Научная статья на тему '«Путь признания» человека способного в философии П. Рикёра'

«Путь признания» человека способного в философии П. Рикёра Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
736
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК СПОСОБНЫЙ / РИКЁР / СПОСОБНОСТЬ / ДЕЙСТВИЕ / L''HOMME CAPABLE / RECOGNITION / RICOEUR / ABILITY / ACTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петров Антон Валерьевич

В статье раскрывается значимость концепта «признание» в контексте экспликации Рикёром понятия «человек способный». Анализируется связь между всеми способностями человека и феноменом признания. Автор реконструирует воззрения Рикёра на значение каждой способности в жизни человека (способности говорить, действовать, нести ответственность за свои поступки, вести повествование о событиях собственной жизни, сохранять воспоминания, исполнять обещания, признавать другого и быть признанным им).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Course of L’Homme Capable’s Recognition» in P. Ricoeur’s Philosophy

The purpose of this article is to analyze the importance of the concept of recognition in the context of Ricoeur's idea of l'homme capable. The author examines the relationship between all man's capabilities and the phenomenon of recognition. The author interprets Ricoeur’s ideas concerning the meaning of all human abilities (those of speaking, acting, being responsible for one’s deeds, narrating one’s life, preserving memories, keeping one’s word, recognizing others and being recognized by them).

Текст научной работы на тему ««Путь признания» человека способного в философии П. Рикёра»

УДК 1 (091) (44)

А. В. Петров

«Путь признания» человека способного в философии П. Рикёра

В статье раскрывается значимость концепта «признание» в контексте экспликации Рикёром понятия «человек способный». Анализируется связь между всеми способностями человека и феноменом признания. Автор реконструирует воззрения Рикёра на значение каждой способности в жизни человека (способности говорить, действовать, нести ответственность за свои поступки, вести повествование о событиях собственной жизни, сохранять воспоминания, исполнять обещания, признавать другого и быть признанным им).

The purpose of this article is to analyze the importance of the concept of recognition in the context of Ricoeur's idea of l 'homme capable. The author examines the relationship between all man's capabilities and the phenomenon of recognition. The author interprets Ricoeur’s ideas concerning the meaning of all human abilities (those of speaking, acting, being responsible for one’s deeds, narrating one’s life, preserving memories, keeping one’s word, recognizing others and being recognized by them).

Ключевые слова: признание, человек способный, Рикёр, способность, действие.

Кеу words: recognition, l 'homme capable, Ricoeur, ability, action.

К проблеме признания Поль Рикёр обращается уже в своих ранних работах. И хотя феномен признания интересовал мыслителя на протяжении всего творческого пути1, предметом специального исследования признание становится в работе 2004 г. с программным названием «Путь признания». В ней Рикёр завершает разработку концепта «человек способный»: он анализирует все способности человека сквозь призму феномена признания и дополняет к выделенным ранее способность признавать и быть признанным.

Свое исследование Рикёр начинает с анализа способности человека к речевой деятельности. Мыслитель считает, что даже древние герои гомеровских эпосов - это, по сути, говорящие субъекты: «персонажи Г омера и тем более трагические герои беспрестанно го-

© Петров А. В., 2014

1 Например, в работе «Я сам как другой» (1990) Рикёр рассуждает о признании, утверждая, что оно реализуется через борьбу и «достигается ценой напряженного обучения» [7, с. 287].

ворят о своих поступках» [6, с. 93], описывают свои подвиги, свои способности. Одной из важнейших функций способности говорить, по мнению Рикёра, является измерение объёма человеческих способностей. В своей речи я могу выразить то, на что я способен: «вводя идею способности через способность говорить, мы сразу же придаем понятию человеческого действия объем» [6, с. 93]. Через свою речь я также могу осуществить акт самопризнания (признать себя человеком способным). Сам процесс признания так или иначе всегда реализуется через язык, репрезентируется словесной формулой; через свою речь я признаю себя автором своей способности и выражаю границы своих возможностей.

Взаимопризнание осуществляется в диалоге (как обмене фразами), в котором моя рефлексивность сочетается с инаковостью другого.: «слово, произнесенное одним, - это слово, адресованное другому» [6, с. 94]. В ходе общения я называю себя автором своих слов, с другой стороны, я жду ответа от другого, признающего меня. Согласие другого вступить со мной в общение можно интерпретировать как акт признания меня. Пока между нами реализуется коммуникационный процесс, осуществляется взаимопризнание. С помощью «конвенциональной» структуры в любом обществе существуют определённая система имён и фамилий, посредствам которой люди узнают друг друга: «благодаря посредничеству

гражданского состояния все признают меня субъектом еще до того, как я с помощью научения разовью способность сам себя обозначать» [6, с. 240]. То есть, с одной стороны, признание меня другим реализуется только в диалоге как в коммуникативной ситуации. С другой стороны, существует социальная система, которая поддерживает (обучает меня) мой говорящий статус: люди согласны общаться со мной до того, как я сам научусь говорить. В этих рассуждениях Рикёра феномен признания приобретает социальный характер, определяемый, с одной стороны, как показатель социальной адаптированности человека, а с другой - его естественное право от рождения.

Способность человека к действию - одна из важнейших способностей человека, наиболее соответствующая уровню антропологической философии [6, с. 93]. Рикёр эксплицирует понятие «действие» как «способность вызывать события в физическом и социальном окружении действующего субъекта» [6, с. 94]. Называя себя причиной вызывания действия, человек признаёт себя в каче-

стве обладателя способности к целенаправленному действию. В данном контексте самопризнание выполняет роль удостоверителя человека как носителя способностей. Я признаю себя автором своих поступков, своих действий, тем самым удостоверяюсь в своём существовании, в существовании себя как человека способного.

Конкретное действие реализуется конкретным человеком, отсюда возникает персональная ответственность за совершаемые действия. Как отметил А.Ф. Филиппов, «Рикёр выступает против трактовки действий как безличных событий» [9, с. 290]. Признавая себя автором своих действий, именно я признаю и ответственность за их совершение. По мнению мыслителя, нередко возникают ситуации, когда действия людей перемешиваются, и вычленить долю ответственности каждого человека за совершаемые поступки чрезвычайно сложно. В этом случае необходимо положиться «на признание действующего субъекта, берущего на себя ответственность за собственную инициативу, в которой реализуется ощущаемая им способность к действию» [6, с. 97]. Взаимопризнание действий происходит в режиме взаимодействия с другим, который играет роль «препятствия, помощника или соучастника, как это происходит в совместных действиях, где порой невозможно выделить вклад каждого» [6, с. 240]. Через самопризнание ответственности за свои действия реализуется взаимопризнание действий: признавая себя ответственным за тот или иной поступок, я разграничиваю свою ответственность от ответственности другого за тот или иной акт. Признание в данном контексте выступает в роли демаркатора ответственности и действий (моих и другого) и тем самым побуждает человека задумываться о результатах своих поступков.

Итак, по Рикёру, признание - целенаправленное действие человека, которое включает признание человека как автора своих действий, признание инициативы за свои поступки, взаимопризнание, в котором люди разграничивают свои действия.

Способность человека к повествованию занимает, по словам Рикёра, третью позицию в «феноменологии человека могущего» [6, с. 97]. В своих работах мыслитель часто обращается к нарративной теории, которая привлекает философа прежде всего как система идей, легко взаимодействующая с другими теориями человека способного (теорией слова, теорией действия). Действительно, рассказывая историю, мы используем слово как структурную единицу нашей речевой деятельности. При этом предметом повествования

часто становится описание какого-то действия, причем, как заметил Д. Пэллауэра, «до любого повествования мы уже обладаем терминами, которые позволяют нам говорить о действии» [5, с. 300].

Необходимым условием реализации самопризнания читателя и автора является их взаимопризнание. Автор (как адресант), создавая произведение, наполнен ожиданиями перед встречей с читателем (адресатом) в тексте. Читатель, перед тем как открыть книгу, имеет определенные надежды узнать себя в героях произведения. Взаимо-признание автора-читателя происходит в процессе повествования адресанта, с одной стороны, чтения адресата - с другой. Самопри-знание автора рассказа реализуется в его повествовательной деятельности. Воспроизводя истории, основанные на личных воспоминаниях, человек, по мнению Рикёра, приходит к своей идентичности (т. е. признаёт себя). С помощью признания читателя автор также удостоверяет себя как автора собственного рассказа.

Читатель реализует самопризнание в процессе коммуникации с нарратором: «читатель может сказать, что узнал себя в таком-то персонаже из такого-то сюжета» [6, с. 98]. Отмечая заслугу адресанта за прекрасно созданную модель интриги, адресат также признаёт его: «Нет такого рассказа, который не вплетал бы в себя жизненные истории, вплоть до полного переплетения» [6, с. 240]. Таким образам, образуется круг взаимопризнания. Безусловно, «путь признания» нарративных возможностей человека отличается от «схемы» реализации признания в отношении других антропологических способностей. Моё самопризнание (как автора моих слов, действий) не зависит от признания другого. Но в способности к повествованию две стадии признания взаимосвязаны. Это обусловлено особой структурой осуществления признания в коммуникационном процессе автора и читателя. Благодаря признанию, осуществляется задуманный акт взаимодействия между повествующей и «рецепиентной» сторонами.

Таким образом, самопризнание читателя и автора неотделимо от их взаимопризнания. Взаимопризнание реализуется в процессе повествования, чтения (или слушания рассказа). Через признание читателя автор самопризнает себя и, наоборот, через признание работы автора читатель самопризнаёт себя. Благодаря признанию осуществляется задуманный процесс коммуникации между автором и читателем.

Важной способностью человека является и способность нести ответственность, вменяемость: «само это слово наводит на мысль о каком-то расчете, делающем субъекта ответственным» [6, с. 102]. Морально-этические установки личности, его представления о своих правах и обязательствах позволяют человеку, с точки зрения Ри-кёра, «выносить суждение и оценивать рассматриваемые действия как хорошие или плохие» [6, с. 102]. Самопризнание ответственности (т. е. своей способности) реализуется через заботу о другом человеке: «В плане моральном мы считаемся ответственными за другого человека» [6, с. 105]. Но это ответственность должна ограничиваться какими-то рамками, так как с её возрастанием увеличивается и риск причинить вред другому человеку: «именно здесь идея вменяемости вновь обретает свою регулирующую роль» [6, с. 105].

Развивая мысли о способности человека нести ответственность, Рикёр исследует социоантропологическую сферу, в которой разворачивается «борьба за признание». Здесь люди должны взаимо-признавать ответственность в «переходе от чувства оскорбления, ощущаемого как нанесение ущерба самоуважению к желанию участвовать в процессе расширения сферы прав субъекта» [6, с. 189]. По мнению философа, человек в борьбе за свои права (признание) не должен переходить границ своей ответственности и «оскорблять» другого. Ответственность, с точки зрения мыслителя, реализуется в умении участвовать в дискуссиях, выражать своё мнение, контролировать свою речь и действия, стремиться не причинить вред другому. Через признание каждым человеком этих принципов реализуется взаимопризнание. Признание помогает ввести понятие «ответственность» (как одну из способностей человека) в институализированную (социальную) сферу, которая закладывает условия для формирования «человека способного».

Способность сохранения воспоминаний, безусловно, выделяется среди других способностей человека. Такая оценка обусловлена, прежде всего, более «личностным» (закрытым) характером осуществления данной способности. Действительно, как правило, мы говорим о признании только своих воспоминаний. «Реминисценции» реализуются, по мнению философа, в узнавании образов прошлого: «узнать воспоминание - значит, вновь его обрести» [6, с. 120]. Благодаря признанию я подтверждаю, что именно мне

принадлежат данные воспоминания об ушедших событиях. По мнению И. Блауберг, Рикёр во многом разделяет бергсоновскую концепцию о сохранении воспоминаний и на её основании ведёт размышления о неком «забвении-резерве, т. е. той виртуальной сферы, ресурса, из которого черпает и на надежность которого рассчитывает в своей деятельности «человек могущий» [1, с. 72]. Взаимопризнание воспоминаний осуществляется в подтверждении обществом событий общей истории. По мнению Рикёра, личное отношение к памяти другого может принять конфликтный характер, если «воспоминания об одних и тех же событиях отличаются друг от друга» [6, с. 241].

В контексте исследования мнемонических возможностей человека мыслитель анализирует феномен обещания, благодаря которому человек сохраняет свою самоценность. Рикёр говорит об обещании как отдельной способности человека. Через исполнение данного мне обещания я удостоверяюсь в своей самости. Я признаю себя, так как именно я давал это обещание. Анализ рассуждений Рикёра показывает, что выполнение обещания представляет собой некую систему, состоящую из элементов осуществления практически всех самостоятельных способностей человека. На каждом этапе исполнения обещания человек реализует определённый элемент способности: от начала (я говорю, что обещаю сделать; я помню о данном мною обещании и несу ответственность за его исполнение) к концу (я выполняю обещание; рассказываю о его результатах; признаю свою самоценность).

Социальная сфера играет большую роль в формировании среды «человека способного». Особенно эта роль велика в реализации антропологической способности «признавать и быть признанным». Способность признавать, как никакая иная способность человека, связана с другим, с обществом. Именно во взаимодействии людей, в их взаимопризнании реализуются способности, они подтверждают себя «способными людьми»1. Как подчеркнул Ж. Мишель, анализируя концепцию Рикёра, «способности остаются виртуальными до тех пор, пока они не осмыслены с помощью межличностных форм инаковости и институциональных структур объединения» [4, с. 314].

1 Ср. оценку рикёровской теории признания М. Костийо, отмечающей, что именно она лежит «в основе самоуважения в плане созидания себя в социальной сфере» [3, с. 21].

Когда мы размышляем о связи между любой способностью человека могущего, например способностью говорить, и феноменом признания мы, по сути, утверждаем связь между способностью говорить и способностью признавать, так как признание есть некое действие, способность признавать. Самопризнание (в этой способности) есть действие, направленное на признание себя (например, в качестве активного деятеля). Взаимопризнание осуществляется в сочетании способности признавать и быть признанным. Активное начало человека, реализуемое, по мысли Рикёра, в способности признавать, можно рассматривать как некое «господство мышления над смыслом», а признание меня другим как некую просьбу о признании: «таковой на деле и в своих главных направлениях предстает динамика, которую я назвал путем, т. е. переход от признания-идентификации к <.. .> взаимному признанию» [6, с. 236].

Важную роль в вопросе признания играет феномен дарения, в котором осуществляется взаимопризнание. Получение дара, с точки зрения Рикёра, рассматривается как место «существования признательности» [6, с. 251]. Философ выделяет несколько типов дарения, но взаимопризнание осуществляется в одностороннем даре. Одаривая другого, я делаю первый шаг навстречу его признания. Ответом другого будет некая благодарность («признательность»), которую можно интерпретировать как признание меня. Как отмечает А. Ро-меле, Рикёр «подчиняет взаимное признание признательности, являющейся ответом на односторонней дар» [8, с. 365]. В этом случае дар выступает как «всемирное дело» [2, с. 312].

Итак, признание в философской антропологии П. Рикёра фундирует все способности человека способного и выполняет роль удо-стоверителя (подтверждения) человека в своих способностях (самопризнании речи, действий, себя как автора рассказа, ответственности, воспоминаний и др.). Признание, по мнению Рикёра, в полной мере реализуется в процессе коммуникации с другим - вза-имопризнании, где другой признаёт меня, ведёт общение со мной через обмен фразами, участвует со мной в совместных действиях, читает/слушает мои рассказы, принимает мою ответственность, принимает моё обещание и выполняет своё, получает мой дар.

Список литературы

1. Блауберг И.И. О памяти и забвении: П. Рикёр и А. Бергсон // Поль Рикёр - философ диалога / Рос. акад. наук, Ин-т. философии; отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 60-7б.

2. Зенкин С.Н. Дар, символ, рассказ // Новое литературное обозрение. -М., 2013. - С. 309-317.

3. Костийо М. Понятие этики и морали в учении Поля Рикёра // Поль Ри-кёр - философ диалога / Рос. акад. наук, Ин-т. философии; отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 12-24.

4. Мишель Ж. Смысл институтов // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 311-327.

5. Пэллауэр Д. Нарративное время, нарративное действие // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 295-311.

6. Рикёр П. Путь признания. - М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2010.

7. Рикёр Я сам как другой. - М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2008.

S. Ромеле А. Экономика и признание: позиция Рикёра // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 360-375.

9. Филиппов А.Ф. Действие как событие и текст: к социологическому осмыслению Поля Рикёра // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 277295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.