Научная статья на тему 'Путь истины Ризаитдина Фахретдина'

Путь истины Ризаитдина Фахретдина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
433
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АСАР" / КАДИЙ / МУСУЛЬМАНСКИЙ БОГОСЛОВ / MUSLIM THEOLOGIAN / "НАСИХАТ" / "NASIHAT" / НОВОМЕТОДНАЯ ШКОЛА / NEW-METHODOLOGICAL SCHOOL / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ХХ ВЕКА / PUBLIC FIGURE OF XX CENTURY / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / РИЗАИТДИН ФАХРЕТДИН / RIZITDIN FAHRETDIN / "ШУРА" / "SHURA" / KADI / ENLIGHTENER / RELIGIOUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянова Рушания Абдурахмановна

Имя известного учёного и богослова Ризаитдина Фахретдинова останется не только в истории России, но и в мировой просветительской мысли ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Path of truth from Rizitdin Fahretdin

Name a famous scientist and theologian Rizaitdin Fakhretdinov remain not only in the history of Russia, but also in the world of Enlightenment thought of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Путь истины Ризаитдина Фахретдина»

Р.А. ЛУКЬЯНОВА

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы

Путь истины Ризаитдина Фахретдина

Главная цель прихода людей в эту жизнь и прохождение ими жизненного пути заключается в познании итога прохождения этого пути.

Р. Фахретдин

«По ряду объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаитдина Фахретдина немногочисленна. Первые заметки о нём и его трудах появились ещё до 1917 г. Заслуживают внимания слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который в письме Ахмеду Урманчиеву дал высокую оценку первым литературным произведениям Р. Фахретдина. Следует отметить, что автор этих произведений достаточно критично относился к самому себе и своему творчеству, говоря, что

- i

«мало понимает в создании художественных произведений»1.

Ризаитдин Фахретдинов, он же Ризаитдин (Риза), Ризаитдин бин Фахретдин, родился 22.12.1858 г. (4.01.1859 г.) в деревне Ки-чучатово (Юлдаш) Бугульминского уезда бывшей Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье имама-мудариса Фахретдина бен Сайфутдина. История его рода восходит к временам Булгарского царства:

1. Тансар

2. Кармыш аль-Булгари бине Тансар

3. Бахшанда (Бак шунда) бине Кармыш

4. Кайбулла (Хабибулла) бине Бакшанда

5 Жанкилде бине Кайбула

* Лукьянова Рушания Абдурахмановна, е-mail: rusha-09@mail.ru

1 Байбулатова, Л. Ф. «Асар» Ризы Фахретдина: источниковая основа и значение свода / Лилия Байбулатова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006, с. 4.

6. Тумкай (Туй-Мухаммет) бине Жанкилде

7. Ишкай (Ишмухаммет) бине Тумкай

8. Юлдаш бине Ишкай

9. Бикмухаммет бине Юлдаш

10. Субханкул бине Бикмухаммет

11. Сайфетдин бине Субханкул (1778-1861)

12. Фахретдин бине Сайфетдин (1819-1891)

13. Ризаитдин бине Фахретдин (1859-1936)

Риза родился в семье имама. Серьёзное обучение Ризаитдина у суфия шейха Закира-ишана Камалова началось с 1867 года в медресе при 1-й мечети Чистополя. В ученические годы им была собрана рукописная библиотека из сочинений мыслителей Древнего Востока. Владея арабским, персидским и турецким языками, Ризаитдин начал преподавательскую деятельность (80-е гг. Х1Х века) в среде младших учащихся медресе. Для их обучения Ризаитдин Фахретдин составил учебники математики и татарского языка, изданные в 1886-1887 гг. В том же 1887 году в Казани была опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») - произведение Ризаитдина Фахретдинова, знакомящее читателя с грамматикой арабского языка. Позже на гонорар от продажи одной из своих книг Ризаитдину удалось построить здание и открыть новометодную школу. В годы учёбы Ризаитдин Фахретдин много и прилежно занимался. Сохранилось 10 томов рукописей, переписанных им в разные годы2.

Хроника свидетельствует о том, что Ризаитдин Фахретдин состоял в браке с 1885 года и имел большую семью:

Жена - Нурджамал (Нуризиган) Абдулнасыровна;

Сын - Габдрахман (1887-1936);

Сын - Габдулахад (1889-1938);

Сын - Габдрашид (1892-1953);

2[Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.infoislam.ru/publ/religiia/tatarskie bogoslovv/tatarskie bogoslovv riza fakhretdin 185 9 1936/39-1-0-28003

Дочь - Зайнаб (1893-1985);

Сын - Сагид (1900-1944);

Дочь - Асьма (1906-1993)3.

Большая семья требовала много сил и забот, но, несмотря на сложности, Ризаитдин Фахретдин находит время для исследовательской работы. «В 1887 году он успешно выдерживает испытания на должность имама. Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдинова на должность местного имама и мударриса»4. В мечети этого селения Ризаитдин служил по февраль 1891 г. М. Роднов отмечает беспрецедентный случай даже для нашего времени, когда, будучи рядовым деревенским муллой, Ризаитдин Фахретдин написал несколько книг.

В своих сочинениях Ризаитдин Фахретдин особое внимание уделяет вопросам нравственности и морали. Необычайной популярностью среди читателей пользовались книги о воспитании. Они неоднократно переиздавались в 1898-1916 гг. в Казани, Уфе, Оренбурге в серии традиционного жанра «Насихат» («Наставление»). Отдельные выпуски содержали обращение к детям, а именно к мальчику и девочке; к взрослым членам семьи «Воспитанный отец», «Воспитанная мать», «Воспитанная женщина»; изложения по проблемам в семье и школе «Воспитание ребёнка», «Новоме-тодная школа», «Убеждение» и др. Риза пишет: «Труд матерей самый тяжёлый и кропотливый. Если хвалимы садовники, вырастившие яблоневые, апельсиновые, лимонные сады, то хвалимы и ма-

- 5

тери, воспитавшие и вырастившие хороших детей»5.

3 Роднов, М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа: ООО «Принт+», 2006, с.15-20.

4 Роднов, М.И. Указ. соч.

5 Сборник на старотат. яз. / Ризаэтдин бин Фахретдин. Воспитанная мать [Текст] = Тэрбияле ана. - Казань: Издательство Императорского университета, 1898. - 16 с.

Ризаитдин Фахретдинов является крупным религиозным деятелем и публицистом. Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых он выступает сторонником приобщения своего народа к достижениям европейской культуры, поднимает проблему эмансипации женщины. В работе «Культура ученичества» Риза говорит о знании как о благословенном украшении каждого человека и лучшем из достоинств: «Знание - причина избавления от любых трудностей. Знание - это сокровище, которое никогда не заканчивается. Знание - это свет, который в этом мире спасает от слепоты, а в том мире - от мучений. Знание - друг в одиночестве, разделяющий секреты на чужбине, украшение перед друзьями, острое оружие против врагов... Знание - это такое благо, получив которое человек не будет нуждаться в других благах»6.

В 1891 году Ризаитдина Фахретдина, известного своими трудами, приглашают на должность казыя в Духовное управление. Исследователь Р. Марданшин пишет о том, что Фахретдин, увидев множество рукописей, лежавших «мёртвым грузом» в архиве ДУМ, загорелся собственными изысканиями. Вспоминая этот случай, он говорил, смеясь: «Если кто-нибудь понаблюдает за мной со стороны, то скажет: что за богатство ищет в архиве Риза кадий. Однако для меня узнать верные даты рождения или смерти трех-четырёх ученых дороже, чем ведро золота»7.

В 1906 году Р. Фахретдинов переезжает в Оренбург. Работа в издательстве газеты «Вакыт» (1906-1908) увлекает Ризаитдина, но, по воспоминаниям Джамала Валидова, шумная, беспокойная среда газетчиков, живущих злободневностью и одним днём, тяго-

6 Ризаэтдин бин Фахретдин. Культура ученичества [Текст] = Шэкердлек эдэби. - Казань: Издательство Императорского университета, 1899. - 47 с.

7 Татарские богословы: Риза Фахретдин (1859-1936) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.info-

islam.ru/publ/religija/tatarskie_bogoslovy/tatarskie_bogoslovy_riza_fakhretdin_1859_1936/39-1-0-28003

тила уже седого и спокойного по натуре учёного, - «нужен был тихий уголок, чтобы отдаться более серьёзной и творческой работе».

В период с 1908 по 1918 гг. Ризаитдин возглавляет редакцию журнала «Шура». Почти в каждом номере под рубрикой «Замечательные люди и великие события» публикуются биографические сведения о видных деятелях культуры и науки, список состоял из 170 (179) фамилий, среди которых Газали, Ибн Рушд, Декарт, Мечников и др. Многие из этих очерков опубликованы позже отдельными книгами. В материалах журнала публиковались программы предметов новометодных учебных заведений, учебные планы. Главное историческое произведение Фахретдинова - многотомный историко-биографический труд «Асар» («Сочинения»). Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-1908 гг.) содержат около 1 тысячи жизнеописаний деятелей мусульманской культуры. Рукопись последних томов считается пропавшей. Она была изъята полицией при обыске в доме Фахретдинова в 1911 году.

Произведения Ризаитдина Фахретдина содержат религиозно-просветительские идеи, оказавшие большое влияние на последовавшие изменения в социальной жизни тюркских народов. «Нации, достойные жить на свете, - пишет Ризаитдин, - и обязаны иметь самостоятельное, суверенное мышление и мировоззрение, прогрессировать соответственно изменениям и прогрессу эпохи... Народы пришли в мир не стоять на жизненном пути, а затем, чтобы идти неустанно вперёд и стремиться ввысь»8.

В числе запрещённых изданий Фахретдинова - книга «Дини вэ иджтимагый мэсьэлэлэр» («Религиозные и социальные проблемы». Оренбург, 1914 г.), изъятая властями по доносу. Эти факты -ещё одно свидетельство глубины знаний Фахретдинова, его чувствования и детального анализа культурно-политических перемен, происходивших в России и на ее окраинах.

8[Электронный ресурс] Режим доступа:

http://kraeved.opck.org/biblioteka/konferencii/tatari_v_oren_kraye/fahretdinov.php

Главный труд Фахретдинова в сфере богословия - «Религиозные и социальные вопросы». В нём излагаются основные положения ислама. Другое значительное богословское сочинение -«Комментарий на изречения Мухаммеда». Труд, раскрывающий этические нормы «Джауа-мигуль кэлим шэрхе» («Комментарии к изречениям пророка». Оренбург, 1916 г.), - произведение Фахретдинова, послужившее итогом педагогических изысканий мыслителя. Книга была изучена и переписана (кириллица) в 1980-1986 гг. М. Рахимкуловой с переводом арабских слов, а в 1986 г. была подготовлена к печати Р. Утябаевым-Карими.

Литературная и публицистическая деятельность Фахретдинова способствовала формированию широкого круга читателей-мусульман и их ориентации на проблемы традиционной и современной культуры. В декабре 1917 года Ризаитдин участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда).

С научной деятельности Ризаитдина Фахретдинова начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкортостана. Из Оренбурга в Уфу Фахретдинов вернулся в 1918 году, после закрытия журнала «Шура». В том же 1918 г., подчиняясь решению Всероссийского съезда (Москва), Ризаитдин вновь принимает должность кадия в Уфе. А с 1922 года Фахретдинова избирают муфтием Центрального Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Татарский учёный А. Хайруллин пишет, что Ризаитдин Фахретдин сотрудничал с известным политическим деятелем и религиозным реформатором Д. Афгани, академиком Самойловичем, учёными Бартольдом и Крачковским. Несмотря на занятость и преклонный возраст, Фахретдинов серьёзно озабочен проблемой сохранения и спасения архива Духовного собрания мусульман в Уфе, начав работу по систематизации и изучению его исторических документов.

С избранием Фахретдинова муфтием и руководителем Духовного управления, он ходатайствует перед Народным комисса-

риатом по делам национальностей об издании религиозного журнала. В 1924 году Ризаитдину Фахретдинову наконец-то удаётся получить разрешение на его издание. На страницах журнала публикуются статьи Фахретдинова, Тарджиманова, казыя Джахангира Абызгильдина, Мухлисы Бубинской, богословские сочинения, суры Корана, информационные материалы.

В 1927 году ЦДУМ объединил около 14 825 приходов. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, 90-97% мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности. Фахретдинов не мог не протестовать против таких решений. Несмотря на аресты, закрытие мечетей и уничтожение религиозной литературы Ризаитдину Фахретдину удалось спасти часть документов в архиве ЦДУМ.

А. Хайруллин пишет, что последние годы жизни для Р. Фахретдина прошли в тяжелых материальных условиях. К нему несколько раз обращались с предложением из Венской академии наук о продаже, за огромные деньги, личного архива, но Ризаитдин Фахретдин отказывался. Большую часть сохранившихся рукописей по просьбе известного востоковеда, академика А.Н. Самойловича Ризаитдин передаст в архив Ленинградского отделения востоковедения Академии наук СССР.

Скончался Ризаитдин Фахретдинов 11 апреля 1936 года на 78-м году жизни. После его смерти начались массовые аресты руководства Духовного управления. Известный татарский ученый А.К. Хабутдинов так описывает те скорбные события: «Тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему»9.

Похоронен Ризаитдин Фахретдин на мусульманском кладбище в Уфе. Лилия Байбулатова в своей книге «Асар» пишет, что по-

9 Хабутдинов, А.К. 150-летию со дня рождения Ризаитдина Фахретдина / «Ислам в Российской Федерации»: http://pda.islamrf.ru/news/culture/legacy/6881/

сле смерти Р. Фахретдина несколько десятилетий его жизнь и творчество оставались закрытой темой. Научная общественность обратилась к его творчеству лишь в 1960-е гг. Сегодня имя Ризаитдина Фахретдина занимает достойное место в списке мусульманских учёных-богословов ХХ века.

В современных условиях жёсткого противостояния Запада и Востока, вызванного очередным экономическим и политическим кризисом, признание парадигмы многополярного мира очевидно. Особую значимость философского исследования в сложившихся условиях приобретает опыт России, представляя её национально-культурное наследие народов. Просветители, труды которых долгое время были преданы забвению, «возвращают» наше прошлое, возрождая корни национальных традиций и ценностей. Один из них Ризаитдин Фахретдин. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Ризаитдин Фахретдин сумел сохранить духовную чистоту, доброе сердце, развить ясный ум и талант учёного, познающего Истину.

Лукьянова Р.А. Путь истины Ризаитдина Фахретдина. Имя известного учёного и богослова Ризаитдина Фахретдинова останется не только в истории России, но и в мировой просветительской мысли ХХ века.

Ключевые слова: «Асар», кадий, мусульманский богослов, «Насихат», новометодная школа, общественный деятель ХХ века, просветитель, религиоведение, Ризаитдин Фахретдин, «Шура».

Lukyanova R.A. Path of truth from Rizitdin Fahretdin. Name a famous scientist and theologian Rizaitdin Fakhretdinov remain not only in the history of Russia, but also in the world of Enlightenment thought of the twentieth century.

Key words: Rizitdin Fahretdin, kadi, muslim theologian, "Nasihat", new-methodological school, public figure of XX century, enlightener, religious, "Shura".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.