Научная статья на тему 'Путь к глобальной экономике:перспективы формирования и развития инновационной экономики в Грузии'

Путь к глобальной экономике:перспективы формирования и развития инновационной экономики в Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕЛЬСЫ РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОСОЮЗ / СОЗДАНИЕ "ОБЩЕГО РЫНКА ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меквабишвили Элгуджа

В статье исследуются особенности включения экономики Грузии в процесс глобализации, анализируются внешние и внутренние условия такой интеграции. Из различных вариантов интегрирования экономики Грузии в глобальную экономику особое внимание уделяется региональной интеграции, подразумевающей создание "Общего рынка Центрального Кавказа" с участием трех центральнокавказских стран и включение их таким путем в экономическую глобализацию. Ставится вопрос о необходимости коренного изменения модели экономического развития и перехода от широко декларированной "сингапурской модели" на европейскую модель регулируемой рыночной экономики. Перспектива дальнейшего экономического прогресса в Грузии увязывается с формированием инновационной экономики, основанной на умственном труде и инновационной деятельности. Рассматриваются основные факторы, противоречия и результаты перехода современной экономики Грузии на инновационные рельсы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путь к глобальной экономике:перспективы формирования и развития инновационной экономики в Грузии»

Элгуджа МЕКВАБИШВИЛИ

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Гоузия).

ПУТЬ К ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В ГРУЗИИ

Резюме

статье исследуются особеннос- ются внешние и внутренние условия ти включения экономики Грузии в такой интеграции. Из различных вари-процесс глобализации, анализиру- антов интегрирования экономики Гру-

зии в глобальную экономику особое внимание уделяется региональной интеграции, подразумевающей создание «Общего рынка Центрального Кавказа» с участием трех центральнокавказских стран и включение их таким путем в экономическую глобализацию.

Ставится вопрос о необходимости коренного изменения модели экономического развития и перехода от широко декларированной «сингапурской мо-

дели» на европейскую модель регулируемой рыночной экономики. Перспектива дальнейшего экономического прогресса в Грузии увязывается с формированием инновационной экономики, основанной на умственном труде и инновационной деятельности. Рассматриваются основные факторы, противоречия и результаты перехода современной экономики Грузии на инновационные рельсы развития.

В в е д е н и е

Специфика включения Грузии в глобальную экономику обусловлена незавершенностью процесса посткоммунистической системной трансформации и связанными с этим глубокими противоречиями. Современная мировая практика подтверждает, что развитие любой страны должно быть совместимо с фундаментальными принципами глобализации. Сегодня без этого развитие просто невозможно. Поэтому полноценное включение страны в глобализацию, наряду с успешным завершением трансформации, представляет собой стратегическую цель, определяющую всю логику развития национальной экономики. Однако интеграция страны в мировую экономику не должна вести к потере собственного лица, своей идентичности и самобытности. Общепризнанным фактом является диалектическое единство в контексте общецивилизационного развития, с одной стороны, общих закономерностей социально-экономического развития, с другой — уникальности традиции и культуры отдельных стран. Соответственно, гипертрофирование чужого, даже успешного, опыта и его механическое копирование в строительстве новой экономики и нового общества также неприемлемо и вредно для страны, как и гиперболизация собственной специфики и вечное апеллирование к некой «суверенной демократии».

Политическое руководство и общественно-политическая элита должны не только поставить перед собой стратегическую цель, но и определить долгосрочную задачу общественно-экономического развития — реконструкцию общества по той модели развития, которая лучше всего объединит древнейшие традиции и богатейшую культуру Грузии с постмодернистскими инновационными подходами.

Некоторые внешние политико-экономические аспекты интегрирования Грузии в глобальную экономику

Участие Грузии в глобализации требует решения многих актуальных и дискуссионных вопросов: насколько страна готова поступиться частью своего суверенитета ради такого участия? Каково соотношение между издержками от потери части экономической и политической независимости и пользой от глобализации? Каким путем должна вклю-

читься страна в глобализацию — самостоятельно или через участие в региональных объединениях?

Грузия — страна, ориентированная на европейские ценности, и ее стремление в Европу имеет долгую историю. Очевидно, что самый приемлемый и естественный путь к глобализации — это восстановление исторической справедливости и возвращение Грузии в европейскую семью, что подразумевает в перспективе вхождение ее в Евросоюз. Интеграция в Евросоюз должна стать приоритетной стратегической задачей для любой пришедшей к власти политической силы Грузии. Но путь к этому очень долог и сложен, он проходит через достижение высоких стандартов так называемых «Копенгагенских критериев».

Важнейшим среди них является объем ВВП на душу населения. В настоящее время в ЕС он в среднем составляет 22 000 долл. В беднейших странах Евросоюза — Португалии и Греции — в момент их вступления в объединение этот показатель составлял соответственно 50% и 55% от общего уровня ЕС. Для любой новой страны, изъявившей желание вступить в Евросоюз, он не должен быть ниже 40—45%. Ясно, что интеграция в Евросоюз такой посткоммунистической страны, как Грузия, требует основательной подготовки, создания должных условий во всех сферах общественной жизни и на этой основе обеспечения прорыва в социально-экономическом развитии. Важной вехой на этом пути может стать предложение со стороны Евросоюза пяти постсоветским странам (Грузии, Украине, Молдове, Азербайджану и Армении) об ассоциированном членстве, которое на первом этапе подразумевает упрощение условий торговли с ЕС.

К сожалению, в настоящее время часто допускаются практические шаги, которые не только не приближают, а, наоборот, отдаляют нас от фундаментальных европейских ценностей. В первую очередь мы имеем в виду тотальное дерегулирование экономики, в соответствии с которым после 2004 года было упразднено большинство регулирующих структур1. Особенно неприемлемым мы считаем разрушение антимонопольной службы и внесение в трудовое законодательство изменений, способствующих тотальному попранию прав наемных работников.

В этом отношении законодательство Грузии прямо противоположно трудовому законодательству европейских стран. В настоящее время на рынке труда Грузии существует типичное монопсонное положение, таким же высоким уровнем монополизации характеризуются другие рынки, что существенно понижает общественное благосостояние.

Объективной необходимостью является коренное изменение модели экономического развития и переход от так называемой «сингапурской модели» на европейскую модель регулируемой рыночной экономики. В рамках данного подхода мы предлагаем с участием представителей различных областей науки создать мегапроект с условным названием «Возвращение в Европу: шаги на пути интеграции в Евросоюз» и разработать оптимистический, пессимистический и нейтральный сценарии приближения важнейших социально-экономических показателей Грузии к «Копенгагенским критериям».

Из различных вариантов интегрирования экономики Грузии в глобальную экономику особенно интересным нам представляется создание «Общего рынка Центрального Кавказа» с участием трех центральнокавказских стран2 и включение их таким путем в процесс глобализации3. Как мы уже отметили, из пяти постсоветских стран, с которыми обсуждается ассоциированное членство в ЕС, три представляют Центральный Кавказ, что ясно указывает на восприятие Европой Центрального Кавказа как единого региона.

1 См.: Khaduri N. Mistakes Made in Conducting Economic Reforms in Postcommunist Georgia // Problems of Economic Transition (New York), 2005, Vol. 480, No. 4.

2 См.: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: от геополитики к геоэкономике. Стокгольм: CA&CC Press, 2006. С. 13.

3 См.: Там же. С. 117.

Жизненно важным является развитие экономической интеграции в данном регионе. Вместе с тем европейские стратеги часто рассматривают регион Центрального Кавказа в тесной взаимосвязи с регионом Центральной Азии, что еще больше расширяет рамки будущей субрегиональной интеграции4. С учетом вышеизложенного профессор В. Папава предлагает новый термин «Central Caucaso-Asia»5.

Далее, правда, он пишет: «Говоря о Центральной Кавказии как о едином регионе, необходимо отметить, что из-за отсутствия политической или культурной гомогенности, он не является интегрированным»6. И действительно, с учетом острого и глубокого кризиса в отношениях между двумя государствами Центрального Кавказа — Азербайджаном и Арменией — перспектива экономической интеграции в данном регионе кажется еще более проблематичной. Несмотря на это, политика государств Центрального Кавказа должна опираться на принцип «от мирного решения спорных вопросов к устойчивой интеграции». Если выразиться иными словами, «на повестку дня выносится нахождение возможностей налаживания системы стратегического экономического партнерства (а не просто сотрудничества) на Центральном Кавказе»7.

В глобализованном мире перспективу развития Грузии как посткоммунистической страны в значительной степени определяют внешние факторы, хотя наряду с ними немаловажную роль играют внутренние условия, которые можно включить в модели социально-экономического развития лишь на основе новой парадигмы. В данной модели необходимо учесть реальность современной Грузии, экономика которой весь период после завоевания государственной независимости функционировала в рамках инерционной модели, опираясь на старые связи и прежний потенциал.

Современная экономика Грузии — это система, ориентированная на доходы, теоретическая сущность которой глубоко проанализирована в работах известного французского экономиста профессора И. Самсона8.

Градуалистический путь развития, то есть сохранение и использование старых организационных структур, принципиально неосуществим в условиях современной Грузии. Единственным приемлемым направлением остается модернизация9 экономики и вместе с тем — всего общества, что подразумевает внедрение высоких технологий и осуществление инновационного прорыва, минуя всякие переходные формы и структуры.

Смена парадигмы экономического развития: переход к строительству инновационной экономики

В современной экономической литературе общественно-экономический прогресс часто рассматривается как процесс перехода от одного этапа конкурентного развития к другому. Обозначаются следующие этапы:

4 См.: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ. История. Политика. Экономика. М.: Мысль, 2007. С. 95—96.

5 См.: Исмаилов Э., Папава В. Центральная Евразия. Геополитическое переосмысление. Стокгольм, 2010. С. 75.

6 Там же.

7 Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: от геополитики к геоэкономике. С. 117.

8 См.: Samson I. Medium-Term Prospects for the Georgian Economy // Georgian Economic Trends, February 2008; Idem. The Search for a Development Path: Challenges for Georgia // Georgian Economic Trends, March 2006.

9 Модернизация, в классическом понимании, означает переход от традиционного к современному обществу, развитие которого определяется общественными институтами. Такая модернизация — уже пройденный этап для современной Грузии. Соответственно, под модернизацией мы понимаем необходимость постмодерна, основной сущностью которого является переход к постиндустриальному обществу.

а) экономика, ориентированная на факторы производства (особо выделяются внешние финансовые ресурсы и дешевая рабочая сила);

б) экономика, ориентированная на производственные инвестиции;

в) экономика, ориентированная на инновации, основанная на умственном труде и инновационной деятельности.

Переход современной экономики Грузии на инновационные рельсы органически связан с решением двух групп вопросов:

а) наличие объективных и субъективных условий для успешного осуществления инновационного прорыва;

б) пути, методы и инструменты осуществления данного процесса.

Первая группа связана с анализом современного состояния образования и науки в Грузии и оценкой эффективности государственной политики в этих областях.

Грузия издавна славилась богатейшими образовательными и научными традициями, развитым научным и интеллектуальным потенциалом. Еще в XII веке были основаны две академии, в которых слушатели наряду с приобретением теоретического знания обучались навыкам его практического применения. В советское время полностью была ликвидирована неграмотность. По количеству студентов и учащихся Грузия занимала передовые позиции в Советском Союзе и во всем мире.

С системой образования органически взаимосвязана наука как важнейший экономический ресурс и основная двигательная сила современного общества. До начала 1990-х годов в Грузии существовал значительный потенциал и богатый передовой опыт. К 1990 году в Грузии в сфере науки было занято 29 000 ученых, в том числе 1 400 докторов наук и более 11 000 кандидатов наук. В институтах Академии наук Грузии научной деятельностью занималось около 6 000 научных работников, в том числе около 450 докторов наук и более 3 000 кандидатов наук. Функционировали 115 научно-исследовательских институтов и 4 проектно-конструкторские организации. Эти показатели весьма высоки для страны с населением всего 4,5 млн человек. Грузинские научные школы математики, физиологии, психологии, физики, медицины имели общемировое признание.

Деструктивные процессы посткоммунистической системной трансформации Грузии крайне негативно повлияли на развитие науки. К 2007 году количество научных учреждений сократилось до 92 единиц, а проектно-конструкторские организации вообще были упразднены. Количество научных работников сократилось более чем в 2 раза. Одновременно происходил процесс «старения» науки. Так, удельный вес ученых в возрасте свыше 65 лет увеличился с 23,4% до 29,2%.

В настоящее время наука в Грузии переживает глубокую стагнацию, и одна из важнейших ее причин — недостаток внимания к этой сфере со стороны государства. До сих пор считается, что финансирование фундаментальных исследований — недопустимая роскошь для маленькой страны, обремененной проблемами системной трансформации. Якобы приоритетным должно стать внедрение в практику результатов, полученных в сфере науки развитых стран. Такой ошибочный, по нашему мнению, подход отражается и в практике финансирования науки. Так, в 2010 году сумма, выделенная из государственного бюджета «на программу научных исследований» составляла лишь 7,74% от общей суммы, выделенной Министерству образования и науки, 0,69% от общих бюджетных средств и 0,22% от ВВП страны10.

10 Эти и все последующие данные взяты из материалов «Saqstat» — Национальная статистическая служба Грузии.

По этим параметрам Грузия значительно отстает не только от передовых стран, но и от среднего мирового показателя. На научные исследования в мире ежегодно используется 1,7% ВВП, в том числе в развитых странах — 2,3%, а в развивающихся странах — 1,0%.

В Грузии затраты на науку (на душу населения) составляют примерно 6,2 долл., тогда как в мире — в среднем 170,6 долл. ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в Грузии составляет 4,7 тыс. долл., в мире — приблизительно 9,8 тыс. долл. Соответственно, если Грузия экономически отстает от среднего мирового уровня в 2,1 раза, по затратам на науку — 27,5 раза. По отдельным странам отставание составляет: от США — экономически (производство ВВП на душу населения) в 10 раз, а по затратам на науку — 194,5 раза; от Германии — в 7,4 и в 136,1; от Японии — в 7,2 и в 195,4; от Израиля — в 5,9 и в 205,3; от Латвии — в 3,7 и в 17,4 и т.д.

В 2007 году на научные исследования в мире было затрачено 1 137,9 млн долл., что на 44,3% больше аналогичного показателя 2002 года. Необходимо отметить, что в указанный период мировой ВВП вырос только на 25,6%. Таким образом, рост затрат на науку опережал рост мировой экономики. На развитые страны приходилось 75,9% от общих затрат на науку, в том числе на США и Канаду — 34,7%, на Евросоюз — 22,9%, на страны СНГ только 2,4%.

Кроме науки, в Грузии недопустимо низки затраты на образование, которые составляют 3,2% бюджетных затрат и значительно отстают от аналогичных показателей как развитых стран (Германия — 4,6%, США — 5,3%, Израиль — 6,9% и т.д.), так и большинства постсоветских (Россия — 3,5%, Латвия — 5,1%, Беларусь — 6,1%...). По совокупности затрат на образование и науку Грузия резко отстает как от рекомендованного ООН минимально допустимого уровня (6% от ВВП), так и от показателей развитых и большинства посткоммунистических стран (в США 8,0%, в Германии — 7,2%, в Израиле — 11,4%).

Приоритетным направлением развития экономики сегодняшней Грузии признается не инновационное производство, основанное на высоких технологиях, а выполнение транзитной и туристической функций, что отнюдь не способствует эффективному включению страны в глобальную экономику. Исходя из этого, коренное изменение экономической политики, превращение инновационной экономики в приоритет стратегии рационально-государственного развития является жизненно важной необходимостью. В контексте вышеизложенного мы ставим вопрос о создании проекта «Национальная инновационная стратегическая инициатива», в рамках которого выделяем среднесрочный проект «Инновационная Грузия — 2025». Проект может быть осуществлен по следующим направлениям.

■ Капитализация и институционализация общенационального интеллектуального потенциала.

■ Формирование стратегического мышления и видения.

■ Способствование возникновению в обществе инновационной культуры.

■ Создание эффективно функционирующей образовательной системы.

■ Обеспечение институционально-правовых, организационных и финансово-экономических условий развития науки.

В процессе осуществления данного проекта можно выделить три этапа продолжительностью до пяти лет. Каждый этап должен завершиться конкретными результатами, которые одновременно будут представлять начало нового этапа. Например, основным результатом первого этапа мы представляем создание необходимой институциональной среды для инновационной экономики на фоне макроэкономической стабилизации в стране. Главным содержанием второго этапа должен быть «запуск двигателя» инновационной экономики и обеспечение экономического роста на качественно новой технологической основе. На итоговом третьем этапе будет достигнуто функционирование высокоэф-

фективной, основанной на новейших технологиях и сетевой организации производства экономической системы, которая обеспечит высокие жизненные стандарты для всех граждан Грузии.

Особенно важной задачей мы считаем ресурсное обеспечение процессов формирования и развития инновационной экономики. Значительным ресурсом является тот высокий интеллектуальный потенциал, который пока еще существует в стране. Однако это необходимое, но недостаточное условие для осуществления инновационного прорыва. Не менее важно вливание значительных финансовых средств, прежде всего в современные технологии, без которых невозможно существование инновационной экономики.

З а к л ю ч е н и е

В современном мире предлагается несколько моделей внедрения высоких технологий, которые подразумевают как привлечение иностранного капитала, так и мобилизацию внутренних ресурсов для осуществления данной цели. Для Грузии самой приемлемой моделью, по нашему мнению, является развитие малых и средних инновационных фирм и обеспечение их ведущей роли в экономике страны. Мировой опыт свидетельствует, что малые венчурные предприятия играют важнейшую роль в развитии инновационного бизнеса.

Поддержка инновационного бизнеса во многих странах привела к созданию эффективно функционирующей экономической системы. С учетом данного опыта именно государство должно выступить в роли главного катализатора в формировании инновационной экономики, что даст республике возможность рационально включиться в процесс глобализации и занять пока еще свободные сегменты мирового (регионального) рынка высокотехнологических и наукоемких товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.