Научная статья на тему 'Анализ финансовых ресурсов учреждений санаторно-курортного комплекса'

Анализ финансовых ресурсов учреждений санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Геннадий Григорьевич, Мошкин Александр Александрович

Проведен анализ количества учреждений санаторно-курортного комплекса и поступлений в бюджет от их деятельности в Республике Крым. Даны рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами СКУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко Геннадий Григорьевич, Мошкин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовых ресурсов учреждений санаторно-курортного комплекса»

УДК 368

Ермоленко Геннадий Григорьевич,

к.т.н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Мошкин Александр Александрович,

магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Ermolenko Gennady,

Ph.D., associate professor,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Moshkin Alexander,

Master's degree student on «Finance and credit» specialization,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

FINANCIAL RESOURCES ANALYSIS OFTHE SANATORIUM AND SPA INSTITUTIONS

Проведен анализ количества учреждений санаторно-курортного комплекса и поступлений в бюджет от их деятельности в Республике Крым. Даны рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами СКУ. Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные учреждения, поступления в бюджет.

An analysis of the number of establishment sanatorium-resort and income to the budget of their activities in the Republic of Crimea. Given the recommendations for the improvement of the management of the financial resources in SRI. Keywords: sanatorium-resort, sanatorium-resort institutions, income to the budget.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы финансового обеспечения санаторно-курортного комплекса рассматривались в работах Воробьева Ю.Н. [5, 7, 9], Ермоленко Г.Г. [4, 8], Котляровой Е.С. [6], Блажевича О.Г. [9] и др.

Анализ положения санаторно-курортных учреждений (в общей системе рыночных отношений, учет результатов различных экспертных заключений по этой сферы, выявление особенностей финансовых взаимоотношений в санаторно-курортном комплексе (СКК) Республики Крым (РК), позволил сделать определенные выводы и выявить основные факторы и направления, в которых должно происходить совершенствование финансового и организационно-правового механизмов. СКК является базовым в экономике РК и в значительной степени определяет состояние республиканского бюджета [1]. Поэтому исследование вопросов управления финансовыми отношениями в данной этой сферы имеет большое значение. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является выявление тенденций развития финансовых ресурсов в СКК РК. РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2014 году в перечень санаторно-курортных и туристских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, входило 825 предприятий, из которых 467 учреждений предоставляли специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений — услуги по временному размещению.

В переходный период из 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений Республики Крым, имеющих собственную базу размещения, в 2014 году работало всего 540 средств размещения. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 года являлись: отсутствие статуса юридического лица, отсутствие средств для открытия, наличие необходимо-

76

сти проведения реконструкции (модернизации) номерного фонда и материально-технической базы, политические причины и др.

На сегодняшний день (в 2015 году) на территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений — услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект [2].

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых представляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения: санатории (93 единицы), детские санатории, медицинские центры (31 единица), пансионаты с лечением (16 единиц), гостиницы с лечением (4 единицы).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

Кроме этого, с позиции развития туризма Крыма интерес представляет также категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера. Данная категория состоит из 216 объектов (пансионаты (130 единиц), детские оздоровительные лагеря (77 единиц), спортивно-оздоровительные комплексы (8 единиц), образовательно-оздоровительный центр (1 единица), в которых предоставляется первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др. В частности SPA-услуги на территории Крыма предоставляют 42 учреждения.

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков. Также в течение 2014 года осуществляли туристическую деятельность 208 туроператоров и порядка 400 турагентств, в реестр специалистов туристского сопровождения было внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков).

За 2014 год в Республику Крым прибыло 4,78 млн. пассажиров [3]. Из общего числа прибывших туристов в 2014 году:

• 40% прибыло ж/д транспортом;

• 31% — паромной переправой;

• 29% — авиатранспортом.

За 2014 год в Крымском федеральном округе отдохнуло более 4 млн. туристов, в том числе (табл. 1):

Таблица 1. Количество ту

зистов, отдохнувших в Республике Крым за 2004-2014 гг.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего туристов, тыс.чел. 5136,1 5770,8 5635,1 5668,1 5053,8 5739,1 6134,4 5903,4 3805,0

Организованных 1173,3 1277,8 1308,7 1070,7 1160,6 1131,7 1165,1 1193,8 647,3

Неорганизованных 3962,8 4493,0 4326,4 4597,4 3893,2 4607,4 4969,3 4709,6 3157,7

*

• Составлено авторами

• 3,8 млн. чел. посетили Республику Крым;

• 200 тыс. чел. — г. Севастополь (по данным Правительства г. Севастополя).

За 2014 год поступления в бюджет от субъектов туристкой отрасли составили порядка 1,697 млрд. руб., в том числе:

Налоговые поступления от предприятий санаторно-курортного и туристского сектора экономики Республики Крым за 2014 год в бюджеты всех уровней составили 1,668 млрд. руб., что на 14,5% меньше, чем поступило за 2013 год (1,951 млрд. руб.) (рис. 1).

Наибольшую долю среди налоговых поступлений от предприятий туристской отрасли занимают поступления НДФЛ — 45% всех налоговых поступлений, поступления НДС — 20%, платы за землю — 17% и 9% — поступления налога на прибыль. В течение переходного периода туриста-

77

ми уплачивался местный налог — туристический сбор (рис. 2). За 2014 год поступления туристического сбора составили 19 млн. 345 тыс. руб., что на 57% меньше, чем поступило за аналогичный период 2013 года (44 млн. 693 тыс. руб.).

По всем курортным регионам отмечается снижение сумм поступлений турсбора в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Наибольшее снижение отмечается в: Черноморском р-не (в 17 раз), Раздольненском р-не (в 10 раз), г. Саки (в 6 раз), г. Феодосии (в 4 раза), г. Евпатории, Ленинском и Бахчисарайском р-нах (в 3,3 раза в каждом регионе соответственно), г. Судаке (в 3 раза), г. Алуште и Симферопольском р-не (в 2,3 раза в каждом регионе соответственно), г. Ялте (в 2 раза).

В соответствии с Положением об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного постановлением ГС РК от 11 апреля 2014 года №2010-6/14 в 2014 году было установлено, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым. Положением, а также другими нормативными правовыми актами Республики Крым отношения по взиманию туристического сбора в 2014 году не были отменены.

В соответствии со статьей 268 Налогового кодекса Украины туристический сбор является местным сбором, средства от которого зачисляются в местный бюджет.

Плательщиками туристического сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок.

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию, в 2014 году сложилась ситуация, когда граждане Российской Федерации, посещающие Крым с целью отдыха, лечения и оздоровления, юридически не являлись плательщиками туристического сбора.

В 2014 году осуществлялось привлечение к налогообложению индивидуальных предпринимателей и граждан-непредпринимателей, осуществляющих сдачу жилья внаем и получающих доходы от такой сдачи путем приобретения соответствующего Свидетельства.

За 2014 год выдано 2765 Свидетельств. Наибольшее количество Свидетельств в 2014 году приобретено в Ялтинском регионе — 1327 Свидетельств, Евпаторийском — 388, Феодосийском — 286, Алуштинском — 230, г. Симферополе — 222.

78

Структура налоговыхпоступпенийот предприятий туристской отрасли за 2014 год

» НДФЛ ■ НДС Плата за землю ■ Налог на прибыль ■ Другие Рис. 1. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней

(Составлено авторами)

Поступления туристического сбора за 2013-2014 гг., тыс.руб.

х - 57%

44 693 1 I

г

Л | 19 345

2013 2014

Рис. 2. Динамика туристического сбора в Республике

Крым (Составлено авторами)

По данным приобретаемых Свидетельств официально уплачиваются налоги с 2633 объектов недвижимости, в которых предоставляются места для кратковременного проживания, в том числе 1671 объекта с общей площадью до 50 кв.м.

Общая сумма поступившего налога на доходы физических лиц граждан, предоставляющих места для кратковременного проживания в индивидуальных средствах размещения по фиксированным ставкам, за 2014 год составила 8,803 млн. руб.

ВЫВОДЫ

Для совершенствования управления финансовыми ресурсами СКУ РК необходим комплекс мер экономико-методического, организационного характера:

• необходим комплексный анализ процессов и факторов, определяющих формирование потенциалов предприятия;

• необходимо выявление общих тенденций и закономерностей формирования и движения финансовых ресурсов на основе экономико-статистического анализа однородной совокупности СКУ;

• необходимы новые систематические подходы к определению методов реструктуризации активов и пассивов предприятий;

• необходимы новые методы анализа и прогнозирования, выявления и движения финансовых ресурсов, разработка соответствующих экономико-статистических моделей;

• необходимо предложить общие подходы организационно-правового характера.

При реализации этих основных пяти направлений необходимо учитывать определенные условия, к числу которых необходимо отнести неопределенность экономической среды, что требует введение принципов многовариантности прогнозирования, применения экономико-математических методов, а также учета макроусловий (инфляции) и микроусловий, к числу которых можно отнести различную динамику и структуру активов и пассивов различных СКУ РК [4].

Особо необходимо отметить, что в теории и практике управления финансами санаторно-курортной сферы отсутствуют регионально-отраслевые экономико-математические модели формирования, движения и использования финансовых ресурсов, па основе которых появилась бы возможность принимать более обоснованные управленческие решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы: [Электронный ресурс] — Режим доступа: minkurort.ru/about-us/news-crimea/obsuzhdenie-proekta-gosprogrammy-razvitiya-kurortov-i-turizma-na-2015-2017 (дата обращения: 18.01.2016).

2. Аналитическая справка по итогам работы предприятий курортно-рекреационного и туристского комплекса РК за 2014 год, Мин. Курортов и туризма РК, Симферополь 2015. — 26 с.

3. Методика расчета объемов туристической деятельности. [Электронный ресурс] — режим доступа: search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/ed_2003_11_12/an/19/REG8449.html (дата обращения: 18.01.2016).

4. Финансовое обеспечение социально-экономического развития региона: монография / [Г.Г. Ермоленко, М.С. Абибуллаев, Г.Д. Боднер и др.]; под ред. Г.Г. Ермоленко, М.Ю. Куссого. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. — С. 257-266.

5. Воробьев Ю.Н. Теоретические вопросы экономического развития санаторно-курортного комплекса / Ю.Н. Воробьев, С.Э. Бекирова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №5. — С. 106-114.

6. Котлярова Е.С. Пути формирования финансовых ресурсов курортно-рекреационного комплекса Республики Крым / Е.С. Котлярова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №3. — С. 54-58.

7. Воробьев Ю.Н. Финансовое обеспечение развития санаторно-курортных учреждений / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №3. — С. 46-49.

8. Ермоленко Г.Г. Анализ финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Республики Крым: определение инновационных приоритетов / Г.Г. Ермоленко, Д.С. Панаско // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №3. — С. 23-28.

9. Воробьев Ю.Н. Финансовая безопасность организаций рекреационной сферы / Ю.Н. Воробьев, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №2 (7). — С. 12-19.

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2016 года

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.