Научная статья на тему 'Путь и плод просветления в учении школ вайбхашика и Саутрантика'

Путь и плод просветления в учении школ вайбхашика и Саутрантика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ПОСТИЖЕНИЯ И ОТВЕРЖЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ И ПЛОДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПУТИ / OBJECTS OF REALIZATION AND NEGATION / WAYS AND FRUITS OF RELIGIOUS PATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глебец Елена Андреевна

Статья посвящена исследованию сотериологической концепции школ Вайбхашика и Саутрантика. Рассматриваются объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATHS AND FRUITS OF THE ENLIGHTENMENT IN THE VAIBHASHIKA AND THE SAUTRANTIKA S DOCTRINES

The article is devoted to investigation of sotheriological conception of the Vaibhashika and the Sautrantika. There are considered objects of realization and negation, ways and fruits of religious path.

Текст научной работы на тему «Путь и плод просветления в учении школ вайбхашика и Саутрантика»

14А/2012

дать, может и карать. Сакральный характер Воли Неба как небесного предопределения выражается в его таинственности и скрытости. Ее невозможно понять и постигнуть простым людям. В Ши цзине говорится: «Неба веленья и путь столь в своей тайне бесконечны» [6].

Воля Неба раскрывается лишь тому, кто обладает небесным мандатом, кто призван осуществить ее. Это правитель, кому небесным мандатом дано право управлять народом Поднебесной согласно небесному предопределению. Но если правитель нарушает это предопределение, Небо смещает его с престола. Так случилось с последним Шан-иньским правителем — Чжоу Синем. В «Ши цзине» дается назидание правителям:

«Трон сохраняя, от Неба себя не отринь!

Славы сиянье о долге свершенном простри,

Мудро размысли, как Небо отринуло Инь» [6].

В другом письменном источнике «Шу цзин» сообщаетя: «Чжоу-гун сказал: «Мудрейший Ши, не знающее сострадание Небо, послало несчастье на Инь, и Инь утратило повеление Неба [на правление Поднебесной]; мы же чжоусцы, его обрели. Я не решаюсь утверждать, что за основанием государства навсегда последует благоденствие, но, коль скоро Небо помогает тем, кто полагается на него, я не решаюсь также утверждать, что конец государства будет достоин сожаления» [5].

Учение о небесном мандате было востребовано правителями Китая вплоть до революции 1911 года. Особую востребованность оно получало в переломные моменты политической истории Китая. В период образования первой империи Китай Цинь (221-207 гг. до н.э.) его основатель Цинь Шихуан объявил о томч что небес-

ный мандат отдан Цинь навечно. Однако это заявление Цинь Шихуана было опровергнуто с падением его династии. Учение о небесном мандате выступало каждый раз при смене власти правителей и правящих династий. Оно использовалось и маньчжурскими завоевателями, в ходе формирования ими последней империи Цзинь (1644-1911). Они утверждали о том, что Небо доверило им спасение Поднебесной и выдвинули идею о том, что небесный мандат может передаваться не только в пределах китайского этноса, но может вручаться и представителям других этносов, если их предшественники утратили доверие Неба [8].

Таким образом, учение о Небе явилось одной из самых востребованных идеологий правящих династий, отразившей широкий спектр социальных, полигических и религиозных особенностей общественной жизни Китая.

Литература

1. История Китая. - М., 2004. - С.27.

2. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1: Ши цзин -М.,1994. - С.92.

3. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 2: Ли цзи -М.,1994.-С.124.

4. Духовная культура Китая: в 6 т. Т. 2: Хоу-цзи - М., 2007. -С. 652.

5. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1: Шу цзин -М.,1994. - С.107.

6. Ши цзин. - М., 1957. - С.395.

7. Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1 : Лунь юй -М.Л994.-С.172.

8. Духовная культура Китая: в 6 т. Т. 2: Тянь мин - М., 2007. - С.616-617.

Хао Цзюй, директор Института международной коммерции, КНР, г. Чанчунь.

Нао Tszyuy, the head of Institute of International Commerce, China, Changchun.

УДК 294.3 © Е.А. Глебец

ПУТЬ И ПЛОД ПРОСВЕТЛЕНИЯ В УЧЕНИИ ШКОЛ ВАЙБХАШИКА И САУТРАНТИКА

Статья посвящена исследованию сотериологической концепции школ Вайбхашика и Саутрантика. Рассматриваются объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.

Ключевые слова: объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.

Е.А. Glebets

PATHS AND FRUITS OF THE ENLIGHTENMENT IN THE VAIBHASHIKA AND THE SAUTRANTIKAS DOCTRINES

The article is devoted to investigation of sotheriological conception of the Vaibhashika and the Sautrantika. There are considered objects of realization and negation, ways and fruits of religious path. Key words: objects of realization and negation, ways and fruits of religious path.

Е.А. Глебец. Путь и плод просветления в учении школ Вайбхашика и Саутрантика

Вайбхашика - одна из ранних буддийских школ, образованных последователями шастры Махавибхаша. Эта школа состояла из ортодоксальной кашмирской ветви школы Сарвастива-да. Вайбхашика-Сарвастивада имела наиболее обширную доктринальную систему среди ранних буддийских школ и обладала широким влиянием в Индии и за ее пределами. Вайбха-шики считали, что «внешняя данность» (phyi don) всех явлений реально существует. Науке известно три вида Вайбхашиков: Кашмирские, Апарантийские, Магадхийские. Вайбхашика получила свое название благодаря приверженности «Великой Сокровищницы подробных разъяснений» и концепции трех времен. Вайбхашик (bye brag smra ba) - «говорящий о видах». Объектом своих философских воззрений они считали «вещь» (dngos ро), главный признак которой заключается в способности выполнять функцию.

Для начала рассмотрим, что представители школ постигали на пути обретения просветления. По мнению Вайбхашиков, для начала нужно постигнуть 16 специфических особенностей четырех благородных истин. Четыре благородные истины в буддизме таковы: 1. Все есть страдание. Аспекты этой истины: 1) непостоянство; 2) страдание; 3) пустотность; 4) отсутствие самости; 2. У страдания есть причина. Аспекты этой истины таковы: 1) причина; 2) возникновение всего; 3) полное рождение; 4) условие;

3. Существует способ избавления от страдания. Аспекты: 1) прекращение; 2) успокоение;

3) полнота; 4) истинный выход (из сансары).

4. Восьмеричный путь избавления от страдания. Ее аспекты: 1) путь; 2) реализация; 3) познание;

4) истинное вызволение. Обе школы также осуществляли реализацию отсутствия у индивида «я». Отсутствие «я» у индивида может быть «грубым» и «тонким». «Тонким» они считали отсутствие независимого и существующего субстанциально «я» индивида. Постижение отсутствия «я» у индивида Вайбхашихи считают необходимым для освобождения от сансары. Вайбхашика и Саутрантика являются реалистами, так как признают, что дхармы обладают «я», то есть существуют. Другими словами, они считают, что, к примеру, такой объект действительности, как дом, а точнее дхарма дома, «домо-вость» реально существует, а не является плодом нашего мышления. Далее рассмотрим то, от чего представители данных школ считали необходимым избавиться на пути.

Самым главным препятствием для обретения просветления они считали неведение, которое имеется у обладателя клеш. Такой род неведения выражается в признании самости у индиви-

да и, как следствие этого, возникновение трех «ядов» вместе с семенами. Три «яда» - это невежество, страсть, гнев. Затем они избавляются от неведения, порожденного у того, кто не имеет клеш. Этот род неведения препятствует обретению всеведения. К примеру, незнание глубокой и тонкой дхармы Будды.

Рассмотрим специфику религиозного пути. Представители Вайбхашиков и Саутрантиков рассматривают обретение плода просветления с точки зрения трех направлений: Шраваков, Пратьекабудд, Бодхисаттв. В отношении каждой из этих колесниц они принимают теорию пяти Путей [7, с. 45]: Пути собирания (tshogs lam), Пути Видения (mthong lam), Пути Созерцания (sgom lam) и Пути без Обучения (mi slob lam). На пути Видения представители колесницы Ма-хаяна проходят десять ступеней святости Бодхи-саттвы. Вайбхашики эти ступени не признают. Как уже отмечалось выше, существует три направления религиозного пути. Это: 1) Шраваки, 2) Пратьекабудды, 3) Бодхисаттвы. Последователи первого направления, то есть Шраваки, сначала приступают к реализации мысли о том, что независимый и субстанциально существующий индивид вообще отсутствует. Они накапливают заслуги на так называемом малом пути собирания этих заслуг. И затем они тренируют свое сознание в течение трех жизней. Затем на пути созерцания в «самадхи, подобном алмазу» устраняют «покров», который имеется у обладателя клеш, после чего они реализуют плод своего пути, то есть состояние Архата, обретая плод малого просветления. Пратьекабудды реализуют некое представление об отсутствии независимого и существующего субстанциально индивида, сочетая данную практику с накоплением собрания заслуг в течение ста и т.д. великих кальп, после чего обретают плод срединного просветления. Бодхисаттвы в период великого пути собирания за три асанкхья (великих) каль-пы реализуют собрание заслуг. Затем около ста кальп они реализуют причину обретения 32 признаков Будды, а в последнем существовании под древом Просветления побеждают Мару - сына бога желаний, после они реализуют три пути Бодхисаттвы - путь соединения, путь видения и путь созерцания, позже реализуют путь без обучения. И, наконец, достигают плода великого просветления.

Таким образом, Саутрантики и Вайбхашики постижением на пути к просветлению считали следующее: 1)16 аспектов четырех благородных истин; 2) «грубое» отсутствие «я» — это отсутствие у индивида «постоянного, единичного и самостоятельного «я»; 3) «тонкое» отсутствие «я»

I4A/20I2

у индивида - это отсутствие существующего субстанциально и независимого «я». Последователи этих школ считают, что избавляться на пути нужно от мысли о том, что «я» индивида существует, нужно избавляться от неведения, которое имеется у индивида, обладающего клешами, неведения, которое имеется у индивида, который ими не обладает. Так же, как и школа Вайбхашика, Саутрантики не отвергают мысль о том, что «я» дхармы существует. И Саутрантики, и Вайбхашики принимают теорию пяти Путей. Это: 1) Путь Собирания; 2) Путь Соединения; 3) Путь Видения; 4) Путь Созерцания; 5) Путь без Обучения.

Саутрантика была ранней школой буддийской философии. Это самая поздняя школа ветви Стхавиравада. Основное место в философской концепции школы занимает учение о познании. В 3-4 вв. н.э. Саутрантика переживает свой наивысший расцвет. Считается, что местом распространения учения данной школы были районы северо-западной Индии. Именно здесь она становится оппонентом школы Сарвастива-да. Школа Саутрантика получила свое название, поскольку ее представители являлись последователями слова Будды (то есть сутр). Название Саутрантика (mdo sde pa) с тибетского языка дословно обозначает «те, кто полагаются на сутры». Кроме того, свои философские взгляды они поясняли при помощи примеров, в связи с чем получили еще одно название «указывающие пример», с тибетского dpe ston pa, где dpe -пример, ston - указывать. Согласно ученым школы Гелуг, существовало два подразделения внутри школы Саутрантика. Это: Саутрантики, «следующие Писанию» (lung gi rjes 'brang gi mdo sde pa) и Саутрантики, «следующие Рассуждению» (rigs p i rjes 'brang gi mdo sde pa). Первые опирались на «Разьяснение сокровищницы знаний», а вторые на «Семь трактатов о верном познании» Дхармакирти. Интерпретация учения данной системы Саутрантики является наиболее распространенной в изучении таких трактатов, как «Осознавание и знание» (bio rig) и разделов «Признаков и Рассуждений» (rtags rigs) на первой стадии обучения. Данные тексты используются для изучения дальнейших махаянских разделов, таких как «Совершенства мудрости» (phar phyin) и «Срединного пути» (dbu ma). Рассмотрим текстовые источники школы Саутрантика. Согласно школе Гелуг, главным индийским источником воззрений школы Саутрантики «следующих Писанию» является «Разъяснение Сокровищницы знаний» Васубандху. А у Саутрантики «следующей Рассуждению» это текст Дигнаги «Компендиум верного познания». Так-

же система Саутрантики рассматривается в тексте Асанги «Компендиум Знания» с комментарием Раджапутры (Яшумитры) и в «Семи трактатах правильного познания» Дхармакирти. Частично их утверждения разъясняются в текстах Бхававивьеки, особенно в тексте «Сердце срединного пути». Считается, что представителями Саутрантики были такие ранние ученые, как Кумарата, Ширата, Дзунпарата и другие. Саутрантики, как и Вайбхашики, признавали, что «внешняя данность» явлений (phyi don) существует в реальности. Однако Саутрантиков отличало то, что они также признавали и самосознание (rang rig). Воспринимающее сознание, считают Саутрантики, сопровождается элементом самосознания (rang rig), которое познает данное сознание. К примеру, при восприятии сознанием глаза затмения самосознание воспринимает это зрительное сознание и делает его своим объектом. Самосознание действительно существует, так как при мысли о затмении вспоминают не только увиденное, но и ум, который это воспринимал. Саутрантики полагают, что самосознание - это некоторый фактор, который позволяет вспомнить прошлое существование.

В отличие от Вайбхашиков, которые считали, что Архат (обретший плод просветления) способен лишиться высшего плода, реализованных им постижений и избавлений, Саутрантики исходили из того, что отбросить можно только то, что благородная мудрость считает нужным отбрасывать. Саутрантики полагали, что первый плод религиозной практики (вступление в поток) и последний плод (архатство) могут быть обретены при помощи Благородной мудрости [6, с. 78]. Саутрантики опирались на слова Будды о том, что наличие имущества и различных почестей является помехой на религиозном пути архатст-ва. Будда, по мнению Саутрантиков, объясняет, что Архат, обладающий имуществом и т.д, перестает ощущать блаженство в данной жизни. Но, как отмечали Саутрантики, Будда не упоминает об утрате архатства. Блаженство, испытываемое Архатом, делится в буддийской канонической литературе на четыре разновидности: Блаженство принятия аскетизма, блаженство различения дхарм, блаженство полного успокоения сознания и блаженство Просветления [5, с. 67]. Эти четыре вида блаженства относятся к высшим состояниям сознания. Саутрантики трактовали слова Будды о необремененности имуществом в том смысле, что наличие последнего лишает йо-гина обретенных в данной жизни высших состояний сознания, а не архатства [8, с. 94]. При том, что Саутрантики отрицательно относились

ЕЛ. Глебец. Путь и плод просветления в учении школ Вайбхашика и Саутрантика

к идее отпадения от архатства, они считали, что есть индивиды - архаты, которые наделены свойством неотпадения и есть архаты, обладающие устойчивостью. Неотпадающие архаты не нуждаются в совершенствовании своих психологических способностей, так как они от природы даны ему высокими. Архат, обладающий устойчивостью, постоянно их совершенствует. Он не лишается архатства. Но он не способен войти в более высокое семейство, стремящихся к Просветлению, чем то, в котором находится он сам. У Саутрантиков была концепция «семян» -предрасположенностей сознания. По их мнению, йогин не может обладать плодом архатства, если он окончательно не избавился от аффектов, и они продолжают существовать в виде семян. У Шраваков, пребывающих на стадии обучения, могут возникать аффекты. По их мнению, в сутрах под понятием Шравака имеется в виду обучающийся, но не архат. Они считают, что индивиды, находящиеся на обучающейся стадии, могут отпасть от плодов монашества. Но от архатства, обретенного плода невозможно отпасть [10. с. 23]. Следование религиозному пути осуществляется по трем направлениям: Шравакам, Пратьекабуддам и Бодхсагтвам. Способы реализации плода такие же, как и у Вайбхашиков. Большинство Саутрантиков полагают, что континуумы тела и ума отделяются друг от друга, когда представители трех направлений (Шраваков, Пратьекабудд и Бодхисаттв) вступают в Нирвану без остатка (Ihag med mvang 'das) [2, с. 44].

Считается, что существует два вида Нирваны: Нирвана с «остатком» и Нирвана «без остатка». Нирвана «с остатком» осуществляется при наличии скандх [5, с. 90]. Нирвана «без остатка» - при их отсутствии, то есть по смерти. Саут-рантики, следующие Рассуждению (Доводам), также как Иогачара, следующая Рассуждению, утверждают, что работа мозга не прекращается Нирваной «без остатка». По мнению школы Иогачара, Разум - это «связанный» элемент, то есть его моменты связаны между собой. Саут-рантики предполагают, что, если разум избавлен ог желания, то он не является «связанным» с последующим своим моментом. Если момент разума Архата не связан с последующим, то после его (то есть Архата) смерти он перестает существовать. Следующие Рассуждению и Следующие Писанию солидарны в том, что умственные и телесные континуумы Шраваков и Пратьекабудд разделяются во время Нирваны без остатка, но уточняют, что Архаты Бодхисаттв, то есть Будд не разделяются. Для Саутрантиков Абсолютное и Форменное Тела явля-

ются Буддой. В отличие от Махаяны, Саутран-тики считают, что Будда вступил в Нирвану при обычной жизни, то есть в качестве принца из рода Шакья. Вайбхашики, - что тело Будды в этой жизни было дано из-за страданий предыдущей жизни. Таким образом, они считают, что его тело есть истина страдания. Представители Махаяны, в свою очередь, полагают, что Тело Будды есть Перерожденное Тело (ярги! зки). Вайбхашики признают, что теоретическая и практическая сторона Учения Будды заключаются в повороте Колеса о четырех Благородных истинах. Саутрантики считают, что Путь Видения - непосредственное осознание четырех Благородных истин есть практическая сторона Учения (Будды). Саутрантики придерживаются так называемого двенадцативидового поворота Колеса Учения, согласно кторому Будда разъяснил сущность, действия, успешное выполнение этих действий по отношению к четырем Благородным Истинам, создавая, таким образом, 12 видов. Во-первых, Будда разъяснил сущность каждой из четырех Благородных истин: 1. Есть истина страдания; 2. Есть причина страдания; 3. Есть способ прекращения страдания: 4. Путь, ведущий к прекращению страдания. Во-вторых, утверждение Будды о действиях, по мнению Саутрантиков, состоит в следу ющем: истина страдания подлежит изучению, истина причины подлежит прекращению, истину прекращения следует осуществить, истина пути подлежит развитию. В-третьих, в стадии успешного выполнения этих действий, Будда утверждал, что истина страдания изучена, истина причины прекращена, истина избавления осуществлена и истина пути пройдена.

В Буддизме считается, что религиозное подвижничество начинается с практики видения четырех благородных истин. Познание четырех благородных истин - это интуитивное постижение реальности. Иогина, который осуществляет такую практику, называют Благородным. Данное постижение позволяло йогину получить дхармическое знание страдания, причин этого страдания, избавления от этих причин и пути, ведущему к избавлению от сансары. Считается, что этот процесс длится 15 моментов, в течение которых практикующий познавал существование благородных истин и обретал чистую мудрость без аффективных загрязнений. Таким образом йогин становился Благородной личностью. Затем йогин практиковал видение истин в отношении различных клеш (т.е. аффектов). В 16-й момент йогин обретал статус «вступившего в поток». Пятнадцатимоментный метод видения Истин дает возможность йогину практически

14А/2012

познать смысл Слов Будды. Практическое постижение истин позволяет йогину различать причинно-обусловленные дхармы в собственной последовательности моментных состояний, идущих из прошлых рождений в будущее, и уничтожение грубых аффектов. В 16-й момент йогин осуществляет сосредоточение сознания на «увиденном» за 15 моментов — к сверхмирскому созерцанию, уничтожению тонкого аффективного загрязнения сознания [8, с. 98]. Плод первой стадии религиозного подвижничества в буддизме, то есть практика видения истин - это «вступление в поток». Плод подвижничества - йоги-ческое созерцание, сосредоточение сознания на увиденном - «возвращение еще один раз» (то есть повторное рождение в чувственном мире). Практика йогического сосредоточения на «увиденном» связана с восхождением сознания по ступеням существования - четырем уровням сосредоточения сознания в мире форм [12, с. 120] и четырем уровням растворения сознания в самом себе мира не-форм. Вайбхашики считали, что йогину, который достиг плода «вступившего в поток», предстоит еще семь новых существований среди людей и семь промежуточных существований, а также семь существований среди богов. Считается, что подвижник, устранивший аффективные препятствия по пяти категориям интенсивности, является претендентом на следующий плод, то есть «возвращение еще один раз». Переход от статуса «возвращающегося еще один раз» к статусу анагамина, то есть «невозвращающегося». Анагамину для обретения плода не требуется еще одно рождение в чувственном мире. Этот плод достигается йогином тогда, когда он устраняет девятую категорию аффектов. Это избавляет сознание от пяти оков, привязывающих к низшим состояниям: страстного влечения к чувственным объектам, ложной веры в реальность «я», приверженности к ложной практике небуддийских обетов и ритуалов, сомнения и злобы. И, наконец, затем

осуществляется четвертый плод - освобождение (архатство).

Литература

1. Донец A.M. Учение о верном познании в философии мадхьямаки-прасангики. - Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2006.

2. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -1 трети XX века. - СПб., 1998.

3. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм.-СПб., 1999.

4. Зелинский А.Н. Идея космоса в буддийской мысли.

- Страны и народы Востока. - Вып. XV. - М., 1973.

5. Клейн А.К. Познание, наименование и исключение.

- Нью-Йорк, 1991.

6. Клейн А.К. Знание и освобождение. Тибетская буддийская эпистемология, обосновывающая трансформацию религиозного переживания. — М.: Шечен, 2009.

7. Кечог Чжигме Ванпо. Драгоценное ожерелье: краткое изложение концепций буддийских и небуддийских философских школ / пер. с тиб., ком. A.M. Донца. - Улан-Удэ: Ринпоче-Багша, 2005.

8. Лепехов С.Ю. Буддизм: философия освобождения или освобождение от философии? // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. - М., 1990.

9. Островская Е.П., Рудой В.И. Классические буддийские практики: вступление в Нирвану. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2006.

10. Ольденбург С П. Жизнь Будды. - Новосибирск, 1994.

11. Пятигорский A.M. Лекции по буддийской философии / Непрекращаемый разговор. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

12.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Пегербургское философское общество, 2000.

13. Туччи Дж. Религии Тибета. - СПб.: Евразия, 2005.

14. Чандракирти. Введение в Мадхьямику. -М.: Шечен, 2001.

Глебец Елена Андреевна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г.Улан-Удэ, e-mail: lena_Meili@mail.ru.

Glebets Elena Andreevna, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: lena_Meili@mail.ru.

УДК 294.3 © Е.А. Глебец

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ШКОЛЕ САУТРАНТИКА

Статья посвящена исследованию непосредственного восприятия и концептуального мышления школы С а-утрантика. Рассматриваются их отличительные черты, функционирование и их взаимосвязь.

Ключевые слова: непосредственное восприятие, концептуальное мышление, функционирование, школа С а-утрантика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.