Автандил СИЛАГАДЗЕ
Доктор экономических наук, профессор, академик Национальной академии наук Грузии
(Тбилиси, Грузия).
Михаил ТОКМАЗИШВИЛИ
Доктор экономических наук, профессор Грузинского университета им. св. Андрея Первозванного
(Тбилиси, Грузия).
Тамар АТАНЕЛИШВИЛИ
Кандидат экономических наук, доцент Тбилисского государственного университета им. И. Джавахишвили
(Тбилиси, Грузия).
ГЕНЕЗИС ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРЕПЯТСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ (на примере Грузии)
РЕЗЮМЕ
Экономика в постсоветских республиках развивается медленными темпами. Приоритетным для стабильного развития постсоветских экономик является развитие производства, основанное на инновационных принципах использования национальных ресурсов. Национальное производство в малых постсоветских странах, включая Грузию, должно удовлетворять внутренние потребности. В этом смысле Грузия имеет достаточный потенциал. Не используются ресурсы горнодобывающей промышлен-
ности и связанных с ней отраслей, богатые энергетические ресурсы, запасы подземных питьевых вод мирового значения, которые могут транспортироваться через международные водопроводы, такие как Грузия — Европа. Делается вывод о необходимости создавать мощные сельскохозяйственные предприятия, механизмы страхования, эффективную систему обслуживания сельского хозяйства, центры технического обслуживания, хранения, упаковки и распространения ее продукции и т.д.
КЛЮЧЕВЫЕ Посткоммунистическая экономика, экономика Грузии, СЛОВА: национальные ресурсы, промышленность.
Введение
Мировая экономика, несмотря на недавний экономический кризис, продолжает расти. В течение последних 30 лет объем ее увеличился в 6,6 раза, а за 1990—2011 годы этот рост составил 158%. Несмотря на то что в 2008—2009 годах в результате глобального экономического кризиса валовое мировое производство существенно снизилось (см. диагр. 1), в 2012 году мировой ВВП превысил 70,0 трлн долл.
Диаграмма 1
Объем мирового ВВП, трлн долл.
80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
Объем ВВП постсоветских стран, трлн долл.
3 000
2 500
2 000
1 500
1 000
500
0 -
И с т о ч н и к: Всемирный банк [http://databank.worldbank.org/data/home.aspx].
Экономики бывших советских республик, а ныне независимых государств развивались по-разному. На начальном этапе их развития решающим фактором была необходимость построить независимые демократические государства с рыночной экономикой1. Процесс был противоречивым и тяжелым. Во всех странах, в том числе и в Грузии, особенно на начальном этапе экономических реформ, допускались ошибки, связанные с непоследовательным и несистемным осуществлением реформ. Эта тенденция была характерной для всех постсоветских стран2. Возникали и другие вопросы: Как будут постсоветские страны решать тяжелые социально-экономические проблемы и обеспечивать устойчивое экономическое развитие? Каковы приоритеты экономического развития? И еще много подобных.
Динамика развития постсоветских экономик
После падения темпов и даже абсолютного падения объемов производства мировая экономика смогла быстро восстановиться и возобновить рост. Однако в постсоветских государствах выявились противоположные тенденции3. На начальном этапе независимости они пытались достичь экономического уровня 1990 года. При этом доля постсоветских государств (за исключением Эстонии) в мировом валовом продукте составила 3,2% в 1990 году и 3,7% в 2011 году. По сути, в период трансформации их место в мировой экономике не изменилось.
Среди постсоветских государств самый низкий показатель ВВП по сравнению с 1990 годом был зафиксирован в Грузии (-32,4% в 1994 г.) и Таджикистане (-32,7% в 2000 г.). Молдова и Грузия последними достигли показателей объема ВВП 1990 года, соответственно, в 2007 и 2006 годах (см. диагр. 2). Из диаграммы видно, что малые страны, которые не имеют богатых нефтяных и газовых ресурсов, развиваются медленнее других стран.
В 2011 году по сравнению с 1990 годом самый высокий рост ВВП был зафиксирован в нефте- и газодобывающих странах: Туркменистане (868,7%), Азербайджане (715,5%) и Казахстане (698,3%). Несмотря на то что в переходный период страны Балтии были успешными в проведении реформ, рост ВВП в Эстонии, Литве и Латвии был относительно низким и составил соответственно 586,0%, 406,6% и 379,2%. Рост ВВП в России и Армении достиг соответственно 453,5% и 359,5%, а самый низкий рост был зафиксирован в Грузии (185,7%) и Молдове (195,0%).
В целом постсоветская экономика (за исключением Эстонии) выросла в 3,6 раза в 1990— 2011 годах и в 4,9 раза в 1995—2011 годах. Таким образом, в начале переходного периода темпы экономического роста были очень низкими, а порой даже отрицательными, но позже в результате адаптации постсоветских стран к рыночной экономике стали расти.
1 См.: Басилиа Т., Силагадзе А., Чикваидзе Т. Постсоциалистическая трансформация: экономика Грузии на рубеже XXI века. Тбилиси, 2001. С. 16—17 (на груз. яз.); Papava V. Economic Reforms in Post-Communist Georgia: Twenty Years After. New York: Nova Science Publishers, 2013. P. 1—3.
2 См.: Басилиа Т., Силагадзе А., Чикваидзе Т. Указ. соч. С. 132; Papava V. Op. cit. P. 7—10; Idem. Necroeconomics. The Political Economy of Post-Communist Capitalism (Lessons from Georgia). New York: iUniverse, 2005. P. 129—132; Месхиа Я. Глобальный экономический кризис и макроэкономическая стабилизация Грузии // Экономисти (Тбилиси), 2009. P. 8—19 (на груз. яз.); Силагадзе А. Общие аспекты развития постсоветской экономики — актуальные проблемы экономик посткоммунистических стран на современном этапе. Тбилиси: ТГУб Институт экономики им. Пааты Гугушвили, 2013. С. 66—67 (на груз. яз.).
3 См.: Беридзе Т., Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ и экономика Грузии. Баку: Нурлан, 2004. С. 47—48; Silagadze A. Economic Perspectives in Post-Soviet Georgia. Actual Economic Problems under Globalization. Tbilisi: Paata Gugushvili Institute of Economics, 2011. P. 89—91; Силагадзе А. Указ. соч. С. 66—69.
Диаграмма 2
Динамика ВВП в 1990—2011 годах (1990=100%)
* По сравнению с 1995 годом.
И с т о ч н и к: Всемирный банк [http://databank.worldbank.org/data/home.aspx].
По данным Всемирного банка, в постсоветский период самое резкое снижение объема ВВП по сравнению с предшествовавшим годом было зафиксировано в Грузии (-44,9%, 1994 г.), в Армении (-41,8%, 1992 г.), в Латвии (-32,1%, 1992 г.) и Молдове (-30,9%, 1994 г.). В периоды мировых финансовых кризисов падение было особенно сильным в Туркменистане (-11,4%, 1997 г.), России (-6,5%, 1998 г.), Латвии (-18,0%, 2009 г.), Литве (-14,7%, 2009 г.), Эстонии (-14,1%, 2009 г.) и Армении (-14,1%, 2009 г.).
В то же время, несмотря на умеренные темпы роста, самым высоким объем ВВП на душу населения был в странах Балтии. Их пребывание в составе советской системы было относительно коротким, и, соответственно, в период распада Советского Союза экономика этих республик оказалась более развитой, чем в других республиках. В 2011 году они производили более 12 000 долл. ВВП на душу населения, занимая ведущие места среди других стран бывшего СССР. В России ВВП на душу населения был самым высоким и в 1990 году. Другие нефтедобывающие республики, несмотря на весьма значительные запасы природных ресурсов, не смогли стать успешными, их ВВП в 2011 году составил всего 5 000— 11 000 долл. на душу населения4. Что касается других республик, то их ВВП остался ниже умеренного.
Сегодня экономики постсоветских государств более или менее интегрированы в мировую экономику и в полной мере испытывают негативное влияние всех переживаемых ею трудно-
4 См.: Всемирный банк [http://databank.worldbank.org/data/home.aspx].
стей. В 2008 году, до мирового финансового кризиса, только некоторые посткоммунистические государства (в основном, страны Балтии) смогли значительно повысить свое благосостояние5. Во время кризиса, в 2009 году, объем ВВП снизился в большинстве постсоветских государств6. Уровень производства особенно сильно упал в странах Балтии, в Украине и в Армении, где показатели его снижения измерялись двузначными числами. Ситуация несколько улучшилась лишь в 2010 году.
В целом, незначительность доли постсоветских стран в мировой экономике и их сравнительно низкие макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что, несмотря на их интеграцию в мировую рыночную экономику, они не смогли совершить экономический прорыв. Это относится и к нефте- и газодобывающим постсоветским странам.
Общеизвестно, что экономический рост зависит от использования экстенсивного и интенсивного факторов. В случае экстенсивного использования ресурсов экономический рост не может быть стабильным в течение длительного времени. Соответственно, низкий экономический рост в посткоммунистических странах может являться результатом именно такого подхода. А это означает, что преобразование государств и структурные изменения в их экономиках происходят очень медленно или не происходят вообще.
Для посткоммунистических стран характерно изобилие природных ресурсов. Одни обладают крупными запасами нефти и газа, другие богаты возможностями для производства продукции сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, сырьем для производства удобрений, золотом, хлопком, металлами и другими ресурсами, составляющими основные статьи их экспорта. А это означает, что они являются лишь сырьевой базой для остальных стран мира, поскольку обработка и производство конечного продукта осуществляется в странах-импортерах сырья. Именно поэтому страны-экспортеры сырья развиваются медленнее. Изобилие природных ресурсов не означает быстрого экономического роста7 и во многих случаях даже негативно влияет на экономический рост8. В литературе это называется «ресурсным проклятием»9.
Недостаток человеческого капитала и инвестиционных ресурсов является одним из факторов, замедляющих экономический рост. Нехватка новых технологий делает экономический рост зависимым от других, более развитых стран. Испытывающие такого рода дефицит государства не имеют сбалансированной экономики и, согласно теории несбалансированного роста, отрасли экономики развиваются нескоординированно. Поэтому очень важно иметь государственные инвестиции, а также долгосрочные перспективные планы и программы для поддержки стратегических отраслей.
Трансформация посткоммунистических государств была основана на так называемом Вашингтонском консенсусе. Эта концепция рассматривала создание либерального рынка как экономическую предпосылку роста и формирования рыночных сил и считала его стимулом к интенсивному использованию всех факторов производства. Однако рыночные стимулы сами по себе оказались недостаточными для эффективного использования ресурсов. Возникает во-
5 См.: TvalchrelidzeA., SilagadzeA., Keshelashvili G., GegiaD. Georgia's Social & Economic Development Program. Tbilisi: Nekeri, 2011 [http://www.ifsdeurope.com/prezetation.html].
6 См.: Силагадзе A. Перспективы экономического развития Грузии. В кн.: Экономика и бизнес-процессы. Тбилиси, 2011. С. 19—22. (на груз. яз.).
7 См.: Силагадзе A. Развитие сельского хозяйства Грузии — мировой экономический кризис и Грузия // Социальная экономика, 2010, № 1. С. 69—71 (на груз. яз.).
8 См.: Benbudi D., Mamipour S., Karami A. Natural Resource Abundance, Human Capital and Economic Growth in the Petroleum Exporting Countries // Journal of Economic Development, 2010, No. 35 (3). P. 81—122 [http://www.jed.or.kr/ full-text/35-3/4.pdf].
9 Sackhs J.D., Warner AM. Natural Resources Abundance and Economic Growth. Natural Bureau of Economic Research // Working Paper 5398, 1995 [http://www.nber.org/papers/w5398.pdf].
прос: что же является причиной экономических колебаний и можно ли считать недостаточное использование природных ресурсов и отсутствие производственных возможностей причиной макроэкономической нестабильности. Обратимся к примеру Грузии.
Экономические тенденции постсоветской Грузии
Во время мирового финансового кризиса социально-экономическая ситуация в Грузии, как и в других странах, значительно ухудшилась. Темпы экономического роста резко снизились, выросли инфляция, внешний долг, уровень безработицы, а также число людей, живущих за чертой бедности; показатели внешней торговли упали и т.д. Например, согласно модели Программы социально-экономического развития Грузии в 2011—2030 годах10, в случае эффективного использования природных ресурсов стране в ближайшие 20 лет удастся достичь среднеевропейского экономического уровня без существенного роста внешней задолженности.
Сегодня Грузия является умеренно развитой страной. Ее население составляет 4,4 млн человек, а ВВП на душу населения достигает 3 519 долл. В течение последних десяти лет темпы роста ВВП достигли максимума в 2007 году — 12,3%, хотя затем объем ВВП сократился в результате мирового финансового кризиса и военного конфликта с Россией 2008 года. В 2009 году он снизился на 3,8%, причем падение было бы еще глубже, если бы не финансовая поддержка международных финансовых организаций, США и Евросоюза. Так, за три года такая поддержка ЕС составила 4,5 млрд долл.
В 2012 году темпы экономического роста Грузии составили 6,1%, однако в 2013 году экономическая деятельность резко упала. Покупательная способность снизилась, и если в предыдущие годы прямые иностранные инвестиции обеспечивали растущую покупательную способность и высокий уровень инфляции, то в 2012 году инфляция сменилась дефляцией. Уровень безработицы был достаточно высоким и в течение многих лет стабильно составлял 13— 16%. Прямые иностранные инвестиции достигли максимума в 2007 году и составили 19,8% от ВВП, однако затем резко снизились — до 5,4% ВВП в 2012 году. Такое резкое колебание свидетельствует о нестабильности экономики. Государственный бюджет Грузии составил 27% от ВВП. Если в 2006 году валовой внешний долг составлял 49% ВВП, в 2012 году он достиг 84%, 36% процентов его приходится на государственный долг.
В экономике Грузии 17,2% ВВП производится в промышленности, 16,6% — в торговле, 8,4% — в сельском хозяйстве, 10,6% — в секторе транспорта и связи и 11,2% — в государственном управлении (см. диагр. 3).
Функционирование реального сектора во многом зависит от импорта, а не от использования национальных ресурсов. Кроме того, продукция, произведенная в реальном секторе, не может удовлетворить даже внутренние потребности страны. Низкая экономическая эффективность особенно сильно проявилась в сельском хозяйстве. Рационально устроенное сельское хозяйство может играть значительную роль в благосостоянии общества, однако сельское хозяйство и пищевая промышленность постсоветской Грузии никогда не были конкурентоспособными. Грузия не была готова к глобальному росту цен на продукты питания в начале этого столетия и оказалась не в состоянии использовать благоприятные возможности для производ-
10 См.: TvalchrelidzeА., SilagadzeА., Keshelashvili G., GegiaD. Ор. ей.
Диаграмма 3
Динамика экономики (2003 г. = 100)
250,0
200,0
150,0
100,0
50,0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
— Сельское хозяйство Промышленность Строительство Торговля
— Транспорт и коммуникации
— Государственное управление
И с т о ч н и к: Национальная служба статистики Грузии [http://geostat.ge].
ства сельскохозяйственной (в том числе экологически чистой) продукции11. Неспособность правительства привлечь инвестиции в этот сектор привела к росту импорта сельскохозяйственной продукции. Во время мирового финансового кризиса в 2009 году объем сельскохозяйственного производства сократился на 6% по сравнению с предыдущим годом. Суммарная доля агробизнеса в ВВП страны в 2012 году сократилась на 3,3 процентных пункта по сравнению с аналогичными показателями 2006 года (см. диагр. 4).
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения снизилось до критического предела — обрабатывалась лишь половина сельскохозяйственных земель12. В 2011 году поголовье свиней, крупного рогатого скота, овец и коз сократилось по сравнению с 2003 годом на 77,8%, 12,5% и 12,7% соответственно. В том же году по сравнению с 2006-м импорт мяса, картофеля и овощей увеличился в 2,2, 2,1 раза и на 45,2% соответствен-
11 См.: Tvalchrelidze A., Silagadze A., Keshelashvili G., Gegia D. Ор. ей.
12 См.: Мет.
Диаграмма 4
Доля агробизнеса в объеме ВВП Грузии (%)
но. В результате национальное производство не удовлетворяет значительную часть спроса на сельскохозяйственную продукцию, в то время как пищевая промышленность удовлетворяет лишь 1/6 спроса.
В 2004—2012 годах правительство игнорировало возможности приоритетного развития национального сельского хозяйства. По нашему мнению, для развития сельского хозяйства поддержка правительства имеет решающее значение, особенно в тех странах, где открытая рыночная экономика лишь формируется. Импорт продукции, для производства которой в стране существуют благоприятные природные условия, негативно влияет на развитие отрасли. В последнее время экономическая политика страны значительно изменилась. В соответствии с программой коалиции «Грузинская мечта», которая выиграла парламентские выборы в 2012 году, был выделен 1 млрд долл. для финансовой поддержки сельского хозяйства и экспорта грузинской продукции на западные рынки. В то же время в повестку дня был включен выход грузинской продукции и на российский рынок. Все эти меры были обусловлены кризисом сельскохозяйственного сектора.
В последние годы в довольно сложной ситуации оказались промышленность и, в частности, строительный сектор. В 2006—2012 годах объем промышленной продукции вырос в два раза и более, в то время как инвестиции в основной капитал увеличились на 95% (в текущих ценах). Поставок продукции национальной промышленности недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса, вследствие чего растет импорт. Очевидно, что в результате низкой конкурентоспособности промышленности доля импорта будет расти.
Экономические колебания были характерны и для внешней торговли (см. диагр. 5).
В 2012 году отрицательное сальдо внешней торговли страны составило 5 465 млн долл. (по сравнению с 2 738 млн долл. в 2006 г.), что превышает годовой объем доходов государственного бюджета. Значительную часть экспорта занимают нефтепродукты, однако без им-
Диаграмма 5
Внешняя торговля в 2006—2012 годах, млн долл.
Товарооборот Экспорт (FOB) Импорт Баланс
И с т о ч н и к: Национальная служба статистики Грузии [http://geostat.ge/].
порта первичных материалов, которые Грузия не может производить сама, потенциальные экспортные возможности страны были бы еще беднее. Тем не менее из-за относительного роста импорта национальное производство не может компенсировать отрицательный внешнеторговый баланс. Относительным национальным преимуществом Грузии должны служить природные ресурсы. Очевидно, что обусловленные ими национальные производственные возможности остаются неиспользованными.
Инвестиции также влияют на экономические колебания: грузинская экономика страдает от нехватки внутренних инвестиционных ресурсов, а дефицит компенсируется за счет привлечения иностранного капитала. В связи с этим до мирового финансового кризиса 2007 года привлечение ПИИ увеличивалось, однако позже ситуация значительно ухудшилась. Например, в 2007 году прямые иностранные инвестиции составили 2 014,8 млн долл., в 2008-м — 1 564,0 млн долл., в 2009-м — 658,4 млн долл., в 2010-м — 814,5 млн долл., в 2011-м — 1 117,2 млн долл., в 2012 году — 865,2 млн долл. (см. диагр. 6).
Для сокращения иностранных инвестиций было несколько причин, среди которых нестабильность внутриполитической ситуации, неспособность правительства защитить частную собственность, мировой финансовый кризис, российско-грузинская война (август 2008 г.), низкий уровень капитализации национальной экономики, растущая инфляция и т.д.
Из-за неэффективного функционирования экономики Грузии рост инфляции стал драматическим. В 2006—2008 годах инфляция колебалась в пределах 9,2—10%, а в 2010—2011 годах — между 7,1—8,5%. Примером указанных экономических колебаний стало то, что в 2012 году в результате падения совокупного спроса уровень инфляции составил всего 0,9%, что на самом деле говорит о падении экономической активности. Таким образом, инфляция стала одним из результатов экономических колебаний.
Диаграмма 6
ПИИ в Грузию в 2004—2012 годах, млн долл.
Государственный бюджет также отличался нестабильностью. В 2006—2012 годах (за исключением 2009 г.) доходы государственного бюджета увеличились в общем в 2,2 раза. Тем
Диаграмма 7
Внешний долг Грузии в 2006—2012 годах (млрд долл.)
16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Национальный долг
Государственный долг и долг Национального банка
И с т о ч н и к: [http://www.nbg.gov.gе].
не менее доля местных бюджетов в государственном бюджете очень мала, что указывает на слабое развитие региональной экономики. Вместе с тем темпы роста внешнего долга значительно превысили темпы экономического роста. В 2006—2012 годах валовой внешний долг Грузии увеличился почти в 3,5 раза, в том числе долги правительства и Национального банка увеличились в 2,8 раза (см. диагр. 7 на с. 89).
Хотя в послевоенный период Грузия получила многомиллиардную иностранную помощь, которая должна была сыграть решающую роль в экономическом возрождении страны, эти средства уже использованы, и сегодня только лишь развитие национального производства остается потенциальным условием экономического роста.
Заключение
Грузия по темпам экономического роста по отношению к 1990 году занимает одно из последних мест среди постсоветских стран. Наличие природных ресурсов еще не означает благосостояния. Развитие производства, основанное на инновационных принципах использования национальных ресурсов, является приоритетным для стабильного развития постсоветских экономик. Возрождение национальной экономики возможно только через развитие стратегических отраслей — сельского хозяйства и промышленности.
Конкурентоспособная национальная продукция, производимая в странах постсоветского пространства, в том числе и в Грузии, в первую очередь должна удовлетворять внутренние потребности. Неиспользованные ресурсы в горной промышленности, богатые энергетические ресурсы (включая возобновляемые источники энергии), подземные запасы питьевой воды13 могут стать относительным преимуществом страны. Пока, к сожалению, этот вопрос политиками не рассматривается.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и уровня капитализации должны быть созданы мощные сельскохозяйственные предприятия, механизмы страхования, эффективная система обслуживания сельского хозяйства, центры хранения, упаковки и распределения, а также центры технического обслуживания. Грузия может обеспечить международный рынок экологически чистыми продуктами (мясомолочная продукция, овощи, фрукты, соки и т.д.); должны быть ликвидированы различные монополии в экономике и активированы антимонопольные службы, предприятия необходимо окончательно освободить от государственного давления, право собственности должно быть безусловно защищено и т.д. Только после принятия этих и других подобных мер посткоммунистическая Грузия сможет в ближайшие двадцать лет достичь среднеевропейских экономических показателей.
13 См.: ТвалчрелидзеА., СилагадзеА. Пресная минеральная вода Грузии для Европы // Кавказ & Глобализация, 2011, Том 5, Выпуск 3—4. С. 53—64.