Научная статья на тему 'Анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым: определение инновационных приоритетов'

Анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым: определение инновационных приоритетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Геннадий Григорьевич, Панаско Д.С.

В статье проведен анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым, а также предложена классификация инноваций в санаторно-курортном комплексе. Данные инновации могут обеспечить экономическую эффективность санаторно-курортных предприятий, а также положительный социальный и экологический эффекты в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко Геннадий Григорьевич, Панаско Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым: определение инновационных приоритетов»

УДК 336.13: 711.455 (477.75)

Ермоленко Г.Г.,

к.т.н., доцент, заслуженный профессор, ТНУ имени В.И. Вернадского

Панаско Д.С.,

аспирант, ТНУ имени В.И. Вернадского

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

В статье проведен анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым, а также предложена классификация инноваций в санаторно-курортном комплексе. Данные инновации могут обеспечить экономическую эффективность санаторно-курортных предприятий, а также положительный социальный и экологический эффекты в регионе.

Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, инновационный проект, санаторно-курортный комплекс, инновационные приоритеты, финансово-экономическая деятельность, финансовое обеспечение.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Крым является ведущим санаторно-курортным регионом России, в здравницах которого проходят курс санаторного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В 13 курортных регионах Крыма насчитывается более 780 объектов размещения, в том числе 558 санаторно-курортных учреждений и 222 гостиницы. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортного комплекса относится к здравницам, из которых более двух третьих — санатории различной специализации. Имеются 50 соленых озер, которые объединяются в 5 групп: Евпаторийскую, Керченскую, Перекопскую, Тарханкутскую, Чонгаро-Арабатскую.

Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Крыма. Оно базируется на использовании минеральных вод (с потенциальным дебетом 14 тыс. м3 в сутки), лечебных грязей (с балансовыми запасами 22,4 млн. м3), пляжей (протяженностью 517 км), климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха и т. д.

В Крыму примерно 97% здравниц сконцентрированы на узкой трехкилометровой прибрежной полосе моря. Санатории и пансионаты с лечением расположены преимущественно на Южном берегу Крыма и на курортах городов Евпатория, Саки. При этом Южный берег Крыма специализируется на лечении взрослого населения, г. Евпатория детский курорт.

Поэтому, в современных условиях, актуальным является определение инновационных приоритетов, играющих решающую роль в развитии санаторно-курортного комплекса (СКК) Республики Крым (РК).

Научные исследования по данной тематики проводили следующие ученные: Башта А.И. [1], Цехла С.Ю. [2], Харин А.В. [3], Влащенко Н.М. [4], Артюхова И.В. [5]и другие.

Целью данной статьи является анализ деятельности СКК РК и определение инновационных приоритетов для улучшения финансово-экономического состояния СКК.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Для Крымского региона СКК является основным направлением социально-экономического развития. Это обуславливает необходимость проведение постоянного мониторинга состояния рекреационной деятельности в регионе. Целью статьи является анализ финансово-экономической деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса и определения основных инновационных приоритетов обеспечивающих их стабильное развитие.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С начала 2013 г. количество отдохнувших составило 505 тыс. человек, что на 24,0% выше уровня прошлого года. Особенно рост виден в санаторном комплексе. Кроме этого, отели сообщают о том, что их загрузка существенно увеличилась.

Так, по методике расчета НАПКС, за 2012 г. всего в Крыму отдохнуло 6,13 млн. чел. Из них организованных 1,16 млн. чел. и неорганизованных 4,76 млн. чел. (табл. 1).

Исходя из данных, наибольшую долю в структуре прибывших в Крым на отдых и лечение составляют граждане Украины — 67,4% (за 2011 г. — 69,2%). По сравнению с 2011 г., на 2%

23

Таблица 1. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса РК *

Наименование показателей 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Число работающих здравниц 579 586 567 567 656 620

Количество максимально развернутых коек (тыс. ед.) 128,5 130,3 131,1 132,7 134,2 132,4

Количество организованных отдыхающих (млн. чел.) 1,31 1,28 1,07 1,16 1,13 1,16

• граждан Украины 0,95 0,93 0,79 0,82 0,78 0,78

• граждан СНГ 0,32 0,31 0,25 0,31 0,32 0,35

• граждан дальнего зарубежья 0,38 0,35 0,29 0,31 0,33 0,31

* Составлено авторами по материалам [6].

увеличилась доля рекреантов из стран СНГ — удельный вес рекреантов из стран СНГ составил 29,9%. Удельный вес отдыхающих из стран дальнего зарубежья составил 2,7%.

На протяжении 2012 г. из 780 объектов размещения, расположенных в АР Крым, свою деятельность осуществляли 620 (79,5%) (см. рис. 1).

□ 1 Граждане Украины 67,4%

□ 2 СНГ 29,9%

■ 3 Дальнее зарубежье 2,7%

Рис. 1. Структура организованных отдыхающих, прибывших в РК на отдых и лечение за 2012 г.

(Составлено авторами по материалам [6])

Сравнивая запланированные показатели программы развития Автономной Республики Крым в сфере туризма и курортов на 2011-2015 гг. с фактическими показателями, можно сказать, что за 2011 г. количество рекреационных предприятий не изменилось. Однако, количество мест максимального развертывания в санаторно-курортных учреждениях уменьшилось на 1254 мест, а численность организованных отдыхающих, наоборот возросло на 40 тыс. чел.

Исходя из данных на 2012 г. наблюдается уменьшение санаторно-курортных учреждений с 2011 г. на 36 объектов. Планировалось по программе увеличение всего на 2 учреждения. Количество максимально развернутых коек (тыс. ед.) 132,4, что меньше на 1446 по сравнению з заданными показателями программы развития. Количество организованных отдыхающих было 1,16 раза меньше намеченных 1,3 млн. чел. (см. рис. 3).

Статистические показатели по 2012 г. позволяют сделать вывод. Курортно-туристическая отрасль Крыма хоть и вышла на рекордные показатели за все годы независимости, но так и не смогла восстановить объемы курортного потока, характерные для полуострова в 1980-х годах.

Рассмотрим программу развития Республики Крым в сфере туризма и курортов на 2011-2015 гг. Результативные показатели Программы объединены в экономические, социальные и экологичес-

24

1400000

1200000

1000000

800000

600000

400000

200000

1160000

0

Количество санаторно-курортных учреждений

численность организованных отдыхающих

Количество мест максимального развертывания в санаторно-курортных учреждениях

□ Фактические показатели санаторно-курортного и туристского комплекса АРК

Рис. 2. Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса РК за 2011 г. (Составлено авторами по материалам [6])

И Результативные показатели Программы

1400000

1200000

1000000

800000

600000

400000

200000

0

132400

;133846

Количество санаторно-курортных учреждений

численность организованных отдыхающих

Количество мест максимального развертывания в санаторно-курортных учреждениях

И Фактические показатели санаторно-курортного и туристского комплекса АРК Н Результативные показатели Программы

Рис. 3. Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса РК за 2012 г. (Составлено авторами по материалам [6])

кие группы. Выполнение заданий и мероприятий. Программы позволит достичь следующих экономических результативных показателей (см. табл. 2).

Количество санаторно-курортных и туристских предприятий, имеющих собственную базу размещения на территории АР Крым в течение 2011-2015 гг. значительно меняться не будет, и к концу 2015 г. прогноз будет составлять не более 660 единиц.

25

Таблица 2. Результативные показатели Программы развития Республики Крым в сфере туризма и курортов на 2011-2015 гг. *___

Результативные показатели программы Ед. изме- В том числе по годам

рения 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество санаторно-курортных учрежде-

ний и туристских предприятий, имеющих собственную базу размещения ед. 656 658 660 660 660

Количество мест максимального разверты-

вания в санаторно-курортных (оздорови- тыс. ед. 133,0 133,9 134,8 135,7 136,1

тельных) учреждениях

Число отдыхающих, всего млн. чел. 5,4 5,6 5,8 6,0 6,2

Численность организованных отдыхающих млн. чел. 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6

* Составлено по материалам [7]

Общее число отдыхающих, приезжающих ежегодно в Крым, к концу 2015 г. составит 6,2 млн. чел. и увеличится по сравнению с 2009 г. на 1,2 млн. чел. или 19,4%. При этом среднегодовой темп роста данного показателя будет составлять 4%.

Из общего количества отдыхающих 1,6 млн. чел. будут составлять организованные отдыхающие, и 4,6 млн. чел. — неорганизованные отдыхающие (74,2% от общего количества отдыхающих).

Совершенствование санаторно-курортного комплекса это неотъемлемая часть общей программы развития РК. Анализ имеющейся литературы показывает, что инновационное развитие решает комплекс вопросов, касающихся санаторно-курортного комплекса.

Формирование инновационной модели развития санаторного комплекса связанно с вопросами интеграции России в высокотехнологическую, конкурентную среду. Эта модель ориентирована на долгосрочный экономический рост за счет внедрения научных достижений, которые ускорили развитие СКК, гарантировали их экономическую безопасность, обеспечили высокие стабильные темпы роста и достойное место среди всех отраслей народного хозяйства по материалам [8].

Под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Таким образом, инновации можно представить как результат сложного интеллектуального и творческого процесса в виде создания новых товаров, услуг, техники, технологии, метода, бизнес-модели, организационной структуры.

Определения в качестве основного приоритета экономики РК инновационное развитие СКК позволяет сформулировать виды инноваций:

1. Аппаратные: приобретение нового инновационного, как лечебного, так и компьютерного оборудования, иметь современное оборудование.

2. Экономико-организационные: новые маркетинговые способы по продвижению санаторно-курортных услуг на внутренний и внешний рынок, компьютеризация системы бронирования в режиме реального времени, ценовая политика при реализации путевок, улучшение эффективности курортных ресурсов.

3. Организационные: переквалификация и развитие инновационного потенциала персонала, внедрение предоставление новых лечебных или развлекательных услуг, то есть увеличить ассортимент услуг, новые способы организации досуга отдыхающих, информационное обеспечение деятельности, телемедицины.

4. Лечебно-методические и медикаментозные: новые достижения в фармацевтикой и фармакологической промышлености, новейшие лечебные и профилактические, реабилитационные технологии и методики, инновационные программы климатоадаптации и метеопрофилактики.

5. Материально-технические: реконструкция и строительство корпусов с применением энергосберегающих и экологических технологий, улучшить материальную базу, повысить комфортность проживания, привлечение инвестиций для капитального ремонта, обновления номерного фонда, оборудования и рекреационной базы.

Внедрение инноваций влияет на использование производственных факторов и развитие предприятия. Это сокращает расходы и увеличивает гибкость обслуживания и производственные мощности, улучшает условия труда. Необходимость рынка выделится среди конкурентов с помощью инноваций, позволяет СКК получить новые функциональные возможности и экономические преимущества по материалам [9].

26

К преимуществам санаторно-курортных комплексов РК относится:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) стремление здравниц повысить качество услуг;

2) дифференциация в оплате предоставляемых услуг;

3) традиции лечения;

4) климат;

5) близость к международных туристическим морским маршрутам;

6) возможность предоставления широкого спектра различных лечебных и оздоровительных услуг.

В РК разработана и утверждена новая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.», направленная на интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России в целях обеспечения устойчивого экономического развития[10].

Из программы можно выделить ряд инновационных проектов по дальнейшему развития СКК:

1. Реконструкция берегоукрепительных сооружений санатория «Пионер» в Симеизе с 2015 — 2020 гг., общей стоимостью 258,42 млн. руб.

2. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера военно-патриотического туризма «Город двух оборон», г. Севастополь, до 2015 г., общей стоимостью 2400 млн. руб.

3. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма «Севастопольская Гавань», г. Севастополь, до 2015 г., общей стоимостью 3000 млн. руб.

4. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера зеленого экологического туризма «Зеленое ожерелье», г. Севастополь, до 2015 г., общей стоимостью 1800 млн. руб.

5. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера культурно-познавательного и экскурсионного туризма «Перекресток культур», г. Севастополь, до 2015 г., общей стоимостью 1800 млн. руб.

6. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера детского и молодежного туризма «Калейдоскоп истории», г. Севастополь, до 2015 г., общей стоимостью 2400 млн. руб.

7. Реконструкция берегоукрепительных сооружений рекреационной зоны с. Песчаное Бахчисарайского района, Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 240,6 млн. руб.

8. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Детский отдых», г. Евпатория, Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 14478,7 млн. руб.

9. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки, Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 3588 млн. руб.

10. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера в районе о. Чокракское, Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 1687,5 млн. руб.

11. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Бахчисарайский», Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 270 млн. руб.

12. Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Черноморский», Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 1136,5 млн. руб.

13. Инфраструктура туристско-рекреационного кластера «Коктебель», Республика Крым, до 2015 г., общей стоимостью 7000 млн. руб.

В настоящее время, Министерство курортов и туризма РК представило Государственную программу развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 гг., которая будет способствовать формированию на территории РК современного международного туристского центра Российской Федерации [11]. Общий объём финансирования государственной программы 9,4 млрд руб. При этом из федерального бюджета на финансирование программы планируется выделить 9,24 млрд. руб., а из республиканского — 143,3 млн. руб.

Государственная программа предусматривает реализацию следующих основных мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие курортов и туризма:

1. Комплексное развитие туристских территорий РК, суммой в 9313,9 млн. руб., одно из мероприятий — формирование инвестиционного портфеля инновационного развития санаторно-курортной и туристской сферы экономики РК, в том числе отбор инвестиционных идей в сфере курортов и туризма, подготовка инвестиционных проектов, проведение специализированных бирж-контактов, ярмарок инвестиционных вакансий, с объемом финансирования 9,450 млн. руб.

2. Создание туристских продуктов на 11,775 млн. руб., например — разработка туристских продуктов (бизнес-моделей) по различным видам туризма, приоритетным для социально-экономического развития РК, с объемом финансирования 7,2 млн. руб.

27

3. Методическое обеспечение и подготовка кадров, с объемом финансирования 11,975 млн. руб.

4. Разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации для специалистов в сфере курортов и туризма, с объемом финансирования 5,4 млн. руб.

5. Маркетинговая и имиджевая политика с объемом финансирования 51,7 млн. руб., представление санаторно-курортного и туристского потенциала РК на общероссийских, региональных, международных выставках, ярмарках, конференциях и других мероприятиях туристской тематики.

6. Организация проведения презентаций Крыма, ворк-шопов и презентационных мероприятий, с объемом финансирования 16,5 млн. руб.

Развитие предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторно-курортных услуг, зависит от состояния индустрии здравоохранения, санаторно-курортного комплекса и отдыха и уровня конкуренции в этом секторе сферы. Конкурентоспособность зависит от совершенствования системы методов управления предприятиями, действующими на рынке лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных услуг [5]. Чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, нужно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития курортных регионов. Опыт ведущих стран мира показывает, что государственная поддержка городов-курортов позволяет добиться устойчивого экономического результата.

ВЫВОДЫ

Исследование финансово-экономической деятельности СКК подтверждает, что на данном этапе СКК охватили негативные тенденции, которые в первую очередь спровоцированы отсутствием эффективной комплексной системы управления санаторно-курортной отраслью РК. Выходом из сложившегося положения является инновационное развитие СКК, например организация новых видов рекреационного обслуживания, реконструкция и строительство корпусов с применением энергосберегающих и экологических технологий, модернизация средств размещения. Комплексная реализация инновационной деятельности предприятий СКК должна быть направлена на повышение качества всех видов санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособности, как на отечественном, так и мировом рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башта А.1. Методолопчш основи енергозбереження в розвитку рекреацшно! системи : авто-реф. дис. на здобуття наукового ступеня. док. ек. наук. наук : спец. 08.00.03 — економша та управ-лшня нацюнальним господарством. — ^мферополь, 2012. —42 с.

2. Цьохла С.Ю. Стратепя економiчного розвитку курортно-рекреацшно! сфери: дис. на здобуття наукового ступеня док. ек. наук: 08.00.03. — С., 2009. — 470 с.

3. Харин А.В. Развитие санаторно-курортного туризма в системе регионального курортного рекреациониого комплекса): автореф. дис. на соискание уч. степени кан. эк. наук: спец. 08 00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг). — Санкт-Петербург, 2005. — 34 с.

4. Влащенко Н.М. Соцiально-економiчний мехашзм розвитку санаторно-курортного комплексу регюну : автореф. дис. на здобуття наукового ступеня. кан. ек. наук. наук : спец. 08.00.05 — розвиток продуктивних сил i регюнальна економша / Н.М. Влащенко. — Харьков, 2009. — 24 с.

5. Артюхова 1.В. Забезпечення конкурентоспроможност шдприемств санаторно-курортного комплексу АР Крим : автореф. дис. на здобуття наукового ступеня. кан. ек. наук. наук: спец. 08.00.04 — економша та управлшня шдприемствами (шдприемства туристично-рекреацшного комплексу). —Омферополь, 2009. — 23 с.

6. Крымская стратегия рекреация статистический бюллетень 2013 г. / Министерства курортов и туризма АРК — Офиц. изд. — С.: Министерское издание 2013. — 32 с.

7. Программа развития Автономной Республики Крым в сфере туризма и курортов на 20112015 года: Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым за 2011 г. — 35 с.

8. Пенькова О.Г. Проблеми реалiзацil шновацшно! стратеги розвитку Украши // Формування ринкових вщносин в Укра1ш. — 2007. — № 9. — С. 96-99.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2008. — 448 с.

10. Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года: Федеральная целевая программа: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 — 150 с.

11. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minkurort.ru/about-us/news-crimea/obsuzhdenie-proekta-gos-programmy-razvitiya-kurortov-i-turizma-na-2015-2017 (дата обращения 18.09.14)

Статья поступила в редакцию 22 сентября 2014 года

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.