Научная статья на тему 'Публичные сервитуты: изменение законодательства и правоприменительная практика'

Публичные сервитуты: изменение законодательства и правоприменительная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ / PUBLIC EASEMENT / LAND CODE / UNIFIED STATE REGISTER OF REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев Денис Александрович

Сервитут является одним из древнейших вещных прав. Впервые данный институт появился в римском праве. Ученые отмечают, что это следующие право, появившееся вслед за правом собственности. Институт сервитута существует и в правовой системе РФ. Постоянно развиваясь, система сервитутов уже сейчас становится достаточно сложной и разветвлённой. В данной статье автром рассматриваеися правоприменительная практика и изменение законодательства с сфере установление публичного сервитута.The easement is one of the oldest property rights. For the first time, this institution appeared in Roman law. Scientists note that this is the next right that appeared after the right of ownership. The institution of easement exists in the legal system of the Russian Federation. Constantly developing, the system of easements is already becoming quite complex and ramified. In this article, the author automatically examines the law enforcement practice and changes in legislation in the field of establishing public easement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публичные сервитуты: изменение законодательства и правоприменительная практика»

Публичные сервитуты: изменение законодательства и правоприменительная

практика

Public servities: amendments to legislation and law practice

УДК 338.45 DOI 10.24411/2658-3569-2020-10043

Авдеев Денис Александрович,

аспиарнт кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)

Avdeev Denis A.,

Postgraduate Department of Geodesy and Cadastral Activities, Industrial University of Tyumen

Аннотация. Сервитут является одним из древнейших вещных прав. Впервые данный институт появился в римском праве. Ученые отмечают, что это следующие право, появившееся вслед за правом собственности. Институт сервитута существует и в правовой системе РФ. Постоянно развиваясь, система сервитутов уже сейчас становится достаточно сложной и разветвлённой. В данной статье автром рассматриваеися правоприменительная практика и изменение законодательства с сфере установление публичного сервитута.

Summary. The easement is one of the oldest property rights. For the first time, this institution appeared in Roman law. Scientists note that this is the next right that appeared after the right of ownership. The institution of easement exists in the legal system of the Russian Federation. Constantly developing, the system of easements is already becoming quite complex and ramified. In this article, the author automatically examines the law enforcement practice and changes in legislation in the field of establishing public easement.

Ключевые слова: публичный сервитут, Земельный кодекс, Единый государственный реестр недвижимости

Keywords: public easement, Land Code, Unified State Register of Real Estate.

В соответствии с действующим законодательством для достижения определенных целей на земельный участок может быть оформлено право ограниченного пользования. В случаях, если это обусловлено интересами общества, то речь будет идти об установлении публичного сервитута.

Право ограниченного пользования чужим землями и (или) земельными участками в интересах неопределенного круга лиц, без изъятия земельных участков.

В соответсвии с пп. 2, 5, 6 ст. 23 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут устанавливают для:

1. для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков;

2. публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом;

3. публичный сервитут можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности;

4. публичный сервитут нужен для того, чтобы без изъятия земельного участка обеспечить государственные, муниципальные или общественные нужды (например, проход или проезд через участок).

Публичный сервитут устанавливают своим решением:

- исполнительные органы государственной власти;

- органы местного самоуправления.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:

1. цель установления публичного сервитута;

2. сведения о:

- лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;

- собственнике инженерного сооружения;

3. кадастровые номера (при их наличии) земельных участков;

4. срок:

- публичного сервитута;

- в течение которого использование земельного участка будет невозможно.

В соответствии с ч. 4 ст. 39.43 Земельного Кодекса РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:

реквизиты:

решений оо утверждении документов;

*- нормативных актов: определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав:

порядок расчета и внесения платы за пуо.тичныи сервитут

график проведения работ при осуществлении деятельности, дтя обеспечения которой устанавливается публичный сервитут

/' ~ Л

указание на ооязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное дтя использования в соответствии с видом разрешенного использования

V_J

Рисунок 1. Решение об установлении публичного сервитута

Наосновании ч. 7 ст. 23 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

- срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута;

- срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

- публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа;

публичный сервитут считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.

В рамках п. 1,2,3 ст. 39.47 Земельного Кодекса РФ в отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается

Соглашение в письменной форме заключается между обладателем публичного сервитута и правообладателем земельного участка, находящегося в частной собственности или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка,

находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого установлено обременение.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута включает в себя:

- сведения о сторонах соглашения;

- реквизиты решения об установлении публичного сервитута;

- цель установления публичного сервитута;

- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;

- срок публичного сервитута;

- размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;

- права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:

проект соглашения об

осуществлении табличного сервитута

отчет об оценке для: определения размера платы за обременение

Рисунок 2. Информация, которую обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка

Установленные публичные сервитуты, сохраняются в отношении образуемых или измененных земельных участков в прежних границах при:

- разделе земельного участка;

- объединении земельного участка;

- перераспределении земельного участка;

- выделе земельного участка. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

В соответстии ч. 5 ст. 23 Земельного Кодекса РФ Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав:

- владения;

сведения: о его границах

- пользования;

- распоряжения таким земельным участком.

Сведения о части земельного участка в сведения ЕГРН, вносятся на основании межевого плана, подготовленного в результате:

- образования части земельного участка;

- образования земельного участка и части земельного участка;

- образования земельного участка с одновременным уточнением сведений о существующих частях исходного земельного участка;

- одновременного уточнения местоположения границ земельного участка и уточнения сведений о частях земельного участка либо образования части земельного участка.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

В соответствии со статьей 7 Закона о регистрации недвижимости одним из составляющих Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) является реестр сведений о границах. На основании Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте, представленные на рисунке 3.

Г в реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

реквизиты решения ОГВ или ОМС:

описание местоположения границ;

с обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним;

цель установления:

срок.

Рисунок 3. Информация о публичном сервитуте, которая вносится в

реестр границ

На рисунке 4 представлен пример схема расположения публичного сервитута.

Рисунок 4. Схема расположения сервитута На рисунке 5 представлен алгоритм описания границ публичного сервитута.

Описание границ публичного сервитута:

местоположение публичного сервитута (субъект Российской Федерации. муниципальное образование. а также населенный пункт (в случае установления публичного сервитута в границах населенного пункта);

система координат, используемая для ведения ЕПРН. с указанием зоны (зон) картографической проекции, в которой определены координаты характерных точек;

метод(ы) определения координат и средняя квадратическая погрешность положения характерных точек;

перечень характерных точек.

Рисунок 5. Алгоритм описания границ публичного сернтута

Таким образом, под публичным сервитутом подразумевается разновидность обременения земельного участка, которое устанавливается для удовлетворения нужд населения того или иного региона. При этом такое ограничение можно установить и на государственную собственность, и в отношении земельных участков, принадлежащей частному лицу.

Список использованной литературы

1. Земельный кодекс РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

2. Пелымская, О.В. Территориальное планирование муниципального образования [Текст] / О.В. Пелымская, Е. Г. Черных, А. В. Кряхтунов; Министерство образования и

науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». — Тюмень: ТИУ, 2017. — 81 с.

3. Simakova T.V., Simakov A.V., Skipin L.N., Chernykh E.G., Starovoitova E.S. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use management / Espacios. 2019. Т. 40. № 20. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G., Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora // Revista ESPACIOS. — 2018. — Vol. 39 (Number 16). — P. 36. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a 18v39n16/a18v39n16p36.pdf

5. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10

6. Сизов, А.П. Научные основы, цели, функции, содержание и организация мониторинга земель: учебник / А.П.Сизов. — М.: Изд-во «Русайнс», 2019. — 172 с.

7. Сизов А.П. Опыт использования методов математической статистики при анализе результатов государственного земельного надзора // Геодезия и картография. — 2019. — Т. 80. — № 10. — С. 55-64. — DOI: 10.22389/0016-7126-2019-952-10-55-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.