G.M. Ivashchenko The Way to Correct the Process of Youth Deviant Behavior Management in Conditions of the Russian Society Socio-Economic Modernization
The possibility to reduce the impact of the deviant behavior of youth on the process of social modernization in Russia is investigated. Special attention is paid to the definition of restrictions, conditions, targeted solutions that make up the process of youth deviant behavior management.
Key words and word-combinations: socio-economic modernization, the process of management, deviant behavior of youth.
Исследуется возможность снижения влияния девиантного поведения молодежи на процесс общественной модернизации России. Особое внимание уделяется определению ограничений, требований, целевой направленности решений, составляющих процесс управления девиантным поведением молодежи.
Ключевые слова и словосочетания: социально-экономическая модернизация, процесс управления, девиантное поведение молодежи.
УДК 316.32:316.34/35(2Рос)
ББК 60.52+60.54(470+571)
Г.М. Иващенко
ПУТЬ КОРРЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*
современных условиях отмечается распространение девиантных форм поведения среди молодежи России, ряд из которых уже давно получил значение опасных социальных явлений: пьянство, суицидальное поведение, преступность [1, с. 292-313], наркотизм, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность [2]. Так, общее количество беспризорных и безнадзорных детей в Российской Федерации составляет от 2,5 до 5 миллионов и ежегодно увеличивается на 90 тысяч человек [3, с. 280].
Девиации затрагивают уровень и качество жизни всех слоев общества. Активизируя социальные конфликты, они могут угрожать национальной безопасности государства. Это ставит постановку задачи борьбы с социальными отклонениями на одно из первых мест в государственной социальной политике.
В практику внедряются различные фор-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ РК 2010 № 10-03-84311 а/у «Социальная профилактика социальных отклонений в молодежной среде».
1 42 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
мы управления отклоняющимся поведением молодежи, но не всегда они приносят ощутимый эффект. Привлекая к себе особое внимание специалистов, проблема отвлекает их от решения других, напрямую связанных с социальным прогрессом, задач. Например, по отношению к молодежи с девиантным поведением не ставится вопрос о формировании творческой личности -вместо этого появляется потребность скорректировать нормативную систему поведения молодых людей хотя бы до общепринятых правил. В условиях происходящей в настоящее время социально-экономической модернизации общества проблема корректирования поведения молодежи обретает еще большую актуальность.
Содержание взаимосвязи между общественной модернизацией и девиантным поведением молодежи можно определить исходя из известных объяснений модернизации. В социологической литературе под модернизацией понимается ряд значений [4, с. 187]. Их сравнение позволяет сформулировать собственную точку зрения об общественной модернизации. На наш взгляд, она представляется как явление и процесс, характеризуемые одновременно свойствами объективности и субъективности. Объективно общественную модернизацию следует относить к исторически обусловленным процессам, которые предполагают интегрированные изменения условий жизни общества, социальных потребностей индивидов, а вместе с ними - разнообразных возможностей производства. Субъективно, с точки зрения государственного и социального управления, модернизацию можно еще назвать глубоким и долгосрочным социальным проектом, особенность которого состоит в том, что он разрабатывается и реализуется совместными усилиями субъектов социума исходя из их общего интереса.
Как любой комплексный долгосрочный проект общественная модернизация невозможна без теоретико-методологических идей и целей. Одной из таких идей, способствующих стратегическому развитию России, является социальная концепция. Ключевые принципы концепции глубоко и всесторонне проработаны ведущими экспертами [5, с. 5]. Опираясь на эти принципы, главную стратегическую цель модернизации уместно было бы, на наш взгляд, выразить категорией приоритетности человека. Содержание этой цели раскрывается в обеспечении благоприятных условий для активной жизнедеятельности и реализации потребностей человека как социального субъекта. В свою очередь, реализация цели подразумевает становление гармонично развитой личности.
Достижение стратегических целей общественной модернизации несомненно предполагает широкое использование молодежного потенциала. Проявляясь в многообразных формах - интеллектуальной, инновационной, социальной, коммуникационной, человеческой, именно он придает молодежи значение главной движущей силы в процессах общественного обновления. Если поведение молодежи является девиантным, то ее интеллектуальные, инновационные, человеческие ресурсы не могут быть использованы в той мере, в которой они должны быть востребованы сегодня. Очевидно, что сдерживание модернизации может наблюдаться в тех случаях, когда значительная часть молодежи активно обратится к формам асоциального поведения.
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 143
В современной реальности девиантность является ведущим фактором, обусловливающим возникновение целого ряда негативных тенденций. Они, в свою очередь, в совокупности влияют на процесс и частично на обновление российского общества при прочих равных условиях. В зависимости от внутреннего состояния молодежного сообщества - качества сознания, гражданской зрелости, степени образованности, содержания ценностей и потребностей, расположенности к социуму или противостояния ему - движение социальных процессов ускоряется или замедляется. Молодежный потенциал, который детерминирован молодыми людьми с девиантным поведением, либо замедляет достижение целей модернизации, либо вовсе им противостоит.
Указанная проблема имеет управленческий характер. В общем виде ее следует понимать как проблему улучшения управляемости социальным объектом, поэтому требуется опираться на закономерности управления, действующего в социальных системах. Одной из таких закономерностей, определяющей успех управления, является знание причин появления проблемных ситуаций, что заставляет обратиться к выявлению причин молодежной девиантности.
Сегодня многие исследователи разделяют мнение о том, что причины девиантного поведения молодежи скрываются в организации и реализации семейных отношений. На наш взгляд, с этим можно согласиться. Более того, сравнительный анализ причин девиантного поведения молодежи, выполненный по результатам исследований 1996 г. [1, с. 292-313] и 2007-2008 гг. [2; 3], позволяет установить, что причины эти постоянны.
В наиболее существенных среди них - семейные конфликты, пьянство и безразличие родителей, физическое насилие, опасение за жизнь, ощущение ненужности подростка в семье, уход его из дома - просматривается тесная связь отношений между старшими и младшими в семье. Следовательно, девиантность детей усиливается в условиях девиантности взрослых членов семьи.
Девиантное поведение старших раскрывается в содержании семейных ситуаций, в которых они находятся. Анализ семейных ситуаций, характеризуемых наличием поведенческих отклонений их участников, показывает, что все они связаны с неблагополучием старших поколений. В целом же неблагополучие семей выражается в таких формах, как материальная необеспеченность, неполный состав семей, безработное состояние родителей, проблемы с жильем, и ряде других [6, с. 162]. Значит, можно уверенно утверждать, что во многом причины девиантного поведения детей и молодежи исходят из тяжелого положения взрослых. Кроме того, наличие собственно причин девиантности, на наш взгляд, представляется недостаточным для активизации соответствующего поведения молодых людей - оно возникает лишь в условиях определенных проблемных ситуаций.
Таким образом, анализируя причины девиантности, следует отметить, что младшие и старшие члены проблемных семей характеризуются собственными признаками, ведущими к отклонениям. Для старших, отвечающих за жизнеспособность и жизнеобеспеченность своих детей, - это в первую очередь неус-
1 44 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
троенность в обществе. В таких условиях именно взрослые создают, используют, демонстрируют младшим отклоняющиеся нормы и модели поведения. Признаком движения к девиантности у младшего поколения, со своей стороны, является равнодушие к нему семьи, общества и социальных структур, отвечающих за благоприятные условия социализации и организацию жизнедеятельности. Недостаток агентов социализации обусловливает обращение детей и подростков к девиантным нормам и моделям поведения родителей как примеру для подражания.
В целом, возвращаясь к вопросу о содержании взаимосвязи, существующей между общественной модернизацией и девиациями молодежи, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.
Степень влияния девиаций на ход и итоги общественного обновления определяется в основном двумя факторами: во-первых - численностью проблемных семей, в которых находятся дети и молодые люди с девиантным поведением; во-вторых - количеством членов этих проблемных семей. Семьи, в которых находятся молодые люди с девиантным поведением, являются проблемными, слабо участвующими в модернизации. Это ведет к тому, что желаемые цели модернизации - повышение благосостояния, рост качества жизни общества, всестороннее развитие личности - не реализуются в отношении как неблагополучных детей и молодых людей, так и семей, в которых они живут.
Распространение форм девиантного поведения и количества их носителей в свою очередь формирует ту часть общества, которая остается за рамками социально полезного общения. В итоге асоциальное пространство охватывает не только детей и молодежь, определяющих многообразие социальных и экономических отношений в перспективе, но и их родителей, являющихся уже сегодня экономически активной частью населения. В связи с этим при разработке приоритетных целей и задач российской государственной политики, направленных на снижение уровня наиболее жестких девиаций, требуется учитывать их причинно-следственные взаимосвязи с модернизационными процессами.
Это и представляется, на наш взгляд, комплексной предпосылкой и основанием для выбора предлагаемого пути корректирования управления девиантным поведением молодежи в условиях социально-экономической модернизации. Поправить содержание современного управленческого процесса, осуществляемого относительно социальных отклонений в молодежной среде, необходимо по нескольким принципиальным позициям.
Важнейшим принципом, по нашему мнению, необходимо считать следование субъектов управления основным требованиям, предъявляемым к научному и социальному управлению и сформулированным экспертами в разное историческое время [7-12]. Требования научного подхода на практике сводятся к тому, чтобы всесторонне изучить объект управления, определить совокупность необходимых управленческих мероприятий и субъектов, которые будут их исполнять, а также обеспечить выполнение этих мероприятий по всем возможным ключевым точкам проблемы. Необходимым звеном реализации управле-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 145
ния, согласно таким требованиям, выступает координация усилий субъектов посредством централизации и иерархичности управляющей системы [9]. Совокупность этих действий следует воспринимать как требования системности, комплексности, научности, предъявляемые к управлению любыми социальными объектами.
В дополнение к указанным требованиям рекомендуется учитывать новые факты об управлении: его атрибутивности [13], фундаментальной структуре [14], цивилизованных формах практического применения [15]. Они имеют форму нового знания и предлагаются для массового использования в практике управления социумом и его компонентами. В содержании этого знания широко раскрывается собственно процесс управления, причинно-следственные связи в нем, суть ведущих участников управленческого процесса. Его значение состоит в том, чтобы придать управлению более высокий уровень организованности, влекущий за собой повышение качества, научности, общественной полезности, этичности, профессиональной грамотности ведущих участников.
Другим принципом при определении пути корректирования процесса управления девиантным поведением молодежи представляется поиск ответов на ключевые методологические вопросы: из чего исходить в его организации, на что направить процесс и как обеспечить его результативность?
Основным фактором в организации пути корректирования управленческого процесса представляется создание благоприятных условий для развития семейных отношений: это поддержка существующих российских семей и помощь в формировании новых. В первую очередь эти меры способствуют повышению уровня материального достатка семей через обеспечение занятости.
Одним из наиболее значимых обстоятельств возникновения девиантности выступает безработица - следовательно, степень девиантности может быть снижена за счет трудоустройства старших членов семьи и связанным с этим ростом материального благополучия семей в целом. Здесь, на наш взгляд, следует особо подчеркнуть, что речь идет не просто и не только о трудоустройстве, хотя и это обстоятельство само по себе, очень важно, но и об обеспечении равноценного обмена между трудом и платными социальными услугами. В частности, люди должны иметь возможность за счет результатов своего труда своим трудом реализовывать жизненно важные потребности в интенсивно расширяющейся день ото дня сети платных услуг по воспитанию и образованию детей, здравоохранению всех членов семьи, совместному семейному отдыху. В этой ситуации труд принимает значение не только материального, но и морального фактора. Обусловливая повышение уровня материального благосостояния его субъектов, труд переводит их в другое социальное пространство, меняя одновременно их социальную позицию.
Второй отправной точкой в обновлении исследуемого управленческого процесса представляется требование о необходимости обратить особое внимание на детей и молодежь со стороны структур, отвечающих за организацию их жизнедеятельности и благоприятные условия социализации. Такими структура-
1 46 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
ми, находящимися в некотором противостоянии друг другу, выступают собственно семьи, а также государство и общество.
Со стороны семей обеспечить благоприятные условия для жизнедеятельности и социализации детей, отстранив их тем самым от девиантности, можно через удовлетворение потребностей старших поколений, неразрывно связанных с воспитанием детей. Государство и общество должны это делать посредством адресного воздействия на отдельные группы детей и молодежи и комплексного - на все семьи с детьми.
Ответы на другие вопросы - на что направить воздействие и как обеспечить его результативность - можно получить на наш взгляд, при использовании принципов диверсифицированности и комплексности управленческих мероприятий, а также фактора времени.
Необходимость формирования комплекса диверсифицированных управленческих мероприятий обусловлена множеством различий между собственными интересами и социальными характеристиками членов семей. Совокупность направлений этих мероприятий составляет следующий ряд:
- повышение социально-экономического уровня жизни российских семей, в особенности семей с детьми;
- улучшение качества жизни российских семей;
- всестороннее развитие личности;
- повышение степени удовлетворения социальных и материальных потребностей семей с детьми и общества в целом;
- формирование массового понимания стратегической ценности благополучных семей с детьми для общественного развития.
В свою очередь, принцип использования фактора времени заключается в разработке и внедрении разновременных решений с их разной целевой направленностью. В краткосрочных и среднесрочных проектах следует учитывать дифференциацию общества и молодежи на группы, характеризующиеся поведением с разной степенью девиантности, а также общепринятым. Стратегические решения требуется направлять на выравнивание социальных характеристик семей с тенденцией снижения их проблемности и, кроме того, на создание равных возможностей для развития всех российских семей.
Подводя итоги, особо подчеркнем наиболее важные аспекты проблемы и ее решения. Предпосылкой и основанием для определения пути корректирования процесса управления девиантным поведением молодежи в условиях общественной модернизации представляются фундаментальные причины их возникновения. Особое внимание привлекают две из них. Первая причина - это неустроенность старшего поколения, отвечающего за жизнеобеспеченность своих детей. Она проявляется в разных формах проблемных семейных ситуаций, но в первую очередь - в форме материального неблагополучия. Вторая причина -это не внимание к младшему поколению со стороны семьи, общества, социальных структур, организующих жизнедеятельность детей и молодежи, следствием чего является, с одной стороны, низкая востребованность обществом молодежи как потенциала преобразований в нем и, с другой стороны, снижение потребности молодежи в активном участии в жизни общества и государ-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 14 7
ства. В этих условиях предельно важным становится поиск путей корректирования процесса управления девиантным поведением молодежи.
Собственно корректирование процесса управления девиантным поведением молодежи в условиях общественной модернизации рекомендуется обеспечить посредством использования традиционных принципов научного управления, а также дополняющего их нового знания об управлении, включающего концептуальные положения о его атрибутивности, фундаментальной структуре, цивилизованных формах практической реализации. С теоретической точки зрения результаты исследования указанной проблемы способствуют развитию знания о путях обновления процесса управления девиантным поведением молодежи в условиях общественной модернизации, а также показывают возможность практического использования знания об управлении как атрибуте социальных систем в решении одной из глубоких общественных проблем. С точки зрения практического управления можно констатировать, что полученные нами результаты исследования раскрывают новые идеи для подготовки программ и нормативных актов, направленных на борьбу с асоциальными явлениями в молодежной среде, а также для разработки конкретных мер активизации процессов общественной модернизации.
Библиографический список
1. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996.
2. Баимбетов А.А., Казаринов Ю.Л., Баимбетов В.А. Социальные проблемы подростковой беспризорности и безнадзорности. Уфа, 2007.
3. Баимбетов А.А. Социальная профилактика как основа предупреждения беспризорности и безнадзорности // мат-лы XI междунар. конф. «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Ч. 1 / ред. кол.: Е.В. Грунт, Н.А. Комле-ва, Г.Б. Кораблева [и др.]. Екатеринбург, 2008.
4. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. М., 2000.
5. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов [и др.]; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООО РАН, НИМБ. 2-е изд., доп. М., 2005.
6. Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России // Философия социальных коммуникаций: науч.-теорети-ческий журн. 2011. № 3 (16). С. 160-172.
7. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.
8. Марков М. Теория социального управления. М., 1978.
9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
10. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М., 1985.
11. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., отд-ние экономики РАН. М., 2002.
12. Платов В.Я. Современные управленческие технологии. М., 2006.
13. Иващенко Г.М. Управление как неотъемлемое свойство социальных систем // Россия в XXI веке: модель устойчивого развития / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск, 2010. Кн. 3. С. 11-62.
14. Иващенко Г.М. Фундаментальная структура управления // Альманах современной науки и образования: науч.-теоретический и прикладной журн.: в 2 ч. Ч. 1. 2010. № 3 (34). С. 155-165.
15. Иващенко Г.М. Цивилизованное и проблемное управление // Вестн. Евразийской акад. адм. наук: науч.-теоретический журнал. 2011. № 3 (16). С. 15-24.
1 48 2012 • ВЕСТНИК ПАГС