Научная статья на тему 'Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)'

Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / СТЕПНОЙ КРАЙ / ЦЕСАРЕВИЧ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

В статье раскрываются причины, способствующие открытию Омской епархии. Приводится деятельность особой комиссии, сформированной для изучения вопросов открытия новой епархии. Освещается деятельность Тобольской Духовной Консистории, по вопросу вхождения в предполагаемую к созданию епархию количества церквей, приводится решение преосвященного Иустина по делу открытия новой епархии. Приводится вывод из отчета военного губернатора Акмолинской области, из которого ясно, что местное русское население находится в окружении инородцами и нуждается в духовном окормлении. В работе приводится решение Святейшего Синода по вопросу об открытии Омской епархии, с перечислением местностей и церквей образующих новую епархию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMSK DIOCESE UNDER THE BISHOP GREGORY (POLETAEV)

The article reveals reasons that contribute to the creation of the Omsk diocese. It describes the activities of a special Commission formed to study the creationg of a new diocese. The article covers the activities of the Tobolsk Theological Consistory, the issue of including a number of churches in the proposed diocese, and the decision of the Right Reverend Justin on the opening of a new diocese. The conclusion is drawn from the report of the military Governor of the Akmolinskaya region, which makes it clear that the local Russian population is surrounded by foreigners and needs spiritual care. The article presents the decision of the Holy Synod on the creation of Omsk diocese, with a list of localities and churches forming the new diocese.

Текст научной работы на тему «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИ ПРЕОСВЯЩЕННОМ ГРИГОРИИ

(ПОЛЕТАЕВЕ)

Голубцов Сергей Владимирович, кандидат богословия, докторант аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия РПЦ Московского патриархата, иерей, настоятель прихода, Омская и Таврическая епархия

Аннотация. В статье раскрываются причины, способствующие открытию Омской епархии. Приводится деятельность особой комиссии, сформированной для изучения вопросов открытия новой епархии. Освещается деятельность Тобольской Духовной Консистории по вопросу вхождения в предполагаемую к созданию епархию количества церквей, приводится решение преосвященного Иустина по делу открытия новой епархии. Приводится вывод из отчета военного губернатора Акмолинской области, из которого ясно, что местное русское население находится в окружении инородцами и нуждается в духовном окорм-лении. В работе приводится решение Святейшего Синода по вопросу об открытии Омской епархии с перечислением местностей и церквей, образующих новую епархию.

Ключевые слова: комиссия, Омская епархия, Степной край, цесаревич Николай Александрович, Святейший Синод.

OMSK DIOCESE UNDER THE BISHOP GREGORY (POLETAEV)

Sergey V. Golubtsov; candidate of theology, post-graduate and doctoral student of the Cyril and Methodius post graduate program of ROC of the Moscow Patriarchate, priest, rector of the parish, Omsk and Tavricheskoe diocese

Abstract: The article reveals reasons that contribute to the creation of the Omsk diocese. It describes the activities of a special Commission formed to study the creationg of a new diocese. The article covers the activities of the Tobolsk Theological Consistory, the issue of including a number of churches in the proposed diocese, and the decision of the Right Reverend Justin on the opening of a new diocese. The conclusion is drawn from the report of the military Governor of the Akmolinskaya region, which makes it clear that the local Russian population is surrounded by foreigners and needs spiritual care. The article presents the decision of the Holy Synod on the creation of Omsk diocese, with a list of localities and churches forming the new diocese. Keywords: Commission, Omsk diocese, the Steppe region, crown prince Nicholay Aleksandrovich, Holy Synod.

I ткрытие Омской епархии вызвано несколькими основными причинами: ¡Л- первая - обширность территории. Еще в 60-х гг. XIX в. Тобольская епархия, из которой в основном была выделена Омская, по размерам была протяженнее других русских епархий, это затрудняло ее управление;

- вторая - усилившаяся в XIX в. колонизация Сибири и Степного края повлекла образование новых населенных пунктов, а возникновение в них приходов требова-

ло духовного окормления. Тем самым появилась необходимость приблизить к приходской жизни архипастырский контроль и руководство;

- третья - на протяжении всего XIX в. происходило постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг.

Начиная с 1838 года Омск стал местом проживания генерал-губернатора Западной Сибири. Тогда же были образованы все административные учреждения Сибирского края, а через 44 года Омск становится столицей обширного Степного края. Кроме того, в Омске располагались управленческие структуры Сибирского Казачьего войска.

Перемещение в Омск административного центра поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии. Еще более насущным он стал после проведения через Омск Транссибирской магистрали, сами жители города Омска и Степного края считали необходимым учреждение в Омске нового епархиального центра. Так, при обсуждении вопроса о расширении Воскресенского крепостного собора в 1885 г. архитектор Э.И. Эзет доложил, что несоответствие размеров Воскресенского собора сразу же обнаружится при открытии в Омске епископской кафедры [9, с. 3]. Мнение жителей состояло в том, что Омску нужен новый большой и просторный храм ввиду того, что в Омске будет размещена епископская кафедра. В своих отчетах за 1887-88 годы Степной генерал-губернатор Г.А. Колпаковский докладывает о благо-временности учреждения в Омске Епископской кафедры [4, л. 36 об.].

При посещении цесаревичем Николаем Александровичем в 1891 г. Степного края и Омска, Он закладывает камень в основание будущего кафедрального собора [26, с. 2]. Двигаясь с эскортом в сторону Оренбургской степи, видя настроение населения края, став Императором Государства Российского, Государь подписал резолюцию об учреждении Омского Епархиального Управления с выделением на это содержания [10, с. 64-66].

Первое решение об открытии самостоятельной Омской епархии было вынесено на соборе сибирских архипастырей, проходившем в Иркутске в 1885 г., и было одной из мер «возвышения религиозного состояния сибирских приходов, улучшения народной нравственности, ослабления и совершенного искоренения раскола и развития проповеди слова Божия среди иноверцев-язычников» [27, с. 15].

Отношением обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева от 30 октября 1887 г. за номером 13.131 на имя преосвященного Авраамия, епископа Тобольского и Сибирского, в конце января в Омске была создана комиссия из духовных, светских и военных лиц, выяснявшая необходимость открытия новой епархии [27, с. 15-16].

В комиссию вошли, кроме духовных лиц, протоиерей Константин Недосеков, и священник Илия Зеленцова намеченных владыкой Авраамием, генерал Юнеев, управляющий государственными имуществами Западной Сибири. Продумать мероприятия по этому делу поручили благочинному Омска протоиерею Константину Не-досекову как жителю Омска, а также благочинному степных церквей, следовательно, хорошо знакомому с условиями жизни на периферии.

5 декабря 1887 г. из Консистории был послан указ за № 7199 на имя протоиерея Константина Недосекова, где созданной комиссии предписывалось обсудить следующие вопросы: какие населенные местности, кроме находящихся в Акмолинской и Семипалатинской областях, могли бы отойти от Тобольской епархии в состав образуемой Омской епархии с учетом расстояний от г. Омска и удобства сообщения.

2020 (8)

■^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

По отношению с управлением государственными имуществами Западной Сибири обсудить, какие оброчные статьи могли бы быть отведены Омскому архиепископскому дому в дополнение к содержанию из казны, в чем заключаются эти статьи и какой доход получается с них или какая сумма потребуется на содержание служителей архиерейского дома и на отопление последнего.

По сношению с Городскою думою и надлежащими властями обсудить: не найдется ли в Омске бесплатного и приличного помещения, по крайней мере, для архиерея и его свиты или вместе и для консистории. Омская комиссия решала на месте самые главные вопросы в деле приготовления к открытию Омской епархии. Работа комиссии продолжалась почти год (до 18.11.1888 г.). Последний протокол комиссии составлен 31 октября 1888 г. [7, с. 320-322].

С окончанием работ комиссии дело перешло к Тобольской Духовной Консистории. В дополнение к сведениям комиссии Консистория указом от 26.03.1890 г. за № 3171 потребовала от благочинных церквей, намеченных мнением о. Илии Зе-ленцова к выделению в Омскую епархию из Ишимского округа, решений, куда этим причтам удобнее принадлежать - Омской либо Тобольской епархии.

К 14 мая 1889 г. требуемые сведения были получены Консисторией. 31 декабря 1890 г. епископом Иустином был утвержден журнал Консистории по делу открытия Омской епархии [7, с. 321]. Тобольская Консистория почти во всем согласилась с работами Омской комиссии. Штаты для архиерейского дома, кафедрального собора и Консистории и оклады содержания архиерея со свитой, по мнению Консистории и согласно резолюции преосвященного Авраамия, намечены были такие же, как и в Тобольской епархии. Но главной целью учреждения Омской епархии было распространение и утверждение среди инородцев Степного края Христовой веры, Консистория нашла достаточным для ближайшего наблюдения за духовенством и православным населением, а также руководства в деле проповеди среди инородцев-киргиз ограничиться назначением викарного епископа с тем, чтобы викарный Преосвященный жил в Омске. Расходы, вызванные учреждением Омского викарианства, по мнению Консистории, не слишком значительны и менее расходов, чем при учреждении самостоятельной епархии.

Преосвященному викарию, по мнению Консистории, на основании опыта представится возможность вернее выяснить вопрос о необходимости самостоятельности Омской епархии и о том, как без значительных затрат приобрести достаточные помещения, то есть пока новая епархия не нужна. Мнение Консистории преосвященным Иустином было послано г. обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода при отношении от 14 января 1891 г. за № 130 [7, с. 322].

Святейший Синод, рассмотрев суть дела длительно, с этим мнением не соглашался. Вероятно, на вывод Святейшего Синода повлиял царь Николай II, который цесаревичем побывал в Омске, посетил многие местные церкви и заложил золотые монеты в основание будущего кафедрального Успенского собора [24, с. 91].

Помимо этого, влиял отчет военного губернатора Акмолинской области о состоянии этой области за 1894 г., в котором губернатор объяснял, что местное русское население окружено инородцами и нуждается более, чем население Европейской части России, в духовном окормлении и увеличении числа церквей и школ, на отчет последовала высочайшая отметка Государя: «Правильно» [3, л. 9]. Святейший Синод в 1895 г. представил на рассмотрение Его Императорского Величества Николая II доклад об уч-

реждении самостоятельной Омской епархии через Государственный Совет. В состав новой епархии были причислены все церкви Акмолинской и Семипалатинской области, 92 церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии с Ишимским училищем и 11 церквей Канского, Бийского и Барнаульского округов Томской губернии с назначением первым Омско-Семипалатинским архипастырем преосвященного Григория, епископа Туркестанского и Ташкентского [25, с. 38].

Государственный Совет также представил государю проект штата Омского епархиального управления, включавшего в себя содержание архиерейского дома, кафедрального собора и штат духовной консистории в г. Омске. За подписью Председателя Государственного Совета Д. Сольского». На подлиннике Собственной Его Императорскаго Величества рукой написано:

В С.-Петербурге. «Быть по сему.

16 января 1895 года».

Доклад Синода 18 декабря 1895 г. был удостоен монаршего утверждения, и в Западной Сибири возникла новая Омско-Семипалатинская епархия. В апреле газета «Степной край» официально сообщила решение Святейшего Синода об учреждении 18 февраля 1895 г. самостоятельной Омской епархии. «За последовавшим 16 минувшего января сего года Высочайшем Вашего Императорского Величества утверждением мнения Государственного Совета об учреждении Омского епархиального управления Синод в соответствии с сим полагает:

A) Учредить Омскую епархию и в состав оной включить всю Акмолинскую и всю Семипалатинскую области и, кроме того, те местности Томской и Тобольской губерний, управление коими из Омска облегчается близостью расстояния и удобством сообщения. А именно: 92 церкви Тюкалинского, Ишимского и Тарского округов Тобольской губернии и 11 церквей Бийского округа Томской губернии.

Б) Епископу Омскому именоваться Омским и Семипалатинским и пребывание иметь в городе Омске, а епископа Томского за отчисление во вновь учреждаемую Омскую епархию Семипалатинской области именовать Томским и Барнаульским.

B) На кафедру епископа Омского переместить преосвященного Туркестанского Григория.

Всего в пределах Омской епархии к 1895 г. состояло 194 самостоятельных прихода и 320 народных школ. Приходы состояли из 5, 6 и даже порой более 10 деревень, из которых большинство находились в 15, 25, а некоторые в 60 и даже 100 верстах от приходских храмов, численность приходов доходила до 4000 душ обоего пола. 27 мая 1895 г. в Омск прибыл первый архипастырь вновь образованной епархии, теперь уже епископ Омский и Семипалатинский - Григорий [8, с. 2].

Преосвященный Григорий, епископ Омский и Семипалатинский, прибыл в Омск в субботу, 27 мая 1895 г. в 11 часов дня, на пароходе «Сарапулец» из Павлодара [5, с. 7]. Его встречали военный губернатор Н.И. Санников, Акмолинский губернатор генерал Юнеев и другие начальствующие лица, благочинный Омских церквей протоиерей С. Баженов и многочисленные жители Омска [8, с. 2].

Сразу же после прибытия владыка Григорий активно занялся обустройством новой епархии. Формирование управленческой структуры было одной из важнейших задач, поэтому одним из первых дел было создание Духовной консистории, в первый состав которой вошли протоиерей Константин Недосеков, протоиерей Стефан Самойлов, протоиерей Николай Никольский [1, л. 53].

2020 (8)

■^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

Располагалась Консистория в съемном помещении, от имени Его Преосвященства было написано письмо об ассигновании определенной суммы на наем помещения для Консистории и препровождено в Святейший Синод 27 января 1896 г. за № 38 [2, л. 57]. Так, 7 января 1896 г. в Консистории слушали словесное заявление хозяина здания, занимаемого Консисторией, о выдаче ему за три месяца условленной платы за квартиру, по 60 рублей в месяц [2, л. 57 об.]. К 1898 году число сотрудников Консистории значительно выросло, она состояла из секретаря, титулярного советника Сергея Ивановича Каменского, столоначальников: коллежского секретаря Александра Александровича Бредникова, коллежского регистратора Александра Семеновича Юрьева, коллежского секретаря Исидора Онуфриевича Ищолко, казначея, титулярного советника Николая Ивановича Вознесенского, исполняющего обязанности секретаря епархии Дометия Моисеевича Самойленко, эконома архиерейского дома священника Климента Филимоновича Скальского и членов консистории протоиерея Николая Григорьевича Никольского, священников Ильи Иоанновича Тихомирова и Христофора Иоанновича Спасского [1, л. 1].

В компетенции Омской Духовной Консистории, как и всех Консисторий РПЦ, находились вопросы, которые касались как нужд прихожан, клира, так и епархии в целом: начиная от материального обеспечения священства на приходах, обучения детей в церковно-приходских школах, духовного уровня прихожан, организации духовного просвещения, чтений и служб даже в самых отдаленных приходах, ремонта церквей и построения новых храмов с открытием новых приходов - по сути, вся жизнь епархии.

С целью повышения духовно-нравственного уровня обучаемых в школах и училищах детей усилиями владыки Григория был создан Омский епархиальный училищный совет, имеющий свои отделения в различных уголках епархии. Он контролировал работу школ грамоты, одноклассных и двуклассных церковно-приходских школ, Ишимского духовного училища.

В 1897 г. епархиальный училищный совет состоял из председателя (священник Пантелеймон Николаевич Новиков) и членов (инспектор народных училищ Акмолинской области, статский советник Иван Иванович Шумиловский, священники Дим. Флег. Худяковский, Феодор Максимович Канарский, Климент Филимонович Скаль-ский, коллежский советник Платон Иванович Кораблев, надворный советник Тихонов, коллежский асессор Королев и чиновник по крестьянским делам Ионников, делопроизводитель Дометий Моисеевич Самойленко, наблюдатели - епархиальный священник Дмитрий Иоаннович Садовский, уездные: Акмолинская область - священник Николай Иосифович Кащеев, Тюкалинский округ - священник Николай Тяже-лов, Тарский и Ишимский округи - священники Алексей Вахнин и Семипалатинской области - священник Дмитрий Сперанский [12, с. 2]).

К 1900 г. Омский епархиальный училищный совет значительно вырос и изменил свой состав. Он состоял из председателя - кафедрального протоиерея, кандидата богословия Пантелеймона Николаевича Новикова и членов: священника Ф.И. Канарского, ключаря кафедрального собора К.Ф. Скальского, Д.Ф. Худяковско-го, М.С. Орлова, П.С. Троицкого, Д.И. Садовского, статского советника Л.Д. Соловьева, статского советника И.А. Павлова, коллежского советника Т.И. Тихонова, надворного советника В.Ф. Королева, чиновника по крестьянским делам Тюкалинского уезда П.Н. Ионникова, титулярного советника Анания Ивановича Васильева, он же делопроизводитель и казначей совета [27, с. 11].

Училищный совет открыл семь своих отделений:

1. Омское: председатель - протоиерей С.В. Баженов, секретарь - диакон Г.С. Ме-фодьев, казначей - священник А. В. Серебренников.

2. Семипалатинское: председатель - протоиерей Александр Иванович Соловьев, секретарь и казначей - священник С. Наумов.

3. Акмолинское: председатель - благочинный, священник Виктор Павлович Плотников, секретарь - священник К. Плотников.

4. Петропавловское: председатель - священник Андрей Лавров, секретарь -священник И. Лепехин.

5. Ишимское: председатель - священник Николай Васильевич Зеленцов, секретарь - священник Д. Копылов.

6. Тарское: председатель - протоиерей Симеон Сафонов, секретарь - протоиерей И. Сафонов.

7. Тюкалинское: председатель - протоиерей Василий Соколов, секретарь -А.П. Каргаполов [27, с. 12].

Была также сформирована инспекция церковных школ. В нее входили: епархиальный наблюдатель священник Д.И. Садовский; уездные наблюдатели: по Акмолинской области - священник И.А. Первицкий (постоянное местонахождение в Омске), по Семипалатинской - священник А.С. Лопарев (постоянное местонахождение в Семипалатинске), по Тюкалинскому округу - священник Н.А. Савин (постоянное местонахождение в Тюкалинске), по Ишимо-Тарскому округу - священник Алексей Николаевич Вахнин (находился в слободе Абатской).

К числу обществ, образованных в Омской епархии владыкой Григорием с целью распространения народного образования, следует отнести открытое 16 августа 1898 г. Омское епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения. В задачу его входила, помимо других, и забота о распространении церковно-приходских школ грамоты. С целью распространения начального образования было организовано «Общество попечения о начальном образовании в г. Омске». На его средства содержалась городская женская Покровская профессиональная школа. Такое же общество было организовано в г. Семипалатинске и Ишиме. С целью материальной помощи учителям в Омске было образовано «Общество вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области», а в целях обеспечения учащихся в слободе Абатской Ишимского уезда учреждено «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в школах всех типов» [17, с. 6-11].

Заслуживает упоминания и «Малокрасноярское церковно-приходское попечительство». Попечительство это имело целью содействовать материальными средствами процветанию Малокрасноярской церковно-приходской школы. Оно оказывало помощь общежитию, организованному при школе, искало средства на содержание сирот в общежитии и детей малоимущих прихожан, устраивало в деревнях прихода школы грамоты и церковно-приходские школы, следило за процессом воспитания и обучения в этих школах, оказывало материальную помощь лицам, которые открывали и содержали частные школы в деревнях прихода. Первое пожертвование в кассу этого общества было сделано Его Преосвященством Преосвященным Григорием Омским и Семипалатинским, он утвердил Правила попечительства и внес 50 рублей деньгами [15, с. 37].

2020 (8)

■^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

Нужно отметить, что создавались попечительства как для религиозного направления в просвещении, так и в стремлении организовать общественный досуг, отвлечь верующих от пагубных пристрастей. К числу таких структур следует отнести «Братство ревнителей духовно-нравственного просвещения», которое утвердил своим указом за № 1174 от 29 марта 1900 г. владыка Григорий. Братство состояло из группы священников соседствующих церквей: Красноярской, Кулачинской, Николаевской, Любинской, Ново-Архангельской, диаконов, псаломщиков, учителей и прихожан перечисленных церквей [18, с. 6-11]. Члены Братства отказывались от употребления спиртных напитков как средства наслаждения и проводили антиалкогольные беседы с лицами, склонными к употреблению спиртного.

Целью создания общества было содействие нравственному просвещению народа и противодействие чрезмерному употреблению спиртных напитков. Для этого братство вело беседы, народные чтения духовно-нравственных произведений, статей и беллетристики. Им открыто народная читальня, церковно-приходские библиотеки, устроен склад книг синодального издания и других полезных книг, определяемых к приобретению собранием братства. Устраивало продажу картин, распространяло среди населения иконы хорошего письма. Открыло безалкогольную чайную. Организовало кружки для лиц, воздерживающихся от употребления спиртного. Для управления делами братства был создан Комитет, состоявший из причтов церквей, входивших в состав братства с назначением из своей среды председателя, секретаря и казначея. Общество имело особые книги для записи постановлений и свою печать, которая хранилась у председателя.

Особым явлением в ряду общественных организаций в период правления епископа Григория было «Омское епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения». Вне всякого сомнения, это детище владыки Григория внесло огромную лепту в устроение новой епархии. Мысль об основании епархиального православного братства возникла у владыки Григория и его сподвижников чуть ли не со дня открытия Омско-Семипала-тинской епархии, но осуществилась только в 1898 году. По поручению Его Преосвященства Епископа Омского и Семипалатинского Григория священником Омского кафедрального собора Климентом Скальским был составлен устав Омского епархиального братства, названного составителем «Братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения». В самом названии и словах Святого Апостола Петра: «Бога бойтесь, царя чтите, братство любите», ставших девизом братства, была выражена основная цель и задача, а именно: насаждать, утверждать и охранять в жизни и деятельности меньшей во Христе братии любовь и преданность церкви, престолу и отечеству, «благоденствия и истинного счастья» [13, с. 6-8].

Устав братства был представлен на рассмотрение епископу Григорию и утвержден 7 июля 1898 г. за № 1907. 9 августа того же года по докладу о. Климента Скаль-ского Его Преосвященство своей резолюцией от 9 августа за № 2202 назначил и первый состав правления братства. Вся деятельность братства развивалась в соответствии с потребностями епархиальной жизни, под наблюдением и по указаниям Архипастыря. Она выражалась в следующем:

• посильная помощь при построении новых церквей в Омской епархии, особенно в переселенческих и вообще беднейших приходах;

• посильная помощь при ремонте нуждающихся в этом церквей, часовен, молитвенных домов;

• содействие открытию и поддержка церковных школ в селах и городах епархии;

• материальная и духовная помощь священникам, работающим с иноверцами;

• привлечение на службу в Омскую епархию священников из окончивших курс наук в духовных семинариях и академиях;

• приобретение учебных книг и пособий, книг религиозно-нравственного и патриотического содержания для снабжения ими по мере надобности тех приходов, в которых проводятся народные чтения и беседы;

• приобретение богослужебных книг, утвари и церковных облачений для снабжения ими бесплатно или недорого бедных церквей епархии;

• оказание посильной помощи готовящимся к крещению иноверцам с выдачей им финансовой помощи и устройстве на работу;

• устроение публичных чтений, бесед, литературно-духовных вечеров;

• религиозно-нравственное просвещение крестьян и распространение среди них различных знаний через открытие бесплатных народных читален, уличных библиотек, бесплатная раздача Священного писания, книг, религиозно-нравственного и патриотического содержания, раздача крестьянам икон, колец от святых мощей и других предметов почитания;

• учреждение при церковных школах и отдельно ремесленных и рукодельных классов применительно к крестьянскому быту и потребностям;

• организация в селах и деревнях церковных народных хоров;

• сбор и хранение предметов местной старины и народного почитания;

• благотворительность - устроение и содержание приютов, богаделен, убежищ, яслей, ночлежных домов и т. д. [17, с. 6-11].

По резолюции владыки Григория от 9 августа 1898 г. за № 2202 первый состав правления братства был назначен следующий: старшина братства - законоучитель омской женской гимназии священник Пантелеимон Новиков. Товарищ старшины -окружной интендант, генерал-лейтенант Павел Степанович Юньев. Советники - правитель канцелярии, окружной интендант управления, статский советник Павел Дмитриевич Соловьев. Член-делопроизводитель Омского Епархиального училищного совета Алексей Иванович Васильев. Члены: омский 1-й гильдии купец Степан Семенович Быков, омский 2-й гильдии купец Алексей Кириллович Демидов, чиновник -предводитель крестьянских дел Тюкалинского округа Тобольской губернии Порфи-рий Никифорович Ионников, казначей Омской духовной консистории Николай Иванович Вознесенский, священники: Омской дисциплинарной роты Михаил Петрович Петров, Омской Крестовоздвиженской церкви Михаил Никанорович Тифлов, наблюдатель церковных школ Акмолинской области Николай Иванович Кощеев и Омской кладбищенской церкви Семен Павлович Александров [14, с. 6].

В 1899 г. с целью распространения и развития религиозно-нравственного просвещения в народе братство открыло книжный склад и бесплатную народную читальню. С благословения владыки Григория на Тобольской улице в доме наследников Ахматова в нижнем этаже было нанято помещение из трех комнат и снабжено книгами, выписанными из Московской синодальной типографии, Афонского Пан-телеимонова монастыря, редакции троицких листков и магазина Тузова, а также

2020 (8)

■^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

было выписано духовных периодических изданий на 80 руб. Книги из бесплатной братской библиотеки за год были взяты 1741 раз. Кроме того, братством в первый день Святой Пасхи для бедного населения Омска была устроена бесплатная братская трапеза на 400 человек, троим новокрещенным выдано пособие по 5 руб. Также и присоединенным к православию мещанке г. Омска Брызгаловой на лечение сына выдано 5 руб. Выделено миссионеру Буконского стана священнику Ефрему Елисееву для выдачи пособий новокрещенным киргизам 59 руб.

В выстроенную церковь в селе Украинском Омского района были бесплатно переданы богослужебные книги, также были бесплатно розданы 121 книга и брошюры религиозного содержания [17, с. 10-11].

О росте авторитета Омского епархиального братства говорит и факт пополнения братства такими авторитетными людьми, как Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ямбургский, Его Высокопревосходительство г. обер-прокурор Св. Синода, тайный советник В.К. Саблер, протоиерей Иоанн Сергиев, Его Высокопревосходительство г. Степной генерал-губернатор генерал от кавалерии барон Таубе, генерал-губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант Н.И. Санников. В 1900 г. братство оказывало материальную помощь бедствующим. Так, на погребение умершей бедной воспитанницы прогимназии Дарии Свинцовой братством выдано 7 руб. 50 коп., а брат-основатель Климент Скальский по подписному листу собрал в пользу бедствующей семьи Свинцовой до 50 руб. Было выдано пособие новокрещенному персидскому подданному Симеону Климентову Сагодову 5 руб. Единовременное пособие жене коллежского асессора Евгении Петровой Вознесенской на лечение ее мужа 10 руб. Новокрещенному киргизу Ивану Григорьеву 20 руб., новокрещенному киргизу Александру Конюшенко - 90 руб. Роздано бесплатно книг и брошюр религиозно-нравственного содержания 618 экземпляров. Всего в 1900 г. братством на свои цели и задачи израсходовано 3232 руб. 93 коп. [23, с. 6].

Радостный для всей Сибири приезд в октябре 1900 г. Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича не остался бесследным и для Омского епархиального братства. Его высочество, ознакомившись с уставом и деятельностью братства, изволил благосклонно выслушать доклад правления братства «О принятии его под Августейшее покровительство и о разрешении ему на будущее время именоваться состоящим под августейшим покровительством его высочества великого князя Константина Константиновича» [22, с. 5; 19, с. 1-3].

Владыка Григорий содействовал организации попечительства о бедных духовного звания. Целью создания общества была поддержка нуждающихся из лиц духовного звания, большая часть поступлений расходовалась на выдачу пособий нуждающимся. Так, в 1899 г. одних пособий было выдано на сумму 6102 руб. 50 коп. Также при Омском епархиальном попечительстве существовал класс взаимной помощи духовенству. Из кассы в 1899 г. было выдано на пособия 2824 руб. 55 коп. [21, с. 3-12].

Ко времени образования новой епархии в Омске выходило две газеты - «Степной край» и «Акмолинские областные ведомости», эти газеты информировали о светской жизни Омска и окрестностей, но вопросы, касающиеся Омской епархии, как правило, не затрагивались, существовала необходимость создания епархиального печатного органа. В 1897 году в Святейший Синод владыкой Григорием было направлено прошение с просьбой о разрешении выпускать свою печать - «Омские

Епархиальные Ведомости», к прошению прилагалась специально разработанная программа новой газеты. Она состояла из двух частей - официальной и неофициальной. В часть официальную входили: 1. Правительственные распоряжения духовному ведомству, указы Святейшего Синода, резолюции епархиального архиерея, постановления Омской Духовной Консистории, имеющие общий характер. 2. Сообщения от Омского Епархиального училищного совета. 3. От Омского Епархиального попечительства о бедных духовного звания. 4. От Омского отделения Православного Миссионерского общества. 5. От Епархиального православного братства. 6. Епархиальные извещения о награждениях, назначениях, перемещениях, увольнениях от должностей и исключениях за смертью. 7. Объявления о праздных местах священнических, диаконских, причетнических, учительских в церковно-приходских школах и школах грамоты. В часть неофицальную входили: 1. Слова, поучения, беседы и речи, краткие жизнеописания святых подвижников для чтения в церкви и дома. 2. Статьи по вопросам церковного и церковно-школьного благоустройства, церковного и школьного хозяйства и пастырской практики. 3. Общепонятные статьи религиозно-нравственного содержания. 4. Статьи по церковной истории и археологии. 5. Отчеты разных епархиальных учреждений: Епархиального училищного совета и его отделений, Епархиального попечительства, Миссионерского общества, Братства, отчеты миссионеров, наблюдателей и благочинных. 6. Известия и заметки. 7. Гигиена, домашняя медицина, рецепты, сельское и домашнее хозяйство, лесоводство, огородничество, садоводство, полезные советы. 8. Отзывы о вновь вышедших книгах. 9. Некрологи. 10. Объявления. Указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 ноября 1897 года за № 6711 на имя Его Преосвященства Преосвященнейшего Григория, епископа Омского и Семипалатинского, вышел ответ: «Разрешено Омскому Епархиальному начальству издавать с 1898 г. «Омские Епархиальные Ведомости» согласно представленной программе» [11, с. 1].

Первый номер «Омских Епархиальных Ведомостей» вышел 1 января 1898 года. Ведомости регулярно, ежемесячно печатались, освещая жизнь Омской Епархии вплоть до 1918 года, когда Гражданская война разрушила все сложившиеся структуры России. Возобновление издания «Омских Епархиальных ведомостей» стало возможным только с 1990 года.

Нельзя обойти вниманием создание под покровительством Преосвященного Владыки Григория Общества хоругвеносцев при Омском Успенском Кафедральном Соборе. Идея об учреждении Общества хоругвеносцев принадлежала старосте Успенского Собора - омскому 1-й гильдии купцу Степану Семеновичу Волкову.

Часто бывая в Москве и других городах европейской части России и посещая при этом храмы, Степан Семенович восхищался тем порядком и благочинием, которые существовали при общественных богослужениях и шествиях, и находил, что немаловажную пользу в этом благолепии приносят хоругвеносцы. У него возникло желание организовать Общество хоругвеносцев при строящемся кафедральном соборе, об этом староста доложил Владыке Григорию [20, с. 7]. 7 января 1897 г. получил архипастырское благословение на создание этого общества - этот день считается днем основания Общества [20, с. 7].

По приглашению С.С. Волкова в члены нового общества пожелало вступить около 40 жителей г. Омска различного звания и состояния. В дальнейшем каждый желающий вступить в Общество хоругвеносцев должен был иметь не менее трех поручи-

2020 (8)

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

телей, которые письменно удостоверяли, что представленный кандидат абсолютно благонадежен и являет собой человека безупречного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первый же год на собранные между собой пожертвования члены общества соорудили изящную металлическую хоругвь с изображением на одной стороне св. Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, а на другой стороне - св. царицы Александры, имя которой носили царствующие Император и Императрица, с надписью, что хоругвь изготовлена в память священного коронования Их Императорских Высочеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Изготовление хоругви обошлось обществу в 130 руб. Ко времени освящения нового кафедрального Успенского собора обществом была изготовлена вторая хоругвь, подобная первой, с изображением на одной стороне Нерукотворного Спаса, а на другой - Воскресения Господня [20, с. 15].

Кроме того, на личные средства члена Общества Семена Яковлевича Тумашова был сооружен запрестольный выносной крест. За эти пожертвования по представлению владыки Григория и по докладу обер-прокурора Святейшего правительствующего Синода К.П. Победоносцева, Омское общество хоругвеносцев удостоилось Высочайшего Его Императорского Величества внимания и благодарности в «Церковных ведомостях» от 12 июня 1898 г. № 24 и от Его Преосвященства епископа Омского и Семипалатинского Григория архипастырского благословения (резолюция от 4.01.1900 г. № 13) [ 6, с. 890].

24 мая 1899 г. Общество из своих средств пожертвовало на постройку церков-но-приходской школы при кафедральном соборе 25 руб., за что получило благодарность правящего архиерея. Таким образом, Омское общество хоругвеносцев с 1897 г. по 1899 г. включительно, несмотря на небольшое количество своих членов, отсутствие слаженной организации и скудность средств, сделало пожертвования для Омского кафедрального собора на сумму около 300 руб. [20, с. 16].

Устав общества был составлен ключарем Омского кафедрального собора священником Климентом Скальским и по прочтении на общем собрании 11 апреля 1899 г. представлен Его Преосвященству с просьбой ходатайствовать перед Св. Синодом об его утверждении. Прототипом для этого Устава послужил Устав Общества хоругвеносцев при Московском кафедральном соборе Христа Спасителя с изменением применительно к местным условиям. Устав утвержден Св. Синодом 27 октября 1899 г. и указом Омской Духовной Консистории от 5 февраля 1900 г. за № 981 передан Обществу через кафедрального протоиерея Константина Недосекова [16, с. 4]. 27 февраля 1900 г. было проведено собрание Общества. На нем были избраны на трехлетний срок (1900-1903 гг.) старшина Общества С.С. Волков, товарищ старшины - омский купец И.С. Зайцев. Обязанности казначея из-за небольших сумм, находящихся в распоряжении Общества, были соединены с должностью старшины. Секретарем и почетным членом Общества избрали о. К. Скальского.

Общим собранием было постановлено «просить Его Преосвященство Преосвя-щеннейшего Владыку Григория и его Превосходительство г-на Акмолинского генерал-губернатора Н.И. Санникова принять на себя звание пожизненных почетных членов Омского общества хоругвеносцев» [20, с. 7].

14 октября представители Общества представились Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Константиновичу, в то время бывшему в Омске [19, с. 1-3].

№ 1, 2020 (8)

Великому князю были поднесены знак Общества, имевший форму хоругви с 8-конечным крестом, по обеим сторонам на ней лавровые и дубовые ветви, перевитые у основания лентой с бантом, и на ленте выгравированы буквы «О.О.Х.» (Омское Общество Хоругвеносцев), устав Общества и просьба о принятии Общества под свое покровительство.

Журнальным постановлением от 10 ноября за № 7 Общество возбудило ходатайство перед г-ном военным министром о разрешении военным чинам при вступлении в Общество хоругвеносцев носить на левой стороне груди установленный серебряный знак [20, с. 10-14].

Члены Общества лично участвовали в процессиях и торжественных богослужениях в кафедральном соборе, занимаясь по мере сил благоукрашением Успенского Собора.

Таким образом, В 1900 году ко времени перевода епископа Григория Омская епархия насчитывала 258 церквей и приходов и множество часовен [27]. Указом от 17 декабря 1900 года епископ Григорий в возрасте 74 лет освобождается от управления Омской епархией и назначается управляющим Донским (в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы) ставропигиальным монастырем в Москве, а также членом Московской Синодальной конторы. Дальнейшая история Омской епархии связана с другими предстоятелями.

список источников и литературы:

Неопубликованные источники:

1. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 16. Оп. 1. Омская Духовная Консистория. Д. 48. Протоколы заседаний Омской духовной консистории 1895-1896 гг.

2. ИАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 53. Протоколы Омской духовной консистории за 1899 г.

3. ИАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 56. Указы Омской Духовной Консистории за 1897 г.

4. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 164. Оп. 2. Д. 15.

Опубликованные источники:

1. Акмолинские областные вести. 1895. № 22. Неофициальная часть. С. 7.

2. Архипастырское благословение // Церковные ведомости. 1898. № 24. С. 890.

3. Городков Н. Образование новой Омской Епархии // Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 19. С. 320-322.

4. К встрече Омского епископа // Степной край. 1895. № 41. С. 2.

5. Хроника города Омска // Степной край. 1895. № 57. С. 3.

6. Об учреждении Омского епархиального управления // Церковные ведомости. 1895. № 9. С. 64-66.

7. Программа Омских Епархиальных Ведомостей // Омские епархиальные ведомости. 1898. № 1. С. 1.

8. Состав епархиального управления // Омские епархиальные ведомости. 1898. № 2. С. 2.

9. Устав Омского Епархиального Братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и Христианского благотворения // Омские епархиальные ведомости. 1898. № 16. С. 6-8.

^Л^бУ^Л^ 63 &

■^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Сергий Голубцов «Омская епархия при Преосвященном Григории (Полетаеве)»

10. Отчет о состоянии Омского епархиального братства // Омские епархиальные ведомости. 1899. № 3. С. 6.

11. Отчет омского Епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приход-ских школ за 1898-1899 гг. в учебно-воспитательном отношении // Омские епархиальные ведомости. 1899. № 24. С. 37.

12. Устав Общества Хоругвеносцев при Омском Успенском Кафедральном Соборе // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 5. С. 4.

13. Отчет о состояние Омского Епархиального братства ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и Христианского благотворения за 1899 год // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 8, 10.

14. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Омской Духовной Консистории причтам церквей Омской епархии // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 9. С. 6-11.

15. Речь Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Константиновичу, произнесенная Преосвященнейшим Григорием, Епископом Омским и Семипалатинским 11 октября 1900 г. при встрече в Омском Успенском Кафедральном Соборе // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 1. Часть неофициальная. С. 1-3.

16. Отчет о состоянии Общества хоругвеносцев при Омском Успенском Кафедральном соборе за 1900 г. // Омские епархиальные ведомости. 1901. № 2. С. 7; 10-16.

17. Отчет Омского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1899 год // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 11. С. 3-12.

18. Омские епархиальные ведомости. 1901. № 13. С. 5.

19. Отчет Омского епархиального братства за 1900 г. //Омские епархиальные ведомости. 1901. № 16. С. 6.

Список литературы:

1. Боханов А. Николай II. М.: Молодая гвардия, Русское слово, 1997.

2. Голубцов С., свящ. Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск, 2008.

3. Голубцов С.В. Омский Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери. Омск, б/г.

4. Скальский К. свящ. Омская епархия. Омск, 1900.

Рецензент: доктор исторических наук Н.В. Воробьева, Омская духовная семинария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.