ПУТЬ К ИСТОКАМ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ МЕХТИ ИСЛАМОВА
Е.Н. Алексеева старший преподаватель А.О. Измаилова, студент
Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье раскрываются особенности становления художника, мастера ювелирного искусства Мехти Исламова. Рассматриваются особенности творчества мастера и жизненный путь, сформировавший его собственный стиль, впоследствии раскрывшийся в ювелирных изделиях дома «Дюльбер».
Ключевые слова. Мехти Исламов, Ювелирный дом «Дюльбер», ретроспектива, крымскотатарское искусство, крымский стиль.
Во многих предметах искусства присутствуют зашифрованные чувства, эмоции, смысл, который передается по средствам формы, пластики, цвета, динамики или статики, контрастов и светотеней. Все это позволяет раскрыть суть произведения. Однако главной загадкой остается причины или события, повлиявшие создание художественных образов, которые воплотилось в работах ювелира. Как правило, на творчество художника влияет его жизнь: окружение, среда, условия, отношения с другими людьми и т.д. Влияет все, с чем был взаимосвязан мастер, это формирует его как личность, и отражается непосредственно в его творчестве.
Мехти Исламов мастер ювелирного дела, в творчестве которого можно проследить сложный путь становления художественного стиля художника. Он родился в 1969 году в Узбекистане в городе Фергана в семье потомственных ювелиров. В двадцатилетнем возрасте, юный художник вернулся на родину в Крым. В 1990 году окончил Крымское художественное училище имени Самокиша в г. Симферополь по специальности «художник-оформитель». Наставником мастера был Сергей Шихатов, который и открыл особенности забытой школы крымскотатарской филиграни. На тот момент ювелирному делу он обучался самостоятельно, и спустя девять лет создал и возглавил Ювелирный дом «Дюльбер». Он был создан в 1999 году, главным директором и художественным руководителем является Исламов Мехти Мустафаевич. Все изделия,
выходящие из его мастерской, наполнены путём синтеза классики и восточного колорита.
На протяжении многих лет работы ювелирного дома «Дюльбер» создавался собственный узнаваемый стиль. Самым важным требованием ювелирного дома - качество исполнения изделий. Это, прежде всего, можно добиться совершенным владением разных техник, таких как горячая эмаль, сложная техника грануляции, которая была забыта какое-то время, мастера дома «Дюль-бер» приложили немало усилий для ее восстановления. Так же используются еще одна старинная техника филигрань, и множество высочайшего качества драгоценных камней - что ярко характеризует выработанный единый стиль «Дюльбер». Каждое произведение ювелирного дома имеет свое оригинальное название, в котором зашифрована идея. Художник делится: «Я - художник, и ювелирное искусство - это одно из граней моего творческого выражения».
Сегодня - ювелирный дом «Дюль-бер» является уникальным брендом, известным по всему миру. Благодаря упорству и стремлению мастера, Мехти Исламов смог показать в ремесле индивидуальность и самовыражение, его работы достигли мировой славы, а сам мастер был удостоен Ордена второй степени с присвоением звания «Заслуженный ювелир международного класса». В мире таким орденом награждены всего восемь человек, за большой вклад в декоративно-прикладное искусство мирового наследия. Как и многие ху-
дожники, Мехти Исламов создает эскиз, а после уже само изделие. Таких эскизов у мастера много, и как он сам признается: «Я реализовал всего 30% из всех своих задумок. Многое остается на бумаге. При создании эскизов вдохновение бежит впереди меня. Дорабатывая один, я уже чувствую и вижу следующий. Мне не хватает рук». Художник создает различные ювелирные украшения для мужчин и женщин, такие как серьги, кольца, перстни, ожерелья и т.д. Так же в его коллекции есть и пояс «къушакъ», (по крымскотатарской традиции который жених дарит, в качестве свадебного подарка, невесте) выполненный в древней крымскотатарской техники - филигрань. Патриотизм мастера вернул его обратно на родину, и с подвиг его на воссоздании утерянного ремесла в крымскотатарской культуре. Художник черпает вдохновение в традициях крымских татар, с интерпретацией на современный лад: «Классические техники я пропускал через свое художественное видение. Мои изделия имеют аромат востока».
Любовь к родине вдохновляет мастера на создание новых изделий. Одна из самых известных серий художника является коллекция подарочных яиц, посвященных памяти Ивана Айвазовского. По словам мастера: «Создавая яйцо, художник пишет в ограниченной композиции. Иногда я совмещал несколько полотен в одной, чтобы получить цельную сферу», сувенир в тончайших деталях воспроизводит оригинальные картины мастера мариниста, отдельное внимание привлекает к себе постаменты для яиц, украшенные драгоценными металлами, бриллиантами и эмалями. Создание одного яйца заняло у мастера два года. Но, пожалуй, самой значимой работой для ювелира является оклад Корана, выполненный в крымскотатарском стиле: «Переплет и оформление священных писаний имеют точные характерные особенности, при этом глубоко индивидуальны. Моя цель была
создать крымский оклад Корана. Ни одна из других накладок в своей основе не сделана на горячей эмали. Все ранее используемые вставки были прикрепленными. Я же задался целью создать из материала всю основу». Используя сложные техники и различные материалы, художник создает невероятно сложную и кропотливую работу, которую считается бесценной.
В творчестве Мехти Исламова присутствует ретроспектива, которую мастер старается обыграть в новом формате, в ногу со временем. Его главным девизом выступает - качество. Под понятием «качество» художник понимает абсолютное владение ювелирных техник, синтезом стилей, и самое главное, смысловым наполнением изделия. В основе своей мастер переплетает крымскотатарскую культуру с обилием деталей и звучностью восточного колорита с четким и точным строением форм классицизма.
История крымскотатарского народа, нелегкая судьба и стремление к репатриации - все это заложено в основу творчества Мехти Исламова. Обучившись основам искусства в художественном училище, мастер на протяжении всей жизни продолжал усовершенствовать свои навыки, как в ювелирном ремесле, так и в художественном искусстве, в общем. Своими произведениями ювелир стремится внести вклад в искусство Крыма, и получил знак «Почетного ювелира мусульманского мира». Благодаря его деятельности, возродилось ювелирное искусство крымских татар, которое получило новое звучание в работах мастеров ювелирного дома «Дюльбер». В изделиях тонко соединились традиции орнаментального искусства, символика мусульманской культуры, техники филиграни, инкрустации и современные тенденции в дизайне ювелирных украшений. Духовность и патриотизм являются основой в работах мастера, и получают воплощения в изделиях ювелирного дома «Дюльбер».
Библиографический список
1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV-первой половины ХХв.: монография / Н.М. Акчурина-Муфтиева. - Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. - 392 с.
2. Григорьева М.Б. Развитие ювелирного искусства в Крыму (На примере творчества крымскотатарских мастеров) / М.Б. Григорьева // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №4 (9).
3. Мамут Чурлу. Крымский стиль / М.Чурлу. - Киев: 2011. - 40 с.
4. Чебукчиева Л.З. Ювелирное искусство крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: Каталог / Л.З. Чебукчиева. - Симферополь: ООО «Издательство «Доля», 2015. - 64 с.
5. Эмиросанова Р.М. Традиции крымсткотатарского ювелирного искусства в произведениях фирмы «Дюльбер»./ Р.М. Эмиросанова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №10-2 (15). - С. 150-153.
6. http://dyulber.com/mainpage.php
THE WAY TO THE ROOTS IN THE JEWELRY ART OF MEKHTI ISLAMOV
E.N. Alekseeva, senior lecturer A.O. Izmailov, student
Crimean engineering and pedagogical university (Russia, Simferopol)
Abstract. The article describes the life and formation of the artist, jewelry art master Mehdi Islamov. The features of the master's work and the way of life, which formed his own style, later revealed in the jewelry house "Dulber".
Keyword: Mehdi Islamov, Jewelry house "Dulber", a retrospective of the Crimean Tatar art, the Crimean style.