«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#31î®7),2©2© / JURISPRUDENCE
19
involved in its management and responsible for certain business decisions.
The legislation has been revised significantly. Particularly, a special term "person controlling a debtor" has been added (the article 61.10 of the Federal Law). This person can be someone not connected to the director of the LLC by any legal documents but de-facto controls their business activities and influences the decisions made.
Managing persons of an LLC or its founders can be held subsidiary liable (the article 3 of the Federal Law "Limited Liability Companies") only if it is proved that bankruptcy occurred due to their fault [6]. In other words, creditors who applied to a court will have to prove that those were the actions of the LLC members that led to the situation in which the Company became insolvent and couldn't fulfil its obligations to the partners, creditors, etc.
To achieve application of the rules of subsidiary liability it is necessary to determine to whom they will apply. They can be founders, managers, directors and other members of an LLC. Other individuals can also be responsible for the debts of the company if it is
proved that it was they who made the managers or directors take actions which resulted in the bankruptcy of the entity.
References:
1. The Civil Code of the Russian Federation (part one) dated 30.11.1994 № 51-Federal Law (edited on 29.12.2017), implemented by State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 21.10.1994, by the Federal Law dated 30.11.1994 № 52-Federal Law "On the Enactment of the Part One".
2. Of the Civil Code of the Russian Federation entered into force since January 1, 1995, published in "Rossiyskaya gazeta", № 238-239, 08.12.1994
3. Gutnikov O.V. "Legal liability in corporate relations" Civil Law Bulletin. -2014. -№ 6. -C. 51-117.
4. Code of the Administrative Offences of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 195-Federal Law (edited on 03.04.2018)
5. The Federal Law "Limited Liability Companies" dated 08.02.1998 № 14-Federal Law (edited on
31.12.2017)
6. The Federal Law "Insolvency (bankruptcy)" dated 26.10.2002 № 127-Federal Law (edited on
07.03.2018)
УДК 346.54
Денекиев М.Р.
Башкирский государственный университет,
Институт права Научный руководитель - Анисимов В.А.
доцент, к.ю.н.
DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3587-19-20 ПУТИ АДАПТАЦИИ АНТИМОНОПЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К УСЛОВИЯМ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Denekiev M.R.
Bashkir State University, Institute of Law Scientific adviser - Anisimov V.A. associate professor, PhD in Law
WAYS OF ADAPTING ANTI MONOPOLY LEGISLATION TO THE CONDITIONS OF THE
DIGITAL ECONOMY
Аннотация.
В статье рассмотрена динамика развития антимонопольного законодательства в условиях цифровой экономики. Особое внимание уделено проблемам адаптации антимонопольного органа к реалиям цифровых платформ. На основе изучения нормативно - правовых актов в сфере антимонопольного регулирования выявлены решения вопросов приспособления органов антимонопольной службы к периоду цифровой экономики. Abstract.
The article examines the dynamics of the development of antimonopoly legislation in the digital economy. Particular attention is paid to the problems of adapting the antimonopoly authority to the realities of digital platforms. Based on the study of normative legal acts in the field of antimonopoly regulation, solutions to the issues of adaptation of the antimonopoly service bodies to the period of the digital economy have been identified.
Ключевые слова: антимонопольный орган, цифровая экономика, антимонопольная служба, цифровая платформа, адаптация антимонопольного законодательства.
Keywords: antitrust authority, digital economy, antitrust service, digital platform, adaptation of antitrust
laws.
20
JURISPRUDENCE / <<шиушуум=^®уша1и>>#шда,2®2®
В условиях развития цифровой экономики антимонопольное законодательство стремится искать пути адаптации к современным реалиям, поскольку классические институты и инструменты конкурентного права теряют свою незыблемость при столкновении с цифровыми платформами.
В Российской Федерации законодательство об антимонопольном регулировании цифровой экономики имеет «молодую практику». Ее возникновение началось с заключения мирового соглашения между ФАС России и корпорацией Google в апреле 2017 года, которое, несомненно, повысило конкуренцию на рынке мобильных приложений и мобильного поиска [3].
Основополагающим началом для приспособления антимонопольного органа к условиям цифровой экономики является нормативно - правовое закрепление понятия «цифровая экономика» и внесение изменений в федеральные законы (далее по тексту - ФЗ), которые регламентируют деятельность органов государственной власти.
К примеру, немаловажное значение при регулировании вышеуказанного института имеют: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», в котором формально дается определение «цифровой экономике», и проекты ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» [2].
Также стоит выделить Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап - 2020 - 2024 годы)» [1], где указаны меры и способы перехода к цифровой экономике.
Необходимо отметить, что процесс внедрения цифровых платформ и приспособления к цифровой экономике для антимонопольной службы является обоснованным и целесообразным и продолжает ре-ализовываться по настоящее время.
Значительным аспектом адаптации антимонопольного органа к реалиям цифровой экономики выступает практическое применение компьютерных технологий и вовлечение IT- специалистов в структуры антимонопольной службы. Это связано с тем, что сотрудники антимонопольного органа, юристы и экономисты, не обладают квалификацией и знаниями, которые необходимы для осуществления деятельности непосредственно в цифровом пространстве, что и создает институт недостаточности ресурсов.
Касательно сферы найма IT-специалистов, а также законодательной регламентации этого процесса, необходимо отметить, что и в данном случае существуют определенные проблемы: заключение отдельных договоров подряда для реализации того или иного проекта или создание соответствующих подразделений в антимонопольном органе.
В Англии, например, IT-специалисты, юристы и экономисты вместе функционируют в антимонопольном органе.
Заместителем руководителя ФАС России Цыгановым Андреем Геннадьевичем отмечено, что в случае возникновения сложностей в понимании со-
трудниками антимонопольного органа программирования и криптологии, потребуется нанимать специалистов со стороны и образовывать у себя соответствующие подразделения. «Аутсорсинг подобного рода услуг сложен, но также возможен» [4] -отметил он.
Таким образом, для того, чтобы преодолеть пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики, необходимо привлечь специалистов в антимонопольный орган.
В настоящее время широкое распространение получило развитие использования при продаже товаров сервисов с цифровыми платформами. Один производитель пользуется вышеуказанным методом, другой пользователь применяет традиционные способы продажи товаров (например, реклама на телевидении и т.д.). Исходя из этого, и возникает «спрос», «потребность» на законодательство по антимонопольной регламентации общественных отношений, где требуются изменения традиционного понятия «товарного рынка» и подходов в регулировании рынков.
Кроме того, появляется необходимость в выработке и внедрении актуальных механизмов защиты от искажения конкурентной среды недобросовестными участниками рынка, которые применяют технологии последнего класса для совершения правонарушений. Например, массовое использование получили, так называемые, цифровые картели, которые ввели в действие аукционных роботов и ботов с целью регулирования результата торгов и осуществления сговора на торгах.
Следовательно, антимонопольное законодательство требует изменений в сфере применения цифровых платформ и широкого внедрения соответствующих механизмов защиты.
Таким образом, пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики носят сложный и комплексный характер. Вопреки этому, способы и решения, применяемые для улучшения нормативно - правовой регламентации антимонопольной сферы, реализуют свою функцию, по моему мнению, умеренно и своевременно.
Список литературы
1. Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап - 2020 - 2024 годы)» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 7 ноября 2020).
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 1 ноября 2020).
3. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/news/1953 (дата обращения: 1 ноября 2020).
4. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/publications/17384 (дата обращения: 5 ноября 2020).