С. С. Ноговицына
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой педагогики дошкольного воспитания педагогического института Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева
В статье рассматриваются психолого-педагогические, социальные и профессиональные аспекты формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе развития личности. Основное содержание - анализ теоретико-методологических основ формирования лидерских качеств старших дошкольников и обоснование педагогических условий его осуществления.
S. Nogovitsyna
DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S LEADERSHIP
QUALITIES
The paper covers the psychological, pedagogical, social and professional aspects of forming of senior preschool children's leadership qualities during personality development. Special attention is paid to the analysis of theoretical and methodological bases for forming of senior preschool children's leadership qualities and substantiation ofpedagogical conditions for its realisation.
В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального
и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.
Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Михайловский и многие др. В современной западной обществоведческой литературе проблемы лидерства представлены очень широко, их изучают такие известные ученые, как Р. Бо-гардус, Ж. Блондель, Б. Басе, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Хер-манн и другие. В отечественной литературе
Пути формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста
данной проблеме посвящены исследования Г. К. Ашина, И. В. Волкова, И. Р. Колтуно-вой, Л. И. Кравченко, Р. Л. Кричевского, Е. С. Кузьмина, Б. П. Парыгина и др. [1, с. 135].
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Представители биологического направления (В. П. Алексеев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.), считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления (В. Штерн и др.) считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Представители биосоциального направления (А. А. Ухтоминский и др.) считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие [2, с. 92].
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов -наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, называемые «наследственностью». Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает.
Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. Это -реальная действительность, в условиях которой происходит это развитие. На формирование личности воздействуют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные и семейные.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - основной путь формирования личности. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все
ПЕДАГОГИКА
многообразие занятий человека, все то, что он делает.
Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам [4, с. 68].
Одним из средств формирования лидерских качеств личности старшего дошкольника является обучение. Познание природы, общества и самого себя делает человека свободным. Более того, знание делает человека сильным, уверенным в своих возможностях, способным переделывать внешний мир по своим потребностям. Только люди, обладающие достаточным уровнем знаний, могут обеспечить развитие общественного производства на базе науки, а тем самым и быть активными деятелями.
Таким образом, все факторы развития личности и лидерских качеств находятся в
определенной взаимозависимости. Их воздействия, иногда противоречивые, составляют внешние и внутренние условия формирования и развития человека. Проблема воспитания лидерских качеств у старших дошкольников актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в старшем дошкольном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П. П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцин-ковской. М., Воронеж, МДОЭК, 1997. 576 с.
2. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. 2001. № 8. С. 151.
3. МудрикА. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание. 1983.
4. Тихомирова Е. Воспитание лидера // Воспитание школьников. 2003. № 4.