Научная статья на тему 'Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения'

Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ БРАТСТВО РЕВНИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ / САМОДЕРЖАВИЯ / РУССКОЙ НАРОДНОСТИ И ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОТВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майоров Владислав Евгеньевич

В статье изучается Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения в 1901 г. Анализируются доходы и расходы Братства, состав и основные направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения»

•^КОНЦЕПТОЛОГИЯ БРАТСТВА_

Майоров Владислав Евгеньевич «Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского Благотворения»

УДК 26:930.1 (571.13)

ОМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ БРАТСТВО РЕВНИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ, САМОДЕРЖАВИЯ, РУССКОЙ НАРОДНОСТИ И ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОТВОРЕНИЯ

Майоров Владислав Евгеньевич, студент Омской Духовной Семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви; научный руководитель: Воробьева Наталия Владимировна, д.и.н., доцент, проректор по научной работе Омской Духовной Семинарии

Омской епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье изучается Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского Благотворения в 1901 г. Анализируются доходы и расходы Братства, состав и основные направления деятельности.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского благотворения.

OMSK DIOCESAN FRATERNITY OF ADHERENTS OF ORTHODOXY, AUTOCRACY, RUSSIAN NATIONALITY AND CHRISTIAN CHARITY

Vladislav Maiorov, a student of Omsk Theological Seminary Scientific adviser: Vorobyeva Natalia Vladimirovna, Doctor of Historical Sciences, associate professor, pro-rector on scientific work of the Omsk Theological Seminary

Annotation. This article examines Omsk diocesan Fraternity of adherents of Orthodoxy, Autocracy, Russian nationality and Christian charity in 1901. It analyzes the income and expenses of the Fraternity, membership and main activities.

Keyword. History of The Russian Orthodox Church, Omsk diocesan Fraternity of adherents of Orthodoxy, Autocracy, Russian nationality and Christian charity.

¥f

I началу XX века за Уралом насчитывалось 11 епархий. Самыми древними | были три из них: Тобольская (1620), Иркутская (1727) и Оренбургская (1799). ЩирОгальные Же были открыты в XIX веке. Хронологически их можно выстроить в следующем порядке: Томская (1832), Благовещенская (1840), Енисейская (1861), Якутская (1868), Туркестанская (1871), Омская (1895), Забайкальская (1894) и Владивостокская (1898). Как видим из этого перечня, Омская епархия была сравнительно молодой. Каковы же причины выделения Омской епархии из Тобольской?

Во-первых, обширность территории Тобольской епархии. Неслучайно в периодической печати 60-х годов 19 века указывалось, что «Тобольская епархия обширнее всех Русский епархий, - в ней более, чем других епархиях, обитает народов, ходящих во тьме и сени смертней и ожидающих евангельской проповеди... ».

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

Во-вторых, начавшаяся в 19 веке колонизация киргизской степи повлекла за собой не только образование новых населенных пунктов но и возникновение новых приходов.

В-третьих, постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг. С 1824 г. Омск становится центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а с 1882 г. и столицей Степного края. Перемещение административного центра, само собой разумеется, поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии.

Вопрос этот волновал общественное мнение уже с 1863 г. В 1885 г. на соборе сибирских архипастырей в городе Иркутске вопрос об образовании Омской епархии вновь встал на повестку дня. Согласно решению Иркутского собора открытие новой епархии было предрешено. В связи с этим была создана комиссия по выделению Омской епархии, которая функционировала в 1887-1888 гг. Она выработала проект, который был представлен на усмотрение в Тобольскую Духовную Консисторию. Которая в свою очередь с добавлениями отправила в Святейший Синод. 14 марта 1895 г. последовал Указ об учреждении Омской епархии с центром в г. Омске, к которой отошли часть приходов Тобольской и Томской епархий, а именно: церкви Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии и Бийского округа Томской губернии [1].

Согласно «штату Омского епархиального управления» всего на содержание епархии отпускалось из казны ежегодно 33 110 рублей [3].

Первым архиереем назначен 18 февраля 1895 года Епископ Григорий (Полетаев) с титулом Епископ Омский и Семипалатинский [4].

Родился в 1831 г. в семье Нижегородского церковнослужителя. Окончил Казанскую духовную академию с научной степенью магистра богословия. Из скромности не любил публиковать научные труды. За все время профессорской деятельности он издал только начало своего перевода «Благовестника» блаж. Феофилакта [4].

27 мая 1895 г. владыка Григорий прибыл в Омск. Поселился он в доме, принадлежащем Воскресенской церкви. При владыке были приведены в порядок (переплетены) метрические книги, по которым выдавалось множество справок. 1 января 1898 г. учреждена газета «Омские епархиальные ведомости». В том же году был освящен Кафедральный Успенский собор, в закладке которого принял участие наследник престола Николай Романов (в будущем император Николай II).

24 мая 1900 г. освящен храм Святой Троицы на площади перед железнодорожным вокзалом станции Омск. А 17 декабря владыка был назначен управляющим Донского монастыря (Москва) и вскоре выехал из Омска.

Особым явлением в ряду общественных организаций в период правления епископа Григория было «Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского Благотворения». Вне всякого сомнения, это детище Владыки Григория внесло огромную лепту в устроение новой епархии. Мысль об основании епархиального православного братства возникла у владыки Григория и его сподвижников чуть ли не со дня открытия Омско-Се-мипалатинской епархии, но осуществилась только в 1898 году. По поручению Его Преосвященства Епископа Омского и Семипалатинского Григория священником Омского кафедрального собора Климентом Скальским был составлен устав Омского епархиального братства, названного составителем «Братством ревнителей пра-

№ 1, 2018 (4)

Щ^концептология братства_

Майоров Владислав Евгеньевич «Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского Благотворения»

вославия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения». В самом названии и словах Святого Апостола Петра: «Бога бойтесь, царя чтите, братство любите», ставших девизом братства, была выражена основная цель и задача, а именно: насаждать, утверждать и охранять в жизни и деятельности меньшей во Христе братии любовь и преданность церкви, престолу и Отечеству, «благоденствия и истинного счастья» [1].

Устав братства был представлен на рассмотрение епископу Григорию и удостоен следующей резолюции от 7 июля 1898 года за № 1907: «Устав братства утверждается, и да благословит Господь братство сие выйти на делание свое». 9 августа того же года по докладу о. Климента Скальского Его Преосвященство своей резолюцией от 9 августа за № 2202 назначил и первый состав правления братства, который согласно параграфу 21 устава назначается по личному усмотрению архипастыря, а 16 августа в воскресение после Божественной Литургии в Омском кафедральном соборе было первое общее собрание в здании окружного Интендантского Управления, где в присутствии Его Преосвященства, нескольких почетных гостей, почти всего городского духовенства и свыше 100 человек простых людей состоялось открытие братства: со-борно городским духовенством с архиереем во главе был отслужен молебен Божией Матери «Утоли моя печали» с провозглашением многолетия Царствующему Дому, Св. Правит. Синоду, Архипастырю и всем ревнителям православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения.

Была произнесена старшиною братства священником Пантелеимоном Новиковым речь об историческом значении братства в России, о целях и задачах новоот-крывающегося Омского епархиального братства. Секретарем правления священником Симеоном Александровым объявлен первый состав правления и произведена подписка пожертвований в пользу братства, которая составила 110 р. 75 к. серебром. Вся деятельность братства развивалась в соответствии с потребностями епархиальной жизни, под наблюдением и по указаниям Архипастыря. Она выражалась в следующем:

посильная помощь при построении новых церквей в Омской епархии, особенно в переселенческих и вообще беднейших приходах;

посильная помощь при ремонте нуждающихся в этом церквей, часовен, молитвенных домов;

содействие открытию и поддержка церковных школ в селах и городах епархии; материальная и духовная помощь священникам, работающим с иноверцами; привлечение на службу в Омскую епархию священником из окончивших курс наук в духовных семинариях и академиях;

приобретение ученых книг и пособий, книг религиозно-нравственного и патриотического содержания для снабжения ими по мере надобности тех приходов, в которых проводятся народные чтения и беседы;

приобретение богослужебных книг, утвари и церковных облачений для снабжения ими бесплатно или недорого бедных церквей епархии;

оказание посильной помощи готовящимся к крещению иноверцам с выдачей им финансовой помощи и устройстве на работу;

устроение публичных чтений, бесед, литературно-духовных вечеров; религиозно-нравственное просвещение крестьян и распространение среди них различных знаний через открытие бесплатных народных читален, уличных би-

№ 1, 2018 (4)

блиотек, бесплатная раздача Священного Писания, книг религиозно-нравственного и патриотического содержания, раздача крестьянам икон, колец от Святых мощей и других предметов почитания;

учреждение при церковных школах и отдельно ремесленных и рукодельных классов, применительно к крестьянскому быту и потребностям; организация в селах и деревнях церковных народных хоров; сбор и хранение предметов поместной старины и народного почитания; благотворительность - устроение и содержание приютов, богаделен, убежищ, яслей, ночлежных домов и т.д.

Свою деятельность братство активизировало постепенно. Так, в 1898 году им было выдано пособие 6 человекам новокрещенным в сумме 30 р. Для благотворительных целей было выписано колец, крестиков, икон на 55 р. [2].

В этом же году был поднят вопрос перед Омским городским управлением с одобрения Владыки Григория о передаче в ведение братства упраздненного кладбища, находившегося в г. Омске на Бутырском форштадте, и об уступке прилегающей к этому кладбищу пустой полосы земли по Скорбященской улице для постройки в будущем церкви, а также библиотеки, народной читальни. Сбор средств на постройку храма братством начал вестись с 1899 г. По резолюции владыки Григория от 9 августа 1898 г. первый состав правления братства был назначен следующий: старшина братства - законоучитель омской женской гимназии, священник Пан-телеимон Новиков. Товарищ старшины - окружной интедант, генерал-лейтенант Павел Степанович Юньев. Советники - правитель канцелярии, окружной интедант управления, статский советник Павел Дмитриевич Соловьев; член-делопроизводитель Омского Епархиального училищного совета Алексей Иванович Васильев. Члены: омский 1-й гильдии купец Степан Семенович Быков, омский 2-й гильдии купец Алексей Кириллович Демидов, чиновник - предводитель крестьянских дел Тюка-линского округа Тобольской губернии Порфирий Никифорович Ионников, казначей Омской духовной консистории Николай Иванович Вознесенский, священники: Омской дисциплинарной роты Михаил Петрович Петров, Омской Крестовоздви-женской церкви Михаил Никанорович Тифлов, наблюдатель церковных школ Акмолинской области Николай Иванович Кощеев и Омской кладбищенской церкви Семен Павлович Александров.

Если в 1898 г. на деятельность братства было израсходовано всего 210 р., то в 1899 г. сумма расходов на порядок больше. В 1899 г. с целью распространения и развития религиозно-нравственного просвещения в народе братство открыло книжный склад и бесплатную народную читальню. С благословения владыки Григория на Тобольской улице в доме наследников Ахматова в нижнем этаже было нанято помещение из трех комнат, снабжено книгами Афонского Пантелеимонова монастыря, редакции троицких листков и магазина Тузова, а также было выписано духовных периодических изданий на 80 р. Книги из бесплатной братской библиотеки за год были взяты 1741 раз. Кроме того, братством в первый день Святой Пасхи для бедного населения Омска была устроена бесплатная трапеза на 400 человек, троим новокрещенным выдано пособие на 5 р. Также и присоединенной к православию мещанке г. Омска Брызгаловой на лечение сына выдано 5 р. Выделено миссионеру Буконского стана священнику Ефрему Елисееву для выдачи пособий новокрещенным киргизам 59 р. [2].

змуа&УЗЛ^ 131 Гб

Щ^концептология братства_

Майоров Владислав Евгеньевич «Омское епархиальное братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской народности и христианского Благотворения»

В выстроенную церковь в селе Украинском Омского района были бесплатно переданы богослужебные книги, также были бесплатно розданы 121 книга и брошюры религиозного содержания [5; 6]

О росте авторитета Омского епархиального братства говорит и факт пополнения братства такими авторитетными людьми, как Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит С.-Петербургский, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ямбург-ский, Его Высокопревосходительство г. обер-прокурор Св. Синода, тайный советник В.К. Саблер, протоиерей Иоанн Сергиев, Его Высокопревосходительство г. Степной генерал-губернатор генерал от кавалерии барон Таубе, генерал-губернатор Акмолинской области генерал-лейтенант Н.И. Санников. В 1900 г. Епархиальное братство продолжало развивать деятельность книжного склада с целью распространения религиозно-нравственных знаний в народе. С этой же целью была устроена народная читальня, куда были выписаны необходимые книги и журналы. В целях благотворительности были устроены братские трапезы для бедных в первый день Святой Пасхи и Рождества Христова, выданы пособия новокрещенным и присоединенным к православной церкви. Братство оказывало материальную помощь бедствующим. Так, на погребение умершей бедной воспитанницы прогимназии Дарии Свинцовой выдано 7 р. 50 к., а брат-основатель Климент Скальский по подписному листу собрал в пользу бедствующей семьи Свинцовой до 50 р. Было выдано пособие новокрещен-ному персидскому подданному Симеону Климентову Сагодову 5 р. Единовременное пособие жене коллежского асессора Евгений Петровой Вознесенской на лечение ее мужа 10 р. Новокрещенному киргизу Ивану Григорьеву 20 р., новокрещенному киргизу Александру Конюшенко - 90 р. Роздано бесплатно книг и брошюр религиозно-нравственного содержания 618 экземпляров. Всего в 1900 г. братством на свои цели и задачи израсходовано 3232 р. 93 к. [2]

Радостный для всей Сибири в октябре 1900 г. визит Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича не остался бесследным и для Омского епархиального братства. Его высочество, ознакомившись с уставом и деятельностью братства, изволил благосклонно выслушать доклад правления братства «О принятии его под Августейшее покровительство и о разрешении ему на будущее время именоваться состоящим под августейшим покровительством его высочества великого князя Константина Константиновича».

В заключение следует отметить, что в общих чертах деятельность братства должна была выражаться в содействии постройке церквей в переселенческих и беднейших приходах и их обновлении, в открытии и поддержке церковных школ, в содействии миссионерам, в приобретении учебных книг, богослужебной литературы, литературы религиозно-нравственного и патриотического содержания, необходимой богослужебной утвари, в разнообразной помощи новокрещенным, в устройстве и содержании богаделен, яслей, приютов, странноприимных домов и т.д. Средства братства складывались из:

обязательных взносов (священник вносил не меньше трех рублей, диакон - не меньше двух, псаломщик - не меньше рубля); взносов ревнителей Братства; добровольных пожертвований по сборным листам; операций по продаже книг; выручки от публичных чтений; частных пожертвований деньгами и вещами.

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

Библиографический список:

1. Голубцов С.В. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Пред-стоятельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.) / С.В. Голубцов. Омск: Полиграф, 2008. 166 с.

2. Омские Епархиальные Ведомости 1901 г. - ред.: священник Николай Александров.

3. Лосунов А. 110 лет Омской епархии: этапы становления и развития / А. Лосу-нов // Журнал Московской Патриархии. 2005. № 4. С. 45-56.

4. Шихатов И. Епископы Омские / И. Шихатов. Омск: Наследие: Диалог-Сибирь, 2008. 224 с.

5. Иоанн Голошубин, священник. Омская епархия. Омск, 1914.

6. Имущество Русской Православной Церкви в пределах Омской области. Омск, Омское епархиальное управление, 2014.

№ 1, 2018 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.