими упражнениями; объяснять последствия для здоровья неправильной позы, длительного нахождения за компьютером или гаджетом; объяснять значение одежды для сохранения здоровья и уметь правильно одеваться в зависимости от погодных условий и времени года, а также объяснять возможные последствия для здоровья в случае переохлаждения (простудные заболевания) или перегревания (тепловой и солнечные удары, ожоги при воздействии ультрафиолетового облучения); объяснять последствия неправильного и неумелого обращения с острыми, колющими, режущими предметами в школе и дома (травмы, порезы, кровотечения, повреждение органа зрения и слуха) и необходимость обработки незначительных повреждений кожи; объяснять последствия неправильного поведения для здоровья в транспорте (громко разговаривать, слушать громкую музыку, говорить без необходимости по телефону, бегать, не уступать место старшим, держаться за поручни), пристегиваться ремнями безопасности при поездках в автомобилях.

На этом возрастном этапе важно научить оказывать помощь не только при незначительных повреждениях кожи (ссадины, царапины), но и останавливать носовое кровотечение (запрокидывание головы, неглубокая тампонада носового отверстия, наложение холода на переносицу), оказывать само- и взаимопомощь; обращаться за помощью к взрослым (учителям, старшеклассникам, родителям) или по мобильному телефону службы спасения «112». При этом текущий контроль усвоения теоретической части предлагается осуществлять в форме тестирования, практической части - в форме оценки (не балльная система оценки).

Рассматривая преемственность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся, обратимся к сравнительному анализу содержания, ориентирован-

ного на здоровье, в рамках старших классов начального обучения (третьего и четвертого классов) как наглядной демонстрации процесса обучения вопросам здоровья [6].

На этом этапе, в силу физиологических и психологических особенностей, существенно расширяется диапазон знаний и умений учащихся, владеющих в той или иной степени общеучебными умениями. Основные содержательные линии сохраняются, однако увеличивается объем навыков, реализуемых в практической жизни. А именно: учащиеся учатся составлять (с помощью родителей или учителей) распорядок дня, включая в него подвижные игры на свежем воздухе, еженедельные «походы выходного дня» в парки или окрестности (пешие, велосипедные, лыжные прогулки) с целью физического развития организма; объясняют значение движения (физических нагрузок: ходьбы, бега, прыжков, катания на велосипеде, хождение на лыжах и т. д.) для здоровья. При уходе за своим телом демонстрируют, в частности, умения самостоятельного ухода за руками (умение правильно стричь ногти, мыть руки с мылом, насухо вытирать полотенцем или использовать фен), ухода за волосистой частью головы (использование расчесок, навыки правильного причесывания волос). Обучающиеся должны демонстрировать простые навыки ухода за верхней одеждой и обувью (аккуратно снимать, развешивать, складывать, ставить, чистить). Объяснять необходимость смены белья с точки зрения гигиены. В теме питания учащиеся должны усваивать понятия «жиры, белки, углеводы, витамины, минералы» и перечислять продукты питания, их включающие, объяснять значение продуктов питания для правильного роста и развития организма, а также перечислять продукты, оказывающие вредное влияние на организм (фаст-фуд, чипсы, газированные и энергетические напитки, алкоголь). А также знать и соблюдать основные правила приема пищи, способствующие здоровому росту и развитию (4- или 5-разовое питание в рамках режима дня, сидя за столом, используя столовые принадлежности и тщательно пережевывая пищу).

Важным на данном этапе обучения является демонстрация умений обращаться с электроприборами на примере компьютера, электрического чайника, утюга (включение и выключение) и объяснение последствий для здоровья несоблюдения правил пользования ими.

В содержание должны быть включены понятия «ожоги», «ссадины», «царапины» и способы оказания помощи при незначительных повреждениях (ссадины, царапины, носовое кровотечение) и термическом ожоге первой степени. Учащиеся должны учиться оказывать само- и взаимопомощь и уметь обратиться за помощью в медицинский пункт в образовательном учреждении, к взрослым (или осуществлять вызов скорой помощи по телефону «103» или службы спасения «112»).

Профилактикой несчастных случаев и травматизма учащихся является умение ими применять на практике правила дорожного движения - переходить улицу в местах пешеходных переходов (по зебре) на зеленый свет светофора, пристегиваться ремнями безопасности при поездках в автомобилях, держаться за поручни в общественном транспорте, демонстрировать переход «зебры» с велосипедом, самокатом и другими простейшими средствами передвижения.

Усвоение знаний и умений не должно предполагать балльное оценивание, а осуществляться в форме тестирования.

В предметное содержание учащихся выпускников начального образования, помимо вышеперечисленного содержания, добавляются следующие элементы знаний и умений:

- Умение оказывать помощь при термическом ожоге первой степени, оказывать первую помощь при кровотечении, травмах (ушибах, вывихах), попадании инородных тел (в глаза, уши, горло, нос), укусах насекомых (мух, комаров, блох, клещей), животных (собак, кошек), при отравлении (жидкостями, пищей, газами).

- Умение использовать знания о профилактике вирусных и инфекционных заболеваний (мыть руки, использовать марлевые повязки при воздушно-капельной инфекции, пользоваться индивидуальными средствами гигиены, не носить и не использовать чужие вещи: расческу, зубную щетку, обувь, одежду). Умение использовать меры профилактики респираторных, сердечно-сосудистых заболеваний, отравлений, перегревания, переохлаждения.

- В совершенстве владеть безопасными приемами поведения на городском транспорте при пользовании различными его видами (трамваем, троллейбусом): входить в переднюю дверь, выходить в среднюю или заднюю, использовать кнопку вызова для открытия дверей; в метро проходить турникеты, стоять на эскалаторе с правой стороны по ходу движения, не заходить за ограничительную

линию на платформе и вести себя спокойно при ожидании поезда); пристегиваться ремнями безопасности при поездках в автомобилях, держаться за поручни в общественном транспорте (вести себя спокойно, не разговаривать громко, не бегать, уступать место старшим), объяснять последствия неправильного поведения для здоровья.

На этапе старшей школы содержательные линии также должны наполняться знаниями и умениями в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и межинтегральными возможностями образовательных областей в процессе формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающийся.

Таким образом, приведенные выше примеры позволяют рассматривать роль и значение преемственности в процессе формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся на всех этапах возрастного развития.

Определено, что этапы дошкольного и начального обучения являются наиболее сложными периодами для понимания вопросов здоровья в силу возрастного развития обучающихся.

Особенность данных этапов связана с становлением психофизиологических функций обучающихся и последующим их развитием.

Преемственность процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся предполагает единообразный системный подход к содержанию, ориентированному на здоровый и безопасный образ жизни, глубокие знания и умения со стороны педагогического корпуса, грамотный и ответственный подход к проблемам, связанным с здоровьем человека.

Примечания

1. Andreeva I. G. FORMING HEALTH CULTURE AS PART OF GENERAL EDUCATION, SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С. 1004.

2. Андреева И. Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика. 2011. № 10. С. 26-33.

3. Андреева И. Г. Физиологические механизмы формирования дисто-нических состояний. М., 2006.

4. Андреева И. Г. Информатизационные риски здоровья в образовательном процессе // Педагогика. 2016. № 8. С. 73-77.

5. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 10-15.

6. Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13-19.

7. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 90-101.

8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. 111 с. (Стандарты второго поколения).

УДК 37.022; 371.485

В. И. Беляев

ГУМАНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО

Автор раскрывает социально-педагогическую систему В. А. Сухом-линского, целью которой выступало всестороннее и гармоничное развитие личности каждого учащегося в социокультурном центре села - школе. Охарактеризованы направления становления и развития личности ребенка, по В. А. Сухомлинскому: нравственное, умственное, трудовое, физическое и эстетическое. Показано мнение В. А. Сухомлинского об организации социализации школьника «через все периоды его взросления по пути изумления собственными силами». Отдельно представлена позиция Василия Александровича по участию педагога в становлении и развитии личности школьника как гражданина в самопроявлении и самоутверждении, самореализации в социокультурной среде. Раскрыто содержание самодеятельности не как стихийного, а целенаправленного процесса под педагогическим руководством. Показана сущность социально-педагогического новаторства Сухомлинского, состоявшего в том, что «проектирование человека» должно быть делом не только школы, но и семьи. На примере педагогической системы Павлыш-ской школы обоснована верность идеи о единстве воспитания и самовоспитания, «покоящейся» на исследовательском подходе, без которого невозможны педагогизация окружающей школу среды, взаимодействие школы с семьей и общественностью.

The author reveals the socio-pedagogical system of V. A. Sukhomlinsky the goal of which was the full and harmonious development of the personality of each student in the sociocultural center of a village school. The directions of formation and development of the individual child according to Sukhomlinsky V.A. are described - moral, mental, labor, physical and aesthetic direction. The opinion of V. A. Sukhomlinsky to the organization of student socialization "through all periods of his growing up on the way of amazement at his own potential" is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.