Научная статья на тему 'Становление и развитие Омской епархии в конце XIX начале XX вв'

Становление и развитие Омской епархии в конце XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
811
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берковская Зорина Николаевна

В статье рассматривается процесс становления и развития Омской епархии в конце XIX начале XX вв. Охарактеризованы органы епархиального управления, материальное положение духовенства, деятельность епархиальных съездов и церковных общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation and development of Omsk eparchy in the late XIX early XX centuries

The administration of Omsk eparchy, the economical conditions of the ecclesiastics, the eparchial congresses and the church public organizations activities, are examined by the author.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие Омской епархии в конце XIX начале XX вв»

УДК 26:930.1(571.13) 3. н. БЕРКОВСКАЯ

Омский государственный университет им.

Ф. М. Достоевского

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв._____________________

В статье рассматривается процесс становления и развития Омской епархии в конце XIX — начале ХХ вв. Охарактеризованы органы епархиального управления, материальное положение духовенства, деятельность епархиальных съездов и церковных общественных организаций.

История становления и развития Омской епархии во многом связана с историей города Омска и тех обширнейших территорий, в границах которых она была образована. Освоение Сибири и формирование институтов Православной церкви — два взаимосвязанных процесса. Образование приходов и строительство церквей в Сибири осуществлялось параллельно с расселением пришлого населения. Народная колонизация приносила в Сибирь православный уклад жизни: у казачества — в виде христианско-военизирован-ных общин, у крестьянства — традиционных приходских общин. «Все «потоки» колонизации осуществляли каждый по-своему распространение на Сибирь русского традиционализма, для которого православие являлось неотъемлемой чертой» [1].

Освоение русскими южных регионов Западной Сибири началось в XVIII в. В первой половине XIX в. после присоединения к России территории Центральной Азии эти районы из приграничных стали внутренними, что явилось стабилизирующим фактором их развития. Как следствие, изменилось положение города Омска, который прежде выполнял здесь роль военного форпоста России. Омск становится теперь гарантом экономического развития прилегающих к нему территорий, имея для этого все предпосылки. В 1868 г. была образована Акмолинская область с центром в г. Омске, объединившая южную часть нынешнего Омского Прииртышья и значительную часть Казахстана. Когда в 1882 г. было упразднено ЗападноСибирское генерал-губернаторство, Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области были объединены в Степное генерал-губернаторство, административным центром которого был определен Омск.

Постепенное смещение крестьянской колонизации с севера на юг, большое число переселенцев, обосновавшихся в степных и лесостепных районах Акмолинской и Семипалатинской областей, недостаток церквей с квалифицированным причтом, огромные территории существующих в Сибири епархий — все это являлось главными предпосылками образования Омской епархии. «Высочайшее повеление» об открытии самостоятельной Омской епархии состоялось 18 февраля 1895 г., а в конце марта того же года, со дня опубликования в церковных ведомостях, вступило в законную силу [2]. В состав епархии вошли 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей, церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимс-кого округов Тобольской губернии, которые лежали ближе к Омску, чем к Тобольску (42 церкви Тюкалинского округа, 31 церковь Тарского, 19 церквей Ишим-

ского округа с Ишимским духовным училищем), а также 11 церквей Бийского округа Томской губернии.

Территория Омской епархии на момент её образования была заселена неравномерно. В основном население сосредоточивалось в Тобольской губернии и северной части Акмолинской области, где жили крестьяне-старожилы, переселенцы, а также казачество. Процесс заселения этих районов шел достаточно равномерно и не создавал трудностей для образования новых приходов и строительству церквей. Поселения возникали достаточно близко к старожильческим.

В начале XX в. в процессе освоения южной части епархии количество поселений, располагавшихся на обширных территориях Степного края стало столь велико, причем некоторые из них находились на расстоянии до ста верст от имевшихся приходов, что побудило епархиальное начальство заняться открытием новых. В докладе консистории епископу Омскому и Семипалатинскому, в котором были представлены сведения о желательности открытия самостоятельных приходов, ставился вопрос о необходимости образовать из вновь заселенных переселенческих участков Омской епархии «особые временные приходские районы с назначением в них разъездных причтов» [3]. На основании этого доклада епископ Омский и Семипалатинский Гавриил направил Синоду представление, в котором обосновывал необходимость образования разъездных причтов и ходатайствовал о предоставлении для этого средств.

Рассмотрение сведений о вновь образованных поселках Омской епархии даёт возможность увидеть размеры этой проблемы. В Акмолинской области было 42 поселка с населением 13 450 душ мужского пола, которые находились на расстоянии от 10 до 70 верст от ближайшего прихода, в Петропавловском уезде — 16 поселков с населением 7 538 душ, на расстоянии от ближайшего прихода от 25 до 75 верст. В Атбасарском уезде находилось 14 поселков с населением 6 446 душ, на расстоянии 45 верст от ближайшего прихода, а в Семипалатинской области имелось 36 поселков, с населением 20 865 душ, на расстоянии от ближайшего прихода от 10 до 70 верст [4].

В качестве высшего органа церковного управления епархией в 1895 г. была учреждена Омская духовная консистория. Во главе консистории стоял епархиальный архиерей. Структуру епархиального управления определял «Устав духовных консисторий», введенный обер-прокурором Н. А. Протасовым в начале

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

1840-х гг. Именно к этому времени консисторская система окончательно сложилась в своих главных чертах, просуществовав без кардинальных изменений до 1917 г.

Система управления епархией была построена по принципу жесткого централизма и иерархии и состояла из трех уровней. Первый — епархиальное управление. Оно было представлено архиереем и духовной консисторией. Первым архиереем Омской епархии был назначен 18 февраля 1895 г. епископ Григорий (Полетаев) с титулом епископа Омского и Семипалатинского. Ведению епископа подлежали все дела епархии, а также надзор за поведением духовенства и монахов, за состоянием духовного просвещения и нравственного состоянием мирян.

В состав консистории входили лица духовного звания в количестве 4 — 6 человек, а также секретарь-столоначальник и казначей. Её члены избирались епархиальным архиереем из священников и утверждались Синодом. Каждому члену духовной консистории вверялись для наблюдения особые дела, так называемый стол. В слушании или решении дел участвовали все члены консистории. Согласно уставу, консистория находилась в двойном подчинении - епархиальному архиерею и Синоду. По предложению обер-прокурора Синод определял секретаря консистории. Секретарь консистории, формально находясь в подчинении епископа, был напрямую, как и архиерей, связан с обер-прокурором Синода и посылал ему секретные донесения обо всех происшествиях в епархии. Кроме того, он следил за исполнением законов в деятельности консистории и ее отношениях с архиереем. Духовная консистория решала вопросы об учреждении приходов, открытии новых церквей, монастырей, часовен, их ремонте, перестройке, упразднении старых церквей и об отводе церковных земель. В функции консистории входило разрешение конфликтов между духовными лицами и прихожанами связанных с церковными земельными участками, а также награждение духовных лиц знаками отличия.

Второй уровень епархии составляла разветвлённая сеть благочинных. Благочинные утверждались епископом и являлись его помощниками в управлении епархией. Благочиние состояло из 10—15 приходов. В обязанности благочинного входило наблюдение за деятельностью притчей в приходах. Кроме того, два раза в год он должен был объезжать все приходы, входящие в состав благочиния.

Третий уровень — причты приходских церквей, избиравшие из своей среды депутатов епархиальных и окружных съездов, духовных следователей, членов благочинных советов. Причт состоял из священнослужителей (иереи, пресвитеры) и церковнослужителей (псаломщики, причетники, пономари).

Съезды играли важнейшую роль в жизни приходского духовенства. По началу, ограниченные только заботой о поддержке церковных школ, постепенно съезды приобрели право обсуждать хозяйственные вопросы и организовывать сословную взаимопомощь. Это насторожило официальные власти, которые постарались поставить проведение съездов под свой контроль. Согласно Духовному регламенту, действовал определенный порядок взаимоотношений различных структур управления епархией. «Благочинные представляют отчет Епархиальному Преосвященству или консистории. Священники, диаконы и псаломщики по делам и нуждам служебным рапортуют благочинным, а те, если не могут сами принять решения по этим делам, представляют рапорты епархиальному начальству с разъяснениями и сведениями

о данных вопросах. Священники могут сами обращаться к епархиальному начальству только в случаях, когда благочинный не выполнил или не решил их просьбу, когда священник должен лично дать ответ на указание епархиального начальства. Благочинные, священно и церковнослужащие по делам личным (не служебным) могут обратиться к епархиальному руководству. Благочинные и церковные причты по делам служебным не могут входить в непосредственную переписку с высшими правительственными учреждениями, как-то: Губернаторами, Губернскими и Областными присутственными местами, с другими консисториями и консисториями и Коллегиями других вероисповеданий, а должны обращаться к содействию своего епархиального начальства. Обращаться к епархиальному начальству могут духовные следователи по порученным им делам к следствию и дознанию. С прочими должностными лицами, а равно с окружными и уездными полицейскими управлениями, волостными и станичными правлениями церковные причты по служебным делам сносятся не рапортами и предписаниями, а отношениями. Благочинным и церковным причтам не следует обращаться в суд и полицию для привлечения к ответственности за совершение в раскол или другую веру» [5].

В структуру управления Консистории входили также Омское епархиальное попечительство «о бедных духовного звания», Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества.

Епархиальное попечительство было создано в помощь семьям священнослужителей, потерявших кормильца, заштатным и престарелым священникам. Кроме того, попечительство утверждало опеку над сиротами священнослужителей, распоряжалось их движимым и недвижимым имуществом. Основной фонд попечительства на момент образования составлял 26 тыс. 655 руб. По действующему законодательству «к постоянным и определительным средствам призрения бедных духовного звания в виде доходов принадлежат: добровольные благотворительные приношения, кружечные сборы, часть доходов от свечной продажи, доходы кладбищенские, штрафные деньги, взыскиваемые по духовному ведомству, сборы по подписным листам, процент от основного капитала» [6]. На содержании попечительства состоял приют на 30 человек из малолетних сирот духовного звания, который находился в здании Епархиального женского училища.

Финансовое положение приходского духовенства было противоречивым. С одной стороны, духовенству оказывали материальную помощь приходские общества и государство, с другой, многие семьи священников находились в бедственном положении. Городское духовенство было обеспечено лучше, однако и в городе не все священнослужители имели достаток. Для улучшения материального положения церковно-и священнослужителей создавались органы приходского церковно-общественного самоуправления — попечительства. В круг деятельности попечительств входили поиски средств на содержание причтов, на содержание и ремонт церквей, приходских школ, библиотек, домов для духовенства и т.д. Согласно Общему положению о крестьянах, «...крестьянским обществам разрешалось устанавливать сборы на поддержание и устройство церквей, заведение сельских училищ, содержание учителей церковно-приходских школ» [7]. Кроме того, они подыскивали работу для безработных и бедных. Несмотря на все свои недостатки, процесс образования попечительств в Ом-

ской епархии получил широкое распространение. Однако расчеты правительства на то, что органы самоуправления решат все материальные проблемы церкви не оправдались. Собранные средства попечители тратили в основном на ремонт и постройку храмов. С другой стороны, вновь образованные из переселенцев приходы сами нуждались в материальной поддержке. Это особенно характерно было для Омской епархии, в которой интенсивно шел процесс образования новых приходов.

Попытка реорганизации приходской жизни получила неожиданное продолжение в указе Синода от 18 ноября 1906 г., в котором шла речь о создании церковно-приходских советов. Они возникали прежде всего там, где отсутствовали попечительства. Кроме советов при приходах Омской епархии создавались братства, кружки «церковного пения и чтения», общества трезвости. Учреждением церковно-приходских советов правительство пыталось осуществить идею создания подконтрольного церковно-общественного самоуправления.

С целью более широкого привлечения различных слоев городского и сельского населения к делам религии и церкви, создавались церковные организации. Среди них следует отметить деятельность церковных братств. В братствах обычно принимало деятельное участие все духовенство епархии. Их деятельность была предметом обсуждения епархиальных съездов. Последние вырабатывали уставы и постепенно, по мере потребности и сообразно средствам, расширяли круг деятельности братств. Деятельность братств направлялась на утверждение православия и ограждение православных от сектантской и раскольничьей пропаганды.

16 августа 1898 г. было создано Омское епархиальное «Братство ревнителей Православия, Самодержавия и Русской Народности и христианского благотворения». Братство делилось на семь ступеней. Братья первой ступени уплачивали взнос три рубля, шестой не менее ста рублей. В 4-м параграфе 3-й главы устава сказано: «Священство и церковнослужители Омской епархии, по долгу службы своей, состоят непременными ревнителями Братства». Братство устраивало трапезы для беднейшего населения, иногда на 400 человек, выдавало пособия на лечение, крещение, в долг, покупало книги и раздавало их бесплатно [8].

29 марта 1900 г. Преосвященный Григорий утвердил Устав «Братства ревнителей духовно-нравственного просвещения», целью которого было нравственное просвещение народа и противодействие чрезмерному употреблению спиртных напитков. Члены братства устраивали внебогослужебные собеседования с народом, народные чтения. Была открыта чайная наподобие тех, что открывало Общество трезвости, организованы кружки из лиц воздерживающихся от спиртных напитков.

Большим влиянием в епархии пользовался епархиальный комитет Православного миссионерского общества. В 1898 г. председателем Общества был епископ Омский и Семипалатинский Григорий. Почетными членами являлись степной генерал-губернатор М. А. Таубе и военный губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант Н. И. Санников. Членами совета числились протоирей Недосеков, прото-ирей Никольский, протоиерей Баженов, священники Рождественский и Тихомиров, коллежский советник Соловьёв, купец Волков, делопроизводитель священник Гусев.

Не оставались в стороне от нужд церкви представители крупного капитала и купечества. Характерной чертой омского купечества, особенно православного, была приверженность вере, соблюдение норм православного культа, требований официальной церковной морали. Купечество жертвовала церквам деньги, дарило иконы. Благотворительность в среде предпринимателей была явлением распространенным. Среди наиболее крупных жертвователей и попечителей были М. А. Шанина, М. Я. Мариупольский и другие [9].

Таким образом, рассмотрение проблем становления и развития Омской епархии позволяет расширить наши представления о содержании социокультурных процессов, проходивших в Степном крае на рубеже XIX — XX вв.

Библиографический список

1. История Курганской области (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). — Т. 4. — Курган, 1998. — С. 15.

2. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 16. Оп. 1. Д. 49. Л. 3.

3. ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 122. Л. 71.

4. ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 122. Л. 73-74.

5. Омские епархиальные ведомости. — 1898. — № 3. — С. 4.

6. ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 49. Л. 80.

7. ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 49. Л. 18

8. Зайцева Л.Ю. Православная церковь и казахское население Степного края (конец XIX — начало XX вв.) // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII — ХХ вв.): матер. Междун. науч. конф. — Омск; Кокшетау, 2001. — С. 141.

9. Очерки истории города Омска. — Т. I. —Дореволюционный Омск. — Омск, 1997. — С. 162 — 166.

БЕРКОВСКАЯ Зорина Николаевна, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории и доку-ментоведения.

Статья поступила в редакцию 17.04.08 г.

© З. Н. Берковская

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.