ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИКИ И ТУРИЗМА
УДК 159.98+ 379.851 DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10301
АРШИНОВА Виктория Викторовна
Центра стратегии образовательной политики (Москва, РФ);
заведующий отделом; доктор психологических наук;
e-mail: [email protected]
ТОКАРЬ Оксана Владимировна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
(Магнитогорск, Челябинская обл., РФ); кандидат педагогических наук, доцент; e-mail: [email protected] КУЗНЕЦОВА Наталья Валентиновна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ);
научный сотрудник; e-mail: [email protected]
АРПЕНТЬЕВА Мариям Равильевна
Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра, РФ);
ведущий научный сотрудник; доктор психологических наук, доцент;
e-mail: [email protected]
КИРИЧКОВА Маргарита Егоровна
Центр профессиональных коммуникаций (Москва, РФ); Калужский государственный университет им. Н.Э. Циолковского (Калуга, РФ);
генеральный директор; аспирант; e-mail: [email protected]
НОВАКОВ Андрей Викторович
Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы (Москва, РФ); Московский социально-психологический университет (Москва, РФ); медицинский психолог, заведующий Социально-психологической службы;
преподаватель, аспирант; e-mail: [email protected]
Тревел-психотерапия
или психотерапевтический туризм
Современные практики и теоретики, исследователи туризма, стремятся к тому, чтобы туристическое или паломническое путешествие стало погружением в культуру, достижением мудрости и к лучшему пониманию людей, времен и мест. Истинный смысл путешествия постигается в полном погружении в местное общество, культуру. Целью исследования является анализ специфики, возможностей и технологий тревел-терапии или психотерапевтического туризма. Психотерапевтические возможности путешествий известны давно: путешествие может быть весьма преображающей практикой. Путешествующий человек - человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром. Расширение понимания себя и мира как суть путеше-
Ключевые слова:
туризм, психотерапия, тревел-терапия, психотерапевтический туризм, ландшафтная аналитика
ствия отражена в работах специалистов в области туристики. Существует несколько понятий в этой сфере, например «психологический/психотерапевтический туризм», которые близки понятиям туризма эзотерического и туризма медицинского. На сегодняшний путешественник ищет особых, аутентичных переживаний и представлений, а не просто просматривает потрясающие сайты, книги или пускаясь в реальное путешествие. Идея трансформирующих путешествий предлагает в рамках консультативной психологии мотивирующий подход к жизни и для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного. Путешествие-трансформация противоречит идее стремления к достижению психологического комфорта благодаря «побегу» и иным незрелым моделям поведения. Напротив, путешествие делает человека более взрослым, зрелым. Преобразование не является сначала и все время путешествия исключительно комфортным или приятным занятием, но оно - необходимый процесс достижения осознания и «выгод» самоценной жизни
В статье проведен интегративный анализ моделей и технологий тервел-терапии или психотерапевтичесокго туризма, выделены его особенности, возможности и технологии.
Актуальность исследования. Рекреационный или лечебно-оздоровительный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Лечебный, в том числе психотерапевтический эффект, достигается путем (ре)формирования туристического продукта, в основе которого заложена лечебная или оздоровительная технология, улучшающая качество жизни. Данная практика и теория ее применения имеют много источников, часто не соотнесенных между собой и, потому, не используеимых с должной эффективностью и продуктивностью.
Цель исследования: анализ специфики, возмрожностейй и технологий тревел-терапии или психотерапевтического туризма.
Методы и материалы исследования. В статье проведен интегративный анализ моделей и технологий тервел-терапии или психотерапевтичесокго туризма, выделены его особенности, возможности и технологии.
Результаты исследования. Результаты исследования. История психотерапеватиче-ского туризма связана с тремя основными источниками: 1) психотерапевтической и консультативной помощью населению, работами в консультативной психологии по проблемам общей и частной психотерапевтической помоши; 2) деятельностью специалистов туристических фирм, туристикой, работам по рекреацционно-оздоровительному, экологическому, образовательному, эзотерическому и иным видам туризма, паломничества и путешествий; 3) активностью цифровых номад и иных путешественников, рефлексирующих свой опыт в дневниках наблюдений и специальных работах по проблемам трансформирующих влияний путешествий; 4) с работой медицинских учреждений и специалистов, здравниц и курортов также связаны многие ранние исследования и технологии психотерапевтического туризма, начиная с терренкура и т.п.
1) Первыми на этом пути стали
цифровые номады (кочевники). Некоторые люди становятся «цифровыми кочевниками», однако, некоторым «достаточно» даже небольшого путешествия, в котором человек переживает опыт поддержки, включенности, надежды. Психотерапевтические возможности путешествий известны давно: путешествие может быть весьма преображающей практикой. Путешествующий человек -человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром.
2) Расширение понимания себя и мира как суть путешествия отражена в работах специалистов в области туристики. Существует несколько базовых понятий в этой сфере, например «психологический / психотерапевтический туризм», которые близки понятиям туризма эзотерического и туризма медицинского.
3) Идея трансформирующих путешествий предлагает в рамках консультативной психологии мотивирующий подход к жизни и для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного. На сегодняшний путешественник ищет особых, аутентичных переживаний и представлений, а не просто просматривает потрясающие сайты, книги или пускаясь в реальное путешествие.
4) Важным является также медицинский, социально-организационнй контекст развития этого направления.
Рассмотрим эти направления, их особенности, возможности и технологии подробнее.
Рекреационный туризм как вид физической рекреации определяется, как путешествие, с целью отдыха, лечения, восстановления и развития физических, психических и нравственных ресурсов человека Рекреационный туризм - это передвижение людей в
свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является самым старым, распространенным и массовым. Истинный смысл путешествия постигается в полном погружении в местное общество, культуру. Опыт привычной, повседневной и чрезмерно «реальной» жизни побуждает людей путешествовать и объединять культуры, открывая чудеса мира и переживая удивительные события, возникающие, когда соприкасаются и сливаются разные культуры, разные опыты, жизненные миры. Некоторые люди становятся «цифровыми кочевниками», однако, некоторым «достаточно» даже небольшого путешествия, в котором человек переживает опыт поддержки, включенности, надежды. Психотерапевтические возможности путешествий известны давно: путешествие может быть весьма преображающей практикой [2; 4; 7; 10]. Путешествующий человек - человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром [15]. Работы в этой области начаты самими путешественниками и «цифровыми номадами». Это понятие связано с тем, что сегодняшний путешественник ищет особых, аутентичных переживаний и представлений, а не просто просматривает потрясающие сайты, книги или пускаясь в реальное путешествие. Многие путешественники прошлого и будущего оставили интересные записки: «Дорога, - писал С. Т. Аксаков, - сосредоточивает ... мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет ... внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды - в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости» [1, С 120]. Г. Милле сказал: «Иногда перемещение - это не точка в пути, а новый способ видеть вещи». Джон Стейнбек выразился еще более емко: «Не люди делают путешествия, а путешествия делают людей». Дж. Стейнбек выразился еще более емко: «Не
люди делают путешествия, а путешествия делают людей ... это не просто путешествие ради самого путешествия, ... во многом более духовное путешествие. путешествие всегда должно происходить в сочетании» с психотерапией [14, С. 1]. Поскольку исцеление и внутренний рост произошли, поскольку человек может вернуться домой, психологически уже преодолев проблемы.
Человек, путешествующий с целью самопознания, может работать один или быть частью группы. Когда путешествие групповое, то личный опыт по-прежнему является центральным, хотя маршрут и иные стороны и функции поездки обычно планируются для всех. При этом такие поездки могут сопровождать как специалисты, включая врачей-психотерапевтов, так и просто квалифицированные специалисты туристических фирм. Человек часто испытывает потребность во «внутреннем путешествии»: он стремится развиваться, ищет пути как стать спокойнее, нивелировать последствия стрессов, приобрести больше уверенности. Человек может сделать свое географическое путешествие толчком в путешествии внутреннем, целью которого является психологическая эволюция, оздоровление. Для того чтобы это произошло, необходимо более ясно представлять, что он ищет внутри себя самого. Путешествие особенно помогает тогда, когда кажется, что «уже нечего терять, все что есть вокруг давно изжило себя, а нового еще не пришло»: в суете и привычках повседневности, в страдании и травмах, человек перестает слышать то, что происходит у него внутри.
В поездках человек наблюдает за людьми и становится гибче и проще, начинает жить, опираясь на внутренние интенции, он не всегда знает, что с ним будет завтра и каким он вернется домой. В путешествии человек имеет возможность, наконец-то, сделать то, что действительно хочет и в чем нуждается, а не то, к чему обязывает его повседневная жизнь. В путешествии многие люди обретают необходимое им время и пространство само-
стоятельности, ответственности, путешествие становится побудителем и источником самореализации, помогает понять себя и другого: путешествие - хороший способ выяснить, любите ли человек кого-то или ненавидит ли - на самом деле. Новый опыт обогащает человека, расширяет его понимание мира, дает возможность реализовать и сформулировать фантазии и мечты [5; 6; 11; 12; 38].
Некоторые люди становятся «цифровыми кочевниками», пишут целые произведения о путешествиях (классический и современный нон-фикшн, путеводители, дневники и «записки о путешествиях из...в...», и т.д.). Однако, некоторым «достаточно» даже небольшого путешествия, в котором человек переживает опыт поддержки, включенности, надежды, что показывает работа М. Чавеса [30].
М. Чавес, «Levee», является создателем «терапии метро» (the subway therapy) - захватывающего проекта, реализующегося на станциях метро Нью-Йорка. Веря в психотерапевтическую силу общения, он создал проект, позволяющий людям развивать общение для того, чтобы поддерживать друг друга. «Терапия метро» работает как напоминание о том, что человек не одинок в своей боли, его горе и его переживания и представления, его борьба с обстоятельствами поддерживаются коллективной надеждой тех, кто считает, что будущее будет лучше настоящего. Переживание инклюзивности (включенности в мир) и надежды (на добрые перемены) - суть «признаков надежды» М. Чавеса. Якобы отчуждённые и самодовольные жители Нью-Йорка и посетители города были приглашены им размещать на маленьких клочках бумаги -стикерах - свои искренние и правдивые, вдохновляющие и поддерживающие заметки о том, что жизнь трудна, но трудности можно преодолеть, о том, как можно освободится от стремления к депрессивному (само)опла-киванию - оплакиванию себя и иных «слушающих людей без слуха», о том, как стать счастливыми. Метод аккумулирует целебный потенциал общения вполне обычных людей,
выражающих себя, свои представления и переживания, их палитру как палитру жизненных миров, опытов. М. Чавес, назвав себя «Levee» - тот, кто поддерживает «психологический всплеск» города, появился в метро с наборами ярких стикеров для заметок [30]. «Выразите себя», - сказал он прохожим. Реакция посетителей метрополитена была поистине «взрывной»: М. Чавес превратил подземный лабиринт метро, в котором жители часто чувствуют себя потерянными, отчужденными и несчастными, в общественное пространство творчества, известное под названием «терапия метро».
Гр. Диел [22], рассматривая путешествие как трансформацию, устанавливает новые акценты путешествия, в том числе «новый стандарт для цифрового движения кочевников». Он описывает свой собственный путь и показывает, как парадигмы и системы представлений и переживаний управляют человеком и влияют на его повседневную жизнь - и, самое главное, он объясняет, как путешествие может помочь оставить свое прошлое позади, освободиться от человека, которого человек считает собой, и сформулировать правильные вопросы, чтобы помочь ему узнать свою истинную суть. С новой идентичностью, достигнув большего согласия с самим собой, человек создает новый мир. Идея трансформирующих путешествий предлагает мотивирующий подход к жизни и для тех, кто чувствует себя задушенным обычной жизнью, он показывает, что вещи, которые действительно имеют значение для человека, часто могут быть доступны и приняты только тогда, когда человек выходит за пределы своей обычной жизни и опыта, кого уходит от известного. Путешествие-трансформация противоречит идее стремления к достижению психологического комфорта благодаря «побегу». Преобразование не является сначала и все время путешествия исключительно комфортным или приятным занятием, но оно - необходимый процесс достижения осознания и «выгод» самоценной жизни. Выходя из привычной «зоны
комфорта» в исследование мира, живя в течение более или менее длительного периода в мире без привычных ограничений и запретов, а также без привычных предписаний, возможностей, человек приходит к переживанию и осознанию столкновения, различий культур. В результате это означает возможность серьезных перемен и чудес для путешественника [13].
Современные практики и теоретики, исследователи туризма и туристики, стремятся к тому, чтобы туристическое или паломническое путешествие стало погружением в культуру, достижением мудрости и к лучшему пониманию людей, времен и мест. Истинный смысл путешествия постигается в полном погружении в местное общество, культуру. Опыт привычной, повседневной и чрезмерно «реальной» жизни побуждает людей путешествовать и объединять культуры, открывая чудеса мира и переживая удивительные события, возникающие, когда соприкасаются и сливаются разные культуры, разные опыты, миры [6; 1]. М. Фаерман обсуждает понятие «психологический туризм» «как практическое направление деятельности туристических компаний, некоторых психологических центров и эвант-компаний» [15, с. 1]. Психологический туризм в интегративном подходе -«научно-обоснованное целостное направление практической психологии». Он основан на ряде принципов. Интегративный подход предполагает интеграцию человека с окружающей средой (миром), «непосредственно психологическая составляющая концепции базируется на таких направлениях, как психология среды или экологическая психология, духовная и трансперсональная психология, этно-психология и как обобщение высшего уровня - интегративная психология. прикладные специфические психологические направления, активно используемые в психологическом туризме - это ландшафтная психотера-
1 Спиваковская В. Travel therapy. Интервью с Э. Кроу // Сноб. 2016.31.08. С.1. URL: https://snob.ru/profile/ 28982/blog/111872 (дата обращения 10.03.2018)
пия, анимало-терапия, арт-терапия, интегра-тивные психотехнологии и другие направления, зависящие от специфики содержания психологического туризма». Она предполагает развивающее взаимодействие человека и окружающей среды, изучением которого с 70-х годов ХХ века занята психология среды (эн-вайронментальная психология). «Взаимодействие человека и окружающей среды предполагает интеграцию (через механизмы ассимиляции, интроекции и проекции) био-гео-социо-культурного пространства внешней среды и био-психо-социо-культурного пространства личности» [15, с. 1]. В процессе и результате интеграции формируется и растет «развивающее пространство, управляемое контекстно-опосредованными психотехнологиями». Психологический туризм опирается на исследование природного и культурного аспектов среды («оупен-эир» форматы терапии -в полном контакте человека с природой и культурой (путешествия по «мировым местам силы» и в центры мировых духовных традиций). В этом интегративном развивающем пространстве формируются и развиваются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром. В итоге психологический туризм может быть определён как «направление практической психологической работы, предполагающее интеграцию социокультурной (в том числе история, архитектура, искусство, ментальность, традиции, религия) и природной (в том числе ландшафт, флора и фауна, стихии) сред на основе контекстуально-опосредованных психотехнологий, формирующее интегративное развивающее пространство личности и группы» [15, с. 1]. Он при этом предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но построение единого времени и пространства, в котором личностное и групповое развитие связано с особенностями (культурными и
природными) контекста, среды осуществления развивающих перемен. Это проявляется в построении и осуществлении программы, тематике и направленности развивающей работы, в выборе методов и психотехнологий работы в соответствии с клиентским запросом, историей и феноменологией нарушений, возможностями и ограничениями технологий и среды (маршрута) [15, c. 1].
Ещё одно понятие, обозначающее консультативный подход, - «ландшафтная аналитика» или натурпсихотерапия: психотерапевтическое путешествие, которое предполагает технически двухдневный или более длительный поход по определенному маршруту, в ходе которого участникам открывается их «внутренний ландшафт», а физические объекты, такие как поле, лесная чаща или подземелье, становятся символами закоулков души и проводниками в заповедный внутренний мир. Его история тесно связана с четвертым подходом источником современного психотерапевтического туризма, с медицинской практикой.
Что касается последней, то еще в начале ХХ века за рубежом, в рамках практик типа терренкура (terrenkur, «treatment by earth» , M.Y. Oertel, Hamer M., Chida Y., Н.Н. Облонский, и др.) [27; 29; 30], а в середине ХХ века, в СССР и иных странах социалистического лагеря, активно разрабатывались различные варианты ландшафтотерапии в лечебных группах, которые проводились в основном на курортах. Еще в 1885 году М.Й. Эртель предложил лечение прогулками или терренкур. Далее проблемой занимались разные исследователи (В.Н. Дмитриев, А.И. Яроцкий; А.Л. Коркешко; Б.А. Якубов; П.М. Полян и др.) [6; 9; 10; 12; 27; 28]. Один из основоположников курортологии, П.Г. Мезерницкий писал о «ландшафтном рефлексе», эстетическом наслаждении созерцанием красок природы, которое активирует симпатоадреналиновую систему [11]. В случае натурпсихотерапии и, в частности, ландшафтотерапии (ландшафтоте-рапия - «лечение пейзажам), как пишут Л.Н. Лежепекова и Б.А. Якубов, «эстетическое
(прекрасное - есть жизнь, природа) начинает служить терапевтическим, гигиеническим и профилактическим целям и задачам» [10]. Часто обсуждалась т.н. курортография - изучение местоположения и природных условий курортов и курортных местностей с характеристикой их лечебных факторов, бальнеоте-рапевтических, климатотерапевтических, психотерапевтических и других условий для лечения и отдыха. Специализацию любого курорта определяют курортные факторы - при-родно-лечебные факторы, используемые для целей профилактики, терапии и медицинской реабилитации больных на курортах.
К курортам предъявляются следующие требования: 1) наличие природных лечебных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование курорта; 2) необходимые технические устройства и постройки для рационального применения курортных факторов (бассейны, грязелечебницы, пляжи и т.д.); 3) специально приспособленные помещения для лечения и жилья (санатории, дома отдыха); 4) наличие лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание больных и отдыхающих; 5) наличие оздоровительных учреждений, спортивных сооружений и площадок; 6) наличие учреждений общественного пользования, учреждений общественного питания, торгового и бытового обслуживания, культурно просветительских учреждений; 7) удобные подъезды и средства сообщения; 8) благоустроенная территория, инженерно технические сооружения, обеспечивающие электро- и водоснабжение, канализацию. Во времена СССР разрабатывались различные варианты ландшафто-терапии в лечебных группах, которые проводились в основном на курортах. Сейчас положение стало меняется, понимание ландшафтотерапии расширяется. Лечебно-оздоровительный туризм, как вид экологического туризма есть тип санаторно-курортного лечения и рассматривает организацию оздоровления населения с точки
зрения технологии и этапов путешествия и улучшения состояния здоровья человека в результате путешествия. Это улучшение происходит либо путем полного удовлетворения потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении с использованием разнообразных составляющих природного комплекса (ландшафт, комфортный климат, здоровый режим, смена обстановки и др.), либо специальных методов воздействия на организм человека как бальнео-, пелоидо-, ландшафто-, талассо- и климатотерапия, психотерапия и т.д. Для многих стран мира этот вид туризма является самым распространенным и массовым. В последнее время рынок рекреационного, в том числе лечебно-оздоровительного туризма претерпевает существенные перемены, привычные курорты и маршруты путешествий становятся все более полифункциональными. Он становятся оздоровительными центрами, ориентированными на широкий круг потребителей. Кроме того, в мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую социальную, психическую и физическую форму, и нуждаются в восстановительных и развивающих, антистрессовых и функционально стимулирующих программах. В основном это люди не чуждые активному физическому отдыху. Данная переориентация курортов на новый сегмент рынка связана с уменьшением поддержки муниципалитетов и государства и индивидуализацией работы туристических фирм и их специалистов.
Здравницы и иные туристские учреждения принуждены диверсифицировать свою работу, чтобы охватить большее число клиентов, выйдя на новые сегменты потребительского рынка. Культурные и спортивные мероприятия дополняют и поддерживают лечебные. Наряду с ведущими группами курортов и рекреационными маршрутами - бальнеологическими, грязевыми и климатическими - выделяются инновационные, дополнительные и переход-
ные типы. Они используют одновременно несколько природных и культурных целебных факторов, например, минеральные воды и грязи или климат и минеральные воды, психотерапию и бальнеотерапию и т.д. Переходные и комплексные маршруты и курорты наиболее распространены в Европе Америке, привлекая туристов из разных стран. В последние десятилетия широкое признание получили spa курорты тревел-терапия Такие курорты маршруты организуются не только в рекреационных зонах, но и в крупных мегаполисах, даже в гостиницах, предназначенных для делового и образовательного туризма и т.д. Среди наиболее востребованных процедур, включенных в "меню" таких курортных центров и маршрутов, можно отметить грязелечение (пелоидотерапию), используемое в лечебно профилактических и реабилитационных целях, глинолечение, фототерапию (лечение светом), в том числе гелиотерапию (солнечное облучение), массаж (традиционный, мануальный, тайский, аюрведический и пр.), ароматерапию, психотерапию и т.д. Разного рода косметические, тонизирующие, расслабляющие, антицеллю-литные, детоксикационные, антистрессовые, омолаживающие и иные рекреационно-оздоровительные программы существуют в таком количестве и многообразии, что ограничить их может только время пребывания на курорте и воля самого человека. Все это дает возможность комплексной работы, что повышает эффективность и продуктивность рекреации. К этой тенденции примыкают досугово-развлека-тельные программы, повышающие жизненный тонус отдыхающих, удовлетворяющие их духовные и психологические потребности. Формируются курортно-рекреационные системы, целью их существования выступает улучшение здоровья человека, качества и продолжительности его жизни. Б.Д. Карвасар-ский в контексте описания «натурпсихо-терапии» отмечает данный метод как недостаточно разработанный, но предполагает
возрастание его значения в связи с тотальной урбанизацией [13].
Консультативная ландшафтотерапия, развиваемая российскими учеными и практиками, перекликается с китайским искусством Фэн-Шуй в поиске гармонии и понимания себя и мира. Работы здесь ведутся собственно психологами и психотерапевтами, социальными и медицинскими работниками. Этот метод в России развивают В.А. Петровский, С. Березин и Д. Исаев, а также ученики А.С. Спиваковской - А. Белорусец и Ю. Коно-пельцева. Метод рекомендуется психологам, психотерапевтам, культурологам, педагогам, социальным работникам, реабилитологам. Теоретически этот метод лежит на границе аналитической психологии, транзактного психологического анализа и психотерапии творческим самовыражением. При этом «В нем слышны отголоски архаических инициаций» [3, С. 1]. Программа включает индивидуальные и групповые тренинги на природе, например, с помощью техник направленного фантазирования и направленного аффективного воображения, терапией творческим самовыражением (ТТС) и применением принципов и подхода экзистенционально-инициальной (тйма^^е therapie) психотерапии К. Дюркхайма и М. Гиппиус, предполагающей широкое применение методов арттера-пии: «Терапия, которая не принимает во внимание духовный аспект человека, обречена на провал... терапевт - не тот, кто лечит, вторгаясь со своими собственными средствами, терапевт - это тот, кто соответствует первоначальному значению этого слова: попутчик в пути» [4; 14]. К. Дюркхайм полагает, что основной проблемой современности является то, что центром жизни является человек, персона, а не внешнее и внутреннее бытие: жизнь лишается целостности, центра, отрицается трансцендентная Суть личного бытия. «Подъемная сила Сути хорошо проявляет себя, если мы можем расстаться с тем, что сохраняет и удерживает. Только в том случае, если мы все время оставляем (в смысле «по-
кидаем», «бросаем» - А.М.) то, что делает нас в мире богатыми, Суть будет вновь и вновь нас одаривать. В мире мы ищем застрахованное бытие и ограждённость от боли. Созревание из Сути проходит через опасность и боль, вырастает из страдания и приносит свои плоды только при умирании [4, С. 16]. «За всем и надо всем существующим человек предугадывает («предчувствует») великое «Я есть» всей жизни» [4, С. 28]. Чем больше человек в своем мирском бытии отдален от Сути, тем больше вероятность того, что однажды он обнаружит себя страдающим от этого мира, от самого себя - привычного. «Удачной следовало бы считать лишь ту форму «Я», в которой человек находит свое счастье и свободу как слуга и очевидец Бытия. Удачное «Я» не является противоречием для Сути, а является инструментом ее проявления в мире. Удачное «Я» означает форму человеческого существования, в которой человек может поведать миру о Сути» [4, С. 34-35]. Неудачные «Я» либо заключены в жесткие оковы условностей и границ своей личности, привязаны к ее смысловому центру, либо колеблются во все стороны - без опоры, границ и направления. Неудачны даже гармоничные люди: «Гармоничный человек не застывает в скорлупе, приносящей страдание, и не испытывает мук, лишаясь границ. .Он умеет приспосабливаться, хорошо вписывается в любую ситуацию, причем всегда так, что это приятно и ему самому, и другим. Он умеет гибко защищать уют своего внутреннего состояния от любого вторжения как извне, так и изнутри и, так как он никого не задевает, то не любит, чтобы и его задевали. Чего ему не хватает, так это глубины ... Но его открытость и преданность лишены сердца. Он любезен, но не обязателен и без любви. Он выдает себя за отзывчивого человека, но ничего (никого) не подпускает к себе» [4, С. 41]. Но однажды настает момент, когда такому человеку становится понятно, что когда «все идет слишком гладко», это не есть -хорошо, его охватывает переживание непонятного ужаса и неясной вины: такая встреча с
Сутью оказывается наиболее жестоким опытом после «гармоничного» существования.
Такой опыт рождает не избавление от страданий, а настоящее , подлинное страдание. Суть - феномен вечно изменяющейся жизни, развивающегося Бытия. Транспарентность, прозрачность человека по отношению к его сути означает способность и готовность слушать ее и допускать в жизнь для того, чтобы она могла изменить то, что изменить нужно. Результат обособления от бытия - страдание непрозрачности, близкое экзистенциальному вакууму и экзистенциальной неисполненности В. Франкла и неврозу скуки М. Босса: «Подлинная прозрачность означает победу над миром с его опасностью, абсурдом и жестокостью и над сопутствующими им состояниями страха, отчаяния и печали. Когда человек находится в состоянии полной прозрачности, то все, с чем он встречается, тоже становится прозрачным. Суть другого становится открытой на основе своей прозрачности, а также способа и меры понимания» [4, С. 67]. Исцеление происходит тогда, когда «больной» учится понимать себя, свои неуспехи и ошибки «как блокировки самоосуществления, в котором должна проявиться его собственная трансцендентальная Суть». Страдание возникает как страх и столкновение со смертью, непонятностью и абсурдностью мира (отчаяния из-за бессмысленности и абсурдности жизни), а также с одиночеством и отсутствием любви (безутешность одиночества и отсутствие переживания «всепроникающей любви»). Путь и время в ландшафтной аналитике - дают человеку опыт пограничных, переходных состояний -инициаций и трансформаций в относительно безопасной и спокойной форме [4; 2].
Путешествие также - связано с переходами и осознаниями и переживаниями границ жизни, с неадаптивной активностью лич-
2 Бардина О. Ландшафтная аналитика психотерапия силами природы // Растем вместе. URL: http://vmeste-rastem.ru/landshaftnaya-analitika-psihoterapiya-silami-prirodyi (дата обращения: 10.03.2018).
ности. Наиболее частые запросы клиентов этого рода психотерапии таковы: проблемы в отношениях и проблемы с их отсутствием, разнообразные кризисы (когда человек понимает, что-либо он, либо его окружение изменилось настолько, что надо что-то менять, а что именно менять и как - непонятно), в том числе с психосоматическими проявлениями у тех, кто пропустил первые, неявные, сигналы о том, что пора меняться; желание развиваться и лучше понять себя.
Описывая свой метод, авторы отмечают, что «Победа Эдипа над сфинксом ознаменовала собой победу профанного над сакральным, мирского над священным. Победа эта. обернулась в конце концов торжеством общества массового потребления, все больше и больше вытесняющего на периферию жизни не только духовность, но и душевность. В современном мире психотерапия перестает быть только лишь сферой медицинской или социальной практики, она постепенно становится культуральным явлением, оппозиционным прагматизму и коммерциализации общества массового потребления». С. Березин, Д. Исаев [4, С 109]. Они пишут также, что «ландшафтная аналитика - это трандисци-плинарная психотерапия, элементом которой является освоение человеком запечатленных в гипертексте культуры смыслов посредством переживания ландшафтных объектов. Однако, цель ландшафтной аналитики не только в том, чтобы привлечь внимание к духовным ценностям, неизвестным подавляющему большинству людей, но и в том, чтобы дать его участникам возможность столкнуться с тем содержанием своей душевной жизни, которое по тем или иным причинам остается вне осозна-вания в процессе нашей повседневности» [4, С 11-12].
Суммируя свои исследования в этой области, С. Березин и Д. Исаев отмечают, что «Ландшафт и его компоненты были той исходной природной данностью, которая в процессе возникновения и развития человеческого сознания семантизировалась и мифологи-
зировалась. «Обрастая» смыслами, ландшафтные объекты обретали свое бытование в культуре... в культурно обусловленном сознании человека. Воспринимая ландшафт и его элементы, человек проецирует на него свою субъективность. содержание проекции если не полностью, то хотя бы отчасти, определяется воспринимаемым ландшафтным объектом... теми культурными смыслами, которые с ним сцеплены» Они называют поэтому данные ландшафтные объекты смыслопорожда-ющими. В широком смысле к смыслопорож-дающим можно отнести все ландшафты. При этом «Чем выше напряжение контакта с ними, тем выше вероятность возникновения у человека особых психических феноменов, которые обеспечивают психотерапевтические эффекты .... Важнейшим условием таких изменений является рефлексия разнообразных границ, отношения к ним, и тех состояний, которые при этом возникают». Рефлексия границ, отношения к ним, а также возникающих на границе, до и после границе состояний, состояний в процессе контакта с ландшафтными объектами, формируют или отражают ту или иную позицию по отношению к природе и к культуре, к обществу и к себе самому, «пребывание человека на границе. есть ни что иное, как пребывание в условиях неопределенности. Осмысленная неопределенность чревата свободным и ответственным действием. Совершающий такое действие не только снимает для себя тревогу неопределенности, но и подвигает себя за пределы границы» [4, С107]. Раздвигая за счет своих собственных усилий пространство и время возможностей, человек становится подлинным автором своей жизни. Однако, он также постигает и «авторство» мира, соавторство с ним, диалог. «Границы не только разделяют, но и соединяют, и определяют отношения сущностей. В этом смысле вполне можно говорить о медиативной функции границы» [4, ^107-108].
Близко к этому, в том числе претендует на более общее, еще одно понятие, но уже популярного зарубежного, консультативного
подхода - тревел-терапия (travel therapy) [14; 26; 31; 32]. Тревел-терапия, «основанная» Э. Кроу, или психотерапевтические путешествия становятся все более популярными. Это простой способ, позволяющий трансформировать накопленный опыт, получить новый и перевести отношения на новый качественный уровень, укрепляя идентичность человека и его отношения. Э. Кроу полагает, что благодаря путешествиям, психологическое восприятие времени ускоряется и ускоряет течение психологических процессов, переживаний и представлений, ускоряет изменения и делает их более легкими. «За одно недельное приключение в экзотическом месте можно испытать гораздо больше, чем за год просиживания у себя дома и в офисе перед компьютером по 40 часов в неделю.» [14, С. 1]. Основная идея Э. Кроу «заключается в супервизии путешествия, действующей как катализатор исцеления с помощью организации определенных новых опытов, упакованных в короткий промежуток времени» [14, C. 1]. Кроме того, «Дополнительное преимущество travel therapy состоит в том, чтобы помочь расширить возможности людей, предлагая им чувство собственной значимости, полноты жизни и выполненного долга. Поездка - это жизнеутверждающее событие, где человек может сказать «Да! Я сделал это. Я был успешен. Я достиг чего-то» (помимо того, что очевидно временно физически избежал токсичной ситуации)» [5, c. 1]. Согласно К. Рубинштейн (C. Rubinstein), у многих людей мотивом путешествий служит для них желание побыть одному, чтобы «лучше узнать себя» и подумать о своих проблемах. Прежде всего, надеются таким образом решить свои проблемы: крах отношений, неудовлетворенность профессией и пр. [14; 3]. Тревел-терапия наиболее демократична: опыт путешествия используется, чтобы получить представление о своих ценностях, убеждениях, переживаниях, желаниях и потребностях и/или многих других аспектах
3 Спиваковская В. Travel therapy. Интервью с Э. Кроу.
16 н-
жизни. Для некоторых людей она может предполагать ведение журнала или ведение письменного дневника или блога наблюдений, выполнение упражнений или включенность в целую программу развития или реабилитации. Для других людей, как показали многочисленные зарубежные исследования, в том числе интервью с людьми в разных странах мира, психотерапия как самоисследование и исследование мира - скорее особый стиль, стиль «терапии путешествий», предполагающий сосредоточение на внутренней работе. Подобно тому, как некоторые путешественники, заинтересованные в личностных открытиях, сосредотачиваются на духовных элементах путешествия в «эзотерическом туризме», для некоторых людей путешествие -это скорее интеллектуальный и эмоциональный опыт, опыт осознания моделей поведения и взаимодействия и т.д. [32].
Исследователи выделяют несколько психотерапевтических факторов путешествия: путешествие запускает в нас процесс изменений, позволяет подготовится психологически к новому этапу жизни и вырваться из оцепенения и застоя; учит быть готовым к неожиданностям в жизни и терпимо их переносить; открывают возможности личностного роста, изменений, самопознания, возвращают к себе; дают возможность насладиться свободой, располагать своим временем и местом жизни; .это психологическая «встряска», оно стимулирует все процессы в организме, включая понимание ситуаций и принятие решений; путешествия делают переживания и осозна-вания более яркими, расширяют «репертуар» личности, новые силы и возможности, повышают выносливость, терпение, сообразительность и предприимчивость; открывают для нас новое восприятие времени и пространства, помогают осознать суету больших городов и медлительность провинций, понять относительность мира и своей роли в нём [8; 10; 11; 14 и др.].
Цель психотерапевтически ориентированного путешествия - активизировать в че-
ловеке самоисследование и исследование им казавшегося понятным мира, путем движения от внешнего к внутреннему миру. Это возможно и продуктивно при погружении в абсолютно новую среду обитания, культуру и традиции. Направляя все наши мысли и действия на осознанное исследование внешней среды, которая в корне отличается от привычной клиенту среды обитания, он и консультант выходят из «зоны комфорта». Круг проблем, который удерживал клиента в тисках напряжения прекращает действовать, более или менее спонтанно и направленно высвобождая большую творческую , целительную энергию. Именно исследовательская активность и запускает оздоровление, возникает интерес к жизни, укрепляется жизнеутверждающая ориентация , происходит обновление понимания себя и мира, у клиента появляется возможность, может быть первый раз в жизни, посмотреть на истинного себя, соприкоснуться с внутренним миром и, наконец, "запустить" исследование себя и мира на всех уровнях - физическом, психологическом, социальном, духовном. Главная цель психотерапевтически ориентированных поездок (туров) -помочь вернуть веру в себя, переосмыслить текущую ситуацию, разрешить внутренний и внешний конфликт.
И.Ф. Манилов пишет, что «Равновесие и стабильность - лишь условные понятия. Такое представление о мире является ключевым для достижения состояния душевного равновесия и покоя. Отношение к путешествию как к процессу позволяет преодолеть иллюзию управления миром посредством некой целенаправленной деятельности. А потому, будет разумно направить свои силы на то, чтобы удачно «вписаться» в мир, а не «овладеть» им». Путешествие должно осуществляться, по возможности, без «культурной цензуры». Как можно меньше ограничений и лояльность ко всему новому и непривычному. Необходимо максимальное столкновение с реально-
стью и погружение в нее.»4.
Однако, поскольку часто человек не может позволить себе путешествие, он может почитать о нем. Особенно продуктивным чтение бывает тогда, когда описание путешествия включено в описание некоторой, близкой пациенту истории, то есть - художественный текст. Помимо притягательности вымысла и попыток проектирования и/или ретро-спектирования жизни человека и человечества, литературно-художественные произведения о путешествиях включают попытку осмысления человеческой жизни и развития человека не изнутри его самого, привычных ему пониманий себя и мира, а извне - со стороны возможных - иных пониманий, представленных иными реальностями и существами. «Инопонимание» как «артефакт» или факт «иноземного» путешествия, в том числе путешествия космического как перемещения в «запредельное», в жизни человека и человеческого сообщества всегда связано с моментами их интенсивного развития [1; 2]. С точки зрения психологической, инопонимание -важнейший компонент и результат психотерапевтического взаимодействия, взаимодействия «Своего» и «Чужого» [2; 17; 18]. Поэтому контакт человека с иными формами, местами и временами жизни может быть рассмотрен как форма психотерапевтического взаимодействия, реализации психотерапевтических (ксенопсихотерапевтических) отношений.
Примером этих отношений, несомненно, является путешествие как практика, благодаря которой люди, пресыщенные жизнью в знакомой им среде, то есть, по сути, достигшие по своими ощущениям состояния наибольшего и полного понимания себя и мира с точки зрения своей «повседневной идентичности», получают возможность «встряхнуть» себя и окружающий их мир, сменив эту идентичность на идентичность кочевника, путешественника, представителя другой культуры и
4 Ланберг О.А. Психологический туризм // Портал пси-хол. услуг. URL: http://www.lanberg.ru/tours/baliwoman/ (дата обращения 10.03.2018).
другого времени и места. Насколько это удается в каждом конкретном случае и какие артефакты и тенденции здесь можно выделить -вопрос отдельный, но сам факт изменений -очевиден: сама сложность путешествия и его традиционные цели выступают как условия «инициации» личности, терпящей неудобства и переживающей дискомфорт ради нового, иного понимания себя и мира.
Путешествия в рамках тревел-терапии в современном мире - сознательная попытка человека в сфере изменения самого себя посредством погружения в переживание скрытых от обыденного понимания значений символов, хранящихся в пространстве-времени жизни планеты Земля, и усвоения, связанной с ними силы.
Тяготы и напряжения путешествий, природные и телесные испытания и препятствия составляют самоинициируемый, квазитерапевтический опыт, который вытягивает человека из привычного, непродуктивного или устаревшего состояния. Во время путешествия человек, порой впервые, начинает слушать себя, а не только мир и делать то, что действительно хочет и в ем нуждается, а не то, к чему обязывает его повседневная жизнь и окружающие родные коллеги люди. В путешествии многие приобретают желанное пространство время автономии, которые выступают как источник (поиска и достижения) идентичности. В обычной жизни люди часто «убегают» от себя, заполняя и переполняя свой мир другими людьми, медиа и т.д. Путешествия оживляют и перерабатывают переживания и представления, в путешествиях нередко приходится отказываться от привычного комфорта, сталкиваясь с опасностями.
Весьма важны попутчики, они помогают стать более гибкими, выйдя за рамки привычек, перестать путешествовать «правильно». Путешествие особенно эффективно при условии, что желание измениться осознанно: Если человек не прикладывает внутренних усилий, не стремится переосмыслить, посмотреть на все, с чем имеем дело, иначе -
ничего автоматически не произойдет. С чем он вышел в путь, с тем и вернется.
Заключение. Психотерапевтический туризм - вид рекреационного туризма. Как вид физической и социальной рекреации (в том числе на территориях ООПТ и ИООТ) определяется, как путешествие, с целью отдыха, лечения, восстановления и развития физических, психических и нравственных ресурсов человека. Путешествующий человек -человек, ищущий новую личностную и социальную идентичность, а также новые связи и отношения с людьми и миром. Выходя из привычной «зоны комфорта» в исследование мира, живя в течение более или менее длительного периода в мире без привычных ограничений и запретов, а также без привычных предписаний, возможностей, человек приходит к переживанию и осознанию столкновения, различий культур. В результате это означает возможность серьезных внутренних и внешних перемен. Опыт путешествия используется, чтобы получить представление о своих ценностях, убеждениях, переживаниях, желаниях и потребностях и/или многих других аспектах жизни. Для некоторых людей психотерапия как самоисследование и исследование мира -скорее особый стиль, стиль «терапии путешествий», предполагающий сосредоточение на внутренней работе. Подобно тому, как некоторые путешественники, заинтересованные в личностных открытиях, сосредотачиваются на духовных элементах путешествия в «эзотерическом туризме», для некоторых людей путешествие - это скорее интеллектуальный и эмоциональный опыт, опыт осознания моделей поведения и взаимодействия и т.д. Человек, путешествующий с целью самопознания, может работать один или быть частью группы. Когда путешествие групповое, то личный опыт по-прежнему является центральным, хотя маршрут и иные стороны и функции поездки обычно планируются для всех. При этом такие поездки могут сопровождать как специа-
листы, включая врачей-психотерапевтов, так и просто квалифицированные специалисты туристических фирм.
Человек часто испытывает потребность во «внутреннем путешествии»: мы хотим развиваться, ищем пути как бы стать спокойнее, нивелировать последствия стрессов, приобрести больше уверенности. Человек может сделать свое географическое путешествие толчком в путешествии внутреннем, целью которого является психологическая эволюция, оздоровление. Для того, чтобы это произошло, необходимо более ясно представлять, что он ищет внутри себя самого. Путешествие особенно помогает тогда, когда кажется, что «уже нечего терять, все что есть вокруг давно изжило себя, а нового еще не пришло»: в суете и привычках повседневности, в страдании и травмах, человек перестает слышать то, что происходит у него внутри. В поездках человек наблюдает за людьми и становится гибче и проще, начинает жить, опираясь на внутренние интенции, он не всегда знает, что с ним будет завтра и каким он вернется домой. В путешествии человек имеет возможность, наконец-то, сделать то, что действительно хочет и в чем нуждается, а не то, к чему обязывает его повседневная жизнь. В путешествии многие люди обретают необходимое им время и пространство самостоятельности, ответственности, путешествие становится побудителем и источником самореализации, помогает понять себя и другого: путешествие - хороший способ выяснить, любите ли человек кого-то или ненавидит ли - на самом деле. Новый опыт обогащает человека, расширяет его понимание мира, дает возможность реализовать и сформулировать фантазии и мечты.
Специпалисты разных подходов (номады и рефлексирующие индивиудальный и групповой личный путешественники, проецирующие на тууристику как практику и теорию социального взаимодействия практики и технологии консультативной
помощи психотерапевты и консультанты, специлаисты в области сервиса и туристики экскурсоводы-проводники, а также специалисты в сфере ЛФК и медицинские работники, ведущие исследвоания в сфере курортологии / курортографии), выделяют основных психотерапевтических факторов путешествия: путешествие запускает в нас процесс изменений, позволяет подготовится психологически к новому этапу жизни и вырваться из оцепенения и застоя; учит быть готовым к неожиданностям в жизни и терпимо их переносить; открывают возможности личностного роста, изменений, самопознания, возвращают к себе; дают возможность насладиться свободой, располагать своим временем и местом жизни; это психологическая «встряска», оно стимулирует все процессы в организме, включая понимание ситуаций и принятие решений; путешествия делают переживания и созна-вания более яркими, расширяют «репертуар» личности, новые силы и возможности, повышают выносливость, терпение, сообразительность и предприимчивость; открывают для нас новое восприятие времени и пространства, помогают осознать суету больших городов и медлительность провинций, понять относительность мира и своей роли в нём.
Тревел-психотерапия или психологический туризм - это инновационный вид туризма, позволяющий снимать внутреннее напряжение и восстанавливать работоспособность взрослого человека [7]. Путешествия -это испытание для душ, тела и духа. У человека часто появляются силы и качества, о существовании которых он не знал, а позабытые умения, знания и способности вновь возвращаются. В путешествии люди формируют, проживают и исполняют фантазии и мечты. Ощущая себя первооткрывателями и искателями приключений, «симулируя» кочевую жизнь предков, добровольно выполняя привычные для них, но не существенные для цивилизованного
мира действия, человек меняет окостеневшие стереотипы и делается более чувствителен, восприимчив к жизни и к себе, более доверчив ко всему новому и больше принимает старое. Путешествие - это лучшее средство самовоспитания, когда приходится отказываться от желаний, соблюдать диету или пост, трудиться и ежедневно заниматься спортом. В путешествии часто происходит «перепрограммирование», облегчается решение проблем независимости / свободы и отделения / отчуждения от родителей / «значимых других» и общества в целом, обогащение человека новыми культурами и т.д. Путешествие «запускает» процесс изменений, серию серия переходов от одного этапа к другому, помогают выйти из
оцепенения и застоя, отрицания и негативизма, учат быть готовым к неожиданностям в жизни и терпимо их переносить, открывают возможности личностного роста, изменений, возвращают человека к самому себе, человек может насладиться свободой, располагать собой -своими пространством и временем. Как «встряска», путешествие активизирует человека, приводит в активное состояние нервную систему, стимулируя все процессы в организме. Путешествие облегчают принимаемые решения, обостряют и делают ощущения более яркими, расширяя «репертуар» личности, открывают для человека новое восприятие времени и пространства.
Список источников:
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука // Собрание сочинений в 5 тт., т 1. М.: Правда, 1966. 599 с.
2. Базалук О.А. Космические путешествия путешествующая психика: курс лекций. К.: КНТ, 2012. 424 с.
3. Баран В.И., Никифоров Ю.В. Ландшафтотерапия как один из эффективных методов медико-социальной реабилитации пациентов с психическими расстройствами // Журн. психиатрии и мед. психол. 2008. №1(18). С. 90-93.
4. Березин С.В., Исаев Д.С. Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии. Самара: СГУ, 2009. 109 с.
5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академ. Проект, 2012. 487 с.
6. Буряк Л.Г. Психологический туризм как инновационное явление в реалиях туриндустрии РФ // Психологическая газета. 2009. С.1.
7. Дмитриев В.Н. Климатические условия Южного берега Крыма и их лечебное значение. СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1914. 56 с.
8. Копытин А.И. Техники ландшафтной арт-терапии. М.: Когито-Центр, 2013. 103 с.
9. Коркешко А.Л. Вопросы эмоционального воздействия зеленых насаждений // Повышение продуктивности водоохранных и защитных функций лесов Черноморского побережья. Мат. науч. конф., посв. 25-лет. Сочинской НИЛОС. М., 1969. С. 53-56.
10. Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача. Л.: Медицина, 1977. 159 с.
11. Манилов И.Ф. Психотерапевтическое путешествие в одиночку // Семейная психология и семейная терапия, 2015. №1. С. 100-109.
12. Мезерницкий П.Г. Лечебные ресурсы ЮБК и возможности их использования. Ялта: Гос. ин-т мед. климатологии и климатотерапии; 5 тип. КПТ. 1936. 106 с.
13. Полян П.М. География и вдохновляющие ресурсы природы // Природа, 1978. №3. С. 51-63.
14. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000.
15. Труханов А.И., Жученко Н.А., Черкасов А.В. Эколого-генетические основы ландшафтоте-рапии // Вестник восстановительной медицины. 2013. №6(58). С. 12-19.
16. Филатов А.Т. и др. Малая психотерапия на курорте // Методы малой психотерапии, 1983. С. 31-37.
17. Целительные ландшафты России в глобализирующемся мире / Голубчиков Ю.Н. и др. М.: Изд-во МНЭПУ, 2014. Т. 2. С. 143-151.
18. Чужое: опыт преодоления / Под ред. Р.М. Шукурова. М.: Алетейа, 1999. 384 с.
19. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: Красанд, 2012. 214 с.
20. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. 640 с.
21. Arpentieva M.R. Digital nomadism and identity // Digital Nomadism as a Global and Siberian Trend. The Collection of Materials of the III International Transdisciplinary Scientific and Practical -Conference. "Connect-Universum- 2016" (Tomsk, May 24-26, 2016). Tomsk: TSU, 2017. 360 р. Р. 24-30.
22. Chavez M. "Levee" Signs of Hope. Bloomsbury: Bloomsbury USA Publ., 2017. 176 p.
23. Diehl Gr., Wright D.J. Travel As Transformation. London: Identity Publications Publ., 2016. 170 p.
24. Ernst H. Reisen, um sich zu verziehen? // Psychologie heute, 26. 1999. Jahrgang, Heft 7, Juli. P.1.
25. Goettmann A. Dialogue on the path of Initiation. The Life and Thought of K.G. Durckheim. London: Globe Pr Books Publ., 1991. 192 p.
26. Gur T. The Art of Fully Living. London: Gur T. Publ., 2017. 264 p.
27. Hamer M., Chida Y. Walking and primary prevention: a meta-analysis of prospective cohort studies. Br. J. Sports Med. 2008; Vol. 42. P 238-243.
28. Kontis N. Going Local. London, 2016. 252 р.
29. Oertel М^ Ueber Terrain-Kurorte. Zur Behandlung von Kranken mit Kreislaufs-Storungen, Leipzig: 2 Aufl., 1904. 200s.
30. Oertel М^ Ueber Terraincurorte. Leipzig: 2 Aufl., 1886. 220s.
31. Pelham W.E., Hoza B. Intensive treatment: A sammer treatment program for children with ADHD. NY.: American Psychological Association Press. 1996. Р. 311-340.
32. Schaler K. Travel Therapy. NY.: Seal Press Publ., 2009. 256 p.
Viktoria V. ARSHINOVA a, Oksana V. TOKAR b, Natalya V. KUZNETSOVA c, Mariam R. ARPENTIEVA d, Margarita E. KIRICHKOVA e, Andrey V. NOVAKOVf
3 Center for Educational Policy Strategy (Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Psychology; Head of the Department;
e-mail: [email protected] b Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia); PhD in Pedagogical, Associate Professor; e-mail: [email protected] c Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia);
Researcher; e-mail: [email protected] d Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Psychology, Associate Professor;
e-mail: [email protected] e Center for Professional Communications (Moscow, Russia), K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State University (Kaluga, Russia); CEO; Post-graduate Student; e-mail: [email protected] f The Moscow Research and Practical Centre for Narcology of the Moscow Department of Health (Moscow, Russia); Head of the Socio-Psychological Service, Medical psychologist;
Moscow Socio-Psychological University Moscow, Russia), Lecturer, graduate student; e-mail: [email protected]
TRAVEL-PSYCHOTHERAPY OR PSYCHOTHERAPEUTIC TOURISM
Keywords:
tourism, psychotherapy, travel therapy, psychotherapeutic tourism, landscape analytics
Modern practitioners and theorists, researchers of tourism, strive to ensure that tourist or pilgrim travel becomes an immersion in culture, achievement of wisdom and a better understanding of people, times and places. The true meaning of the journey is comprehended in full immersion in the local society, culture. The article is aimed at analysis of the specifics, opportunities and technologies of travel therapy or psychotherapeutic tourism. A traveling person seeks a new personal and social identity, as well as a new connection and relationship with people and the world. Expanding the understanding of yourself and the world as the essence of travel is reflected in the work of specialists in the field of tourism. There are several concepts in this area, for example, "psychological / psychotherapeutic tourism", which are close to the concepts of esoteric tourism and medical tourism. Today traveler is looking for special, authentic experiences and ideas, and not just surfing great websites, books or starting a real journey. The idea of transforming travel offers, within the framework of consultative psychology, a motivating approach to life and for those who feel strangled by ordinary life, he shows that things that really matter to a person can often be available and accepted only when a person goes beyond his usual life and experience. Journey-transformation is contrary to the idea of striving to achieve psychological comfort due to the "escape" and other immature behaviors. On the contrary, the journey makes a person more mature. Transformation is not, at first, and all the time of the journey, an extremely comfortable or enjoyable activity, but it is a necessary process of achieving awareness and the "benefits" of self-worth life. The article presents an integrative analysis of models and technologies of terval therapy or psychotherapeutic tourism, highlighting its features, capabilities and technologies.
References
1. Aksakov, S.T. (1966). Detskie gody Bagrova-vnuka [Bagrov-Grandson's Childhood]. Sobranie so-chinenij v 5 t. [Collected Works in 5 Part]. Moscow: Pravda. Vol.1. (In Russ.).
2. Bazaluk, O. A. (2012). Kosmicheskie puteshestviya puteshestvuyushchaya psihika. Kurs lekcij [Space travel traveling mind: a course of lectures]. Kiev: KNT. (In Russ.).
3. Baran, V. I., & Nikiforov, Yu. V. (2008). Landshaftoterapiya kak odin iz effektivnyh metodov mediko-socialnoj reabilitacii pacientov s psihicheskimi rasstrojstvami [Landscape therapy as one of the effective methods of medical and social rehabilitation of patients with mental disorders]. Zhurnal psihiatrii i medicinskoj psihologii [Journal of Psychiatry and Medical Psychology], 1(18), 90-93. (In Russ.).
4. Berezin, S. V., & Isaev D. S. (2009). Landshaftnaya analitika: opyt transdisciplinarnoj psihoterapii [Landscape Analytics: Transdisciplinary Psychotherapy Experience]. Samara: SSU. (In Russ.).
5. Burno, M. E. (2012). Terapiya tvorcheskim samovyrazheniem [Therapy for creative self-expression]. Moscow: Academic Project. (In Russ.).
6. Buryak, L. G. (2009). Psihologicheskij turizm kak innovacionnoe yavlenie v realiyah turindustrii RF [Psychological tourism as an innovative phenomenon in the realities of the tourism industry of the Russian Federation]. Psihologicheskaya gazeta [Psychological newspaper]. (In Russ.).
7. Dmitriev, V. N. (1914). Klimaticheskie usloviya Yuzhnogo berega Kryma i ih lechebnoe znachenie [Climatic conditions of the southern coast of Crimea and their therapeutic value]. St. Petersburg: Publishing house of the company «Social benefit». (In Russ.).
8. Kopytin, A. I. (2013). Tekhniki landshaftnoj art-terapii [Landscape Art Therapy Techniques]. Moscow: Kogito Center. (In Russ.).
9. Korkeshko, A. L. (1969). Voprosy emocionalnogo vozdejstviya zelenyh nasazhdenij [Issues of the emotional impact of green space]. Povyshenie produktivnosti vodoohrannyh i zashchitnyh funkcij lesov CHernomorskogo Poberezhya [Improving the productivity of water protection and protective functions of the forests of the Black Sea Coast]. Materials of scientific conf. dedicated to 25 Anniversary of Sochi Research Experimental Station. Moscow, 53-56. (In Russ.).
10.Lezhepekova, L. N., & Yakubov, B. A. (1977). Voprosy psihogigieny i psihoprofilaktiki v rabote prakticheskogo vracha [Issues of mental hygiene and psycho-prophylaxis in the work of a practical doctor]. Leningrad: Medicine. (In Russ.).
11.Manilov, I. F. (2015). Psihoterapevticheskoe puteshestvie v odinochku [Psychotherapeutic journey alone]. Semejnaya psihologiya i semejnaya terapiya [Family Psychology and Family Therapy], 1, 100-109. (In Russ.).
12.Mezernickiy, P. G. (1936). Lechebnye resursy YuBK i vozmozhnosti ih ispolzovaniya [The treatment resources of the South Coast and their use]. Yalta : State In-t of medical climatology and climatotherapy. The fifth typography of KPT. (In Russ.).
13.Polyan, P. M. (1978). Geografiya i vdohnovlyayushchie resursy prirody [Geography and inspiring nature resources]. Priroda [Nature], 3, 51-63. (In Russ.).
14.Karvasarskiy, B. D. (Ed.). (2000). Psihoterapevticheskaya enciklopediya [Psychotherapeutic Encyclopedia]. The 3 edition. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
15.Trukhanov, A. I., Zhuchenko, N. A., & Cherkasov, A. V. (2013). Ekologo-geneticheskie osnovy landshaftoterapii [Ecological and genetic basis of landscape therapy]. Vestnik vosstanovitelnoj mediciny [Bulletin of Regenerative Medicine], 6(58), 12-19. (In Russ.).
16.Filatov, A. T. & oth. (1983). Malaya psihoterapiya na kurorte [Small psychotherapy at the resort]. Metody maloj psihoterapii [Methods of small psychotherapy], 31-37. (In Russ.).
17.Golubchikov, Yu. N. and oth. (2014). Celitelnye landshafty Rossii v globaliziruyushchemsya mire [Healing landscapes of Russia in a globalizing world]. Moscow: Publ. MNEPU, 2, 143-151. (In Russ.).
18.Shukurov, R. M. (Ed.). (1999). Chuzhoe: opyt preodoleniya [Alien: Experience of overcoming]. Moscow: Alethea. (In Russ.).
19.Shapinskaya, E. N. (2012). Obraz Drugogo v tekstah kultury [Image of the Other in the texts of culture]. Moscow: Krasand. (In Russ.).
20.Yalom, I. (2000). Teoriya i praktika gruppovoj psihoterapii [Theory and practice of group psychotherapy]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
21.Arpentieva, M. R. (2017). Digital nomadism and identity. In book: Digital Nomadism as a Global and Siberian Trend. The Collection of Materials of the III International Transdisciplinary Scientific and Practical Conference. "Connect-Universum- 2016" (Tomsk, May 24-26, 2016). Tomsk: TSU, 24-30.
22.Chavez, M. (2017). "Levee" Signs of Hope. Bloomsbury: Bloomsbury USA Publ.
23.Diehl, Gr., & Wright, D. J. (2016). Travel As Transformation. London: Identity Publications Publ.
24.Ernst, H. (1999). Reisen, um sich zu verziehen? Psychologie heute, 26. Jahrgang, Heft 7, Juli. P.1.
25.Goettmann, A. (1991). Dialogue on the path of Initiation. The Life and Thought of K.G. Durck-heim. London: Globe Pr Books Publ.
26.Gur, T. (2017). The Art of Fully Living. London: Gur T. Publ.
27.Hamer, M., & Chida, Y. (2008). Walking and primary prevention: a meta-analysis of prospective cohort studies. Br. J. Sports Med., 42, 238-243.
28.Kontis, N. (2016). Going Local. London : Nicholas Kontis.
29.Oertel, М. J. (1904). Ueber Terrain-Kurorte. Zur Behandlung von Kranken mit Kreislaufs-
Storungen. Leipzig: 2 Aufl. 30.Oertel, М. J. (1886). Ueber Terraincurorte. Leipzig: 2 Aufl.
31.Pelham, W. E., & Hoza, B. (1996). Intensive treatment: A sammer treatment program for children with ADHD. NY: American Psychological Association Press, 311-340. 32.Schaler, K. (2009). Travel Therapy. NY: Seal Press Publ.
Аршинова В.В., Токарь О.В,. Кузнецова Н.В., Арпентьева М.Р., Киричкова М.Е., Новаков А.В.
Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 6-24. й01: 10.24411/1995-042Х-2018-10301.
Arshinova, V. V., Tokar, O. V., Kuznetsova, N. V., Arpentieva, M. R., Kirichkova, M. E., & Novakov, A. V.
(2018). Travel-psychotherapy or psychotherapeutic tourism. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 6-24. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10301. (In Russ).