Научная статья на тему 'Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытости и общественной оценки современного вуза'

Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытости и общественной оценки современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД / PUBLIC ASSESSMENT / OPENNESS / PUBLIC REPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

Публичный доклад достаточно активно применяемая форма обеспечения информационной открытости государственных или муниципальных общеобразовательных учреждений. Высшие профессиональные учреждения до последнего времени публичный доклад в информационном пространстве не применяли. Владивостокский государственный медицинский университет впервые по итогам 2010 года подготовил аналитический публичный документ в виде публичного доклада для широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах его развития в отчетный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public report as a tool for transparency and public evaluation of contemporary university

A public report is a sufficiently active applied form of providing informational transparency of State or municipal educational institutions. Higher vocational institutions until recently did not use public report in the information space. Vladivostok State Medical University for the first time in 2010, has prepared an analytical document as public report for widespread public informing of the major results and problems of its development during the reporting period.

Текст научной работы на тему «Публичный доклад как инструмент обеспечения информационной открытости и общественной оценки современного вуза»

ПЕДАГОГИКА

© ШУМАТОВ В.Б., КРУЛОВИЧ Е.В., ТРУСОВА Л.Н., РАССКАЗОВА В.Н. — 2013 УДК: 61.378

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Валентин Борисович Шуматов, Елена Валентиновна Крукович,

Людмила Николаевна Трусова, Валентина Николаевна Рассказова (Владивостокский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. В.Б. Шуматов)

Резюме. Публичный доклад достаточно активно применяемая форма обеспечения информационной открытости государственных или муниципальных общеобразовательных учреждений. Высшие профессиональные учреждения до последнего времени публичный доклад в информационном пространстве не применяли. Владивостокский государственный медицинский университет впервые по итогам 2010 года подготовил аналитический публичный документ в виде публичного доклада для широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах его развития в отчетный период.

Ключевые слова: общественная оценка, открытость, публичный доклад.

PUBLIC REPORT AS A TOOL FOR TRANSPARENCY AND PUBLIC EVALUATION OF CONTEMPORARY UNIVERSITY

Valentin Borisovich Shumatov, Elena Valentinovna Krukovich,

Lyudmila Nikolaevna Trusova, Valentina Nikolaevna Rasskazova (Vladivostok State Medical University)

Summary. A public report is a sufficiently active applied form of providing informational transparency of State or municipal educational institutions. Higher vocational institutions until recently did not use public report in the information space. Vladivostok State Medical University for the first time in 2010, has prepared an analytical document as public report for widespread public informing of the major results and problems of its development during the reporting period.

Key words: public assessment, openness, public report.

Целенаправленная деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ГБОУ ВПО ВГМУ Минздрава России) по реализации стратегического плана и программы стратегии развития до 2020 года, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством в области образования и здравоохранения, «Концепцией проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утвержденная комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности (приказ от 01.06.2009 г. №20), «Концепцией развития системы здравоохранения до 2025 года» определила потребность и своевременность открытого информирования общественности о состоянии и перспективах развития вуза.

Публичный доклад — аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения [1]. Публичный доклад — важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности вуза, форма широкого информирования и согласования интересов всех участников образовательного процесса, в том числе, работодателей, родителей, институтов власти и общественности о деятельности, об основных результатах и перспективах развития в отчетный (годичный) период.

Начиная с 2010 г., ежегодный Публичный доклад ГБОУ ВПО ВГМУ Минздрава России готовится на основе результатов самообследования, мониторинга качества основных процессов, статистических и целевых показателей деятельности университета. Публичный доклад включает оценку эффективности работы, выявление проблем и постановку задач на предстоящий период развития.

Публичный доклад реализуется во исполнение ст.

32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с письмом Департамента стратегического развития Минобрнауки России от 28.10.2010 г. № 13-312 и письмом Департамента образования и науки Приморского края от 03.11.2010 г. № 20-04.07/7340, а также на основе Положения о подготовке и публикации публичного доклада ГОУ ВПО ВГМУ Минздравсоцраз-вития России, принятого на заседании Учёного совета 28.12.2010 г., протокол № 3.

Подготовке и реализации публичного доклада предшествовал подготовительный период, была сформирована рабочая группа по подготовке и реализации ежегодного сетевого графика Публичного доклада, представленного на рисунке 1.

Проведена работа в части принятия ряда локальных нормативных документов, включая разработку положения о подготовке и публикации Публичного доклада с отражением таких разделов как: общие положения; основные функции; структура и содержание; подготовка, публикация, презентация и распространение доклада с последующим принятием на заседании Ученого Совета университета и утверждением ректором.

Основными функциями Публичного доклада ГБОУ ВПО ВГМУ Минздрава России являются:

— ориентация обучающихся и общественности в особенностях организации образовательного процесса и иных видах деятельности (научно-исследовательской, лечебной, международной, воспитательной, культурномассовой и пр.), традициях и нововведениях, уклада и дополнительных образовательных услугах и др.;

— отчет о выполнении государственного и общественного заказа по основным и дополнительным образовательным программам;

— получение общественного признания достижений университета;

— расширение партнерства и сотрудничества во всех сферах деятельности, повышение эффективности деятельности вуза в интересах потребителей образовательных услуг;

Рис. 1. Сетевой график по подготовке Публичного доклада.

— привлечение обучающихся, работников вуза, работодателей, выпускников, общественности к оценке деятельности университета, к разработке предложений по стратегическому и текущему развитию.

Доклад включает аннотацию, основную часть (текстовая часть по разделам, иллюстрированная необходимыми графиками, диаграммами, таблицами и др.), приложения с информационным материалом. Доклад содержит следующие важные разделы: общая характеристика вуза; условия осуществления образовательного процесса; особенности образовательного процесса; результаты образовательной деятельности; научная и инновационная деятельность; социальное, частно-государственное партнерство; финансово-экономическая деятельность; решения, принятые по итогам общественного обсуждения; заключение, перспективы развития университета.

Подготовка Публичного доклада является организованным процессом и включает в себя следующие этапы:

— утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственного за подготовку доклада;

— утверждение сетевого графика работы по подготовке доклада;

— разработка и утверждение структуры доклада;

— сбор необходимых для доклада данных, в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга и пр.;

— написание всех разделов доклада, его аннотации, включая варианта для публикации;

— представление и общественное обсуждение проекта доклада на общей конференции сотрудников и обучающихся университета;

— доработка проекта доклада по результатам обсуждения;

— представление и принятие доклада на Ученом Совете, утверждение доклада ректором и подготовка его к публикации;

— утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением доклада и формы обратной связи.

Утвержденный Публичный доклад публикуется и доводится до общественности в следующих формах:

— размещение доклада на Интернет-сайте вуза: http://vgmu.ru/

— издание Публичного доклада;

— обсуждение на конференциях, собраниях, встречах с обучающимися всех этапов обучения, сотрудниками университета, работодателями, медицинской общественностью, общественными молодежными формированиями и пр.;

— использование сайта университета для контактной информации и организации обратной связи для общественной оценки деятельности университета, включая вопросы, отзывы, оценки, предложения и др.

Безусловно, каждый анализируемый год имеет свои особенности, которые отражаются в публичном докладе.

Так, отличительной особенностью Публичного доклада за 2010 год является то, что выполнялся он впервые и был ориентирован на развитие непрерывности, доступности и качества образования в условиях модернизации системы здравоохранения и образования России [2].

Итогом работы университета, отраженного в Публичном докладе за 2011 год, явилось дальнейшее внедрение стратегического управления, оптимизации

стратегического развития и инновационных преобразований по всем направлениям деятельности с целью обеспечения эффективных самостоятельных действий в приращении и эффективном расходовании ресурсов университета. Впервые в Публичном докладе за 2011 год имеет место актуализация инновационного развития вуза. Внедрение инноваций и нововведений — это процесс качественных изменений, направленных на оптимизацию и устойчивое развитие вуза с положительным экономическим эффектом.

Сегодня ГБОУ ВПО ВГМУ Минздрава России строит взаимоотношения с потребителями образовательных услуг на новой парадигме: «от формирования знаний, умений, навыков к овладению компетенциями» [3].

Публичный доклад широко используется как информационно-аналитический документ руководством университета, деканатами, отделом качества, структурными подразделениями, кафедрами, преподавателями и обучающимися.

Публичный доклад становится востребованной формой обеспечения информационной открытости для всех высших профессиональных образовательных учреждений России, а также стимулом для активного участия в совместной деятельности и развития информационного пространства.

Таким образом, Публичный доклад ориентирован на широкое информирование и вовлечение всех заинтересованных сторон: сотрудников, обучающихся, родителей, работодателей, органов власти, институтов гражданского общества, профессиональных и молодежных формирований и всех желающих в обсуждении результатов деятельности и приоритетных направлений развития, является площадкой для подготовки к профессионально-общественной аккредитации по инициативе вуза. Целью данного направления является повышение качества подготовки кадров, признание процесса и результатов деятельности вуза, отвечающими согласованным критериям и требованиям, предъявляемыми работодателями, потребителями образовательных услуг, общественными организациями и обществом в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общие рекомендации по подготовке Публичных докла- разованием и образовательных учреждений. Приложение 1 к

дов региональных (муниципальных) органов управления об- Письму Министерства образования и науки РФ от 28 октября

2010г. № 13-312 «О подготовке Публичных докладов».

2. Шуматов В.Б., Крукович Е.В., Невзорова В.А. и др. Публичный доклад о результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2010 год. — Владивосток: Медицина ДВ, 2011. — 74с.

3. Шуматов В.Б., Крукович Е.В., Невзорова В.А., Трусова Л.Н. Публичный доклад о результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2011 год. — Владивосток: Медицина ДВ, 2012. — 104 с.

Информация об авторах: Шуматов Валентин Борисович — ректор, д.м.н., профессор; Крукович Елена Валентиновна — проректор по учебно-воспитательной работе, д.м.н., профессор; Трусова Людмила Николаевна — доцент кафедры, к.м.н.; Рассказова Валентина Николаевна — старший преподаватель, к.м.н., 690002, Владивосток,

проспект Острякова, д.2, e-mail: v.rasskazova@mail.ru

© ОНУЧИНА Е.В. — 2013 УДК: 378.184:378.661 (571.53)

МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК — ВАЖНОЕ ЗВЕНО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Елена Владимировна Онучина (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра факультетской терапии, зав. — д.м.н., проф. Н.М. Козлова)

Резюме. В статье рассмотрено влияние молодежного научного кружка на формирование специалиста. Рассматриваются ключевые направления работы в кружке при клинической кафедре: подготовка тематических больных для клинических разборов, развитие этико-деонтологических навыков, научно-исследовательская работа, развитие ораторского искусства и навыков презентации, формирование личности врача. Делается заключение, что студенты-кружковцы, как правило, выделяются среди других студентов глубиной и широтой знаний, лучшим владением речью, активностью и целеустремленностью. Молодежный научный кружок обеспечивает формирование более ранней профессиональной зрелости, что способствует максимальному раскрытию потенциала и возможностей будущего специалиста.

Ключевые слова: молодежный научный кружок, подготовка специалиста, научно-исследовательская работа специалиста, предметные медицинские олимпиады.

YOUTH SCIENTIFIC CIRCLE — AN IMPORTANT LINK IN TRAINING OF SPECIALIST

E.V. Onuchina (Irkutsk State Medical University)

Summary. In this paper the influence of youth scientific circle on forming a specialist is considering. The key areas of work in the circle of the clinical department: preparation of thematic patients for clinical analysis, development of ethical and deontological skills, scientific research, the development of oratory art and presentation skills, the formation of personality of a physician are considered. It has been concluded that students- мembers of the circle, as a rule, are distinguished among the other students by the depth and breadth of knowledge, better keeping of their speech, activity and single mindedness. Youth scientific society provides for the formation of earlier professional readiness, which helps to maximize the full potential and capabilities of the future specialist.

Key words: Youth scientific circle, training spetsilist, scientific research of specialist, medical subject Olympics.

Молодежный научный кружок является важным звеном в подготовке педагогических, научных и врачебных кадров вуза медицинской направленности [2,3,4]. Современный молодой специалист должен владеть определенной суммой фундаментальных и специальных знаний, иметь сформированное профессиональное мышление и обладать способностью к саморазвитию и самообразованию. Образовательный процесс, сводящийся только к учебной деятельности в рамках предмета, не может в полном объеме создать условия для формирования указанных качеств. Важным компонентом в обучении студента, получающего высшее образование, должно стать его непрерывное на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении участие в работе студенческого научного общества, которое реализуется в виде активного посещения одного или нескольких молодежных научных кружков. Задача молодежного научного кружка заключается не только в том, чтобы дать студенту дополнительные знания по конкретному предмету, но, прежде всего, стимулировать развитие у него творческой инициативы и мыслительной деятельности, связанных не с пассивным восприятием готовых знаний, а ориентацией на их активное и самостоятельное приобретение. Формы реализации

поставленных задач у молодежного научного кружка многогранны.

Первой составляющей его деятельности являются регулярные тематические заседания. При формировании годичного тематического плана кружка за основу берется учебная программа по предмету. Однако заседания кружка не повторяют курс обязательного обучения, а рассматривают наиболее сложные его разделы, разбирая дополнительные или частные вопросы темы с учетом современных представлений, излагающихся в периодической печати и средствах электронной информации. Часто обсуждаются альтернативные взгляды на проблему. Уровень заседания кружка существенно возрастает в случае ведения заседания специалистом по обсуждаемой проблеме. Преподаватель с учетом своего личного богатого профессионального опыта сам по себе становится дополнительным источником для получения новых знаний. Истинной школой для студентов является демонстрация тематических больных, что позволяет применить полученные теоретические знания на практике. При этом студент, представляющий разбираемого больного, сообщает его субъективные данные, участвует совместно с преподавателем в физикальном обследовании, сооб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.