Научная статья на тему 'Путешествия к местам жизни и смерти известных личностей: тренд времени или "новое паломничество"'

Путешествия к местам жизни и смерти известных личностей: тренд времени или "новое паломничество" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
422
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО К ЗНАМЕНИТОСТЯМ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / ПИЛИГРИМ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ / RELIGIOUS TOURISM / CELEBRITY PILGRIMAGE / THE CONCEPT OF PERSONAL MOTIVATION IN TOURISM / CELEBRITY PILGRIM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стахова Людмила Вячеславовна

В статье речь идет о том, что в современном мире наблюдается рост количества путешествий к местам жизни и смерти известных личностей. Примечательно, что данный рост основывается преимущественно на лицах, которые осознанно выбирают посещение места или мест, связанных со знаменитостью, как главную цель своего путешествия. Известность и значимость знаменитостей приводят к тому, что их статус в глазах определенной части поклонников становится похожим на святых. Основной целью статьи является ответ на вопрос, возможно ли рассматривать путешествия, прямо или косвенно мотивированные звездой, как относящиеся к новому типу религиозного туризма, тем самым признавая факт того, что для определенного сегмента людей поклонение знаменитости подобно религии, или это просто тренд времени. В статье делается попытка исследования феномена паломничества к знаменитостям одновременно с изучением психологии, социологии и досуга, чтобы понять мотивационные факторы, которые вовлекают и подталкивают отдельных паломников/туристов к местам, связанным со знаменитостями. В статье делается вывод, о том, что понятие знаменитости, природа паломничества и выбор места и способа путешествия связаны друг с другом посредством использования концепции личной мотивации, озвученной Грэйамом Данном в 1977 году. Гипотеза исследования заключается в том, что знаменитости действуют так, чтобы одновременно подталкивать и притягивать путешественников к себе или к местам, связанным с их жизнью, посредством сложного набора культурных, исторических, психологических и личных факторов, которые схожи с факторами, управляющими людьми при совершении паломнических поездок в классическом понимании данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVELS TO PLACES OF LIFE AND DEATH OF FAMOUS PERSONALITIES: THE TREND OF TIME OR THE “NEW PILGRIMAGE”

This article will talk about the fact that in the modern world there is an increase in the number of trips to places of life and death of famous personalities. It is noteworthy that this growth is based mainly on individuals who consciously choose to visit places or places associated with a celebrity as the main goal of their trip. The fame and importance of celebrities leads to the fact that their status in the eyes of a certain part of fans becomes like saints. The main purpose of the article is to answer the question of whether it is possible to consider travel, directly or indirectly motivated by a star, as belonging to a new type of religious tourism, thereby recognizing the fact that, for a certain segment of people, worshiping a celebrity is like a religion, or is it just a trend of the times. The article attempts to study the phenomenon of pilgrimage to celebrities simultaneously with the study of psychology, sociology and leisure, in order to understand the motivational factors that involve and push individual pilgrims / tourists to places associated with celebrities. The article concludes that the notion of celebrity, the nature of pilgrimage, and the choice of place and method of travel are interconnected by using the concept of personal motivation, voiced by Graham Dann in 1977th. The hypothesis of the study is that celebrities act to simultaneously push and attract travelers to themselves or to places related to their life through a complex set of cultural, historical, psychological and personal factors that are similar to the factors that control people when they commit pilgrimage trips in the classical sense.

Текст научной работы на тему «Путешествия к местам жизни и смерти известных личностей: тренд времени или "новое паломничество"»

новые туристские центры

new tourist centers

СТАХОВА Людмила Вячеславовна УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10310

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: 4395171@mail.ru

ПУТЕШЕСТВИЯ К МЕСТАМ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИЗВЕСТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ: ТРЕНД ВРЕМЕНИ ИЛИ «НОВОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО»

В статье речь идет о том, что в современном мире наблюдается рост количества путешествий к местам жизни и смерти известных личностей. Примечательно, что данный рост основывается преимущественно на лицах, которые осознанно выбирают посещение места или мест, связанных со знаменитостью, как главную цель своего путешествия. Известность и значимость знаменитостей приводят к тому, что их статус в глазах определенной части поклонников становится похожим на святых. Основной целью статьи является ответ на вопрос, возможно ли рассматривать путешествия, прямо или косвенно мотивированные звездой, как относящиеся к новому типу религиозного туризма, тем самым признавая факт того, что для определенного сегмента людей поклонение знаменитости подобно религии, или это просто тренд времени. В статье делается попытка исследования феномена паломничества к знаменитостям одновременно с изучением психологии, социологии и досуга, чтобы понять мотивационные факторы, которые вовлекают и подталкивают отдельных паломников/туристов к местам, связанным со знаменитостями. В статье делается вывод, о том, что понятие знаменитости, природа паломничества и выбор места и способа путешествия связаны друг с другом посредством использования концепции личной мотивации, озвученной Грэйамом Данном в 1977 году.

Гипотеза исследования заключается в том, что знаменитости действуют так, чтобы одновременно подталкивать и притягивать путешественников к себе или к местам, связанным с их жизнью, посредством сложного набора культурных, исторических, психологических и личных факторов, которые схожи с факторами, управляющими людьми при совершении паломнических поездок в классическом понимании данного явления.

Ключевые слова: религиозный туризм, паломничество к знаменитостям, концепция личной мотивации в туризме, пилигрим знаменитостей

Введение. Могила Джима Моррисона, певца группы The Doors, на кладбище Пер-Лашез в Париже, является популярной туристской достопримечательностью. В районе его захоронения фанаты на регулярной основе рисуют граффити, памятник в виде скульптуры однажды был украден, и даже были попытки несанкционированной эксгумации гроба. Брэд Олсэн, автор путеводителей по Европе, отмечает среди других «священных мест» могилу Моррисона, как одну из пяти лучших парижских достопримечательностей. Но между тем, заплаканных поклонников у могилы Моррисона современники никогда не встречали.

Подобные модели поведение можно наблюдать и у людей, посещающих дома

голливудских звезд и места съемок известных фильмов, в них поклонники часто декламируют строки из сценария и разыгрывают различные сцены фильмов [2]. Люди часто организуют поездку специально только ради того, чтобы посетить данные места и сделать определенные «ритуалы», которые, по их мнению, приближают их к знаменитым «идолам». «Призрак знаменитости» является неотъемлемой частью путешествий для таких людей.

Использование знаменитостей для поддержки того или иного бренда является привычной рекламной стратегией. Растущую популярность данная стратегия приобрела в 1970-х годах, и ее постоянное использование по настоящее время в раз-

ных вариациях для продвижения товаров и услуг указывает на то, что она эффективно влияет на потребителя. Звезды кино и телевидения воздают хвалу косметическим средствам, на обложках журналов изображены звезды спорта, рекламирующие часы, а роскошный сервис бизнес авиации подчеркивают тщательно отрепетированные довольные улыбки известных людей.

Поэтому неудивительно, что знаменитости фигурируют и в рекламе туризма. Множество голливудских звезд использовались в рекламных кампаниях для продвижения Нью-Йорка в качестве места отдыха после террористических атак 11 сентября 2001 года. Звезды Голливуда часто принимают участие в продвижении курортов и различных туристских мест. Например, Министерство туризма Болгарии решило не экономить и для продвижения своих пляжных и горнолыжных курортов пригласило в новый рекламный проект знаменитостей мирового уровня: актеры Джейсон Стэтхэм, Сильвестр Сталлоне, Антонио Бандерас, Сальма Хайек приняли участие в туристской рекламе Болгарии, рассказав, за что они любят балканское государство.

Летом 2010 года власти Исландии запустили масштабную рекламную кампанию в поддержку туризма, серьезно пострадавшего после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. В основе кампании «Inspired by Iceland» был зажигательный вирусный ролик, в котором вся страна в едином эмоциональном порыве танцует под композицию «Jungle Drum» исландской певицы Эмилианы Торрини.

Между тем, знаменитости также, прямо или косвенно, фигурируют в качестве достопримечательностей туристской де-стинации, которые выходят за рамки рекламной кампании. Дома знаменитостей стали центром организованных туров, а поездки к местам, связанные с их жизнями и смертями, - это то, что можно назвать паломничеством. Кроме того, опыт путешествий знаменитостей по определенным направлениям, когда они озвучены ими напрямую или «завуалировано» (например, на фото в социальных сетях можно увидеть название отеля, брендированый аксессуар

или предмет интерьера), служит как для продвижения места, так и для ориентации мировоззрения фанатов таким образом, что желание быть «ближе к звезде» может обрести вполне реальные очертания.

Даниэль Бурстин отметил, что знаменитость «известна тем, что она известна», независимо от происхождения этой «известности». Таким образом, знаменитость - это культурная конструкция, в которой участвует большое количество людей, и она играет важную роль в более широких социальных и культурных процессах, в том числе в туризме [4]. Природа знаменитостей в современном западном обществе уподоблена святости. Таким образом, для того, чтобы полностью раскрыть понятие «знаменитость» и «известность» в данной статьи мы должны рассмотреть культурные, психологические и социологические концепции. Учитывая статус знаменитостей и их способность привлекать туристов в места своего пребывания, будь то фактические, посмертные или ассоциативные, а также выступать в качестве примера для организованных и самостоятельных путешественников, необходимо рассматривать исследования о туризме в связке с исследованиями о знаменитостях, применяя парадигмы адаптированных исследований о паломничестве.

Эти парадигмы понимают путешествие с точки зрения смысла в мировоззрении и жизненном пути человека. Кроме того, теории, основанные на исследованиях в области туризма, которые стремятся понять концепцию личной мотивации путешествий у человека, так называемые факторы «толчка» и «тяги», лежащие в основе выбора места поездки, могут помочь объяснить роль знаменитости в данном выборе.

Для того чтобы построить методологическую основу, подходящую для анализа «паломничества к знаменитости», необходимо пересмотреть, хотя бы в рамках статьи, традиционное понимание религиозного паломничества. Упор в статье делается на понимание паломничества школами «новой» науки, которые рассматривают паломничество как многогранное и «мобильное» понятие, а суть его меняется в зависимости от мировоззре-

ния каждого человека. Полученные результаты анализа культурных и психологических исследований о природе знаменитости используются с целью подчеркнуть религиозную равноценность для целого круга людей.

Паломничество в современном обществе

Паломничество является широко известным культурным явлением, которое в научных исследованиях традиционно было связано с религией. Многочисленные примеры иллюстрируют тот мощный статус, который имеют традиции паломничества в культурном, политическом и экономическом отношениях. Православные люди совершают паломничество как по России (Сергиев Посад, Валаам, Соловки, Дивее-во, Оптина Пустынь и др.), так и за рубеж (Израиль (рис. 1), Италия, Греция и др.) Если говорить о других религиях, то, например, каждый год миллионы людей участвуют в исламском хадже, паломничестве в Мекку, индуистском Кумбха-Мела в Индии и католическом паломничестве в Лурд во Франции. Паломнические места при этом понимаются как места, которые отделены от повседневного мира из-за их священности [29]. Это место и является целью паломничества. Первоначальные исследования данного вопроса делали слишком большой упор на понимании паломничества как масштабного явления, которые происходит только в крупных социальных движениях, способных поддерживать их.

Рис. 1 - Паломничество к стене Плача (г. Иерусалим, Израиль)

Fig. 1 - Pilgrimage to Wailing Wall (Jerusalem, Israel)

Эта точка зрения в значительной степени возникла из-за направления ранних ис-

следований паломничества. Классическая теория паломничества, вдохновленная работами Виктора и Эдит Тернеров, понимала поведение паломников как исключительно социальное, основанное на дихотомических концепциях сакрального/мирского и центра/ периферии. Это понимание паломничества сформулировало его как путешествие от периферии к «священному центру» [30].

Путешествие к «священному» требовало от исследователей коллективно сформулированного определения понятия и места сакральности. Паломничество, таким образом, рассматривалось как путешествие к священному, а туризм, как явление, лежащее вне священного из-за его высоко индивидуализированного характера, было низведено до мирского уровня. Мелани Смит утверждала, что дихотомия пилигрима как «религиозного путешественника» и туриста как «светского путешественника» еще более размыта намерениями отдельных путешественников. Это дихотомическое понимание паломничества и туризма становится еще более странным, если учесть, что Виктор Тернер высказал одну из наиболее известных научных фраз в исследованиях паломничества/ туризма: «Турист наполовину паломник, если паломник наполовину турист» [30]. Во многих исследованиях паломничества игнорируется это пророческое высказывание, но именно оно уже в 1978 году начинает рассматривать туризм и паломничество в связке.

На данный момент многочисленные ученые оспаривают предполагаемый дуализм туризма и паломничества. В частности, современная теория паломничества была разработана для понимания явлений как социально и исторически обусловленных, опираясь на анализ ряда факторов, такие как политические, географические, экономические и социальные [19]. Джеймс Престон утверждал, что паломничество включает в себя «круговорот людей, идей, символов, опыта и денег», которые необходимо отслеживать и контролировать. Они могут включать внутриличностные, межличностные, культурные и исторические обстоятельства [9]. В результате паломников и туристов теперь трудно различить, если когда-либо это было просто сделать.

Современные исследования определяют паломничество как форму туризма, которая «наделена смыслом» для путешественника [13]. Большинство современных ученых, занимающихся паломничеством, стремится понять субъективный опыт путешественников и роль путешествий в их повседневной жизни [1, 14]. Туристы могут посещать религиозные места по разным причинам, как религиозным, так и светским. Однако эмпирически проверяемые методики для определения уровня «осмысленности», с которыми паломники и туристы участвуют в таких поездках не были разработаны или широко не применялись.

Попытка объяснить значение и смысл путешествий с точки зрения побуждающих факторов предпринималась различными учеными, но до сих пор отсутствует общепринятая концепции туристской мотивации. Модель «толкай и тяни» (push and pull theories) принята многими исследователями [10, 16]. Факторы подталкивания определяются как внутренние мотивы или силы, которые заставляют туристов предпринимать действия, направленные на удовлетворение их потребностей, в то время как факторы притяжения являются силами, управляющие выбором места путешествия, и знаниями, которые туристы имеют о данном месте. Большинство факторов «толчка» являются внутренними мотиваторами, такими как стремление к смене места, отдых и расслабление, престиж, здоровье и фитнес, приключения и социальное взаимодействие. Факторы притяжения возникают из-за привлекательности места назначения, в том числе пляжей, мест отдыха и культурных достопримечательностей. Традиционно факторы подталкивания считаются важными для инициации желания путешествовать, тогда, как факторы притяжения считаются решающими при объяснении выбора места поездки.

Многочисленные исследования показали, что паломничество и туризм могут действовать не только в одном и том же пространстве, но и с одинаковыми мотива-ционными факторами [10, 22]. Кроме того, попытка лучше описать множество видов туризма привела к сокращению разрыва между понятиями священного и светско-

го. Такие термины, как «оздоровительный туризм», «религиозный туризм» и «духовный туризм» показывают различные формы путешествий. Паломничество, таким образом, также можно понимать как форму туризма. Действительно, определение Всемирной туристской организации относится к туризму как «деятельность лиц, путешествующих и находящихся в местах за пределами своей обычной среды, не более одного года подряд для отдыха, бизнеса и других целей», тем самым захватывая паломников и паломничества в его рамках.

Что касается российской действительности, то долгое время паломники считались туристами, а организацией паломнических туров, наряду с религиозными организациями, занимались и туроператорских компании. В июле 2019 года приняты поправки в ФЗ 132 «Об основах туристской деятельности в РФ». Федеральным законом закрепляются понятия паломника, паломнической поездки, паломнической деятельности, которые отделяют ее от туристской, а паломник в РФ больше не турист 1.

Недавнее исследования по теории паломничества демонстрируют, что многочисленные туристские явления могут быть поняты как паломничество, или могут рассматриваться через призму паломничества. Примерами могут служить спортивный и кинотуризм [31]. Ряд ученых специально изучили эту связь более подробно. Особый интерес для настоящего исследования представляет роль знаменитости в этих светских формах паломничества/путешествий. Действительно, во многих типах таких путешествий роль знаменитости является главенствующей. Спортивный туризм предполагает различные ассоциации со звездами спорта, а кинотуризм со знаменитыми актерами. Не говоря уже о прямой ассоциации путешествия с посещением места знаменитости, например студии Abbey Road, известные своей связью с The Beatles, дома знаменитых людей в Голливуде и Европе, куда туристские компании организуют экскурсионные и многодневные туры.

1 ФЗ N 132 (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12462/ (Дата обращения здесь и далее 01.08.2019)

Знаменитости также могут выступать в качестве «образцов» или промоутеров места или способа путешествия, как это, например, продемонстрировал в своей книге «Паломник» в отношении Камино де Сантьяго и пути Святого Иакова писатель Пауло Коэльо. Было обнаружено, что данная книга послужила важным мотивирующим фактором для людей совершить католическое паломничество, продолжающееся в течение месяца или более. Понятие «знаменитости» применительно к сфере туризма может быть расширено таким образом, при котором «слава» человека служит для рекламы определенного места. Действительно, «известности» человека часто вполне достаточно для того, чтобы вызвать паломническую активность, поскольку знакомство или близость знаменитости с путешественником являются поводом для совершения такого путешествия. Наглядно данный факт подтверждает многочисленные примеры как зарубежные, так и российские. На протяжении нескольких лет лицом круизный компании Коста (Costa cruises) была актриса Пенелопа Крус и певица Шакира (рис. 2), помимо этого круизная компания анонсировала периоды съемок рекламных роликов с участием знаменитостей на борту, а также периоды их отдыха в личных кабинах на лайнере - бронирования в данные периоды многократно увеличивались. Руководство сети отелей Rixos поддерживает многолетнее сотрудничество с певицей Светланой Лободой, Лера Кудрявцева - теле и радиоведущая, активно продвигает курорты Омана, а Полина Гагарина рекламирует сеть отелей Aldemar в Греции.

Рис. 2 - Певица Шакира как официальное лицо круизной компании Costa Cruises2

Fig. 2 - Singer Shakira as a company's image of Costa

Cruises

2 Скриншот стартовой страницы официального сайта компании Costa Cruises. URL: www.costa-cruises.com.

В данных примерах в большей или меньшей степени знаменитости либо являются объектами внимания путешественников, либо организаторами, либо примером для путешествия самого человека. В каждом из этих случаев «место знаменитости», относится к любому месту, связанному с жизнью, карьерой или слухами о звезде, может стать местом паломничества заинтересованного поклонника. «Паломничество к знаменитости» для целей данного исследования в статье - это термин, используемый для обозначения двух типов путешествий, мотивацией к которым является:

1. посещение места знаменитости (например, дом или место отдыха звезды);

2. подражание в путешествии знаменитости (например, страна или способ путешествия).

Также определим понятие «пилигрим знаменитости», под которым будем подразумевать человека, совершающего паломничество к знаменитости. В частности, связь между знаменитостью и «пилигримом знаменитости» может иметь большое значение для понимания факторов «толчка и тяги», связанных с современными формами организации туризма.

Теории знаменитости и/или религии

Типы людей, которые становятся знаменитыми, в основном включают в себя киноактеров, ведущих, звезд спорта, членов королевских семей, чрезвычайно богатые и добившиеся высоких достижений в любой сфере деятельности людей. В современном обществе знаменитости стали достопримечательностями, если рассматривать данное понятие более широко. «Культ» и участие в жизни знаменитостей стали одним из характерных аспектов современного общества, для подтверждения данного вывода достаточно посмотреть количество подписчиков в социальных сетях у известных людей, а также посмотреть гонорары звезд за участие в прямой или скрытой рекламе товаров и услуг. Между тем, знаменитости и культура следования за знаменитостью, возможно, тесно связанны с религией. Питер Браун в своих исследованиях подчеркивает, что святые в ранней христианской традиции были

люди (по большей части), которые достигли уровня в «духовном героизме», подавая пример для обычных верующих, т.н. «модель совершенства» [7].

Это имеет значение для понимания, как древних традиций паломничества, так и природу современной знаменитости. Синтия Хан утверждает, что непосредственное присутствие священного или, в данном случае, святого человека в мире, создает священную географию на земле, в результате чего божественный доступ для мирян был бы достижимым [17]. Это показывает, что основы современной теории религиоведения не только полезны для понимания феномена знаменитости, но и связаны между собой.

Ученые разработали многочисленные теории, касающиеся религиозной функции знаменитости или ее роли в качестве религиозного эквивалента [32]. Фигура знаменитости в западном обществе сравнивалась с фигурой святого в традиционном христианстве. Секуляризация, включающая устранение или, точнее, ослабление доминирования религиозных институтов и символов в обществе и культуре привело к тому, что традиционные конструкции, такие как «святость», стали применимы в различных культурных форматах [3]. В этой ситуации некоторые аспекты религиозного поведения значительно изменились, что привело к крушению «традиционных» религиозных форм и появлению альтернативных [18].

Кроме того, это явление сопровождалось повышенной тенденцией к сакрализации себя. Для осуществления данного процесса, как утверждает Дэвид Лион, необходимо отделиться от традиций [22]. В лексиконе современной духовности появляется слово «самореализация». Богатство, мастерство, и слава стали ассоциироваться со знаменитостью, а статус этих лиц часто возводится до святых. В прошлом это была прерогатива только религиозных деятелей. А сейчас, знаменитости становятся образцами современного духовного развития, а их богатство и известность - побочным продуктом самореализации [6].

В то время как восприятие в обществе знаменитости как религиозного объекта

было хорошо известно, остается открытым вопрос, почему знаменитость является мо-тивационным фактором для совершения паломничества. Выделим три типа отношений, которые люди развивают со знаменитостями:

1. развитие необычных психологических отношений;

2. знаменитость как образец для подражания;

3. принятие атрибутов знаменитости. Каждый из этих типов включает в

себя процесс трансформации со стороны «поклонника». Пытаясь объяснить этот процесс, Девид Маршалл развивает концепцию «власти» знаменитости. Также Маршалл утверждает, что индустрия «культуры», состоящая из кино, телевидения и музыки (а теперь, предположительно, главным образом из социальных сетей) влияет через знаменитостей на повседневную жизнь людей [24]. Развивая эту идею, исследователи отмечают, что знаменитость может быть уподоблена религиозному пророку, и что аналогично религиозный пророк уподобляется знаменитости [5].

Психологические теории знаменитостей и понятие «фэндом» в современном западном обществе

Как в древнем мире, так и сегодня люди все еще хотят быть рядом или как можно ближе к знаменитости. Это проявляется у поклонников в трате времени и денег на звезд через связанные продукты или виды деятельности (например, билеты на концерты/матчи/выступления, журналы, фильмы и др.), а может проявляться через эмоциональную привязанность к знаменитости [21]. Таким образом, знаменитости имеют ассоциативные возможности для продвижения товаров и услуг.

Принимая во внимание эти культурные факторы, можно ожидать появления современного паломничества к знаменитости. Тем не менее, туризм предполагает определенную мотивацию в выборе путешествий. Чтобы понять мотивацион-ные факторы «толчка и тяги», нам нужно взглянуть на внутренние процессы, происходящие в личности, чтобы получить представление о том, как знаменитости могут

мотивировать людей совершать паломнические поездки.

Анализируя психологическую литературу, можно выявить ряд противоречивых факторов в развитии «привлекательности» знаменитостей. Рубин А., Персе Э. и Пауэлл Р. обнаружили, что «социальная привлекательность» является одним из факторов, в то время как другие ученые обнаружили иные факторы [27]. Они варьировались от сексуальной привлекательности и магнетизма для звезд шоу-бизнеса до групповой принадлежности, уважения, богатства (среди прочих) в случае звезд спорта. Линн Маккатчон заметила, однако, что эти факторы часто сильно зависят от культуры и истории, и необходимо постоянно анализировать их, чтобы отражать меняющийся характер природы знаменитости в стремительном развитии современного мира. Знаменитость действует в социальной и психологической среде одинаково, и личность знаменитости в сознании потребителя имеет более высокую эффективность по сравнению с неизвестными людьми в аналогичных ролях [26].

Теории, относящиеся к объяснению доверия потребителя к знаменитости, использовались исследователями для объяснения позитивной связи между ними в отношении продаж. Тем не менее, многие исследования не объясняют процесс, благодаря которому продукт вызывает положительные эмоции, если продвигает его знаменитость. Исследования показывают, что благодаря статусу «известных людей» знаменитости способны генерировать позитивные чувства у потребителей даже при продвижении неизвестных товаров и услуг. Интересно, что этот процесс также показал свою эффективность в формировании убеждений, хотя степень, в которой это относится к метафизическим и религиозным убеждениям неясна [18].

Напротив, некоторые ученые называют отношения поклонников со знаменитостями «поклонением», понимая это как психологическую патологию. Отношения между знаменитостью и фанатом являются культурно и социально сложными. Привязанность к знаменитости может иметь глубокие последствия для людей, включая переживание, страдания и т.д., которые от-

ражаются на его эмоциональном состоянии и влияют на реальную жизнь. Более того, Эллис Кэшмор отмечает, что, несмотря на одностороннюю природу данной связи, ее влияние не обязательно уменьшается для индивидуума, «который может воспринимать отношения столь же подлинные и столь же действенные, как и другие виды социального взаимодействия» [8]. Тем не менее, в некоторых случаях развивается отношение поклонения знаменитости, которое доминирует в жизни поклонника.

Ряд исследований отмечают, что связь поклонников со знаменитостью может быть как непатологической (например, интерес к деятельности звезды, стилю одежды, фан - клубы и т.д.), так и патологической (например, выслеживание, полное подражание и тд) [25]. Исходя из этого, выделим три уровня поклонения знаменитости, два из которых являются полезными и позитивными с точки зрения туристского бизнеса:

первый, включает «индивидуальное поведение», такое как изучение, чтение или просмотр информации, связанной со знаменитостью (не представляет интереса для бизнеса);

поездка к месту жительства, смерти или упокоения знаменитости (может быть индивидуальная, но, как правило, поклонник использует туристские компании для организации такого путешествия);

путешествие в местность, связанную со знаменитостью (чаще всего групповая организованная поездка).

Джон Мальтби отмечает, что в современном обществе есть «стремление успокоить пустое я» и это, из-за, вероятно, интровертной природы поклонника и отсутствия значимых отношений в реальной жизни приводит к отклонениям в психологическом восприятии знаменитостей [23]. Это имеет немаловажное сходство с теориями пустоты и структурного разъединения, которые, по мнению ряда теоретиков, характерны для современной жизни [22; 29]. То, что контексты этих авторов вовлекают религиозную составляющую в повседневную современную жизнь, важно для настоящего анализа, так как «пустота» внутри себя и попытки создания чувства идентичности

когда-то ассоциировались исключительно с институциональной культурой и религией. Разъединение этой функции с ее традиционными опорными точками в современном мире привело многих авторов к утверждению, что понятие «религиозно» теперь можно найти во многих аспектах общественной жизни [11]. Поэтому не удивительно, что «фэндом» был предложен как религиозный феномен. Фэндом, или фандом - субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес3.

Исследуя любителей спорта, Дебра Лавери и Деннис Арнетт исследовали зависимость идентичности личности фаната со звездой и влияние степени идентичности на посещаемость спортивных мероприятий, обнаружив, что степень, с которой фанат идентифицирует себя со знаменитостью, в значительной степени способствует посещаемости мероприятий [20].

Кроме того, ученые обнаружили, что копирование досуга знаменитости способствует увеличению ассоциации фаната со звездой [21]. Это перекликается с теорией социальной идентичности, которая соединяет отдельные представления о себе и о социальной роли в обществе. Теория социальной идентичности, использует понятие Эрвинга Гоффмана о множественном «я», данная теория находится в противоречии с традиционными социально-психологическими моделями, которые рассматривают индивида как «глобальное я» / «единое я» [15]. Напротив, современные люди, как правило, описываются высоко дифференцированными способами, часто с несколькими представлениями о себе [22]. Исходя из этого, можно предположить, что поклонение знаменитости не является признаком фундаментальной психопатологии в личности, а является лишь стороной многогранного «я», где человек разыгрывают роль «поклонника знаменитости».

Досуг и знаменитости

Паломничество, хотя и часто пронизано обязательными элементами рели-

3 Википедия - свободная энциклопедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэндом

гиозных и культурных традиций, тем не менее в западном мире существует как развлекательный вид деятельности, противопоставленный повседневному миру дома и работы [16; 30]. Современное паломничество, однако, следует понимать для путешественника с отчетливым тоном «осознанности» [12]. Следовательно, актуальность так называемого «осознанного досуга» также должна приниматься во внимание при изучении паломничества [27]. Исследования в отношении изучения связей между знаменитостью, фэндомом и паломничеством, к сожалению, немногочисленны. Тем не менее, существуют исследования, которые подчеркивают роль фэндома как формы осознанного досуга, включающий комплекс факторов индивидуальности, социальности, образа жизни и благополучия [21]. Предполагая, что данная теория верна, мы можем ожидать, что лица, прибывающие на места знаменитостей, имели какое-то представление о нем до отъезда, имеют мотивацию и интерес к данной знаменитости в своей повседневной жизни, и что данный интерес поддерживается на регулярной основе.

В современном мире знаменитость часто выступает источником информации об отдыхе и развлечениях для людей во всем мире. В то время как Суоджин Ли и Дэвид Скотт утверждают, что участие знаменитости и фэндома в отношении «вовлечения в досуг» не изучалось эмпирически, в других исследованиях рассматриваются аспекты совпадения способов досуга у знаменитости и фанатов/фэндома [21].

Концепция осмысленного досуга, разработанная Стеббинсом, полезна для этой дискуссии. По сравнению с обычным отдыхом, случаи осмысленного отдыха показывают более высокую вовлеченность в выбранную деятельность [27]. Паломничество к знаменитости, как правило, связанно с высокими затратами на поездку и большим количеством времени, поэтому рассматривается учеными как форма осмысленного отдыха. Большинством ученых фэндом знаменитостей понимается как форма досуга, а не как психопатологический феномен, а привязанность к знаменитости - как средство развития соци-

альных связей, получения удовольствия, развития и выражения индивидуальности. Также было установлено, что участие знаменитостей положительно влияет на имидж места назначения среди поклонников или тех, кто с ними связан общим отдыхом (семьи, дети, родственники, друзья) [21].

Это концептуальное понимание досуга связывает психологические теории знаменитости с современной теорией паломничества, подчеркивая важность предварительной ассоциации человека со знаменитостью и интереса к его жизни. Таким образом, когда мы говорим о паломнике, путешествующем за звездой, то выделяем ряд факторов, характерных для данной поездки:

а) решение отправиться в поездку имело множество культурных, исторических, межличностных и внутриличностных причин;

б) выбор места или способа путешествия, который сближает человека со знаменитостью, будет иметь первостепенное значение, если рассматривать его в сравнение с другими аспектами путешествия: места проживания, посещение музеев или других культурных объектов и т. д.;

в) связь со знаменитостью поддерживается различными способами в повседневной жизни, например, через поиск информации о знаменитости, участие в фанклубах и т.д.;

г) существует высокая вероятность того, что впечатление от поездки будут более яркими, чем обычно, а объекты размещения, предприятия питания и развлечений получат более высокую оценку, чем, если бы человек совершал обычную поездку, а не «паломничество к звезде»;

д) процесс, с помощью которого человек прибыл на место, будет ассоциироваться со звездой, что делает посещение места, каким бы оно ни было, весьма желанным.

Возвращаясь к теории Грейама Данна о туристской мотивации, основанной на принципах «толкай и тяни», мы объединим эти, казалось бы, несопоставимые теории. Данн рассматривал туризм как временное облегчение для потенциального путешественника [10]. Путешествия дают человеку

возможность отойти от своего привычного социального статуса и переехать в мир, в котором он неизвестен. Кроме того, пилигрим знаменитостей оказывается в мире, в котором он становится «экспертом» и, таким образом, занимает более высокий социальный статус, по крайней мере, согласно теории Данна. Это добавляет силы фактору притяжения, превращая знаменитость в то, что Виктор Тернер назвал «центром» [30]. Кроме того, наличие знаний о знаменитости, или в большей степени близости к знаменитости сами могут выступать в качестве факторов «толчка». Такие места, как Грейсленд, могила Джима Моррисо-на и Камино-де-Сантьяго, демонстрируют разнообразные способы, которыми знаменитости и культура знаменитостей взаимосвязаны с видами и формами туризма.

Выводы. Это исследование объединило выводы из различных областей науки, чтобы дать ответ на вопрос, возможно ли рассматривать путешествия, прямо или косвенно мотивированные звездой как относящиеся к новому типу религиозного туризма, тем самым признавая факт того, что для определенного сегмента людей поклонение знаменитости подобно религии, или это просто тренд времени. В статье сделаны четыре ключевых вывода относительно статуса и роли знаменитости, а также паломничества к знаменитости.

Во-первых, это исследование раскрыло явление паломничества в более широком смысле. Упор в статье делался на понимание паломничества школами «новой» науки, которые рассматривают паломничество как многогранное и «мобильное» понятие, а суть его меняется в зависимости от мировоззрения каждого человека. Выявлено, что знаменитости для определенной группы людей занимают роли, которые являются религиозным эквивалентом. В современном обществе произошло размывание ролей, на данном этапе определенная категория людей рассматривает знаменитость как гуру и святых. Положение знаменитостей делает их идеальными (и идеализированными) покровителями туризма и традиций паломничества. Это может происходить с помощью активных форм, таких как рекламное продвижение,

а также с помощью пассивных форм, таких как связь с определенными явлениями, или путешествие к месту, связанному со знаменитостью (дома, могилы или кинопоказы).

Во-вторых, эта статья отразила психологические исследования по вероисповеданию и теории о знаменитости с целью бросить свет на характер отношений между явлениями паломник-поклонник-знаменитость. Хотя большая часть психологической литературы в основной своей массе фокусируется на объяснение поклонения знаменитости как психопатологическом отклонение, связанное с социальной дисфункцией, некоторые исследования описывают противоположную точку зрения, понимая участие знаменитости в досуго-вой деятельности человека как позитивную.

В-третьих, эта статья объединила современные теории паломничества, используя теорию досуга в качестве основы. Это концептуальное понимание досуга связывает психологические теории знаменитости с современной теорией палом-

ничества, подчеркивая важность предварительной ассоциации человека со знаменитостью и интереса к его жизни. Были выявлены ряд факторов, которые присутствуют в той или иной степени при «паломничестве за звездой».

Наконец, в статье обсуждалось понимание паломничества к знаменитости, которая связывает культурную и историческую динамику с личностными факторами, которые дополняют тезис «толчка-тяги», предложенный Грейамом Данном (1977). Роль известного человека в паломничестве является фактором аттрактивности и мотивации. Традиционные модели паломничества, которые понимают паломничество исключительно как религиозное явление, упускают суть этого процесса. Здесь полезен непрерывный опыт диалога между священным и светским, а также утверждение о том, что «религия» не должна восприниматься как синоним «священного» [14]. Случаи паломничества к знаменитости демонстрируют одновременно «путешествие к священному», и выступают как светские путешествие, «наполненные смыслом».

Список источников / References

1. Badone, E., & Roseman, S. R. (Ed.). (2004). Approaches to the Anthropology of Pilgrimage and Tourism. In: Intersecting Journeys: The Anthropology of Pilgrimage and Tourism, 1-23. Chicago: University of Illinois Press.

2. Beeton, S. (2005). Film-Induced Tourism. Clevedon: Channel View Publications.

3. Berger, P. (1967). The Social Reality of Religion. London: Faber.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Boorstin, D. J. (1963). The Image: Or, What Happened to the American Dream. Harmondsworth, Middlesex: Penguin.

5. Boorstin, D. J. (2006). From Hero to Celebrity: The Human Pseudo-Event. In: The Celebrity Culture Reader, by P. D. Marshall (Ed.), 73-90.

6. Brooks, D. (2000). Bobos in Paradise: The New Upperclass and How They Got There. New York: Simon & Schuster.

7. Brown, P. R. L. (1981). The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago: University of Chicago Press.

8. Cashmore, E. (2006). Celebrity/Culture. Abingdon: Routledge.

9. Collins-Kreiner, N. (2010). Researching pilgrimage: Continuity and Transformations. Annals of Tourism Research, 37(2), 440-456. doi: 10.1016/j.annals.2009.10.016.

10. Dann, Graham M. S. (1977). Anomie, Ego-Enhancement and Tourism. Annals of Tourism Research, 4(4), 184-194. doi: 10.1016/0160-7383(77)90037-8.

11. Demerath, N. J. (2000). The Varieties of Sacred Experience: Finding the Sacred in a Secular Grove. Journal for the Scientific Study of Religion, 39(1), 1-11. doi: 10.1111/0021-8294.00001.

12. Digance, J. (2003). Pilgrimage at Contested Sites. Annals of Tourism Research, 30(1), 143-159. doi: 10.1016/S0160-7383(02)00028-2.

13. Digance, J. (2006). Religious and Secular Pilgrimage: Journeys Redolent with Meaning. In: Tourism, Religion and Spiritual Journeys, by J. Dallen & D. Olsen. London: Routledge. doi: 10.4324/9780203001073.

14. Frey, N. L. (1998). Pilgrim Stories: On and Off the Road to Santiago. Berkeley: University of California Press.

15. Goffman, E. (1959). The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor Books for Doubleday.

16. Graburn, Nelson H.H. (1989). Tourism: The Sacred Journey. In: Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism, by V. L. Smith (Ed.). Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 21-36.

17. Hahn, C. (1997). Seeing and Believing: The Construction of Sanctity in Early Medieval Saints' Shrines. Speculum, 72(4), 1079-1106. doi: 10.2307/2865959.

18. Heelas, P. (1996). The New Age Movement: The Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity. Oxford: Blackwell.

19. Ingham, R. (1987). Psychological contributions to the study of leisure — Part Two. Leisure Studies, 6(1), 1-14. doi: 10.1080/02614368700390011.

20. Laverie, D. A., & Dennis, B. (2000). Arnett Factors Affecting Fan Attendance: The Influence of Identity Salience and Satisfaction. Journal of Leisure Research, 32(2), 225-246. doi: 0.1080/00222216.2000.11949915.

21. Lee, S., Scott, D., & Hyounggon, K. (2008). Celebrity fan involvement and destination perceptions. Annals of Tourism Research, 35(3), 809-832. doi: 10.1016/j.annals.2008.06.003.

22. Lyon, D. (2000). Jesus in Disneyland: Religion in Postmodern Times. Cambridge: Polity Press.

23. Maltby, J., McCutcheon, L. E., Ashe, D. D., & Houran, J. (2001). The Self-Reported Psychological Well-Being of Celebrity Worshippers. North American Journal of Psychology, 3(3), 441-452.

24. Marshall, P. D. (1997). Celebrity and Power: Fame in Contemporary Culture. Minneapolis: University of Minnesota Press. doi: 10.5749/j.ctt7zw6qj.

25. McCracken, G. (1989). Who is the Celebrity Endorser? Cultural foundations of the Endorsement Process. Journal of Consumer Research, 16(3), 310-321.

26. McCutcheon, L., Lange, R., & Houran, J. (2002). Conceptualization and Measurement of Celebrity Worship. British Journal of Psychology, 93, 67-87. doi: 10,1348 / 000712602162454.

27. Stebbins, R. (1982). Serious Leisure: A Conceptual Statement. Pacific Sociological Review, 25(2), 251-272. doi: 10.2307/1388726.

28. Stever, G. S. (1991). The Celebrity Appeal Questionnaire. Psychological Reports, 68, 859-866. doi: 10.2466 / PR0.68.3.859-866.

29. Taylor, C. (2017). Secular Age. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press.

30. Turner, V. (1973). The Center Out There: Pilgrim's Goal. History of Religions, 12(3), 191-230.

31. Turner, V. W., & Turner, E. (1976). Image and Pilgrimage in Christian Culture: Anthropological Perspectives. New York: Columbia University Press.

32. Wann, D. (1995). Preliminary Validation of the Sport Fan Motivation Scale. Journal of Sport & Social Issues, 19(4), 377-396. doi: 10.1177/019372395019004004.

33. Weber, M. (2016). The Sociology of Charismatic Authority. In: The Celebrity Culture Reader, by P. David Marshall (Ed.). New York: Routledge, 55-71.

Liudmila V. STAKHOVA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: 4395171@mail.ru

TRAVELS TO PLACES OF LIFE AND DEATH OF FAMOUS PERSONALITIES: THE TREND OF TIME OR THE "NEW PILGRIMAGE"

This article will talk about the fact that in the modern world there is an increase in the number of trips to places of life and death of famous personalities. It is noteworthy that this growth is based mainly on individuals who consciously choose to visit places or places associated with a celebrity as the main goal of their trip. The fame and importance of celebrities leads to the fact that their status in the eyes of a certain part of fans becomes like saints. The main purpose of the article is to answer the question of whether it is possible to consider travel, directly or indirectly motivated by a star, as belonging to a new type of religious tourism, thereby recognizing the fact that, for a certain segment of people, worshiping a celebrity is like a religion, or is it just a trend of the times. The article attempts to study the phenomenon of pilgrimage to celebrities simultaneously with the study of psychology, sociology and leisure, in order to understand the motivational factors that involve and push individual pilgrims / tourists to places associated with celebrities. The article concludes that the notion of celebrity, the nature of pilgrimage, and the choice of place and method of travel are interconnected by using the concept of personal motivation, voiced by Graham Dann in 1977th. The hypothesis of the study is that celebrities act to simultaneously push and attract travelers to themselves or to places related to their life through a complex set of cultural, historical, psychological and personal factors that are similar to the factors that control people when they commit pilgrimage trips in the classical sense.

Keywords: religious tourism, celebrity pilgrimage, the concept of personal motivation in tourism, celebrity pilgrim

Стахова Л.В. Путешествия к местам жизни и смерти известных личностей: тренд времени или «новое паломничество» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 120-130. DOI: 10.24411/1995-0411-201910310.

Дата поступления статьи: 10 августа 2019 г.

Stakhova, L. V. (2019). Travels to places of life and death of famous personalities: the trend of time or the "new pilgrimage". Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 120-130. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10310. (In Russ.).

Received August 10, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.