Научная статья на тему 'Развитие ювелирного искусства в Крыму (на примере творчества крымскотатарских мастеров)'

Развитие ювелирного искусства в Крыму (на примере творчества крымскотатарских мастеров) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
714
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / КРЫМ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева М. Б.

В работе выявлены основные хронологические рамки развития ювелирного искусства в Крыму. Проведен анализ современных исследований в области ювелирного искусства крымских татар, с целью раскрытия степени изученности данного вопроса. Рассмотрены наиболее значимые научные исследования в области декоративно-прикладного искусства крымских татар ХХ-ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие ювелирного искусства в Крыму (на примере творчества крымскотатарских мастеров)»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 74.01.09

Григорьева М. Б.

канд. искусствоведения, зав. кафедрой декоративного искусства «Крымский инженерно-педагогический университет»

РАЗВИТИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА В КРЫМУ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА КРЫМСКОТАТАРСКИХ МАСТЕРОВ)

В работе выявлены основные хронологические рамки развития ювелирного искусства в Крыму. Проведен анализ современных исследований в области ювелирного искусства крымских татар, с целью раскрытия степени изученности данного вопроса. Рассмотрены наиболее значимые научные исследования в области декоративно-прикладного искусства крымских татар ХХ-ХХ1 в.

Ключевые слова: ювелирное искусство, Крым, крымские татары, экологическая эффективность, перспективы развития.

Проследить историю развития ювелирного искусства на той или иной территории всегда было сложной задачей, так как при определенных исторических событиях ювелирные изделия первые подвергались разграблению. Этим обуславливается характерное для декоративного искусства Крыма взаимопроникновение и взаимовлияние культур, ярко отражающееся в ювелирном искусстве. Несмотря на высокий уровень преемственности, ювелирные украшения крымских татар во все времена отличались своей самобытностью и изысканностью художественного исполнения. Семантико-морфологический аспект данной отрасли, а также технология работы с традиционными ювелирными материалами привлекает пристальное внимание исследователей-искусствоведов. При этом, многие составляющие рассматриваются только практиками ювелирного искусства, что в свою очередь приводит к утрате документальной фиксации техник и технологий, а также семантики орнаментальных композиций. В области истории развития ювелирного искусства на территории Крыма, а также их художественно-стилистических особенностей наиболее глубокими по уровню исследования мы считаем работы У.А. Боданинского [2], Н.М. Акчуриной-Муфтиевой [1], З. Ниметулаевой [6]. При этом ряд вопросов по освящаемой теме находит отражение в исследованиях Г.А. Бонч-Осмоловского [3], П. Никольского [5], Х. А. Монастырлы [4]. В рамках данной статьи хотелось бы также отметить каталог автора Л.З. Чубукчиевой [7], изданный в 2015г. к столетию со дня основания бахчисарайского музея.

Несмотря на самобытность художественных решений ювелирных изделий крымских татар, общая стилистика украшений формировалась под влиянием многочисленных внешних факторов. Так на характер обработки материалов, а также некоторые стилевые решения, большое влияние оказывали традиционные технологии и формообразование, привнесенное из Египта, Греции, Рима, Византии. При этом отмечаются и существенные различия. Так, в многочисленных культурах ювелирные элементы в первую очередь имели утилитарную функцию (ими застегивалась или поддерживалась одежда, формировалась прическа), а специфичности художественного решения отводилась второстепенная роль. В декоративном искусстве крымских татар ювелирные изделия прежде первостепенно играли эстетическую и обереговую роль, становясь неотъемлемой частью национального костюма и атрибутирования социальной принадлежности.

Так исторически сложилось, что ювелирным ремеслом в Крыму в основном занимались татары и цыгане («чингене»). Важно отметить, что все периоды развития ювелирного искусства сопровождались вывозом продукции за пределы Крыма, а многочисленные войны приводили к разграблению предметов искусства в общем и

Таврический научный обозреватель -^^^ауг^шепсе

ювелирных объектов в частности. Опираясь на исследования Н.М. Акчуриной-Муфтиевой отметим, что ювелирные изделия изготавливались как кустарным методом, так и в организованных ювелирных мастерских. В своих работах У. Боданинский отмечал важность процесса культурной диффузии, делая акцент на том, что традиционные технологии и художественный вид изделий часто базировались на аутентичных изделиях мастеров из Индии, что еще раз обращает наше внимание на факторы взаимопроникновения и взаимовлияния традиционных культур стран Востока на формирование стилистики ювелирных изделий Крыма. Отдельные исследования в области ювелирного искусства народов Крыма дают возможность сделать вывод, что развитие крымскотатарского искусства проходило также под перманентным влиянием иранской культуры, что само по себе не плохо, так как сохранению и передаче традиций ювелирного производства способствовали особые правила средневековой цеховой организации. При таком уровне развития сами ремесленные лавки по описанию П. Никольского имели довольно простой внешний вид. «На окне несколько штук колец, брошки, застежки для пояса, серебряные и позолоченные с растительным орнаментом, украшения женских шапочек» [5].

Ссылаясь на исследования Акчуриной-Муфтиевой Н.М. отметим, что с середины XV и до конца XVIII в. «на ювелирное производство оказывает сильное влияние турок-османов, а с конца XVIII до начала XX в., с потерей самостоятельности Крыма, кустарная промышленность обслуживает только нужды внутреннего рынка и существует в виде многочисленных цеховых организаций» [1, с. 156].

Особого внимания заслуживает период XIX — начала XX вв. крымскотатарские ювелирные украшения являются неотъемлемой частью национального костюма и при его изучении, важно избегать их дифференциации. В данный период малочисленные международные контакты и общая политическая ситуация в стране привели к определенного рода творческой «замкнутости» мастеров декоративного искусства в области национальной самоидентичности. Решающим в данном процессе стала октябрьская революция 1917 г. в связи с которой национальная одежда заменилась на европейскую, стали выходить из употребления многие виды украшений, а с ними и названия. Ювелирное дело лишилось внутренней базы сбыта продукции. Чтобы хоть как-то выжить, ювелиры стали приспосабливаться к требованиям современности [2]. Внедряя в производство изображения вождей пролетариата, советской символики, надписей, отражающих советскую тематику типа "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", а также значительно удешевлять продукцию.

Изучение и подробный анализ мастерами-ювелирами привозных изделий из Кавказа, Турции и других мест приводили к частичной схожести. Крымскотатарские мастера, отдававшие предпочтение отдельным формам, узорам и мотивам, трансформировались в их творчестве согласно местным художественным традициям. Но одновременно с этим в поделках полностью сохраняются черты глубокой национальной самобытности, сложившиеся в народном искусстве в течении многих столетий.

Большую роль в различных ювелирных украшениях играли серебряные и золотые монеты турецкого, русского и западноевропейского происхождения. Использовались они в височных украшениях, серьгах, ожерельях, ими украшались нагрудники и фески [1, с.157].

В связи с политической обстановкой в мире к середине ХХ в. изготовление традиционных ювелирных украшений крымских татар полностью прекращаются. Большое влияние на это оказала депортация крымскотатарского населения из Крыма в 1944г. В этот период не только не появляются новые ювелирные изделия, но и активно расхищаются старые. Так, в 1944 году была похищена коллекция ювелирных изделий Бахчисарайского музея, собранная в 20-е годы в различных регионах Крыма. Информация о многих изделиях, находящихся в этой коллекции можно найти только в инвентарной книге музея. В этом аспекте важным изданием можно назвать каталог «Ювелирное искусство крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника» [7], освещающий не только современное

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

состояние коллекции ювелирных изделий, находящихся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника, но и вкратце описывающий основные данные по данному вопросу.

Конец ХХ-нач. ХХ!вв. характеризуется повышением интереса как к коллекционным аутентичным изделиям, так и к изделиям современных мастеров. Большую роль в создании самобытных и идентифицируемых во всем мире как «крымские ювелирные изделия» играют такие мастера как Мехти Исламов (торговый дом «Дюльбер»), Айдер Асанов, Изет Аблаев. Эти мастера работают как в традиционных техниках, так и привносят авторские элементы в ювелирные изделия. Стоит особо отметить всеобщее признание данных мастеров, способствующих популяризации работ крымских мастеров на мировом культурном пространстве. Отметим, что наиболее характерной для ювелирных изделий именно на территории Крыма, является техника филиграни. На современном этапе, данная техника считается традиционной для ювелирного искусства крымских татар и находит многочисленные отражения в работах ювелиров-практиков.

Исходя из вышесказанного отметим, что ювелирное искусство Крыма имеет глубокие исторические корни, во многом связанные с этногенезом крымских татар. Творческие подходы к решению изделий многочисленными центрами ювелирного искусства в Крыму, периода XV-XX вв. легли в основу творчества современных мастеров. Учитывая долгий исторический период, когда декоративное искусство крымских татар не подвергалось доскональному исследованию, на современном этапе исследуются и утраченные техники, и принципиальное решение орнаментальных композиций, и материалы изготовления. Стоит отметить, что в основном данные исследования носят точечный характер и являются частью исследований декоративно-прикладного искусства в целом. не просто проводятся, но внедряются в практическую деятельность ювелирных домов.

Целью дальнейших исследований в данной области можно назвать выявление трансформации приемов образного решения ювелирных изделий мастерских Крыма.

Литература

1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV-первой половины XXв.: монография / Н.М. Акчурина-Муфтиева. — Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. -392 с.

2. Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму / У. А. Боданинский. — Симферополь, 1930. — 58 с.

3. Бонч-Осмоловский Г. А. Брачные обряды татар горного Крыма/ Г. А. Бонч-Осмоловский; отв. Ред. В.Л. Комаров // Известия государственного Русского общества. Т ЦУШ, в.1. — М.-Л.: Государственное издательство, 1926. — С. 21-62.

4. Монастырлы Х. А. Одежда крымских татар/ Х. А. Монастырлы // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. — Симферополь, 1890. — С. 212-215.

5. Никольский П. В. Бахчисарай. Культурно-исторические экскурсии / П. В. Никольский. — Симферополь: издание Крымохриса, 1924. — 62 с.

6. Ниметулаева З. Магическая функция крымскотатарских ювелирных украшений/ З. Ниметулаева // Крымскотатарская символика (опыт словаря). — Симферополь, 2002. — 47 с.

7. Чебукчиева Л.З. Ювелирное искусство крымских татар в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: Каталог / Л.З. Чебукчиева. — Симферополь: ООО «Издательство «Доля», 2015. — 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.