Научная статья на тему '«ТОЧКА НА КАРТЕ: УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ. К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ТРАГЕДИИ АРХИСТРАТИГО-МИХАЙЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН)»'

«ТОЧКА НА КАРТЕ: УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ. К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ТРАГЕДИИ АРХИСТРАТИГО-МИХАЙЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН)» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИСТРАТИГО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / АННА КАЗИНА / ИГУМЕНЬЯ ЕВПРАКСИЯ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ПОЛЕТАЕВ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабура Николай Иванович

В статье на основе архивных источников рассматривается история Архистратиго-Михайловского женского монастыря. Святая обитель относилась к Омской епархии и располагалась близ станицы Пресногорьковской, Петропавловского уезда (ныне село Пресноредуть, Жамбыльского района, Северо-Казахстанской области, что на российско-казахстанской границе). Архистратиго-Михайловский женский монастырь разделил страшную судьбу Православной Церкви эпохи революционной России. Сегодня этот крупнейший в казахской степи монастырь, являющийся духовным центром региона, утрачен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POINT ON A MAP: A LOST SANCTUARY

Based on archival sources, the article examines the history of the Archangel Michael's convent. The holy convent belonged to Omsk diocese and was located near the village of Presnogorkovskaya in the Petropavlovsk district (now the village of Presnoredut, Zhambyl district of the North Kazakhstan region, on the Russian-Kazakh border). The Archangel Michael's Convent shared the terrible fate of the Orthodox Church in the era of revolutionary Russia. Nowadays this largest convent in the Kazakh steppe, which used to be the spiritual center of the region, has been lost.

Текст научной работы на тему ««ТОЧКА НА КАРТЕ: УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ. К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ТРАГЕДИИ АРХИСТРАТИГО-МИХАЙЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН)»»

ТОЧКА НА КАРТЕ: УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ

К 100-летию с момента трагедии Архистратиго-Михайловского женского монастыря (Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан)

Диакон Николай Иванович Бабура,

магистрант Омской духовной семинарии,

г. Омск, Россия

Аннотация. В статье на основе архивных источников рассматривается история Архистратиго-Михай-ловского женского монастыря. Святая обитель относилась к Омской епархии и располагалась близ станицы Пресногорьковской, Петропавловского уезда (ныне село Пресноредуть, Жамбыльского района, Северо-Казахстанской области, что на российско-казахстанской границе). Архистратиго-Михайловский женский монастырь разделил страшную судьбу Православной Церкви эпохи революционной России. Сегодня этот крупнейший в казахской степи монастырь, являющийся духовным центром региона, утрачен. Ключевые слова: Архистратиго-Михайловский женский монастырь, Анна Казина, игуменья Евпраксия, Омская епархия, епископ Григорий (Полетаев).

A POINT ON A MAP: A LOST SANCTUARY

Dedicated to the 100th anniversary of the tragedy of the Archangel Michael's convent (North Kazakhstan region, Republic of Kazakhstan)

Deacon Nikolai Ivanovich Babura,

Master's student of the Omsk Theological Seminary,

Omsk, Russia

Abstract. Based on archival sources, the article examines the history of the Archangel Michael's convent. The holy convent belonged to Omsk diocese and was located near the village of Presnogorkovskaya in the Petropavlovsk district (now the village of Presnoredut, Zhambyl district of the North Kazakhstan region, on the Russian-Kazakh border). The Archangel Michael's Convent shared the terrible fate of the Orthodox Church in the era of revolutionary Russia.

Nowadays this largest convent in the Kazakh steppe, which used to be the spiritual center of the region, has been lost.

Keywords: Archangel Michael's convent, Anna Kazina, hegumenia Eupraxia, Omsk diocese, Bishop Gregory (Poletaev).

Л№1

11 ри рассмотрении журналов Омской духовной консистории периода ста-11 новления Омской епархии и правления ее первого епископа Григория (Полетаева) нами были обнаружены документы, засвидетельствовавшие подвижническую деятельность землячки - вдовы есаула Сибирского казачьего войска Анны Васильевны Казиной (впоследствии игуменья Евпраксия) и этапы возведения основанной ею обители - Архистратиго-Михайловского женского монастыря близ станицы Пресногорьковской, Петропавловского уезда (ныне село Пресноредуть, Жамбыльского района, Северо-Казахстанской области, Республики Казахстан).

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Диакон Николай Иванович Бабура «Точка на карте: утраченная святыня. К 100-летию с момента трагедии Архистратиго-Михайловского женского монастыря (Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан)»

Итак, 24 сентября 1896 г. Омская духовная консистория приняла к рассмотрению прошение вдовы есаула Анны Васильевны Казиной с целью построить храм в станице Пресногорьковской, Петропавловского уезда, но ей отказали [2, Д. 43. Л. 262 об.].

24 апреля 1897 г. рассмотрели рапорт благочинного священника Никанора Попова с планом на постройку деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Святой Троицы на участке, жертвуемом вдовой есаула Анной Казиной под женскую обитель. В связи с тем, что у нее денег не было и она рассчитывала на пожертвования, ей приказали вернуть план «для улучшения, а землю и постройку оставить за Казиной. 3 мая 1897 г. еп. Григорий» [2, Д. 45. Л. 175-177 об.].

Спустя год план на постройку был улучшен и утвержден, Анна Казина обратилась 28 апреля 1898 г. с просьбой выдачи сборной книги на постройку Церкви на участке, жертвуемом ею под женскую общину. Просьба удовлетворена (утверждено 03 мая 1898 года) [2, Д. 50. Л. 206-209 об.].

17 июня 1899 года рассмотрено прошение вдовы есаула Анны Казиной по заключению ей контракта с крестьянином Иваном Степановым села Шадринского, Ялуторского уезда. Принято решение утвердить контракт, создать строительный комитет по постройке церкви на участке Казиной (утверждено 22 июня 1899 г.) [2, Д. 53. Л. 370-374].

Указом Святейшего Синода от 26 ноября 1901 года за № 8270 близ поселка Кабаньего, Петропавловского уезда, Акмолинской области, на участке, пожертвованном вдовою есаула Сибирского казачьего войска А.В. Казиной, открыта женская община в честь святого Архистратига Божия Михаила с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства [3, с. 5].

В Представлении Преосвященного архиепископа Омского и Семипалатинского Сергия (Петрова) об учреждении женской общины с именованием ее Архистрати-го-Михайловскою говорилось: «На участке проживают до 50 насельниц, занимающихся земледелием и ремеслами, для совершения богослужения имеется небольшой молитвенный дом и сооружается новый храм, есть школьное здание и дом для священника».

31 января 1902г.УказомСвятейшегоСинода былаучрежденаженскаяАрхистрати-го-Михайловская община на жертвуемом вдовой есаула Сибирского Казачьего войска Анной Казиной участке земли [2, с. Д. 72. Л. 33-34], а 13 февраля 1902 г. было принято решение об управлении за Архистратиго-Михайловской женской общиной [2, Д. 72. Л. 38-40].

7 февраля 1907 г. за Архистратиго-Михайловской женской общиной Петропавловского уезда был закреплен дом с землею под ним, пожертвованный монахиней Евпраксией (Казиной). Приказали: «Так как Анна Казина до своего пострижения в монашество изъявила желание пожертвовать дом в собственность общины, не успев составить акт о передаче. Уже будучи монахиней, не имеет прав управлять имуществом. Возбудить ходатайство перед окружным судом о выдаче в охранительном порядке свидетельства в приобретении имущества, утверждено 12 февраля 1907 г.» [2, Д. 121. Л. 53-54].

В рассмотренных нами архивных данных зафиксированы сведения о темпах развития и масштабах монастыря. Так, 19 января 1908 г. решалось дело о переименовании Архистратиго-Михайловской общины Петропавловского уезда в общежи-

№ 1 (10), 2021

тельный монастырь. Площадь монастыря на то время составляла 1797 кв. саженей (то есть 8176,35 м2) с правовладением со всеми постройками, нотариально все права были закреплены 27 июля 1906 г. Капитал общины на 1 июля 1907 г. составлял 160 руб. 46 копеек наличными и 1200 руб. казначейскими билетами. Жилые помещения: дома священника (четырехкомнатные), дом начальницы, здание школы, здание больницы, двухэтажное каменное здание для приезжих, 15 зданий для сестер; нежилые помещения: мельница, деревянная церковь; скот: 20 лошадей, четыре пары волов, 17 коров, 60 овец, 22 теленка; сельскохозяйственные машины: жнея, сеновязанка, плуг, молотилка. Проживавшие в общине сестры: на 1905 г. - 85 человек, 1906 г. - 112, 1907 г. - 122 сестры. Содержалась община сельскохозяйственным трудом сестер, рукоделием, печением просфор и частично на добровольные пожертвования, о чем сообщал в Омскую духовную консисторию священник Александр Паникаровский и священник Сергий Бисеров [2, Д. 132. св. 13. Л. 29-35 об.].

Среди библиографических источников первое упоминание о строящемся Ар-хистратиго-Михайловском женском монастыре содержится в справочнике 1900 года «Омская Епархия» священника Климента Скальского [4, с. 97]. Наиболее полная характеристика обители представлена в «Справочной книге Омской епархии» Иоанна Голошубина:

«Весь земельный участок сего монастыря по плану равняется 1203 дес. 1797 кв. саж. На участке этом, лежащем в семи верстах к востоку от поселка Пресногорьков-ского, ст. Пресногорьковской, есть два больших озера (особенно Бандурино) и много березового леса. Самый монастырь, церковь и большой корпус и дома для келий расположены в старой березовой роще, где находится и сад, и пасека, и огород. Монастырь занимает место весьма высокое, веселое. В четырех верстах на юго-восток через долину видно село Макарьевское. Вода для питья хорошая, получается недалеко от келий из колодца. Вся усадьба обнесена глубоким рвом. Вход в обитель только с одной стороны, с востока. На монастырском участке много пахотной и сенокосной земли. Еще в конце 1895 г. сюда стали собираться вдовицы и другие насельницы, терпеливо жившие на первых порах в землянках. В 1897 г. здесь был уже построен свой маленький молитвенный дом с алтарем, который существует и ныне. В 1901 г. по ходатайству перед Св. Синодом Преосвященного Сергия на участке Казиной Высочайше было учреждено открыть женскую общину. В память этого события теперь ежегодно 9 мая совершается в монастырь крестный ход, а 20 июля ходят со святыми иконами на колодезь. Спустя 12 лет после возникновения этой общины она была переименована в монастырь, последовало утверждение настоятельницы монахини Евпраксии в должности и была открыта священническая вакансия (указ Св. Синода 28 мая 1908 г. № 2983). Указом Св. Синода от 28 октября 1908 г. настоятельница монастыря возведена в сан игумении. В 1908 г. в монастыре было 6 монахинь и 119 сестер-послушниц. В настоящее время в черте усадьбы монастыря есть 10 домов для помещения сестер, полукаменный двухэтажный корпус, внизу трапезная, а вверху келии; за рвом гостиница и дом с прислугами для священника. На заимке дом для чернорабочих и отстроен большой другой, там же мельница, кузница и кирпичный сарай. Храм деревянный, на каменном фундаменте однопрестольный, во имя св. Троицы, достаточно поместителен и благолепен. Начат постройкою в 1899 г., окончен и священ 8 ноября 1908 г. В храме - чтимая икона Иверской Божией Матери с частицею мощей св. Великомученика Пантелеймона. Пред нею горит постоянно день

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Диакон Николай Иванович Бабура «Точка на карте: утраченная святыня. К 100-летию с момента трагедии Архистратиго-Михайловского женского монастыря (Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан)»

и ночь лампада. За левым клиросом - икона сошествия святого Духа на апостолов, написанная на кипарисной доске, в которую вложены частицы Животворящего Креста Господня и мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. великомученицы Варвары и св. Парфения епископа Лампсакийского. Последняя икона - дар супругов Феодора и Елизаветы Долгинцевых. Первым и весьма крупным жертвователем на сей монастырь был омский Архипастырь Григорий, положивший свою лепту в количестве 1860 руб. Монастырь находится в Петропавловском уезде, Акмолинской области, от епархиального города в 470 верстах, от Кургана - 100 верст, ближайшая железно-дорожная станция Лебяжье - в 80 верстах. У монастыря два подворья - в Омске и Кургане. При первом уже построен храм. Священнику от монастыря дается пахотной и сенокосной земли 100 дес. Содержания он получает 300 рублей в год, отопление и три части доходов из братской кружки, а четвертая часть, согласно указу консистории от 31 января 1908 г. № 1380, отдается в пользу монастыря. Всего дохода в течение года поступает до 300 рублей. Церковных капиталов нет. В пользу причта имеется процентных бумаг на 1100 рублей. Ближайшие к монастырю церкви: Макарьевская -в 4 верстах и Кабаньевская - в 18 верстах. Корреспонденция получается через ст. Пресногорьковскую» [1, с. 139-141].

С приходом богоборческой власти жизнь «Казинского монастыря», как он именовался в народе, и его основательницы трагически обрывается. В 1921 году во время Западно-Ишимского восстания казаков и крестьян игуменья Евпраксия была убита, а возведенная ею обитель навсегда закрыта. В настоящий момент от Архистра-тиго-Михайловского женского монастыря остались руины. К ним и по сей день стекаются паломники, чтобы почтить память о произошедших здесь сто лет назад трагических событиях.

История «Казинской обители» нашла отражение в трудах современных авторов. В их числе - краеведы Сергей Виниченко и Александр Дедов, член Союза архитекторов Республики Казахстан Александр Листопадний, а также кандидат философских наук Сергей Шатилов.

Усилиями научной, культурной и православной общественности в 2019 году Архистратиго-Михайловский женский монастырь был включен в Карту сакральных мест Северо-Казахстанской области, а также указан в списке памятников истории и культуры региона. В настоящий момент поднимается вопрос о возможности его частичного восстановления. В числе также наиболее актуальных исследовательских задач - поиск места захоронения убиенной игуменьи Евпраксии, до сих пор оставшееся не установленным. Его обнаружение позволит осуществить канонизацию игуменьи и ее дальнейшее почитание в качестве святых новомучеников и исповедников Казахстанских.

В докладе Сергея Шатилова на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир» отмечено, что «наиболее затруднительной является работа по поиску документов, подтверждающих мученическую кончину пострадавших за веру в 1921 году во время восстания крестьян и казаков против большевистской власти. Неизвестно даже точное число священно- и церковнослужителей, убитых красными карателями и бандитами, тем более, что многие из них были лишены жизни безо всякого суда и следствия. Так, не удается пока найти документы, подтверждающие казнь игуменьи Евпраксии, настоятельницы Архистра-тиго-Михайловского женского монастыря Петропавловского уезда, и сестер этой

№ 1 (10), 2021

обители, по этой причине невозможно пока и их прославление как священномуче-ниц. Только продолжение дальнейших поисков и изучение новых архивных и других источников будет способствовать сбору необходимых для прославления совершивших подвиг веры наших земляков доказательств» [5].

Данное обстоятельство подтверждает целесообразность обращения к теме, затронутой в настоящей статье. Для изучения истории родного края, Омской епархии, а также деятельности ее первого епископа Григория (Полетаева), в период правления которого был основан Архистратиго-Михайловский женский монастырь, она имеет исключительную важность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голошубин Иоанн, свящ. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914. -С. 139-141.

2. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 16. Оп. 1.

3. Омские епархиальные ведомости. - 1902. - № 6. - С. 5

4. Скальский Климент, свящ. Омская Епархия. - Омск, 1900. - С. 97.

5. Шатилов С.Ф. Почитание новомучеников: современное состояние проблемы // [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.hvs.kz/pochitanie-novomuchenikov-sovremennoe-sostoyanie-problemy (дата обращения: 09.02.2021 г.).

Рецензент: кандидат исторических наук Шевченко Максим Николаевич.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.