Научная статья на тему 'Путешествие как поиск самоидентичности'

Путешествие как поиск самоидентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ СЕБЯ / ПОИСК САМОИДЕНТИЧНОСТИ / САМОПОЗНАНИЕ / СТОЛКНОВЕНИЕ С ДРУГИМ / СВОЯ КУЛЬТУРА / ИНАЯ КУЛЬТУРА / TRAVEL / IDENTITY / SELF-COGNITION / ENCOUNTER / WITH OTHER / NATIVE CULTURE / OTHER CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хакимова Оксана Фаиковна

Освещается актуальная на сегодняшний день проблема, поскольку путешествия стали неотъемлемой составляющей современной жизнедеятельности, одной из ее важнейших характеристик. Анализ работ и статей, связанных с исследованием феномена путешествий, показал необходимость более глубокого философского осмысления данной проблематики. Обосновывается идея того, что путешествия способствуют раскрытию механизмов познания себя в частности и своей культуры в целом. Мы исходим из той позиции, что именно уход от родного, нетягостного способствует активации механизма самопознания, саморефлексии ввиду нарушения привычных схем поведения. Рассмотрение данной проблематики в историческом контексте дает возможность более наглядного доказательства авторской позиции. В каждый рассматриваемый период начиная с Античности находим примеры путешествий как поиска самоидентичности. Однако всякой эпохе присущи некоторые особенности. В Античности путешествия способствовали росту индивидуального самосознания через духовное развитие. Для Средневековья характерна одна особенность познание себя осуществлялось через познание Бога посредством паломничества. С XV в. путешествия рассматриваются как подготовка человека к самопознанию, дающая такие уроки, которые были особенно необходимы для светской жизни. Начиная с XIX в. спектр расширяется, путешествия становятся возможностью поговорить с самим с собой, подумать, а кроме того найти путь к своей идентичности, познанию и истине. Приходим к выводу, что представитель одной культуры начинает задумываться об особенностях своего мировосприятия только тогда, когда понимает, что оно как минимум не единственно существующее. Именно путешествия способствуют осознанию собственных подсознательных моделей восприятия, эмоциональных реакций, мышления, поведения и оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVEL AS A SEARCH OF SELF-IDENTITY

The article is concerned with the current problem. Travels became an essential element of modern society and one of its major characteristics. The analysis of works and articles devoted to the investigation of the phenomenon of travels showed the necessity of deeper philosophic understanding of this topic. In this article there is an idea that travels conduces to the disclosure of mechanisms of self-cognition in particular and of one’s own culture in general. The author proceeds from the viewpoint that it is the move away from native and unoppressive that conduces the activation of the mechanism of self-cognition and self-reflection in view of the disturbance of usual behavior. Regarding this topic within a historical context affords clearer proof of the author’s viewpoint. In every affected period beginning with the antiquity the author finds the examples of travels as a search of self-identity. However some peculiarities are proper to every epoch. In the antiquity travels promoted the increase of individual self-consciousness through the intellectual development. Another peculiarity is characteristic for the Middle Ages. Self-cognition was accomplished through the tariqah by way of the pilgrimage. From the 15 century travels have been regarded as a preparation for the cognition of a man giving such lessons which were especially necessary for the social life. Beginning with the 19 century the spectrum has been developed. Travelling is a possibility to talk to oneself, to think and it is a search of self-identity and the way to cognition and truth. The author comes to the point that the representative of one culture begins to think about the peculiarities of ones elf’s world perception only when he understands that it is not at least an existent unique. Just travels conduce to the comprehension of personal subconscious forms of perception, emotional reactions, mentation, behavior and evaluation.

Текст научной работы на тему «Путешествие как поиск самоидентичности»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 338.481.1

О. Ф. Хакимова

аспирант, Тюменский государственный институт культурыi E-mail: oxy07@yandex.ru

ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ПОИСК САМОИДЕНТИЧНОСТИ

Освещается актуальная на сегодняшний день проблема, поскольку путешествия стали неотъемлемой составляющей современной жизнедеятельности, одной из ее важнейших характеристик. Анализ работ и статей, связанных с исследованием феномена путешествий, показал необходимость более глубокого философского осмысления данной проблематики. Обосновывается идея того, что путешествия способствуют раскрытию механизмов познания себя в частности и своей культуры в целом. Мы исходим из той позиции, что именно уход от родного, нетягостного способствует активации механизма самопознания, саморефлексии ввиду нарушения привычных схем поведения. Рассмотрение данной проблематики в историческом контексте дает возможность более наглядного доказательства авторской позиции. В каждый рассматриваемый период начиная с Античности находим примеры путешествий как поиска самоидентичности. Однако всякой эпохе присущи некоторые особенности. В Античности путешествия способствовали росту индивидуального самосознания через духовное развитие. Для Средневековья характерна одна особенность - познание себя осуществлялось через познание Бога посредством паломничества. С XV в. путешествия рассматриваются как подготовка человека к самопознанию, дающая такие уроки, которые были особенно необходимы для светской жизни. Начиная с XIX в. спектр расширяется, путешествия становятся возможностью поговорить с самим с собой, подумать, а кроме того найти путь к своей идентичности, познанию и истине.

Приходим к выводу, что представитель одной культуры начинает задумываться об особенностях своего мировосприятия только тогда, когда понимает, что оно как минимум не единственно существующее. Именно путешествия способствуют осознанию собственных подсознательных моделей восприятия, эмоциональных реакций, мышления, поведения и оценок.

Ключевые слова: путешествие, идентичность, самоидентичность, познание себя, поиск самоидентичности, самопознание, столкновение с Другим, своя культура, иная культура

Для цитирования: Хакимова, О. Ф. Путешествие как поиск самоидентичности / О. Ф. Хакимова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 2 (46). - С. 102-107.

Отождествление индивида с той или иной Вопросы культурной идентичности стали

культурой с неизбежностью приводит к пробле- объектом исследования специалистов в различ-

ме идентичности (самоидентичности) в культуре. ных областях науки. Для нас представляют инте-

Согласно Н. Е. Покровскому, идентифи- рес работы, посвященные раскрытию механиз-

кация в основе своей имеет установку смот- мов идентификации посредством путешествий. реть на себя как на объект в сопоставлении с Так, К. Э. Разлогов полагает, что идентич-

другим объектом, понимать себя как целост- ность как проблема появляется именно у путе-

ность в процессе определения границ собст- шественников, тех, кто снимался с места и вы-

венной культурной идентичности [9, с. 215]. езжал из своей деревни в другое место [11,

Под культурной идентичностью мы бу- с. 71]. В. Л. Каганский подчеркивал, что «пу-

дем понимать принадлежность индивида к тешествие обостряет идентичность путешест-

какой-либо культуре или культурной группе, венников именно в силу мощной и разнообраз-

формирующую ценностное отношение чело- ной жизни с границами и в границах» [7, с. 7].

века к самому себе, другим людям, обществу А. П. Садохин рассматривает культурную иден-

и миру в целом [12, с. 47]. тичность в качестве исходной позиции, с кото-

102

рой путешественник воспринимает новые для него явления. При этом ученый отмечает, что содержание культурной идентичности может корректироваться в процессе путешествия [12]. В работах А. Ю. Шадже, Е. О. Труфановой изучаются кризисные моменты культурной идентичности в современном обществе [16].

Среди зарубежных исследований особый интерес по выбранной проблеме вызывают работы З. Баумана, Дж. Урри, Д. Нэша, Г. Гана. Идентичность как фундаментальная антропологическая проблема путешествия и туризма исследуется в работах В. Галани-Мутафи. По мнению автора, «нарративы путешествий, этнографические данные и туристический дискурс проливают свет на процесс самооткрытия и самопредставления, которое следует из пристального внимания к другому месту и Другому человеку» [18, с. 210].

Действительно, путешествия имеют особое значение в современном глобальном обществе. Сегодня невозможно представить человека вне мобильности. Путешествия устойчиво проникли в повседневность, порой может показаться, что так было всегда. Однако это не так. Мотивы путешествий также различались. В ранние периоды развития культуры путешествия ограничивались внешней мотивацией: освоение территорий, выживание. Позже появляются поездки служебные, лечебные, праздничные, для отдыха. Дальше - путешествия, движимые внутренними мотивами, например, сакральные, познавательные, научно-познавательные. Особо выделим существование путешествия как способа познания себя, поиска самоидентичности. На нем мы остановимся подробнее.

Итак, что значит «познать себя» и как это можно сделать? Есть ли проверенные механизмы такого познания? Нужно ли для самопознания покидать свой дом или это возможно исключительно на родной, исконной земле?

Заявляя о том, что путешествия являются способом познания себя, мы отмечаем уход от привычного, родного, обыденного, нетягостного. Может показаться, что логика нарушается, самопознанием необходимо заниматься здесь и сейчас, в лоне своей культуры, не разрывая с

ней связь. Разве человек в процессе социализации и инкультурации не познает себя?

«Каждое сообщество обладает совокупностью культурных характеристик, нравов, обычаев, традиций и ценностей, интериоризация которых и определяет, в конечном итоге, идентичность (или совокупность идентичностей) каждой личности» [10, с. 6], однако «осознание идентичности, номинализация своего я возникает только в условиях нарушения привычных практических схем, возникающих прежде всего при столкновении с Иным - Другим человеком, непривычной вещной средой, при изменении места» [9, с. 216]. Другими словами, именно выход за пределы привычной культуры дает почву для размышлений и осознания основных универсалий своей культуры.

«В традиционном обществе, - отмечает К. Э. Разлогов, - у большинства населения была одна определенная идентичность, связанная с кровью, то есть с тем, от кого человек родился, с почвой, с тем местом, где он живет и с верой, тем вероисповеданием, которое господствовало на данной территории» [11, с. 68]. Индивидуальная идентичность еще не осознавалась как самостоятельная сущность. Человек не выделялся, был единым целым со своим родом, семьей. Он не нуждался в самоидентификации, так как она предписывалась ему по факту рождения [15, с. 3]. «В Средневековье, - пишет А. Я. Гуревич, - отдельные лица, входившие в состав коллектива, постоянно мыслились только в отношении к нему, не наоборот» [4, с. 74].

Как в предшествовавшие эпохи, так и в современном обществе «психологически очень трудно согласиться с наличием сильно отличающегося от нас "другого", одновременно признавая его основополагающее человеческое равенство и достоинство», - точно констатирует С. Бенхабиб [2, с. 44].

Почему же столкновение с иной культурой активизирует механизмы саморефлексии? Все дело в том, что нормы и ценности, обычаи и традиции, принятые в своей культуре до столкновения с иной, воспринимаются как единственно возможные. На это указывает и Л. Н. Гумилев в своем фундаментальном труде: «Каждый этнос

103

имеет свою собственную внутреннюю, практически неповторимую структуру и стереотип поведения. Внутренняя структура этноса - это строго определенная норма отношений между коллективом и индивидом, и индивидов между собой. Эта норма негласно существует во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Поэтому для членов этноса она не тягостна, так как она для них незаметна» [3, с. 7].

О неосознанности категорий своей культуры говорит А. Я. Гуревич в работе «Категории средневековой культуры». «Каждая культура, -по мнению ученого, - состоит из категорий, которые образуют основной семантический "инвентарь" культуры. Обязательность этих категорий нужно понимать не в том смысле, что общество сознательно навязывает их людям, предписывая им воспринимать мир и мыслить именно таким образом, речь идет о неосознанном навязывании обществом и столь же неосознанном восприятии, "впитывании" этих категорий и представлений "членами общества"» [4, с. 25].

Путешествия являются наиболее ярким примером встречи с иной культурой, Другим. Поэтому кажется целесообразным рассмотрение механизмов самоидентичности на этапах развития путешествия.

Особую ценность представляют размышления античных философов относительно путешествий. Они дают нам возможность выявить внутренние мотивы, которыми руководствовались путники древнего мира. Путешествия способствовали росту индивидуального самосознания через духовное развитие. Движение, уход от обыденного, столкновение с Другим, отличным от привычного, не тягостного располагали к саморефлексии.

Луций Анней Сенека в «Письмах к Луци-лию» обосновывает идею о том, что для путешествия необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Потому что, считает он, «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать». Философ утверждает, что «менять надо не небо, а душу», поскольку «за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последу-

ют твои пороки». В подтверждение своих слов Сенека приводит высказывание Сократа: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?» [13].

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы отправлялись странствовать. Много путешествовал Геродот. Затем в своем знаменитом труде «История» он описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т. е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни [8]. Несомненно, что у ученого появлялись основания для соотнесения своей и чужой, другой культуры. Свои культурные характеристики, обычаи и традиции становились осознаннее.

В большинстве случаев (как и сегодня) встреча с иной культурной идентичностью имела негативную окраску. «Древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакхические пляски греков, чувствовали такое омерзение, что однажды, увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом (тирс - жезл Диониса и его спутников, увитый плющом и виноградными листьями, с сосновой шишкой на верхнем конце) в руках в процессии ликующих эллинов, убили его» [3, с. 8].

Средневековье - это тот период, когда поездки с целью познания себя были идеальными путешествиями. Для этого времени характерна одна особенность - познание себя осуществлялось через познание Бога. «Паломничество, - говорит А. Я. Гуревич, - распространенная и наиболее уважительная в Средние века форма путешествия -понималось не просто как движение к святым местам, но как духовный путь к Богу, как "подражание Христу". Путь понимался как духовное искание. Путешествие было, прежде всего, паломничеством к святым местам, стремлением удалиться от грешных мест в святые. Нравственное совершенствование принимало форму топографического перемещения (уход в пустыню или монастырь из "мира")» [4, с. 69]. Путешественник, праведник воспринимался как «человек, ищущий в чужих странах правды, своей истинной "правдивой" идентичности» [14, с. 50].

104

«Человек, который пускается в паломничество, показывает, что он чувствует себя как "чужак" в мире обыденности, и совершает паломничество как путешествие к истинному дому души», - отмечает В. А. Суковатая [14, с. 50].

Начиная с XV в. приобретает популярность гранд-тур. «Гранд-тур» (Grand tour) - продолжительное путешествие по континентальной Европе, преимущественно по Франции и Италии в сопровождении наставника» [1, с. 1].

Согласно И. И. Абрамову, «поездка на континент рассматривалась к концу XVII -XVIII века как подготовка к познанию человека, дающая такие уроки, которые были особенно необходимы для жизни в свете» [Там же].

Подобные замечания мы видим у Дж. Локка, возлагавшего большие надежды на то, что путешествия такого рода будут способствовать духовному развитию личности, способной к анализу и саморефлексии.

«Идеальный джентльмен, - отмечал Ричард Стил в XVII в. в газете «Гардиан», - должен путешествовать для того, чтобы усовершенствовать свои манеры и себя» [Там же, с. 6].

Путешествия воспринимаются как рефлексия, как деятельность самосознания и философом того же столетия Р. Декартом: «... путешествие интересует не как явление действительности, обладающее определенными устойчивыми признаками, но как возможность обретения особой точки зрения на мир и на себя самого, как смысловая оценивающая позиция человека по отношению к себе и по отношению к окружающей действительности... Наблюдаемая действительность становится условием рефлексии самого путешественника, предметом его самосознания» [6, с. 71].

В XIX в. каждый «уважающий себя» американец должен был отправиться в путешествие по Европе. «Страна должна видеть другую страну, формировать ее образ, чтобы осознать, увидеть собственный» [7].

Современный философ К. Ламур видит в путешествии возможность поговорить с самим

с собой, подумать [6, с. 75]. Л. Н. Захарова определяет его как поиски своей идентичности, знакомство с культурой других людей, обогащение картины мира, а также путь к познанию и истине [Там же, с. 76].

По мнению Д. Н. Замятина, «путешествия расширяют сознание, обостряют чувства, а энергетика эмоций в ходе путешествия заводит моторы возможного восприятия» [5]. Автор отмечает, что «...в ходе путешествия человек видит и чувствует по-другому, "расширяя" пространство» [Там же].

«Путешествие, - в представлении Н. В. Черепановой, - это перемещение (реальное или виртуальное) в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого» [17, с. 5]. В своем исследовании она отмечает, что «. человек, отправляясь в путешествие, движим желанием не присвоить достижения другой культуры, а бескорыстным стремлением понять смыслы иного существования, в сравнениях с которыми постигнуть себя и смыслы собственного существования» [Там же].

Из вышесказанного отметим, что каждое сообщество обладает совокупностью культурных характеристик, нравов, обычаев, традиций, формирующих ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Однако только выход за пределы привычной культуры дает почву для размышлений и осознания основных универсалий своей культуры. Мы начинаем задумываться об особенностях своего мировосприятия только тогда, когда понимаем, что оно как минимум не единственно существующее, т. е. путешествия, которые предполагают встречу с иной культурой, иным мировосприятием, являются важным механизмом самопознания, поиска самоидентичности. Они способствуют осознанию собственных подсознательных моделей восприятия, эмоциональных реакций, мышления, поведения и оценок.

1. Абрамов, И. И. Значение «Гранд-тур» в образовании и воспитании джентльмена / И. И. Абрамов // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 3. - С. 75-82.

2. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб; пер. с англ. под ред. В. И. Иноземцева. - Москва: Логос, 2003. - 350 с.

105

3. Гумилев, Л. Н. Этногенез и Этносфера / Л. Н. Гумилев // Природа. - 1970. - № 1. - С. 46-55; № 2. - С. 43-50.

4. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Искусство, 1984. - 285 с.

5. Замятин, Д. Н. Образы путешествий: социологическое освоение пространства / Д. Н. Замятин // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 12-23.

6. Захарова, Л. Н. Феномен туризма: моногр. / Л. Н. Захарова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. - 80 с.

7. Каганский, В. Л. Путешествие в ландшафте культуры / В. Л. Каганский // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - Москва: Информкультура, 2001. - Вып. 2.

8. Макаренко, С. Н. История туризма [Электронный ресурс] / С. Н. Макаренко // Единое окно к образовательным ресурсам: беспл. электронная б-ка онлайн. - Режим доступа: http://window.edu.ru.

9. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учебник / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. - Москва: Университетская книга: Логос, 2008. - 424 с.

10. Разлогов, К. Э. Метаморфозы идентичности [Электронный ресурс] / К. Э. Разлогов // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - Режим доступа: http://vphil.ru.

11. Разлогов, К. Э. Память и идентичность [Электронный ресурс] / К. Э. Разлогов // Культурная память в контексте формирования национальной идеи России в 21 веке: моногр. / М-во культуры Рос. Федерации. -Москва, 2011. - Режим доступа: http://mkrf.ru.

12. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. - Москва: Высшая школа, 2005. - 310 с.

13. Сенека, Л.-А. Нравственные письма к Луцилию [Электронный ресурс] / Л.-А. Сенека. - Режим доступа: http ://modernlib.ru.

14. Суковатая, В. А. Путешествие. Культурно-антропологический хронотоп Другого / В. А. Суковатая // Человек. - 2010. - № 2. - С. 48-64.

15. Труфанова, Е. О. Человек в лабиринте идентичностей [Электронный ресурс] / Е. О. Труфанова // Экспертная сеть по изучению идентичностей. - Режим доступа: http://identityworld.ru.

16. Труфанова, Е. О. Идентичность и Я / Е. О.Труфанова // Вопросы философии. - 2008. - № 6. - С. 105.

17. Черепанова, Н. В. Путешествие как феномен культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н. В. Черепанова. - Томск, 2006. - 28 с.

18. Galani-Moutafi V. 2000. The self and the Other: Travel, ethnographer, tourist. Annals of tourism research. Vol. 27. No 1: 203-224. (In Eng.).

Получено 01.02.2016

О. Khakimova

post-graduate student, Tyumen State Institute of Culture E-mail: oxy07@yandex.ru

TRAVEL AS A SEARCH OF SELF-IDENTITY

Abstract. The article is concerned with the current problem. Travels became an essential element of modern society and one of its major characteristics. The analysis of works and articles devoted to the investigation of the phenomenon of travels showed the necessity of deeper philosophic understanding of this topic. In this article there is an idea that travels conduces to the disclosure of mechanisms of self-cognition in particular and of one's own culture in general. The author proceeds from the viewpoint that it is the move away from native and unoppressive that conduces the activation of the mechanism of self-cognition and self-reflection in view of the disturbance of usual behavior. Regarding this topic within a historical context affords clearer proof of the author's viewpoint. In every affected period beginning with the antiquity the author finds the examples of travels as a search of self-identity. However some peculiarities are proper to every epoch. In the antiquity travels promoted the increase of individual self-consciousness through the intellectual development. Another peculiarity is characteristic for the

106

Middle Ages. Self-cognition was accomplished through the tariqah by way of the pilgrimage. From the 15 century travels have been regarded as a preparation for the cognition of a man giving such lessons which were especially necessary for the social life. Beginning with the 19 century the spectrum has been developed. Travelling is a possibility to talk to oneself, to think and it is a search of self-identity and the way to cognition and truth. The author comes to the point that the representative of one culture begins to think about the peculiarities of ones elf's world perception only when he understands that it is not at least an existent unique. Just travels conduce to the comprehension ofpersonal subconscious forms ofperception, emotional reactions, mentation, behavior and evaluation. Keywords: travel, identity, self-cognition, encounter, with Other, native culture, other culture For citing: Khakimova O. 2016. Travel as a search of self-identity. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 102-107.

References

1. Abramov I. 2006. The meaning of "Grand-tour" in education and upbringing of a gentleman. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No 3: 75-82. (In Russ.).

2. Benkhabib S. 2003. Prityazaniya kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuyu eru [The claims of culture. The equality and variation in the global era]. Translation from Eng. edited by Inozemtseva V. Moscow: Logos. 350 p. (In Russ.).

3. Gumilev L. 1970. Ethnogenesis and ethnosphere. Priroda [Naturere]. No 1, 2: 46-55, 43-50. (In Russ.).

4. Gurevich A. 1984. Kategorii srednevekovoy kul'tury [The categories of medieval culture]. The 2nd revised and enlarged edition. Moscow: Iskusstvo. 285 p. (In Russ.).

5. Zamiatin D. 2002. Images of travels: sociological reclamation of space. Sociological Studies. No 2: 12-23. (In Russ.).

6. Zakharova L. 2010. Fenomen turizma [The phenomenon of tourism]. Tyumen: Publishing house of Tyumen State Institute of Culture. 80 p. (In Russ.).

7. Kaganskii V. 2001. Travel in the view of culture. Kul'tura v sovremennom mire: opyt, problemy, resheniya [Culture in modern world: experience, problems, decisions]. Moscow: Informkul'tura. Issue 2. (In Russ.).

8. Makarenko S. The history of tourism [Electronic resource]. Edinoe okno k obrazovatel'nym resursam [One contact to educational resources]. Available from: http://window.edu.ru (accessed: 18.01.2016). (In Russ.).

9. Seneka L. Nravstvennye pis'ma k Lutsiliyu [Moral letters to Lucilius] [Electronic resource]. Available from: http://modernlib.ru (accessed: 27.01.2016). (In Russ.).

10. Pokrovskii N., Cherniaeva T. 2008. Turizm: ot sotsial'noy teorii k praktike upravleniya [Tourism: from social theory to the practice of management]. Moscow: Universitetskaya kniga: Logos. 424 p. (In Russ.).

11. Razlogov K. 2015. The metamorphoses of identity [Electronic resource]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. No 7. Available from: http://vphil.ru (accessed: 08.02.2016). (In Russ.).

12. Razlogov K. 2011. Memory and identity [Electronic resource]. Kul'turnaya pamyat' v kontekste formirovaniya natsional'noy idei Rossii v 21 veke [Cultural memory in the context of formation of the national idea of Russia in 21 century]. The Ministry of Culture of the Russian Federation. Moscow. Available from: http://mkrf.ru (accessed: 08.02.2016). (In Russ.).

13. Sadokhin A. 2005. Teoriya i praktika mezhkul'turnoy kommunikatsii [Theory and practice of intercultural communication]. Moscow: Vysshaya shkola. 310 p. (In Russ.).

14. Sukovataia V. 2010. Travel. Cultural and anthropological chronotope of Another. Chelovek [The man]. No 2: 48-64. (In Russ.).

15. Trufanova E. A man in the labyrinth of identities [Electronic resource]. Ekspertnaya set' po izucheniyu identichnostey [The expert net of observation of identities]. Available from: http://identityworld.ru (accessed: 25.12.2015). (In Russ.).

16. Trufanova E. A identity and I. Voprosy filosofii [Questions of philosophy]. No 6: 105. (In Russ.).

17. Cherepanova N. 2006. Puteshestvie kak fenomen kul'tury [Travel as a phenomenon of culture]. Tomsk. 28 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Galani-Moutafi V. 2000. The self and the Other: Travel, ethnographer, tourist. Annals of tourism research. Vol. 27. No 1: 203-224. (In Eng.).

Received 01.02.2016

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.