Научная статья на тему 'Публикации как показатель результативности работы цио'

Публикации как показатель результативности работы цио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / НИР ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородова Вера Евгеньевна

Исследования учителей, научных консультантов, школьников, изданные в 2010-2011 гг. ЦИО «Проблемы содержания филологического образования в процессе становления профильной школы», созданным на базе МАОУ «Средняя школа №100» города Перми, позволяют говорить о системности и действенности работы Центра в этом направлении; выявлении в тематике и оформлении статей проблем и перспектив как руководства НИР школьников, так и научно-методической работы и повышения квалификации педагогов-сло-весников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайгородова Вера Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публикации как показатель результативности работы цио»

Раздел I

Теоретические основы совершенствования педагогического процесса

УДК 371.14

В.Е. Кайгородова Публикации как показатель результативности работы ЦИО

Аннотация: Исследования учителей, научных консультантов, школьников, изданные в 2010-2011 гг. ЦИО «Проблемы содержания филологического образования в процессе становления профильной школы», созданным на базе МАОУ «Средняя школа №100» города Перми, позволяют говорить о системности и действенности работы Центра в этом направлении; выявлении в тематике и оформлении статей проблем и перспектив как руководства НИР школьников, так и научно-методической работы и повышения квалификации педагогов-сло-весников.

Ключевые слова: научно-методиче-ские публикации учителей, НИР школьников.

Наличие конкретных результатов, материализация научных идей,современных методических принципов в деятельности учителя -существенная составляющая инновационного процесса. Возможность сохранения подобной информации, ретрансляции ее в профессиональном кругу существенно увеличивает практическое значение индивидуального опыта педагога. Оперативная публикация результатов была и остается одним из действенных контактов в педагогическом сообществе. Тексты статей, тезисы, материалы конференций

- благодатный материал для сравнения, анализа, предварительных и итоговых выводов.

Представляется, что обращение к публикациям 2009-2010 годов, отражающим разные аспекты деятельности ЦИО «Проблемы содержания филологического образования в процессе становления профильной школы», работавшего на базе МАОУ «Средняя школа №100» города Перми, позволяет сделать некоторые из названных обобщений.

За 2009-2010 годы в четырех изданиях,вышедших под грифом ЦИО, и двух сборниках, непосредственно связанных с его деятельностью, опубликовано 117 тезисов школьников средних классов, 21 сочинение-анализ текста выпускников средних школ; 74 статьи учителей русского языка и литературы. Руководителями ЦИО в названных выше сборниках опубликовано шесть статей, издано учебное пособие для старшеклассников объемом 9 печатных листов.

Авторами ЦИО стали, в первую очередь, учителя, среди которых особенно активными были словесники лицеев №1 и №3, гимназий №1,№3и №4,СОШ №100 и №12 города Перми; Григорьевской, Уральской и Чайковской школ Нытвенского района,«ОСОШ>> и гимназии Нытвы, Кунгурского лицея №1,СОШ № 2 города Губахи, Дубровской школы Оханского района. Все публикации - результат деятельности постоянных слушателей ЦИО и педагогов, приглашенных на семинары Центра.

Единство понимания задач преподавания филологических дисциплин в условиях про-филизации, стремление охватить разные его стороны - важные черты работы ЦИО, где принципиальными стали постоянные контакты с учителями в формах консультаций, семинаров, тренингов. Научные консультанты ЦИО - это одновременно и ответственные редакторы сборников, определяющие в личных беседах тематику и направление статей, осуществляющие в случае необходимости редакторскую правку при подготовке материалов к публикации. Известное единство тезисов школьников также в немалой степени обусловлено общностью интересов и направляющей рукой руководителей ЦИО: ряд

© Кайгородова В.Е., 2011

4

тем детских исследований определялся при совместных беседах в составе консультанта, учителя (руководителя) и ученика. При подобных контактах сообща формулировалась тема работы, учитывающая особенности личности и интересов ребенка, разрабатывалась стратегия исследования, позволяющая расширять привлекаемый материал, развивать и усложнять методы анализа текста.

Нужно отметить, что учителя с энтузиазмом откликнулись на предложение опубликовать результаты своей работы. Часть словесников, привлеченных в ЦИО в 2009-2010 гг., ранее печаталась в изданиях филфака ПГПУ, в методических сборниках ПКИПКРО, другие впервые оформили свой труд для печати. Причиной многочисленности публикаций, естественно, было стремление повысить рейтинг для грядущей аттестации, но важной составляющей стало и желание обнародовать достижения, утвердиться в глазах профессионального сообщества.

Одна из практических задач издательской работы ЦИО - формирование и развитие компетенций равно учеников и учителей,в том числе, способности осмысления эмпирического материала, умения работать с источниками, справочной и методической литературой, навыков организации и оформления научной работы, направленности на конкретный результат. Осмысление и освоение нового образовательного стандарта стало стимулом для разработки конкретных приемов формирования ключевых компетенций школьников. О разнообразии поисков словесников можно судить по названиям ряда публикаций: Труби-на Е.С. «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как реализация компетентностного подхода в школьном преподавании» (Филологическое образование, 2009: 39-45); Бобыкина Т.И. «Исследовательский диалог на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетентности» (Филологическое образование,2009: 67-69); Сурдуковская С.В. «Понимание текста как фактор формирования ключевых компетентностей учащихся» (Научные основы, 2010: 140-145). Обстоятельное знание теории вопроса соединяется в работах учителей с интересными приемами формирования компетенций учащихся. Например, Л.Е. Бобкова в статье «Субъектная позиция ученика как условие становления и

развития компетенций» предлагает пути развития коммуникативной компетенции при изучении литературно-критических материалов. Малые риторические жанры (записка,письмо, дневник) используются для вхождения в мир русских критиков XIX века, становятся этапом подготовки собственного высказывания в жанре статьи и последующего сравнения ее с оригинальной авторской, когда «за круглым столом на уроке литературы собираются для диалогического обсуждения критики не только XIX, но и XXI века со своей субъектной позицией и авторской интерпретацией, а значит формируется коммуникативная компетентность на основе субъектной позиции» (Научные основы,2010:149).

Компетентностный подход стал основополагающим в сборнике краеведческих текстов с заданиями по русскому языку и литературе «Пермь и пермяки». Учебное пособие, подготовленное Е.А. Рябухиной (ответственный редактор),Е.Э. Киркиной,В.Е. Кайгородовой, ориентировано на знакомство школьников с интересными художественными текстами, посвященными истории губернского города,личностями их героев и создателей, способствует активизации старшеклассников, развитию равно их общекультурной и учебной компетенций. На это направлены задания, обращенные к среднему ученику, и предложения к «продвинутым», активным подросткам. Примерами построения заданий подобного рода могут быть посвященные прозе Б.Пастернака, связанной с городом на Урале: «Как в тексте разворачивается метафора «Дом с фигурами»? Разыщите этот дом в современной Перми. Вызывает ли он такое же поэтическое чувство у вас? У «Дома с фигурами» есть реальная история (ищите материал о доме Гри-бушина). Сравните ее с историей,введенной в роман. Какова роль художественного вымысла?» (Пермь и пермяки,2009: 90).

Показателем актуальности, востребованности сборника «Пермь и пермяки» стал гриф Министерства образования Пермского края, допускающий использование сборника в качестве учебного пособия в старших классах. Издание было представлено членам ЦИО на этапе предварительной подготовки, обсуждалось на методическом семинаре. В данный момент сборник «Пермь и пермяки» активно используется школами краевого центра на занятиях по литературно-лингвистическому

краеведению; стал основой соответствующих спецкурсов.

Профилизация образования подразумевает возрастание самостоятельности школьника, активное применение знаний для создания интеллектуального и материального продукта. В связи с этим вопросы проектной деятельности при изучении и преподавании языка и литературы становились в ЦИО темой специального семинара, реализовались на открытых уроках, выразились в публикациях. Это объемная теоретическая статья Е.Э. Киркиной «Педагогические условия развития проектной культуры школьников в процессе преподавания «Литературы» в старших классах» (Научные основы, 2010: 250-263), изложение опыта работы Е.В. Бочкаревой и И.В. Магдановой «Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся (Филологическое образование, 2009: 108-110),материалы к уроку о популярном литературном проекте «Борис Акунин» В.Е. Кайгородовой (Научные основы,2010: 184-192).

Интерес к региональной истории и культуре - общий для публикаций ЦИО. Руководители Центра в сборнике «Пермь и пермяки» обращаются к текстам о прошлом, предлагая их педагогу и учащимся. Учителя создают разработки занятий разного типа на региональном материале. Школьники посвящают исследовательские работы творчеству и жизни авторов, связанных с Пермским краем. Показательно, что предметом изучения и методического освоения стали не только тексты известных литераторов Прикамья, фольклор,рассказы об исторических городах. Учителя-словесники открыли землякам много интересного в регионах, казалось бы, мало связанных с литературной традицией. Это работы Н.Г. Остроумовой о поэтах-нытвенцах, литературная история Губахи в публикациях Н.Е. Ермаковой. Предложен ряд программ спецкурсов и элективных курсов по проблемам литературно-лингвистического краеведения (публикации С.А. Сущек, Е.А. Абрамовой, С.А. Дружининой, И.Г. Верхоланцевой). Если краеведческие работы учителей имеют по большей части обобщающий характер, то тезисы их воспитанников интересны конкретностью, непосредственностью наблюдений: Злата Жукова (МАОУ «Гимназия №8» г. Перми, 6 класс. Руководитель - Е.Н. Шеле-

паева) «Цветовой образ женских имен моей семьи (фоносемантический аспект)»; Ольга Слесарева (МОУ СОШ № 8 г. Красновишер-ска,7 класс. Руководитель - С.Е. Собянина) «Особенности прозвищ в Красновишерском районе»; Юлия Загоскина (МОУ «Черно-вская ООШ» Соликамского района, 7 класс. Руководитель - А.В. Митракова) «Источники происхождения фамилий учащихся Чер-новской школы»; Артем Соснин (МОУ «Чек-мен евская ООШ», 7 класс. Руководитель

- Л.В.Соснина) «Проект «Иллюстрированный словарь микротопонимов Чекменевского поселения Нытвенского района Пермского края» и другие (Тезисы,2011).

ЦИО - часть Университетского округа ПГПУ, естественно, что его деятельность связана с филологическим факультетом педуни-верситета, поэтому юбилейная всероссийская конференция филфака, выступления слушателей ЦИО на секциях, в мастер-классах и педмастерских и публикации по материалам докладов стали важной частью работы Центра в 2010 году. В сборнике статей «Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе» (Отв. ред. Е.А.Рябухина) участники ЦИО присутствуют наравне с авторами учебников и монографий, ведущими учеными-методистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кирова, Сургута. Естественно, что подобное соседство потребовало особо тщательной подготовки статей,осуществленной под руководством ответственного редактора (Научные основы,2010).

Стремление расширить географию деятельности, привлечь авторов из разных регионов Пермского края характерно для ЦИО, продолжающего традицию предшественника, «Опорной школы по русскому языку и литературе», ранее работавшей на базе МАОУ «СОШ №100». В 2009 году региональная научно-практическая конференция ЦИО «Филологическое образование в процессе становления профильной школы: Проблемы и опыт» была проведена на базе управления образования Нытвенского муниципального района, оказавшего активное содействие в организации мероприятия.

В сборнике статей, опубликованном к открытию (Филологическое образование, 2010), приняли участие постоянные участники ЦИО из Перми и Пермского края. Естественно, что в нем широко представлены словесники

Нытвы и Нытвенского района. Профилиза-цня обучения требует особого внимания как к общим ее проблемам, так и к частным вопросам, возникающим при углубленном изучении дисциплин. Наряду с полемической статьей Е.В. Чигодайкиной «Профильная школа: из опыта словесника», обобщением М.А. Червяковой «Активные формы обучения как основа работы в профильном классе», программами профильных и предпрофильных курсов Л.В. Богомягковой, А.М. Мальцевой, Н.В. Старицыной, учителя написали об изучении теории литературы в процессе научно-иссле-довательской работы детей (С.М. Иванова), особенностях творческих заданий, вопросах терминологии анализа художественного текста и др.

Особенность сборника «Филологическое образование в процессе становления профильной школы: проблемы и опыт» - наличие CD-приложения: двадцати презентаций, являющихся иллюстрациями к опубликованным статьям. Среди них следует отметить работу Н. Б.Черепановой «Формирование надпрофильных навыков у школьников: к проблеме снятия рисков профильного обучения»: в схемах, графиках, выдержках из диагностических материалов конкретизируются итоги работы педагога, дополняющие текст интересного, весьма актуального доклада. Все презентации предназначены для последующего воспроизведения на уроках, внеклассных мероприятиях,сопровождения семинаров методобъединений словесников. Технический уровень CD-приложения обычен,не отличается сложностью, но содержащаяся в нем информация будет иметь и уже, согласно сведениям, имеет применение в практике.

Задача публикаций ЦИО - помощь учителю в освоении нового материала,включаемого сегодня в программу. С этим связано появление в плане Центра сборника «Выпускники читают современную прозу. Александр Солженицын «Колокольня»: Работы участников краевого этапа олимпиады по литературе. 11 класс» (Выпускники, 2010). Двадцать одно сочинение одиннадцатиклассников, в числе которых - девять учеников членов ЦИО, посвящено анализу миниатюры-«крохотки»

А.И. Солженицына. Сохраняющие естественность, непосредственность высказывания, индивидуальность стиля школьника, эти работы могут стать предметом анализа, сравнения,

критического осмысления на уроках русского языка и литературы, помочь при подготовке сообщений о творчестве А.И.Солженицына. Входящие в сборник разработки уроков, материалы, связанные с творческой историей, проблематикой, поэтикой цикла миниатюр

А.И.Солженицына, адресованы прежде всего учителю,призваны помочь в методическом освоении новых текстов.

Специфика руководства научной работой учащихся, осуществляемой в ЦИО, является ее обращенность прежде всего к школьникам средних (5-7х) классов. В этом возрасте дети уже способны к самостоятельному осмыслению языкового и литературного материала, в то же время еще не приобрели скованности и ранимости подростков. Очень важно привлечь их к исследовательской деятельности, дать возможность самореализации и самоутверждения, участия в диалоге. Результатом совместной деятельности школьников и педагогов становятся доклады и тезисы, публикуемые к началу конференций тиражом 100-130 экземпляров. ЦИО продолжил традицию, сформировавшуюся в предшествующие годы в «Опорной школе»,когдав последний четверг января в МАОУ «СОШ №100» собираются дети и их руководители. По итогам 2009 (Тезисы, 2010) и 2010-го годов (Тезисы, 2011) в ЦИО проведены девятая и десятая конференции «Филологическое исследование: первые шаги». Детские тезисы, ежегодно представляющие результаты первых самостоятельных исследований, - это уже своеобразное собрание сочинений. В брошюрах отразилась история поисков и обретений современной школы, меняющихся научных интересов словесников и, вследствие этого, объектов исследования. В каждом из опубликованных сборников можно обнаружить свои доминанты: вопросы диалектологии и целостного анализа текста, биографии художника и особенностей его взаимодействия с миром, проблемы лексикографии и перевода. В сборниках 2010 и 2011 годов, сохраняя традиционный интерес к фольклору, словесности, языку Пермского края, школьники чаще обращаются к истории языка, сравнительным и междисциплинарным исследованиям, зарубежной литературе. Меньше работ о современной литературе, но возросло стремление соединить исследование текста с собственным, пусть еще небольшим жизненным опытом. Велико внимание

к устным историям, сохраняющим непосредственные впечатления старших поколений. Естественно, что в год шестидесятипятилетия Победы немало школьников обратилось к произведениям, ей посвященным.

Не будет преувеличением сказать, что совместная деятельность словесников, объединенных в данный момент в ЦИО, помогла формированию кружков и семинаров, развитию научных обществ учащихся. Об этом можно судить и по географии детских тезисов 2010 и 2011 годов, в которых представлены работы со всех концов Пермского края: Пермь, Пермский, Нытвенский, Оханский,Чер-дынский, Соликамский и другие районы, Березники, Кунгур, Кишерть, Добрянка, Полазна, Краснокамск, Чайковский... Это публикации из сельских школ и городских лицеев, подготовленные под руководством словесников, чьи имена и достижения в работе со школьниками известны в профессиональных кругах, и учителей, впервые рискнувших представить результаты работы своих воспитанников.

Повторяются имена авторов, что закономерно: сначала свои первые наблюдения на конференцию, как правило, представляет пятиклассник, позднее можно видеть, как углубляется понимание предмета исследования, возрастает самостоятельность комментариев.

Как всегда, тезисы учащихся публикуются в авторской редакции, что позволяет сохранить естественность высказываний юных исследователей. Как и конференция в целом, первые научные публикации детей - наглядное свидетельство того, что в нашей школе, несмотря на все сегодняшние сложности, немало достойных людей и очень интересных явлений.

Просматривая публикации Центра, видишь в них не только несомненные достоинства, но и недочеты,влияние проблем, возникающих у учителя-словесника. Это известная робость в освоении нового, современного литературного материала, публикуемых сегодня художественных текстов. Создается впечатление, что для большинства учителей история русской литературы,в том числе детской,остановилась на начале восьмидесятых. Достаточно редко словесники обращаются к межпредметным связям помимо связки русский язык - русская литература. При анализе текстов в ряде случаев беден либо невыразителен исторический контекст.

Типичная форма публикаций, особенно молодых словесников - разработка урока, нередко представленная без комментариев о месте и роли занятия в системе изучения предмета. В подобных случаях интересные методические находки выглядят самодостаточными, не подкрепляясь описанием предыдущих и последующих действий преподавателя. В программах экспериментальных курсов, элективов в ряде случаев не мотивируется выбор текстов из ряда равнозначных.

Есть проблемы в и детских тезисах,прежде всего, в оформлении материала. Это растянутость, чрезмерная масштабность вступления и заключения; неумение кратко цитировать художественный текст, лаконично излагать доказательства. В качестве авторов публикации называются школьник и его руководитель, и претензии в данном случае нужно адресовать последнему.

Тиражи публикаций ЦИО - от 200 до 1000 экземпляров, издания востребованы. В то же время информация об их существовании доходит до учителей чаще всего от авторов, получающих свои экземпляры на конференциях. Исключение - сборник «Пермь и пермяки», распространенный среди школ университетского округа ПГПУ. Филологи еще не приобрели привычки заходить в поисках нужных книг на сайты, связанные с повышением их квалификации, поэтому обращаются к ответственным редакторам, на кафедры ПГПУ, к координатору ЦИО. Средства массовой информации редко освещают научно-практические собрания. Во время юбилейной конференции филфака сборники были розданы на специальной секции пермским библиотекарям, поступили в городские школы. Трижды деятельность ЦИО, в том числе его издания, положительно характеризовались в журнале «Умный» Министерства просвещения Пермского края.

Библиографический список

/. Выпускники читают современную прозу. Александр Солженицын «Колокольня»: Работы участников краевого этапа олимпиады по литературе. 11 класс. / отв. ред.

В.Е. Кайгородова. Пермь: Перм. гос.пед.ун-т,2010.

2. Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб. ст. по матер. Всерос.. науч.- практич.

конф. (г. Пермь, 2-3 ноября 2010 г.) / Под ред. Е.А.Рябухиной. Пермь: Перм. гос. пед ун-т, 2010.

3. Пермь и пермяки: учебное пособие для старшеклассников/Под ред. Е.А.Рябухиной. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2009.

4. Тезисы научно-практической конференции по русскому языку и литературе учащихся средних классов школ Пермского края «Филологическое исследование: первые шаги»: Сборник тезисов по материалам на-учно-практической конференции; г. Пермь,28 января 2010 г. / Отв. ред. В.Е. Кайгородова. Пермь: Издательство «От и ДО, 2010.

5. Тезисы научно-практической конфе-

ренции по русскому языку и литературе учащихся средних классов школ Пермского края «Филологическое исследование: первые шаги»: Сборник тезисов по материалам на-учно-практической конференции; г. Пермь, 27 января 2011 г. / Отв. ред. В.Е. Кайгородова. Пермь: Издательство «От и ДО», 2011.

6. Филологическое образование в процессе становления профильной школы: проблемы и опыт: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции (г. Нытва, 12 ноября 2009г.) / отв. ред.

В.Е. Кайгородова; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.