ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)
УДК 821.111
ПУРИТАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ОБРАЗ НОВОГО ГЕРОЯ В АНГЛИЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ ДЖОРДЖА ЛИЛЛО «ЛОНДОНСКИЙ
КУПЕЦ»)
© М.С.Галлямова
Статья посвящена проблеме художественной репрезентации пуританского учения в английской драматургии XVIII века. Пьеса «Лондонский купец или история Джорджа Барнвела» Дж.Лилло наглядно иллюстрирует сходство и единение мировоззренческих позиций пуританизма и взглядов писателя.
Ключевые слова: Джордж Лилло, пуританизм, Жан Кальвин, доктрина «предопределения».
Для истории любого религиозного течения характерно стремление учитывать социальный контекст в жизни верующих. Именно поэтому в ответ на меняющуюся под влиянием времени общественную, экономическую и политическую жизнь эволюционируют и взгляды людей на жизнь духовную.
Пуританство возникло в непростой для Англии исторический период на рубеже XVI и XVII веков и до XVIII столетия было религиозно-политическим движением, составляющим основу оппозиционных сил англиканской церкви и феодальной аристократии. Для выработки идеологии представители течения взяли за основу учение реформатора Жана Кальвина.
Пуритане проповедовали особую строгость соблюдения религиозных обрядов, отказ от развлечений и излишеств, вели аскетический образ жизни, не допускающий ничего, что было бы чрезмерным или могло посчитаться вольностью. При расцвете роскошного образа жизни аристократии пуритане занимали критикующую позицию и выступали против расточительства.
Что же касается быта носителей данной идеологии, то он вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Деловые качества и практицизм являлись их основными добродетелями. Торгово-промышленная деятельность пуританами рассматривалась как божественное «призвание», а обогащение - как признак особой «избранности» и своеобразное проявление милости Бога. Основной формой служения Господу являлся труд. Результат - материальное благосостояние.
Идеалы и черты данного религиозного направления отразились в творчестве многих писателей. В этой связи драматургическое наследие английского просветителя Джорджа Лилло (1693-1739) представляет интерес. Его творчество малоизвестно российской публике и практи-
чески не исследовано в отечественном литературоведении.
Джордж Лилло был состоятельным лондонским ювелиром и драматургию совмещал с коммерческой деятельностью. Он был сыном своего класса, своей эпохи. Из восьми произведений, написанных им, особой известностью пользовалась пьеса - «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвела» («The London Merchant, or the History of George Barnwell», 1731).
«Лондонский купец» впервые был представлен на сцене театра Друри Лейн в 1731 году. Джордж Лилло использовал в качестве первоисточника для своей пьесы английскую балладу. Он по-другому расставил акценты в произведении, делая больший упор на пуританские мотивы.
Главный герой пьесы Джордж Барнвел - наивный, молодой лондонский подмастерье - соблазнен куртизанкой Мильвуд. Ее пагубное влияние доводит Джорджа до воровства и убийства. Своего хозяина, Торогуда, молодой человек обманывает, чтобы завладеть частью его состояния, а родного дядю убивает ради наследства. В результате оба идут на виселицу. Подмастерье раскаялся после длительных молитв о прощении, а Мильвуд так и не посчитала себя виновной в содеянном.
Так как же соотносятся нравственные принципы этой трагедии с моральными установками пуританства?
«Свои представления о положительных началах пуританской жизни Лилло воплощает в образах Торогуда и его второго приказчика Труме-на. Они оба выступают в пьесе представителями буржуазных идеалов. Фамилии, которыми их наделяет Лилло, подчеркивают свойственную им добропорядочность - Торогуд (Thorowgood) -«хороший во всех отношениях» (through - совершенно, good - хороший), Трумен (Trueman) -
«истинный человек» (true - настоящий, man -человек)» [1: 68].
Торогуд - идеальный герой. Пьеса начинается его словами о том, что купцы бережливы в расходах, разумны и аккуратны в ведении хозяйства. Сам Лилло также надеется на данный социальный класс и называет его ведущим в экономическом развитии страны. Литературовед Джеймс Круз отмечает в своей работе, что это не случайно: «В этом и заключалась национальная политика того времени. Возможно, некоторые зрители хотели увидеть картину купеческой бесчестности и плутовства, а герои проповедовали другие правила социальной действительности» [3: 234].
Именно пуритане в свое время создали общество, в котором имущественное положение играло важную социальную роль, а главное место в экономике занимала торговля.
Торогуд является эталоном для своих учеников. Он личным примером и руководством старается вдохновлять их на благие дела. Обращаясь к Трумену, он произносит следующие слова: «The name of merchant never degrades the gentleman... If hereafter you should be tempted to any action that has the appearance of vice or meanness in it, upon reflecting upon the dignity of our profession you must, with honest scorn, reject whatever is unworthy of it» (I, 1) [5].
(Подстр. пер.: «Звание купца никогда не унизит джентльмена. Если в будущем ты будешь искушён чем-то греховным и низким, поразмыслив о достоинстве нашего ремесла, ты должен с целомудренным пренебрежением отказаться от всего того, что недостойно его»)1.
Пуритане всегда были известны как трудолюбивые, усердные и глубоко преданные своему делу люди. Торогуд также был из их числа.
«Второй подмастерье Трумен похож на своего учителя. Перед любым действием он обязательно думает, как бы здесь поступил Торогуд. Для Трумена он кумир, почти Бог. Недаром приказчик называет Торогуда my honored / ideal master (мой уважаемый / идеальный хозяин)» [1: 69]. Ученик почитает учителя, выполняет в точности его рекомендации, работает над собой каждый день. Будучи человеком набожным и религиозным, в своих монологах Трумен очень часто обращается к Богу и в горе, и в радости.
До недавнего времени было распространено мнение, что XVIII век был периодом полного упадка религии в Англии. Историк С.М.Орлов пишет, что «.в XVIII столетии индифферентность народных масс к религии неуклонно воз-
1 Подстр. пер. здесь и далее наш - М.Г.
растала. Духовенство было бессильно остановить развитие этих тенденций. Попытки различных обществ, специально созданных протестантскими сектами, оживить интерес к религии не увенчались успехом» [2: 44].
Однако было бы ошибочным называть XVIII век временем полной бездуховности. Религиозное равнодушие распространялось не на все слои общества, оно было характерно в большей степени для представителей высшего общества. Представители же среднего сословия - предприниматели и купцы - отличались крайней религиозностью.
Чтение Библии в семейном кругу вошло в обычай среди йоменов, сквайров, купцов. Но если традиционные англиканские семьи видели в этом домашнем чтении лишь дополнение к церковным службам и «таинствам», то истинные пуритане рассматривали Библию как главный источник вероучения, между собой и Богом они не признавали посредников.
Торогуд практически в каждом своем монологе повторял мысль о том, что только небеса знают нашу судьбу (.only Heaven knows our fame (IV, 17) [5]). В его словах слышатся мотивы кальвинистского учения о «предопределении свыше», которое сыграло весьма важную роль в дальнейшей истории пуританской идеологии. Каким образом?
Особое место в учении Кальвина занимала доктрина «предопределения». Основатель теории учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог выбирает одних для спасения, а других - для вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли. Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность.
Пьеса Джорджа Лилло «Лондонский купец» поучительная и предостерегающая. Она является примером гибельных последствий страстей и порочной жизни. Многие критики отмечали ее грандиозное влияние на нравы людей.
На сегодняшний день каждый политик, религиозный или иной общественный деятель знает непреложную истину: для достижения оптимального результата со слушателем нужно говорить на его языке, используя знакомые и понятные выражения, жесты, паузы и фразеологические обороты. Интуитивно Лилло использовал оптимальный способ общения с массовым зрителем, и, как результат, его пьеса обрела грандиозный успех в стране и впоследствии даже за ее
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
пределами. Произведение дает урок зрителям в том, что осквернение доверия путем прелюбодеяния, воровства и убийства неизменно приводит к расплате.
В трагедии Лилло можно увидеть черты пуританской назидательной притчи. Своих преступников драматург судит земным и небесным судом. На заднем плане сцены в финале видны виселицы, предназначенные для Мильвуд и Барнвела. И если в проступке Мильвуд сомневаться не приходится, то в отношении главного героя Барнвела объяснение следующее.
Джордж сожалел обо всем, сокрушался и через покаяние в заключительных сценах трагедии искал спасение от адского пламени. Все его попытки оказались тщетными. В своей рецензии на пьесу Ф.ДеБое пишет: «Быстрота падения Джорджа и бесплодность его намерений все исправить означает, что он во многом не может контролировать свою жизнь и что его судьба предопределена свыше» [4: 22].
Пуритане не видели вины в честном заработке. Они рассматривали процветание как Божий дар, которым обладали Торогуд и Трумен. Если же дело касалось преступления ради наживы, в котором был замешан Барнвел, тогда искушение богатством, по их мнению, очень опасно. Причина этому - тенденция денег заменить собой Бога как предмет высшей преданности. К сожалению, Барнвел очень поздно вспоминает о творце, только уже в минуты раскаяния. Эти запоздалые муки совести не привели к очищению души от греховных пороков.
Стремление к материальным ценностям должно быть, в первую очередь, не частным, а общественным благом. Это убеждение и являлось ключом пуританских взглядов. Торогуд и Трумен трудились на благо своего отечества, а Барнвел, поддавшись коварству Мильвуд, -только ради собственной выгоды, поэтому и был наказан. Лилло выводит на сцену Джорджа Барнвела, мир которого сужен до «личного» и сконцентрирован только на собственной персоне.
В качестве альтернативы английский драматург XVIII столетия представляет новую модель
героя (делового человека, купца), реализуя ее в рамках пуританской системы ценностей. Появляются представители нового поколения, Трумен и Торогуд. Они возникают в сложный период переоценки религиозных теорий, когда феодальная идеология себя изжила, а современная не успела выработать своих собственных принципов и «рецептов». Эти герои были ориентированы на поиск самоопределения в социуме, акцентируя внимание на собственной активной жизненной позиции. Так сама эпоха продиктовала «смену героев» на театральной сцене.
Итак, в пьесе Джорджа Лилло, несомненно, изображен новый личностный образ, сформировавшийся под сильным влиянием купеческого, мещанского сословия и пуританских мотивов. Популярность и притягательность произведения для среднего класса показывает, что в трагедии первостепенной была тенденция защиты устоев мещанского быта, деловых отношений, нравственности, добродетели, духовных ценностей. Исторический, культурологический, литературоведческий подходы позволяют через изучение этой пьесы расширить границы исследования буржуазной культуры Великобритании и выявить, как формировалось религиозное мировоззрение сословия, какую роль оно играло в жизни английского общества.
1. Галлямова М.С. Проблема специфики жанра «мещанская трагедия» в английской литературе начала XVIII века//Язык. Словесность. Культура. Рецензируемый научный журнал. - Вып. 2-3. -Ногинск: Аналитика Родис, 2012. - С. 57 - 75.
2. Орлов С.М. Социальная сущность методизма// Вестник МГУ, № I, 1975. - С. 43-54.
3. Cruise J. Dispensing Nationhood and the Consuming Nation in «The London Merchant»// The Age of Johnson, (10) 1999. - P. 231- 258.
4. DeBoe F.E. George Lillo/Diss. University of Wisconsin. - Wisconsin: University of Wisconsin-Madison, 1965. - 22 р.
5. Lillo G. London Merchant or the History of George Barnwell. - URL: http://www.archive.org/stream/ londonmerchantor00lilluoft#page/108/mode/2up [Дата обращения: 5. 09. 2013].
PURITAN TRADITION AND THE IMAGE OF A NEW HERO IN THE ENGLISH DRAMA DURING THE ENLIGHTENMENT (BASED ON THE PLAY BY GEORGE LILLO «LONDON MERCHANT»)
M.S.Gallyamova
The article covers the issue of artistic representations of the Puritan doctrine in the English drama of the 18th century. The play "London Merchant, or the History of George Barnwell" by G.Lillo illustrates the similarity and unity of philosophical positions of Puritanism and the views of the writer.
Key words: George Lillo, Puritanism, John Calvin, the doctrine of "predestination".
1. Gallyamova M.S. Problema specifiki zhanra «mesh-hanskaya tragediya» v anglijskoj literature nachala XVIII veka//Yazyk. Slovesnost'. Kul'tura. Recen-ziruemyj nauchnyj zhurnal. - Vyp. 2-3. - Noginsk: Analitika Rodis, 2012. - S. 57 - 75.
2. Orlov S.M. Social'naya sushhnost' metodizma// Vest-nik MGU, № I, 1975. - S. 43 - 54.
3. Cruise J. Dispensing Nationhood and the Consuming Nation in «The London Merchant»// The Age of Johnson, (10) 1999. - P. 231- 258.
4. DeBoe F.E. George Lillo/Diss. University of Wisconsin. - Wisconsin: University of Wisconsin-Madison, 1965. - 22 r.
5. Lillo G. London Merchant or the History of George Barnwell. - URL: http://www.archive.org/stream/ londonmerchantor00lilluoft#page/108/mode/2up [Data obrashheniya: 5. 09. 2013].
Галлямова Мария Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и перевода Магнитогорского государственного технического университета им.Г.И.Носова.
M.S.Gallyamova - Ph. D. in Philology, Associate Professor, Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov
38 Lenin Str., Magnitogorsk, 455000, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 15.10.2013