№ 1 (12), 2022
УДК 281. 9
V-c-
ПУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА И УЧЕНИЧЕСТВА ЕПИСКОПА ГРИГОРИЯ (ПОЛЕТАЕВА)
Иерей Николай Иванович Бабура,
магистрант Омской духовной семинарии,
Омск, Россия
Аннотация. В статье рассказывается об одном из ярких деятелей Русской Православной Церкви второй половины XIX - начала ХХ столетия, основателе Омской епархии - епископе Григории (Полетаеве). Автором изучены различные библиографические и историографические источники, описывающие его личность и деятельность. На их основе рассматривается следующий круг вопросов: происхождение владыки Григория (Полетаева), его детство, годы учебы и труд на ниве духовного образования и просвещения. Ключевые слова: епископ Григорий (Полетаев), Казанская духовная академия, история Омской епархии.
THE PATH OF LEARNING AND TEACHING OF BISHOP GREGORY (POLETAEV)
Priest Nikolay Ivanovich Babura,
postgraduate student of Omsk Theological Seminary
Abstract. The article is devoted to bishop Gregory (Poletaev), one of the most outstanding figures of the Russian Orthodox Church in XIX-XX centuries, the founder of the Omsk eparchy. The author of this article studies bibliographic and historiographical sources to represent information concerning biography and work of this prominent person.
Key words: bishop Gregory (Poletaev), the history of Omsk eparchy, Kazan Theological Academy.
Фото из открытых интернет-источников
81
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Иерей Николай Иванович Бабура
«Путь учительства и ученичества епископа Григория (Полетаева)»
пископ Григорий (Полетаев) - выдающийся деятель Русской Православной Церкви второй половины XIX - начала ХХ столетия, ученый-богослов, преподаватель, основатель Омской епархии и первый архиерей на Омской кафедре, истинный подвижник веры и благочестия. Обращение к столь важной персоне имеет чрезвычайно большую значимость в изучении истории Русской Православной Церкви, Омской епархии и церковного краеведения.
В настоящее время известен целый спектр работ, касающихся различных сторон жизнедеятельности Преосвященного. Они появились как в синодальном, так и постсоветском исторических периодах. В советские годы личность епископа Григория (Полетаева) не изучалась в силу антирелигиозной политики СССР.
В синодальный период наиболее полными работами, раскрывающими личность и деятельность владыки Григория (Полетаева), являются очерки «Преосвященный Григорш, епископъ Омскш и Семипалатинск^. Бюграфическш очеркъ (По случаю 45-лЪт1я служешя въ священномъ санЪ)» [19] и «Преосвященный Григорий, членъ Московской, СвятЬйшаго Синода, конторы и управляющш Донскимъ ставропипаль-нымъ монастыремъ, бывшш епископъ Омскш Семипалатинск^» [3].
Первый из них, авторство которого неизвестно, публиковался в газете «Омские епархиальные ведомости» в № 1 от 1 января 1900 года [15], а также был отпечатан отдельным изданием в типографии Омска. Второй очерк принадлежит перу протоиерея Василия Андреевича Быстрицкого, был написан им по случаю 50-летия служения епископа Григория (Полетаева) и вышел в свет в 1905 году в Москве. Материалами к составлению данного очерка, по утверждению его автора, служили как личные беседы преосвященного юбиляра о своей жизнедеятельности и рассказы о ней его учеников и современников, так и обозначенные в очерке печатные известия о ней [3, с. 1].
Обе работы представляют собой чрезвычайно ценный библиографический и историографический материал, поскольку в них содержатся воспоминания самого владыки, а также его непосредственного окружения.
В трудах постсоветского периода сведения о владыке Григории (Полетаеве) представлены в кандидатской диссертации протоиерея Александра Павлова [17], статьях «Пострадавшие за веру Христову в Ташкентской епархии» В.Б. Заславского [10, с. 111], «Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX - начала XX века в архиве Казанской духовной академии» С.В. Мельниковой [14, с. 61-76], очерке «К истории христианства в Средней Азии» Ю.Ф. Бурякова, Л.И. Жуковой, В.Н. Проскурина [2, с. 24-25], а также в монографических работах отца Сергия (Голубцова) [6], [7].
О личности и служении владыки Григории (Полетаеве) рассказывалось на страницах епархиальной [12, с. 1107], [13], [8, с. 1129-1130] и общественно-политической прессы [20, с. 3] разных исторических периодов, а также в справочно-энциклопеди-ческих изданиях как дореволюционных [5, с. 900], так и современных [11, 579 - 580], [18, с. 44].
Таким образом, рассмотрев библиографические и историографические источники, можно сделать вывод о том, что свидетельства о владыке чрезвычайно разрознены, требуют систематизации и обобщения. Необходимо комплексное научное ис-
№ 1 (12), 2022
следование, посвященное его личности и служению. Реконструкция биографии Преосвященного позволит выявить истоки его мировоззрения, восстановить основные вехи его служения, раскрыть ключевые принципы и направления его деятельности. В данной статье будет рассмотрен следующий круг вопросов: происхождение владыки Григория (Полетаева), его детство, годы учебы и труд на ниве духовного образования и просвещения. Об аспектах архипастырского служения святителя Григория (Полетаева) планируется подготовить отдельный материал.
О предках, происхождении будущего священнослужителя сведений сохранилось крайне мало, а метрические данные весьма противоречивы. Во всех изученных нами материалах о владыке Григории (Полетаеве) единогласно утверждается, что родился он в семье сельского причетника, был крещен с именем Лев. Родители владыки жили бедно.
Дата и место рождения, фамилия преосвященного в настоящий момент точно не установлены и представлены в литературе несколькими вариантами. Мы не ставим задачей выявить достоверность тех или иных сведений, а лишь обозначим их источники. Так, в рассмотренных материалах зафиксированы разные даты рождения епископа Григория (Полетаева) - 1826, 1830 и 1831 гг. 1826-й приводится В. Быстрицким, а также в очерке «Преосвященный Григорш, епископъ Омскш и Семипалатинск^ (По случаю 45-лЪт1я служен1я въ священномъ санЪ)». Православная энциклопедия и справочник А.В. Жука не дают точной даты, обозначая оба года, в очерке И.П. Шиха-това годом рождения указан 1830-й, а в статье С.В. Мельниковой и в диссертационном исследовании протоиерея Александра Павлова - 1831-й. К 1831 году отсылает и некролог о преосвященном: в посмертном сообщении засвидетельствовано, что владыка умер в 1914 году в возрасте 83 лет [8, с. 1129-1130]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что преосвященный родился в 1831-м.
В то же время согласно документам, свидетельствующим о смерти преосвященного, которые находятся в Российском государственном архиве древних актов, годом его рождения является 1826-й. В них помещена следующая информация:
«Епископ Григорий скончался 16 июня 1914 года в 5-м часу утра.
Из Указа Священного Синода: «.. .Погребение почившего епископа Григория поручить Члену Св. Синода архиепископу Алексию, о чем преосвященному Дмитровскому, временно управляющему Московской епархией, послать Указ.».
Из донесения в Московскую контору Св. Синода от архиепископа Алексия: «.епископ Григорий скончался на 89 году жизни от старческого изнеможения. После панихиды, совершенной мною, преосвященным Трифоном, епископом Дмитровским, Иоанникием и Евфимием в сослужении настоятеля монастыря со всею братией, погребен 19 июня в левом приделе Екатерининской церкви.» [1].
Наряду с разными датами рождения, в библиографии зафиксированы несколько вариантов фамилии и отчества владыки. Например, в «Православной энциклопедии» его мирское имя указывается как Лев Иванович (Петрович?) Полетаев, справочник «Иерархи Омской церкви» приводит вариант Лев Петрович Петров-Полетаев, В. Быстрицкий - Левъ Петрович Полетаевъ, а очерк «К истории христианства в Средней Азии утверждает, что в миру владыку звали Лев Иванович Полетаев.
Краевед-публицист И.П. Шихатова и историк А.В. Жук этимологию фамилии владыки Григория связывают с местом его рождения - селом Полетаевым, Нижегородской губернии.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Иерей Николай Иванович Бабура
«Путь учительства и ученичества епископа Григория (Полетаева)»
«Фамильное прозвище он держал по имени отца, а при поступлении в Нижегородскую духовную семинарию получил фамилию по названию родного села (Петровых в этой семинарии было, конечно же, предостаточно, а с фамильными прозвищами семинаристов тогдашнее духовное начальство обращалось вольно, по своему усмотрению)», - рассуждает А.В. Жук [9, с. 12].
«Православная энциклопедия» местом рождения Преосвященного называет село Ляпня, Сергачского уезда, Нижегородской губернии. В биографических очерках по случаю 45- и 50-летия служения епископа Григория (Полетаева) в священном сане в качестве места его рождения утверждается село Хирино, Арзамасского уезда, Нижегородской губернии. При этом в первом очерке полностью указано имя, отчество и фамилия отца будущего святителя - Петр Михайлович Хиринский1. На его же страницах рассказывается о происхождение фамилии Полетаев:
«Любовью къ церкви Божiей и своими способностями онъ [владыка Григорий] обратилъ на себя внимаше родного дяди своего, сосЬдняго священника Георпя Полетаева, который посовЪтовалъ родителямъ опредЪлить мальчика въ духовное училище. По достиженш соотвЪтствущаго возраста отецъ, собравъ послЪдше гроши, насколько позволяли средства -одЪлъ, обулъ Льва и отвезъ въ Арзамасское училище, куда онъ и быль принятъ подъ фамилiей дяди своего Полетаева» [19, с. 4].
Данная точка зрения находит свое подтверждение и в материалах, опубликованных на Генеалогическом форуме Всероссийского генеалогического древа:
«Полетаевы (затем Петровы), священно- и церковнослужители Нижегородской губ., кон. XVIII - XIX век Михаил (фамилия очень вероятно Полетаев), дьячек с. Хирино, Арзамасской округи, Нижегородская губ. 2-я половина XVIII - 1-я половина XIX века.
Петр Михайлович, 1794-95 г.р. (фамилия очень вероятно Полетаев). Нижегородская семинария. С 1812-го дьячек с. Хирино, Арзамасской округи. С 1832-го пономарь с. Ляпня, Сергачского уезда. Жена Евдокия Тимофеевна. Сыновья: Лев, Степан, Михаил. Дочери: Мария, Авдотья, Наталья, Анна, Дарья.
Михаил Петрович Петров (1834-1898). Нижегородская семинария. Казанская духовная академия. С 1862-го по 1896-й священник Владимирского с., г. Сергач. С 1896-го по 1898-й священник в г. Омске. Жена Александра Александровна. Сыновья: Михаил, Василий. Дочери: Мария, Анна, Елизавета, Любовь, Александра.
Лев Петрович Полетаев (1825 (26) - 1914). Нижегородская семинария. Казанская духовная академия. Монах. Магистр богословия. Епископ Туркестанский, епископ Омский, Донской монастырь (г. Москва)» [4].
Судя по данной информации, владыка Григорий (Полетаев) был старшим сыном в семье. Его брат Михаил также выбрал священнический путь. По сведениям А.В. Жука, в 1899 году дочь Михаила Александра вышла замуж за будущего священника Василия Николаевича Пляскина, а их старший сын Василий Васильевич Пляскин стал впоследствии епископом Венедиктом. Владыке Григорию (Полетаеву) он приходился внучатым племянником и крестником [9, с. 20].
биографический очерк «Преосвященный Григорш, епископъ Омскш и Семипалатинск^ (По случаю 45-л"Ъ™ служешя въ священномъ сан"Ъ)» - единственный источник, в котором указан месяц рождения преосвященного - февраль.
№ 1 (12), 2022
К высоким христианским идеалам святитель Григорий приобщился благодаря родителям. Как пишет Василий Быстрицкий, «въ памяти преосвященнаго живо сохраняется воспоминаше о крестномъ ходЬ предъ утреней въ свЬтлое Христово Воскресеше, на который он смотрЬлъ въ полуночный часъ, стоя на окнЬ роди-тельскаго дома, поддерживаемый своею матерью и припЬвая за нею радостную пЬснь въ честь воскресшаго Господа - своимъ дЬтскимъ лепетомъ: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ - сеньтiю сеньть поправъ и...» [3, с. 4]. «Онъ [Лев Полетаев] всегда съ любов^ слушалъ и крЬпко запоминалъ и чтешя о житiяхъ святыхъ изъ Чет1ихъ-Миней, приносимыхъ изъ церковной библютеки его родителемъ, и обычно имъ во всеуслышаше, къ общему назидашю семьи, часто прочитываемыя въ свободное отъ церковныхъ богослуженiй и житейскихъ дЬлъ время», - продолжает автор [3, с. 4].
«Не смотря на то, что съ пеленокъ ребенку приходилось претерпЬвать и холодъ и голодъ, что съ малыхъ лЬтъ ему пришлось испытать на себЬ всю тяготу бЬдности и работы, помогая и матери въ домашнемъ хозяйствЬ и отцу въ полевыхъ трудахъ, -ничто, но благодати Божiей, не могло оказать на ребенка того вреднаго влiянiя, какое можно было ожидать, - рассказывается в очерке «Преосвященный Григорш, еписко-пъ Омскш и Семипалатинск^». - Напротивъ, подъ гнетомъ этихъ неблагопрiятныхъ обстоятельствъ онъ крЬпчалъ и развивался тЬломъ и духомъ и рука Божiя выну пребывала на главЬ его. Выучившись, подъ руководствомъ отца, читать по славянски, маленькш Левъ началъ съ усердiемъ и любовью посещать церковныя службы, пЬть и читать на клиросЬ и помогать отцу уже не только по хозяйству, но и при требо-исправлешяхъ по приходу. Левъ Полетаевъ былъ примЬрнымъ и послушнымъ сы-номъ своихъ родителей и, изучая книжную мудрость, онъ не гнушался и простою роботою: приходя пЬшкомъ домой на Рождественсме и Пасхальные праздники и въ лЬтше каникулы, онъ не стЬснялся работать въ нолЬ и дома рядомъ со своимъ от-цемъ и матерью, подавая добрый примЬръ своимъ меньшимъ братьямъ и сестрамъ» [19, с. 3-4].
С первых дней учебы в Арзамасском духовном училище, находившемся при Спасском монастыре, Лев Полетаев проявил себя прилежным, способным и трудолюбивым учеником. Однако в эти годы ему пришлось соприкоснуться с серьезными испытаниями, вызванными сложным материальным положением родителей. Об этом рассказано Василием Быстрицким:
«Ему [Льву Полетаеву] пришлось жить на частной квартирЬ, переполненной сожителями-учениками до 15-ти человекъ, за плату - по 12 р. въ годъ ассигнациями съ приложениямъ сверхъ нея и договореннаго различнаго провианта и снЬдей, до-ставляемыхъ натурой изъ родительскаго дома. Родитель Полетаева стЬснялся и этой малой платой за содержание своего сына въ АрзамасЬ и уже готовъ былъ предъ по-слЬднимъ годомъ обучен1я взять его изъ училища и начать хлопоты предъ епарх1аль-нымъ начальствомъ объ опредЬленш его куда-либо на мЬсто причетника и тЬмъ дать возможность учиться в Арзамасскомъ училищЬ и слЬдующему за нимъ брату и устроить въ замужество сестеръ. Но Льву Полетаеву помогъ докончить учете слЬ-дующш счастливый случай. Онъ нашелъ мЬшечекъ, въ которомъ денегъ было 25 рублей. Какъ ни искали хозяина обронившаго эти деньги, нигдЬ таковой не находился, и счастливая находка поступила въ собственность Полетаеву. На эти деньги онъ без-бЬдно проучился и послЬднш годъ въ АрзамасЬ, обзавелся необходимою одеждою и
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Иерей Николай Иванович Бабура
«Путь учительства и ученичества епископа Григория (Полетаева)»
обувью, и у него еще остались изъ нихъ сбережешя на первые расходы при обученш в Нижегородской духовной семинарш» [3, с. 4-5].
Обучение Льва Полетаева в Нижегородской духовной семинарии продолжалось с 1844-го по 1850 год и складывалось благополучно. Окончив ее по первому разряду, для завершения богословского образования он был зачислен на казенный счет в Казанскую духовную академию, ставшую значимым этапом жизни будущего святителя. Именно в ее стенах не только начался иноческий путь отца Григория (Полетаева), но и происходило его становление как ученого и педагога. Из тридцати трех лет последующей преподавательской деятельности владыки тринадцать (с сентября 1854-го по апрель 1867-го) были посвящены Казанской духовной академии - крупному научному, исламоведческому, образовательному и миссионерскому центру Российской империи. Как лучший выпускник на курсе, он был оставлен в академии преподавать на кафедре Священного Писания:
«Молодому наставнику предстояло на первыхъ же порахъ принять на себя большой трудъ - преподаваше всего священнаго Писашя сначала ветхаго, а потом и новаго завЪта - обоимъ академическимъ курсамъ (младшему и старшему), - пишет В.А. Быстрицкий. - И онъ, не смущаясь такой массой дЪла, принялся за него и съ по-мощ1ею Бож1ею успЪшно повелъ его» [3, с. 23].
Практически одновременно - 10 октября 1854 года - Лев Полетаев был пострижен в монашество с именем Григорий в честь вселенского святителя св. Григория Богослова. 20 ноября 1854 года последовало его рукоположение во иеродиакона, на следующий день - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - в иеромонаха. Успешная защита магистерского сочинения «О догматических заблуждениях и ересях, обличенных в Священном Писании Нового Завета», рукопись которого хранится в Национальном архиве Республики Татарстан, позволила ему получить степень магистра богословия и магистерский крест. Как отмечает заведующий кафедрой библеистики Казанской духовной академии протоиерей Александр Павлов, именно магистерское сочинение иеромонаха Григория стало первым научным трудом по библеистике в Казанской духовной академии, сподвигнув ее воспитанников на исследовательскую деятельность, заложив, таким образом, ее фундамент, первооснову [16], [17].
«Если довольно скромная научная деятельность первых преподавателей кафедры вряд ли могла вдохновить студентов на серьезные научные опыты, то во время преподавательской деятельности иеромонаха Григория (Полетаева) на кафедре было написано три работы, из них две по Ветхому Завету. В связи с фигурой иеромонаха Григория (Полетаева) можно говорить о начале формирования научных традиций ветхозаветных исследований в Казани», - рассуждает А. Павлов [16, с. 21-22].
За время педагогической деятельности в Казанской духовной академии иеромонах Григорий читал курсы герменевтики, литургики, канонического права, общей церковной истории, древнееврейского языка и догматического богословия. Наибольшего успеха он достиг в преподавании Священного Писания, обновив, усовершенствовав методику его изучения, о чем подробно рассказано в диссертации священника Александра Павлова:
«Как преподаватель кафедры Священного Писания, иеромонах Григорий вошел в историю Казанской академии введением нового метода преподавания - синтети-
№ 1 (12), 2022
ческого. Педагогические взгляды иеромонаха Григория сформировались под влиянием преподававшего Священное Писание в Московской академии архимандрита Феодора (Бухарева), чей приезд в Казанскую академию осенью 1854 года пришелся как раз на время подготовки Григория к преподаванию. О. Феодор великодушно передал ему свои богословские лекции и конспекты по Священному Писанию, которые послужили молодому преподавателю опорой для составления собственного курса. Григорий рассматривает Библию как единое целое, как постепенно развертывающуюся историю божественного домостроительства спасения рода человеческого. Все библейские книги в его системе взглядов оказались связанными единой идеей Искупителя» [17, с. 68-69].
Большое внимание иеромонах Григорий уделял переводческой деятельности, в которой достиг значительных результатов. В связи с этим, как отмечают Василий Бы-стрицкий и Александр Павлов, со стороны руководства на него неоднократно возлагались достаточно серьезные и ответственные научные поручения. Так, по указанию архиепископа Казанского Григория он перевел с греческого «Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского: начальные части перевода публиковались в первых выпусках «Православного собеседника» -журнала, издаваемого Казанской академией, а остальные были выпущены отдельной книгой.
В дальнейшем иеромонах Григорий, повествует в своей диссертации отец Александр (Павлов), «работал над порученным Казанской академии переводом книг Нового Завета на русский язык, первоначально при сотрудничестве бакалавра А.М. Лилова, затем бакалавра иеромонаха Хрисанфа. По предложению обер-прокурора Святейшего Синода о тщательнейшем пересмотре для печати русского перевода Псалтири, изданного Библейским Обществом, конференция Академии поручила иеромонаху Григорию пересмотреть семьдесят пять первых псалмов Псалтири. Перевод каждого из псалмов Григорий сопровождал обширными письменными замечаниями. Кроме Псалтири им была переведена на русский язык книга Постановлений апостольских и творений некоторых святых отцов» [17, с. 71].
Параллельно с научно-педагогической деятельностью иеромонах Григорий в разное время нес послушание помощника инспектора и эконома, а также исполнял обязанности инспектора Казанской духовной академии. За усердное и плодотворное служение владыка Григорий (Полетаев) был награжден набедренником, удостоен почетного звания соборного иеромонаха - монашествующего ученого при Московском Донском ставропигиальном монастыре (1856 г.), награжден синодальным золотым наперсным крестом (1864 г.), удостоен звания экстраординарного профессора (1865 г.).
Все эти годы Преосвященный не остается безучастен к жизни своих родных. Как рассказано в очерке В.А. Быстрицкого, ему пришлось взять на содержание своего оглохшего отца и двух своих сестер, одну из которых он выдал замуж, а после того, как она овдовела, снова принял ее на свое попечение вместе с детьми [3, с. 24].
30 апреля 1867 года иеромонах Григорий (Полетаев) был возведен в сан архимандрита. Его педагогический труд в это время уже продолжался в Уфимской духовной семинарии, в которой он занимал должность ректора и профессора по богословским наукам (с 1867-го по 1869 г.). В дальнейшем владыка преподавал во Влади-
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Иерей Николай Иванович Бабура
«Путь учительства и ученичества епископа Григория (Полетаева)»
мирской и в Иркутской духовных семинариях. Во Владимирской он исполнял профессорские обязанности (с 1872-го по 1877 г.), в Иркутской был ректором (с 1877-го по 1888 г.). Наряду с учебно-педагогическими задачами, Преосвященный все это время успешно решает вопросы административно-хозяйственного характера:
«Стоя близко къ различнымъ сторонамъ административно-хозяйственного управлешя въ различныхъ мЪстахъ своей службы и видя ихъ, по недостаточности въ средствахъ, неблагоустроенность, архимандритъ Григорш всегда старался поставить ихъ въ лучшее положеше, поступаясь для того даже своими собственными средствами, или изыскивая ихъ на сторонЪ. Въ Иркутске же, по случаю столЪтняго юбилея семинарш, онъ приложилъ особое стараше по упорядочен1ю различныхъ статей семинарской экономш, съ употреблен1емъ на то и изъ своихъ собственныхъ средствъ болЪе 400 р. Жертвовались имъ свои деньги и на возобновлеше семинарской церкви. На изысканныя же имъ средства - до 5000 р. и часпю на свои (до 500 р.) имъ построено было при Иркутской семинарш особое здаше для образцовой цер-ковно-приходской школы на 60 человекъ, съ устройствомъ въ немъ квартиры для учителя и законоучителя» [3, с. 42-43].
Благодаря владыке Григорию (Полетаеву) в Иркутской духовной семинарии, помимо уже указанных преобразований, решился вопрос укомплектованности преподавательского состава, что положительно отразилось на уровне подготовки воспитанников и позволило им беспрепятственно продолжать духовное образование в академиях.
По итогам 33-летнего периода научно-просветительской деятельности владыка Григорий (Полетаев) был удостоен высших наград как монарших, так и церковных: ордена Св. Анны 3-й степени (1879 г.), Св. Анны 2-й степени (1881 г.) и Св. Владимира 3-й степени (1884 г.), ему было преподано благословение Св. Синода с выдачей грамоты (1883 г.), архипастырское благословение Высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского (1879 г.) и искренняя благодарность его же Высокопреосвященства за десятилетний труд по изданию «Иркутских епархиальных ведомостей» (1887 г).
После завершения научно-педагогической деятельности труд владыки Григория (Полетаева) на ниве духовного просвещения был продолжен в новом статусе: 26 января 1888 года Указом Св. Синода он назначается на пост старшего члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Как пишет Василий Быстриц-кий, «онъ [архимандрит Григорий] и здЪсь въ такомъ отвЪтственномъ и важномъ дЪлЪ, как духовная цензура, проработалъ съ особенной тщательнослю и бдитель-ност1ю. Письменно-научные его труды всегда будутъ служить цЪннымъ образцомъ надлежащего строго-бдительного отношешя со стороны духовной цензуры къ различнымъ не строго-богословскимъ и церковнымъ произведешямъ духовной литературы и неразборчивымъ и часто хитрымъ и лукавымъ предпринимателямъ въ из-данш ихъ» [3, с. 44].
Через некоторое время, в 1906 году, когда владыка Григорий будет пребывать на покое, находясь в Донском монастыре, его изберут почетным членом Казанской духовной академии, которая почитала его как одного из лучших своих профессоров. А несколько годами ранее, 21 ноября 1899-го, в Казанской духовной академии, как и во всей Казанской епархии, праздновали 45-летие его служения в священном сане, о чем сообщалось на страницах «Известий Казанской епархии» [12, с. 1107].
№ 1 (12), 2022
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1183. Московская контора Синода, г. Москва. Оп. 1. Д. 147. Дела Конторы Святейшего Синода за 1915 г.
2. Буряков Ю.Ф., Жукова Л.И., Проскурин В.Н. К истории христианства в Средней Азии // К истории христианства в Средней Азии. - Ташкент, 1998. - С. 5-46.
3. Быстрицкш В., прот. Преосвященный Григорш, членъ Московской, СвятЬй-шаго Синода, конторы и управляющш Донскимъ ставропипальнымъ монастыремъ, бывшш епископъ Омскш и Семипалатинск^. - М., 1905. - 70 с.
4. Генеалогический форум ВГД // Электронный источник. Режим доступа: Шр$://1Ьгит.удС.ги/?1=90810 (дата обращения: 30.01.2021 г.).
5. Голошубинъ 1оаннъ, свящ. Справочная книга Омской епархш. - Омскъ, 1914. -1250 с.
6. Голубцов С.В., иерей. Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). - Омск, 2008. - 168 с.
7. Голубцов С.В., иерей. Омская епархия. Начало. - Омск, 2016. - 302 с.
8. Епископ Григорий (Полетаев): некролог // Церковныя вЬдомости. 1914. -№ 25. - С. 1129-1130.
9. Жук А.В. Иерархи Омской церкви. - Омск, 2007. - 193 с.
10. Заславский В.Б. Пострадавшие за веру Христову в Ташкентской епархии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2006. -Вып. 3 (20). - С. 111-125.
11. Заславский В.Б., Липаков Е.В. Григорий (Полетаев) // Православная энциклопедия. Т. XII. - М., 2006. - С. 579-580.
12. Изъ города Омска // Извесля Казанской епархии. 1899. - № 24. - С. 1107.
13. Копыловъ В., свящ. ОтъЬздъ изъ Иркутска и проводины Ректора Семинарш о. Архимандрита Григорiя // Прибавлешя къ Иркутскимъ епарх1альнымъ вЬдомо-стямъ. 1888. - № 8-10.
14. Мельникова С.В. Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX - начала ХХ века в архиве Казанской духовной академии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. - 2020. - № 2 (5). - С. 61-76.
15. Омск1д епарх1альныд вЬдомости. -1900. - № 1.
16. Павлов А., прот. История библейской кафедры Священного Писания Ветхого завета Казанской духовной академии: автореферат диссертации на соискание степени кандидата богословия. - СПб., 2013. - 26 с.
17. Павлов А., прот. История библейской кафедры Священного Писания Ветхого завета Казанской духовной академии: диссертация на соискание степени кандидата богословия. - СПб., 2013. - 491 с.
18. Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII - начала XX века. -Иркутск, 2016. - 88 с.
19. Преосвященный Григорш, епископъ Омскш и Семипалатинск^. Бюграфиче-скш очеркъ (По случаю 45-лЬт1я служен1я въ священномъ санЬ). - Омскъ, 1900. - 25 с.
20. Шихатов И.П. Первосвященник // «Вечерний Омск». 1994, 3 декабря. - С. 3.