Научная статья на тему 'Управленцы Киргизской миссии'

Управленцы Киргизской миссии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Киргизская миссия / миссионер / Омская епархия / Kyrgyz mission / missionary / Omsk Diocese

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голубцов С. В.

Статья посвящена начальникам Киргизской миссии, впервые приводится их перечень, а миссия предстает школой, ступенью управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heads of the Kyrgyz mission

The article is devoted heads of the Kyrgyz mission for the first time to bring them the list, and the mission appears to school, stage management.

Текст научной работы на тему «Управленцы Киргизской миссии»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 118-120.

УДК 281.93(512.154) С.В. Голубцов

УПРАВЛЕНЦЫ КИРГИЗСКОЙ МИССИИ

Статья посвящена начальникам Киргизской миссии, впервые приводится их перечень, а миссия предстает школой, ступенью управления.

Ключевые слова: Киргизская миссия, миссионер, Омская епархия.

Вопрос о необходимости миссионерского делания среди киргизов (казахов) впервые был поставлен в 1920-х гг. С целью осуществления этой идеи предполагалось отправить на проповедь в степь миссионера Макария Глухарёва, но так как правительство опасалось недовольства миссионерской деятельностью среди киргизов, им была основана Алтайская духовная миссия, которая открылась в 1830 г. [1]. Официально решение вопроса стало возможным только во второй половине XIX в. Основное время своего существования Киргизская миссия находилась в подчинении и составе Омской епархии, но возникла она путем соединения Тобольской и Томской киргизских миссий.

Вопрос об учреждении в пределах Тобольской епархии христианской миссии для служения среди киргизов был открытым на протяжении десятилетий и разрешился только в 1894 г. Указом Святейшего Синода от 30 апреля № 1922 [2] в Тобольской епархии разрешено было открыть православную миссию среди киргизов, проживающих в Акмолинской и Семипалатинской областях. Миссия начала действовать со второй половины 1894 г. в составе двух станов: Акмолинского и Каракалинского. В Акмолинский стан миссионером был назначен бывший благочинный Берёзов-ских церквей протоиерей М. Путинцев. Он же, как служивший ранее в Кульдже среди китайцев и калмыков и в Алтайской миссии среди калмыков и киргизов, а также исполнявший должность настоятеля в Обдорской миссии, т. е. имевший опыт миссионерского служения, был назначен старшим миссионером миссии [3], которую возглавлял вплоть до вхождения в состав Омской епархии в 1895 г.

Томская киргизская миссия была открыта в 1881 г., она носила официальный статус противомусульманской и находилась в непосредственном подчинении начальнику Алтайской миссии. Первоначальный штат составлял три должности: миссионер, псаломщик и переводчик. Миссию предполагалось содержать на средства Миссионерского общества. Выбирал миссионера для новой структуры, понимая всю важность предстоящего дела, епископ Владимир (Петров), знавший миссионерство практически, занимаясь им среди киргизов в Черно-Ануйском отделении с 1887 г. [4]. Сначала был выбран протоиерей Михаил Григорьевич Путинцев, знавший быт казахов и их язык. Весной 1882 г. он прибыл в Черно-Ануйское отделение [5], однако быстро был отпущен из миссии в Туркестанскую епархию, где ощущался острый недостаток священников. Вместо него 10 апреля 1882 г. епископ Владимир назначил киргизским миссионером черноануйского священника Филарета Алексеевича Синьков-ского [5, с. 234], который служил миссионером в Алтайской духовной миссии с 1875 г., в будущем - преосвященного Владимира, епископа Владикавказского и Моздокского, где он служил с 12 июня 1893 г. по 12 августа 1904 г. С 12 августа 1904 г. по 16 сентября 1908 г. владыка Владимир был предстоятелем Кишинёвской, а с 16 сентября 1908 г. по 11 июля 1914 г. - Донской епархии [6].

© С.В. Голубцов, 2015

Управленцы Киргизской миссии

119

12 июня 1890 г. отец Филарет Синьков-ский был пострижен в монашество с именем Владимир, а 21 ноября возведен в сан игумена с определением помощником начальника Алтайской и Киргизской миссии. Уже 18 августа 1891 г. его хиротонисали в сан епископа Бийского [7], а старшим киргизским миссионером вместо него с 1891 г. по июнь 1893 г. [8] являлся иеромонах Сергий (Петров), в миру Стефан Алексеевич [9].

Получив специальную миссионерскую подготовку на противомусульманских курсах при Казанской духовной академии, принятый Томским епархиальным начальством для служения в Киргизской миссии миссионер иеромонах Сергий был утверждён 11 ноября 1892 г. в должности помощника начальника миссии и командирован в посёлок Шульбинский, в котором предполагалось открытие миссионерского стана. С образованием в 1895 г. Омской епархии ей были подчинены Тобольская киргизская миссия и Томская киргизская миссия, консолидированные в единую организационную структуру, а Акмолинский и Каракалинский станы были упразднены. После образования Омской епархии начался второй самостоятельный период деятельности Киргизской миссии. Начальником объединённой миссии определением Святейшего Синода от 31 января 1895 г. № 378 был назначен иеромонах Сергий (Петров) с возведением в сан архимандрита [9, с. 4], ставший в 1899 г. епископом Бийским, викарием Томской епархии [10]. Его помощником стал Иоанн Семенович Никольский служивший миссионером Долонского стана с 1890 г. [11].

В состав миссии иеромонах Сергий был определён 25 мая 1891 г. 2 ноября 1892 г. в домовой церкви Томского архиерейского дома совершилось пострижение инока Сергия. 4 ноября он был возведён в сан иеродиакона, 7 ноября, в сан иеромонаха, а 16 ноября указом Томской духовной консистории был определён помощником начальника Киргизской миссии [9, с. 4]. Архимандрит Сергий (Петров) управлял миссией до 12 февраля 1899 г. 24 декабря 1898 г. по указу Его Императорского Величества был утверждён доклад Святейшего Синода «О бытии начальнику Киргизской миссии архимандриту Сергию епископом Бийским, викарием Томской епархии» [12]. 12 февраля 1899 г.

архимандрит Сергий (Петров) был рукоположен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии, где служил до 20 января 1901 г. С 20 января 1901 г. по 6 марта 1903 г. он возглавил Омскую кафедру и в дальнейшем поочерёдно: с 6 сентября

1903 г. по 25 января 1907 г. - Ковенскую; с 25 января 1907 г. по 8 марта 1913 г. - Одесскую; с 1913 по 1920 г. Сухумскую; с 1919

по 1920 г. - Новороссийскую [6, с. 782]. На посту начальника миссии его сменил возведённый в сан архимандрита 10 марта 1899 г. в Омском кафедральном соборе епископом Григорием [13] Макарий (Павлов), до этого трудившийся в Киргизской миссии простым миссионером.

Архимандрит Макарий (в миру Михаил Михайлович Павлов) был родом из семьи священника села Бухтармы Семипалатинской области. С детства он общался с местными киргизами и научился их языку. Знание киргизского языка было распространённым явлением для жителей Семипалатинской области. Первоначальное образование Макарий получил в Барнаульском духовном училище. В 1890 г. закончил Томскую духовную семинарию, после чего в этом же году, 16 сентября, был рукоположен преосвященным Макарием, епископом Томским и Семипалатинским, в священника Семипалатинского Знаменского собора. С 1891 г. он являлся законоучителем Семипалатинской женской прогимназии. В 1894 г. отец Макарий поступил учиться в Казанскую духовную академию. В 1897 г., решив стать членом монашеского братства, принял постриг. В 1898 г., Макарий (Павлов) закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего был определён миссионером главного стана Киргизской миссии в Заречной слободке города Семипалатинска. В 1899 г. он был назначен начальником Киргизской миссии [13, с. 4-5], впоследствии архимандрит Макарий (Павлов) был возведён в епископское достоинство и стал предстоятелем сначала Бийской (с 18 марта 1901 г. по 17 января 1905 г.), затем Якутской (с 17 января 1905 г. по 1 мая 1909 г.) кафедры. С 28 января 1917 г. по 1922 г. он возглавлял Владикавказкую епархию, а с 1922 по 1923 г. - Пятигорскую обновленческую [6, с. 716].

Следующим начальником Киргизской миссии стал архимандрит Владимир (Тихо-ницкий). Он родился 22 марта 1873 г. в семье священника. Закончил Вятскую семинарию, а в 1898 г. - Казанскую духовную академию. Во время обучения в академии в 1897 г. был пострижен в монашество и рукоположен в диакона, а в 1998 г. - в сан иеромонаха с назначением в Киргизскую миссию, в 1899 г. был переведён в Центральный стан [13, с. 5-6]. Около трёх лет архимандрит Владимир служил рядовым миссионером, а затем стал помощником начальника миссии. В 1901 г. он сменил на посту начальника миссии архимандрита Макария (Павлова) и 6 мая был возведён в сан архимандрита [14]. Впоследствии архимандрит Владимир (Тихоницкий) был рукоположен в епископа и направлен в Польшу, в город Белосток, где возглавлял епархию с 3 июня 1907 г. по 1923 г. [6, с. 630].

120

С. В. Голубцов

В 1906 г. архимандрит Владимир был перемещён на должность настоятеля монастыря Гродненской епархии. На должность начальника миссии был назначен помощник начальника иеромонах Киприан с возведением в сан архимандрита [15]. Он был последним начальником Киргизской миссии, человеком удивительной судьбы, вошедшим в историю как первый епископ Семипалатинский. Епископ Киприан (в миру Константин Станиславович Комаровский) родился 17 сентября 1876 г. в Самарканде в семье чиновника католического вероисповедания. Окончил гимназию г. Верного (ныне Алма-Ата). Продолжая свое образование, он в 1895 г. поступил в Казанскую духовную академию. 6 декабря 1898 г. принял монашество. В 1899 г. монах Киприан (Комаровский) окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и тогда же был назначен миссионером Шульбинского стана Киргизской миссии Омской епархии. 19 апреля 1901 г. был назначен помощником начальника Киргизской миссии [14, с. 7]. С 11 июля 1906 г. он уже начальник Киргизской миссии в сане архимандрита. 4 декабря 1911 г. в Омске архимандрит Киприан (Комаровский) был впервые в истории рукоположен в епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. Посвящение совершили три епископа: Преосвященный Владимир, епископ Омский и Акмолинский; Преосвященный Иннокентий, епископ Бийский, первый викарий Томской епархии, начальник Алтайской духовной миссии; Преосвященный Исидор, управляющий Покровским мужским монастырём близ города Омска [16], коим оставался по 1922 г. [6, с. 702]. При епископе Киприане Киргизская миссия достигла своего наибольшего процветания.

Киргизскую миссию можно определённо назвать кузницей, базой, школой управлен-

ческого мастерства, начальники которой в дальнейшем поднимались на епископские кафедры и несли нелёгкое апостольское служение в разных местах православной России и за её пределами, оставаясь верными сынами матери церкви Христовой.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Православное обозрение. Т. 15. М., 1864. С. 334.

[2] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 189.

[3] Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 13-14. С.138-139.

[4] Прибавление к церковным ведомостям. 1895. № 5. С. 177.

[5] Томские епархиальные ведомости. 1883. № 8. С. 220.

[6] История иерархии Русской Православной Церкви. М., 2006. С. 630.

[7] Прибавление к церковным ведомостям. 1891. № 34. С. 1147-1149.

[8] Беляев И. прот. Русские миссии на окраинах. СПб., 1900. С. 258.

[9] Отчёт о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1898 год // Омские епархиальные ведомости. 1899. № 17. С. 3.

[10] Томские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 8.

[11] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1831. Л. 13 об.

[12] ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 64. Л. 1.

[13] Отчёт о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1899 год // Омские епархиальные ведомости. 1900. № 13. С. 4.

[14] Отчёт о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1901 год // Омские епархиальные ведомости. 1902. № 11-12. С. 7.

[15] Отчёт о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1906 год // Омские епархиальные ведомости. 1907. № 12. С. 7.

[16] Краткая записка о Киргизской миссии Омской епархии за 1911 год // Омские епархиальные ведомости. 1912. № 10. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.