Научная статья на тему 'Итоги и перспективы развития высшего медицинского образования на дальнам Востоке России'

Итоги и перспективы развития высшего медицинского образования на дальнам Востоке России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуматов В. Б., Невзорова В. А., Крукович Е. В.

Обзорная статья, посвященная современным аспектам учебно-методической, научной и клинической деятельности ВГМУ. Приведена современная административная структура вуза, сделан обзор основных направлений научной работы и развития научных школ. Проанализирован педагогический потенциал университета и его возможности в плане внедрения в учебный и клинический процесс инновационных технологий. Рассматриваются перспективы подготовки специалистов на додипломном и последипломном этапах обучения, включая систему сквозной профилизации, реализуемую через лицей и специальные медицинские классы школ региона. Особо выделена роль университета в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summary The review devoted to modern aspects of the education, scientific and clinical activity of the Vladivostok medical university. The modern administrative structure of high school is resulted; the review of the basic directions of scientific work and development of scientific schools is done. The pedagogical potential of university and its opportunity of introduction in educational and clinical process of innovative technologies are analyzed. Prospects of preparation of experts on under graduation and post graduation levels, including system of continuous profilization, through lyceum and special medical classes of schools of region are considered. The role of university is especially emphasized in realizations of the priority national project «Health». Key words: medical high school, educational, scientific and practical work, innovative technologies, the priority national project. Pacific Medical Journal, 2008, No. 3, p. 6-11

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы развития высшего медицинского образования на дальнам Востоке России»

УДК 378.661(571.63)

В.Б. Шуматов, В.А. Невзорова, Е.В. Крукович

К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: медицинский вуз, образовательная, научная и практическая работа, инновационные технологии, приоритетный национальный проект.

Обзорная статья, посвященная современным аспектам учебно-методической, научной и клинической деятельности ВГМУ Приведена современная административная структура вуза, сделан обзор основных направлений научной работы и развития научных школ. Проанализирован педагогический потенциал университета и его возможности в плане внедрения в учебный и клинический процесс инновационных технологий. Рассматриваются перспективы подготовки специалистов на додипломном и последипломном этапах обучения, включая систему сквозной профилизации, реализуемую через лицей и специальные медицинские классы школ региона. Особо выделена роль университета в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

На рубеже веков образование в вузе стало необычайно динамичным. Это в полной мере относится и к высшему профессиональному медицинскому образованию: повышаются требования общества к его качеству, быстро обновляются технологии обучения, изменяются организационные и экономические условия деятельности вузов, усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, постоянно меняется государственная позиция по отношению к высшей школе. Политика вуза должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования.

Университет открыт в 1958 г. как Владивостокский медицинский институт и в 1995 г. переименован во Владивостокский государственный медицинский университет, согласно приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию № 953 от 23.06.1995 г. К моменту открытия вуза преподавание велось на одном факультете, среди первых преподавателей было только 13 кандидатов наук. За достаточной короткий 50-летний период ВГМУ сумел стать ведущим научным и методическим центром медицинского образования на Дальнем Востоке.

В настоящее время университет реализует образовательные программы довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования, осуществляет повышение квалификации работников по основным направлениям своей деятельности, ведет фундаментальные и прикладные научные исследования по 4 отраслям наук. Для ведения образовательной деятельности в университете привлечено 468 педагогических работников, в том числе с ученой степенью и званием 382 человека (82%), из них 83 (22%) доктора и 299 (78%) кандидатов наук.

Университет, единственный в регионе среди медицинских вузов, осуществляет подготовку специалистов по 7 основным образовательным программам высшего профессионального образования: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, клиническая психология. ВГМУ является одним из четырех медицинских вузов страны, где организованы учебные военные центры. Учебный военный центр при Владивостокском государственном медицинском университете создан постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 года в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федерации для прохождения ими после окончания данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Для выпускников медицинских вузов и практических врачей в ВГМУ существует широкий выбор обучения на последипломном этапе образования: в клинической ординатуре по 31 специальности, в клинической интернатуре — по 25, в аспирантуре — по 29. Университет осуществляет подготовку по программам дополнительного профессионального образования: переподготовка по основным профессиональным образовательным программам по 37 направлениям, повышение квалификации по 79 направлениям, а также по программам «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Подготовка к поступлению в вуз». В форме заочного обучения получить образование можно на факультете высшего сестринского образования.

Сегодня ВГМУ полностью соответствует лицензионным нормативам, выполняет и реализует аккредитованные программы, обладает современной внутри-вузовской организационно-правовой и методической системами, а также системой управления образовательным процессом. Университет осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. с дополнениями и изменениями в соответствии с действующими законодательными актами и актами федеральной исполнительной власти. Эффективность подготовки на вузовском этапе определяется разработанной во Владивостокском медицинском университете концепцией, сущность которой заключается в комплексном поэтапном

формировании и развитии профессиональных компетенций у будущих специалистов-медиков на основе личностно-ориентированного подхода и принципов инновационной образовательной парадигмы в условиях модернизации высшей школы.

Во ВГМУ функционирует единственный в Дальневосточном регионе лицей при медицинском вузе. Основной идеей образовательной деятельности лицея является теоретическая разработка и практическая реализация компетенции непрерывного образования «лицей — медицинский университет», создание особого образовательного пространства, в котором надстраивается базовый компонент среднего образования и выполняется работа по профессиональному воспитанию учащихся. Лицей активно ведет профориентационную работу с медицинскими заочными классами Приморского края по очно-заочной системе обучения.

В текущем десятилетии приоритетными направлениями обучения в ВГМУ названы вопросы модернизации высшего образования, проблемы качества обучения (менеджмент качества), информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза, инновационная деятельность и современные технологии в образовании.

Рост негосударственного сектора образования обострил одну из ключевых проблем — проблему качества подготовки выпускников. Подготовка любого специалиста только тогда будет результативной, когда она превратится из массового в индивидуализированный процесс. За последнее время в нашей стране значительно активизировалась работа по созданию системы оценки качества образования.

Главной задачей внедренной в университете в 2007—2008 гг. системы обучения является оценка качества и эффективности образовательного процесса через субъекты учебно-воспитательной деятельности по реализации единых общественно значимых целей (реализация Государственного образовательного стандарта и выпуск врача). Она позволяет выявить дефекты, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента, объективно оценить причины, влияющие на качество образовательного процесса и своевременно вносить коррективы в его организацию. Переход к Болонскому процессу требует поиска новых механизмов и обучающих технологий. Одним из перспективных направлений здесь является усовершенствование рейтинговой технологии оценки результатов обучения, которая уже используется в ВГМУ на факультете клинической психологии. Преимущества рейтинговой системы — предсказуемость итоговой оценки и стимулирование творческого отношения к работе студентов и преподавателей — позволяют рассматривать возможность ее более широкого внедрения. Одной из инновационных форм учебной работы в вузе является участие в интернет-экзамене. В 2007—2008 учебном году по его результатам студенты освоили дисциплины социально-экономического и гуманитарного блоков.

Стратегия модернизации российского образования требует повышения профессионализма педагогических кадров, а значит — реформирования всех звеньев непрерывного педагогического образования, важнейшим из которых является система повышения квалификации преподавателей. Понимая сложность и новизну задач, сформулированных в концепции модернизации, в университете на основе программно-целевого подхода проведен анализ состояния и тенденций развития педагогического образования. Трехуровневая система повышения педагогической квалификации, включающая кафедральный (первый), вузовский (второй) и межвузовский (третий) уровни и обеспечивающая непрерывную психологопедагогическую подготовку педагогических кадров ВГМУ, получила дальнейшее развитие. С 2005 г. начата подготовка специалистов по программе дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы». В 2006—2008 гг. выпуск здесь составил более 100 человек. Широкий спектр используемых методов и форм повышения педагогической квалификации обеспечивает инновационный подход к решению настоящей проблемы.

При подготовке студентов в ВГМУ активно используются принципы взаимодействия теоретических и клинических кафедр, связи с органами практического здравоохранения, возможности выбора студентами элективов по дисциплинам, не представленным в учебных планах, что отвечает основному принципу подготовки врача — ориентированности на будущее. Специфика медицинского образования предусматривает тесное сотрудничество вуза с практическим здравоохранением. Университет стал основным учебно-методическим центром подготовки врачей Приморского края, Сахалинской и Магаданской областей. Для оптимизации взаимодействия между ВГМУ и отдаленными регионами с 2004 г. на Сахалине создано представительство университета по последипломному и дополнительному медицинскому образованию. Стабильно проводятся выездные обучающие циклы для районов Приморского и Камчатского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей. Расширяются связи по обучению врачей и средних медицинских работников в Еврейской автономной и Читинской областях, а также в Республике Саха (Якутия).

Клинические кафедры университета базируются в 44 крупных клиниках (29 стационаров, 9 поликлиник и др.). Мощность коечного фонда, используемого кафедрами вуза, составляет 8608 единиц. Лечебная деятельность сотрудников клинических кафедр включает организацию и проведение утренних конференций врачей, ведение больных в профильных терапевтических и хирургических отделениях, выполнение операций, консультаций, обходов доцентами и профессорами, а также участие в клинических разборах, консилиумах, патолого-анатомических конференциях (табл. 1). Кроме того, лечебная деятельность сотрудников вуза осуществляется в районах и городах

Таблица 1

Взаимодействие ВГМУ с медицинскими учреждениями (2003-2007 гг.)

Специальность Кол-во консультаций1 -раен к К °Яй оры ‘Р-Єя о§н те о або р и е и а її ^ ©

040100 «лечебное дело» 161073 64515 -

040200 «педиатрия» 23989 16456 -

040300 «мед.-проф. дело» - - 220

040400 «стоматология» 5278 26058 -

040500 «фармация»3 6 - -

1 Проведено штатными преподавателями вуза.

2 Экспертизы.

3 Участие в работе комитетов по фармации и т.д.

Приморского края и Дальневосточного федерального округа. Проводятся консультации, операции, конференции в районах Приморского и Камчатского краев, Сахалинской, Магаданской и Амурской областей.

Сегодня все лечебные кафедры университета вносят свой вклад в формирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний и улучшение диагностики, формирование здорового образа жизни путем улучшения качества подготовки и повышения уровня знаний медицинского персонала. Разработана здоровьесберегающая технология обучения студентов в высшем учебном заведении. В 2005 г. получена лицензия на право ведения медицинской деятельности по отделениям Медицинского объединения ВГМУ: стоматологии и санаторию-профилакторию «Незабудка», где проходят лечение студенты и сотрудники вуза.

В клиниках ведут лечебную работу 308 штатных сотрудников вуза и 86 внешних совместителей, являющихся сотрудниками лечебно-профилактических учреждений города и края. Из них 11 — действительные члены и члены-корреспонденты академий, 22 человека имеют звание «заслуженный врач России», 28 награждены почетным знаком «Отличник здравоохранения». На клинических кафедрах трудятся 69 профессоров, 107 доцентов, 132 ассистента. 177 преподавателей (57,5%) аттестованы на высшую и 31 (10,1%) — на первую квалификационные врачебные категории. Все преподаватели клинических кафедр имеют сертификаты специалистов.

В крае работают 37 обществ, ассоциаций и общественных организаций, возглавляемых заведующими кафедрами и доцентами ВГМУ. На клинических базах вуза функционируют 33 специализированных центра, из них 18 регионального и краевого, 15 — городского значения. За последние 10 лет их количество увеличилось вдвое. Научное руководство центрами осуществляют заведующие кафедрами или доценты. Здесь применяются современные методы диагностики и лечения, разработанные сотрудниками ВГМУ и осно-

ванные на достижениях действующих научных школ. Так, например, в терапии, травматологии и педиатрии активно используются методы мониторинга воспалительного процесса, связанные с вопросами нитроок-сидергической регуляции висцеральных систем (основоположник — профессор, д-р мед. наук П.А. Мотав-кин). Одной из задач создания центров является организация связи с первичным звеном здравоохранения, без чего невозможно оказание квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Центры проводят большую учебно-методическую работу, организуют семинары и конференции для узких специалистов и врачей амбулаторно-поликлинического звена.

В рамках трехстороннего соглашения между департаментом здравоохранения Приморского края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и ВГМУ в крае проводится работа по созданию и адаптации моделей комплексных медицинских услуг. 50 сотрудников вуза являются экспертами бюро лицензирования и аккредитации. На базе университета успешно функционирует учебно-тренировочный центр по отработке практических навыков для студентов, врачей различных специальностей (специалисты скорой медицинской помощи, анестезиологи и реаниматологи, кардиологи, неона-тологи, терапевты).

Научная деятельность университета — один из важнейших факторов, определяющих качество высшего медицинского образования. В центре внимания находятся программы, направленные на охрану здоровья женщины-матери, ребенка и новорожденного; профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, специфических и неспецифических болезней легких; создание новых лекарственных средств на основе использования местного природного сырья (табл. 2). Сотрудники ВГМУ принимают самое непосредственное участие в реализации краевых целевых программ губернатора Приморья. По заказу органов управления здравоохранением края выполняется 70 научно-исследовательских работ по актуальным проблемам медицины. В диссертационных советах вуза за пятилетний период (2002—2006) защищено 273 диссертации, из них 18 докторских и 255 кандидатских, в том числе сотрудниками университета — 8 докторских и 101 кандидатская. Вне советов ВГМУ за пять лет защищены 21 докторская и 32 кандидатские диссертации.

Существующий диссонанс между мировыми достижениями в области новейших биотехнологий, расшифровке генома человека и отставанием в этой области российской науки требуют создания новых научных направлений в университете. Доступ к уникальным природным ресурсам морской фауны и флоры, тесное сотрудничество с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Дальневосточного федерального округа, способными проводить научно-исследовательские работы на высоком уровне и создавать ценные результаты интеллектуальной

Таблица 2

Основные научные направления ВГМУ в 2003—2008 гг.

Направление Руководители

Медицинские аспекты биотехнологии лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище из природного сырья Хотимченко Ю.С., Кропотов А.В.

Нитроксидергические механизмы регуляции висцеральных систем Мотавкин П.А., Шуматова ТА., Шуматов В.Б.,

Патофизиологические и клинические аспекты остеопороза Гельцер Б.И., Кочеткова Е.А.

Современные технологии сохранения, развития, восстановления здоровья детей и подростков Лучанинова В.Н., Мирошниченко В.А., Бениова С.Н., Крукович Е.В.

Научное обоснование и разработка мероприятий по профилактике массовых неинфекционных заболеваний населения Дальнего Востока Петров В.А., Туркутюков В.Б., Ковальчук В.К., Маркелова Е.В.

Разработка и внедрение в практическое здравоохранение современных технологий профилактики и лечения заболеваний внутренних органов Суханова Г.И., Татаркина Н.Д., Невзорова В.А., Кулаков Ю.В., Потапов В.Н.

Фармакоэкономические исследования в медицине Елисеева Е.В., Просекова Е.В., Гельцер Б.И.

Клиническая эрология Каминский Ю.В., Федченко ТМ.

деятельности, формируют особые творческие условия. В настоящее время более 10 научных работников ДВО РАН являются сотрудниками Владивостокского государственного медицинского университета. Созданы возможности для совместного использования научных лабораторий Института биологии моря, Тихоокеанского института биоорганической химии, Би-олого-почвенного института, оснащенных новейшей высокотехнологичной аппаратурой. Определены возможности для создания совместной межвузовской лаборатории с Дальневосточным государственным университетом для проведения научных исследований в области химии, физики, генетики.

В настоящее время научные исследования в ВГМУ ведутся по четырем направлениям: 14.00.00 — медицинские науки; 03.00.00 — биологические науки; 19.00.00 — психологические науки; 15.00.00 — фармацевтические науки. Совместная работа с Дальневосточным отделением Российской академии наук и с образовательными учреждениями по созданию биотехнологического промышленного кластера (технопарка) в Дальневосточном федеральном округе позволит университету проводить исследования по другим направлениям — химии, физике, экономике.

С 1998 г. вуз выпускает «Тихоокеанский медицинский журнал». С 2002 г. это издание превращено в рецензируемый научно-практический журнал, который с 2003 г. выходит с периодичностью четыре номера в год. В июле 2007 г. журнал включен в перечень периодических научных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации для публикации результатов исследований диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских и биологических наук.

Интеграцию ВГМУ в единое международное образовательное и научное пространство призван осуществлять международный отдел, созданный в 1994 г. В качестве основы международной деятельности выдвинут принцип продуктивного сотрудничества с зарубежными партнерами в форме обмена передовым опытом в области внедрения и развития инно-

вационных образовательных технологий, передовых научных и практических разработок. Заключение прямых договоров с зарубежными медицинскими образовательными и общественными организациями позволяет осуществлять обмен преподавателями, научными сотрудниками аспирантами и стажерами; приглашение и командирование высококвалифицированных специалистов профессорского состава для чтения лекций по актуальным вопросам восточной и европейской медицины. ВГМУ сотрудничает с медицинскими университетами, медицинскими институтами, медицинскими академиями наук, общественными медицинскими организациями Англии, Вьетнама, Германии, Франции, Китая, Южной Кореи, Корейской Народно-Демократической республики, Польши, США, Японии. С 2004 г. по настоящее время во Владивостокском государственном медицинском университете на постоянной основе работают две обменные программы для студентов совместно с Харбинским медицинским университетом и Медицинским факультетом университета г. Ниигаты. В 2007 г. вступило в действие соглашение о преподавательских обменах с Муданьцзянс-ким медицинским университетом (КНР).

На качественно новый уровень поднялось библиотечно-информационное обеспечение. Сегодня библиотека университета располагает наиболее полным фондом медицинской тематики в городе. Для совершенствования обслуживания библиотека расширяет спектр услуг. Зал электронного доступа к информации позволяет предоставить читателям возможность работы с удаленными базами данными (БД): БД ВИНИТИ, Medline; специализированными медицинскими поисковыми машинами; приобретенными и установленными в локальной сети БД «Российская медицина», «Консультант Проф.», «Консультант. Медицина. Фармацевтика», «MedArt» и собственными ресурсами библиотеки: БД «Книги», «Статьи Мед.», «Авторефераты», «Труды ученых ВГМУ». В 2005 г. подписан договор с компанией EBSCO на использование баз данных, включающих реферативные и полнотекстовые ресурсы.

Таблица 3

Контрольные цифры подготовки врачей в 2006—2008 гг. во Владивостокском государственном медицинском университете

Контрольные цифры приема, чел.

Субъект ДФО всего врачей в т.ч. участковые терапевты1 в т.ч. участковые педиатры в т.ч. врачи общей практики1

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Приморский край 100 119 246 46 ТУ 36 / ПП 5 150 20 54 90 34 ТУ 12 / ПП 12 6

Сахалинская обл. 60 52 48 29 ТУ 36 / ПП 2 24 24 12 24 7 ТУ 0 / ПП 2 0

Итого: 160 171 294 75 ТУ 72 / ПП 7 174 44 66 114 41 ТУ 12 / ПП 14 6

1 Тематическое усовершенствование (ТУ), в 2007 г. — переподготовка (ПП).

Среди вузов Владивостока, по данным национально-информационного консорциума библиотек (НЭЙКОН), пользователи ресурса EBSCO в нашем университете в несколько раз активнее, чем в других организациях города. Используются текстовые доступы к базам данных. Выпускается ежемесячный бюллетень новых поступлений, рассылаемый на кафедры, а также представленный на сайте библиотеки.

Автономной системой (подсистемой) управления в вузе является студенческое самоуправление, формы которого соответствуют действующим рекомендациям в данной области, в том числе принципам и задачам его развития. Традиционно сложились и функционируют следующие общевузовские субъекты студенческого самоуправления: профсоюзная организация, студенческий совет, молодежный центр, студенческое научное общество, спортивный клуб. На уровне факультетов, курсов, групп функционируют: общественные деканы факультетов, старостаты, старосты курсов, старосты групп.

Не меньшее значение как для образования, так и для воспитания имеет восстановление и ремонт учебных корпусов. Учебный и лечебный процесс, осуществляемый в отремонтированных аудиториях, становится существенно более эффективным, поскольку обучающиеся чувствуют уважение к себе и постоянную заботу со стороны персонала и администрации вуза.

По итогам открытого конкурса среди медицинских вузов в ВГМУ размещен государственный заказ на подготовку врачей первичного звена здравоохранения.

2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г.

126

Участковые Участковые Врачи общей терапевты педиатры практики

Рис. Подготовка врачей первичного звена здравоохранения в ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава».

В связи с этим дополнительно к основному учебнопроизводственному плану подготовки специалистов факультета повышения квалификации с 2006 г. в план основных мероприятий по реализации проекта в сфере здравоохранения включена «Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-те-рапевтов участковых, педиатров участковых» (табл. 3). Благодаря этому, в первый год реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» увеличилось более чем на 30% число специалистов первичного звена здравоохранения, повысивших квалификацию по сравнению с 2005 г. С каждым годом приоритетный национальный проект «Здоровье» наращивает свои темпы и объемы. Если в 2006 г. повысили свою квалификацию в рамках проекта 160 врачей первичного звена, в 2007 г. — 174 специалиста, то контрольные цифры на подготовку врачей терапевтов участковых, педиатров участковых и врачей общей практики в 2008 г. составляют 294 специалиста Приморского края и Сахалинской области (рис.).

При реализации приоритетного национального проекта главными задачами для университета явились кадровое обеспечение проекта и его информационная поддержка. Важной составляющей этого процесса, несомненно, является повышение профессиональной квалификации врачей и подготовка специалистов для работы на диагностическом оборудовании. Следующим важным направлением национального проекта выступает обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Во владивостокском государственном медицинском университете ведется работа по подготовке квалифицированных специалистов для оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. С этой целью проводится обучение специалистов для работы на диагностическом оборудовании, поставляемом в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. В 2007 г. проведены дополнительные циклы тематического усовершенствования «Гистероскопия в гинекологии», «Патология шейки матки с основами кольпоскопии», «Рентгендиагностика заболеваний молочной железы» объемом 72—108 часов для 88 специалистов. В текущем году расширилась тематика циклов повышения квалификации. По данному направлению планируется подготовка специалистов по ультразвуковому исследованию для диагностики патологии тазобедренных

суставов у детей, диагностики перинатальной патологии; рентгенологов для проведения маммографии. Продолжается работа по внедрению современных технологий в акушерских стационарах. Кроме того, в плане реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Приморском крае начато строительство Федерального центра высоких медицинских технологий, который будет оснащен передовым медицинским оборудованием. Владивостокский центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования будет современным медицинским учреждением, и получать квалифицированную помощь в нем смогут все жители Дальнего Востока. В настоящее время уже рассматриваются варианты обучения и повышения квалификации приморских врачей данного профиля. Таким образом, реализована основная задача проекта — улучшение ситуации в оказании медицинской помощи с последующей модернизацией здравоохранения Приморского края и Сахалинской области.

Система подготовки врачей — додипломная и последипломная — во многом уникальна, как уникальна и сама профессия врача, и его место в обществе. Университет ежегодно ставил и продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи, направления, несмотря на трудности, прежде всего на совершенствование учебного процесса и всех его составляющих не только в аспекте выполнения государственного задания, но и в повышении качества подготовки специалистов, развитии новых форм обучения, внедрении информационных технологий. Повышению качества образовательного процесса способствует энергичная и специально планируемая научно-исследовательская и

клиническая работа, издательская деятельность, а также международные проекты, обогащающие учебную работу современным опытом.

Благодаря энтузиазму и профессиональному долгу профессорско-преподавательского состава современный Владивостокский государственный медицинский университет стал не только учреждением, готовящим медицинские кадры, но и интеллектуальным центром, оказывающим благотворное влияние на все население Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Университет сознательно и планомерно принял и реализует лозунг профессионального развития современного специалиста-медика: «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

Поступила в редакцию 05.06.2008.

TO THE 50-ANNIVERSARY OF VLADIVOSTOK STATE MEDICAL UNIVERSITY V.B. Shumatov, V.A. Nevzorova, E.V. Krukovich Vladivostok State Medical University

Summary — The review devoted to modern aspects of the education, scientific and clinical activity of the Vladivostok medical university. The modern administrative structure of high school is resulted; the review of the basic directions of scientific work and development of scientific schools is done. The pedagogical potential of university and its opportunity of introduction in educational and clinical process of innovative technologies are analyzed. Prospects of preparation of experts on under graduation and post graduation levels, including system of continuous pro-filization, through lyceum and special medical classes of schools of region are considered. The role of university is especially emphasized in realizations of the priority national project «Health». Key words: medical high school, educational, scientific and practical work, innovative technologies, the priority national project.

Pacific Medical Journal, 2008, No. 3, p. 6—11.

УДК 611.8-018.84

П.А. Мотавкин, В.М. Черток

Владивостокский государственный медицинский университет

ИННЕРВАЦИЯ МОЗГА

Ключевые слова: мозговой отдел автономной нервной системы, регуляция, кровеносные сосуды, эпендима.

В статье изложены достижения сотрудников кафедры гистологии, изучавших в течение нескольких десятилетий периферическую нервную систему головного и спинного мозга. Описаны внутримозговые нервы и нервные клетки интра-медуллярного отдела автономной нервной системы. Обобщены результаты гистофизиологических исследований кровеносных сосудов, в регуляции которых установлены нейро-мышечный, нейропаракринный и интимальный механизмы. Исследованы пролиферативные потенции эпендимной глии, формирующей интраспинальный орган. Совокупность органов, возникающих из эпендимоцитов, объединена в каскадную эпендиможелезистую систему мозга.

Полнота и адекватность психических и физиологических функций мозга напрямую связаны с оптимальной ликворо- и гемодинамикой. Бесперебойная циркуляция жидкостей обеспечивает постоянство внутренней среды мозга, от чего зависит весь объем его жизненных возможностей. Гарантами динамического гомеос-

таза являются нервная и эндокринная регуляция, их местные и центральные механизмы. Они с большей полнотой изучены для магистральных (экстраорган-ных) артерий и значительно меньше — для кровеносных сосудов, осуществляющих внутримозговую циркуляцию [17—19]. Между тем основные трофические события происходят внутри мозга. Поэтому изучение сосудистых механизмов внутримозговой гемоциркуляции всегда являлось приоритетной задачей неврологии. В результате многолетних исследований, предпринятых сотрудниками кафедры гистологии Владивостокского медицинского университета (В.М. Черток, Л.Д. Маркина, А.В. Ломакин, Ю.И. Пиголкин, В.С. Каредина, Ю.А. Красников, Г.В. Рева, И.В. Дюй-зен, А.П. Бахтинов, Б.Т. Тихвинков, Г.М. Мухина, Т.В. Довбыш, В.Ф. Баранов, А.А. Беликов, Т.С. Власов, С.Д. Володин, А.И. Селиванов, О.Н. Вощинина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.