Научная статья на тему 'Налоговая политика и прямые иностранные инвестиции(на примере Грузии)'

Налоговая политика и прямые иностранные инвестиции(на примере Грузии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купарадзе Гиоргий

В статье на примере Грузии исследуется влияние налоговой политики на прямые иностранные инвестиции. Изучался период с 2003 по 2012 годы. Страны, с 1990-х годов находящиеся в процессе перехода, постоянно испытывают нехватку новых инвестиционных ресурсов, поскольку их традиционный способ производства оказался неконкурентоспособным в условиях рыночной экономики. Эта ситуация породила специфическую конкуренцию между правительствами этих стран: они соревновались между собой в предложении международным инвесторам щедрых налоговых и иных льгот, которые должны были поощрить инвесторов вкладывать средства именно в их странах. В научных кругах много спорят о том, насколько действенными были эти стимулы в привлечении прямых иностранных инвестиций в сравнении с другими факторами привлечения инвестиций. Дискуссии эти все еще продолжаются, и для стран с переходной экономикой они достаточно непривычны. В данной работе связь между налоговой политикой и притоком прямых иностранных инвестиций в Грузии исследуется применительно к определенному промежутку времени. После 2005 года в стране были осуществлены радикальные реформы в сфере налогового администрирования. В эти же годы в стране наблюдался беспрецедентный рост прямых иностранных инвестиций. Налоговая политика очевидным образом способна повлиять на объемы и географию прямых иностранных инвестиций, поскольку при прочих равных условиях более высокие налоги уменьшают чистый доход компании. Но прочие условия редко бывают равными. В данной статье автор пытается ответить на несколько вопросов: Как налоговая политика влияет на приток ПИИ в Грузию? Какую роль соображения налоговой политики играют при принятии решений об инвестировании средств в Грузии? В статье утверждается, что при принятии решений об инвестировании средств в Грузию факторы налоговой политики играют лишь незначительную роль. Они воздействуют на решение инвестора лишь косвенно, создавая общий образ страны с благоприятствующей инвесторам налоговой политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика и прямые иностранные инвестиции(на примере Грузии)»

Гиоргий КУПАРАДЗЕ

Докторант Тбилисского государственного университета

им. Иванэ Джавахишвили, научный сотрудник Кавказского института экономических и социальных исследований, редактор научно-аналитического журнала «Кавказский экономический треугольник» (Тбилиси, Грузия).

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (на примере Грузии)

Резюме

В статье на примере Гоузии исследуется влияние налоговой политики на прямые иностранные инвестиции. Изучался период с 2003 по 2012 годы. Страны, с 1990-х годов находящиеся в процессе перехода, постоянно испытывают нехватку новых инвестиционных ресурсов, поскольку их традиционный способ производства оказался неконкурентоспособным в условиях рыночной экономики. Эта ситуация породила специфическую конкуренцию между правительствами этих стран: они соревновались между собой в предложении международным инвесторам щедрых налоговых и иных льгот, которые должны были поощрить инвесторов вкладывать средства именно в их странах. В научных кругах много спорят о том, насколько действенными были эти стимулы в привлечении прямых иностранных инвестиций в сравнении с другими факторами привлечения инвестиций. Дискуссии эти все еще продолжаются, и для стран с переходной экономикой они достаточно непривычны.

В данной работе связь между налоговой политикой и притоком прямых иностранных инвестиций в Грузии исследуется применительно к определенному промежутку времени. После 2005 года в стране были осуществлены радикальные реформы в сфере налогового администрирования. В эти же годы в стране наблюдался беспрецедентный рост прямых иностранных инвестиций. Налоговая политика очевидным образом способна повлиять на объемы и географию прямых иностранных инвестиций, поскольку при прочих равных условиях более высокие налоги уменьшают чистый доход компании. Но прочие условия редко бывают равными. В данной статье автор пытается ответить на несколько вопросов: Как налоговая политика влияет на приток ПИИ в Грузию? Какую роль соображения налоговой политики играют при принятии решений об инвестировании средств в Грузии? В статье утверждается, что при принятии решений об инвестировании средств в Грузию факторы налого-

Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта Национального научного фонда им. Шота Руставели «Воздействие налоговой политики на инвестиции в реальный сектор экономики (на примере Грузии)». Президентские гранты для молодых исследователей. Грант № PG/44/2-230/12.

вой политики играют лишь незначительную роль. Они воздействуют на решение инвестора лишь косвенно, соз-

давая общий образ страны с благоприятствующей инвесторам налоговой политикой.

КЛЮЧЕВЫЕ Грузия, страны с переходной экономикой, СЛОВА: прямые иностранные инвестиции,

налоговая политика, инвестиционный климат.

Введение

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стали главным драйвером экономического роста для разных стран по всему миру, особенно для стран с переходной экономикой. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2012 году поток ПИИ достиг величины в 1,3 трлн долл., в то время как в 1995 году он составлял лишь 315 млн долл.1 Таким образом, несмотря на экономический кризис и колебания экономической активности, роль и объем ПИИ постоянно возрастают. Для большинства стран приток ПИИ остается главным источником экономического роста. Инвесторы, вкладывающие средства за рубежом, ищут новые ресурсы и новые рынки сбыта, чтобы добиться более высокой эффективности и прибыльности своих операций. В целом поддержание потоков ПИИ выгодно для обеих сторон.

Либерализация торговли и открытие границ закрытых прежде экономик, происходившие в конце ХХ века, предоставили развивающимся странам новые возможности привлекать для развития своей экономики знания и технологические инновации из-за рубежа. Благодаря этому менее развитые страны и страны с переходной экономикой получают возможность в относительно короткие сроки развить национальную экономику, опираясь на те знания, что уже накоплены в развитом мире. И прямые иностранные инвестиции — наиболее эффективный путь передачи технологических инноваций и финансовых ресурсов. Согласно широко распространенным взглядам, ПИИ дают странам — получателям инвестиций уникальную возможность пожинать плоды технологической революции, импортируя в свою экономку капитал и наукоемкие технологии.

Привлечение существенных объемов прямых иностранных инвестиций рассматривалось как важный фактор преодоления кризисов и достижения экономического роста в странах с переходной экономикой. Многие исследователи обнаружили в таких странах сильные корреляции между притоком ПИИ и темпами роста ВВП2. Страны, которым удавалось привлечь значительные объемы ПИИ, могли нарастить темпы экономического роста во многом благодаря повышению производительности за счет, с одной стороны, привлечения передовых технологий, с другой — общего повышения эффективности производства как побочного эффекта частных улучшений.

Видя, как благотворно прямые и косвенные эффекты ПИИ влияли в последние десятилетия на состояние национальной экономики стран-реципиентов, власти все большего числа государств прилагают огромные усилия, чтобы привлечь в свои страны значительные потоки прямых иностранных инвестиций. При этом основное внимание ученых и политиков уделялось

1 См.: UNCTAD (1996) World Investment Report 1996 (United Nations Conference on Trade and Development); UNCTAD (2013) World Investment Report 2013 [http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf], 14 March 2013.

2 См.: Dyker D. Foreign Direct Investment and Technology Transfer in the Former Soviet Union. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing Limited, 1999. P. 9.

факторам, ставшим причиной притока больших объемов ПИИ в конкретные страны. Процесс принятия инвестиционных решений стал предметом изучения во многих работах3.

Главным конкурентным преимуществом в борьбе за инвестиции, которое способны обеспечить правительства, особенно в небольших государствах, являются налоговые стимулы. Их широкое использование породило много споров об эффективности таких мер. Способны ли они привлекать ПИИ в объемах, достаточных для того, чтобы оправдать их? Для стран с переходной экономикой такие споры в новинку.

В данной работе основное внимание уделяется связи между налоговой политикой и притоком ПИИ в Грузии. Автор пытался ответить на вопрос: оправдывают ли объемы привлекаемых таким образом инвестиций выпадение доходов государственного бюджета, вызываемое смягчением налоговой политики?

До сих пор при изучении данного вопроса использовались два основных подхода: эконо-метрический анализ временных рядов и выборочный опрос иностранных инвесторов4. Этот последний метод использовался и в нашем исследовании. Здесь необходимо оговорить, что в случае Грузии в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств количественные параметры притока прямых иностранных инвестиций почти не отражаются государственной статистикой, так что более или менее правдоподобные оценки состояния дел можно получить лишь на основе косвенных данных. Особенно трудно оценивать движение частных капиталов: имеющиеся статистические данные очень неполны и отражают лишь самые крупные и наиболее известные инвестиции. Чтобы заполнить пробелы в официальной статистике, пришлось прибегнуть к трудоемкой процедуре опроса иностранных инвесторов с помощью специально разработанных для этого анкет.

Приток ПИИ и налоговая политика в Грузии

Как уже отмечалось, ПИИ — главный источник экономического роста для стран с переходной экономикой. Прямые иностранные инвестиции были главным драйвером экономического развития и в Грузии, где их приток достиг наивысшего уровня в 1,56 млрд долл. в 2008 году5, составив 12,2% внутреннего валового продукта (ВВП). Чистый накопленный приток ПИИ в том году достиг 44,5% от величины ВВП. Двойной шок 2008 года — от войны с Россией и мирового экономического кризиса — привел к резкому падению притока ПИИ. Они стали вновь расти только в 2010 году, когда их приток составил 814,5 млн долл. Учитывая важность прямых иностранных инвестиций для экономики Грузии, необходимо определить, какие именно составляющие инвестиционного климата сыграли роль в привлечении дополнительных объемов инвестиций.

Важность тех или иных аспектов инвестиционного климата менялась со временем. О привлечении прямых иностранных инвестиций в Грузии начали заботиться с 1990-х годов.

3 См.: Dunning J.H. International Production and Multinational Enterprise. London: Allen & Unwin, 1981; LimD. Fiscal Incentives and Direct Foreign Investments in Less Developed Countries // Journal of Development Studies, 1983, No. 19 (2). P. 207—212.

4 Обзор литературы по вопросу см.: Morisset J., Pirnia N. How Tax Policy and Incentives Affect Foreign Direct Investment. A Review. Foreign Investment Advisory Service (FIAS). The World Bank, 2000. Подробнее о различных количественных моделях потенциального влияния налоговой политики на развитие экономики см.: Tax Effects on Foreign Direct Investment // Recent Evidence and Policy Analysis, 2007, No. 17, OECD. P. 28—34; Аниашвили И., Папава В. Модели определения влияния налогообложения на эффективность и объемы использования ресурсов // Экономисти, 2011, No. 1. P. 8—29 (на груз. яз.).

5 См.: National Statistics Office of Georgia [http://www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=140&lang=eng], 10 April 2013.

В 1995—2003 годах главной задачей было добиться макроэкономической стабильности и снизить коррупцию6. После 2003 года7 из-за радикальных перемен в политической жизни страны сменились и факторы, вызывавшие основные опасения потенциальных инвесторов. Коррупция и макроэкономическая нестабильность утратили прежнее значение, поскольку в решении этих проблем правительство добилось больших успехов. Успешные реформы были проведены и в налоговой системе. Иностранным инвесторам были предоставлены щедрые налоговые льготы. Под налоговой политикой мы понимаем целенаправленную политику, использующую следующие инструменты: дифференцированные налоговые ставки и вычет суммы издержек из величины налогооблагаемой базы; налоговые льготы и освобождение от налога; порядок администрирования налогов.

На приток ПИИ повлиял и новый экономический и политический курс, принятый в 2005 году. В 2006 году приток ПИИ достиг 1 190,4 млн долл. — на 128% больше, чем в предшествовавшем году. Приток ПИИ в том году составил 47% от всей суммы инвестиций в экономику Грузии и 15% от величины ВВП. Для сравнения: объем инвестиций за 2005 год составлял лишь 25% от общей суммы инвестиций в Грузию8.

Возрастающий тренд в притоке ПИИ продолжался и в 2007 году, объем ПИИ достиг максимума в 2 014,8 млн долл. — в 1,96 раза больше, чем за предшествовавший год (см. диагр. 1).

Диаграмма 1

Динамика ПИИ в Грузии в 2000—2011 годах, млн. долл.

Резкий рост ПИИ был прямым результатом улучшения деловой среды в Грузии9. Параллельно с радикальными политическими переменами происходили и перемены в налоговом администрировании. Они привели к улучшению собираемости налогов и снижению коррупции в на-

6 Проблемы эволюции экономической политики грузинского государства подробно обсуждаются в работе: Papava V. Economic Achievements of Post-revolutionary Georgia // Problems of Economic Transition, June 2013, Vol. 56, No. 2. P. 51—65.

7 В ноябре 2003 года в Грузии произошла «революция роз» — смена власти в результате мирных протестов против вызывавших сильное недоверие результатов парламентских выборов. Новые власти стали проводить новый политический курс и предприняли радикальные реформы в экономике и политике.

8 См.: National Statistics Office of Georgia.

9 См.: GelashviliM. The Role of FDI in Stabilization of the Economy. В кн.: Collection of Scientific Works of Sukhumi State University. Economics Division. Vol. III, 2008. P. 159.

логовых органах. Все эти меры были с одобрением отмечены в докладах многих международных организаций.

В 2008 году разразился двойной кризис. Война с Россией и мировой экономический кризис привели, как мы уже говорили, к снижению притока ПИИ. В 2009 году, после того как экономика, в основном, восстановилась после кризиса, власти Грузии продолжали курс на привлечение значительных объемов прямых иностранных инвестиций. Приоритетной задачей на 2009 год было добиться притока инвестиций на уровне предшествовавшего года. Наряду с политическими проблемами в самой Грузии решению этой задачи мешала ограниченность свободных капиталов в мировой экономике: мировой экономический кризис существенно сократил инвестиционные ресурсы и создал препятствия для новых инвестиций10.

За первый квартал 2011 года приток ПИИ достиг 174 млн долл. — в 1,5 и 2,3 раза больше, чем за тот же период 2009 и 2010 годов соответственно. Из приведенной диаграммы видно также, что годовой объем ПИИ увеличился по сравнению с 2009 годом: с 658,4 млн долл. в 2009 году до 814,5 млн долл. 2010 году.

Чтобы поднять приток ПИИ, власти Грузии приняли закон о создании свободных промышленных зон (СПЗ), в которых бизнес мог воспользоваться благоприятным деловым климатом, удобным географическим положением в стратегических точках, либеральным торговым режимом для экспорта продукции, наличием квалифицированной рабочей силы и одновременно освобождением от налогов. В настоящее время в Грузии имеются три такие зоны: в Поти, Кутаиси и Тбилиси11. Эти свободные зоны до сих пор привлекают инвестиции и служат площадкой для создания новых фирм, по большей части в сфере промышленного производства.

Как можно видеть, радикальные перемены к лучшему в экономической и политической сфере после 2005 года породили рост притока ПИИ, который достиг своего пика в 2007 году. После этого ряд внутренних и внешних факторов, не поддающихся контролю с помощью мер экономического регулирования, вызвали снижение притока ПИИ в Грузию. Восстановление началось в 2009 году, но уровень 2007 года до сих пор не достигнут. Таким образом, если исключить воздействие внешних факторов, с 2006 года мы наблюдаем устойчивый рост притока ПИИ, которому предшествовали радикальные реформы в сфере налогового администрирования. В докладах многих международных организаций эти реформы отмечались как положительный факт, который дал реальные результаты.

Влияние ПИИ на положение дел в странах с переходной экономикой изучалось многими исследователями. Большинство из них согласны в том, что ПИИ прямо влияют на экономический рост. Некоторые исследователи провели на примере Грузии количественный анализ соотношения между ПИИ и экономическим ростом12. Если подходить к оценке чисто количественно, то в 2007 году в Грузии размер ПИИ достиг 20% от ВВП. Но нельзя забывать, что в случае с прямыми иностранными инвестициями эффект каждой отдельной инвестиции носит долговременный характер. По расчетам некоторых экспертов, в Грузии рост ПИИ на один процент порождает рост ВВП на 0,42%13. ПИИ благотворно влияют на экономический рост Грузии, и рост притока ПИИ крайне важен для экономического процветания страны. А наиболее важную роль в динамике притока ПИИ в Грузию играет инвестиционный климат в стране — важнейший фактор, определяющий величину притока ПИИ.

Как мы уже отмечали выше, с 2004 года в Грузии осуществлялась радикальная реформа налоговой системы. В качестве приоритета этой реформы провозглашалось создание благоприятной среды для бизнеса и инвестиций. Главным результатом либеральных реформ стало упрощение системы налогообложения и уменьшение количества налогов. Число взимаемых

10 См.: Georgian Economic Outlook — The First Half of 2011. Tbilisi: Economic Policy Research Center, 2011. P. 20.

11 Самые крупные города Грузии (см.: Министерство финансов Грузии [ 15 апреля 2013).

12 См.: Kbiltsetskhlashvili T. Attracting Investors: Case of Impact of FDI on the Achievements of Economic Growth in Georgia // IBSU Scientific Journal, 2010, No. 4 (2). P. 36.

13 См.: Ibid. P. 47.

налогов сократилось с 21 в 2004 году до 6 в настоящее время. Это сокращение потенциально обеспечивает бизнесу сразу два преимущества: снижает общую сумму налоговых платежей и упрощает бухгалтерский учет. Многие статьи Налогового кодекса стали яснее, но, как и применительно к другим проблемам, идеального Налогового кодекса пока не создано нигде.

Что касается иностранных инвестиций, то для зарубежных инвесторов предусмотрены особые условия:

— они не платят налогов на фонд заработной платы и на страхование;

— амортизация основного капитала может учитываться при исчислении налогооблагаемой базы в тот же самый год, когда имел место износ фондов, и понесенные убытки могут учитываться в течение 10 лет;

— не взимается налог на прирост капитала;

— не взимается налог на имущество, налог на наследство и гербовые сборы;

— доход физических лиц, полученный за границей, полностью освобождается от подоходного налога.

В налоговом кодексе предусмотрен специальный статус для иностранных инвесторов: иностранный завод и филиал иностранной компании. Для целей инвестирования предусмотре-

Диаграмма 2

Ставки налогообложения доходов, дивидендов и полученных процентов по кредитам в 2004—2014 годах14 (согласно объявленным изменениям), %

20 20 20 20

| Налог на прибыль корпораций

Налог на доходы от дивидендов и процентов

14 См.: Министерство финансов Грузии, 15 апреля 2013.

но создание особых экономических зон с нулевым налогообложением. Инвесторы могут воспользоваться одним из трех режимов освобождения от налогов:

— режим свободной промышленной зоны;

— режим свободной таможенной зоны (свободного склада);

— режим международной финансовой компании.

Если сравнить ставки налогообложения для международных фирм с теми, по которым облагаются национальные фирмы (см. диагр. 2 и 3), станет очевидно, что налоговая политика в отношении иностранных инвесторов весьма либеральна и в том, что касается налогообложения прибыли и дохода от инвестиций, гораздо больше благоприятствует иностранным инвесторам.

Диаграмма 3 15

Ставки налогообложения в свободных промышленных зонах в сравнении с аналогичными ставками

на других территориях, %

30

25

20

15

10

5

0

■ В свободных промышленных зонах

■ На других территориях

15 См.: Министерство финансов Грузии, 15 мая 2013.

Ставки налогообложения, представленные на диагр. 2, распространяются на всех национальных хозяйствующих субъектов, ведущих операции на территории Грузии, за исключением свободных промышленных зон. Если сравнить эти ставки с теми, что действуют в свободных промышленных зонах, станет очевидно, что величина налоговых ставок — ядро всей налоговой политики — демонстрирует весьма либеральный подход к иностранным инвесторам. Ставка налога на прибыль корпораций для них понижена с 20% до 15%. Что касается налогообложения доходов от дивидендов, — ставку предполагается снизить с 3%, действовавших в 2012 году, до нуля. С точки зрения экономической политики понижение ставки налога на доход от дивидендов даст толчок развитию акционерных компаний и тем самым позволит привлекать дополнительные денежные средства благодаря эмиссии финансовых инструментов. Но поскольку основной предмет настоящего исследования — влияние этих перемен на приток ПИИ, мы прежде всего рассмотрим, какие результаты ожидались от введения данной политики, и затем попробуем сочетать анализ влияния с оценками самих инвесторов.

Как можно видеть из диагр. 3, в свободных промышленных зонах инвесторам предлагается особый налоговый режим. Здесь не взимаются налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и таможенные сборы. Следует отметить, что инвестиции в этих зонах не становятся органической частью национальной экономики Грузии, поскольку компании не пользуются тем же режимом освобождения от налогов при импорте на другие территории страны. Как и в предыдущем случае, здесь необходимо указать на два рода эффектов от такой политики: прямые и косвенные. Прямой эффект заключается в снижении налоговых платежей для компаний, косвенный — в формировании позитивного образа экономической политики страны.

Отдельные направления налоговой политики отражены и в ратифицированных Грузией конвенциях «Об избежании двойного налогообложения». Главные цели этих конвенций16 состоят в том, чтобы обеспечить определенные гарантии инвесторам и содействовать путем ликвидации двойного налогообложения международному обмену товарами и услугами и движению людей и капиталов. Грузия подписала и ратифицировала эти конвенции почти со всеми своими торговыми партнерами и странами — донорами инвестиций (всего с 33 государствами). Эти конвенции гарантируют, что инвесторы из заключивших их стран не будут облагаться налогом дважды: в Грузии и в стране, из которой исходят инвестиции. Исходя из величины налоговой нагрузки, инвестор сам может выбрать для налогообложения либо страну — источник инвестиций, либо страну-реципиент. Все эти договоры предусматривают более низкие ставки налога на доходы от дивидендов и процентов. Так, если по налоговому кодексу дивиденды облагаются налогом в 5%, то в соответствии с конвенцией об избежании двойного налогообложения инвестору может полагаться нулевая ставка налога на доход от дивидендов. Средние налоговые ставки на доход от дивидендов в соответствии с ратифицированными конвенциями составляют 4%, на доход от процентов — 3% и на доход от платежей за лицензии и использование патентов — 4%. Ставки налогообложения и порядок освобождения от налогов варьируются от страны к стране, но в целом, как можно видеть из этих конвенций, налоговая политика Грузии весьма либеральна и направлена на поощрение иностранных инвестиций.

Эти изменения привели к либерализации деловой среды и улучшению условий для инвестирования, что было отмечено несколькими авторами и отразилось в рейтингах ряда престижных организаций.

В 2008 году журнал «Форбс» присвоил Грузии «4 место в мире в ряду стран с самым низким налоговым бременем»17. Ранжирование стран журнал проводил на основании своего собственного индекса «налогового ужаса» (tax misery) и реформ. «Показатель ужаса» исчисляется как сумма всех уплачиваемых налогов: налога на прибыль корпораций, налога на доход

16 cm.: OECD Commentary on Art 1, Para 7. Model Tax Convention on Income and on Capital. Condensed Version. Paris, 2005.

17 [http://www.forbes.com/global/2008/0407/060_2.html].

физических лиц, налога на имущество, налога на фонд заработной платы и отчислений в фонды социального страхования, НДС/налога с продаж. Этот агрегированный показатель используется для того, чтобы оценить, насколько политика государства привлекает или, наоборот, отпугивает капиталы и таланты. Страны, находящиеся в верхней части списка, взимают самые большие налоги, а у тех, что находятся внизу, налоговая политика больше всего благоприятствует бизнесу. Колонка «Реформы» отражает снижение «налогового ужаса». Грузия по этому ранжированию занимала четвертое место в мире, сразу после Гонконга, и опережала большинство экономически развитых стран. В 2009 году Грузия все еще сохраняла эту позицию.

В ежегодном докладе Института Фрейзера «Мировая экономическая свобода»18 за 2011 год Грузия занимала 27 место в списке из 141 страны (показатель экономической свободы составил 7,49). В 2010 году Грузия занимала 23 место; в 2009 году она в этом рейтинге стояла на 45 месте. Индекс мировой экономической свободы публикуется институтом Фрейзера и учитывает состояние дел со следующими экономическими свободами: «размеры правительства» (государственные расходы, величина налогов, наличие и масштабы государственных предприятий), правовая система и защищенность прав собственности; доступность стабильных и надежных денег; свобода внешней торговли; регулирование денежного рынка, рынка труда и административные барьеры для ведения бизнеса.

Экономические реформы и уровень свободы ведения бизнеса ежегодно анализируются Всемирным банком в докладах «Doing Business» (Ведение бизнеса). Там приводятся объективные показатели состояния дел с административным регулированием бизнеса и принудительной реализацией нормативных ограничений в 183 странах и в некоторых городах на субнациональном и региональном уровне. Один из главных компонентов оценки — величина реально выплачиваемых налогов и прозрачность налоговой системы. В целом Грузия сохраняет в этом рейтинге одну из лидирующих позиций (см. диагр. 4)

По показателю величины уплачиваемых налогов Грузия занимает 42 место. В докладе Всемирного банка Грузия отмечается как одна из ведущих стран в деле облегчения финансовой на-

Диаграмма 4 Позиция Грузии в рейтинге «Ведение бизнеса»19 в 2006—2011 годах

18 [http://www.freetheworld.com/release.html].

19 [http ://www. doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2012].

грузки на бизнес. Как отмечается в Докладе, Грузия входит в число 12 стран, где от бизнеса не требуют платить отчисления в фонды социального страхования и налог на рабочую силу20. В докладе также упоминается, что Грузия принадлежит к числу немногих стран, которые ввели или расширили электронные системы и упростили процедуру исполнения налоговых требований.

Реформа налоговой системы наряду с реформированием других механизмов регулирования бизнеса в Грузии с одобрением отмечалась в «Индексе экономической свободы» Фонда «Наследие» и «Индексе глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума.

Как принимают решения инвесторы: результаты выборочного опроса инвесторов

Чтобы заполнить пробелы в имеющихся статистических данных и уточнить результаты исследования, был проведен опрос инвесторов с помощью специально разработанного для этих целей вопросника (опрос проводился в марте — мае 2013 г.)21. Список иностранных компаний, инвестировавших в Грузии, был получен в Национальном статистическом бюро Грузии. Хотя список включал примерно 55 компаний, лишь в 25 из них ответили на вопросы анкеты. Я направил анкеты по почте во все 55 компаний и 35 из них посетил лично. Несмотря на низкую долю ответивших респондентов, полученные ответы весьма показательны, так как эти 25 компаний относятся к числу крупнейших инвесторов в грузинскую экономику в 2009—2011 годах. Они занимают верхние строчки в списке основных инвесторов в Грузию и их суждения можно распространить и на других инвесторов. Обычно средний уровень ответов составляет 50%; «хорошим» считается уровень от 60% до 70% (Kervin B. Methods of Business Research, 1992).

На анкеты ответили представители руководящего персонала 25 компаний из Тбилиси. Эти компании были созданы иностранным капиталом в 2009, 2010 и 2011 годах. По секторам они распределялись следующим образом: 13 компаний — сфера услуг; 10 — обрабатывающая промышленность; 2 — энергетика. Большинство ответивших были представителями своих национальных компаний в Грузии, то есть управляли капиталом своих компаний в Грузии и, до известной степени, принимали стратегические решения (страновые координаторы). Вопросник был целенаправленно выстроен таким образом, чтобы определить роль факторов налогообложения в общей характеристике деловой среды. Анкета состояла из 10 вопросов, и на то, чтобы ответить на них, у респондента уходило примерно 20—25 минут. Некоторым респондентам анкеты направлялись по электронной почте в виде вложенных файлов или с использованием анкетных бланков Google.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы всячески стремились максимально упростить формулировки вопросов, а также добиться простоты структуры вопросов и шкалирования. Первая часть касалась общих сведений о компании: отраслей, в которых она работает, объема активов, срока ее работы в Грузии, юридических форм бизнеса. Вторая часть была посвящена факторам, которые могли воздействовать на решение инвестора вкладывать средства в Грузии. Эти факторы выбирались на основе положений, принятых в западной экономической литературе с учетом особенностей небольшой страны, находящейся в переходной стадии. В пятом вопросе я пытался выяснить,

20 [http://www.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Special-Reports/Paying-Tax-es-2012.pdf], 20 June 2013.

21 Опрос по инвестиционному климату в Грузии за период до 2008 года см.: Gürsoy F., Kursun O. Investment Climate of Georgia // IBSU Scientific Journal, 2008, No. 2 (1).

Диаграмма 5

Основные институциональные факторы, влияющие на решение об инвестировании в Грузии

о г

-ч го

¡Г

Б

<

0

ж «

1

■р»

ю о

Транспортные расходы

Выдача лицензий и разрешений на деятельность для компаний

Стоимость финансовых средств (величина процентной ставки)

Квалификация и образование доступных для найма работников

Определенность и стабильность экономической политики и регулирования бизнеса

Величина налоговых ставок

Трудовое законодательство и административное регулирование трудовых отношений

Администрирование налогов

Макроэкономическая стабильность (величина инфляции, обменный курс)

Защищенность прав собственности

считает ли респондент налоговую политику важным фактором, влиявшим на решение инвестировать средства в Грузии или воздержаться от таких инвестиций. При этом фактор «налоговая политика» был разбит на несколько субфакторов: величина налоговой ставки, норма амортизации и администрирование налогов. Такой подход был обоснован ранее уже обсуждавшейся нами моделью — «Модель налоговой политики ОЭСР для ПИИ»22. Эта же модель использовалась и для формулирования других вопросов анкеты.

Последняя часть анкеты касалась факторов налоговой политики. Здесь снова учитывались особенности небольшой и относительно небогатой природными ресурсами страны. Собранные данные были проанализированы с использованием программы «Статистический пакет для социальных наук» (SPSS). Полученная информация использовалась для ответа на вопрос: «Играет ли роль налоговая политика в принятии решений об инвестировании средств в Грузии?»

Среди десяти факторов, влияющих на решение об инвестировании в Грузии, соображения налоговой политики заняли четвертое место после макроэкономической статистики, трудового законодательства и транспортных расходов. Для этого в пятом вопросе для оценки важности каждого фактора была использована шкала из 10 пунктов — в порядке возрастания важности того или иного фактора. Соответственно для размера ставки налогообложения среднее значение составило 5,33, а для администрирования налогов — 7 (см. диагр. 5). В данном вопросе в число факторов не включались основные факторы, влияющие на инвестирование, — емкость рынка и ресурсы, поскольку их оценка была включена в последующие вопросы. Такая структура пятого вопроса анкеты позволила сосредоточить внимание на важности факторов инфраструктуры бизнеса в соответствии с моделью аналитических рамок оценки политики ОЭСР (OECD Policy Framework Model).

Как показывает диагр. 5, к важнейшим институциональным факторам сферы инвестирования относятся: защищенность прав собственности, макроэкономическая стабильность, администрирование налогов, административное регулирование трудовых отношений. В данном случае необходимо отметить, что на ответы инвесторов оказал влияние уже существующий в Грузии опыт ведения бизнеса. Этим можно объяснить тот факт, что они придавали гораздо большее значение администрированию налогов, а не законодательно установленным налоговым ставкам, следуя именно модели ОЭСР, в частности той ее части, где говорится, что законодательно установленные налоговые ставки часто не полностью отражают величину налогового бремени в каждой отдельной стране.

Таблица 1

Основные факторы, влияющие на решение об инвестировании в Грузии: природные и институциональные факторы

Основные факторы Среднее значение

Природные ресурсы 1,67

Емкость рынка 3,33

Географическое положение 2,67

Макроэкономическая стабильность 4,67

Налоговая политика 3,00

22 См.: Tax Effects on Foreign Direct Investment. P. 28—34.

Диаграмма 6

Важнейшие аспекты налоговой политики

12 -

10

8

6

4

2

0

Ставки Нормы амортизации Администрирование

налогообложения основного капитала налогов

| Число респондентов

Что касается фундаментальных факторов инвестирования, я предпочел в анкете сравнить роль природных и институциональных факторов (см. табл. 1). Большинство опрошенных отметили, что для них важнейшим соображением является размер потенциального рынка (так называемый эффект пустого, незаполненного рынка). В этом случае размер рынка и макроэкономическая стабильность получили по важности 3,33 и 3,0 балла соответственно. Налоговая политика заняла лишь третье место в списке из пяти основных факторов, влияющих на решения об инвестировании. Как заметил один из инвесторов, налоговая политика — это дополнительный фактор по отношению к таким фундаментальным факторам, как характеристики рынка и макроэкономическая стабильность. Таким образом, данные нашего исследования позволяют предположить, что роль налоговой политики не слишком важна по сравнению с другими фундаментальными факторами.

Согласно ответам респондентов, различные аспекты налоговой политики выстроились по их сравнительной важности следующим образом:

1. Администрирование налогов;

2. Нормы амортизации основного капитала;

3. Ставки налогообложения.

Лишь 6 из 25 опрошенных инвесторов поставили величину налоговых ставок на первое место (см. диагр. 6). А в ответах на прямой вопрос: «Играет ли налоговая политика важную роль в принятии решений об инвестировании в Грузии?» — важность налоговой политики

Диаграмма 7

Насколько велика роль налоговой политики в принятии решений об инвестировании в Грузии

| Число респондентов

оказалась средней (см. диагр. 7). 14 из 25 респондентов отметили, что налоговая политика страны играет определенную роль в принятии инвестиционных решений. Большинство инвесторов высказались в том духе, что осуществленные в Грузии реформы налоговой политики создали стране определенный имидж, который, в свою очередь, повлиял на решение об инвестировании. Этот результат можно сравнить с результатом международных ранжирований и докладами международных организаций, в которых Грузия отмечалась в ряду стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

Очевидно, что решение инвестировать за рубежом сопряжено с определенными рисками, особенно если речь идет об инвестициях в страны с переходной экономикой или не слишком развитые страны. Часть таких рисков порождена налоговой политикой соответствующих стран, поскольку более высокие налоги могут сделать бизнес невыгодным, а администрирование налогов в определенных случаях может быть инструментом реализации того или иного правительственного курса. Поэтому, по мнению правительственных чиновников, щедрая и выгодная для бизнеса налоговая политика может стать важным стимулом для привлечения иностранных инвесторов. В нашей анкете содержался специальный вопрос, может ли щедрая налоговая политика перевесить в глазах инвестора непривлекательность каких-то других условий для инвестирования климата. 16 из 25 опрошенных ответили, что привлекательность налоговой политики — лишь дополнительный фактор при принятии решений об инвестировании. И лишь 8 респондентов ответили, что щедрость налоговой политики не способна перевесить недостатки других условий для инвестирования в Грузии (см. диагр. 8).

Диаграмма 8

Способна ли, по вашему мнению, налоговая политика Грузии (если эта политика относится к числу очень важных факторов) перевесить непривлекательность каких-то других условий для инвестирования в стране?

18 -16 -14 -

12--

10 -8 -6 4

21 0

Да

| Число респондентов

Таблица 2

Число полученных ответов при перекрестном табулировании Вопроса 1 («Как велика роль налоговой политики в принятии решений об инвестировании в Грузии?») и Вопроса 2 («Способна ли налоговая политика Грузии перевесить непривлекательность каких-то других условий для инвестирования в стране?»)

Вопрос 1

Вопрос 2 Не играет роли Не слишком велика Играет определенную роль Общая сумма

Нет 3 5 8

Налоговая политика лишь дополнительный фактор 6 3 7 16

Да 1 1

Общая сумма 6 6 13 25

16

Налоговая политика — лишь дополнительный фактор

Затрудняюсь ответить

Нет

Те же респонденты, что считали администрирование налогов важным элементом инвестиционного климата, отмечали, что администрирование налогов гораздо важнее, чем установленные законом ставки налогообложения (см. табл. 2).

Респонденты, отметившие, что налоговая политика «играет определенную роль», признают при этом, что она «лишь дополнительный фактор». Перекрестное табулирование демонстрирует, что налоговая политика если и играет роль, то лишь незначительную.

Анализ данных опроса показывает, что при ранжировании различных институциональных факторов, определяющих решения об инвестировании, налоговой политике отводится важная роль. По сравнению же с фундаментальными факторами (природные ресурсы, размеры рынка, географическое положение, макроэкономическая стабильность) она оказывается не так важна (3 и 6 места соответственно). Как отмечали некоторые респонденты, изменения и реформы в налоговой сфере создали Грузии положительный образ страны с системой налогового благоприятствования иностранным инвесторам. Автор этих строк опрашивал крупнейших инвесторов, вкладывавших средства в Грузии, обладающих немалым опытом ведения дел в стране, и у него сложилось твердое мнение, что в восприятии большинства иностранных инвесторов администрирование налогов куда важнее величины установленных законом ставок налогообложения. В целом же в случае Грузии налоговая политика играет весьма незначительную роль по сравнению с фундаментальными факторами, определяющими решения об инвестировании. Впрочем, к этим выводам следует подходить с известной осторожностью: в моем распоряжении имелся лишь ограниченный массив данных, само исследование имеет мало прецедентов применительно к Грузии, и на данной стадии работы было трудно учесть возможные различия между секторами экономики. Но в целом полученные результаты более верны применительно к сектору услуг (52% опрошенных нами работали именно в этом секторе). Воздействие налоговой политики с учетом особенностей различных секторов экономики и отраслей производства — предмет дальнейших исследований.

Выводы

В ситуации небольшой страны, не имеющей богатых природных ресурсов, важную роль играют так называемые институциональные факторы — при условии, что страна добилась макроэкономической стабильности. К числу таких институциональных факторов принадлежат условия налогообложения, поскольку размеры налоговых выплат влияют на величину чистой прибыли компаний. Среди условий налогообложения мы анализировали не только установленную законом величину налоговых ставок, но и налоговую политику, которая включает как собственно размер ставок налогов, так и сопутствующие нормы Налогового кодекса, а также наличие освобождений от налогов и свободных промышленных зон. Таким образом, с точки зрения теории и в конкретных условиях грузинской экономики налоговая среда играет роль в инвестиционном процессе.

С 2005 года стала очевидной тенденция к либерализации администрирования налогов. В то же самое время мы наблюдаем рост ПИИ в Грузию. Положительная корреляция между снижением ставок налогообложения и притоком ПИИ заставляет предположить, что толчком к росту ПИИ послужили либеральные реформы. Однако важно выяснить, каково было при этом значение факторов налоговой политики по сравнению с другими факторами.

По данным опроса инвесторов, факторы налоговой политики занимают довольно скромное место (5-е и 6-е) среди десяти важнейших факторов, а среди пяти основных факторов привлечения инвестиций налоговая политика стоит еще ниже. Большинство инвесторов в ответ на вопрос о роли налоговой политики отметили, что реформы и изменения налоговой политики послужили для них определенным сигналом, что обстановка в Грузии стала для иностранных инвесторов более благоприятной. Этот вывод подтверждается тем обстоятельством, что

налоговые реформы в Грузии с одобрением отмечались в докладах международных организаций и в международных деловых журналах. Такого рода публикации обычно служат источником информации для иностранных инвесторов.

Правительство Грузии еще больше укрепило свой имидж как страны, поощряющей иностранные инвестиции, подписав Соглашения об избежании двойного налогообложения, которые служат юридической основой для защиты иностранных инвесторов. В странах, где проживают иностранные инвесторы, эти соглашения стали прямым источником информации о либеральной налоговой политике Грузии.

В целом можно сделать вывод, что для иностранных инвесторов в Грузии налоговая политика является второстепенным фактором по сравнению с такими фундаментальными факторами, как макроэкономическая стабильность и защита прав собственника. Факторы налоговой политики действуют косвенным образом, формируя образ Грузии как страны с благоприятным климатом для иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.