Научная статья на тему 'Публицистическая компонента в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе»'

Публицистическая компонента в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
139
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРНАНДО III КАСТИЛЬСКИЙ / ФЕРНАН ГОНСАЛЕС / ИСПАНИЯ / КАСТИЛИЯ / РЕКОНКИСТА / МАВРЫ / FERDINAND III OF CASTILE / FERNAN GONZALES / SPAIN / CASTILLE / RECONQEST / MOORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токарева Наталия Михайловна

В статье исследуется публицистическая компонента в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе». Текст поэмы, повествующий о событиях Х в., анализируется с учетом реалий времени ее написания, середины XIII в. Автор делает вывод о том, что «Поэма о Фернане Гонсалесе» отражает не столько реалии Х в., сколько реалии XIII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publicism in the Spanish medieval writing “The poem of Fernan Gonzales”

The author analyzes publicism’s details in the Spanish medieval writing “The poem of Fernan Gonzales”. The text of the poem telling about historical events of the X is analyzed with the account of realities of the time when it was written. The author’s conclusion is that «The poem of Fernan Gonzales» not so much the reality of the X, as that of the XIII.

Текст научной работы на тему «Публицистическая компонента в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе»»

Н.М. Токарева

Публицистическая компонента

в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе»

В статье исследуется публицистическая компонента в средневековой испанской «Поэме о Фернане Гонсалесе». Текст поэмы, повествующий о событиях Х в., анализируется с учетом реалий времени ее написания, середины XIII в. Автор делает вывод о том, что «Поэма о Фернане Гонсалесе» отражает не столько реалии Х в., сколько реалии XIII в.

Ключевые слова: Фернандо III Кастильский, Фернан Гонсалес, Испания, Кастилия, реконкиста, мавры.

Современные исследователи публицистики давно обратили внимание на публицистическую компоненту эпических и историографических текстов европейского Средневековья. Отмечается, что эпос часто несет даже больший интерес для историков, чем хроники или летописи, и что европейские средневековые тексты стали твердой и прочной основой для дальнейшего развития публицистики в эпоху Нового времени и Возрождения1.

Все сказанное можно отнести и к «Поэме о Фернане Гонсалесе». Поэма эта - один из самых неизученных текстов средневековой испанской литературы в российском литературоведении. С точки зрения публицистического содержания ее до настоящего времени вообще никто не рассматривал.

* * *

Поэма создавалась в XIII в., в последние годы правления Фернандо III Кастильского (1217-1252), который позднее, уже в XVII в., был канонизирован. Фернандо был незаконнорожденным сыном королевы Беренгелы и Альфонсо IX Леонского, бастардом

© Токарева Н.М., 2016

его сделало аннулирование брака короля с инфантой Кастильской. Причиной расторжения брака стало родство между супругами, они были кузенами, но Фернандо был рожден еще до развода, и ему впоследствии вернули статус законного сына. Известно, что избранная королевой Беренгела править страной не пожелала и передала корону Фернандо, что вызвало недовольство Альфонсо. При этом в процессе борьбы за престол с отцом большая часть городов и знати поддерживала именно Фернандо.

Время правления Фернандо III Кастильского было насыщено бурными историческими событиями. Произошло окончательное объединение королевств Кастилии, Леона и Галисии, а значит -окончательное оформление Испании как единого государства. Шли успешные завоевания новых земель на Пиренейском полуострове - так называемая «быстрая реконкиста». Фернандо III после долгой борьбы за власть в 1217-1218 гг. объявил главной своей задачей завоевания мусульманских владений на Пиренеях. В 1225 г. ему удается завоевать Андухар, в 1236 г. - Кордову, в 1241 г. - Мурсию и в 1245 г. - Севилью. Фернандо был религиозен, но проявлял высокие дипломатические качества, в частности установил дружественные отношения с халифом Идрисом I аль-Мамуном из династии Альмохадов, благодаря чему в 1229 г. аль-Мамун передал Кастилии христианскую колонию на территории Марокко.

Государство развивалось динамично, строился флот, проводились политические реформы и даже - по мнению некоторых исследователей - была сделала попытка публикации кодекса за-конов2.

* * *

В «Поэме о Фернане Гонсалесе» речь идет о событиях Х в. Место действия поэмы - королевство Кастилия. Главный герой - граф Фернан Гонсалес (932-970), реальное историческое лицо, тогдашний правитель Кастилии. Изображая его, автор поэмы многое домысливает, а то и просто сочиняет, однако основная историческая канва событий изображена достоверно.

В годы правления Фернана происходило освобождение графства Кастильского от власти королей Леона, т. е. шел процесс, обратный тому, который характерен для времени написания поэмы. Но для автора «Поэмы....» важно другое - идея объединения Кастилии, превращения ее в сильное, процветающее и страшное врагам государство. Кроме того, Фернан Гонсалес вел борьбу с маврами - и в этом смысле являлся предтечей Фернандо III Кастильского.

Гонсалес на страницах поэмы - мудрый и храбрый воин, чтящий религиозные заповеди. Он желает мира и помнит долг вассала, но о долге господина забывает вероломный король Леона, легкомысленный и жестокий человек, бросающий Гонсалеса в тюрьму. В итоге графу не остается ничего другого, как пойти войной на Леон.

Изображение главного героя в поэме явно иносказательно: рисуя Гонсалеса, средневековый автор явно имеет в виду Фернандо III, действующего монарха.

В «Поэме о Фернане Гонсалесе» у благочестивого графа двое приближенных. Один из них - Нуньо Лаинес. Здесь сложно не заметить параллелей: граф Альваро Нуньес де Лара был основным конкурентом Фернандо III в борьбе за власть. При этом в поэме Нуньо Лаинес парадоксально возникает скорее как положительный герой. Автор называет его «честным господином» и «добрым рыцарем», а значит, в полном соответствии с законами эпического произведения герой совершает только положительные поступки. Его образ возникает в поэме несколько раз. Сначала автор представляет его читателю, а затем подталкивает графа к верному для Кастилии решению в опасной ситуации, когда войско устает:

Дай своему народу передышку и собственное здоровье поправь.

Ты тяжело ранен, так отдохни же!

Дай время дойти воинам, которые в пути,

Многие еще не успели дойти, ты должен их подождать3.

Но ярче всего образ Лаинеса проявится ближе к развязке поэмы, в драматическом эпизоде знакомства главного героя, графа Фернана Гонсалеса, с будущей женой. Девушку попытался обесчестить «злой архиепископ», граф спас ее, и они оказались ночью «на мощеной дороге», а Нуньо Лаинес призвал кастильцев отправиться на поиски Фернана Гонсалеса. В итоге все разрешилось благополучно. Вот как передает неизвестный автор убедительную речь героя:

Кастильского графа отправимся искать.

Все там или погибнем или с собой его сюда приведем.

Откладывая это дело, мы покроем себя большим позором4.

Диес, второй приближенный графа Фернана, изображен, видимо, по контрасту с Лаинесом. Автор характеризует его как sañudo -

злобного. Гонсало Диес - вассал графа, и главная его ошибка в том, что он выступает против приказа военачальника, предлагая отложить битву с маврами. Диес - трус, и его образ выведен в поэме, очевидно, для того, чтобы оттенить не имеющего недостатков главного героя. Кроме того, Гонсало Диес создает препятствия на пути окончательного политического укрепления графа и победы над маврами, что роднит его с реальными противниками короля Фернандо III.

Узнаваемыми для современников автора поэмы были многие ее герои. Так, например, еще один герой, противопоставленный в поэме Фернану Гонсалесу, - мавританский военачальник Альмонсор. По-видимому, его прототипом является Идрис I аль-Мамун. В поэме Альмонсор представлен в первую очередь как противник героя, и кастильцы прикладывают все силы для борьбы с ним. Но в отличие от описания Гонсало Диеса автор не позволяет себе ни одной отрицательной его характеристики. Альмонсор - антигерой, мусульманин, т. е. противник, но противник умный и сильный. Можно сказать, что автор, как и сам Фернан Гонсалес, относится к Альмонсору с уважением. Более того, в одной из строф подчеркивается могущество войска мусульманского военачальника, а имя его переводится как «Победоносный благодаря Богу».

* * *

А.Я. Гуревич утверждает, что XIII в. - особый период в культуре Средневековья. По словам Гуревича, ранее время полностью подчинялось идее вечности, короткие отрезки жизни казались бренными по сравнению с вечной жизнью на небесах - и, соответственно, исторические события не казались авторам средневековых текстов сколько-нибудь важными. И только в XIII в. мыслители, писатели и проповедники впервые предпринимают попытку связать современность с историей своих народов5.

Описанное А.Я. Гуревичем «темпоральное ощущение» XIII столетия можно в полной мере отнести и к «Поэме о Фернане Гонса-лесе». История Кастилии, предки Фернана Гонсалеса, история его любви и военных походов волнуют воображение автора поэмы. Вместе с тем поэма явно носит пропагандистский характер: ее автор, ученый монах, внедряет в сознание читателей христианские ценности, описывает правила жизни кастильского патриота, воспевает собственного короля. Формально рассказывая о событиях Х в., поэма ярко описывает проблемы, стоявшие перед Испанией XIII в.

Примечания

1 Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 81-93.

2 Биографию Фернандо III Кастильского см.: Альтамир-и-Кревеа Р. История Испании: В 2 т. / Пер. Е.А. Вадковского, О.М. Гарсен. М.: 16-я тип. Главполит-грифиздата при Совете министров СССР, 1950. Т. 1. С. 157-159.

3 El Poema de Fernán González / Ed. facsímil del manuscrito depositado en el Monasterio de El Escorial. Burgos: H. Fournier, 1989. V. 344. P. 231.

4 Ibid. V. 664. Кроме де Лары, испанской историографии известно еще одно историческое лицо по имени Нуньо. Это легендарный кастильский судья IX в. Нуньо Расура. Судья Нуньо Расура, безусловно, имеет отношение к образу приближенного Фернана Гонсалеса, но и влияние на автора поэмы личности графа Альвара Нуньеса де Лара, сыгравшего важную роль в истории Кастилии первой половины XIII в., отрицать нельзя.

5 Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. С. 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.