Научная статья на тему 'Плата за публичный сервитут, как способ обеспечения эффективного использования земельного участка'

Плата за публичный сервитут, как способ обеспечения эффективного использования земельного участка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1111
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
плата за сервитут / частный сервитут / платность землепользования / аукцион / государственная регистрация сервитута. / fee for easement / private easement / land use fee / auction / state registration of easement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьин Евгений Владимирович

В статье анализируется отдельные аспекты установления сервитута в целом и публичного в частности, автор приходит к выводу, что плата за сервитут является важным способом обеспечения эффективности использования земельного участка. Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией возможности установления публичного сервитута и платы за него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENT FOR A PUBLIC EASEMENT AS A WAY TO ENSURE THE EFFICIENCY OF LAND USE

The article analyzes certain aspects of establishing an easement in General and public in particular. the author concludes that payment for an easement is an important way to ensure the efficiency of land use. The object of the research is public relations that develop in connection with the implementation of the possibility of establishing a public easement and payment for it.

Текст научной работы на тему «Плата за публичный сервитут, как способ обеспечения эффективного использования земельного участка»

ПЛАТА ЗА ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ, КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

PAYMENT FOR A PUBLIC EASEMENT AS A WAY TO ENSURE THE

EFFICIENCY OF LAND USE

Марьин Евгений Владимирович, к.ю.н., доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости , ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК), Москва, Россия, evgenii_marin@mail.ru

Evgeniy.V. Maryin, associate professor of the land right and state registration of the real estate, Moscow State university of geodesy and cartography, Moscow, Russia, evgenii_marin@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется отдельные аспекты установления сервитута в целом и публичного в частности, автор приходит к выводу, что плата за сервитут является важным способом обеспечения эффективности использования земельного участка. Объектом исследования является общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией возможности установления публичного сервитута и платы за него. Summary: The article analyzes certain aspects of establishing an easement in General and public in particular. the author concludes that payment for an easement is an important way to ensure the efficiency of land use. The object of the research is public relations that develop in connection with the implementation of the possibility of establishing a public easement and payment for it.

Ключевые слова: плата за сервитут, частный сервитут, платность землепользования, аукцион, государственная регистрация сервитута.

Keywords: fee for easement, private easement, land use fee, auction, state registration of easement

Общеизвестно, что система платного землепользования, в первую очередь, состоит из различных платежей, таких как: земельный налог, арендная плата за землю и, конечно, платежей в рамках сервитутных отношений. Так как вопросы налогообложения земли и арендных платежей за землю являются предметами отдельных исследований, на наш взгляд, следует остановиться на рассмотрении некоторых сторон земельного сервитута, с целью более детального понимания его роли в системе платного землепользования. У собственников земельных участков или иной недвижимости может возникнуть необходимость в проходе, проезде через соседний участок или использовании чужого недвижимого имущества в иных целях, не препятствующих разрешенному использованию участков их владельцами по функциональному назначению. В таком случае они получают возможность требовать права ограниченного использования чужих земельных участков, а его закрепление и называется сервитутом. По своей природе он является типом обременения, а реализация должна осуществляться по правилам ст. 274 ГК РФ [1с.68].

Справедливость и необходимость сервитута хорошо поймёт каждый владелец недвижимости, которая отделена от подъездных путей или линий электропередачи, водо- и газоснабжения другим земельным участком. Тогда необходим сервитут, который устанавливается по соглашению между владельцами недвижимости или в силу судебного решения. Он подлежит обязательной государственной регистрации, в том же порядке, как регистрируются все права на недвижимое имущество[5,с.8].

Регулируется отношение сторон договорным правом точно так же, как и всякая другая сделка. Её сторонами становятся сервитуарий и собственник вещи. К примеру, собственник вещи может не заявлять никаких возражений,

но требовать установления очень чёткого регламента, в котором были бы расписаны все детали.

Сервитут подлежит государственной регистрации. Запись об этом должна оказаться в ЕГРН в качестве записи об ограничениях права собственности и других прав на недвижимое имущество. Соответственно, если владелец решит продать свою недвижимость, то обязан поставить покупателя в известность о том, что имеется официальное обременение, которое отражено документально и занесено в соответствующий реестр. Если же факт обременения будет скрыт, то это автоматически станет основанием для признания сделки недействительной, со всеми вытекающими из того последствиями [6,с.234].

Пункт 5 ст. 274 ГК РФ предусматривает возможность установления владельцем участка, который предоставит его для каких-то целей, соразмерной платы за сервитут.

Если вещь получила обременение в виде сервитута, то она именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей. Само же ограниченное право следует судьбе имущества.

Если служащая вещь сменит владельца, то сервитут всё равно сохранится по правилам ст. 216 ГК РФ, которые предусматривают, что прекращения иных вещных прав на имущество при смене собственника не происходит[2,с. 94].

Теоретически сервитут выглядит в качестве продолжения одной вещи в рамках другой. У какого-то лица имеется участок земли, но нет проезда к автомобильной дороге или доступа к магистральным линиям. В таком случае он требует реализации своих прав посредством установления сервитута, который можно представить в виде «распространения» вещи за её физические пределы. Это и называют господством над служащей вещью.

При этом владелец служащей вещи может получить некоторые неудобства, тогда это компенсируется деньгами, что происходит по договорённости сторон или решению суда[4,с. 116].

Возможны и ситуации, когда нахождение господствующей вещи порождает потребность установления сервитута к нескольким вещам, которые перекрывают подъездные пути или создают какие-то другие препятствия. Объектами сервитута могут быть не только земельные участки, но здания, сооружения и любая другая недвижимость..

Кроме частного возможен и публичный сервитут, закреплённый в ЗК РФ. Публичный сервитут устанавливается правилами законов и иными нормативными актами в том случае, если это необходимо для осуществления интересов государства или местного самоуправления.

К примеру, проведения различных хозяйственных работ на частных участках, обеспечения прохода через них. Нравится это кому-то или нет, но ст. 23 ЗК РФ содержит положения о том, что публичный сервитут так же подлежит государственной регистрации, хотя наличие лица, в пользу которого он осуществляется, не предполагается[4,с.13].

По общему правилу обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за него. Она может устанавливаться в виде как единовременного платежа, так и периодических выплат. Так, за сервитут на участке из государственной или муниципальной собственности, не обременённой правами третьих лиц, обладатель сервитута вносит единовременный платёж в течение полугода с принятия соответствующего решения.

Как определяется размер оплаты? Она рассчитывается пропорционально площади участка или земель в установленных границах публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут в отношении участка из государственной или муниципальной собственности, не обременённого правами третьих лиц, равна одной сотой процента от его кадастровой стоимости за каждый год использования. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть меньше одной десятой процента кадастровой стоимости участка за весь срок сервитута[7,с.48].

Как быть, если кадастровая стоимость участков и земель не определена? В такой ситуации плата за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего показателя кадастровой стоимости участков по муниципальному району или городскому округу, а также муниципальному образованию в городе федерального значения.

Также существуют и безвозмездные публичные сервитуты. Ими признаются сервитуты, установленные для пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на участках из государственной собственности в границах полос отвода железных дорог. Также бесплатно предоставляются сервитуты для пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или для примыканий автодорог к другим автодорогам на участках из государственной либо муниципальной собственности в границах полосы отвода автодороги.

Этим список безвозмездных сервитутов не исчерпывается. Не берётся плата за те, которые устанавливаются для размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях. Правда, при условии, что речь идёт об участках или землях из государственной или муниципальной собственности, не обременённых правами третьих лиц[3,с.27].

Наконец, не берутся деньги за сервитут на участке, правообладатель которого - сторона договора о подключении или технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения.

Плата за публичный сервитут в отношении участков из частной собственности или из государственной либо муниципальной собственности, но предоставленных гражданам или организациям, определяется следующим образом. За основу берутся нормы ФЗ от 29.07.1998 г. № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методические рекомендации. Размер платы определяется на дату, предшествующую максимум на тридцать дней той, когда правообладателю участка направлено соглашение о публичном сервитуте[8,с.35].

Плата за публичный сервитут вносится правообладателю участка, с которым заключено соглашение, либо единовременным платежом в депозит нотариуса. Но это актуально, к примеру, если в течение тридцати дней с получения правообладателем участка проекта соглашения о публичном сервитуте, оно ни заключено, ни оспорено. При досрочном прекращении публичного сервитута внесённая плата не возвращается. Если, конечно, в соглашении о нём не учли такого развития событий и не описали процедуру возврата. В счёт платы за публичный сервитут не засчитываются (а значит, возмещаются) убытки, причинённые невозможностью исполнения правообладателем участка обязательств перед третьими лицами., а также убытки, которые возникли в результате деятельности обладателя публичного сервитута на участке. В частности, имеется в виду ущерб вследствие повреждения имущества (в том числе из-за аварии или в связи с её предотвращением). Возмещение должно быть произведено в течение тридцати дней с соответствующего обращения правообладателя участка.

Таким образом, институт оплаты за землю, в том числе платы за публичный сервитут в нынешней России является устойчивым, однако не статичным. Его постоянное развитие в праве и экономике выражается в улучшении имеющихся и выработке свежих форм обязательных земельных платежей, особенно в эпоху кризиса.

Литература

1. Гаврилюк М.Н. Публичный сервитут: новое в земельном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. 2019. № 4. С. 66-70.

2. Гордиенко И.И. Правовые проблемы, возникающие при установлении сервитута на земельный участок // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 4 (211). С. 92-96.

3. Козлова Е.В., Козлов В.В. Практика оценки платы за сервитут на землях сельскохозяйственного назначения // Вопросы оценки. 2019. № 3 (97). С. 25-35

4. Краснова Т.С. Отдельные аспекты учения о сервитуте в современном российском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 3. С. 12 - 14

5. Рыбина С.Н., Ешкилева Н.А. Проблемы правового регулирования земельного сервитута в российской федерации // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 7-15.

6. Сухова Е.А. Публичный сервитут на земельный участок: новый порядок правового регулирования // Материалы Международной научно-практической конференции "Новеллы права и политики 2018". 2019. С. 231 -235.

7. Чебоньян Т.Г., Величко А.А. Соразмерная плата за использования сервитута // Colloquium-journal. 2019. № 1-10 (25). С. 48-49.

8. Шин И.В. Проблематика в сфере установления платы за пользование сервитутом // Вестник Студенческого научного общества. 2019. Т. 10. № 3. С. 34-36.

References

1. Gavrilyuk M.N. (2019). Publichnyj servitut: novoe v zemel'nom zakonodatel'stve.Chernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve, No. 4, Pp. 66-70.

2. Gordienko I.I. (2019). Pravovye problemy, voznikayushchie pri ustanovlenii servituta na zemel'nyj uchastok. Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii, No.4 (211), Pp. 92-96.

3. Kozlova E.V., Kozlov V.V. (2019). Praktika ocenki platy za servitut na zemlyah sel'skohozyajstvennogo naznacheniya.Voprosy ocenki, No.3 (97), Pp. 2535.

4. Krasnova T.S. (2017). Otdel'nye aspekty ucheniya o servitute v sovremennom rossijskom prave. Imushchestvennye otnosheniya v RF, No.3, Pp. 12 - 14.

5. Rybina S.N., Eshkileva N.A. (2019). Problemy pravovogo regulirovaniya zemel'nogo servituta v rossijskoj federacii. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogoprava, T. 9, No.2-1, Pp. 7-15.

6.Suhova E.A. (2019). Publichnyj servitut na zemel'nyj uchastok: novyj poryadok pravovogo regulirovaniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Novelly prava ipolitiki 2018" , Pp. 231-235.

7. Chebon'yan T.G., Velichko A.A. (2019). Sorazmernaya plata za ispol'zovaniya servituta. Colloquium-journal, No. 1-10 (25). Pp. 48-49.

8. Shin I.V. (2019). Problematika v sfere ustanovleniya platy za pol'zovanie servitutom. Vestnik Studencheskogo nauchnogo obshchestva, T. 10, No. 3, Pp. 3436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.