Научная статья на тему 'Пути формирования финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым'

Пути формирования финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова Екатерина Станиславовна

В статье исследуются особенности формирования и использования финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым. Определены пути формирования финансовых ресурсов и выявлены основные проблемы финансового обеспечения курортно-рекреационного комплекса. На основании проведенного исследования предложены пути улучшения состояния финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котлярова Екатерина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым»

УДК 338.484

Котлярова Е.С.,

аспирантка, ТНУ имени В.И. Вернадского

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье исследуются особенности формирования и использования финансовых ресурсов курортно-рекреационно-го комплекса Республики Крым. Определены пути формирования финансовых ресурсов и выявлены основные проблемы финансового обеспечения курортно-рекреационного комплекса. На основании проведенного исследования предложены пути улучшения состояния финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым.

Ключевые слова: курортно-рекреационный комплекс, финансовые ресурсы, пути формирования.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Крым располагает значительными рекреационными возможностями, в основе которых лежит выгодное географическое положение, уникальные природные лечебные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие. Среди туристско-рекреационных комплексов Российской Федерации Крым потенциально является одним из наиболее перспективных. Это подтверждается наличием программ государственного и регионального уровня по его развитию. На сегодняшний день утверждены Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» [4], и «Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Республики Крым на 2014-2016 годы» [1]. Отдельное внимание в этих документах уделено проблемам финансового обеспечения развития туристско-рек-реационного комплекса Крыма.

В условиях развития российской экономики вопрос об объеме финансовых ресурсов предприятий курортно-рекреационного комплекса, источниках их формирования и выборе эффективных направлений использования приобретает важное значение, т.к. от решения этих проблем зависит эффективность функционирования курортно-рекреационных комплексов.

Вопросы функционирования курортно-рекреационных комплексов, тенденции их развития в последнее время активно обсуждались учеными, рассматривались в научных публикациях и учебной литературе. По данной проблематике в России были опубликованы работы таких экономистов, как: Аппоев Р.К., Бобрышев Р.А., Голубчикова Л.А., Давтян М.А., Джанджугазова Е.А., Пе-шехонов Ю.В., Разумов А.Н.

Финансовые показатели рекреационных предприятий Крыма рассматриваются в работах Цех-ла С.Ю. [3]. Большое внимание проблемам финансирования и факторам устойчивого развития курортно-рекреационных комплексов уделено в работах Гуменюк В.В., теория, методология и реалии туристского бизнеса рассматриваются Ткаченко Т.И.

Проблема определения финансовых ресурсов, системы управления ими рассмотрена в работах Бланка И.А., Воробьева Ю.Н., Ионовой А.Ф., Шеремета А.Д. и многих других исследователей. Однако следует отметить, что в науке не полно рассмотрена методология управления финансовыми ресурсами учреждений и организаций курортно-рекреационного комплекса, а также не полностью сформирована система, позволяющая эффективно принимать управленческие решения, касающиеся формирования финансовых ресурсов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является определение путей формирования финансовых ресурсов курортно-рек-реационного комплекса Республики Крым и разработка предложений по улучшению их состояния. Для достижения поставленной цели статьи необходимо решить следующие задачи:

• определить источники формирования финансовых ресурсов курортно

• рекреационного комплекса Республики Крым;

• выявить факторы, влияющие на формирование и использование финансовых ресурсов ку-рортно-рекреационного комплекса Крыма;

• изучить тенденции инвестиционной политики туристского сектора Республики Крым;

• разработать основные пути улучшения состояния финансовых ресурсов курортно-рекреаци-онного комплекса Республики Крым.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ключевым вопросом устойчивого развития Республики Крым является вопрос о том, что способно оживить туристскую деятельность в будущем.

54

Развитие туристской сферы обеспечивает приток в страну иностранной валюты, способствует хозяйственному освоению менее развитых районов страны, втягивает в хозяйственный оборот неиспользованные другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики туризм объединяют многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, оказания услуг и т.д. [3].

Туризм представляет собой довольно специфическую сферу экономики, так как кроме реализации экономических функций в предпринимательстве (получение прибыли субъектами туристского рынка), призван решать важные социальные, культурные и общественные задачи. Туристская деятельность способствует:

• восстановлению сил и трудоспособности граждан;

• увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения;

• рациональному использованию свободного времени и организации досуга населения;

• повышению культурного уровня населения;

• распространению культурных ценностей;

• межрегиональному сотрудничеству стран, государств и народов [3].

Забота об укреплении здоровья граждан — важнейшая функция социально ориентированных государств. Её реализация возложена не только на медицинские учреждения и организации системы здравоохранения, но и на санаторные организации курортно-рекреационных комплексов.

На 1 октября 2013 года в Автономной Республике Крым работали более 4000 средств размещения: 751 зарегистрированный объект, из которых 123 санатория и 121 пансионат, 175 гостиниц, 213 баз отдыха, 61 детское оздоровительное учреждение, 11 кемпингов, 33 лечебно-оздоровительных и медицинских комплекса, 14 туристско-оздоровительных комплексов, более 3000 частных домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению. По оценкам экспертов в Крыму также работали более 10000 средств размещения до 10 койко-мест (частные дома и квартиры) [1].

В современных условиях вопрос об объеме финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса, источниках их формирования и выборе эффективных направлений использования имеет первостепенное значение, так как от его решения зависят как текущее обеспечение, так и будущее развитие курортно-рекреационного комплекса. Данная проблема актуальна для Республики Крым, так как именно курортный комплекс составляет основу ее экономики.

Основными проблемами развития и реформирования рекреационного комплекса Республики Крым являются:

• высокий уровень зависимости от традиционных рынков сбыта крымского туристического продукта;

• низкий уровень развития видов туризма, ориентированных на межсезонье;

• отсутствие рекламной поддержки продвижения крымского туристического продукта;

• низкий уровень развития сети продвижения и продаж крымского туристического продукта;

• низкий уровень развития туристической инфраструктуры;

• институциональное несоответствие туристической индустрии Республики Крым стандартам Европейского Союза и Всемирной туристической организации при ООН (UNWTO);

• несоответствие уровня сервиса общепринятым стандартам и ожиданиям туристов [1].

Финансовое обеспечение рекреационного комплекса Крыма характеризуется рядом проблем.

Некоторые из них:

• нестабильность финансовых потоков (в связи с сезонностью);

• диспропорции в распределении иностранных инвестиций;

• высокий уровень затрат на привлечение заемных финансовых ресурсов;

• слабое развитие рынков заемных ресурсов альтернативных банковскому кредитованию [2].

Нерешенными остаются вопросы выбора оптимальных методов государственного регулирования, направленных на устранение данных проблем.

Необходимость развития КРК Крыма носит стратегически важный характер. В следствии этого разрабатываются и утверждаются программы развития как на государственном так и региональном уровне. Утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» [4], которая обеспечит динамичное социально-экономическое развитие Крымского федерального округа, позволит модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, будет способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения. Так

55

же утверждена и осуществляется «Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Республики Крым на 2014-2016 годы» [1]. Основными целями Программы развития являются преодоление кризисных тенденций в отрасли, формирование предпосылок для создания конкурентоспособного, круглогодичного туристско-рекреационного комплекса в качестве основного бюджетообразующего сектора экономики Республики Крым и обеспечение на этой основе комплексного развития курортных регионов Крыма при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия.

В процессе ведения хозяйственной деятельности у субъектов курортно-рекреационного комплекса формируются финансовые ресурсы. Существует множество трактовок и определений финансовых ресурсов с позиции их формирования и использования. Гринева В.М. дает определение финансовых ресурсов с позиции микроуровня, по ее мнению, финансовые ресурсы предприятия — денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия и предназначены для использования финансовых обязательств перед всеми субъектами хозяйствования, с которыми предприятие взаимодействует [5]. Садеков А.А., Фролов Л.В, Шаруга Л.В. считают, что финансовые ресурсы являются не только исходящим видом ресурсов для создания и деятельности предприятий, которые превращаются в средства производства и рабочую силу, обеспечивают процесс производства, но и обязательным условием непрерывности процесса производства на предприятии [6]. Таким образом, под финансами туристских предприятий, по нашему мнению, следует понимать экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств, необходимых для осуществления их производственной деятельности по созданию туристского продукта и коммерческой деятельности по его реализации.

Источниками формирования финансовых ресурсов туристских предприятий являются:

• выручка от реализации туристского продукта и отдельных услуг туризма;

• выручка от продажи имущества туристских предприятий или сдачи их в аренду;

• прибыль;

• амортизационные отчисления;

• спонсорская помощь;

• заемные средства других фирм (отсрочка платежей перед гостиничными, транспортными и другими предприятиями);

• средства учредителей, акционеров;

• кредиты банковских учреждений, в основном краткосрочные;

• поступления из бюджета на возмездной и безвозмездной основе и др.

Рассмотрим специфику формирования финансовых ресурсов на предприятиях курортно-рек-реационного комплекса. Как и на большинстве предприятий, основная часть финансовых ресурсов формируется во время учреждения предприятия за счет собственных средств. Таким образом, источником формирования финансовых ресурсов являются средства собственников предприятия курортно-рекреационного комплекса. При финансировании необоротных и оборотных активов на данных предприятиях чаще применяются идеальная и агрессивная модели. Это обусловлено желанием предприятий сохранить финансовую независимость и избежать процедуры привлечения и возврата кредитных средств. В процессе предоставления услуг предприятия имеют следующие источники формирования финансов: выручку от реализации услуг (основных и дополнительных), выбывших основных средств, прибыль и амортизационные отчисления и т.д.

Следует отметить, что заемные средства привлекаются все реже. Проблема привлечения кредитов состоит не только в высокой процентной ставке, опасениях потери финансовой независимости, но и в самой процедуре привлечения и выплаты кредита.

В некоммерческих организациях, действующих на основе сметного финансирования, основой формирования финансовых ресурсов служат бюджетные средства и, в случае ведения предпринимательской деятельности, соответствующие доходы от нее. Сформированные финансовые ресурсы некоммерческих субъектов курортно-рекреационного комплекса призваны, в первую очередь, обеспечить непрерывный процесс предоставления услуг рекреационного характера. Объемы целевого финансирования являются принципиально важными для предприятий курортно-рекреа-ционного комплекса государственной формы собственности, однако проблема заключается в их зависимости от состояния бюджетной сферы.

Курортно-рекреационный комплекс Крыма является одной из самых привлекательных сфер для инвестирования, что проявляется в притоке инвестиций из зарубежных стран.

56

Наибольшая часть инвестиций направляется на развитие санаторно-курортных учреждений. Однако негативным моментом является то, что вложения идут не на строительство новых объектов, а на поддержание работоспособности и развитие объектов, которые были построены еще в период СССР.

Нераспределенная прибыль предприятий курортно-рекреационного комплекса является важным внутренним источником увеличения собственного капитала. Однако некоторые предприятия курортно-рекреационного комплекса длительное время работают убыточно, из-за чего положительного влияния нераспределенной прибыли на развитие предприятий пока не наблюдается, так как необходимо финансировать убытки прошлых лет.

В ходе написания статьи были изучены предложения некоторых экономистов по вопросу формирования финансового обеспечения курортно-рекреационного комплекса. Некоторые из них систематизированы и представлены ниже.

Одним из направлений, которое рассматривается специалистами для оптимизации затрат, является переход на зарубежный опыт относительно состава затрат, входящих в стоимость путевки. В частности, Кифяк О.В., кроме кредитов и инвестиций, предлагает для стимулирования развития рынка рекреации использовать такие механизмы, как создание соответствующих фондов содействия развитию предпринимательства в туристско-рекреационном комплексе за счет бюджетных средств; объединение капитала банков и частных структур; объединение усилий власти и бизнеса[2].

В своих работах Гуменюк В.В. указывает на возможность внедрения в работу предприятий курортно-рекреационного комплекса производных финансовых инструментов, которые позволят получить дополнительный инвестиционный доход. Но в условиях слабого развития отечественного рынка ценных бумаг и убыточности деятельности многих туристско-рекреационных предприятий это будет достаточно сложно.[2]

На основе изученного материала автором предлагаются следующие пути улучшения состояния финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым:

• разработка правительством эффективного механизма преодоления туристского кризиса в Крыму;

• принятие единой концепции финансового обеспечения туристско-рекреационного комплекса Республики Крым;

• повышение уровня сервиса во всех организациях, предприятиях-участниках туристского рынка;

• принятие эффективных управленческих решений в сфере финансирования курортно-рек-реационного комплекса, заранее оценивая их эффективность, формирование критериев их эффективности;

• при использовании планирования финансирования курортно-рекреационного комплекса необходимо согласовывать движение денежных потоков даже в межсезонье, избегая временной неплатежеспособности;

• при принятии управленческих решений, касающихся финансовых ресурсов, необходимо учитывать конъюнктуру рынка и уровень риска.

ВЫВОДЫ

Во-первых, в современных условиях вопрос об объеме финансовых ресурсов КРК, источниках их формирования и выборе эффективных направлений использования имеет первостепенное значение, так как от его решения зависят как текущее обеспечение, так и будущее развитие КРК.

Во-вторых, под финансами туристских предприятий следует понимать экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств, необходимых для осуществления их производственной деятельности по созданию туристского продукта и коммерческой деятельности по его реализации.

В-третьих, предлагаемые мероприятия будут иметь положительное влияние на трансформацию структуры финансового обеспечения туристско-рекреационного комплекса Крыма в пользу долгосрочного, оптимизацию распределения инвестиций, позволят расширить методы государственного регулирования финансового обеспечения, будут способствовать большей обоснованности и согласованности деятельности всех субъектов, участвующих в финансовом обеспечении курортно-рекреационного комплекса Крыма, что в конечном итоге приведет к скорейшему решению сложившихся проблем и достижению поставленных целей.

57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О внесении изменений в Программу развития и реформирования рекреационного комплекса Автономной Республики Крым на 2014-2016 годы: Постановление Государственного Совета Республики Крым от 22 января 2014 года № 1573-6/14.

2. Анистратенко О.В. Оптимизация финансового обеспечения туристско-рекреационного комплекса Крыма на основе государственного регулирования [Электронный ресурс] // Бiзнес 1нформ . — 2012. — № 7. — С. 91-95. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/binf_2012_7_25.pdf. (дата обращения 17.09.2014).

3. Цьохла С.Ю. Систематизация факторов развития туристической индустрии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://science .сйшеа. edu/zapiski/2010/есоп/иЛ _22_2е/3 73 -380.pdf. (дата обращения 15.09.2014).

4. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. №790.

5. Гринева В.М., Коюда В.О. Фшанси шдприемств: навч. поаб. — К.: Знання-Прес, 2004. — 423 с.

6. Гуляева Н.М., Сьомко О.В. Фiнансовi ресурси шдприемств // Фшанси Украши. — 2003. — №12. — С.58-62.

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2014 года

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.