Научная статья на тему '«ПОКРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ, ЕЁ СВЯТЫНИ И ОКРЕСТНОСТИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»'

«ПОКРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ, ЕЁ СВЯТЫНИ И ОКРЕСТНОСТИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ПОЛЕТАЕВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабура Николай Иванович

В статье на материалах различных библиографических источников рассматривается история Покровского мужского монастыря, основанного Преосвященным епископом Омским и Семипалатинским владыкой Григорием (Полетаевым) и ставшего первой обителью на Омской земле. Несмотря на свое недолгое существование, он сыграл значимую роль в жизни епархии и считается предтечей Свято-Никольского мужского монастыря, что в деревне Большекулачье [7, с. 92]. В XXI веке в истории Покровской обители, утраченной в годы богоборчества, начата новая страница.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POKROVSKY (PROTECTION OF THE THEOTOKOS) MONASTERY, IT'S VENERATED OBJECTS AND SURROUNDINGS: FROM THE PAST TO THE PRESENT

Based on materials from various bibliographic sources, the article examines the history of the Pokrovsky Monastery founded by His Grace Bishop of Omsk and Semipalatinsk, Vladyka Gregory (Poletaev), and which became the first monastery in Omsk. Despite its short existence, it played a significant role in the life of the diocese and is considered the forerunner of the St. Nicholas Monastery in the village of Bolshekulachye. In the 21st century, a new page has begun in the history of the Pokrovsky Monastery, which had been closed during the years of theomachy.

Текст научной работы на тему ««ПОКРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ, ЕЁ СВЯТЫНИ И ОКРЕСТНОСТИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»»

ПОКРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ, ЕЕ СВЯТЫНИ И ОКРЕСТНОСТИ:

ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ

Диакон Николай Иванович Бабура,

магистрант Омской духовной семинарии,

г. Омск

Аннотация. В статье на материалах различных библиографических источников рассматривается история Покровского мужского монастыря, основанного Преосвященным епископом Омским и Семипалатинским владыкой Григорием (Полетаевым) и ставшего первой обителью на Омской земле. Несмотря на свое недолгое существование, он сыграл значимую роль в жизни епархии и считается предтечей Свято-Никольского мужского монастыря, что в деревне Большекулачье [7, с. 92]. В XXI веке в истории Покровской обители, утраченной в годы богоборчества, начата новая страница.

Ключевые слова: Покровский мужской монастырь, Омская епархия, епископ Григорий (Полетаев).

POKROVSKY (PROTECTION OF THE THEOTOKOS) MONASTERY, IT'S VENERATED OBJECTS AND SURROUNDINGS: FROM THE PAST TO THE PRESENT

Deacon Nikolai Ivanovich Babura,

Master's Degree student Omsk Theological Seminary, Omsk

Abstract. Based on materials from various bibliographic sources, the article examines the history of the Pokrovsky Monastery founded by His Grace Bishop of Omsk and Semipalatinsk, Vladyka Gregory (Poletaev), and which became the first monastery in Omsk. Despite its short existence, it played a significant role in the life of the diocese and is considered the forerunner of the St. Nicholas Monastery in the village of Bolshekulachye. In the 21st century, a new page has begun in the history of the Pokrovsky Monastery, which had been closed during the years of theomachy.

Keywords: Pokrovsky (Protection of the Theotokos) Monastery, Omsk Diocese, Bishop Grigory (Poletaev).

сли первым очагом монашеской жизни в Омской и Семипалатинской епархии принято считать Архистратиго-Михайловский женский монастырь [8], расположенный в границах современного Казахстана, то первой обителью на территории Омской области стал Покровский мужской монастырь (данное обстоятельство обусловлено несовпадением границ административно-территориального деления и епархиального устройства). Своим появлением он обязан преосвященному епископу Григорию (Полетаеву) - основателю Омской епархии - и возник практически через год после ее учреждения - в 1896-м. «Вскоре, сразу после своего прибытия в наш город, он [владыка Григорий] дал распоряжения Омской духовной консистории приступить к сбору документов, необходимых для учреждения обители, а также истребовал разрешение Св. Синода на сбор пожертвований в пределах империи на устройство монастыря в Омской епархии. Однако пожертвования много

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Диакон Николай Иванович Бабура

«Покровская обитель, её святыни и окрестности: от прошлого к настоящему»

не дали. И тогда Его Преосвященство решил ходатайствовать перед Св. Синодом об уступке земли для архиерейской дачи, а заодно с этим и для монастыря. 8 марта 1897 г. данная просьба была Высочайше удовлетворена» [5, с. 365].

В истории Покровского мужского монастыря много белых пятен, информация о нем чрезвычайно разрознена и для дальнейшего изучения требует систематизации, попытка которой и предпринята в данной публикации.

Так, например, в библиографических источниках наряду с упомянутым наименованием обители встречается еще один вариант - Богородице-Покровский мужской монастырь. Его приводит справочник-указатель по фондам Исторического архива Омской области «Метрические книги» [6, с. 19]. Варьируется также в различных трудах и описание географического положения обители. Рассмотрим, как охарактеризовали местоположение монастыря те или иные авторы.

Итак, среди изученных нами материалов самые ранние сведения о Покровском мужском монастыре были зафиксированы в очерке «Преосвященный Гри-горш, членъ Московской, СвятЪйшаго Синода, конторы и управляющш Донскимъ ставропипальнымъ монастыремъ, бывшш епископъ Омскш и Семипалатинск^». Он был написан по случаю 50-летия служения епископа Григория (Полетаева) священником Василием Быстрицким и опубликован в 1905 году. «Для монастыря преосвященнымъ выхлопотано было у правительства 800 десятинъ земли съ прекрасными рыболовными, сЪнокосными, лЪсными и пахотными угод1ями. Монастырь снабженъ имъ былъ всЪми необходимыми сельскохозяйственными оруд1ями (сЪнокосилками, вЪялками и проч.) и даже куплены имъ были и волы для обработки при посредстве ихъ пахотной земли и кромЪ того для хозяйства и коровы», - пишет В. Быстрицкий [1, с. 52].

В справочнике «Весь Омск» за 1911 год содержатся данные такого рода: «Омскш Покровскш мужской монастырь находится въ 15 верст. отъ г. Омска, внизъ по Иртышу, за стан. Захламиной и сел. Николаевкой. ЗавЪдующш подворьемъ - монахъ Тимофей, при подворьЪ; священникъ - 1еромонахъ Кириллъ. Игуменъ - Фемистоклей, 1еромо-нахъ - о. Петръ, 1еромонахъ - о. Борисъ, д1аконъ - о. 1осафъ (за благочиннаго)» [2].

На страницах Справочной книги Омской епархии о. И. Голошубина, вышедшей в свет в 1914-м, местонахождение монастыря определяется следующим образом: «...Расположенъ въ лЪсо-степной мЪстности на правомъ берегу р. Иртыша» [3, с. 874].

Далее И. Голошубин дает развернутое описание: «При монастырЪ имЪется деревянный однопрестольный храмъ во имя Святителя и Чудотворца Николая. Земли удобной и неудобной числится 730 десятинъ. РанЪе распахивалось трудами братш до 70 десятинъ; но за послЪднее время часть земли сдается в аренду крестьянамъ сосЪдняго поселка Александровскаго Тюкалинского уЪзда, для распашки, а часть под сЪнокос; в первомъ случаЪ получается за аренду по 3 руб. за десятину, а во второмъ по 1 руб. В числЪ указанной площади участка имЪется березоваго лЪса около 50 дес. Для сЪнокошешя на участкЪ есть много удобных мЪстъ - заливныхъ луговъ, которые могутъ давать богатый сборъ сЪна. Въ общемъ - монастырь очень бЪденъ. Рыболов-ствомъ брат1я не занимается. При монастырскомъ хозяйствЪ имЪется 12 лошадей, 20 коровъ и 20 овец. Главный доходъ монастыря состоитъ от продажи в монастырскомъ храмЪ и въ церкви на подворье восковых свечь и от сбора пожертвованш при служении молебновъ въ окрестностяхъ Омской епархш предъ чтимой монастырской иконой Святителя и Чудотворца Николая. Монастырь имЪет въ ОмскЪ свое подворье

№ 2 (11), 2021

съ деревяннымъ однопрестольнымъ храмомъ во имя Иверской иконы Бож1ей Матери, сущ. съ 1908 г. Здашя монастыря и подворья отопляются кизякомъ и рЪчнымъ та-ломъ с прикупкою дровъ у частных лицъ. К монастырю принадлежитъ каменный од-нопрестольный храмъ во имя Св. 1оанна Златоустаго, находящийся въ Кулачинской волости около 30 в. отъ г. Омска. Храмъ сей построенъ на средства полковника Карбышева. Богослужен1е въ немъ совершается 1еромонахомъ Покровскаго монастыря. Упомянутая выше икона Иверской Бож1ей Матери отличается своею древност1ю. По словамъ жертвовательницы, проживающей въ г. С.-Петербурге, г. Шубиной, с1я икона существуетъ около 300 лЪтъ. На ней имеется массивная серебряная риза. За 1913 г. въ семъ монастырь числилось 7 1еромонаховъ, 1 1еродиаконъ, 6 монаховъ и 6 по-слушниковъ» [3, с. 874-875].

На снимке: архиерейская дача с храмом во имя Святого Николая Чудотворца при Покровском монастыре

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Диакон Николай Иванович Бабура

«Покровская обитель, её святыни и окрестности: от прошлого к настоящему»

В XXI столетии о жизни и судьбе Покровского мужского монастыря, а также о роли, которую он сыграл в духовной жизни земляков, рассказано на страницах трудов омских историков-краеведов Н.И. Лебедевой и А.М. Лосунова, специалистов Исторического архива Омской области, а также на сайте Омской и Таврической епархии omsk-eparhiya.ru и интернет-портале pravprihod.ru.

У А.М. Лосунова описание Покровской обители строится таким образом: «Монастырь находился в 15 верстах от Омска, в районе Кулачинской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии, посередине двух переселенческих деревень выходцев из Курской губернии, возникших в 1852 г. и названных в честь российских императоров - Александровской и Николаевской.

Небольшой деревянный на каменном фундаменте храм, освященный 25 августа 1902 г. епископом Сергием (Петровым) во имя Святителя и Чудотворца Николая, был обнесен довольно широкой деревянной оградой. Напротив западных дверей храма для монастырской братии был построен весьма вместительный деревянный дом. Верхний его этаж был сооружен из леса, а нижний из кирпича. За оградой имелся небольшой четырехкомнатный деревянный дом с хозяйственными постройками. К их числу относились: людская, сараи, амбары и скотный двор. Тогда же, В 1902 году в монастыре собирались строить большой трехпрестольный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вместимостью до 800 человек. К тому времени были и собраны средства для строительства. Ни много ни мало - 19 000 рублей. А горный инженер А. Сборовский разработал проект храма и составил смету на его возведение. Проект сей так и не был реализован. Заложенный еще в 1907 г. фундамент предполагаемого собора остался незастроенным, хотя на его кладку ушло 700 000 штук кирпича» [5, с. 365].

В работе Н.И. Лебедевой об обители приводятся следующие факты: «Покровский монастырь находился на правом берегу Иртыша, недалеко от села Александровского. 26 ноября 1907 года Духовная консистория рассмотрела заявление настоятеля монастыря иеромонаха Аристоклия о выделении места в конце Капцевичевой1 улицы для постройки собора. Но городская управа отказала в ходатайстве епархии. На монастырском подворье в северной части города по ул. Тюремной2 в 1908 г. возвели деревянную домовую церковь во имя Иверской Божией Матери» [4, с. 59].

О духовенстве и монастырской братии Покровской обители сведений чрезвычайно мало. «В 1902 году в монастыре насчитывалось до 10 человек братии. Из них монашествующим был только один - сам настоятель монастыря, иеромонах Лаврентий, начавший свое подвижничество в Козельской Оптиной пустыни, в Покровский монастырь он прибыл из Почаевской Лавры. Под его началом в обители находились пять рясофорных и четыре простых послушника. Весь состав монастырской братии был пришлым, из разных монастырей Европейской России» [5, с. 365].

«19 октября 1911 г. бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Исидор (Петр Колоколов) был командирован в распоряжение Омского Преосвященного с назначением местопребывания в Покровском монастыре Омской епархии. С 9 декабря 1911 г. он управляющий, на правах настоятеля, Покровским монастырем. В июне 1913 г. он был освобожден от управления Покровским монастырем Омской епархии. 13 сентября 1913 г. настоятелем монастыря в звании строителя был назна-

Историческое название ул. Красный Путь 2Ныне ул. 5-й Армии

№ 2 (11), 2021

чен иеромонах Аристоклий, в миру Авсентий Ветер (1871 -?). 27 августа 1915 г. епископ Сильвестр благословил настоятеля монастыря игумена Аристоклия на крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца по селам Петропавловского, Кокче-тавского и Ишимского уездов» [4, с. 59].

В первые годы своего существования Покровский мужской монастырь стал участником значимых событий епархиальной жизни. Так, например, сайт Омской и Таврической епархии omsk-eparhiya.ru сообщает, что в 1905 году Святой праведный Иоанн Кронштадтский во время посещения Омска благословил обитель иконой Бо-жией Матери «Всех скорбящих Радость» [9]. А по сведениям Н.И. Лебедевой, архиепископом Андроником на своей даче с храмом во имя Святого Николая Чудотворца при Покровском монастыре, в зале для духовных народных чтений была размещена икона Знамения Царицы Небесной, которая была прислана в Омск 20 октября 1913 года из Новгорода [4, с. 59].

После революции 1917 г. судьба Покровской обители, как и всей православной России, развивалась по трагическому сценарию. У монастыря были конфискованы земля, все движимое и недвижимое имущество, братия разогнана. Некоторое время здесь размещались воины-инвалиды, получившие увечья на фронтах Первой мировой войны, располагался детский дом. К 1930-м годам монастырь прекратил свое существование [6, с. 19]. Однако волею Божию история обители на этом не завершена.

> т

На снимке двухэтажный келейный корпус возрождающейся Покровской обители в наши дни

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Диакон Николай Иванович Бабура

«Покровская обитель, её святыни и окрестности: от прошлого к настоящему»

В XXI веке единственно уцелевший двухэтажный келейный корпус бывшей Покровской обители был передан Большекулаченскому Свято-Никольскому мужскому монастырю, а затем - миссионерскому отделу Омской епархии. Его усилиями в здании организован приход и создана Православная трудовая община во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрицкш В. Преосвященный Григорш, членъ Московской, СвятЪйшаго Синода, конторы и управляющш Донскимъ ставропипальнымъ монастыремъ, бывшш епископъ Омскш и Семипалатинск^. М., 1905 г. - 70 с.

2. Весь Омск: справочникъ-указатель за 1911 год. С. 57 // Электронный источник. Режим доступа: http://books.omsklib.ru/Knigi/NEW/Ves'_Omsk_1911/index.html (дата обращения: 20.06.2021 г.).

3. Голошубин Иоанн. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. - 1250 с.

4. Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. - 255 с.

5. Лосунов А. Дела мирские, но насущные. Страницы хозяйственной жизни Омской епархии на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Тобольск и вся Сибирь. Кн. 27. Омск, 2016. -С. 356-371.

6. Метрические книги: справочник-указатель по фондам архива. Ч.1. Омск, 2016. - 488 с.

7. О святых и святынях земли Омской на уроках и во внеурочной деятельности: информационно-методическое пособие. Омск, 2018. - С. 356.

8. Шатилов С.Ф. Церковно-административное устройство Петропавловского уезда в конце XIX-начале ХХ века // Электронный источник. Режим доступа: http:// www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Istoria/1_112677.doc.htm (дата обращения: 20.06.2021 г.).

9. Электронный источник. Режим доступа: https://omsk-eparhiya.ru/old-announcement/traditsionnyj-krestnyj-hod-sostoitsya-2-yanvarya-2020-goda-v-omske/ (дата обращения: 20.06.2021 г.)

10. Электронный источник. Режим доступа: https://pravprihod.ru (дата обращения: 3.09.2021 г.).

L^^i ^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.