Научная статья на тему 'О классификации паломнического туризма'

О классификации паломнического туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3858
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байлагасов Л. В., Гоппа М. И.

Предлагается классификация паломнического туризма, основанная на расширенном толковании понятия «паломничество». Под последним авторы понимают не только религиозное паломничество, но и путешествия не обязательно верующих людей, являющихся почитателями и поклонниками каких-либо достопримечательностей, в качестве которых могут выступать как природные, так и культурно-исторические объекты, а также какие-либо знаменитости. Главным отличительным признаком паломнического туризма является наличие сильного желания, тяги к посещению какого-либо объекта, места, кумира и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О классификации паломнического туризма»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 379.851

Л.В. Байлагасов, к.г.н., доцент, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, РФ

М.И. Гоппа, магистрант, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, РФ

О КЛАССИФИКАЦИИ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация

Предлагается классификация паломнического туризма, основанная на расширенном толковании понятия «паломничество». Под последним авторы понимают не только религиозное паломничество, но и путешествия не обязательно верующих людей, являющихся почитателями и поклонниками каких-либо достопримечательностей, в качестве которых могут выступать как природные, так и культурно-исторические объекты, а также какие-либо знаменитости. Главным отличительным признаком паломнического туризма является наличие сильного желания, тяги к посещению какого-либо объекта, места, кумира и т.п.

Ключевые слова Туризм, паломничество, паломнический туризм, классификация.

Паломнический туризм большинством авторов рассматривается как разновидность религиозного туризма. О.А. Халява [7] отмечает, что в религиозном туризме многие современные исследователи такие как Бабкин А.В., Биржаков М.Б., Христов Т.Т., выделяют две основные разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Под религиозным туризмом А.В. Бабкин [2] понимает виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Паломнический туризм согласно определению этого автора [2] - это совокупность поездок представителей разных конфессий с паломническими целями. Под паломничеством понимается стремление верующих людей поклониться святым местам.

Несколько шире рассматривает паломнический туризм М.А. Винокуров [5]. По его мнению, религиозный (паломнический) туризм имеет целью посещение святых мест, центров сосредоточения церковных памятников и реликвий. Данный вид туризма предполагает путешествия для участия в важных религиозных церемониях, познавательные туры для знакомства с религиозными памятниками, историей и культурой различных религий, а также научные поездки специалистов, связанные с вопросами религии. В этом определении допускается участие в паломническом туризме не только верующих людей.

Существует и другая точка зрения. Так, К.А. Мазин [6] считает недопустимым отождествление понятий «турист» и «паломник», и, соответственно, понятий «туризм» и «паломничество». Против отнесения паломничества к туризму выступают и представители разных конфессий.

Соглашаясь с мнением К.А. Мазина [6] о необходимости выделения законодательных и налоговых преференций для религиозных паломников, следует отметить, что паломничество в религиозном понимании также является объектом исследования и, соответственно, находится в сфере интересов науки.

В Толковых словарях понятие «паломничество» в большинстве случаев определяется как путешествия, хождения паломников к святым местам. В то же время в ряде Толковых словарей, например, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, понятие «паломничество» имеет и другое значение. В частности оно означает путешествия, хождения куда-нибудь с целью ознакомления с какими-нибудь достопримечательностями, а также к знаменитым лицам. Очевидно, что в этом случае подобные путешествия могут быть не связаны с религиозными целями.

В Социологическом словаре [цит. по: http://enc-dic.eom/word/p/Palomnichestvo-34791.html] отмечается,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

что помимо религиозных паломничеств в современном обществе происходит рост светского паломничества (например, в Диснейленд или на могилу Элвиса Пресли в Мемфисе, штат Теннеси). Это особенность современной индустрии туризма, несущая в себе черты традиционного паломничества.

В качестве достопримечательных мест посещения светских паломников могут выступать как природные, так и культурно-исторические объекты, а также какие-либо знаменитости.

В средствах массовой информации и научно-популярной литературе понятие «паломник» уже давно толкуется в расширенном понимании. Например, музей футбольного клуба «Барселона» и стадион Камп Ноу (Camp Nou) ежегодно посещают более миллиона спортивных паломников.

В Республике Алтай расположена высшая точка Сибири - гора Белуха. Отмечается [4], что Белуха является одновременно популярным спортивным, научным, религиозным, паломническим и иным объектом, а туристы зачастую могут преследовать сразу несколько целей посещения этой горной вершины. В путеводителе по Алтаю [1] отмечается, что часть туристического потока составляют паломники: «Также паломники ходят к подножию Белухи в верховья Катуни, к реке Кучерле и к Ак-Кемскому озеру. Гора Белуха воспринимается ими как своего рода аналог Джомолунгмы (Матери мира), и до сих пор последователи Рериха едут на Алтай, дабы подзаправиться «космической энергией» или еще чем-то в этом роде, подразумевается, что Белуха - это своего рода антенна - приемник этой энергии. Говорят, что Белуха открывается космосу в августе - именно на этот месяц приходится наибольшее число паломников».

Таким образом, понятие «паломничество» на современном этапе можно рассматривать в более широком толковании. Исходя из этого, авторами предлагается следующая классификация паломнического туризма:

1. Религиозное паломничество. Включает все виды религиозного паломничества к святым местам и т.п. Это наиболее известный вид паломничества.

2. Духовное светское паломничество. Это сакральный, эзотерический, ноосферный и подобные виды туризма, связанные с духовным очищением, самосовершенствованием, постижением тайн Вселенной и т.п. В качестве объектов посещения могут выступать как природные, так и историко-культурные объекты. Данный вид туризма имеет свою специфику. Нередко он предполагает посещение так называемых «мест силы», обладающих особой энергетикой и т.п.

Например, в Республике Алтай, как уже отмечалось выше, одним из таких объектов является гора Белуха. По оценкам местных специалистов в области туризма, паломники (или люди, преследующие цели духовного очищения и т.п.) в отдельные годы и в разные сезоны составляют от 10 до 50 % от общего числа туристов, пребывающих в окрестностях горы Белуха [3].

3. Культурно-познавательное паломничество. Включает посещение преимущественно культурно-исторических объектов и знаменитостей. Сюда же можно отнести и отдельные туры экскурсионно-познавательной направленности в религиозном туризме, а также научные поездки специалистов. В качестве культурно-познавательных объектов могут выступать исторические места, знаменитые музеи, известные религиозные объекты и т.п. В какой-то степени культурно-познавательное паломничество, особенно посещение известных людей, вероятно, перекликается с идолопоклонничеством. В целом подобные туры способствуют удовлетворению культурно-познавательных потребностей человека.

4. Спортивное паломничество. К данному виду туризма относится посещение наиболее известных природных объектов (горных вершин, перевалов, отдаленных территорий и т.п.), известных и сложных туристических маршрутов в пешеходном, лыжном, водном и других видах туризма. Подобные путешествия требуют от посетителя определенной спортивной подготовки и могут включать элементы приключенческого туризма. Другой разновидностью спортивного паломничества может быть посещение известных спортивных объектов либо спортивных команд.

Главным отличительным признаком паломнического туризма является наличие сильного желания, тяги к посещению какого-либо объекта, места, кумира и т.п., нередко это связано с вопросами престижности, поддержания статуса и т.д.

Паломнический туризм в данном расширенном понимании в некоторых случаях требует больших физических, моральных и материальных затрат. К таким поездкам тщательно готовятся, иногда годами. Например, покорение Эвереста является мечтой многих известных альпинистов. В этом отношении можно увидеть сходство между религиозными и иными паломниками.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Нерешенным остается вопрос о потенциальном количестве нерелигиозных паломников. В настоящее время отсутствуют критерии для определения отличий, например, культурно-познавательных или спортивных паломников от просто туристов данных категорий. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Рассматривая предлагаемую классификацию паломнического туризма применительно к Республике Алтай, следует отметить, что в регионе развиты как минимум два вида паломничества. Это, во-первых, духовное светское паломничество, связанное с сакральным, эзотерическим и подобными видами туризма, предполагающими духовное очищение, самосовершенствование, постижение себя и т.д. В качестве объекта посещения выступает, прежде всего, гора Белуха как так называемое «место силы». Во-вторых, спортивное паломничество, связанное, прежде всего, с посещением (покорением) опять же горы Белухи, высшей точки Сибири. В меньшей степени сюда можно отнести сплавы по отдельным участкам рек, нередко носящие экстремальный характер.

Два других вида паломничества - религиозное и культурно-познавательное - в Республике Алтай практически не развиты в виду отсутствия или недостаточной известности соответствующих данным видам туризма объектов для посещения.

Таким образом, на взгляд авторов, предложенная классификация паломнического туризма отражает современные тенденции развития туризма и может быть использована для изучения данного направления в туризме, определения целевых групп, подготовки рекламных материалов и т.п. для различных категорий туристов-паломников.

Список использованной литературы:

1. Алтай. Путеводитель с картами. Под ред. С. Харламова. - Тула, 2000. - 120 с.

2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.

3. Байлагасов Л.В. Проблемы охраны природы Усть-Коксинского района Республики Алтай. - Барнаул, 2007. Ч. 1. - 311 с.

4. Байлагасов Л.В. Гора Белуха как объект поклонения // Белуха - пик Алтая, Центра Евразии - 100 лет покорения: материалы международного научного симпозиума. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. - С. 125-128.

5. Винокуров М.А. Что такое туризм? // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2004. - № 3. - С. 19-24.

6. Мазин К.А. Паломничество и религиозный туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2009. - № 4. - С. 8-24.

7. Халява О.А. Социокультурные и правовые основания развития культурного туризма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - № 1 (13). - С. 120-132.

© Байлагасов Л.В., Гоппа М.И., 2016

УДК 550.3

Герасимов Сергей Анатольевич

канд. физ.-мат. наук, доцент ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: [email protected] Лысенко Владимир Сергеевич канд. биол. наук, доцент ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail:[email protected] Огай Игорь Петрович рук. Адыгейского отд. РГО, г. Майкоп, РФ E-mail: dolmen01@mail. ru

ОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМ И АКУСТИЧЕСКОМ ИЗЛУЧЕНИИ МЕГАЛИТОВ

Аннотация

Это - результаты 7 экспедиции Южного федерального университета, посвященной обнаружению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.